Научная статья на тему 'Структура мотивации в спортивной деятельности'

Структура мотивации в спортивной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1577
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ПОБУДИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INCENTIVE ACTIVITY / СОРЕВНОВАНИЯ / COMPETITIONS / СПОРТ / SPORT / СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ / PERSONALITY STRUCTURE / ХАРАКТЕР / CHARACTER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Донцов Владимир Владимирович, Мостовая Татьяна Николаевна

В спортивной деятельности мотивация играет одно из решающих значений. Корреляционную зависимость спортивных достижений от силы и направленности мотивации не раз подчеркивали российские и зарубежные ииследователи. Высоко мотивированные спортсмены отличаются рядом положительных качеств и,как правило, всегда добиваются успехов в спорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Донцов Владимир Владимирович, Мостовая Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structure of motivation in sports activity

In sports activities motivation plays one of the key values. Correlation of the sports achievements from the strength and direction of motivation has repeatedly stressed that the Russian and foreign isledovatel. Highly motivated athletes have a number of positive qualities and,as a rule, always achieve success in sports.

Текст научной работы на тему «Структура мотивации в спортивной деятельности»

СТРУКТУРА МОТИВАЦИИ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

STRUCTURE OF MOTIVATION IN SPORTS ACTIVITY

Донцов Владимир Владимирович

старший преподаватель кафедра прикладной физической культуры Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орёл, Россия Dontsov Vladimir Vladimirovich senior lecturer department applied physical culture Orel state university named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Мостовая Татьяна Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедра прикладной физической культуры Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орёл, Россия Mostovaia Tatiana Nikolaevna candidate of pedagogical b/ciences, associate professor

applied physical culture Orel state university named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Аннотация. В спортивной деятельности мотивация играет одно из решающих значений. Корреляционную зависимость спортивных достижений от силы и направленности мотивации не раз подчеркивали российские и зарубежные ииследователи. Высоко мотивированные спортсмены отличаются рядом положительных качеств и,как правило, всегда добиваются успехов в спорте.

Abstract. In sports activities motivation plays one of the key values. Correlation of the sports achievements from the strength and direction of motivation has repeatedly stressed that the Russian and foreign isledovatel. Highly motivated athletes have a number of positive qualities and,as a rule, always achieve success in sports.

Ключевые слова: мотивация, побудительная деятельность, соревнования, спорт, структура личности, характер.

Keywords: motivation, incentive activity, competitions, sport, personality structure, character.

Мотивация в структуре личности занимает лидирующее положение. Она затрагивает все её структурные образования: характер, направленность личности, психические процессы, способности, эмоции, темперамент и т.д. В психологии понятия «мотив» и «мотивация» кардинально различаются. Под мотивами подразумеваются:

- субъективные динамические силы (тенденции), направленные на избавление человека от состояний напряжения;

- субъективные представления о предмете, удовлетворяющие соответствующие желание, и придающее личностный смысл направленной на него деятельности;

- закрепленные установки, влияющие на готовность к активности в соответствующих условиях и в определенном направлении;

- стабильные оценочные позиции.

Мотивация поведения личности обусловлена мотивами человека. С одной стороны, она зависит от конкретных жизненных условий человека. С другой стороны - от их психического отражения. Если мотивы являются устойчивыми, то мотивация может меняться, т.е. является динамическим компонентом. Её изменения могут происходить в сфере направленности (качественный аспект) и степени выраженности (количественный аспект). Мотивация объясняет изменчивость личностной активности, деятельность и поведение человека, направленность его интересов. Мотивация может быть внешней и внутренней и зависит, соответственно, от внешних или внутренних факторов. По мотивацией часто подразумевается актуализация мотивационной сферы в какой либо ситуации в виде классификации значимости. Также под мотивацией подразумевают и психическое состояние, формирующееся в результате сопоставления своих возможностей и желаний. Зарождение, функционирование и развитие мотивации связано еще и с эмоциями, волей, развитием и проявлением возможностей.

Как писал А.Н. Леонтьев: «Реально мы всегда имеем дело с особенными деятельностями, каждая из которых отвечает определенной потребности субъекта, стремится к предмету этой потребности, угасает в результате ее удовлетворения и воспроизводится вновь - может быть уже в совсем иных, изменившихся условиях». Видимо, по этой причине, мотивация в спорте зависит от своеобразия этой деятельности и уровня её развития. Как писал Р.А. Пилоян, спортивная мотивация, это «...особое состояние личности спортсмена, формирующееся в результате соотнесения им своих способностей и возможностей с предметом спортивной деятельности, служащее основой для постановки и осуществления целей, направленных на достижение максимально возможного на данный момент спортивного результата».

Особенностями спортивной деятельности являются:

- повышенное эмоциональное переживание, связанное со спортивными достижениями, успехом или неудачей;

- направленность на достижение максимального результата;

- состояние соперничества;

- публичность состязаний.

Мотивация человека оказывает влияние на продолжительность присутствия человека в спорте.

Впервые роль и значение мотивации в спорте были отмечены А.Г. Рафаиловичем. Автором были установлены присутствие и значимость как непосредственные и опосредованные мотивы спортивной деятельности (удовлетворение, получение эстетического наслаждения от мышечной активности, желание соревноваться и, одновременно, стремление быть здоровым, сильным, осознание важности спортивной деятельности, подготовка к труду).

Российский ученый, Е.П. Ильин большое разнообразие мотивов к занятию спортом подразделяет на две группы:

1) мотивы, направленные на процесс деятельности (потребность в двигательной активности; получение впечатлений, связанных со спортивными соревнованиями);

2) мотивы, направленные на результат: стремлени к самосовершенствованию; стремление к самовыражению и самоутверждению; социальные установки; удовлетворение материальных и духовных потребностей.

Другой ученый, Р.А. Пилоян, в структуре мотивации борцов высокого уровня выделил три побудительные причины: побудительные, процессуальные и базисные. Побудительные причины основываются на двух факторах: ориентации спортсмена на удовлетворение материальных и духовных потребностей. Базисные причины включают три компонента: приобретении специализированных знаний, умений и навыков; заинтересованность спортсмена в благоприятных социально-бытовых условиях; отсутствии болевых ощущений. Процессуальные причины базируются на двух факторах: отсутствие психогенных влияний и интерес спортсмена в получении знаний о своих противниках.

Изучение работ отечественных психологов позволило еще одному отечественному исследователю, А. В. Шаболтасу провести контент-анализ сочинений учеников спортивного интерната г. Санкт-Петербург (возраст 13-17 лет) на тему: «Почему я занимаюсь спортом?». Результаты анализа позволили констатировать, что у игроков командных видов спорта наиболее выражены социально-моральный и гражданско-патриотический мотивы. Командные виды спорта - коллективные игры, поэтому у спортсменов более развито чувство коллективизма и ответственности за индивидуальный вклад в достижения команды. Одним из основных мотивов спортивной деятельности является мотив самоутверждения, или престиж.

И. Г. Келишев, наряду с другими авторами, выделил 8 мотивов занятий спортивной деятельностью:

1) стремление укрепить свое тело;

2) желание достичь хорошего физического развития и красивого телосложения;

3) стремление подготовить себя к будущей жизни;

4) желание закалить свою волю, стать стойким и мужественным;

5) заинтересованность в тяжелоатлетических упражнениях;

6) стремление к путешествиям;

7) желание достичь спортивного совершенства и желание стать знаменитым;

8) стремление в последующем самому стать тренером.

Многие психологи среди главных компонентов спортивной мотивации выделяют мотив достижения успеха. Но на самом деле, в структуре спортивной мотивации выделяется не один, а несколько компонентов. Так, например, В.К. Сафонов и Ю.И. Филимоненко выделяют два уровня спортивной мотивации:

1. Общая мотивация, которая формируется в процессе физического воспитания. На этом этапе ставится и закрепляется в сознании спортсмена

перспективная цель.

2. Мотивированность спортсмена на конкретной тренировке, этапе подготовки, которая, актуализируется через осознание поставленных задач данного этапа подготовки и самооценки своего психофизиологического состояния, функциональных возможностей.

Таким образом, мотивация спорта - это «...особое состояние личности спортсмена, ... служащее основой для постановки и осуществления целей, направленных на достижение максимально возможного на данный момент спортивного результата» (Р. А. Пилоян). Мотивация оказывает воздействие на характер всех процессов в спорте. Высоко мотивированные спортсмены отличаются строгим соблюдением установленного порядка, стремлением быстро и точно выполнить данные поручения, высокой требовательностью к себе и другим, общественной активностью.

В структуре спортивной мотивации можно рассматривать мотивацию соревновательную и тренировочную (Е. Г. Бабушкин). Соревновательная, в свою очередь, включает в себя мотивацию избегания неудачи и мотивацию достижения успеха. В мотивации достижения успеха огромную роль играют стремление к победе, положительный эмоциональный фон и возможность бороться до конца. В видах спорта, связанных с единоборствами, мотивация достижения успеха вплотную сочетается с доминантными личностными качествами, смелостью, стремлением к риску. Вместе с тем, здесь присутствуют компоненты, типичные для спортивных игр: желание достичь успеха совместно с товарищами по команде, найти альтернативные пути достижения цели, проявить свои лидерские качества. Мотивация достижения оказывает воздействие на цель и активность, на действия спортсмена в экстремальных ситуациях, на интенсивность прилагаемых усилий. В случае, когда мотивация достижения цели преобладает, полученные результаты бывают связаны с особенностями психологии и физиологии (В. И. Степанский). В противном случае (при преобладании мотивации избегания неудачи), результативность оказывается низкой. Уровень мотивации достижения успеха гораздо выше у спортсменов со слабой тревожностью, и наоборот.

Российский практический психолог Р. М. Загайнов, изучив данные многолетних бесед и наблюдений за спортсменами, выделил пять типов личности спортсменов, различающихся по характеру и содержанию мотивационной сферы:

1-й тип - спортсмен «положительной» мотивацией. Ее основу составляет постоянное чувство долга и ответственности;

-й тип - спортсмен с «отрицательной мотивацией». Спортсмены этого типа - одиночки. Они меркантильны, озлоблены. Общее между представителями этих двух типов - их стабильно высокая мотивация на основную деятельность, где они и достигают постоянных и высоких результатов;

В большом спорте выделяется группа спортсменов, у которых отсутствует стабильная мотивация, по этой причине высоких результатов они достигают лишь эпизодически. В этой группе автор выделяет три категории:

Зи V ГЧ V

-й тип - «артистический». Вдохновение такой спортсмен черпает во внешних проявлениях спорта.

4-йтип - «интеллектуал», интеллект которого направлен на осмысление

каждой ситуации и каждого действия. Спорт эта та деятельность, в которой он изучает себя, свои возможности и готовит себя к иной деятельности.

5-й тип - «хрупкий». Глубоко переживает любую экстремальную ситуацию, боится неудач. При первых же столкновениях со всеми трудностями большого спорта уходит в иную среду.

В работах многих психологов была рассмотрена и прослежена связь целей и мотивов спортивной деятельности. Например, Г. Д. Горбунов считает, что процесс субъективной постановки цели и мотивационная сфера спортсмена непосредственно связаны между собой, и главная роль отводится самоутверждению. Развитие этого мотива следует связывать с установлением ценностных приоритетов, основой которых является объективная оценка своего поведения, успехов, поражений. Такой процесс невозможен без самооценки и самоидентификации с общепринятыми общественно-социальными нормами.

В зависимости от сложности цели тратится большее или меньше количество прилагаемых усилий для её достижения. Более глубокое понимание и осознание стоящих перед спортсменом задач отражается в более осмысленном переживании серьезности и общественной значимости разрешения этих задач, более интенсивном побуждении к их решению.

Многие исследователи отмечают, что спортсмены часто ставят перед собой неконкретные, расплывчатые цели. В этой связи расплывчатыми оказываются и пути достижения этих целей. Чем конкретнее поставленная цель, тем выше потребность и способность к саморазвитию. Цели могут быть близкими, отдаленными и промежуточными. В случаях, когда высокая перспектива спортивных достижений бывает очень активной, а деятельность сопряжена со значительными трудностями, то спортсмен, обычно правильно ставит поэтапные цели, готовит себя к соревнованиям.

Цели могут быть реальными и идеальными. Реальная цель - это минимум, который вызывает чувство удовлетворения. Идеальная цель - идеал, к которому стремиться спортсмен, максимально удовлетворяя свои амбиции. Уровень притязаний в спортивной деятельности характеризуется сложностью поставленной цели. Е. П. Ильин выявил различия в поведении спортсменов и охарактеризовал их, применительно к спортсменам с низким и завышенным уровнем притязаний. Если первые недооценивают себя, боятся подняться выше достигнутого уровня и неудач, неохотно берутся за сложные задачи, вторые же, переоценивают свои возможности, претендуют на высокие оценки со стороны окружающих и тяжело переживают неудачи.

Амбициозность спортсменов зависит от прошлых достижений или неудач, от способности оценивать ситуацию и предугадать её дальнейшее развитие. Субъективная оценка вероятности достижения цели складывается из настоящего функционального состояния спортсмена и независимых факторов, влияющих на спортивное достижение. Большое значение имеют также и отношение к самому себе, своему успеху, способность к самоанализу и самокритике. Таким образом, постановка цели в спортивной деятельности является главным условием в тренировках. Цели могут быть как близлежащими, так и перспективными. Процесс формирования цели детерминируется личностными особенностями, возможностями и оценкой внешних условий.

Результаты исследований отечественных и зарубежных ученых позволяют

выделить следующие мотивы в спортивной деятельности:

- потребность в двигательной активности;

- потребности в предельных физических усилиях;

- стремление к соревновательной деятельности;

- эстетическое наслаждение;

- развлечение и активный отдых;

- стремление к состоянию стресса и победы над ним.

Наряду с вышеизложенными, можно выделить еще один ряд мотивов:

- испытание собственных физических и психических особенностей;

- стремление быть сильным, здоровым, добиться красивого телосложения, совершенствование физических способностей;

- стремление закалить волю, стать стойким и мужественным;

- достижение успеха в спорте;

- повышение социального статуса;

- рассматривание возможных негативных последствий успеха;

- желание быть частью спортивной команды;

- желание в будущем стать тренером;

- материальные потребности;

- подготовка к профессиональной деятельности;

- накоплении специальных знаний,умений и навыков;

- отсутствие болевых ощущений и психогенных влияний;

- стремление к путешествиям;

- понимание важности спортивной деятельности,

- желание прославить свою страну, стремление к спортивному совершенствованию для успешного выступления за спортивный коллектив.

Мотивация в спорте может рассматриваться как состояние готовности спортсмена, являющееся фундаментом для постановки и достижения цели, связанной с достижением наилучшего спортивного результата. На тренировочную деятельность оказывает влияние не только мотивация на результат, но и повышение результатов соревновательной деятельности увеличивает спортивную мотивацию. В спорте можно выделить два слагаемых мотивации, тренировочная и соревновательная. Соревновательная мотивация зависит от соотношения двух тенденций: избегание неудачи и достижение успеха.

Преобладание у спортсменов мотивации достижения успеха проявляется в жажде победы, способности «бороться до конца», склонности к доминированию, невосприимчивости к угрозам, стремлении к риску, малой тревожности, атакующем стиле, высокой интенсивности напряжения сил, способности максимально реализовать возможности психофизиологических механизмов регуляции, положительных эмоциях, эффективности поведения в экстремальных ситуациях. Спортсменов с преобладанием мотивации достижения успеха характеризует уверенность в себе, авторитет, состояние здоровья, удовлетворенность спортивными достижениями.

Сохранение и развитие спортивной мотивации, стабилизация самооценки зависят от объективного отношения спортсмена к успехам и провалам. Значимость, реальность, конкретность поставленной цели влияют на её действенность. Трудности, связанные с выбором цели спортсменом заключаются

в уровне его притязаний в сфере деятельности. На уровень притязаний влияют мотивы занятий спортом, самоутверждения, а также субъективная оценка вероятности достижения цели с учетом своих психофизиологических возможностей и внешних условий, личностные особенности спортсменов. От важности мотива и уровня его притязаний зависит стремление спортсмена к намеченной цели. Таким образом, между самооценкой, уровнем притязаний, мотивационными установками, особенностями личности имеется очень плотная связь, влияющая на достижение высоких спортивных результатов.

Литература

1. Андреева, А. Н. Особенности мотивации школьников к занятиям физической культурой и спортом / А. Н. Андреева // Психолого-педагогические проблемы мотивации учебной и трудовой деятельности : тезисы докладов научно-практической конференции. - Новосибирск : ТГУ, 1985. - С. 60-61

2. Бабушкин, Г. Д. Формирование спортивной мотивации / Г. Д. Бабушкин, Е. Г. Бабушкин. - Омск : СибГАФК, 2000. - 179 с.

3. Горская, Г. Б. Особенности структуры мотивации, локуса контроля и личностного смысла успехов в спорте у гребцов-академистов разного пола / Г. Б. Горская, Т. Е. Лапко // Спортсмен как субъект деятельности. - Омск : ОГИФК, 1993. - С. 4-5.

4. Журкина, И. Л. Формирование нравственных отношений подростков в спортивной деятельности : дисс.... канд. пед. Наук : 13.00.01 / И. Л. Журкина. -Магнитогорск, 2000. - 160 с.

5. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2000. -508 с.

6. Канатов, А. В. Формирование спортивной мотивации у юных баскетболистов на этапе углубленной специализации : автореф. дисс.... канд. пед. наук : 13.00.04 / А. В. Канатов. - Тюмень, 2005. - 26 с.

7. Хало П. В. Модели и принципы активации резервных возможностей организма / П. В. Хало, ИП Кравцов В.А. - Таганрог : 2013. - 360 с.

8. Хало П. В. Психоэкология человека Ч. 2 Физика психоэкологии // П. В. Хало. -Таганрог : Издательство таганрогского государственного педагогического института имени А. П. Чехова, 2012. -244 с.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Andreeva A. N. [Features of motivation of school students to physical education and sports]. Psihologo-pedagogicheskie problemy motivacii uchebnoj i trudovoj deyatel'nosti. Tezisy dokladov nauchno-prakticheskoj konferencii [Psychological and pedagogical problems of motivation of educational and labor activity. Abstracts of scientific and practical conference]. Novosibirsk., TGU Publ., 1985, pp. 60-61. (In Russian).

2. Babushkin G. D., Babushkin E. G. Formirovanie sportivnoj motivacii [Formation of sports motivation]. Omsk, Sibgafk's Publ., 2000, 179 p.

3. Gorsky G. B., Lapko T. E. Osobennosti struktury motivacii, lokusa kontrolya i lichnostnogo smysla uspekhov v sporte u grebcov-akademistov raznogo pola [Features of the structure of motivation, locus of control and personal meaning of success in the sport of rowing-academics of different genders]. Sportsmen kak sub"ekt deyatel'nosti [Athlete as a subject of activity]. Omsk, OGIFK Publ., 1993, pp. 4-5.

4. Zhurkina I. L. Formirovanie nravstvennyh otnoshenij podrostkov v sportivnoj

deyatel'nosti: Diss.... kand. ped. Nauk [the formation of the moral relations of adolescents in sports activities].... kand. PED. Sciences]. Magnitogorsk, 2000, 160 p.

5. Il'in E. P. Motivaciya i motivy [Motivation and motives]. St.Petersburg, Piter Publ., 2000, 508 p.

6. Kanatov A. V. Formirovanie sportivnoj motivacii u yunyh basketbolistov na ehtape uglublennoj specializacii: Avtoref. diss.... kand. ped. Nauk [formation of sports motivation among young basketball players at the stage of in-depth specialization: author. Diss.... kand. PED. Sciences]. Tyumen, 2005, 26 p.

7. Halo P. V. Modeli i principy aktivacii rezervnyh vozmozhnostej organizma [Models and principles of activation of reserve capacity of organism]. Taganrog, 2013, 360 p.

8. Halo P. V. Psihoehkologiya cheloveka CH. 2 Fizika psihoehkologii [Psihopatologija man Part 2 Physics of psihopatologija]. Taganrog, Taganrog state pedagogical Institute named after A. P. Chekhov Publ., 2012, 244 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.