Научная статья на тему 'ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ НА ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА'

ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ НА ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
167
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
спортивное ориентирование / обучающиеся с нарушением слуха / паркран / физическое развитие / социальная адаптация / orienteering / students with hearing impairment / parkrun / physical development / social adaptation

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Абызова Татьяна Васильевна, Федорова Тамара Александровна

Разработана и обоснована модель поэтапной социализации и оздоровления обучающихся с нарушением слуха на примере занятий спортивным ориентированием. Предложена схема взаимодействия элементов социальной среды формирующего эксперимента. Установлено экспериментальным путем, что паркран улучшает показатели сердечно-сосудистой системы и скоростной выносливости спортсменов-ориентировщиков с ограниченными возможностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Абызова Татьяна Васильевна, Федорова Тамара Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECREATIONAL VALUE OF PARKRUN RACES FOR ORIENTEERING ATHLETESWITH HEARING IMPAIRMENT

A model of stagebystage socialization and health improvement of students with hearing impairment has been developed and substantiated by the example of orienteering lessons. The scheme of interaction of elements of the social environment of the formative experi-ment is proposed. It has been established experimentally that parkran improves the indices of the cardiovascular system and speed endurance of orienteering athletes with disabilities.

Текст научной работы на тему «ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ НА ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА»

1

СПОРТ

УДК 796.56 DOI: 10.24412/2305-8404-2021-3-75-81

ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ СПОРТИВНОГО

ОРИЕНТИРОВАНИЯ НА ОБУЧАЮЩИХСЯ

С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Т.В. Абызова, Т.А. Федорова

Разработана и обоснована модель поэтапной социализации и оздоровления

обучающихся с нарушением слуха на примере занятий спортивным ориентированием.

Предложена схема взаимодействия элементов социальной среды формирующего

эксперимента. Установлено экспериментальным путем, что паркран улучшает

показатели сердечно-сосудистой системы и скоростной выносливости спортсменов-

ориентировщиков с ограниченными возможностями.

Ключевые слова: спортивное ориентирование, обучающиеся с нарушением

слуха, паркран, физическое развитие, социальная адаптация.

RECREATIONAL VALUE Абызова Татьяна Васильевна, канд. биол.

OF PARKRUN RACES FOR наук, доц., [email protected], Россия, Пермь, Пермский го-

ORIENTEERING ATHLETESWITH сударственный гуманитарно-педагогический университет,

HEARING IMPAIRMENT Федорова Тамара Александровна, канд. пед.

наук, зав. кафедрой, [email protected], Россия,

Abyzova T.V., candidate of biological sci- Пермь, Пермский государственный гуманитарно-педаго-

ences, associate professor, [email protected], гический университет

Perm, Russia, Perm State Humanitarian Peda-

gogical University,

Fedorova T.A., candidate of pedagogical sci- Острой и социально значимой ос-

ences, associate professor, fedorova-perm@ тается проблема инвалидизации совре-

yandex.ru, Perm, Russia, Perm State Huma-

nitarian Pedagogical University менного общества, в частности в связи со

слуховой патологией. По статистике в

A model of stagebystage socialization and мире инвалиды составляют 23 % от всего

health improvement of students with hearing

impairment has been developed and substan- населения планеты. Проведенные массо-

tiated by the example of orienteering lessons. вые исследования слуха в различных

The scheme of interaction of elements of the

social environment of the formative experi- странах показали, что 6 % населения

ment is proposed. It has been established земного шара имеют нарушения слуха в

experimentally that parkran improves the степени, затрудняющей социальное об-

indices of the cardiovascular system and speed

endurance of orienteering athletes with dis- щение. В России на 2019 год зафиксиро-

abilities. вано более 15 млн людей с ограничен-

Key words: orienteering, students with hear- ными возможностями здоровья. По ста-

ing impairment, parkrun, physical develop- тистике, нарушениями слуха страдает

ment, social adaptation. каждый девятый человек [2].

Устойчивый популяционный прирост инвалидизирующей патоло-

гии стимулировал во всем мире поиск наиболее эффективных систем

жизнеобеспечения и функционирования социальных групп населения с

75

2

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 3

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 3]

ограниченными возможностями здоровья и инвалидов трудоспособного

возраста. Как показывает опыт последних десятилетий, одной из наиболее

динамично развивающихся и завоевывающих всемирную популярность

практик оздоровительного, восстанавливающего, развивающего воз-

действия на телесную, духовную, культурную, экономическую состав-

ляющие процесса социализации оказались адаптивная физическая куль-

тура и спорт [3].

В соответствии со Стратегией развития физической культуры и

спорта в Российской Федерации на период до 2020 года и государственной

программой Российской Федерации «Развитие физической культуры и

спорта» к 2020 году планируется увеличить долю лиц с ограниченными

возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся

физической культурой и спортом, в общей численности данной категории

населения до 2,5 млн чел., что составит 20 % от общего количества инва-

лидов в Российской Федерации.

Нарушение слуха значительно осложняет социализацию глухих,

ведет к резкому недоразвитию речи, и, как следствие, к нарушению соци-

альных контактов ребенка с окружающим миром [4].

Проблемы реабилитации и социальной адаптации детей с наруше-

нием слуха решаются в условиях целенаправленного социально-педагоги-

ческого воздействия через их включение в доступные области бытовой,

индивидуальной и общественно значимой деятельности с учетом личных

интересов и возможностей детей [3]. В связи этим специалисты многих

стран ведут поиск эффективных программ укрепления здоровья лиц с

ограниченными возможностями, восстановления их работоспособности,

социальной реабилитации и адаптации, активного участия в жизни. Задача

эта достаточно сложная, и, чтобы решить ее, нужны комплексные научные

исследования, объединение усилий медиков, педагогов, специалистов в

области адаптивной физической культуры [1].

Применение физкультурно-оздоровительных средств и методов

приобретает на сегодняшний день особое социальное значение как в рам-

ках оздоровления подрастающего поколения, так и для приспособления

инвалидов к жизни в обществе. Физическая культура и спорт для этой

части населения могут выступать как эффективное средство всесторонней

реабилитации, социальной адаптации и интеграции инвалидов в общество,

как фактор улучшения самочувствия, повышения уровня здоровья и физи-

ческой подготовленности [7].

В современной России физкультурно-оздоровительная и спортив-

ная деятельность должна вестись с максимально возможной интеграцией

инвалидов и здоровых. При этом речь не идет о соревнованиях, где инва-

лиды могут соревноваться со здоровыми. Существует достаточное количе-

ство видов физкультурно-оздоровительной деятельности, позволяющей

принимать активное участие в них как инвалидам, так и здоровым [8].

76

3

Спорт [Sport]

Перспективным направлением дальнейших исследований проблемы

необходимо выделить научное обоснование и разработку новых адаптиро-

ванных видов спорта и методик адаптивной физической культуры с учетом

нозологических групп и функциональных лимитирующих факторов. Так,

например, международное движение Parkrun, как проект для любителей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

здорового образа жизни по всему миру, набирает обороты [6].

Целью настоящего исследования явилось экспериментальное обос-

нование модели поэтапной социализации и оздоровления обучающихся с

нарушением слуха на примере занятий спортивным ориентированием.

Для реализации поставленной цели решались задачи по оценке оз-

доровительного воздействия и социальной адаптации обучающихся с на-

рушением слуха.

Двенадцатилетний опыт работы с глухими и слабослышащими

спортсменами-ориентировщиками позволил разработать модель поэтапной

социальной адаптации учащихся с нарушением слуха (рис 1).

Социальная адаптацияучащихся

1-й этап – в своем коллективе

2-й этап – между коллективами

своего учреждения

3-й этап – между коллективами

своего города

4-й этап – между коллективами

других городов и стран

Рис. 1. Модель поэтапной социальной адаптации и оздоровления

учащихся с нарушением слуха

Представленная модель реализовывалась поэтапно.

Первый этап включает в себя ролевые игры, игры на сплочение ре-

бят в секции спортивного ориентирования.

Второй этап – познавательные и развивающие игры, в том числе и

инклюзивные, включающие совместные мероприятия с общеобразователь-

ными школами, «Квест», «Лабиринт» и др.

77

4

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 3

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 3]

Третий этап – матчевые встречи по спортивному ориентированию с

командами школ города. Дополнительно включено участие в паркран-

забегах.

Четвертый этап – участие в соревнованиях других городов, с рав-

ными по состоянию здоровью школьниками.

Вместе с тем наш опыт выезда в Финляндию и Швецию дает осно-

вание предполагать возможность международного сотрудничества в рам-

ках соревновательной деятельности с данной нозологической группой.

Такая последовательность позволяет протекать естественному про-

цессу интеграции людей с ограниченными возможностями в общество при

взаимодействии с различными коллективами, общественными организа-

циями, участии в культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных

мероприятиях, со средствами массовой информации, а также большое

влияние оказывают социальные сети. Для учащихся с нарушением слуха

общение в социальных сетях – главное средство общения, расширения

круга знакомств, получения информации и опыта социально-позитивного

общения.

Разработанная нами модель предусматривает взаимоотношения

инвалидов и здоровых учащихся, является мощнейшим фактором социаль-

ной интеграции. Одним из проявлений таких взаимоотношений являются

совместные со здоровыми учащимися инклюзивные тренировочные заня-

тия, в которых обе категории детей приобретают навыки положительного

общения друг с другом (рис. 2).

КГОУ «Общеобразовательная школа Инклюзивное образование:

– интернат Пермского края» ПГГПУ специальность АФК

КГБУ«Спортивно-адаптивная школа

Паралимпийского резерва» Совместные мероприятия

Пермского края

Рис. 2. Взаимодействие элементов социальной среды

формирующего эксперимента

В исследовании приняли участие 10 обучающихся 17–20 лет с на-

рушением слуха, тренирующиеся в КГБУ «Спортивно-адаптивная школа

Паралимпийского резерва» Пермского края. Спортсмены, имеющие раз-

ряды КМС и I взрослого по спорту глухих – спортивному ориентирова-

нию.

Пилотажное исследование социальной адаптации учащихся с

нарушением слуха показал следующее: на вопрос «Помогает ли спорт в

78

5

Спорт [Sport]

вашей жизни?» все респонденты (100 %) дали утвердительный ответ,

96,1 % – встретили новых друзей, с которыми активно переписываются в

соцсетях (ВКонтакте, WhatsApp, Viber и др.), 87 % – отмечают, что стали

свободнее себя чувствовать со здоровыми людьми, могут поприветство-

вать, поздороваться и даже спросить.

В ходе эксперимента воспитанники КГБУ «Спортивно-адаптивная

школа Паралимпийского резерва» Пермского края» совместно со студен-

тами Пермского государственного гуманитарно-педагогического универ-

ситета (ПГГПУ) (специальность 49.03.02 – Физическая культура для лиц с

отклонениями в состоянии здоровья – адаптивная физическая культура)

провели 16 спортивно-оздоровительных и культурных мероприятий.

Силами воспитанников проведены соревнования среди студентов ПГГПУ,

такие как «Лабиринт», «Квест», «PROбег при свечах». Студенты вуза

провели ряд спортивно-оздоровительных мероприятий для учащихся с

нарушением слуха, такие как «Папа, мама, я – спортивная семья», «Мой-

додыр» и др.

В проведенном эксперименте реализовывались задачи по развитию

физических качеств и повышению функционального состояния организма

исследуемых.

В таком виде спорта, как спорт глухих по спортивному ориентиро-

ванию, проводятся соревнования на следующих дистанциях: кросс-спринт,

кросс-классика, кросс-лонг. Длина трасс составляет от 2,5 до 17 км с коли-

чеством контрольных пунктов до 30. Поэтому важно развивать специаль-

ную выносливость.

Для развития специальной выносливости в тренировочном процессе

исследуемые каждую субботу принимали участие в паркран-забегах, кото-

рые проходили с сентября 2019 г. по апрель 2020 г. (30 субботних забегов).

Методы исследования: опрос для определения социальной адапта-

ции посредством участия в паркран-забегах, тестирование скоростно-сило-

вых качеств в беге на 2 и 5 км, оценка функционального состояния

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сердечно-сосудистой системы и процесса восстановления после нагрузки

(проба Мартине-Кушелевского) и потребления кислорода при возрастаю-

щей нагрузке, функциональной способности мышцы сердца (индекс Ро-

бинсона).

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ оздоровитель-

ного воздействия разработанной модели на исследуемые показатели обу-

чающихся 17–20 лет показал прирост результатов в беге на 2 км (на

12,1 %) и в беге на 5 км (16,2 %). Также выявлено статистически значимое

улучшение показателей, отражающих функциональные возможности сер-

дечно-сосудистой системы восстанавливаться после физических нагрузок

(проба Мартине-Кушелевского), с 80,50±3,50 до 69,10±2,55 с и потребле-

ния кислорода при возрастающей нагрузке (Индекс Робинсона) – с 77,22

до 65,27, что соответствует уровню хорошего функционального состояния

(p< 0,05).

79

6

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 3

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 3]

Выводы:

1. Паркран-забеги являются хорошим средством для социальной

адаптации людей, в том числе с нарушением слуха.

2. Значительные улучшения результатов выявлены в беге на 2 и

5 км, характеризующих уровень развития специальной выносливости у

спортсменов-ориентировщиков 17–20 лет с нарушением слуха.

3. В ходе эксперимента статистически достоверно улучшились

показатели функциональных возможностей у спортсменов-ориентировщи-

ков.

4. Разработанная модель поэтапной социальной адаптации и оздо-

ровления людей с ограниченными возможностями представляется воз-

можной для использования в учреждениях разной направленности.

Список литературы

1. Ботух В.А. Комплексный педагогический контроль при занятиях

спортивным ориентированием: автореф. дис. … канд. пед. наук. Минск,

1991. 22 с.

2. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Рос-

сийской Федерации в 2001 г. // Здравоохранение Российской Федерации.

2003. № 3. С. 5.

3. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической куль-

туры. М.: Спорт, 2016. 616 c.

4. Опыт использования средств адаптивной и оздоровительной фи-

зической культуры в занятиях с женщинами зрелого возраста /

Д.Н. Гаврилов [и др.] // Адаптивная физическая культура. 2014. № 4 (60).

С. 31.

5. Родионов А.В. Психология физической культуры и спорта: учеб-

ник для высш. физкульт. учеб. заведений / под ред. проф. Г.Д. Бабушкина,

проф. В.Н. Смоленцевой. Омск: СибГУФК, 2007. 270 с.

6. Федорова Т.А. Использование в тренировочном процессе спорт-

сменов-ориентировщиков паркран-забегов // Физическая культура, спорт,

туризм: научно-методическое сопровождение: материалы Всерос. науч.-

практ. конф. с междунар. участием. Пермь: Изд-во ПГГПУ, 2019. С. 155–

158.

7. Чичкова Т.И. Социализация детей с нарушением слуха в совре-

менном обществе // Молодой ученый. 2016. № 26 (130). С. 705–708.

8. Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической куль-

туры: учеб. пособие. М.: Советский спорт, 2007. 608 c.

80

7

Спорт [Sport]

References

1. Botuh V.A. Kompleksnyj pedagogicheskij kontrol' pri zanyatiyah sportivnym

orientirovaniem [Comprehensive pedagogical control during orienteering classes]: author. dis.

... cand. ped. sciences. Minsk, 1991. 22 p.

2. Gosudarstvennyj doklad o sostoyanii zdorov'ya naseleniya Rossijskoj Federacii v

2001 g. [State report on the state of health of the population of the Russian Federation in

2001] // Zdravoohranenie Rossijskoj Federacii [Health of the Russian Federation]. 2003.

No. 3. P. 5.

3. Evseev S.P. Teoriya i organizaciya adaptivnoj fizicheskoj kul'tury [Theory and or-

ganization of adaptive physical culture]. M.: Sport, 2016. 616 p.

4. Opyt ispol'zovaniya sredstv adaptivnoj i ozdorovitel'noj fizicheskoj kul'tury v za-

nyatiyah s zhenshchinami zrelogo vozrasta [Experience of using means of adaptive and

health-improving physical culture in classes with women of mature age] / D.N. Gavrilov [et

al.] // Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura [Adaptive physical culture]. 2014. No. 4 (60). P. 31.

5. Rodionov A.V. Psihologiya fizicheskoj kul'tury i sporta [Psychology of physical

culture and sports]: a textbook for higher education. physical education. study. institutions /

ed. prof. G. D. Babushkina, prof. V.N. Smolentseva. Omsk: SibGUFK, 2007. 270 p.

6. Fedorova T.A. Ispol'zovanie v trenirovochnom processe sportsmenov-orienti-

rovshchikov parkran-zabegov [Use of parkrun-races in the training process of orienteers] //

Physical culture, sport, tourism: scientific and methodological support: materials of the All-

Russian. scientific-practical conf. with int. participation. Perm: PSGPU Publishing House,

2019. P. 155–158.

7. Chichkova T.I. Socializaciya detej s narusheniem sluha v sovremennom obsh-

chestve [Socialization of children with hearing impairment in modern society] // Molodoj

uchenyj [Young scientist]. 2016. No. 26 (130). P. 705–708.

8. Shapkova L.V. Chastnye metodiki adaptivnoj fizicheskoj kul'tury [Private me-

thods of adaptive physical culture]: textbook. allowance. M.: Soviet sport, 2007. 608 p.

81

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.