ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ ОРИЕНТИРОВЩИКОВ В УСЛОВИЯХ ТРЕНИРОВОЧНЫХ СБОРОВ
ORGANIZATIONAL-METHODOLOGICAL CONDITIONS OF TRAINING QUALIFIED ATHLETES WHO DO ORIENTEERING IN THE CONDITIONS OF TRAINING CAMPS
Сорокина Елена Валентиновна
кандидат педагогических наук, доцент кафедра «Теория и методика физического воспитания и спорта» Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орел, Россия Sorokina Elena Valentinovna candidate of pedagogical sciences, associate professor department «Theory and methodology of physical training and sports»>
Orel state university Orel, Russia
Чижиков Роман Викторович
магистрант
Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орел, Россия Chijikov Roman Viktorovich graduate student Orel state university Orel, Russia
Аннотация. Тренировочная и соревновательная деятельность в спортивном ориентировании предполагает выполнение большого количества технико-тактических элементов ориентирования на местности с использованием карты и компаса, для этого необходимо наличие лесных массивов, парков и т.п., Поэтому в спортивном ориентировании отводится большое количество времени на учебно-тренировочные сборы на местности (в лесу), основной целью которых является совершенствование технико-тактической подготовки.
Abstract. Training and competitive activity in orienteering involves the implementation of a large number of technical and tactical elements of orientation on the ground using a map and a compass, this requires the presence of forests, parks, etc., That's why orienteering is given a large amount of time for training camps on the ground (in the forest), the main purpose of which is to improve the technical and tactical training.
Ключевые слова: спортивное ориентирование, подготовка, тренировочные сборы, местность.
Keywords: orienteering, training, training camps, ground.
Спортивное ориентирование один из немногих видов спорта, в которых участники соревнований действуют сугубо индивидуально, вне поля зрения судей, зрителей, даже соперников.
Ориентирование является вполне доступным и захватывающим видом спорта, при этом не требует для занятий дорогостоящего инвентаря и оборудования. Спортивное ориентирование развивается во многих странах мира, особенно популярно в Скандинавии. В некоторых странах данный вид спорта стал наиболее широко распространяться в 30-х годах 20-го столетия [4].
Международная федерация спортивного ориентирования (ИОФ) определяет этот вид спорта как сочетание бега и ориентирования на местности, из успешности которых складывается спортивный результат.
Направление и диапазон развития различных физических качеств и функциональных систем определяются, с одной стороны, возрастными и индивидуальными особенностями спортсмена, а с другой - рациональным построением многолетней подготовки: выбором оптимальной направленности тренировочных программ, наиболее эффективного соотношения тренировочных нагрузок на отдельных этапах. Процесс подготовки спортсменов достаточно многогранен и разнообразен. В его структуру также входят тактическая и техническая деятельность [5].
Техническая, тактическая и психологическая подготовка спортсменов -ключевые моменты для успешных выступлений в соревнованиях по ориентированию. В истории развития этого вида спорта имеется немало исследований, которые подтверждают, что выдающихся физических данных еще недостаточно для достижения высоких показателей на лесных трассах [4].
Тренировочная и соревновательная деятельность в спортивном ориентировании предполагает выполнение большого количества технико-тактических элементов ориентирования на местности с использованием карты и компаса, для этого необходимо наличие лесных массивов, парков и т.п., в рабочее и учебное время у спортсменов-ориентировщиков крайне мало возможностей для этого. Именно поэтому в спортивном ориентировании отводится большое количество времени на учебно-тренировочные сборы на местности (в лесу), основной целью которых является совершенствование технико-тактической подготовки, так как физическую подготовку можно развивать, находясь и в городе (в парках, на стадионах, в спортивных залах, в манежах и т.д.).
Исходя из данных литературных источников, недостаточно изученным остается вопрос о выборе наиболее эффективных средств технико-тактической подготовки во время тренировочных сборов, а также об организационно -методических условиях проведения тренировочных сборов для квалифицированных спортсменов-ориентировщиков.
Настоящее исследование проводилось в течение двух лет на базе БУ ОО «СШОР№10». В исследовании участвовали спортсмены-ориентировщики в возрасте 15-17 лет. Педагогический эксперимент проводился в 2016/2018 учебном году, объем выборки составил 22 человека. Испытуемые экспериментальной группы в количестве 11 человек учебно-тренировочные сборы проводили с соблюдением всех организационно-методических условий и применяли разработанную методику совершенствования технико-тактической подготовки, в контрольной группе данная методика не применялась.
Для выбора места проведения тренировочного сбора спортсменов-ориентировщиков нужно учитывать не только общие критерии (местность,
удаленную от городского шума, промышленных объектов, где-то в лесу, на берегу озера или реки), но и соответствие местности запланированным главным соревнованиям. Особый тренировочный эффект оказывают сборы, проходящие в среднегорье и высокогорье. Живописный пейзаж и вид окружающей обстановки повышает общий тонус спортсменов, их настроение и работоспособность, а также успокаивает их нервную систему, что особенно важно при интенсивных тренировочных нагрузках на сборе.
Тренировочный сбор - это система организации тренеров и спортсменов в целях совместного решения соревновательных и оздоровительных задач.
В целях качественной подготовки спортсменов и повышения их спортивного мастерства организацией, осуществляющей спортивную подготовку, проводятся тренировочные сборы по планам подготовки, утвержденным в установленном порядке.
Нами были определены следующие организационно-методические условия проведения учебно-тренировочных сборов в спортивном ориентировании:
1. Рациональный выбор места сбора;
2. Подбор группы спортсменов участвующих в сборе;
3. Цели, задачи сбора.
4. Планирование сбора
5. Расписание (режим) деятельности спортсменов во время сбора.
6. Оптимальный подбор средств и методов тренировки.
7. Врачебный контроль и самоконтроль, до, после и во время сбора.
8. Организация питания спортсменов.
9. Разгрузочные и развлекательно-экскурсионные мероприятия.
10. Итоговые соревнования в конце сбора.
Учебно-тренировочные сборы спортсменов-ориентировщиков в основном направлены на совершенствование технико-тактической подготовки, в силу особенностей вида спорта. В связи с этим нами была разработана и внедрена в тренировочный процесс комплексная методика совершенствования технико-тактической подготовки спортсменов - ориентировщиков. Названная методика заключалась в следующем: передвижение по пересечённой местности с помощью карты и компаса, например, из точки А в точку Б, разделенная на 5 участков. На каждом участке местности было поставлено по 3 контрольных пунктов на определенных ориентирах. Контрольные пункты были пронумерованы, и эта информация по номерам указывалась в карте.
Каждый спортсмен на старте за 1 минуту получают карту с первым контрольным пунктом (карту со 2-м контрольным пунктом участник увидит на 1-м и т.д.) и легенды всех контрольных пунктов, согласно правилам соревнований по спортивному ориентированию, и карточку для отметки.
Задача спортсменов, ориентируясь с помощью знаков легенд найти все контрольные пункты и ознакомившись с местностью следующего участка двигаться дальше на него и таким образом до финиша всей дистанции.
Решение задач ориентирования заключается в невербальном реагировании, восприятии и переработке информации, интеллектуальных операциях, характеризующих оперативное мышление [1]. Оперативное мышление проявляется в отдельной проблемной ситуации, когда нужно спрогнозировать итоговый результат и выбрать алгоритм решения. Оно
включает в себя отдельные операции, осуществляется оперативно и связано с практической деятельностью спортсменов - ориентировщиков [6].
Мышлением называется процесс решения практических задач, во время которого происходит сравнение объектов деятельности и который создает принятие решения возможных действий (план действий с реальными процессами и объектами). Сюда входит определение проблемной ситуации и способы ее решения [3].
Принятие решения является сложным психическим процессом сопоставления образов содержания задач и пространственно-временных условий деятельности с образом цели, которое П.К. Анохин назвал «опережающим отражением». Весь процесс принятия решения происходит за счет психофизиологических реакций, после нескольких воспроизведений которых возникают функциональные образования - умения [2]. Динамика показателей оперативного мышления спортсменов-ориентировщиков до и после эксперимента представлена в таблице 1 и рис. 1.
Таблица 1
Динамика показателей оперативного мышления спортсменов-ориентировщиков до и после эксперимента (экспериментальная и контрольная группы)
Показатель оценки памяти (балл) До эксперимента Конец 1го года эксперимента Конец 2го года эксперимента Прирост к концу 2го года
Абсолют. %
Экспериментальная группа 3,04±0,46 3,81±0,87 4,4±0,77 1,36 44,7
Контрольная группа 3,01±0,48 3,42±0,71 3,9±0,65 0,89 29,5
Проводя анализ исследования оперативного мышления спортсменов-ориентировщиков, мы видим, что к концу второго года эксперимента показатели в экспериментальной группе увеличились на 1,36 баллов (3,04±0,46 до 4,4±0,77), прирост среднего показателя - 44,7% .
Контрольная группа показала, что ее результат увеличился на 0,89 баллов (с 3,01±0,48 до 3,9±0,65), прирост среднего показателя составил 29,5%.
Рис. 1. Динамика показателей оперативного мышления спортсменов-ориентировщиков до и после эксперимента (в баллах)
Средняя скорость движения спортсмена-ориентировщика по трассе соревнований зависит от его физической, технической и тактической подготовки, характера местности, точности карты и некоторых других условий. В спортивном ориентировании, как и в легкой атлетике, велосипедном спорте, лыжных гонках, часто выражают скорость передвижения но дистанции не в км/час или км/мин, а обратной величиной, которая показывает затраты времени на единицу пути -мин/км. Динамика средней скорости пробегания соревновательной дистанции спортсменов-ориентировщиков до и после эксперимента представлена в таблице 2 и рис.2.
Таблица 2
Динамика средней скорости пробегания соревновательной дистанции спортсменов-ориентировщиков до и после эксперимента (экспериментальная и контрольная группы)
Группа Показа тели До эксперимента Конец 1го года эксперимента Конец 2го года эксперимента Прирост Различия
Абсолют % \ Р
ЭГ Средняя скорость 8,10±0,66 7,30±0,78 6,30±0,71 1,80 20,9 2,9 <0,05
КГ Средняя скорость 8,13±0,71 7,50±0,82 7,12±0,87 1,01 12,4 1,8 >0,05
9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
Экспериментальная группа I Контрольная группа
До эксперимента Конец 1го года Конец 2го года
Рис. 2. Динамика средней скорости пробегания соревновательной дистанции спортсменов-ориентировщиков до и после эксперимента
Анализируя результаты исследования динамики средней скорости пробегания соревновательной дистанции спортсменов-ориентировщиков, выявлено достоверное улучшение результатов в экспериментальной группе к концу второго года на 1,80 (с 8,10±0,66 до 6,30±0,71). Прирост среднего показателя составил 20,9% (Р<0,05).
В контрольной группе результаты улучшились на 1,01 (с 8,13±0,71 до 7,12±0,87), прирост среднего показателя - 12,4% (Р>0,05).
Таким образом, представленные выше экспериментальные данные свидетельствуют о том, что применение разработанной нами методики совершенствования технико-тактической подготовки спортсменов-ориентировщиков на тренировочных сборах, а также соблюдение всех организационно-методических условий проведения сборов способствует повышению эффективности соревновательной деятельности квалифицированных спортсменов-ориентировщиков в экспериментальной группе.
Литература
1. Воронов, Ю. С. Система подготовки спортивного резерва в ориенти-ровании. Смоленск : СГИФК, 2003. 198 с.
2. Елизаров, В. Л. Специфика планирования подготовки квалифицирован-ных спортсменов—ориентировщиков // Азимут. 2002. №6. С. 19.
3. Казанцев, С. А. Особенности внимания у спортсменов -ориентировщиков // Сб. науч. трудов молодых ученых. СПб. : СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2003. С. 31-38.
4. Лосев, А. С. Тренировка ориентировщиков разрядников. М. : Физкультура и спорт, 1974. 132 с.
5. Чешихина, В. В. Современная система подготовки в спортивном ориентировании : монография. М. : Советский спорт,2006. 232 с.
6. Юхансен, Б. Мышление в ориентировании // Азимут. 2002. № 6. С. 46 - 48.
References
1. Voronov Yu. S. Sistema podgotovki sportivnogo rezerva v orienti-rovanii [The system of training a sports reserve in orientation]. Smolensk, SGIFK Publ., 2003. 198 p.
2. Elizarov V. L. Specifika planirovaniya podgotovki kvalificirovan-nyh sportsmenov— orientirovshchikov [Specificity of planning training of qualified athletes-orienteers]. Azimut, 2002, no. 6, pp. 19.
3. Kazancev S. A. Osobennosti vnimaniya u sportsmenov -orientirovshchikov [Features of attention in sportsmen-orientirovshchikov]. Sbornik nauchnyh trudov molodyh uchenyh [Collection of scientific works of young scientists]. St.Petersburg, SPbGAFK im. P.F. Lesgafta Publ., 2003, pp. 31-38.
4. Losev A. S. Trenirovka orientirovshchikov razryadnikov [Training of orientators of arresters]. Moscow, Fizkul'tura i sport Publ., 1974, 132 p.
5. Cheshihina V. V. Sovremennaya sistema podgotovki v sportivnom orientirovanii [The modern system of training in sports orientation]. Moscow, Sovetskij sport Publ., 2006, 232 p.
6. Yihansen, B. Myshlenie v orientirovanii [Thinking in Orientation]. Azimut, 2002, no. 6, pp. 46 - 48.