1
Спорт [Sport]
УДК 796.5 DOI: 10.24412/2305-8404-2021-3-103-112
РОЛЬ, ЗНАЧЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ
В СПОРТИВНОМ ОРИЕНТИРОВАНИИ
В.В. Донцов, Т.Н. Мостовая, М.А. Соломченко, А.И. Мышкин
Определены роль, значение и особенности мотивации в спортивном ориенти-
ровании. Выявлены значения показателей мотивов спортивной деятельности, зани-
мающихся спортивным ориентированием в зависимости от спортивного разряда.
Установлено, что учет факторов, влияющих на мотивационную сферу спортсмена в
тренировочной и соревновательной деятельности, позволяют тренеру эффективно
использовать его потенциал при формировании мотивационно-ценностной сферы лич-
ности спортсмена-ориентировщика.
Ключевые слова: спортивное ориентирование, мотивация, спортивная дея-
тельность, достижение, результат, соревнования.
ROLE, IMPORTANCE AND FEATURES Донцов Владимир Владимирович, старший
OF MOTIVATION IN ORIENTEERING преподаватель, [email protected], Россия, Орел, Орлов-
ский государственный университет,
Dontsov V.V., senior lecturer, donliss@ yan- Мостовая Татьяна Николаевна, канд. пед.
dex.ru, Russia, Orel, Orel State University, наук, доц., [email protected], Россия, Орел, Орловский
Mostovaya T.N., candidate of pedagogical государственный университет,
sciences, associate professor, tamos7@ Соломченко Марина Александровна, канд.
mail.ru, Russia, Orel, Orel State University, пед. наук, доц., зав. кафедрой, [email protected], Россия,
Solomchenko M.A., candidate of pedagogical Орел, Орловский государственный университет,
sciences, associate professor, head of depart- Мышкин Александр Иванович, канд. с.-х.
ment, [email protected], Russia, Orel, Orel наук, доц., [email protected], Россия, Орел, Орлов-
State University, ский государственный университет
Myshkin A.I., candidate of agricultural
sciences, associate professor, myshkin57@
yandex.ru, Russia, Orel, Orel State University Мотивация – это внутренняя энер-
гетическая сила, которая определяет ас-
The role, significance and characteristics of
motivation in orienteering have been deter- пекты поведения человека, влияет на то,
mined. The values of indicators of motives of как он думает, чувствует и взаимодейст-
sports activity, who go in for sports orien- вует с другими людьми. В спорте моти-
teering, depending on the sports category,
were revealed. It has been established that вация рассматривается в качестве важ-
taking into account the factors influencing the нейшей предпосылки для реализации
motivational sphere of an athlete in training
and competitive activities allows the coach to спортсменами своего потенциала. Од-
effectively use his potential in the formation нако, учитывая его изначально абстракт-
of the motivational-value sphere of the perso- ную природу, используется она не в пол-
nality of an orienteer athlete.
ной мере.
Key words: orienteering, motivation, sports Соревновательная дистанция в
activity, achievement, result, competition. спортивном ориентировании сопровож-
дается чередой внезапных и частых изменений ситуаций, в которых спорт-
смену-ориентировщику приходится интенсивно мыслить в состоянии
большого эмоционального напряжения. Спортивное ориентирование
предъявляет высокие требования ко всем сторонам психической деятель-
ности спортсмена [8].
103
2
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 3
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 3]
Проявление спортсменом-ориентировщиком в соревнованиях раз-
личного уровня всех своих физических и интеллектуальных качеств, вос-
питание их в процессе спортивной тренировки, а также влияние мотивации
на данную деятельность являются одними из наиболее актуальных и не-
достаточно изученных вопросов в спортивном ориентировании.
Деятельность спортсмена-ориентировщика складывается из многих
отдельных действий, соединенных в единое целое. В спортивном ориенти-
ровании соревновательная деятельность бегуна включает в себя, прежде
всего, отдельные технико-тактические действия: работа с картой, компа-
сом, легендой, отметка на контрольном пункте (далее КП), перемещение в
пространстве и т. д. В подготовительном (чаще всего на учебно-трениро-
вочном сборе) и соревновательном периодах спортсмен-ориентировщик
может стартовать на преодоление дистанции два или даже три раза за один
день и по различным дисциплинам спортивного ориентирования. Таким
образом, каждый забег и каждую дистанцию можно рассматривать как
отдельное событие, важное для него с различных сторон. Спортсмен не
только анализирует и переживает предыдущую соревновательную ситуа-
цию, но и настраивается на предстоящий забег, как на последний. В таких
ситуациях большая роль в успешности деятельности отводится мотивации
достижения.
Мотивация может быть вовлечена в практику спорта в различных
своих формах. Участие спортсмена в соревнованиях может отвечать
непосредственному поиску гедонического ощущения, которое дает его
деятельность, или потребности в принадлежности к чему-либо, или
желанию показать высокий результат в соревновании – все это является
мотивацией достижения.
Мотивация достижения характеризуется поведением, которое про-
являют люди, когда они примеряются к правильному выполнению задачи,
поиску стандартов, требований для исполнения или в постановке высоких
целей. Это определение, по-видимому, вполне соответствует особенностям
спортивной практики элитных спортсменов. По той же логике можно при-
равнять спорт высокого уровня к контексту достижения, как его опреде-
ляет Х. Хекхаузен [7].
Данная потребность полностью подтверждается американскими
учеными Д. Макклеландом и Д. Аткинсоном, которыми была разработана
теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности.
Согласно этой теории, люди, мотивированные на успех, ставят перед собой
цели, достижение которых однозначно расценивается ими как успех. Они
стремятся во что бы то ни стало добиться успеха в своей деятельности, они
смелы и решительны, рассчитывают получить одобрение за действия,
направленные на достижение поставленных целей. Для них характерны
мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на дос-
тижении поставленных целей [3].
104
3
Спорт [Sport]
Данные о развитии мотивации достижения в спорте подтверждают
также важность социокультурной среды, включая социальный класс, уро-
вень образования и религию. Другие факты свидетельствуют о том, что
для формирования мотивации достижения важно влияние родителей.
Матери, стремящиеся рано сформировать независимость у ребенка, воспи-
тывают детей с более высоким уровнем мотивации достижения, чем
матери, ограничивающие поведение ребенка. Кроме того, первые дети в
семье (мальчики) и дети, принадлежащие к более высоким социально-эко-
номическим группам и к этническому и расовому большинству общества,
также обладают высоким уровнем мотивации достижения [1].
Анализ других исследований, проведенных Н. Смитом и Х. Хекхау-
зеном, позволяет заключить, что для вызова контекста мотивации дости-
жения необходимо выполнить несколько условий.
Первое условие. Прежде всего, задачи, которые должны быть
выполнены в этом контексте, должны быть завершены объективной и
идентифицируемой целью. Так обстоит дело в спортивной деятельности,
достижение целей оценивается с точки зрения производительности.
Одним из методов развития внутренней мотивации является обяза-
тельное определение цели. При этом постановка цели не всегда может ока-
зывать положительное воздействие на мотивацию. В случае когда цели
оказываются адекватными, реальными и достижимыми, формируется
устойчивая мотивация. Если же по каким-либо причинам (травма, недоста-
точная подготовленность, нехватка времени и т. п.) цели становятся недос-
тижимыми, мотивация может резко снизиться. В спорте часто наблюдается
ситуация, когда человек по пути к своей цели уже достиг определенного
уровня, но перед началом соревнований получил травму. Результатом
является отсутствие у спортсмена шансов добиться успеха. Таким образом,
цель становится недостижимой, что влечет за собой отсутствие уверенно-
сти, чувство тревоги, невысокие результаты на тренировках и дальнейших
выступлениях. Такой ситуации можно избежать или минимизировать ее
отрицательные воздействия, если цели тщательно структурировать.
Такие цели, как, например, «бежать как можно быстрее» или «взять
все контрольные пункты», являются общими. Более подходящими и кон-
тролируемыми для спортсмена-ориентировщика являются цели типа
«выбрать вариант взятия КП» или «сконцентрироваться на деталях карты
вокруг КП» [6]. Отсюда можно сделать вывод, что более подходящими и
реальными целями для спортсмена будут краткосрочные, на день или на
неделю. Такие краткосрочные цели позволяют лучше сосредоточиться и
направить свои усилия в нужное русло. Если цель для спортсмена является
реальной и достижимой и воспринимается им как таковая, то прилагается
больше усилий, упорства, появляется уверенность, успешность. В этой
связи рекомендуется ставить много краткосрочных, реальных,
достижимых целей, которые спортсмен мог бы сам контролировать.
105
4
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 3
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 3]
Укрепляет уверенность в себе успех в спортивной деятельности.
Большое количество краткосрочных, реальных и подконтрольных спорт-
смену целей позволит определить среднесрочные цели. Затем уже ставятся
и долгосрочные – на два-три года вперед – цели. Каждому спортсмену
стоит ставить свои собственные цели, но при этом обсудить их с тренером
или преподавателем, поскольку тот будет следить за их выполнением.
Цели спортсмена не должны идти в угоду родителям или тренерам, они
должны носить индивидуальный и реалистичный характер. Краткосрочные
цели должны включать в себя все аспекты подготовки: физический,
технический и психологический и не должны ограничиваться временными
рамками. Только в этом случае спортсмен будет сам управлять
собственным процессом подготовки.
Для спортсменов-ориентировщиков необходимо уметь сочетать
несколько видов целей: результата, выступления и процесса.
Цели результата, как правило, не контролируются спортсменом и
связаны с достижением победы или проигрышем на соревнованиях.
Результат состязания не зависит от уровня подготовленности спортсмена-
ориентировщика. Он связан с выступлением и других участников.
Цели выступления, наоборот, не зависят от выступления соперни-
ков. Они ставят задачу достижения определенных стандартов. Например,
передвижение с определенной скоростью на определенном участке дис-
танции. Эти цели измеримы и их достижение сопряжено с субъективным
контролем спортсмена.
Цели процесса не поддаются измерению и связаны с уровнем тех-
нической подготовленности, опытом, способами подключения психологи-
ческого состояния во время соревнования. В качестве примера можно при-
вести умение спортсмена сконцентрироваться, сосредоточиться в начале
(«ошибка 1 КП») и на последнем участке дистанции. Это наиболее
проблематичные участки дистанции, требующие наибольшего внимания.
Таким образом, спортсмены-ориентировщики ставят перед собой
одновременно три цели на соревновании.
Второе условие. Должна быть возможность оценить количество
усилий, необходимых для выполнения поставленной задачи, что также
предполагает оценку со стороны того, кто занимается этой задачей, собст-
венной компетентности с учетом сложности этой задачи. Спортивные
мероприятия предоставляют спортсмену множество возможностей для
проверки своих навыков и оценки усилий, необходимых для достижения
результатов, которые он может считать бесполезными с учетом восприни-
маемых трудностей и его личных целей.
Содержание цели должно быть одновременно высоким, сложным и
достижимым. Известно, что слишком легкие цели не стимулируют чело-
века к их достижению, слишком трудные и завышенные – могут охладить
106
5
Спорт [Sport]
пыл спортсмена и их достижение будет невозможным. Необходимо учи-
тывать постулат, согласно которому успех порождает уверенность в себе.
В этой связи становиться очевидным, что спортсмену-ориентировщику
необходимо собственные цели формировать под руководством педагога
или тренера. Постановка собственных целей всегда понятна человеку,
тогда как навязывание чьих-либо целей делает их непонятными и трудно
достижимыми.
Третье условие. Поведение, проявляемое индивидами, способно
привести как к неудаче, так и к успеху. К сожалению, нетрудно понять, что
нестабильность результатов в спорте, это вполне частое явление, которое
имеет пагубные последствия.
Отмечено, что спортсмены-ориентировщики, имеющие высокую
внешнюю мотивацию на соревнованиях, трудно переживают и справля-
ются с проигрышем. Эти люди привыкли побеждать и добиваться призна-
ния любым путем, для них проигрыш подобен катастрофе. В то же время
спортсмены, имеющие внутреннюю мотивацию, легче справляются с про-
игрышем, так как они нацелены на развитие навыков и рост мастерства.
Следовательно, спортсмену необходимо обладать одновременно и внут-
ренней, и внешней мотивацией. Например, во время тренировки, мотива-
ция может быть внутренней, а на соревнованиях – внешней.
Различие мотивов ярко наблюдается у ориентировщиков-профес-
сионалов и любителей. Для достижения успеха в соревновательной дея-
тельности спортсмен-ориентировщик должен иметь комплекс мотивов,
внутренних и внешних. Сохранение баланса мотивов (желанием победить
и держать под контролем ситуацию с помощью техники и спортивного
мастерства) особенно важно для развития и использования значимых пси-
хологических навыков.
Четвертое условие. Количество затраченных усилий, а также оценка
сложности должны соответствовать стандартам передового опыта. Эти
стандарты могут быть социальными, личными или объективными, ссыла-
ясь на других, на свою предыдущую работу или на выполнение задачи.
Опять же, спортивные мероприятия предоставляют множество возможно-
стей для калибровки этих стандартов в соответствии с каждым из этих трех
способов, даже если конкуренция предпочитает ссылку на социальные
стандарты.
Пятое условие. Производительность, осуществляемая индивидом,
должна быть в значительной степени результатом его собственных дейст-
вий, хотя могут вмешиваться и внешние по отношению к субъекту фак-
торы. Спортсмен несет ответственность за свои результаты, но иногда в
некоторых видах деятельности эта ответственность частично разделяется с
тренером, партнерами и/или противниками, а также некоторыми эколо-
гическими факторами (арбитраж, общественность и т. д.)
107
6
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 3
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 3]
Благодаря наличию многих характеристик, роль которых обуслов-
ливается средствами массовой информации, финансовыми и политиче-
скими проблемами, которые возникают в современном соревновании,
спортивный контекст интенсивно запрашивает и определяет мотивацию
достижения спортсмена. Эта мотивация поддерживает множество связей с
его исполнением, вмешиваясь во все моменты спортивной жизни (не
только во время соревнований, но и после них), что уже является предпо-
сылками будущего.
Влияние на производительность может быть прямым и точечным:
по регуляции активации, внимания и тревоги. Мотивация выступает в
основном как непрерывный процесс, косвенно участвующий в исполнении
деятельности. Это влияние проявляется в актуализации целей, выбранных
спортсменом, интенсивности его усилий и настойчивости в тренировках, а
также в приверженности образу жизни, совместимому с требованиями
высокой конкуренции (семейным и профессиональным самопожертвова-
нием, аскезой и т. д.) Таким образом, эти переменные, зависящие от моти-
вации достижения, отвечают за качество физической, умственной, техни-
ческой и тактической подготовки спортсмена, которое в свою очередь
определяет уровень мастерства, приобретенного в каждом из аспектов
мотивации достижения.
В основе всех факторов, непосредственно участвующих в спортив-
ных достижениях, лежит мотивация достижения, поэтому она является
ключевым элементом психической подготовки спортсмена. Создание и
поддержание наиболее адаптивного мотивационного отношения к произ-
водительности является одним из объектов умственной подготовки. В силу
постоянства действия таких установок данный вид подготовки следует
понимать как реальный образовательной процесс.
В этой связи мотивацию (в зависимости от направленности) можно
разделить на оперативную (для отдельных технико-тактических действий),
текущую (для отдельных дистанций и забегов) и этапную (для соревнова-
ний и турниров или определенных этапов подготовки).
Выявление особенностей текущей мотивации на предстоящий старт
показало, что в среднем около 30 % спортсменов преодолевают дистанцию
с определенным планом на нее, стараясь строго придерживаться его, то
есть борясь за удачную реализацию варианта движения на каждом КП.
Еще около 30 % спортсменов, умея собраться и настроиться на старт,
успешно выступают в основном в начале и конце дистанции. Свыше 40 %
спортсменов преодолевают дистанцию с переменным успехом, то есть
исход забега определяется складывающимися в процессе преодоления
соревновательной дистанции обстоятельствами, которые попеременно
определяются то активными действиями соперника (в эстафете), то наце-
108
7
Спорт [Sport]
ленными на победу действиями спортсмена или иными причинами (погод-
ные условия, неточность карты, плохая подготовка или поломка оборудо-
вания).
В оперативной мотивации при преодолении дистанции ведущее
значение приобретает умение спортсмена успешно реализовать вариант
движения вне зависимости от предыдущих взятых КП, даже если взятие не
всегда было удачно. Более 70 % спортсменов при выборе пути движения
ориентируются на результативность предыдущих взятых КП, анализируют
и часто негативно или позитивно переживают свои удачи или ошибки.
Таким образом, они пытаются корректировать технику и тактику бега, что
в определенной степени отрицательно сказывается на эффективности
взятия следующего КП. Лишь около 30 % спортсменов выбирают путь
движения вне зависимости от предыдущих результатов взятия КП,
ориентируясь лишь на общую стратегию преодоления дистанции.
Спортивное ориентирование является игровой формой проведения
соревнований, включающей в себя соревновательный момент и общение в
процессе многодневных стартов.
По мере участия в соревнованиях по спортивному ориентированию
и росту спортивного мастерства спортсмен не только совершенствует свои
технико-тактические действия, волевые качества и, в первую очередь,
самообладание, которое позволяет подавить отрицательные эмоции, вызы-
вающие нежелательные для спортсмена побуждения и мотивы, но и посто-
янно развивает мотивационную сферу и меняет в ней свои приоритеты.
Однако необходимо указать на негативную роль ранней специализации в
спорте, которая обычно приводит к более быстрому начальному росту
результатов, но меньшему уровню достижений в конечном итоге [2].
Преобладающие мотивы у спортсменов-ориентировщиков различ-
ной квалификации, выявленные с помощью методики А.Н. Николаева
«Мотивы спортивной деятельности» [5], представлены в таблице.
Значения показателей мотивов спортивной деятельности
занимающихся спортивным ориентированием в зависимости
от спортивного разряда, балл
Мотивы спортивной Разряды, звание Средние показатели
деятельности II–III р. I р. КМС, МС вида спорта
Процесс занятий спортом 7,5 7 7,56 7,3
Спортивные результаты 5,3 6,42 7,27 6,77
Самосовершенствование 8,1 7,75 8,19 7,93
Общение 7,9 7,04 7,18 7,21
Долженствование 3,5 5,28 5,6 5,53
Материальное вознаграждение 6,4 5,73 6,05 5,9
109
8
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 3
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 3]
У спортсменов, занимающихся спортивным ориентированием, наи-
более выражены следующие мотивы: «самосовершенствование» (7,93 бал-
ла), «процесс занятий спортом» (7,3 балла) и «общение» (7,21 балла).
Самую высокую оценку получили мотивы «самосовершенствова-
ния». Это объясняется тем, что в спортивном ориентировании спортсмен-
ориентировщик прежде всего соревнуется сам с собой. Соревнования в
данном виде спорта сопряжены с высокой умственной деятельностью,
высоким эмоциональным накалом на фоне физической активности. Такая
деятельность часто приводит к ошибкам, которые дают о себе знать во
время прохождения дистанции. По этой причине каждые соревнования
влекут за собой очередную работу над ошибками, которые были допущены
на предыдущих стартах.
Особенность соревнований по спортивному ориентированию
заключается в их игровом характере. Это выражается в свободе передви-
жения, творческом решении задач на фоне соперничества. Такая особен-
ность является особо привлекательной как для детей, так и для взрослых.
Таким образом, мотив «процесс занятий спортом» имеет также достаточно
высокие показатели по шкале оценок.
Значимость показателей мотива «общение» обусловлена тем, что
проживание по несколько дней в полевых условиях, общение со старыми и
новыми друзьями, обмен опытом и неформальное общение всегда явля-
ются очень привлекательным для людей. По этой причине многодневные
летние соревнования всегда пользуются у ориентировщиков различного
стажа и уровня спортивной квалификации большой популярностью, а мо-
тив «общение» имеет высокую оценку.
Положительная динамика показателей мотивов «спортивные
результаты» и «долженствование» указывает на следующий факт. Вместе с
повышением уровня спортивного мастерства появляется стремление
продемонстрировать более высокий результат на соревнованиях. Также
возрастает ответственность перед товарищами по команде за свой вклад в
успех общего дела.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что знание факто-
ров, влияющих на мотивационную сферу спортсмена, особенностей моти-
вации соревновательной деятельности и выявление ведущих мотивов
позволит тренеру более эффективно использовать потенциал ориентиров-
щика при формировании его мотивационно-ценностной сферы личности.
Список литературы
1. Донцов В.В. Влияние мотивации и уровня тревожности на ре-
зультативность соревновательной деятельности в спортивном ориентиро-
вании // Ученые записки Орловского государственного университета. 2017.
№ 2 (75). С. 213–235.
110
9
Спорт [Sport]
2. Козлова Ю.А Особенности мотивационной сферы учащихся
групп начальной подготовки в изучении основ спортивного ориентирова-
ния // Физическое воспитание, спорт, физическая реабилитация и рекреа-
ция: проблемы и перспективы развития: сб. материалов 9-й Междунар.
науч.-практ. конф. / под общ. ред. Т.Г. Арутюняна. Красноярск: СибГУ им.
М.Ф. Решетнева, 2019. С. 242–244.
3. Макклелланд Д. Мотивация человека. СПб.: Питер. 2007. 665 с.
4. Мухамитянов Ф.Д., Захарова Е.А. Особенности мотивации к за-
нятиям по спортивному ориентированию // Актуальные проблемы физиче-
ского воспитания, здорового и безопасного стиля жизни в образовательных
учреждениях: материалы Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. Т.В. Кугу-
шевой. Пермь: Изд-во «От и До», 2017. С. 124–127.
5. Николаев А.Н. Методика оценки мотивов спортивной деятельно-
сти // Психологические основы педагогической деятельности: материалы
30-й науч. конф. СПб., 2003. Вып. 7. С. 55–58.
6. Огородников Б.И., Кирчо А.Н., Крохин Л.А. Подготовка спорт-
сменов-ориентировщиков. М.: Физкультура и спорт, 1978. 112 с.
7. Хекхаузен X. Психология мотивации достижения. СПб.: Речь,
2001. 240 с.
8. Яблонских А.М. Корреляционный анализ спортивного результата
и уровня личной тревожности спортсмена-ориентировщика // Проблемы
подготовки научных и научно-педагогических кадров: опыт и перспек-
тивы: сб. науч. тр. молод. ученых, посв. 50-летию УралГУФК. Челябинск:
Изд-во УралГУФК, 2020. С. 248–251.
References
1. Doncov V.V. Vliyanie motivacii i urovnya trevozhnosti na rezul'tativnost' sorev-
novatel'noj deyatel'nosti v sportivnom orientirovanii [Influence of motivation and level of an-
xiety on the effectiveness of competitive activity in orienteering] // Uchenye zapiski Orlovs-
kogo gosudarstvennogo universita [Scientific notes of the Orel State University]. 2017. No. 2
(75). P. 213–235.
2. Kozlova Yu.A Osobennosti motivacionnoj sfery uchashchihsya grupp nachal'noj
podgotovki v izuchenii osnov sportivnogo orientirovaniya [Features of the motivational
sphere of students of primary training groups in the study of the foundations of orienteering]
// Physical education, sports, physical rehabilitation and recreation: problems and develop-
ment prospects: collection of articles. materials of the 9th Intern. scientific-practical conf. /
under total. ed. T.G. Harutyunyan. Krasnoyarsk: Siberian State University named after
M.F. Reshetneva, 2019. P. 242–244.
3. Makklelland D. Motivaciya cheloveka [Human motivation]. SPb.: Peter. 2007.
665 p.
4. Muhamityanov F.D., Zaharova E.A. Osobennosti motivacii k zanyatiyam po spor-
tivnomu orientirovaniyu [Features of motivation for orienteering classes] // Actual problems
of physical education, healthy and safe lifestyle in educational institutions: materials of the
All-Russian. scientific-practical conf. / ed. T.V. Kugusheva. Perm: Publishing house "From
and Do", 2017. P. 124–127.
111
10
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 3
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 3]
5. Nikolaev A.N. Metodika ocenki motivov sportivnoj deyatel'nosti [Methodology
for assessing the motives of sports activity] // Psychological foundations of pedagogical ac-
tivity: materials of the 30th scientific. conf. SPb., 2003. Issue 7. P. 55–58.
6. Ogorodnikov B.I., Kircho A.N., Krohin L.A. Podgotovka sportsmenov-orienti-
rovshchikov [Training of orienteering athletes]. M.: Physical culture and sport, 1978. 112 p.
7. Hekhauzen X. Psihologiya motivacii dostizheniya [Psychology of achievement
motivation]. SPb.: Rech, 2001. 240 p.
8. Yablonskih A.M. Korrelyacionnyj analiz sportivnogo rezul'tata i urovnya lichnoj
trevozhnosti sportsmena-orientirovshchika [Correlation analysis of sports results and the level
of personal anxiety of an orienteer athlete] // Problems of training scientific and scientific-pe-
dagogical personnel: experience and prospects: collection of articles. scientific. tr. young.
scientists dedicated. To the 50th anniversary of UralSUPC. Chelyabinsk: Publishing house of
Ural State University of Physical Culture, 2020. P. 248–251.
112