Научная статья на тему 'Особенности организации тренировочных занятий по спортивному ориентированию в СШОР№10 г. Орла на начальном этапе подготовки'

Особенности организации тренировочных занятий по спортивному ориентированию в СШОР№10 г. Орла на начальном этапе подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ / НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / TECHNICAL AND TACTICAL TRAINING / SPORT''S ORIENTEERING / BEGINNERS / PHISICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алтунина Оксана Егоровна, Догадина Маргарита Юрьевна

Начальный этап обучения в спортивной школе является наиболее важным в создании фундамента для формирования основных физических качеств и технических навыков, особенно в таком виде спорта как спортивное ориентирование. Создание комплекса средств и методов, направленных на формирование профессионально-значимых качеств является важным направлением в работе СШОР№10 г. Орла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алтунина Оксана Егоровна, Догадина Маргарита Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PECULIARITY OF ORGANIZATION OF TRAINING LESSONS IN SPORT ORIENTEERING IN SSHOR№10, OREL, BEGINNERS

The Begginers in sport orienteering at school is the most important in making foundation for forming the main phisical features and technical abillities, especially in soch kind of sport like orienteering.Creating the complex of means and methods that are focused at forming the proffesional features are very important direction in work of SSHOP №10, Orel

Текст научной работы на тему «Особенности организации тренировочных занятий по спортивному ориентированию в СШОР№10 г. Орла на начальном этапе подготовки»

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО СПОРТИВНОМУ ОРИЕНТИРОВАНИЮ В СШОР№10 г. ОРЛА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ

THE PECULIARITY OF ORGANIZATION OF TRAINING LESSONS IN SPORT ORIENTEERING IN SSHOR№10, OREL, BEGINNERS

Алтунина Оксана Егоровна

старший преподаватель кафедра «Теория и методика физического воспитания» Орловский государственный университет

имени И. С. Тургенева»» г. Орёл, Россия Altunina Oxana Egorovna The senior teacher of theory and methods department

of phisical education Orel State University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Догадина Маргарита Юрьевна

аспирант

кафедра «Теория и методика избранного вида спорта» Орловский государственный университет

имени И. С. Тургенева», г. Орёл, Россия

Dogadina Margarita Yuiryevna

Postgraduate student of theory and methods department

of elective kinds of sport Orel State University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Аннотация. Начальный этап обучения в спортивной школе является наиболее важным в создании фундамента для формирования основных физических качеств и технических навыков, особенно в таком виде спорта как спортивное ориентирование. Создание комплекса средств и методов, направленных на формирование профессионально-значимых качеств является важным направлением в работе СШОР№10 г. Орла.

Abstract. The Begginers in sport orienteering at school is the most important in making foundation for forming the main phisical features and technical abilities, especially in soch kind of sport like orienteering.Creating the complex of means and methods that are focused at forming the proffesional features are very important direction in work of SSHOP №^10, Orel

Ключевые слова: спортивное ориентирование, начальный этап подготовки, физическая подготовка, технико-тактическая подготовка

Keywords: sport's orienteering, the Beginners , phisical training, technical and tactical training

Спортивное ориентирование - это один из немногочисленных видов спорта, который предъявляет повышенные требования не только к физической и технической подготовке спортсмена, но и к развитию его интеллектуальных способностей. На начальном этапе тренировки в спортивной школе необходимо применять комплекс средств и методов, которые будут в наибольшей степени способствовать закреплению и формированию профессионально-значимых навыков [1,2].

Для того чтобы многолетняя подготовка спортсменов-ориентировщиков проходила плодотворно с достижением максимального результата в работе СШОР№10 г. Орла учитываются следующие методические рекомендации:

Во-первых, необходимо помнить, что многолетняя тренировка - это единый целенаправленный педагогический процесс, который обеспечивает преемственность задач, средств и методов на всех этапах подготовки.

Во-вторых, необходимо ориентирования на возрастные границы достижения наивысших спортивных результатов: мужчины 19-25 лет, женщины 18-23 года.

В-третьих, при распределении нагрузки опираться на уровень физической, технико-тактической и психологической подготовки, присущий следующему этапу.

В-четвертых, необходимо отслеживать неуклонный рост средств ОФП и СФП, соотношение которых постоянно меняется в сторону увеличения специальной физической подготовки, что связано с разнообразием длины дистанций, картографического материала и типов грунта.

В-пятых, необходимо обеспечить преемственность увеличения объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок на протяжении многолетней подготовки.

В-шестых, надо соблюдать принцип постепенности в тренировочном процессе юных спортсменов, при котором специальная подготовленность спортсмена будет должным образом увеличиваться только в соответствии с возрастными индивидуальными возможностями.

В-седьмых, преимущественная направленность тренировочного процесса на разных этапах многолетней подготовки должна определяться с учетом сенситивных периодов развития физических и психических качеств [1,2,4].

На начальном этапе тренировок СШОР №10 г. Орла отделения «Спортивное ориентирование» в большом количестве применяются методы обеспечения наглядности (показ упражнения, демонстрация наглядных пособий). Например, при объяснении рельефа местности используется объемный макет из пластилина или песка.

Приоритет отдается упражнениям игрового и соревновательного характера. Используются различные игры и эстафеты с использованием элементов спортивного ориентирования. При изучении общеобразовательных упражнений, комплексов и игр, показ носит целостный характер, объяснение -является доступным для занимающихся.

Обучение технике спортивного ориентирования на начальном этапе подготовки в большей степени носит ознакомительный характер и осуществляется на основе обучения базовым элементам. Ходьба, бег,

упражнения на равновесие, гибкость, силовая подготовка, подвижные игры являются основными направлениями ОФП.

Упражнения СФП выполняются в середине занятия и по времени занимают не больше 10-15 минут. По форме в большей степени носят игровой характер.

Занятия в группах начальной подготовки предусматривают групповые занятия с детьми (до 15 человек) и проводятся 4 раза в неделю 3 занятия по 2 часа в спортивном зале и на пришкольной территории, и 1 раз - выходной день, обязательный выезд в лес.

Занятия проходят в традиционной форме. Состоят из трех частей: разминка, основная часть и заминка. Для основной части характерны следующие особенности: в начале основной части занятия подвижные игры, направленные на воспитания физических качеств, в середине занятия эстафеты и в конце, игры направленные на освоение техники спортивного ориентирования и развития психологических качеств (память, внимание).

Упражнения для формирования техники спортивного ориентирования, используемые в работе СШОР №10 г. Орла, имеют трехуровневый характер и соответствуют современным представлений о методике обучения. Обучение носит ступенчатый характер. Важно не перескакивать ступени и не переходить к следующему упражнению, пока не овладели предыдущим. Обучение каждого элемента должно строиться по схеме: от умения к навыку. Каждая ступень обучения должна быть платформой следующей.

На первом уровне усвоения элементов техники применяются групповые упражнения в помещении и упражнения на местности под руководством тренера и делятся на три подгруппы по степени сложности:

а. Представления о спортивной карте, изучение условных знаков.

б. Ориентирование карты на местности

в. Передвижение с картой по местности под руководством тренера сопоставление объектов на карте и на местности [5].

Упражнения для закрепления навыка. Ориентирование по схеме класса, спортзала или школьного стадиона (с нанесением на карту объектов - парт, стульев, спортивных снарядов, матов, скамеек, с созданием лабиринтов из скамеек, ленточных ограждений и т.п.). Ориентирование по карте пришкольного участка или городского квартала [2,4].

Эстафеты в спортзале или на стадионе, на пришкольном участке Составление пазлов из кусочков разрезанной карты. Сложность достигается размерами и формой фрагментов пазлов. Данные средства применяются на всех уровнях усвоения техники на начальном этапе обучения. «Солнышко» -упражнение на запоминание сторон горизонта и концентрацию внимания. Отметка КП [5].

Второй уровень. Ориентирование вдоль дорог.

а. КП на каждом перекрестке/развилке.

б. КП только на тех перекрестках/развилках, где нужно выбрать (или изменить) направление движения.

в. КП на дорогах, но вне перекрестков, необходимо выбрать вариант по дорогам и осуществить его.

Юные спортсмены перерисовывают кружочки КП с контрольной карты на чистую. «Солнышко» в усложненном варианте: размер поля 6x6, вместо цифр

в клетках условные знаки, перемещение по полю только взглядом. Отметка на «своем» КП. Дистанция вдоль дорог или просек с КП на тех развилках, где участник должен изменить направление движения. Дистанция вдоль дорог, троп или просек. Некоторые из вариантов могут проходить вдоль краев крупных площадных объектов (например, застроенной территории и полей) [2,4].

На третьем уровне обучения ориентирование вдоль линейных объектов.

а. КП расположены вдоль дорог, троп, просек, краев полей и болот.

б. КП расположены вблизи дорог, недалеко от четких привязок (перекрестков, развилок)

в. КП расположены вблизи дорог, но без четких привязок для ухода с дороги.

Упражнения применяемые для закрепления данного навыка. Перерисовка «нитки» - произвольной линии на карте - с контрольной карты на чистую. Отслеживание пути по «нитке». Дистанция вдоль дорог, троп или просек. КП вне дорог, но в пределах видимости с дорог. Отметка КП [1,4].

Освоение второго и третьего уровней обучения считается законченным, когда юные спортсмены-ориентировщики уверенно и безошибочно проходят дистанции вдоль линейных ориентиров разного типа, а также выходят на КП, расположенные на расстоянии до 200 м от этих ориентиров.

Таким образом, в работе СШОР №10 г. Орла отделения «спортивное ориентирование» обучение детей на начальной этапе носит в основном игровой характер. 70% тренировочного времени отводится на ОФП и 20% на СФП и 5% ТТП. При этом особое внимание отводится воспитанию выносливости и ловкости. Кроме того, используется ступенчатое обучение техники спортивного ориентирования, способствующее быстрому и качественному формированию навыков.

Литература

1. Воронов, Ю. С. Индивидуализация тренировочного процесса начинающих ориентировщиков. Методические рекомендации [Текст] / Ю. С. Воронов -Смоленск, 1999. - 15 с.

2. Костылев, В. Спортивное ориентирование - «гонка за итогом» или «творческий процесс?» [Текст] / В. Костылев - М. : ООО «ИПЦ «Маска» «, 2015. -256 с.

3. Константинов, Ю. С. Уроки спортивного ориентирования : учебно-методическое пособие [Текст] / Ю. С. Константинов, О. Л. Глагольева. - М.: ФУДЮТ, 2005.

4. Кудинов, В. С. Учебник по технической подготовке юных спортсменов-ориентировщиков. Уроки ориентирования в школе. [Текст] / В. С. Кудинов -Волгоград. «Издательский дом Кнауб», 2017. - 116 с.

5. Тыкул, В. И. Спортивное ориентирование на местности : программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ [Текст] / В. И. Тыкул.-М.: Просвещение, 1980.

References

1. Voronov U. S. Individualizatsiya trenirovochnogo protsessa nachinayushchikh orientirovshchikov. Metodicheskie rekomendatsii [Individualization of training process of beginners. Methodical recomendations]. Smolensk, 1999, 15 p.

2. Kostilev V. Sportivnoe orientirovanie - «gonka za itogom» ili «tvorcheskiy protsess?» [Sport orienteering - "The haste for the result" or " the Creative process']. Moscow, IPZ Mask Publ., 2015, 256 p.

3. Konstantinov Yu. S., Glagol'eva O. L. Uroki sportivnogo orientirovaniya [Lessons in sport orienteering]. Moscow, PHDUT Publ., 2005.

4. Kudinov V. S. Uchebnik po tekhnicheskoy podgotovke yunykh sportsmenov-orientirovshchikov. Uroki orientirovaniya v shkole [The Student's book in technical training of young orienteering sportsmen. Lessons in orienteering at school]. Volgograd, Knoub Publ., 2017, 116 p.

5. Tykul V. I. Sportivnoe orientirovanie na mestnosti : programmy dlya vneshkol'nykh uchrezhdeniy i obshcheobrazovatel'nykh shkol [Sport's Orienteering at the land. Programms for outschools institutions and secondary schools]. Moscow, 1980.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.