1
СПОРТ
УДК 796.56 DOI: 10.24412/2305-8404-2021-3-75-81
ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ СПОРТИВНОГО
ОРИЕНТИРОВАНИЯ НА ОБУЧАЮЩИХСЯ
С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Т.В. Абызова, Т.А. Федорова
Разработана и обоснована модель поэтапной социализации и оздоровления
обучающихся с нарушением слуха на примере занятий спортивным ориентированием.
Предложена схема взаимодействия элементов социальной среды формирующего
эксперимента. Установлено экспериментальным путем, что паркран улучшает
показатели сердечно-сосудистой системы и скоростной выносливости спортсменов-
ориентировщиков с ограниченными возможностями.
Ключевые слова: спортивное ориентирование, обучающиеся с нарушением
слуха, паркран, физическое развитие, социальная адаптация.
RECREATIONAL VALUE Абызова Татьяна Васильевна, канд. биол.
OF PARKRUN RACES FOR наук, доц., vilat57@mail.ru, Россия, Пермь, Пермский го-
ORIENTEERING ATHLETESWITH сударственный гуманитарно-педагогический университет,
HEARING IMPAIRMENT Федорова Тамара Александровна, канд. пед.
наук, зав. кафедрой, fedorova-perm@yandex.ru, Россия,
Abyzova T.V., candidate of biological sci- Пермь, Пермский государственный гуманитарно-педаго-
ences, associate professor, vilat57@mail.ru, гический университет
Perm, Russia, Perm State Humanitarian Peda-
gogical University,
Fedorova T.A., candidate of pedagogical sci- Острой и социально значимой ос-
ences, associate professor, fedorova-perm@ тается проблема инвалидизации совре-
yandex.ru, Perm, Russia, Perm State Huma-
nitarian Pedagogical University менного общества, в частности в связи со
слуховой патологией. По статистике в
A model of stagebystage socialization and мире инвалиды составляют 23 % от всего
health improvement of students with hearing
impairment has been developed and substan- населения планеты. Проведенные массо-
tiated by the example of orienteering lessons. вые исследования слуха в различных
The scheme of interaction of elements of the
social environment of the formative experi- странах показали, что 6 % населения
ment is proposed. It has been established земного шара имеют нарушения слуха в
experimentally that parkran improves the степени, затрудняющей социальное об-
indices of the cardiovascular system and speed
endurance of orienteering athletes with dis- щение. В России на 2019 год зафиксиро-
abilities. вано более 15 млн людей с ограничен-
Key words: orienteering, students with hear- ными возможностями здоровья. По ста-
ing impairment, parkrun, physical develop- тистике, нарушениями слуха страдает
ment, social adaptation. каждый девятый человек [2].
Устойчивый популяционный прирост инвалидизирующей патоло-
гии стимулировал во всем мире поиск наиболее эффективных систем
жизнеобеспечения и функционирования социальных групп населения с
75
2
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 3
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 3]
ограниченными возможностями здоровья и инвалидов трудоспособного
возраста. Как показывает опыт последних десятилетий, одной из наиболее
динамично развивающихся и завоевывающих всемирную популярность
практик оздоровительного, восстанавливающего, развивающего воз-
действия на телесную, духовную, культурную, экономическую состав-
ляющие процесса социализации оказались адаптивная физическая куль-
тура и спорт [3].
В соответствии со Стратегией развития физической культуры и
спорта в Российской Федерации на период до 2020 года и государственной
программой Российской Федерации «Развитие физической культуры и
спорта» к 2020 году планируется увеличить долю лиц с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся
физической культурой и спортом, в общей численности данной категории
населения до 2,5 млн чел., что составит 20 % от общего количества инва-
лидов в Российской Федерации.
Нарушение слуха значительно осложняет социализацию глухих,
ведет к резкому недоразвитию речи, и, как следствие, к нарушению соци-
альных контактов ребенка с окружающим миром [4].
Проблемы реабилитации и социальной адаптации детей с наруше-
нием слуха решаются в условиях целенаправленного социально-педагоги-
ческого воздействия через их включение в доступные области бытовой,
индивидуальной и общественно значимой деятельности с учетом личных
интересов и возможностей детей [3]. В связи этим специалисты многих
стран ведут поиск эффективных программ укрепления здоровья лиц с
ограниченными возможностями, восстановления их работоспособности,
социальной реабилитации и адаптации, активного участия в жизни. Задача
эта достаточно сложная, и, чтобы решить ее, нужны комплексные научные
исследования, объединение усилий медиков, педагогов, специалистов в
области адаптивной физической культуры [1].
Применение физкультурно-оздоровительных средств и методов
приобретает на сегодняшний день особое социальное значение как в рам-
ках оздоровления подрастающего поколения, так и для приспособления
инвалидов к жизни в обществе. Физическая культура и спорт для этой
части населения могут выступать как эффективное средство всесторонней
реабилитации, социальной адаптации и интеграции инвалидов в общество,
как фактор улучшения самочувствия, повышения уровня здоровья и физи-
ческой подготовленности [7].
В современной России физкультурно-оздоровительная и спортив-
ная деятельность должна вестись с максимально возможной интеграцией
инвалидов и здоровых. При этом речь не идет о соревнованиях, где инва-
лиды могут соревноваться со здоровыми. Существует достаточное количе-
ство видов физкультурно-оздоровительной деятельности, позволяющей
принимать активное участие в них как инвалидам, так и здоровым [8].
76
3
Спорт [Sport]
Перспективным направлением дальнейших исследований проблемы
необходимо выделить научное обоснование и разработку новых адаптиро-
ванных видов спорта и методик адаптивной физической культуры с учетом
нозологических групп и функциональных лимитирующих факторов. Так,
например, международное движение Parkrun, как проект для любителей
здорового образа жизни по всему миру, набирает обороты [6].
Целью настоящего исследования явилось экспериментальное обос-
нование модели поэтапной социализации и оздоровления обучающихся с
нарушением слуха на примере занятий спортивным ориентированием.
Для реализации поставленной цели решались задачи по оценке оз-
доровительного воздействия и социальной адаптации обучающихся с на-
рушением слуха.
Двенадцатилетний опыт работы с глухими и слабослышащими
спортсменами-ориентировщиками позволил разработать модель поэтапной
социальной адаптации учащихся с нарушением слуха (рис 1).
Социальная адаптацияучащихся
1-й этап – в своем коллективе
2-й этап – между коллективами
своего учреждения
3-й этап – между коллективами
своего города
4-й этап – между коллективами
других городов и стран
Рис. 1. Модель поэтапной социальной адаптации и оздоровления
учащихся с нарушением слуха
Представленная модель реализовывалась поэтапно.
Первый этап включает в себя ролевые игры, игры на сплочение ре-
бят в секции спортивного ориентирования.
Второй этап – познавательные и развивающие игры, в том числе и
инклюзивные, включающие совместные мероприятия с общеобразователь-
ными школами, «Квест», «Лабиринт» и др.
77
4
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 3
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 3]
Третий этап – матчевые встречи по спортивному ориентированию с
командами школ города. Дополнительно включено участие в паркран-
забегах.
Четвертый этап – участие в соревнованиях других городов, с рав-
ными по состоянию здоровью школьниками.
Вместе с тем наш опыт выезда в Финляндию и Швецию дает осно-
вание предполагать возможность международного сотрудничества в рам-
ках соревновательной деятельности с данной нозологической группой.
Такая последовательность позволяет протекать естественному про-
цессу интеграции людей с ограниченными возможностями в общество при
взаимодействии с различными коллективами, общественными организа-
циями, участии в культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных
мероприятиях, со средствами массовой информации, а также большое
влияние оказывают социальные сети. Для учащихся с нарушением слуха
общение в социальных сетях – главное средство общения, расширения
круга знакомств, получения информации и опыта социально-позитивного
общения.
Разработанная нами модель предусматривает взаимоотношения
инвалидов и здоровых учащихся, является мощнейшим фактором социаль-
ной интеграции. Одним из проявлений таких взаимоотношений являются
совместные со здоровыми учащимися инклюзивные тренировочные заня-
тия, в которых обе категории детей приобретают навыки положительного
общения друг с другом (рис. 2).
КГОУ «Общеобразовательная школа Инклюзивное образование:
– интернат Пермского края» ПГГПУ специальность АФК
КГБУ«Спортивно-адаптивная школа
Паралимпийского резерва» Совместные мероприятия
Пермского края
Рис. 2. Взаимодействие элементов социальной среды
формирующего эксперимента
В исследовании приняли участие 10 обучающихся 17–20 лет с на-
рушением слуха, тренирующиеся в КГБУ «Спортивно-адаптивная школа
Паралимпийского резерва» Пермского края. Спортсмены, имеющие раз-
ряды КМС и I взрослого по спорту глухих – спортивному ориентирова-
нию.
Пилотажное исследование социальной адаптации учащихся с
нарушением слуха показал следующее: на вопрос «Помогает ли спорт в
78
5
Спорт [Sport]
вашей жизни?» все респонденты (100 %) дали утвердительный ответ,
96,1 % – встретили новых друзей, с которыми активно переписываются в
соцсетях (ВКонтакте, WhatsApp, Viber и др.), 87 % – отмечают, что стали
свободнее себя чувствовать со здоровыми людьми, могут поприветство-
вать, поздороваться и даже спросить.
В ходе эксперимента воспитанники КГБУ «Спортивно-адаптивная
школа Паралимпийского резерва» Пермского края» совместно со студен-
тами Пермского государственного гуманитарно-педагогического универ-
ситета (ПГГПУ) (специальность 49.03.02 – Физическая культура для лиц с
отклонениями в состоянии здоровья – адаптивная физическая культура)
провели 16 спортивно-оздоровительных и культурных мероприятий.
Силами воспитанников проведены соревнования среди студентов ПГГПУ,
такие как «Лабиринт», «Квест», «PROбег при свечах». Студенты вуза
провели ряд спортивно-оздоровительных мероприятий для учащихся с
нарушением слуха, такие как «Папа, мама, я – спортивная семья», «Мой-
додыр» и др.
В проведенном эксперименте реализовывались задачи по развитию
физических качеств и повышению функционального состояния организма
исследуемых.
В таком виде спорта, как спорт глухих по спортивному ориентиро-
ванию, проводятся соревнования на следующих дистанциях: кросс-спринт,
кросс-классика, кросс-лонг. Длина трасс составляет от 2,5 до 17 км с коли-
чеством контрольных пунктов до 30. Поэтому важно развивать специаль-
ную выносливость.
Для развития специальной выносливости в тренировочном процессе
исследуемые каждую субботу принимали участие в паркран-забегах, кото-
рые проходили с сентября 2019 г. по апрель 2020 г. (30 субботних забегов).
Методы исследования: опрос для определения социальной адапта-
ции посредством участия в паркран-забегах, тестирование скоростно-сило-
вых качеств в беге на 2 и 5 км, оценка функционального состояния
сердечно-сосудистой системы и процесса восстановления после нагрузки
(проба Мартине-Кушелевского) и потребления кислорода при возрастаю-
щей нагрузке, функциональной способности мышцы сердца (индекс Ро-
бинсона).
Результаты исследования и их обсуждение. Анализ оздоровитель-
ного воздействия разработанной модели на исследуемые показатели обу-
чающихся 17–20 лет показал прирост результатов в беге на 2 км (на
12,1 %) и в беге на 5 км (16,2 %). Также выявлено статистически значимое
улучшение показателей, отражающих функциональные возможности сер-
дечно-сосудистой системы восстанавливаться после физических нагрузок
(проба Мартине-Кушелевского), с 80,50±3,50 до 69,10±2,55 с и потребле-
ния кислорода при возрастающей нагрузке (Индекс Робинсона) – с 77,22
до 65,27, что соответствует уровню хорошего функционального состояния
(p< 0,05).
79
6
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 3
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 3]
Выводы:
1. Паркран-забеги являются хорошим средством для социальной
адаптации людей, в том числе с нарушением слуха.
2. Значительные улучшения результатов выявлены в беге на 2 и
5 км, характеризующих уровень развития специальной выносливости у
спортсменов-ориентировщиков 17–20 лет с нарушением слуха.
3. В ходе эксперимента статистически достоверно улучшились
показатели функциональных возможностей у спортсменов-ориентировщи-
ков.
4. Разработанная модель поэтапной социальной адаптации и оздо-
ровления людей с ограниченными возможностями представляется воз-
можной для использования в учреждениях разной направленности.
Список литературы
1. Ботух В.А. Комплексный педагогический контроль при занятиях
спортивным ориентированием: автореф. дис. … канд. пед. наук. Минск,
1991. 22 с.
2. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Рос-
сийской Федерации в 2001 г. // Здравоохранение Российской Федерации.
2003. № 3. С. 5.
3. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической куль-
туры. М.: Спорт, 2016. 616 c.
4. Опыт использования средств адаптивной и оздоровительной фи-
зической культуры в занятиях с женщинами зрелого возраста /
Д.Н. Гаврилов [и др.] // Адаптивная физическая культура. 2014. № 4 (60).
С. 31.
5. Родионов А.В. Психология физической культуры и спорта: учеб-
ник для высш. физкульт. учеб. заведений / под ред. проф. Г.Д. Бабушкина,
проф. В.Н. Смоленцевой. Омск: СибГУФК, 2007. 270 с.
6. Федорова Т.А. Использование в тренировочном процессе спорт-
сменов-ориентировщиков паркран-забегов // Физическая культура, спорт,
туризм: научно-методическое сопровождение: материалы Всерос. науч.-
практ. конф. с междунар. участием. Пермь: Изд-во ПГГПУ, 2019. С. 155–
158.
7. Чичкова Т.И. Социализация детей с нарушением слуха в совре-
менном обществе // Молодой ученый. 2016. № 26 (130). С. 705–708.
8. Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической куль-
туры: учеб. пособие. М.: Советский спорт, 2007. 608 c.
80
7
Спорт [Sport]
References
1. Botuh V.A. Kompleksnyj pedagogicheskij kontrol' pri zanyatiyah sportivnym
orientirovaniem [Comprehensive pedagogical control during orienteering classes]: author. dis.
... cand. ped. sciences. Minsk, 1991. 22 p.
2. Gosudarstvennyj doklad o sostoyanii zdorov'ya naseleniya Rossijskoj Federacii v
2001 g. [State report on the state of health of the population of the Russian Federation in
2001] // Zdravoohranenie Rossijskoj Federacii [Health of the Russian Federation]. 2003.
No. 3. P. 5.
3. Evseev S.P. Teoriya i organizaciya adaptivnoj fizicheskoj kul'tury [Theory and or-
ganization of adaptive physical culture]. M.: Sport, 2016. 616 p.
4. Opyt ispol'zovaniya sredstv adaptivnoj i ozdorovitel'noj fizicheskoj kul'tury v za-
nyatiyah s zhenshchinami zrelogo vozrasta [Experience of using means of adaptive and
health-improving physical culture in classes with women of mature age] / D.N. Gavrilov [et
al.] // Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura [Adaptive physical culture]. 2014. No. 4 (60). P. 31.
5. Rodionov A.V. Psihologiya fizicheskoj kul'tury i sporta [Psychology of physical
culture and sports]: a textbook for higher education. physical education. study. institutions /
ed. prof. G. D. Babushkina, prof. V.N. Smolentseva. Omsk: SibGUFK, 2007. 270 p.
6. Fedorova T.A. Ispol'zovanie v trenirovochnom processe sportsmenov-orienti-
rovshchikov parkran-zabegov [Use of parkrun-races in the training process of orienteers] //
Physical culture, sport, tourism: scientific and methodological support: materials of the All-
Russian. scientific-practical conf. with int. participation. Perm: PSGPU Publishing House,
2019. P. 155–158.
7. Chichkova T.I. Socializaciya detej s narusheniem sluha v sovremennom obsh-
chestve [Socialization of children with hearing impairment in modern society] // Molodoj
uchenyj [Young scientist]. 2016. No. 26 (130). P. 705–708.
8. Shapkova L.V. Chastnye metodiki adaptivnoj fizicheskoj kul'tury [Private me-
thods of adaptive physical culture]: textbook. allowance. M.: Soviet sport, 2007. 608 p.
81