Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия формирования спортивной мотивации юных футболистов на начальном этапе спортивной подготовки'

Психолого-педагогические условия формирования спортивной мотивации юных футболистов на начальном этапе спортивной подготовки Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
194
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / СПОРТИВНАЯ МОТИВАЦИЯ / ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ФУТБОЛИСТОВ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / SPORTS MOTIVATION / STAGE OF INITIAL TRAINING OF PLAYERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Горлова Юлия Ивановна, Третьяков Станислав Александрович

В статье обосновывается эффективность психолого педагогических условий формирования спортивной мотивации юных футболистов на начальном этапе спортивной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Горлова Юлия Ивановна, Третьяков Станислав Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHO-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF SPORTS MOTIVATION OF YOUNG FOOTBALL PLAYERS AT THE INITIAL STAGE OF SPORTS TRAINING

The article substantiates the effectiveness of psychological and pedagogical conditions of formation of sports motivation of young players at the initial stage of sports training

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия формирования спортивной мотивации юных футболистов на начальном этапе спортивной подготовки»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СПОРТИВНОЙ МОТИВАЦИИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

PSYCHO-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF SPORTS MOTIVATION OF YOUNG FOOTBALL PLAYERS AT THE INITIAL STAGE OF SPORTS TRAINING

Горлова Юлия Ивановна

кандидат педагогических наук, доцент Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Gorlova Julia Ivanovna Professor, candidate of pedagogics Orel state University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Третьяков Станислав Александрович

магистрант

Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Tretyakov Stanislav Alexandrovich master student

Orel state University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Аннотация. В статье обосновы^/вается эффективность психолого-педаго--гических условий формирования спортивной мотивации юных футболистов на начальном этапе спортивной подготовки.

Abstract. The article substantiates the effectiveness of psychological and pedagogical conditions of formation of sports motivation of young players at the initial stage of sports training

Ключевые слова: психолого-педагогические условия, спортивная мотивация, этап начальной подготовки футболистов

Keywords: psychological and pedagogical conditions, sports motivation, stage of initial training of players

Одна из важных задач процесса спортивной подготовки юных футболистов является поиск эффективных способов управления тренировочной и соревновательной деятельности, обеспечивающие активизацию внутренних ресурсов. Для получения результата в спортивной деятельности решающим фактором является их мотивация. В спортивной психологии мотивация, рассматривается как совокупность внешних и внутренних движущих сил, побуждающих спортсмена осуществлять деятельность, направленную на достижение спортивных целей, с затратой определенных усилий, с определенным уровнем старания, добросовестности и настойчивости [2].

Проблематика спортивной мотивации достижения, возникнув в исследованиях психологов, все более приобретает междисциплинарный характер, наблюдается в трудах социологов, физиологов и, безусловно, педагогов

93/150

[1,2,3,4]. Причем для последних, в связи с вышеуказанным, данная проблематика представляется весьма актуальной не только в теоретическом, но и прикладном плане. Возникает необходимость синтеза подобных исследований в целях практического применения, к примеру, в рамках указанной в названии статьи проблематики.

О ведущей роли мотивации в результативности спортивной деятельности отмечало не одно поколение ученых. Данная проблема нашла отображение в трудах А. Ц. Пуни (1969), Ю. Л.Ханина (1980), Р. А. Пилояна (1984), А. В. Шаболтаса (1998). Г. Д. Бабушкина (2000), Е. П. Ильина (2002) и многих других. В ряде работ изучены вопросы формирования мотивации в отдельных видах спорта. Научный интерес представляют работы по исследованию мотивационной сферы у гребцов-академистов (Г. Б. Горская, Т. Е. Лапко, 1993), художественных гимнасток (А. Ф. Караваев, 1993), таэквондистов (Л. Г. Уляева, 1999), боксеров (Бабушкин Е. Г., 2000), баскетболистов (А. В. Канатов, 2005), дзюдоистов (А. П. Шумилин, 2003), волейболистов (Е. Б. Кузьмин, 2009) и многих других.

Исследование направленности спортивной мотивации тренировочной и соревновательной деятельности юных футболистов БУ ОО «СШОР Русичи» г. Орла на начальном этапе спортивной подготовки проводилось на основании анализа результатов анкетирования по методике Р.А. Пилояна [4]. Были созданы две группы - экспериментальная (п=24 футболиста) и контрольная (п=22 футболиста).

Основными психолого-педагогическими условиями в работе по формированию спортивной мотивации у юных футболистов, входящих в экспериментальную группу являлись:

- систематический анализ соревновательной деятельности спортсменов с поиском причин успехов и неудач и обоснование путей предотвращения неудачных выступлений;

- развитие у спортсменов результативности (как качества личности) спортивной (тренировочной и соревновательной) деятельности;

- формирование у спортсменов адекватной самооценки и планирование на основе этого соревновательных целей;

- формирование у спортсменов оптимального соотношения тренировочной и соревновательной мотивации;

- формирование у спортсменов мотивации на достижение успеха;

- обеспечение положительного эмоционального фона на тренировках и соревнованиях;

-формирование благоприятных межличностных отношений в тренировочных группах между спортсменами и между спортсменами и тренером;

- обеспечение благоприятного педагогического сотрудничества тренера со спортсменами.

По итогам проведенного исследования можно заключить, что у юных футболистов экспериментальной группы более выраженная мотивация на тренировочную (Р < 0,05) и соревновательную ( Р < 0,05) деятельность. Причем, тренировочная деятельность для них более привлекательна, что характерно для спортсменов этапа начальной подготовки.

В структуре соревновательной мотивации проявляется тенденция усиления

мотивации на достижение успеха, что является необходимым условием для спортсмена в борьбе за победу. Мотивация на избегание неудачи у спортсменов двух групп недостоверна.

Дополнительная работа со спортсменами по формированию спортивной мотивации позволяет оказывать существенное влияние на формирование ее составляющих компонентов, что отразилось на укреплении у них интереса к спорту и успешности их спортивной деятельности, понимаемой в нашем исследовании как максимальная реализация имеющихся способностей, а также волевых проявлений, мотивационных установок, знаний, умений и навыков.

Спортивная деятельность включает в себя широкую и разнообразную систему человеческих отношений, характер которых существенно влияет на эффективность деятельности спортсмена. Прежде всего, это отношения между тренером и спортсменом.

Исследования показали, что, футболисты, которые мотивированы на достижение успеха, отчетливо проявляют свои стремления, выбирают средства и предпочитают действия, направленные на достижение поставленной цели. Они рассчитывают получить одобрение за свои усилия, а выполняемая ими работа вызывает у них положительные эмоции. Для них так же характерны, полная мобилизация своих ресурсов и сосредоточение внимания, стремление закрепить успех.

Таким образом, процесс формирования спортивной мотивации у юных футболистов является одним из важных условий этапа начальной подготовки спортсменов. Организация тренировочных занятий с учетом выделенных условий способствует более эффективному решению задач повышения успешности спортивной деятельности, оказывает положительное влияние на результативность соревновательной деятельности юных футболистов.

Литература

1. Дмитриев С. В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. М. : Физкультура и спорт, 1992. 112 с.

2. Ильин Е. П. Психология спорта. СПб. : Питер, 2009. 352 с.

3. Пилоян Р. А. Подготовка спортсменов с учетом особенностей их мотивации // Теория и практика физической культуры/. 1988. № 3. С. 34-35.

4. Психология физической культуры/ и спорта : учебник для вы/сших физкультурных учебны/х заведений / под ред. Г. Д. Бабушкина, В. Н. Смоленцевой. Омск : СибГУФК, 2007. 270 с.

References

1. Dmitriev S. V. Vliyanie psihologicheskih faktorov na sportivnyj rezul'tat [Influence of psychological factors on sports result]. Moscow, Fizkul'tura i sport Publ, 1992, 112p.

2. Il'in Е. P. Psihologiya sporta [Psychology of sports]. St. Petersburg, Piter Publ,, 2009, 352p.

3. Piloyan R. A. Podgotovka sportsmenov s uchetom osobennostej ih motivacii [Preparation of athletes taking into account features of their motivation]. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury - Theory and practice of physical culture, 1988, no. 3, pp. 34-35.

4. Babushkin G. D. (ed.), Smolenceva V. N. (ed.). Psihologiya fizicheskoj kul'tury i sporta [Psychology of physical culture and sports]. Omsk, SibGUFK Publ., 2007, 270p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.