УДК 796.5 ДОНЦОВ В.В.
старший преподаватель, кафедра «Прикладная физическая культура», Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail; [email protected]
UDC 796.5 DONTSOVV.V.
Seniorlecturer, Department of Applied Physical Education,
Orel State University E-mail: [email protected]
ВЛИЯНИЕ МОТИВАЦИИ И УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ НА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПОРТИВНОМ ОРИЕНТИРОВАНИИ
THE INFLUENCE OF MOTIVATION AND ANXIETY ON THE EFFECTIVENESS OF THE COMPETITIVE ACTIVITIES IN SPORT ORIENTEERING
Актуальность данной статьи заключается в исследовании особенностей мотивации и уровня тревожности, которые оказывают влияние на показатели результативности соревновательной деятельности в спортивном ориентировании. В процессе исследования изучались мотивация достижения или избегания неудач и влияние личностной тревожности у спортсменов с разделением по категориям в зависимости от возраста и уровня квалификации.А также дальнейшая группировка по количеству человек с соответствующими признаками на каждом уровне.
Ключевые слова: мотивация, тревожность, соревновательная деятельность, спорт, спортивное ориентирование.
The relevance of this article lies in the study of specificity of motivation and anxiety which influence the effectiveness indicators of competitive activity in sport orienteering. The research studied the motivation of achievement or avoiding failure, and the influence of personal anxiety of sportsmen with the division into categories according to the age and qualification level. It also studied the further grouping by number of people with appropriate features on each level.
Keywords: motivation, anxiety, sport, sport orienteering.
Спорт - как вид профессиональной деятельности, предъявляет высокие требования не только к функциональной готовности спортсмена, но и к особенностям его психики. Одной из важнейших психологических характеристик личности, влияющих на результативность в спорте, является мотивация. Именно она и управляет поведениемспортсмена. определяет направленность, организованность, активность и устойчивость его деятельности. Только от спортсмена, обладающего высоким уровнем мотивации к достижению успеха, можно ожидать максимальной самореализации в спорте.
Следует отметить, что в течение последних лет резко возросло количество работ в направлении исследования мотивации человека в различных аспектах социальной жизни. Данные исследования касаются мотивации людей в таких социальных сферах, как - спорт, образование, работа, развлечения и досуг. Многие шкалы измерения мотивации, активно разработанные в последнее время, подтверждают учет многообразия мо-тивационного поведения (Валлеран, Ратэль, 2002) [13]. Тем не менее, это направление исследования мотивации отмечает всю сложность определения мотивационного профиля индивида и групп людей, в этих различных сферах социальной жизни. В этом смысле, Валлеран и его коллеги предлагают уточнить понимание спортивных мотивов через иерархическую модель внутренней
и внешней мотивации (МНМ1Е) (Валлеран, 2000, 2001; Валлеран, Ратэль, 2002) [11,12].
Данная модель мотивации утверждает, что есть три формы мотивационного поведения.
Первая форма - это внутренняя мотивация, которая по-прежнему остается наиболее привлекательной для изучения. Она является врожденной мотивацией Ребенок с малых лет, активен, любопытен и игрок, даже без какого-либо вознаграждения. Человек становится мотивированным только в присущем режиме, когда он занимается деятельностью свободно, просто для удовольствия и самоудовлетворения, которое она может ему предоставить. Основным подкреплением для него будет являться субъективное удовлетворение от самого процесса приближения к своей цели и её достижения. В структуре внутренней мотивации выделяется три основных категории: мотив узнавания нового, потребность в совершенствовании собственных навыков и достижении успеха, получение положительных эмоций.
Второй форме мотивационного поведения соответствует внешняя мотивация. Человек действует не только для удовлетворения интереса в результате деятельности, но и по инструментальным причинам (например, награды, ограничения или избегания наказания, социального одобрения). Компоненты в структуре внешней мотивации можно расположить в следующей
© Донцов В.В. © Dontsov V.V.
последовательности по степени самодетерминируемо-сти (по убыванию): смещение цели, обостренное чувство долга, социальное одобрение.
Уровни внутренней и внешней мотивации зависят от чувства самоопределения личности в жизни. В этих двух формах мотивации теория организменной интеграции сочетает в себе демотивацию или немотивированное поведение, которое зависит от совокупного влияния внешних и внутренних факторов, уменьшающих мотивацию для занятий спортом. Это измерение отсылает в поведение, которое не являются ни внешне, ни внутренне мотивированным, в том смысле, что оно не считаются преднамеренными. Речь идет, например, о ситуациях, где человек чувствует себя лишенным или «загнанным в угол», сталкиваясь с проблемой достижения цели.
В данной работе мы болееконкретно коснулись вопроса потребности в совершенствовании собственных навыков и достижении успеха в спорте.
Потребность в совершенствовании собственных навыков и достижении успехаможно охарактеризовать. как желание у спортсмена повышать уровень своего спортивного мастерства, увеличивать эффективность своих технико-тактических действий и стремление достичь наивысших спортивных результатов в избранном виде спорте. Во время соревнований спортсменом зачастую движет желание победы, проявление своих навыков наилучшим образом и самоутверждение за счёт этого. Данные мотивы могут быть определены как стремление выполнить определенную деятельность ради получения удовольствия от значимых достижений и реализации собственных возможностей. В спорте эта потребность может быть удовлетворена за счёт выполнения какой-то Сложной тактической или технической задачи, достижения победы над сильным соперником, а также повышения уровня своего мастерства.
Данная потребность полностью подтверждается американскими учеными Д. Макклеландом и Д. Аткинсоном, одних из основоположников теории мотивации достижения успехов в различных видах трудовой деятельности. Данная теория утверждает, что люди, мотивированные на успех, определяют перед собой такие цели, достижение которых будет однозначно расценено ими как успех. Они стремятся, при любых условия добиться успеха в своей деятельности, они смелы и активны в принятии решений, рассчитывают получить социальное одобрение за действия, направленные на достижение поставленных целей. Дтя них свойственна мобилизация всех своих ресурсов и высокая концентрация внимания на достижение поставленных целей [3].
Данные о развитии мотивации достижения в спорте подтверждают также важность социокультурной среды, включая социальный класс, уровень образования и религию. Другие факты свидетельствуют о том, что для формирования мотивации достижения важно влияние родителей. Матери, стремящиеся рано сформировать независимость у ребенка, воспитывают детей с более высоким уровнем мотивации достижения, чем матери.
ограничивающие поведение ребенка. Кроме того, первые дети в семье (мальчики) и дети, принадлежащие к более высоким социально-экономическим группам и к этническому и расовому большинству общества, также обладают высоким уровнем мотивации достижения.
Анализ других исследований, проведенных Смитом позволяет заключить, что высокий уровень мотивации достижения связан со следующими факторами:
1. Сравнительно ранние требования к достижению результатов:
2. Значительное эмоциональное поощрение достижения результата, например ласка или похвала;
3. Постановка родителями сравнительно трудных задач;
4. Благоприятное мнение родителей о компетентности ребенка;
5. Заинтересованность и участие в попытках ребенка достичь успеха.
Развитие мотивации достижения - это одна из стадий развития целостной самостоятельной личности.
Однако мотивация достижения в спорте высших достижений связана с излишнем психологическим напряжением и чувством тревоги. вызванным несоответствием основных тенденций деятельности и возможностям спортсмена (В. Гошек, М. Ванек, В. Свобода, 1973). Несоответствие между уровнем притязаний и реальными возможностями спортсмена ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, его поведение становится неадекватным, возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность [2]
Среди множества психических состояний, являющихся предметом научного исследования, особое внимание уделяется состоянию, обозначаемому на английском языке термином anxiety, иногда anxiousness. Что в переводе на русский язык - означает беспокойство/тревога. Другие его значения - «сильное желание», «тоска», «озабоченность». Первое определение наиболее близко к теме нашего исследования, поэтому в дальнейшем мы будем говорить о психическом состоянии беспокойства, тревоги [ 8 ].
Многие авторы (Маурерс. Босселмен, Д. Байрн) в своих трудах дают определение данного явления, как эмоциональное состояние с генерализованным чувством страха. Так же они утверждают, что состояние тревожности относится к области мотивации человека. РМэйвыделял тревогу, как «опасение, вызванное угрозой каким-то ценностям, которые человек считает важными для своего существования как личности» [10].
В эмпирических исследованиях различаются: 1) тревога ситуативная - определяет состояние индивида в текущий момент; 2) тревога как черта личности - тревожность - склонность испытывать тревогу на высоком уровне из-за реальных или воображаемых опасностей. Тревога может быть ослаблена с помощью защитных механизмов - вытеснения, замещения, рационализации, проекции и прочих [1].
Существует две основные категории тревожности: открытая - сознательно переживаемая и проявляемая
в поведении и деятельности в виде состояния тревоги; скрытая - в разной степени не осознаваемая и проявляемая либо чрезмерным спокойствием, нечувствительностью к реальному неблагополучию и даже отрицанием его, либо косвенным путем через специфические способы поведения. Внутри этих категорий выделяются три формы открытой тревожности: 1) острая, неконтролируемая; самостоятельно справиться с ней индивид не может (встречается во всех возрастах); 2) контролируемая и компенсируемая тревожность - встречается у детей в младшем школьном и раннем юношеском периоде; отличается способностью вырабатывать достаточно эффективные способы, позволяющие справиться с тревожностью, среди них - снижение уровня тревожности, использование ее для стимуляции собственной деятельности, повышения активности; 3) культивируемая -данная форма тревожности осознается и переживается как ценное для личности качество, которое позволяет добиться желаемого (наблюдается в старшем подростковом возрасте).
Различается также адекватная тревожность, являющаяся отражением неблагополучия человека в какой-либо области и неадекватная (собственно тревожность) - в благополучных для индивида областях действительности.
Следует упомянуть, что тревога выполняет определенные функции: 1) защитная и приспособительная функция; 2) обеспечивает определенность с картиной мира и значимость своего места в нем; 3) побуждение к деятельности путем анализа своих чувств и поиска источника тревоги, вследствие чего вырабатывается активность в поисковой деятельности, а это, в свою очередь - путь к снижению тревоги.
При изучении особенностей, способствующих и препятствующих появлению у людей чувства когнитивной беспомощности, было выявлено, что при сильно выраженной мотивации достижения успехов и уверенности в том, что многое зависит от самого действующего лица, чувство беспомощности, его отрицательные следствия возникают реже, чем при наличии мотивации избегания неудач и неуверенности. Более всего поддаются такому чувству люди, которые слишком поспешно и неоправданно часто объясняют свои неудачи отсутствием у них необходимых способностей и имеют заниженную самооценку. Необходимо различать «тревожность» как психическое состояние и как более или менее устойчивую черту характера.
Однако, в решении проблемы определения места «тревожности» в структуре и формировании личности остается много неясного. Когда ставится вопрос о роли «тревожности» в формировании личности, многие авторы склонны рассматривать «тревожность» весьма односторонне, как показатель неприспособленности человека к среде. Однако, например Р. Мэй, который (как и Фрейд) различал нормальную и невротическую тревогу, считает, что чувство страха и тревоги во многих случаях являются движущей силой поведения. А так же, что нормальная тревога - конструктивна. Тревога имеет от-
рицательное значение именно в тех случаях, когда она неадекватна объектам и ситуациям, и имеет формы, которые свидетельствуют о потере самоконтроля и плохо изживаются [10].
Таким образом, можно заключить, что на сегодняшний день проблема тревожности и мотивации достижения успеха и избегания неудач относительно хорошо исследованы. В то же время данная проблема в спортивном аспекте недостаточно исследована, хотя и представляет несомненный интерес, как в теоретическом, так и практическом плане.
Мы предполагаем, что в процессе опытно-экспериментальной работы наша гипотеза получит достоверное подтверждение того, что существует связь между личностной тревожностью и мотивацией достижения успехов и избегания неудач у спортсменов-ориентировщиков различной квалификации и возраста, которая в свою очередь влияет на результативность соревновательной деятельности в спортивном ориентировании. Гипотеза выдвинута на основании теории одного из наиболее известных исследователей тревожности К. Спилбергера, в которой показаны основные социально-психологические факторы, влияющие на состояние тревожности у человека, на результаты его деятельности. Воздействие сложившейся ситуации, собственные потребности, мысли и чувства человека, особенности его тревожности, определяют когнитивную оценку им возникшей ситуации. Эта оценка, в свою очередь, вызывает определенные эмоции (активизация работы автономной нервной системы и усиление состояния ситуативной тревожности вместе с ожиданиями возможной неудачи). Информация обо всем этом передается в кору больших полушарий головного мозга человека, воздействуя на функциональное состояние и как итог на результативность соревновательной деятельности. В выборку вошли респонденты - спортсмены-ориентировщики: 5МС, 10 KMC, 20 имеющие 1 -2разряды(табл. 1).
Таблица 1.
Результаты исследования мотивации достижения или избегания неудач и личностной тревожности с разбивкой по уровням и группировкой по количеству человек с соответствующими признаками в каждом уровне
Уровень мотивации Низкий уровень '(9-11) Средний уровень '(15-18) Оптимальный уровень (20-24) Предельный уровень (24 и >)
Элита - 2 6 1
Ветераны - 2 2 -
Юниоры - 1 8 2
Юноши - 1 5 1
Мальчики - 1 2 1
Для диагностики мотивации успеха или боязни неудачи использовалась «Шкала мотивационно-го состояния(ШМС)» В.Ф. Сопова, для диагностики
уровня личностной тревожности использована «Шкала реактивной тревоги (ШРТ)» К. Спилбергера [6]. Взаимозависимость тревоги и мотивации позволяет предложить оригинальный метод интерпретации психофизиологического состояния через графическое отображение зависимости тревоги от уровня мотивации, в основе которого лежит принцип зоны оптимального реагирования. Точки пересечения перпендикуляров от точек результатов мотивации и тревоги попадают в квадрат. соответствующий типу психического компонента состояния испытуемого (рис.1).
20
16 *3м(м)
14
СТРАХ, ОЖИДАНИЕ ПРОВАЛА БЕСПОКОЙСТВО жажда ДЕЯТЕЛЬНОСТИ * ш(ю) *3м(юн)
12
11
10 9 *2м£о)
НИЗКАЯ ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕН ность ОПТИМУМ *1м£ю) ЗАВЫШЕН НЫЕ ОЖИДАНИЯ
•2м[в) 8 *3м=6м(э) *1м(юн) Пм(м)
7
АПАТИЯ. НЕСОБРАННОСТЬ БЕСПЕЧНОСТЬ
6 РАВНОДУШИЕ *5м (э)
5 *1«С=>) *4м(юн)
16 17 18 19 20 21 22
Рис. 1. Результаты исследования мотивации достижения
или избегания неудач и личностной тревожности с разбивкой по группам и возрастам (элита - э; ветераны - в; юноши - юн; юниоры - ю; мальчики - м).
Рассмотренные факты показывают, что прямой взаимосвязи между мотивацией и тревожностью в данной выборке нет. Однако в проведенном исследовании прослеживаются следующие факты, на которые необходимо обратить внимание.
У спортсменов - лидеров группы «Элита» наблюдается высокий уровень мотивации достижения при низкой тревожности. Это объясняется тем, что данные спортсмены имеют опыт выступления на соревнованиях различного ранга, обладают широким спектром контрмер для снижения тревожности или борьбы с ней. Мотивация на стадии высшего спортивного мастерства стабильна. Элитные спортсмены способны адекватнее оценивать свои возможности, успехи и неудачи (рис. 2).
Мотивация (элита) Тревожность (элита)
^^^^^^^^^ ■ ImJKdM ■ Средняя
А ■ Оптима л ьна н
■ ОПТИМАЛЬНЕЕ
"■..,.. ■ Высокая
■ Предельная
Рис. 2. Уровень мотивации и тревожности у спортсменов группы «Элита».
В группе спортсменов «Ветераны» только у лидеров наблюдается высокий уровень мотивации при низком уровне тревожности, призеры же обладают низким уровнем мотивации при высоком уровне тревожности.
Можно предположить, что данные спортсмены, согласно теории В.Ф. Сопова, или находятся в глубоком конфликте с тренером, или усомнились в методике своей тренировки, или же потеряли шансы на попадание в команду или на достижение целей. Причиной низкого уровня мотивации достижения и высокого уровня тревожности у спортсменов данной группы могла стать мотивация стадии завершения спортивной карьеры. Мотивация на данной стадии неустойчива, как и в начале спортивного пути: с одной стороны, возникает естественное желание закончить активное занятие спортом, а с другой - организм еще требует активности и человеку не хочется менять привычный образ жизни. Мотивами являются: психологическая усталость и пресыщение; состояние здоровья; желание уйти непобежденным; конкуренция со стороны более молодых
Мотивация (ветераны) Тревожность (ветераны)
^В ■ Средняя ^^^Hr 1 Оптимальная ■ Предельная А т Оптимальная
Рис. 3. Уровень мотивации и тревожности у спортсменов группы «Ветераны».
В группе «Юниоров» наблюдается схожесть с положениями теорий Дж. Аткинсона, Д. МакКлелланда, X. Хекхаузена [3,9]. Несмотря на то. что в одном из положений теорий говорится о том, что стремление к успеху преобладает у низко тревожных индивидов, из результатов исследования данной выборки следует, что максимальные показатели мотивации достижения успеха и тенденция мотивации на успех наблюдаются при высоких показателях личностной тревожности. В основе активности респондентов лежит потребность в достижении успех, а также ответственность, инициативность, настойчивость в достижении цели, целеустремленность; при этом отмечаются такие особенности личности как предрасположенность к тревоге и тенденция воспринимать достаточно широкий спектр ситуаций как угрожающие. Для них свойственна выраженная боязнь поражений, общественного порицания, эмоциональная неустойчивость на соревнованиях. Стремления к мотивации достижения при высоком уровне тревожности могут быть объяснены тем. что лицам, имеющим высокую тревожность, необходимы значимые результаты достижений в деятельности для уменьшения уровня личностной тревожности. В работе с данными спортсменами важная роль отводится тренеру, который в свою очередь должен усилить ориентацию на положительные личностные достижения, уделять больше времени разбору ошибок и т.д. (рис. 4).
Результаты, показанные в группах «Мальчики», «Юноши» доказываетположениезаконаЙеркса-Додсона, который можно сформулировать следующим образом, «что существует определенный оптимум (оптимальный уровень) мотивации, при котором деятельность
выполняется лучше всего» (для данного человека, в конкретной ситуации) | -4-"|. Последующее увеличение уровня мотивации приведет не к улучшению, а к ухудшению эффективности деятельности. Таким образом, завышенный уровень мотивации не всегда является наилучшим. Существует определенная грань, за которой дальнейшее увеличение мотивации приводит к ухудшению результатов (рис. 5).
Следует отметить, что представленная в данном исследовании выборка, не может служить базой для обобщения о данной проблеме в целом, как для отдельного вида спорта, так и для спорта в целом. Однако можно сказать, что преодоление тревожности у спортсменов, прежде всего, связано с развитием нравственно-волевых качеств, формированием адекватной самооценки, уверенности в себе, мотивации достижения успеха.
Данная статья может быть полезна для спортсменов-ориентировщиков, практикующим тренерам, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами улучшения методики спортивной тренировки.
Библиографический список
1. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика, Минск,2001. 975 с.
2. Гошек В., А/. Ванек Б. Свобода. Успех как мотивационный фактор спортивной деятельности //Психология и современный спорт. М.: ФиС, 1973
3. Макклелпанд Д. Мотивация человека. СПб.: Питер. 2007. 665 с.
4. Оптимум мотивации. Экспериментальная психология /под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. Москва : Прогресс, 1975. Вып. 5. С. 119-125.
5. Психологическая диагностика. Под ред. Акимовой М.К., Гуревича К.М., Изд-во «Питер»,2003. 650 с.
6. Сопов В. Ф Теория и методика психологической подготовки в современном спорте. Москва.2010. 120 с.
7. Стресс и тревога в спорте. Сост. Ю.Ханин, М.: Физкультура и спорт, 1983.-198 с.
8. Фрэнкин Р. Мотивация поведения, Изд-во «Питер»,2003. 650 с.
9. Хекхаузен X. Психология мотивации достижения. СПб.: Речь, 2001.240 с.
10. Хрестоматия. Тревога и тревожность. Под ред. Астапова В.М., изд-во Питер, 2001. 247 с.
11. Vallercmd R.J. (2000). Deci and Ryan's self-determined theory: A view from the hierarchical model of intrinsic and extrinsic motivation. Psychological Inquiry, 11, 312-318.
12. Vallercmd R J. (2001). A hierarchical model of intrinsic and extrinsic motivation in sport and exercise. In G. Roberts (Ed.), Advances in motivation in sport and exercise (pp.263-319).Champaign, IL: Human Kinetics.
13. Vallerand R.J., & Ratelle C.F. (2002). Intrinsic and extrinsic motivation: A hierarchical model. In E. Deci & R. Ryan (Eds), Handbook of Self-Determination (pp.37-63). Rochester, NY: TheUniversity of Rochester Press.
References
1. Golovin S.Yii. Psychologist-practitioner's dictionary, Minsk, 2001, 975p.
2. Goshek V, VanekM., Svoboda B. Success as a motivational factor of sport activities // Psychology and modem sport, Moscow, FiS Publ., 1973.
3. McClellandD. Human motivation, St. Petersburg, Piter Publ., 2007, 665p.
4. Optimum of motivation. Experimental psychology, under the editorship of Fress P., Piazhe Zh., Moscow, Progress Publ., vol. 5, 1975, pp. 119-125.
5. Psychological diagnostics, under the editorship of Akimova M.K., Gurevich K.M., Piter Publ., 2003, 650p.
6. Sopov V.F. Theory and methodology of psychological preparation in modem sport, Moscow, 2010,120p.
7. Khanin Yii. Stress and anxiety in sport. Physical Education and sport, Moscow, 1983, 198p.
8. Frenkin R. Motivation of behavior, Piter Publ., 2003, 650p.
9. Heckhausen H. Psychology of achievement motivation, St. Petersburg, Rech' Publ., 2001, 240p.
10. Chrestomathy. Worry and anxiety, under the editorship of Astapova V.M., Piter Publ., 2001, 247p.
11. Vallerand R. J. (2000). Deci and Ryan's self-detennined theory: A view from the hierarchical model of intrinsic and extrinsic motivation. Psychological Inquiiy, 11, 312-318.
12. Vallerand R. ,/. (2001). A hierarchical model of intrinsic and extrinsic motivation in sport and exercise. In G. Roberts (Ed.), Advances in motivation in sport and exercise (pp.263-319).Champaign, IL: Human Kinetics.
13. Vallerand R.J., & Ratelle C.F. (2002). Intrinsic and extrinsic motivation: A hierarchical model. In E. Deci & R. Ryan (Eds), Handbook of Self-Determination (pp.37-63). Rochester, NY: TheUniversity of Rochester Press.
Мотивация (юниоры) Тревожность (юниоры)
, ■ Средняя ^^ ■ Низкая ^^Н ■ Оптимальная
1 Oll IHMcUlbHdH Rhii-пкдп
■ Предельная
Рис. 4. Уровень мотивации и тревожности у спортсменов группы «Юниоры».
Мотивация (юноши) Тревожность (юноши)
■ Средним 1 ■ ^^Н ■ Оптимальная
■ Предельная
Мотивация (мальчики) Тревожность (мальчики)
I ■ Средняя ^B^^^^^^E^Sl^r ■ Оптимальная ^^Н ■ Оптимальная
■ Предельная
Рис. 5. Уровень мотивации и тревожности у спортсменов группы «Юноши» и «Мальчики».