УДК 796.323 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-3-87-93
МОТИВАЦИЯ ИГРОКОВ КАК ДЕТЕРМИНАНТА УСПЕШНОСТИ ВЫСТУПЛЕНИЯ БАСКЕТБОЛЬНОЙ КОМАНДЫ
А.А. Клименко, А.И. Усенко, П.В. Абуладзе, М.В. Калита
Показана роль мотивации в спортивной деятельности и рассмотрена структура мотивации спортсменов. Приведен пошаговый алгоритм действий тренера баскетбольной команды в работе над повышением мотивации игроков. Изложен ряд мероприятий для контроля и генерирования мотивов к спортивной деятельности у игроков баскетбольной команды.
Ключевые слова: мотивация, мотивы, баскетболисты, игроки, спортсмены.
Клименко Андрей Александрович, канд. пед. наук, доц., kalita-2018@mail.ru, Россия, Краснодар, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина,
Усенко Александра Ивановна, канд. пед. наук, доц., aleksandra.71@mail.ru, Россия, Краснодар, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина,
Абуладзе Паата Венорович, старший преподаватель, kalita-2018@mail.ru, Россия, Краснодар, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина,
Калита Михаил Викторович, старший преподаватель, kalita-2018@mail.ru, Россия, Барнаул, Алтайский государственный педагогический университет
Мотивация играет значимую роль в разных видах деятельности человека [1]. Именно с ее ростом связывают генерирование ценностно-смысловой сферы индивидуума, осмысление собственной позиции в обществе, социализацию и профессиональное становление [2].
В настоящее время исследователи отмечают неоднозначность точек зрения к определению состава, сущности и реализации мотивационных направлений. Подчеркивая это, наиболее оптимальным на сегодняшний день является мнение, что мотивация - это динамический процесс, в результате которого генерируется мотив. Отмечается также зависимость мотивации спортсмена от его потребностей и проявление ее в конкретных действиях [3].
Цель исследования: изучить на основе ретроспективного анализа литературы состояние проблемы мотивации членов баскетбольной команды для поиска наиболее оптимальных средств и методов по формированию мотивации у игроков.
MOTIVATION OF PLA YERS AS A DETERMINANT OF THE SUCCESS OF THE PERFORMANCE OF THE BASKETBALL TEAM
Klimenko A.A., candidate of pedagogical sciences, associate professor, kalita-2018@ mail.ru, Russia, Krasnodar, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin, Usenko A.I., candidate of pedagogical sciences, associate professor, aleksandra.71@ mail.ru, Russia, Krasnodar, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin, Abuladze P.V., senior lecture, kalita-2018@ mail.ru, Russia, Krasnodar, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin, Kalita M.V., senior lecturer, kalita-2018@ mail.ru, Russia, Barnaul, Altai State Pedagogical University
The role of motivation in sports activities is shown and the structure of athletes' motivation is considered. A step-by-step algorithm of actions of a basketball team coach to work on increasing the motivation of players is given. A number of measures are outlined to control and generate motives for sports activities among basketball team players.
Key words: motivation, motives, basketball players, players, athletes.
Задачи исследования:
1) проанализировать наиболее важные составляющие мотивации на основе изучения ее проблематики в спортивной деятельности баскетболистов;
2) выявить и теоретически обосновать пошаговый алгоритм действий тренера по формированию у игроков мотивации к тренировочной и соревновательной деятельности.
Методика и организация исследования. Применялись следующие методы педагогического исследования:
1) изучение литературных источников: в реализации этого метода применялись следующие приемы: конспектирование, реферирование, составление библиографии, аннотирование, цитирование, составление логических схем текста;
2) теоретический анализ: этот метод характеризовался следующими особенностями: сопоставлением с научно обоснованными фактами, соотнесением с целями и задачами исследования.
Результаты исследования и их обсуждение. Изучено состояние проблемы мотивации к спортивной деятельности у баскетболистов, проанализированы наиболее важные составляющие проблематики, выявлен и теоретически обоснован пошаговый алгоритм действий тренера по работе над повышением мотивации игроков.
На корректировку мотивации оказывают влияние множество факторов [4]. Исходя из этого, на первый план выступает проблематика поиска и идентификации данных факторов, имея целеполаганием настройку и адаптацию мотивации спортсмена к генерирующимся условиям внутренней и внешней среды. Подчеркнем, что наиважнейшей структурной составляющей в мотивации спортсмена, помимо классически сформировавшихся (ориентировка на решение задач, эго и т. д.), будет проявляться коммерческая компонента, которая набирает обороты в современном обществе потребления и касающаяся всех уровней общественной жизни. Не исключением является и спортивная деятельность [4].
Мотивационная компонента подготовки спортсмена - это наиважнейший фактор, указывающий на его способность к профессиональному росту, эффективному выступлению на соревнованиях и работоспособности на тренировочном этапе [5].
Особенную значимость мотивация приобретает в спортивной деятельности, требующей от спортсмена достижения высокого результата в сжатые сроки, конкурируя при этом с другими спортсмена и командами.
В настоящее время отмечается проблематика низкой мотивации российских спортсменов. Результаты выступления наших команд в таких популярных видах, как футбол и, в частности, баскетбол, оставляют желать лучшего.
Отсюда назревает необходимость содержания в психолого-педагогической подготовке спортсменов (в частности, баскетболистов) строго структурированного набора методов и средств, направленных на генериро -вание мотивации к спортивным достижениям. Помимо этого, данная под -готовка должна учитывать свойства личности, нервной системы и возрас -тные особенности спортсмена [6].
Команда, состоящая из мотивированных игроков, добьется большего результата, чем та команда, которая только выполняет тактические схемы и технические приемы [7].
Причиной неудовлетворительного командного результата может являться не слабость в нападении или защите, а отсутствие желания победить и должной мотивации игроков. Поэтому мастерство тренера в плане повышения мотивации игроков во многом будет определять результатив -ность командного выступления на соревнованиях.
Возникают вопросы: «С чего же необходимо начать?», «Какой алгоритм действий можно порекомендовать тренеру по работе над повышением мотивации баскетболистов?» Рассмотрим более подробно отдельные аспекты.
1. Неприемлемость унифицированного подхода.
Нельзя общаться со всеми игроками одинаково: в команде находятся баскетболисты, отличающиеся друг от друга по индивидуально-личностным характеристикам, поэтому они будут реагировать неодинаково и неоднозначно на методы, применяемые тренером в той или иной ситуации. Одни способны настроить себя сами, другим необходима помощь извне.
2. Постоянство в поощрении и наказании игроков «по-честному», по справедливости.
Тренеру необходимо при любом удобном случае хвалить подопечных, так как пока он хвалит игрока, внимание последнего направлено на то, что говорит наставник. В отношении наказаний нужно стараться не на -казывать, а дисциплинировать. Наказание, по мнению М. Вуттена, применяется только в случаях нарушения внутренних правил команды или при недостойном поведении.
Естественной и логичной будет выглядеть похвала за результативное выступление. Еще более значимо - поощрять тех игроков, кто тренируется с упорством и прилагает усилия для достижения результата не только на баскетбольной площадке, но и за ее пределами.
3. Устное поощрение. Отмечается, что это - самый эффективный способ поощрения баскетболиста на площадке [7]. Один игрок достоин похвалы за хороший пас, другой - за результативный бросок, третий - за цепкую игру в защите. Здесь большой ошибкой будет являться поощрение подопечных только за атлетические качества и исполнение игровых действий. В этом случае менее физически подготовленные члены баскетбольной команды, прилагающие большие усилия, способствующие успеху ко -
манды, остаются без внимания. Поэтому хвалить игроков необходимо не только за проявление мастерства, но и за усилия и старания.
Еще одним важным моментом будет то, что похвала игрока перед всей командой особенно приятна ему. Поэтому, если баскетболист, выпол -нил что-то очень хорошо, то рекомендуется сделать паузу в тренировке и похвалить его перед всем коллективом. Такой метод приведет к тому, что подопечные постепенно поймут, какие действия вызовут похвалу тренера и будут стараться ее заслужить. Результат - повышение эффективности игры команды.
4. Правильная расстановка акцентов. Интуиция тренера и подход к игре направят наставника и подскажут ему, что подчеркнуть в тренировке, так как на это последует чуткая реакция игроков. Стремясь заслужить поощрение наставника, они будут стараться выполнять то, что считают нужным для тренера. Здесь необходимо отметить обратную сторону расстановки акцентов. Через определенное время общения с тренером, игроки поймут, что можно не делать, то есть чему не придается большого значения. Например, в случае, если тренер не хвалит игроков за результативные трехочковые броски, то члены команды быстро поймут, что дальние бро -ски не так уж и важны.
5. Цель дисциплинирования - обучение. Обратной стороной похвалы будет наказание или порицание. Отдельные специалисты [7] не со -ветуют использовать меры дисциплинарного воздействия в целях наказания, а только в воспитательных целях. Важным моментом для поддержа -ния дисциплины в команде будет являться дополнение в виде поощрений. В этом случае у игроков сформируется общая картина, что недопустимо на тренировке и в игре, но у них не будет скованности или страха при выполнении тех или иных приемов.
6. Индивидуальное внимание. Для мотивирования игрока наиболее лучшим способом будет являться индивидуальная беседа [7]. Похвала бас -кетболиста за прилагаемые им усилия, акцентирование его усилий на упорную дальнейшую работу, высказывание ему того, что он важен для команды, будет очень эффективно, так как каждому приятно, когда его выделяют и работают с ним индивидуально [7].
7. Бонусная система поощрений. Помимо устных форм мотивации, можно дополнительно использовать бонусную систему поощрений. Основой этой системы будет являться качественная и количественная состав -ляющая игры во время тренировки. Успешные действия членов команды, а также приложенные ими усилия поощряются бонусами, которые состоят в уменьшении беговой нагрузки. Напротив, плохо выполненные задания приводят к дополнительным беговым упражнениям.
Применение бонусной системы и системы беговых упражнений допустимо для абсолютно любых тренировочных заданий. Это повышает концентрацию и старание игроков на каждой тренировке.
8. Решение проблем в поведении. Виды наказаний и поощрительных мер, которые следует применять в отношении соблюдения-нарушения членами команды правил и норм, принятых в команде:
а) беседа один на один. В случае если член команды пропустит тренировку, не имея на то уважительной причины, то следует провести с ним индивидуальную беседу. Варьируя содержание беседы в зависимости от обстоятельств, надо придерживаться следующего правила: акцентировать внимание баскетболиста на том, что поведение характеризует его как лич -ность, показывает, что он за человек. Еще один важный момент - это напоминание членам команды, что они представляют свою семью, школу, факультет, университет, клуб и т. д. В беседах один на один необходимо обращаться к чувству собственного достоинства игрока, его гордости и обязательствам к другим членам команды [7];
б) подбор игроков. Наиболее действенный способ предотвратить проблемы - подбор в команду таких игроков, которых тренер считает хорошими людьми. Среди набора необходимых качеств у таких игроков необходимо выделить любовь к баскетболу, готовность тренироваться и быть увлеченными учебой (если речь идет о школьниках или студентах). Талант здесь занимает не первую строчку среди необходимых качеств, позволяющих пройти отбор в команду. Конкретизируя, можно отметить следующие вопросы, которые должен задать себе тренер, при решении пригласить игрока в команду: «Что он за личность?», «Хороший ли он человек?», «Предан ли он баскетболу?», «Умеет ли общаться с людьми?», «Сможет ли пожертвовать личным во благо команды?», «Будет ли он решать проблемы, а не создавать их?», «Уравновешен ли он эмоционально?», «Прилежен ли в учебе?». Если на эти вопросы ответ утвердительный, то можно переходить к оценке физических качеств и навыков игры.
Придерживаясь такого принципа отбора в команду, можно сказать, что тренер не будет думать о наказаниях.
Заключение. Мотивация как детерминанта успешности выступления баскетболиста на соревнованиях является основной референцией личности игрока, способствующей достижению им соревновательных целей. Особенность мотивации заключается в том, что она активно влияет на дос -тижение высокого соревновательного результата [8].
Тренер, не осознающий мотивацию игроков, не видящий основных мотивов для занятий баскетболом, не сможет, по нашему мнению, полно -ценно и эффективно подготовить команду к успешному выступлению на соревнованиях.
Для контроля и формирования мотивов к спортивной деятельности у игроков баскетбольной команды тренеру необходимо, по нашему мнению, проводить ряд следующих мероприятий:
1) оценивать исходный уровень сформированности мотивации у баскетболистов;
2) проводить селекцию средств, форм и методов генерирования у членов команды алертного отношения к занятиям баскетболом;
3) проводить фактическую работу по реализации генерирования позитивной мотивации спортсменов к занятиям баскетболом;
4) проводить периодический контроль и корректировку итогов формирования мотивов у членов команды к спортивно-игровой деятельности.
Таким образом, показана роль мотивации в спортивной деятельности, рассмотрена структура мотивации спортсменов. Приведен пошаговый алгоритм действий тренера баскетбольной команды по работе над повы -шением мотивации игроков. Изложен ряд мероприятий для контроля и генерирования мотивов к спортивной деятельности у игроков баскетбольной команды.
Список литературы
1. Гришина Г.А., Блинникова С.С. Психологическая мотивация спортсменов, занимающихся командным и индивидуальным видами спорта // Современные научные исследования и разработки. 2016. № 2. С. 8-10.
2. Богомолова М.В. Особенности мотивационной сферы подростков, занимающихся командными и индивидуальными видами спорта // Наука и социум: сб. материалов XII Междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: Изд-во АНО ДПО СИППСР, 2021. С. 69-75.
3. Жеребцова К.А. Мотивационные аспекты деятельности спорт -сменов // Наука и социум: сб. материалов Всерос. науч. -практ. конф. с междунар.: в 2 ч. Новосибирск: Изд-во АНО ДПО «СИПППИСР», 2019. Ч. 1. С. 32-34.
4. Свилина О.А., Ельшин Л.А. Динамически-процессный подход к исследованию психологии мотивации спортсмена // Психолог. 2020. № 5. С. 12-20.
5. Аринчина Н.Г., Аниськова О.Е., Петрова Е.Э. Особенности спортивной мотивации у студентов БГУФК, являющихся спортсменами-профессионалами // Прикладная спортивная наука. 2019. № 1 (9). С. 4-10.
6. Айед Х. Психолого-педагогические методы формирования мотивации достижений у тунисских футболистов 16-17 лет: дис. ... канд. пед. наук. М., 2017. 115 с.
7. Вуттен М. Как добиться успеха в подготовке баскетболистов. М.: ТВТ Дивизион, 2008. 400 с.
8. Близневский А.А. Методика формирования активно-действенного отношения дзюдоистов 12-13 лет к спортивной деятельности: дис. .канд. пед. наук. Красноярск, 2019. 156 с.
References
1. Grishina G.A., Blinnikova S.S. Psihologicheskaya motivaciya sportsmenov, zani-mayushchihsya komandnym i individual'nym vidami sporta [Psychological motivation of athletes involved in team and individual sports] // Sovremennye nauchnye issledovaniya i ra-zrabotki [Modern scientific research and development]. 2016. No. 2. P. 8-10.
2. Bogomolova M.V. Osobennosti motivacionnoj sfery podrostkov, zanimayushchih-sya komandnymi i individual'nymi vidami sporta [Features of the motivational sphere of adolescents involved in team and individual sports] // Science and society: coll. materials XII Intern. scientific-practical. conf. Novosibirsk: Publishing House of ANO DPO SIPPSR, 2021. P. 69-75.
3. Zherebcova K.A. Motivacionnye aspekty deyatel'nosti sportsmenov [Motivational aspects of the activities of athletes] // Science and society: sat. materials Vseros. scientific-practical. conf. from international: at 2 pm. Novosibirsk: Publishing House of ANO DPO "SIPPPISR", 2019. P. 1. P. 32-34.
4. Svilina O.A., El'shin L.A. Dinamicheski-processnyj podhod k issledovaniyu psi-hologii motivacii sportsmena [Dynamic-process approach to the study of the psychology of athlete motivation] // Psiholog [Psychologist]. 2020. No. 5. P. 12-20.
5. Arinchina N.G., Anis'kova O.E., Petrova E.E. Osobennosti sportivnoj motivacii u studentov BGUFK, yavlyayushchihsya sportsmenami-professionalami [Features of sports motivation among BSUPC students who are professional athletes] // Prikladnaya sportivnaya nauka [Applied Sports Science]. 2019. No. 1 (9). P. 4-10.
6. Ajed H. Psihologo-pedagogicheskie metody formirovaniya motivacii dostizhenij u tunisskih futbolistov 16-17 let [Psychological and pedagogical methods of formation of achievement motivation among tunisian football players aged 16-17]: dis. ... cand. ped. sciences. M., 2017. 115 p.
7. Vutten M. Kak dobit'sya uspekha v podgotovke basketbolistov [How to succeed in training basketball players]. M.: TVT Division, 2008. 400 p.
8. Bliznevskij A.A. Metodika formirovaniya aktivno-dejstvennogo otnosheniya dzyudoistov 12-13 let k sportivnoj deyatel'nosti [Methodology for the formation of an active-effective attitude of judokas aged 12-13 years to sports activities]: dis. .cand. ped. sciences. Krasnoyarsk, 2019. 156 p.