Научная статья на тему 'Особенности мотивации достижения дзюдоистов разной квалификации'

Особенности мотивации достижения дзюдоистов разной квалификации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
403
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ / ACHIEVEMENT MOTIVATION / СПОРТИВНАЯ МОТИВАЦИЯ / SPORTS MOTIVATION / ДЗЮДОИСТЫ / JUDOKAS / ДЗЮДО / JUDO

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Козлов Роман Сергеевич

В статье показана значимость мотивации достижения для достижения спортивных результатов спортсменов-дзюдоистов, представлены результаты эмпирического исследования особенностей мотивации достижения дзюдоистов в зависимости от квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Козлов Роман Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности мотивации достижения дзюдоистов разной квалификации»

PSYCHOLOGICAL SCIENCES

Features achievement motivation judokas of different qualifications Kozlov R. (Russian Federation) Особенности мотивации достижения дзюдоистов разной

квалификации Козлов Р. С. (Российская Федерация)

Козлов Роман Сергеевич /Kozlov Roman - магистрант, кафедра социальной психологии, Красноярский государственный педагогический университет им. В. Ф. Астафьева,

г. Красноярск

Аннотация: в статье показана значимость мотивации достижения для достижения спортивных результатов спортсменов-дзюдоистов, представлены результаты эмпирического исследования особенностей мотивации достижения дзюдоистов в зависимости от квалификации.

Abstract: the article shows the importance of achievement motivation for reaching sport results of judo athletes. Moreover, it shows results of empirical research on achievement motivation features for judokas, depending on their qualification.

Ключевые слова: мотивация достижения, спортивная мотивация, дзюдоисты, дзюдо.

Keywords: achievement motivation, sports motivation, judokas, judo.

Для достижения высоких результатов дзюдо, как спорт высших достижений, предъявляет высокие требования как к физической подготовленности спортсмена-дзюдоиста, так и к психической деятельности спортсмена.

Мотивация достижения - это ориентация человека на стремление к успешному выполнению задания, настойчивость перед лицом неудач и переживание чувства гордости за выполнение поставленной цели.

Феномен мотивации достижения изучался во взаимосвязи с поведением и осуществлением личностью деятельности (Г. Мюррей, М. Ю. Орлов, P. C. Вайсман, Г. Трудевинд, В. М. Матюхина, Т. А. Саблина, В. В. Шипилина, Г. В. Литвинова и др.).

Вопросы спортивной мотивации в структуре подготовки дзюдоистов представлены в ряде работ: А. В. Литманович, В. И. Пугачев, С. А. Кабанов, А. В. Еганов, Я. К. Коблев и др.

Петровский Е. Л. спортивную мотивацию относит к одному из значимых факторов, который обуславливает рост спортивного мастерства дзюдоистов. Между спортивной мотивацией и результативностью спортсмена существует двусторонняя связь. Развивая спортивную мотивацию спортсмена, тренер тем самым работает на повышение спортивного результата, успешность его соревновательной деятельности и наоборот, повышая результативность спортсмена, тренер тем самым укрепляет спортивную мотивацию [4].

Исследованиями доказано, что спортсмены с выраженной мотивацией на достижение успеха добиваются в спорте лучших результатов по сравнению со спортсменами, имеющими низкую степень выраженности данного вида спортивной мотивации.

В исследовании А. В. Бобровского проведен сравнительный анализ поведения борцов с разной направленностью мотивации достижения (на успех или на избегание неудачи). При высокой выраженности мотивации на достижение успеха дзюдоисты проявляют стремление, во что бы то ни стало добиться успеха в соревнованиях, отмечается высокая степень уверенности, происходит мобилизация своих ресурсов [1].

Борцы, у которых в структуре мотивации преобладает ориентация на избегание неудачи, показали следующие особенности. Основная цель в их предсоревновательной подготовке и в процессе соревнований заключается в избегании неудачного выступления, отмечается неуверенность в себе перед схваткой.

Целью нашего исследования являлось изучение особенностей мотивации достижения дзюдоистов разной квалификации.

Исследование проводилось на базе КГБУДО «СДЮСШОР имени Б. Х. Сайтиева». В исследовании принимали участие 60 спортсменов-дзюдоистов, из них 30 высококвалифицированных спортсменов (кандидат в мастера спорта, мастер спорта), 30 начинающих дзюдоистов (I - II разряды).

В исследовании применялись методики: методика «МАС» М. Кубышкиной, направленная на выявление стремления человека к достижению цели, стремления к соперничеству (азартности) и стремления к социальному престижу, и опросник соревновательной мотивации Г. Д. Бабушкина.

В результате проведенного исследования были получены следующие результаты: В группе высококвалифицированных спортсменов-дзюдоистов в структуре соревновательной мотивации в большей степени выражена направленность на достижение успеха (показатель 8,8), у начинающих спортсменов-дзюдоистов в большей степени в структуре соревновательной мотивации представлена мотивация на избегание неудачи (показатель 7,4).

Анализ данных стремлений (мотивации) к достижению цели, к соперничеству и к социальному престижу у спортсменов - дзюдоистов высокой квалификации позволяет сделать следующие выводы:

Стремление к социальному престижу в большей степени выражено в группе спортсменов-дзюдоистов с высокой квалификацией (показатель 9,8), чем в группе начинающих дзюдоистов (показатель 5,4). Это можно объяснить тем, что большинству «успешных» подростков - спортсменов уже не нужно доказывать, что успехи в спорте повышают их престиж в обществе.

По показателю «стремление к соперничеству» в обеих группах наблюдается схожая тенденция, а именно спортсмены-дзюдоисты вне зависимости от спортивной квалификации демонстрируют среднюю выраженность стремления к соперничеству. Это объясняется спецификой самой спортивной деятельности, так как соперничество это неотъемлемая часть не только процесса соревнования, но и тренировочной деятельности.

По шкале «стремление к достижению цели» в группе спортсменов - дзюдоистов разной квалификации тоже наблюдается схожая тенденция, а именно дзюдоисты показывают среднюю выраженность данного показателя (показатель 7,8 в группе дзюдоистов высокой квалификации и 8,0 в группе начинающих дзюдоистов). Это свидетельствует о том, что спортсмены-дзюдоисты вне зависимости от квалификации уже достаточно ясно осознают, какие цели и требования являются приоритетными именно в спортивной деятельности.

Полученные в работе данные свидетельствуют, что мотивацию достижения необходимо планомерно и целенаправленно развивать и формировать в процессе подготовки спортсменов-дзюдоистов.

Литература

1. Бобровский А. В. Управление спортивной мотивацией борцов высокой квалификации на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям (на примере дзюдо): автореф. дис. канд. пед. наук /А. В. Бобровский. Омск, 2005. 24 с.

2. Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения. М.: Смысл, 2013. 336 с.

3. Пилоян Р. А. Мотивация спортивной деятельности. М.: ФиС, 2004. 216 с.

Еигореап Баепсе № 7(17) ■ 36

4. Петровский В. А. Личность в психологии. Парадигма субъективности: Учеб. пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. 512 с.

Psychology of computer role-playing games with moral choices and research program («Fable» series example) Kolesnikov E. (Russian Federation) Психология компьютерных ролевых игр с моральным выбором и программа исследования (на примере серии «Fable») Колесников Е. В. (Российская Федерация)

Колесников Евгений Владимирович / Kolesnikov Evgeny - студент, кафедра общественных связей и медиаполитики, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Институт государственной службы и управления, г. Москва

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы психологии компьютерных ролевых игр с моральным выбором, доказывается их актуальность и связь с социальной психологией, психологией искусства и массовых коммуникаций, предлагается примерная программа исследования и приводится пример ее применения на материалах опросов респондентов-игроков и контент-анализа сетевых сообществ поклонников компьютерных игр. Обосновывается возможность практического применения приведенных теоретических подходов и эмпирических данных для коррекции поведения и создания методов научения.

Abstract: there are consideration of problems of the psychology of computer games with moral choice, argued their relevance and relation with social psychology, psychology of arts and mass communications, suggested model of program of study and exemplified its applying on materials of public opinion polls and content analysis of web-communities of computer games fans. The article proves potential of practical use of presented theoretical approaches and empirical data to behavioral correction and creation of learning methods.

Ключевые слова: психология компьютерных игр, социальная психология, моральный выбор, психология массовых коммуникаций.

Keywords: psychology of computer games, social psychology, moral choice, psychology of mass communications.

В социальной психологии, психологии искусства и психологии массовых коммуникаций давно исследуются вопросы восприятия тех или иных произведений отдельным индивидом. Ставятся насущные вопросы: может ли произведение настолько повлиять на психику, чтобы человек стал поступать лучше или хуже, совершил акт насилия или, наоборот, героический поступок [1] [2] [3]?

Если поставить вопрос, являются ли компьютерные игры искусством, можно услышать различные мнения, как среди потребителей, так и экспертов. Здесь примем допущение, что некоторые компьютерные игры являются произведениями искусства, если включают один или несколько из перечисленных элементов [5] [6] :

1. Намерение разработчиков отразить реальность в их собственном видении.

2. Наличие художественных образов.

3. Стимулирование когнитивной и эмоциональной сфер психики потребителей, наличие переживания, идентификации себя с героями.

4. Продуманный сценарий (сюжет).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.