Научная статья на тему 'Особенности отношения родителей к школе в зарубежных исследованиях (по материалам публикаций в журнале Social and Behavioral Sciences за 2011-2015 гг. )'

Особенности отношения родителей к школе в зарубежных исследованиях (по материалам публикаций в журнале Social and Behavioral Sciences за 2011-2015 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
676
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ / ПАРТНЕРСТВО / ИНИЦИАТИВА / УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ УСПЕШНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Собкин Владимир Самуилович, Фомиченко Анна Сергеевна

Статья посвящена обзору исследований отношения родителей к школе в зарубежной литературе за последние пять лет. Представлены данные, подтверждающие важность установления эффективного партнерства между школой и семьей для создания благоприятных условий обучения учащихся. Подробно анализируется характер участия родителей в школьной жизни своих детей и его влияние на академические результаты ребенка. Рассматриваются взаимосвязи между стилями воспитания и особенностями вовлеченности родителей в образовательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Собкин Владимир Самуилович, Фомиченко Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности отношения родителей к школе в зарубежных исследованиях (по материалам публикаций в журнале Social and Behavioral Sciences за 2011-2015 гг. )»

1УДК 159.9 ББК 88.840.302

ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ К ШКОЛЕ В ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ (по материалам публикаций в журнале Social and Behavioral Sciences за 2011-2015 гг.)

В. С. Собкин, А. С. Фомиченко

Аннотация. Статья посвящена обзору исследований отношения родителей к школе в зарубежной литературе за последние пять лет. Представлены данные, подтверждающие важность установления эффективного партнерства между школой и семьей для создания, благоприятных условий обучения учащихся. Подробно анализируется характер участия родителей в школьной жизни своих детей и его влияние на академические результаты ребенка. Рассматриваются взаимосвязи между стилями воспитания и особенностями вовлеченности родителей в образовательный процесс.

Ключевые слова: взаимодействие родителей с учителями, партнерство, инициатива, участие родителей в школьной жизни, академическая успешность учащихся.

THE FEATURES OF PARENTAL ATTITUDE TO SCHOOL IN FOREIGN STUDIES (based on publications in the journal of Social and Behavioral Sciences for 2011-2015)

V. S. Sobkin, A. S. Fomichenko

Abstract. The article is devoted to the overview studies of parental attitude to school in foreign literature over the past five years. The study presents data confirming the importance of establishing effective partnerships between school and family to create a favorable learning environment for pupils. The pattern of parents' participation in school life of their children and its impact on the academic outcomes of the child are examined. The relationship between parenting styles and features of the involvement of parents in the educational process are discussed.

Keywords: parents' interaction with teachers, partnership, initiative, participation of parents in school life, the academic success of students.

Систематизация теоретических и экспериментальных данных, полученных зарубежными исследователями, дает основание к выводу о росте проблем,возникающих между семьей и школой: родители все чаще склонны перекладывать ответственность за образование и воспитание своих детей на учителей. Учителя же, со своей стороны, предъявляют серьезные претензии к родителям учащихся, которые, по их мнению, не выполняют свои обязанности по отношению к детям. Учителя считают, что родители демонстрируют низкий уровень участия в школьной жизни своих детей; у значительной части родителей отсутствует ответственность

за школьное образование ребенка. С точки зрения учителей, низкий интерес родителей к школе определяется их ложными представлениями о способности ребенка самостоятельно справляться со школьными трудностями [1; 2].

Согласно ряду зарубежных исследований (Castro, Bryant, Peisner-Feinberg & Skinner, 2004; Fantuzzo, Tighe & Childs, 2000), родители демонстрируют низкую причастность к учебному процессу. Они не помогают учащимся в выполнении домашних заданий, не интересуются школьной программой и образовательным процессом в целом. Как отмечают Джази, Ша-зад и Кан, родители не участвуют в школьной

жизни детей до тех пор, пока у учащихся не возникает проблем в школе [3; 4].

Результаты исследований также показывают, что матери чувствуют себя более информированными и осведомленными об успехах ребенка в школе, чем отцы.

Для получения более полной информации о проблеме взаимоотношений между семьей и школой Б. Бочи, Л. Доцца и др. ф. Bocchi, L. Doz-za, G. Chianese, G. Cavrini, 2014) провели исследование, в котором сравнивали отношение родителей учащихся начальных и средних классов и учителей к различным участникам учебного процесса и к школе в целом [5].

Как видно из табл. 1, родители учащихся начальных классов вполне довольны школой, которую посещают их дети, а также своими отношениями с учителями, руководством школы, сотрудниками и другими родителями. При этом наиболее высоко оцениваются положительные отношения с учителями (8,63 балла).

Родители же учащихся средних классов более критичны по сравнению с родителями начальной школы. Все показатели имеют среднее значение ниже 7,6 баллов (см. табл. 1). Отношения с другими родителями оказываются наиболее проблематичными, поскольку средний балл здесь равен 6,55. Несмотря на снижение оценок относительно разных аспектов, родители все также довольны школой, которую посещают их дети (7,59 балла).

Учителя и начальных, и средних классов в целом демонстрируют положительное отноше-

ние к различным участникам учебного процесса. В частности, значимых различий в восприятии учителями родителей как в начальной школе, так и в средних классах не обнаружено (табл. 2).

В зарубежных работах все чаще отмечается, что родители играют важнейшую роль в школьном образовании. Их участие не сводится только к контролю успешности учебного процесса ребенка, но и подразумевает участие в школьных встречах и мероприятиях. Общение с учителями, помощь детям при подготовке домашних заданий является одним из решающих факторов, определяющих результаты обучения в течение всей школьной жизни, особенно в начальной школе и средних классах. Так, например, многочисленные исследования подтверждают, что участие родителей может повлиять на академические достижения детей, их поведение, языковые способности, социальные навыки и ценностные ориентации (Hill, 2001; Hill and Craft, 2003; Hill and Taylor, 2004; Park and Holloway, 2013; Regner, Loose and Dumas, 2009; Trung and Ducreux, 2013; B. Williams, J. Williams and Ullman, 2001) [6; 7].

Исследования о влиянии родительского участия на детские достижения обнаружили, что результаты экзамена учащихся, чьи родители были заинтересованы в образовании своих детей, оказались лучше, чем у их сверстников, чьи родители не интересовались школьной успешностью. Кроме того, было установлено, что ученики, чьи родители поддерживали и мо-

Таблица 1

Мнение родителей учеников начальных и средних классов

о школе (баллы)

Вопросы Начальная школа Средняя школа

Насколько Вы довольны школой, в которой учится Ваш ребенок? 8,19 7,59

Хорошие ли у Вас отношения с учителями? 8,63 7,42

Хорошие ли у Вас отношения с руководством? 7,26 7,15

Хорошие ли у Вас отношения с другими сотрудниками? 8,03 7,18

Хорошие ли у Вас отношения с другими родителями? 8,06 6,55

Таблица 2

Мнение учителей начальных и средних классов о школе (баллы)

Вопросы Начальная школа Средняя школа

Насколько Вы довольны школой, в которой работаете? 7,82 7,59

Хорошие ли у Вас отношения с родителями? 8,29 8,06

Хорошие ли у Вас отношения с другими учителями? 8,57 8,20

Хорошие ли у Вас отношения с учениками? 8,96 8,27

Хорошие ли у Вас отношения с другими сотрудниками? 8,72 8,54

тивировали их, как правило, легко справлялись с академическими сложностями, в отличие от детей, которые ощущали отсутствие родительской поддержки (Fan and William, 2010). Согласно Меллону и Маутавелису (Mellon and Moutavelis, 2009), родительский интерес помогает сформировать у учащихся уверенность в себе, позитивное самовосприятие и чувство психологического благополучия. В свою очередь, родительская причастность снижает стремление к конфронтации и агрессивность в поведении учащихся [8; 9].

Примечательна в этом отношении работа А. Маргарито и С. Эфтими (A. Margaritoiu, S. Eftim-ie, 2011), направленная на определение степени и частоты вовлеченности родителей в школьную жизнь своих детей [2]. Ими были проанализированы те сложности, с которыми сталкиваются родители при общении с учителями, а также методы, которые используются для установления партнерства между школой и семьей. В опросе принимали участие 316 родителей в основном с невысоким уровнем образования: 50,3% с низким, 42,7% со средним и 6,9% с высоким уровнем образования.

Анализ результатов, полученных при ответах на вопросы об их обращениях к школьной учительнице, показал, что степень участия и частота обращения родителей в школу невысокие: 52% редко участвуют в школьных мероприятиях, а 68% обращаются в школу лишь дважды в год. Эти данные демонстрируют незаинтересованность родителей и отсутствие у них ответственности за школьную деятельность ребенка. Добавим, что педагоги, участвующие в исследовании, предлагали следующие объяснения полученных результатов: низкий уровень образования родителей, их молодой возраст и отсутствие опыта участия. Другая причина, которая была ими указана, это работа многих родителей за рубежом, в то время как воспитание детей осуществляется дедушками и бабушками или другими родственниками.

Материалы этого исследования показывают, что родители не придают особого значения партнерству между школой и семьей как способу достижения высокой академической успеваемости учащихся, а возлагают ответственность за это на саму школу. Так, напри-

мер, отвечая на вопрос о том, какими способами возможно улучшить уровень академической успеваемости их ребенка, 78% родителей упомянули меры, которые должны быть предприняты школой (43% в учебно-воспитательном процессе и 35% в отношениях между учителем и учеником), и только 22% указали на систему отношений «учитель-ученик-родители» [2].

Трудности в достижении партнерства между школой и семьей связаны, по мнению родителей, со следующими факторами: отсутствие времени (работа, финансовые проблемы), отсутствие доверия к образовательной системе (равнодушие учителей, отсутствие у них мотивации к обучению детей, акцентирование внимания педагогов лишь на познавательных аспектах), враждебное отношение к школе, многодетность семьи, недостаточная информированность родителей, проблемы со здоровьем.

В то же самое время ответы родителей на вопрос о том, по чей инициативе они обращаются в школу, продемонстрировали ведущую роль школы как инициатора в сотрудничестве с родителями: 59% родителей заявили, что контакты начались по инициативе школы, 38% - по инициативе семьи и 3% - по инициативе ребенка. При этом формы сотрудничества между семьей и школой носят в основном традиционный характер. Большинство родителей в качестве основного вида взаимодействия указали встречи с учителями (48%). Среди остальных форм сотрудничества исследователи выделили общение родителей с учителями по телефону (23%), внеклассные мероприятия (15%) и общение в рамках образовательных проектов (14%) [2].

Более детально проблема отношения родителей к школе рассматривается в исследовании И. Людова, Дж. М. Хавигероваба, Дж. Хави-герка (I. Ьо^оуаа, 1 М. Иау|дегоуаЬ, 1 Нау|дегс, 2015), в ходе которого было выделено три группы факторов, определяющих уровень удовлетворенности родителей школой [10].

Так, первую группу составили факторы, демонстрирующие отношение родителей к обучению, его результатам и социальным отношениям в классе. В целом, как видно из рис. 1, более половины родители оценивают эти факто-

ры положительно. При этом большинство (82%) родителей позитивно оценивают отношения учащихся с одноклассниками. И все же обращает на себя внимание, что в этой группе факторов наиболее низка удовлетворенность результатами обучения.

Вторая группа объединила факторы, касающиеся внеурочной деятельности в школе, деятельности учителя и информационной обеспеченности родителей (рис. 2).

Из рис. 2 видно, что родители проявляют явное недовольство качеством работы преподавателей. Согласно данным исследования, с точки зрения родителей, многие учителя не получают достаточно широкой профессиональной подготовки, необходимой для решения большого числа учебных задач. В то же самое время почти 80% родителей считают, что они хорошо проинформированы о ходе и содержании образовательного про-

цесса и удовлетворены внеурочной деятельностью в школе.

И наконец, в третью группу вошли факторы, демонстрирующие отношение родителей к факультативным предметам, психогигиеническим условиям в школе, а также к материально-техническому оснащению школы (рис. 3).

Известно, что одним из факторов, влияющих на успешность школьного обучения, является окружающая среда и материально-техническая база школы. Как видно из рис. 3, более половины родителей позитивно оценили эти показатели. И в то же время обращают на себя внимание данные, отражающие низкий уровень удовлетворенности родителей качеством и возможностью выбора факультативных предметов в школе. На наш взгляд, эта реакция родителей весьма показательна. Действительно, современное общество требует от ученика не просто набора знаний, а развития, мобильно-

результаты обучения отношения в классе отношения в системе "учитель-ученик" оценка уровня образования оценка деятельности ученика школьная программа

10 20 30 40 50 60 70 80 90

Рис. 1. Отношение родителей к обучению, его результатам и социальным

отношениям в классе (%)

Рис. 2. Отношение родителей к внеурочной деятельности, деятельности учителя и информационной обеспеченности родителей (%)

Рис. 3. Отношение родителей к факультативным предметам, психогигиеническим условиям в школе и к материально-техническому оснащению (%)

80% 60% 40% 20% 0%

66

70

62

25

12

10

■ никогда

□ редко

□ часто

■ всегда

школа №1 школа №2 школа №3 школа №4 школа №5

Рис. 4. Вовлечение родителей в выбор стратегии обучения и разработку

учебных программ (%)

9

0

сти, способности достигать поставленных целей, стремления к самосовершенствованию. В этом отношении факультативные предметы, не входящие в рамки основных, предусмотренных школьной программой, могут внести значительный вклад в развитие подобных способностей учащегося. Понятно, что школы сталкиваются с ограничениями, связанными с отсутствием квалифицированных сотрудников и финансовыми проблемами. Тем не менее желание родителей разнообразить факультативные предметы должно быть принято во внимание, и школа должна попытаться изменить сложившуюся ситуацию.

В целом, согласно данным проведенного исследования, в каждой из трех групп факторов можно выделить те, относительно которых наименее выражены позитивные оценки родителей: в первой группе это результаты обучения; во второй - уровень подготовки учителей; в третьей - количество и разнообразие факультативов [10].

Весьма интересным, на наш взгляд, является исследование В. Бландул (V. С. В!апЬи!, 2012), направленное на изучение особенностей восприятия учителями отношений в системе «учитель-родители» [1]. В опросе принимали участие преподаватели пяти школ, работающие в разных возрастных параллелях (с первого по восьмой классы). Их мнения выяснялись относительно трех следующих аспектов: участие родителей в выборе и разработке дидактических особенностей преподавания; участие родителей в разрешении проблем, связанных с дисциплиной и поведением учащихся; участие родителей в разрешении проблем, связанных с обучением школьников.

Из рис. 4 видно, что большинство учителей либо «никогда», либо «крайне редко» советуются с родителями при выборе и разработке стратегий, используемых в обучении. Возможно, родители и не знают о своем праве принимать участие в выборе и разработке учебных программ. Примечательно то, что учителя, имеющие достаточно большой опыт преподавания, считают, что они не нуждаются во мнении родителей, поскольку те не являются профессионалами. По-видимому, отношения «школа-семья» не являются приоритетными для школ, принявших участие в исследовании, так как, согласно полученным результатам, участники учебного процесса не готовы сотрудничать друг с другом (см. рис. 4).

Известно, что одна из наиболее распространенных проблем, с которыми сталкиваются учителя, является дисциплина учащихся. На рис. 5 видно, что учителя пытаются решить эти проблемы самостоятельно, не прибегая к помощи родителей, что подтверждает вывод о недостаточном сотрудничестве между школой и семьей и может быть истолковано, как «неспособность учителей управлять ситуацией» [1].

Тем не менее большинство учителей утверждают, что обеспечивают поддержку и консультируют родителей с целью осуществления помощи в обучении школьников (рис. 6).

Заметим, что полученные данные несколько противоречат результатам, обсуждаемым ранее. Напомним, что учителя не обращаются к родителям для разрешения вопросов, связанных с дисциплиной, однако довольно часто прибегают к помощи родителей для решения проблем, связанных с обучением учащихся. Та-

70% 60% 50% 40% 30°% 20°% 10% 0%

62

66

66

66

20 0

школа №1 школа №2 школа №3 школа №4 школа №5

■ никто

□ кл.рук-ль

■ директор школы

□ родители

Рис. 5. Люди, чья поддержка, требуется учителям для решения проблем, связанных

с дисциплиной учащихся (%)

80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

73

72

□ никогда

■ редко

□ часто

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ всегда

школа №1

школа №2

школа №3

школа №4

школа №5

Рис. 6. Поддержка учителями родителей с целью создания эффективной среды

обучения учащихся (%)

ким образом, можно сделать вывод, что школа является учреждением, готовым сотрудничать с родителем только в том случае, если это не влияет на перераспределение ее властных полномочий [1].

Обращают на себя внимание также и данные тех зарубежных исследований, которые направлены на установление взаимосвязей между стилем семейного воспитания, участием родителей в школьных мероприятиях и академическими достижениями учащихся. Так, например, установлено, что дети тех родителей, которые являются для ребенка авторитетными, отличаются независимостью суждений, они активны, ответственны, мотивированны на достижение успеха и имеют высокие академические баллы. По сравнению с ними дети, чьи родители не пользуются у них авторитетом, отличаются низким уровнем психосоциального развития, поведенческими проблемами, низкими академическими навыками [11].

В этой связи показательны результаты исследования Матжевик и Стожкович (Matejevic &

Б1:о]коук, 2012), согласно которым демократический стиль воспитания коррелирует с хорошими (г = 0,283, р < 0,05) и отличными академическими достижениями подростков в школе (г = 0,248, р < 0,01) [9]. Важно обратить внимание, что приведенные данные отражают стиль семейного воспитания матерей, что позволяет говорить об их существенном вкладе в успеваемость детей.

Подтверждают это и данные, полученные в ходе другого исследования, выполненного под руководством М. Матжевик (М. Matejevic, Э. Jovanovic, М. Jovanovic, 2014), цель которого заключалась в изучении взаимосвязи между стилем семейного воспитания, участием родителей в школьных мероприятиях и академическими достижениями подростков [9]. В опросе участвовали 400 учащихся и 200 родителей.

Анализ данных, полученных в результате исследования, показывает значимое различие в степени участия отцов и матерей в школьной жизни своего ребенка.

50%

43

13

25

1

сотрудничество и участие во ожидание отсутствие участие в

связь со школой внешкольных инициативы от времени для школьных

мероприятиях школы участия в мероприятиях

шк.мероприятиях

■ матери □ отцы

Рис. 7. Участие родителей в школьной деятельности детей (%)

7

6

Так, на рис. 7 отчетливо видно, что матери по сравнению с отцами активно вовлечены в школьную жизнь детей. Они сотрудничают и поддерживают связь со школой, участвуют в школьных и внешкольных мероприятиях и в меньшей степени, в отличие от отцов, ожидают проявления инициативы со стороны школы (см. рис. 7).

В этой связи следует добавить, что выдвинутая авторами этого исследования гипотеза о корреляции между авторитетностью родителей и их вовлеченностью в школьную жизнь подтвердилась на примере матерей. Так, результаты исследования показали, что существует статистически значимая корреляция между авторитетным стилем воспитания матери и ее сотрудничеством со школой (г = 0,558, р < 0,01), а также между участием матерей в школьных мероприятиях и академической успеваемостью их детей (г = 0,406, р < 0,01). В то же время было установлено, что авторитетный стиль воспитания у отцов коррелирует с ответами об отсутствии у них времени для участия в школьных мероприятиях. Ожидание отцами исходящих со стороны школы проявлений инициативы для объяснения своего участия в школьной жизни ребенка указывает

на наличие проблем, связанных с низкой вовлеченностью отцов в школьную жизнь своих детей [9].

В целом растущее число зарубежных исследований подтверждает важность исследования проблем участия родителей в школьной жизни своих детей (Schaps, 2003; Tatar & Horenzyk, 2000 и др.). В то же время следует отметить заметно меньшее число работ, направленных на изучение мнения родителей о профессиональной деятельности учителя. В этих работах показано, что «хороший учитель», по мнению родителей, это учитель, который личностно ориентирован на ученика, сопереживает учащимся, как правило, он имеет большой опыт педагогической деятельности и способен устанавливать позитивные отношения с учащимися, заботиться о них и заинтересован в их успехах (Allen, Witt, Wheeless 2006; Cornelius-White, 2007; Co-thran & Ennis, 2000; Cothran & Kulinna, 2006; Os-terman, 2000; Pianta & Walsh, 1996; Roorda, Koomen, Spilt and Oort, 2011; Woolfolk-Hoy, Hoy & Weinstein, 2006).

Среди работ, посвященных этой проблеме, следует выделить масштабное исследование Л. Доцца, Дж. Каврини (L. Dozza, G. Cavrini, 2012), направленное на изучение особенно-

Таблица 3

Восприятие родителями профессиональной компетенции учителя (баллы)

Составляющие профессиональной компетенции учителя Среднее значение Стандартные отклонения

Дисциплинарная компетенция 8,37 1,24

Педагогическая компетенция 8,29 1,17

Управляющая и организационная компетенция 8,05 1,23

Отношения в классе 8,30 1,14

Отношения с семьями учащихся 7,96 1,37

Личностные аспекты 8,40 1,40

стей восприятия родителями ключевых составляющих профессиональной компетенции учителя [12]. В опросе принимало участие 6400 родителей учащихся начальных, средних и старших классов, принадлежащих к трем различным языковым культурам (немецкой, итальянской и ладинской (север Италии)). Отметим, что 75,3% респондентов были матерями, средний возраст которых был около 40 лет; 45% родителей имели среднее образование. Что касается семейного статуса, то 6,5% матерей и 3,5% отцов указали, что они развелись или живут отдельно.

В табл. 3 указаны средние значения и стандартные отклонения шести ключевых составляющих профессиональной компетенции педагога. Все отмеченные компоненты воспринимаются родителями как значимые (см. табл. 3).

С целью выявления более значимых различий полученные данные по разработанному авторами опроснику, который включал 52 оценочных шкалы, были подвергнуты статистической обработке методом факторного анализа (статистический пакет SPSS). В результате было выделено семь факторов: F1 (педагогические компетенции); F2 (способность к сотрудничеству и работе в команде с другими учителями); F3 (уважительное отношение к другим участникам образовательного процесса: ученикам, родителям, коллегам); F4 (коммуникативные навыки); F5 (способность учителя мотивировать учащихся на достижение академических успехов); F6 (личностно-ори-ентированное обучение); F7 (способность учителя создавать благоприятный психологический климат в классе).

Исследование показало, что при переходе ребенка в старшие классы последовательно увеличивается значимость социально-психологических компетенций учителя: фактора F2 (способность учителей сотрудничать и работать в команде), фактора F4 (коммуникативные навыки) и фактора F7 (способность создавать благоприятный психологический климат).

Содержательный анализ полученных факторов показывает, что их значимость для родителей существенно меняется в зависимости от возраста ребенка. Так, среди родителей детей начальных классов особое значение имеют факторы F1 (педагогические компетенции) и F5

(способность учителя мотивировать учащихся на достижение академических успехов). Для родителей учащихся средних классов весьма значимым оказывается фактор Р6 (акцент на личностно ориентированное обучение). Для родителей детей в старших классах школы актуализируется значимость фактора П (педагогическая компетентность) [12].

Заключение

Систематизация и обобщение теоретических и практических данных, полученных зарубежными исследователями в ходе работы над проблемами отношений родителей к школе, продемонстрировали влияние семейного аспекта на отношения между родителями и школой. Было установлено, что материнское образование, стиль семейного воспитания и участие родителей в школьной жизни своих детей - это три значимых элемента, которые оказывают потенциальное влияние на академические достижения учащихся.

В связи с вышесказанным можно согласиться с мнением зарубежных исследователей (Havigeгova, Haviger, & ТгиЫа^а, 2013; Manniova, 2008) о том, что школе, принимая во внимание важность родительского участия в образовательном процессе, необходимо инициировать, координировать и поддерживать отношения в системе «семья-школа»[13]. Ведь, по существу, родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания и образования может быть успешным тогда, когда учителя и родители становятся союзниками. Иными словами, эффективность образовательного и воспитательного процесса в школе возможна, если подходить к его организации с позиций партнерства школы с родителями.

И наконец, завершая обзор зарубежных исследований, следует отметить, что содержательно они как по своей проблематике, так и по результатам сопоставимы с социологическими и психолого-педагогическими исследованиями, проводимыми в нашей стране в последние годы. Более того, участие родителей в школьной жизни своего ребенка - это основной тренд современной образовательной политики.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Bempechat, J. Parental Influences on achievement motivation and student engagement. Handbook of research on student engagemen [Text] / J. Bempechat, D. J. Shernoff. - 2012. -Р. 315-342.

2. Blandul, V. C. The partnership between school and family - cooperation or conflict? [Text] / V. C. Blandul // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2012. - Vol. 47. - P. 1501-1505.

3. Bocchi, B. School Climate: Comparison between Parents' and Teachers' Perception [Text] / B. Bocchi [et al.] // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2014. - Vol. 116. - P. 4643-4649.

4. Cavrinia, G. School Climate: parents', students' and teachers' perceptions [Text] / G. Cavrinia [et al.] // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2015. - Vol. 191. - P. 2044-2048.

5. Qelikkaya, T. Teacher-Parents' Relations in the Efficiency of the Value Education [Text] / T. ^elikkaya [et al.] // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2014. - Vol. 116. - P. 1106-1113.

6. Dozza, L. Perceptions of competence: how parents view teachers [Text] / L. Dozza, G. Cavrini // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2012. - Vol. 46. - P. 4050-4055.

7. Karibayeva, A. To what extent does parents' involvement in middle school influence children's educational progress? [Text] / A. Karibayeva, Y. Bogar // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2014. - Vol. 152. -P. 529-533.

8. Kim, E. M. Conjoint behavioral consultation and parent participation: The role of parent-teacher relationships. Poster presented at the annual meeting of the American Psychological Association, San Diego, CA, 2012 / E. M. Kim [et al.].

9. Loudovaa, I. The communication between schools and families from the perspective of parents of high school students [Text] / I. Loudovaa, J. M. Havigerovab, J. Havigerc // Procedia - Social and Behavioral Sciences. -2015. - Vol. 174. - P. 1242-1246.

10. Matejevic, M. Parenting style, involvement of parents in school activities and adolescents' academic achievement [Text] / M. Matejevic, D. Jovanovic, M. Jovanovic // Procedia - Social

and Behavioral Sciences. - 2014. - Vol. 128. -P. 288-293.

11. Margaritoiu, A. Some issues concerning school-families partnership [Text] / A. Margaritoiu, S. Eftimie // Procedia Social and Behavioral Sciences. - 2011. - Vol. 11. - P. 42-46.

12. Patrikakou, E. Relationships among parents, students, and teachers: The technology wild card [Text] / E. Patrikakou // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2015. - Vol. 174. -P. 2253-2258.

13. Pechackova, Y Pilot study: parents in relation to primary school - the needs and attitudes [Text] / Y. Pechackova [et al.] // Procedia -Social and Behavioral Sciences. - 2012. - Vol. 69. - P. 1983-1992.

REFERENCES

1. Bempechat J. Shernoff D. J. Parental Influences on achievement motivation and student engagement. Handbook of research on student engagement. 2012, pp 315-342.

2. Blandul V. C. The partnership between school and family - cooperation or conflict? Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2012, Vol. 47,pp.1501-1505.

3. Bocchi B., Dozza L., Chianese, G., Cavrini G. School Climate: Comparison between Parents' and Teachers' Perception. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014, Vol. 116, pp. 4643 - 4649.

4. Cavrinia G., Chianesea G., Boccha B., Dozza L. School Climate: parents', students' and teachers' perceptions. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 191, pp. 20442048.

5. ^elikkaya t., Ba§armak U., Filoglu S., §ahin B. Teacher-Parents' Relations in the Efficiency of the Value Education. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 116, pp.11061113.

6. Dozza L., Cavrini G. Perceptions of competence: how parents view teachers. Procedia -Social and Behavioral Sciences. 2012. Vol. 46, pp.4050-4055.

7. Karibayeva A., Bogar Y. To what extent does parents' involvement in middle school influence children's educational progress? Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 152, pp. 529-533.

8. Kim E. M., Sheridan S. M., Kwon K., Woods K. E., Semke C. A., Sjuts T. M. Conjoint behavioral consultation and parent participation: The role of parent-teacher relationships. Poster presented at the annual meeting of the American Psychological Association, San Diego, CA, 2012.

9. Loudovaa I., Havigerovab J. M., Havigerc J. The communication between schools and families from the perspective of parents of high school students. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 174, pp. 1242-1246.

10. Matejevic M., Jovanovic D., Jovanovic M. Parenting style, involvement of parents in school activities and adolescents' academic achieve-

ment. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 128, pp. 288-293.

11. Margaritoiu A., Eftimie S. Some issues concerning school-families partnership. Procedia -Social and Behavioral Sciences. 2011, Vol. 11, pp. 42-46.

12. Patrikakou E. Relationships among parents, students, and teachers: The technology wild card. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015, Vol. 174, pp. 2253-2258.

13. Pechackova Y., Havigerovaa J. M., Jezkovaa L., Kucerovaa M. Pilot study: parents in relation to primary school - the needs and attitudes. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2012, Vol. 69, pp. 1983-1992.

Собкин Владимир Самуилович, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», руководитель центра e-mail: [email protected]

Sobkin Vladimir S., ScD in psychology, Professor, Academician, Russian Academy of Education, Federal State Budgetary Scientific Institution "Institute of Management of Education of The Russian Academy of Education", Head of Department

e-mail: [email protected]

Фомиченко Анна Сергеевна, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков Оренбургского государственного университета e-mail: [email protected]

Fomichenko Anna S., PhD in Psychology, senior lecturer, foreign languages Department,, Orenburg State University

e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.