Научная статья на тему 'Роль семейного участия в формировании познавательного интереса у дошкольников к английскому языку'

Роль семейного участия в формировании познавательного интереса у дошкольников к английскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДИТЕЛЬСКАЯ ВОВЛЕЧЕННОСТЬ / ДЕТСКИЙ САД / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / КООПЕРАЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ / КОГНИТИВНЫЙ ИНТЕРЕС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева В.Ю.

Также в статье сделан акцент на взаимосвязи между степенью эмоционального принятия детей родителями, поддержки семьи с общим уровнем познавательной активности. Выдвигается гипотеза что если будет проведен формирующий эксперимент с целью вовлечения родителей в формирование познавательного интереса у детей к английскому языку посредством выстраивания партнерских, субъект-субъектных отношений и создание единого учебно-воспитательного пространства между всеми участниками ДОУ то будут качественно и количественно улучшены два показателя: 1) уровень познавательного интереса у дошкольников к иностранному языку; 2) состояние межличностных отношений по схеме родительребенок. Приведены конкретные статические данные из реального эксперимента и даны некоторые рекомендации которые могут быть использованы как дополнительный материал в работе воспитателей, педагогов преподающих английский язык в рамках детских образовательных учреждений. Основными особенностями формирования познавательного интереса у дошкольников к английскому языку в контексте вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс является активное участие родителей в процессе обучения; постепенный переход родителей от объектов образовательной системы в субъекты; выстраивание партнерских доверительных отношений между сотрудниками ДОУ и семьи; организация совместной деятельности которая помогает родителям через участие в учебно-воспитательном процессе лучше понять и принять своего ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексеева В.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль семейного участия в формировании познавательного интереса у дошкольников к английскому языку»

Роль семейного участия в формировании познавательного интереса у дошкольников к английскому языку

Алексеева Виктория Юрьевна

магистратрант, кафедра педагогики, ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова», AVU2ru@yandex.ru

Статья посвящена проблема формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста в контексте вовлечения родителей в образовательный процесс на примере английского языка. В работе раскрывается важность родительского участия в процессе формирования познавательного интереса у детей к учебно-познавательной деятельности. Также в статье сделан акцент на взаимосвязи между степенью эмоционального принятия детей родителями, поддержки семьи с общим уровнем познавательной активности. Выдвигается гипотеза что если будет проведен формирующий эксперимент с целью вовлечения родителей в формирование познавательного интереса у детей к английскому языку посредством выстраивания партнерских, субъект-субъектных отношений и создание единого учебно-воспитательного пространства между всеми участниками ДОУ то будут качественно и количественно улучшены два показателя: 1) уровень познавательного интереса у дошкольников к иностранному языку; 2) состояние межличностных отношений по схеме родитель- ребенок. Приведены конкретные статические данные из реального эксперимента и даны некоторые рекомендации которые могут быть использованы как дополнительный материал в работе воспитателей, педагогов преподающих английский язык в рамках детских образовательных учреждений. Основными особенностями формирования познавательного интереса у дошкольников к английскому языку в контексте вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс является активное участие родителей в процессе обучения; постепенный переход родителей от объектов образовательной системы в субъекты; выстраивание партнерских доверительных отношений между сотрудниками ДОУ и семьи; организация совместной деятельности которая помогает родителям через участие в учебно-воспитательном процессе лучше понять и принять своего ребенка.

Ключевые слова: родительская вовлеченность, детский сад, английский язык, кооперация родителей и педагогов, когнитивный интерес.

о

Е

£

в) ^

0

N

01 г

С самого раннего детстве у ребенка закладывается и формируется познавательный интерес, направленность и глубина которого существенно влияет на его качество жизни в будущем.Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у воспитанников постоянно возникают вопросы, ответы на которые они сами должны найти. При этом поисковая деятельность дошкольника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов — мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и на-правленность.[10]. Познавательная активность является непрерывно развивающимся качеством личности, которое определяется через позитивный настрой к познанию, проявление интереса к чему-либо новому, преобразовательную деятельность.

Щукина Г.И определяет познавательный интерес как неотъемлемую часть процесса воспитания и развития личности [6]. С точки зрения С.Л. Рубинштейна и Б.Г. Ананьева, психологические процессы, включенные в познавательный интерес, — это не сумма слагаемых, а особые связи, своеобразные взаимоотношения. Интерес — это «сплав» многих психических процессов, создающих особый тонус деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения, стремление углубляться в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению) [7].

На сегодняшний день можно уверенно утверждать, что в нашем обществе существует постоянный неуклонно растущий запрос на все более раннее и всестороннее развитие познавательной активности дошкольников для более эффективного обучения что впоследствии поможет полноценному, гармоничному раскрытию потенциала личности каждого ребенка. Однако дошкольные педагоги и их родители, беспокоящиеся преимущественно о подготовке к школьному обучению именно в интеллектуальном аспекте, а также академической успеваемостью стараются дать как можно больше разнообразных знаний в ущерб индивидуальных потребностей детей и без должного внимания к способам которые эти знания транслируются, обычно это объяснительно-иллюстративное обучение где знания даются в готовом виде с ис-

пользованием иллюстраций, ребенок только воспринимает готовые знания и воспроизводит их. В результате знания приобретаются детьми не из-за внутренних мотивов и осознанной волевой активности, а посредством деятельности взрослых. Отдельно стоит рассмотреть проблему изучение английского языка детьми, так как в настоящее время иностранный язык включен (по желанию родителей) в работу большинства ДОУ страны, с целью осуществления преемственности иноязычного образования (детский сад - начальная школа) и успешному вхождению дошкольников в школьное пространство предмета « Английский язык».[9].

В изучении любого иностранного языка есть три наиболее важных аспекта: 1) мотивация ; 2) практика ; 3)время ;. Родители, воспитатели и педагоги должны объединить свои усилия для того чтобы процесс обучения носил субъект-субъектный характер. Когда дети являются не объектами, а полноценными участниками учебно-воспитательных отношений, где родители понимают значимость своего участия в формировании познавательного интереса у детей и которые принимают активное участие в его формировании. Из этого можно сделать вывод что одним из важных элементов повышения качества работы системы дошкольного образования и воспитания является деятельность педагогов и воспитателей которая сфокусирована на поиске и внедрении инновационных путей своевременного информирования и вовлечения родителей в единое учебно-воспитательное поле, которое осуществляется в рамках ДОУ.

На современном этапе развития общества в Российской Федерации признается приоритетная роль семьи в воспитании нового поколения, родители (законные представители) обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. На семью возлагается социальная ответственность за жизнь воспитание и развитие ребенка [1]. В утвержденном Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования описаны ключевые принципы, на которых базируется современное дошкольное образование. Среди них представлен принцип партнёрства организации с семьей. Согласно ФГОС ДО, стратегической задачей деятельности современного детского сада является «обеспечение психолого-педагогической поддержки, повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, а также выявление потребностей поддержки образовательных инициатив семьи являются приоритетом в деятельности детского сада» [3]. Необходимость кооперации института семьи и образовательных организаций, единство их учебно-воспитательного пространства, векторов развития и реализаций воспитательных и образовательных функций является непреходящей истиной, однако на практике такая успешная синергия встречается крайне редко.

Родительская вовлеченность в рамках ДОУ раскрывается через шесть основных категорий участия (по Эпштейн):

1) Воспитание. Обеспечение базовых потребностей ребенка, создание благоприятной социально-психологической обстановки для его развития.

2) Общение. Непрерывный контакт с сотрудниками ДОУ.Отслеживание динамики образовательного развития ребенка, оперативное вмешательство если возникает проблема.

3) Волонтерство. Добровольное, осознанное участие в жизни ДОУ, улучшение единства учебно-воспитательного пространства.

4) Обучение на дому. Поддержка в выполнении домашнего задания, помощь в принятии решений ребенком и планировании.

5) Сотрудничество с сообществом. Инициативная деятельность родителей с целью улучшения, повышения качества работы местного ДОУ.

6) Управление. Участие родителей в управлении ДОУ [2].

Родительская вовлеченность - это термин, используемый для определения вовлечения семей в раннее образование и воспитание детей и установления тесных, партнерских отношений со своим воспитателем и педагогом. Заботливые, теплые и отзывчивые отношения между родителями и детьми, участие родителей в деятельности, ориентированной на ребенка тесно связаны с положительными результатами обучения в раннем детстве. Положительное влияние вовлечения семьи в образовательную деятельность ребенка доказано в ряде зарубежных мета аналитических исследований [8]. В качестве наиболее эффективных методов работы с родителями мы считаем педагогическое просвещение, трансляция целей, форм, методов обучения и развития ребенка. Вторым значимым направлением в объединении усилий детсада и семьи считается повышение открытости образовательной организации, предоставление родителям возможности формировать заказ, осуществлять контроль за качеством образования, включаться в преподавание. Остановимся на последнем предположении так как оно тесно связано с изучением английского языка. Даже если преподавание иностранного в ДОУ идет в углубленной форме этого все равно недостаточно, потому что как мы уже говорили знания приобретаются в готовом виде, зачастую программа слишком сложная для понимания, вследствие чего у детей возникает антипатия к учебе в целом и к изучению английского языка в частности. Родители также могут помочь усилить познавательный интерес к английскому через активное дружеское участие в изучении иностранного, дополнительно родители могут повлиять на формирование познавательного интереса у детей через мотивацию, одобрение и поощрение. Мы предположили что познавательный интерес у дошкольников к английскому языку из экспериментальной группы будет выше если с детьми и родителями будут проводиться мероприятия направленные на создание партнерских, равноправных и субъект-субъектных отношений, а также дополнительные занятия английским языком дома, в семье. Языковое погружение мы предлагаем вводить используя не только классический

о о и и т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

о с

в) ^

0

сч

N

01 г

способ, но и различные речевые технологии. Некоторые из них: билингвальный компонент, театрализованная деятельность, мнемотехника и дидактические игры в которых родители могут принять непосредственное участие, тем самым не только помогая сформировать познавательный интерес, но и стать лучшим другом для своего ребенка, лучше понять его и улучшить психологический климат внутри семьи.

Исследовательская работа проводилась с сентября 2016 года по май 2017 года. Выборка состояла из 30 детей из детского образовательного центра «Сёма» г. Элиста и 30 родителей-добровольцев которые согласились на участие в эксперименте. Данные были собраны из опросов и интервью. Используя контент-анализ, возникли следующие четыре группы родителей: (1) родители рассматривают свою вовлеченность как положительное влияние на учебное и эмоциональное развитие своих детей (22%), (2) родители видят свое участие как разрешении разнообразных бытовых задачах и проблем дома и в детском саду (33%), (3) родители которые считают неразрывную схему " родитель- ребенок-детский сад" важным фактором поддержки участия и вовлечения родителей в систему ДОУ (28%) (4) родители не уверенные в своем понимании «родительской вовле-ченностиа», но желают узнать больше(17%). Эти результаты показали, что родители ценят важность их участия в жизни собственных детей, но также отражают слабый уровень участия родителей в детсадовской жизни ребенка. Комплекс мер по повышению познавательного интереса у детей включал в себя и работу непосредственно с самими родителями, проводились мастер -классы, открытые уроки с целью по повышению педагогической компетентности родителей, был выпущен буклет в котором отражены основные официальные государственные документы о правах детей и обязанностях и полномочиях родителей как первичных педагогов, также создано авторское методическое пособие « Английский в семье » ориентированное на те семьи которые стремятся развить познавательный интерес к английскому. Участники были поделены на две группы экспериментальную и контрольную группы, было проведено анкетирование родителей по методике А.И Баркан « Шкала степени отверженности ребенка в семье » в результате которой дети которые являлись эмоционально отвергнутыми собственными семьями вошли в экспериментальную группу, а те дети которые эмоционально принимались родителями вошли в контрольную. Были сформулированы группы детей по степени эмоционального благополучия и принятия семьей: 14 детей вошли в группу эмоционально принимаемых семьей, а 16 в группу эмоционально отвергаемых родителями. Диагностика познавательной активности позволила выявить закономерную связь между степенью эмоционального принятия, поддержки семьи с общим уровнем познавательной активности.

Результаты объясняются тем что родители, которые эмоционально принимают своих детей бо-

лее чутко относятся к проблемам и вопросам ребенка, создают положительный психологический климат для развития познавательного интереса у детей. Заботливые отношения обеспечивают эмоциональное убежище для детей, способствуют развитию здорового чувства принадлежности, самоуважения и благополучному развитию ребенка. Когда родители обладают повышенной эмпатией, с чуткостью относятся к эмоциям, душевным переживаниям своих детей это способствует тому что такие дети с большей вероятностью становятся более социально-активными и проявляют лучше коммуникативные и когнитивные навыки[5]. Теплые, взаимные взаимодействия между родителями и детьми и меньшее количество жизненных стрессов в семье способствуют просоциальному поведению детей и их способности концентриро-ваться[4]. Участие родителей в ориентированных на ребенка действиях, в частности играх, также важна для социального и эмоционального развития детей.

Таблица 1

Компоненты познавательной активности. Эмоционально принимаемые, в % Эмоционально отвергаемые в, %

высо кий средний низкий высокий средний низкий

Познавательная потребность. 53 43 4 45 45 10

Познавательный интерес. 48 38 14 25 25 50

Вопросительно-исследовательская активность. 54 6 40 0 10 90

Мотиваци-онные предпочтения в выборе деятельности. 52 27 21 0 90 10

Исследовательская работа с экспериментальной группой куда вошли эмоционально отвергаемыми детьми и их родителями длилась около девяти месяцев. За это время был проведен комплекс мер по повышению познавательного интереса у детей к английскому языку, побочным эффектом этих действий стало улучшение внутрисемейных отношений, отношений типа родитель-ребенок. Согласно авторской методике « Английский в Семье » основный смысл проекта заключался в создании непрерывного, единого учебно-воспитательного пространства, где личность ребенка занимает центровую позицию, а педагоги и

родители призваны помочь полностью раскрыть потенциал маленькой личности. В ходе формирующего эксперимента были применены следующие приемы:

- Каждое занятие длительностью не больше 1015 минут;

- Систематические занятия. Системный подход к занятиям поможет дошкольникам легче адаптироваться в будущем к школьному режиму;

- Построение диалога с ребенком на равных. Чуткое отношение к его изменениям, настроению;

- Гибкое языковое погружение на занятиях английского языка, то есть учебный материал дается в оригинале при необходимости дается разъяснения на русском ;

- Занятия с использованием подвижных игр и музыки ;

- Повышение мотивации к учебе через оправданную похвалу и на личном примере;

- совместное творчество детей и родителей, используя иностранный язык (постановка фонетических сказок, спектаклей посвященных например, праздникам и традициям в англоязычных странах);

- отработка правильного произношения и простейшей грамматики, доведение до автоматизма посредством ежедневного употребления в быту;

- Просмотр и прослушивание оригинальных англоязычных мультфильмов, сказок, аудио под-кастов вместе с детьми а затем обсуждение в неформальной обстановке;

Те дети, которые раньше слабо проявляли когнитивный интерес к английскому языку преобразились, они не только увлеклись им, но и также стали проявлять гораздо больший и глубинный интерес к окружающему миру, отношения в семье также был налажен более комфортный эмоционально-психологический климат.

Таблица 2

Результаты изучения уровня сформированности познавательного интереса у детей к английскому языку на момент конца эксперимента

Группа Уровень Кол-во чел %

контрольная (эмоционально принимаемая) высокий 4 27

контрольная(эмоционально принимаемая) средний 7 50

контрольная(эмоционально принимаемая) низкий 3 23

экспериментальная(эмоционально непринимаемая) высокий 12 75

экспериментальная (эмоционально непринимаемая) средний 4 25

экспериментальная(эмоционально непринимаемая) низкий 0 0

Таким образом, можно сделать вывод что на формирование познавательного интереса у детей

к английскому языку влияет много факторов среди которых: эмоциональное принятие родителем ребенка, наличие непрерывного единого учебно-воспитательного пространства, эффективность кооперации семьи и сотрудников ДОУ.

Литература

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http: // zakon - ob - obrazovanii.ru

2. Epstein, J. L., & van Voorhis, F. L. (2010). School counselors' roles in developing partnerships with families and communities for student success. Professional School Counseling, 14, 1-14p

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 г.

4. Lamb-Parker, F., Boak, A. Y., Griffin, K. W., Ripple, C., & Peay, I,. (1999). Parent-child relationship, home learning environment, and school readiness. School Psychology Review, 28(3),413-425p.

5. Connell,C.M.,& Prinz,R.J.National Institute of Child Health and Human Development.Early child Care Research Network (2004).Multiple pathways to early academic achievement.Harvard Educational Review, 74(1), 1-28 p.

6.Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся / Г.И. Щукина. — М.: Просвещение, 2005. —160 с.

7. Метельский, И.В — М.: Педагогическое общество России. — 2004. — 57 с.

8.Freund A., Schaedel B., Azaiza F., Boehm A., Hertz Lazarowitz R. (2018) Parental Involvement among Jewish and Arab Parents: Patterns and Contextual Predictors. Children and Youth Services Review, vol. 85 (C),. 194-201p.

9. Никитенко З.Н , Никитенко Е.Л. Цели и результаты овладения иностранным языком [Текст]: в контексте требований Стандарта / З. Никитенко, Е. Никитенко // Дошкольное воспитание: ежемесячный научно-методический журнал. - 2017. - № 5. - С. 26-30

10. Рудко Т.И. Стадии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста // Наука-RASTUDENT.RU. - 2014. - No. 5(05-2014) / [Электронный ресурс] - Режим доступа. -URL: http://naukarastudent.ru/5Z1392/

The role of family participation in formation of cognitive interest at preschool children to english Alekseeva V.Yu.

Kalmyk State University named after B.B Gorodovikov Article is devoted a problem of formation of cognitive interest at children of preschool age in the context of involvement of parents in educational process on the example of English. The paper reveals the importance of parental participation in the process of forming children's cognitive interest in learning and cognitive activity.

The article also focuses on the relationship between the degree of emotional acceptance of children by parents, family support with a general level of cognitive activity. It is hypothesized that if an experiment is conducted with the aim of involving parents in the educational process with the participation of all interested parties, this will be qualitatively and quantitatively improved by two indicators: 1) the level of cognitive interest among pre-

о о и n m

О m n m й А

X £ m О

x О m

0

01 n А ы О и А X X m

schoolers in a foreign language; 2) the state of interpersonal relations according to the parent-child scheme. The specific static data from real experiments are given and some recommendations are given which can be used as additional material in the work of educators and teachers who teach English in the framework of pre-school educational institutions. The main features of the formation of educational interest in children is the active participation of parents in the learning process; gradual transition of parents from the objects of the educational system to the subjects; building partnerships of trust between employees of the kindergarten and the family; organization of joint activities that help parents participate in the educational process, to better understand and adopt their child.

Keywords: parent involvement ,kindergarten , english language ,parent teacher cooperation , cognitive interest

References

1. Federal Law of the Russian Federation of December 29, 2012 N

273 - FZ "On Education in the Russian Federation" [Electronic resource]. - Access mode: http: // zakon - ob - obrazovanii.ru

2. Epstein, J.L., & van Voorhis, F.L. (2010). School counselors 'roles in families and communities for success. Professional School Counseling, 14, 1-14p

3. Federal state educational standard of preschool education from

10/17/2013.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Lamb-Parker, F., Boak, A. Y., Griffin, K. W., Ripple, C., & Peay, I

,. (1999). Parent-child relationship, home learning environment, and school readiness. School Psychology Review, 28 (3), 413-425p.

5. Connell, C.M., & Prinz, R.J. National Institute of Child Health

Care and Human Development. Child Care Research Network (2004). Multiple pathways to early academic achievement. Harvard Educational Review, 74 (1), 1-28 p. 6.Shchukina, G.I. Pedagogical problems of the formation of students' cognitive interest / G.I. Shchukin. - M .: Enlightenment, 2005. —160 p.

7. Metelsky, I.V. - M .: Pedagogical Society of Russia. - 2004. - 57 p.

8.Freund A., Schaedel B., Azaiza F., Boehm A., Hertz Lazarowitz R. (2018) Parental Involvement of Jewish and Arab Parents: Patterns and Contextual Predictors. Children and Youth Services Review, vol. 85 (C) ,. 194-201p.

9. Nikitenko Z.N., Nikitenko E.L. Objectives and results of mastering a

foreign language [Text]: in the context of the requirements of the Standard / Z. Nikitenko, E. Nikitenko // Preschool education: a monthly scientific and methodical journal. - 2017. - № 5. - p. 26-30

10. Rudko T.I. Stages of development of cognitive interest in children of senior preschool age // Science-RASTUDENT.RU. -2014. - No. 5 (05-2014) / [Electronic resource] - Access Mode. -URL: http://naukarastudent.ru/5Z1392/

o w

N ei Z

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.