7. Слободчиков В.И. Со-бытииная образовательная общность -источник развития и субъект образования // Ученые записки. 2010. Т. 3. Сер. Психология. Педагогика. № 2 (10). С. 3 - 8.
ВЛИЯНИЕ ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ НА ИХ
УСПЕВАЕМОСТЬ
Муева Ангелина Викторовна
заведующая кафедрой психологии ФГБОУ ВО «Калмыцкий ГУ имени Б.Б. Городовикова», Россия.
Очирова Анита Вениаминовна
Магистр 2 курса направления подготовки «Психолого-педагогическое образование», ФГБОУ ВО «Калмыцкий ГУ имени Б.Б. Городовикова», Россия
Аннотация. Отношения между родителями и детьми играют решающую роль в успеваемости ребенка. Вовлечение семьи, которое предполагает сотрудничество между семьями и школьным персоналом, имеет важное значение для социального и академического развития ребенка. Когда семьи и школы работают вместе, у детей больше шансов добиться успеха. Эффективное взаимодействие с семьей предполагает взаимное уважение, доверие и постоянное общение между педагогами и семьями.
Ключевые слова: участие родителей, академическая успеваемость, детско-родительские отношения.
Annotation. The relationship between parents and children plays a crucial role in a child's academic performance. Family involvement, which involves collaboration between families and school staff, is essential for a child's social and academic development. When families and schools work together, children have a better chance of succeeding. Effective interaction with the family presupposes mutual respect, trust and constant communication between teachers and families.
Keywords: parental involvement, academic performance, child-parent relations.
Исследователи В.С. Гролник, М.Л. Слоуачек, С.Д.Литвак и другие неизменно отмечают, что участие родителей оказывает положительное влияние на успехи детей в учебе, включая повышение успеваемости учащихся, улучшение посещаемости и поведения, а также улучшение социально-эмоциональных навыков. Кроме того, вовлечение семьи
рассматривается как лучшая практика в образовании и поощряется федеральным законом.
Чтобы вовлекать семьи, педагоги должны познакомиться с ними, построить позитивные отношения и осмысленно вовлекать их в обучение своего ребенка. Это требует продуманного планирования и усилий по развитию и поддержанию. Укрепляя отношения сотрудничества между семьями и школами, дети с большей вероятностью преуспеют в учебе и обществе.
Участие родителей в образовании ребенка является решающим фактором его академической успешности. Исследования показывают, что дети с вовлеченными родителями, как правило, имеют лучшие оценки, более высокие баллы по тестам и улучшенные социальные навыки. Участие родителей может принимать различные формы, такие как:
Общение с учителями и школьным персоналом
Посещение родительских собраний
Помощь с домашним заданием
Поощрение чтения и других образовательных мероприятий дома
Обсуждение школьного опыта и академических целей
Различные стили воспитания влияют по-разному на успеваемость ребенка. Четыре основных стиля воспитания, по определению психолога развития Дианы Баумринд, следующие:
1. Авторитетные: эти родители устанавливают четкие ожидания и правила, а также проявляют теплоту, отзывчивость и поддержку. Авторитетное воспитание связано с более высокими академическими достижениями.
2. Авторитарные: Авторитарные родители строги и контролируют, часто используя наказания для обеспечения соблюдения правил. Такой стиль воспитания ассоциируется с более низкой успеваемостью.
3. Разрешающие родители добры и заботливы, но им не хватает четких правил и структуры. Такой стиль воспитания может привести к снижению успеваемости.
4. Невовлеченные: невовлеченные родители отстранены от жизни своих детей, оказывая минимальную поддержку и руководство. Такой стиль воспитания тесно связан с плохой успеваемостью.
Эффективное общение между родителями и детьми необходимо для успеха в учебе. Родители, которые активно слушают своих детей, поощряют открытый диалог и создают безопасное пространство для самовыражения, способствуют созданию позитивной домашней обстановки, способствующей обучению. Хорошее общение также помогает
родителям понять сильные и слабые стороны и интересы своих детей в учебе, позволяя им
Эмоциональная поддержка родителей имеет решающее значение для успеваемости ребенка. Родители, выражающие любовь, теплоту и понимание, создают надежную эмоциональную базу для своих детей. Эта защита позволяет детям развивать устойчивость, самоуважение и установку на рост, что способствует успеху в учебе.
Создание рутины и структуры дома может существенно повлиять на успеваемость ребенка. Постоянное время отхода ко сну, приема пищи и расписания занятий дают детям ощущение стабильности и предсказуемости, снижая стресс и тревогу. Кроме того, наличие выделенной учебной зоны, свободной от отвлекающих факторов, может помочь детям сосредоточиться на школьных занятиях.
Родители, которые моделируют позитивное поведение, такое как любознательность, обучение на протяжении всей жизни и строгая трудовая этика, вдохновляют своих детей на принятие аналогичных ценностей. Дети, которые растут в семьях, где образование ценится и имеет приоритетное значение, с большей вероятностью преуспеют в учебе.
Таким образом, отношения между родителями и детьми оказывают глубокое влияние на успеваемость ребенка. Поощряя открытое общение, оказывая эмоциональную поддержку, устанавливая распорядок дня, моделируя позитивное поведение и участвуя в их образовании, родители могут помочь своим детям добиться академических успехов и подготовить их к будущему успеху.
Список используемой литературы:
1. Гролник, В. С., & Слоуачек, М. Л. (1994). Участие родителей в школьном обучении детей: многомерная концептуализация и изучение взаимосвязи с академическими достижениями. Журнал педагогической психологии, 86 (3), 547-561.
2. Джейнс, У. Х. (2007). Взаимосвязь между участием родителей и академической успеваемостью учащихся средней школы. Обзор исследований в области образования, 77 (3), 341-378.
3. Померанц, Э. М., Мурман, Ф. Д. и Литвак, С. Д. (2007). Как участие родителей связано с успеваемостью детей: модель посредничества. Развитие ребенка, 78 (1), 177-195.
4. Штеинберг Л. (1988). Авторитетное воспитание. В книге П. А. Коуэна и Э. М. Хетерингтона (Ред.) "Семейные переходы" (стр. 157-184). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates.