Научная статья на тему 'Формирование познавательного интереса и творческих способностей у дошкольников в процессе интерактивной деятельности'

Формирование познавательного интереса и творческих способностей у дошкольников в процессе интерактивной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
367
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ИНТЕРАКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОШКОЛЬНИКИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева В.Ю., Арнюдаева Ю.Б., Иринцеев А.А., Лиджиева Д.М.

Развитие познавательного интереса и творческих способностей у дошкольников на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений дошкольного образования в нашей стране. Актуальность работы заключается в многообразии и сложности путей разрешения проблемы формирования познавательного интереса и творческих способностей у дошкольников в процессе интерактивной деятельности. Под интерактивной деятельностью понимается такая форма организации процесса познания где все участники признаются равными, отсутствует доминирование и тотальный контроль со стороны взрослых (сотрудников детских образовательных учреждений и родителей). Нами был проведен комплекс психолого-педагогических методов диагностики с целью выявить реальный уровень сформированности познавательного интереса и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста и уровня интеракции родителей (законных представителей) в интеллектуальную, творческую жизнь дошкольного учреждения. В ходе нашего исследования было выявлено несоответствие реального уровня сформированности познавательного интереса и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста по сравнению запросам современного общества. Дополнительно мы изучили уровень вовлечения участия родителей в учебновоспитательный процесс, который также не соответствовал ожидаемым результатам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексеева В.Ю., Арнюдаева Ю.Б., Иринцеев А.А., Лиджиева Д.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование познавательного интереса и творческих способностей у дошкольников в процессе интерактивной деятельности»

Формирование познавательного интереса и творческих способностей у дошкольников в процессе интерактивной деятельности

Алексеева Виктория Юрьевна.

магистрант, кафедра педагогики, ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова», AVU2ru@yandex.ru

Арнюдаева Юлия Бадмаевна.

магистрант, кафедра педагогики, ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова», turkmedova18@gmail.com

Иринцеев Александр Александрович.

магистрант, кафедра педагогики, ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова», ^^ЮП2005_91 @mail.ru

Лиджиева Даяна Мингияновна.

магистрант, кафедра педагогики, ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова», lidzhiewa.daian@yandex.ru

Развитие познавательного интереса и творческих способностей у дошкольников на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений дошкольного образования в нашей стране. Актуальность работы заключается в многообразии и сложности путей разрешения проблемы формирования познавательного интереса и творческих способностей у дошкольников в процессе интерактивной деятельности. Под интерактивной деятельностью понимается такая форма организации процесса познания где все участники признаются равными, отсутствует доминирование и тотальный контроль со стороны взрослых (сотрудников детских образовательных учреждений и родителей). Нами был проведен комплекс психолого-педагогических методов диагностики с целью выявить реальный уровень сформированности познавательного интереса и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста и уровня интеракции родителей (законных представителей) в интеллектуальную, творческую жизнь дошкольного учреждения. В ходе нашего исследования было выявлено несоответствие реального уровня сформированности познавательного интереса и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста по сравнению запросам современного общества. Дополнительно мы изучили уровень вовлечения участия родителей в учебно- воспитательный процесс, который также не соответствовал ожидаемым результатам. Ключевые слова: познавательный интерес, творческие способности, интерактивная деятельность, дошкольники, взаимодействие.

Целью нашего исследования является изучение реального уровня сформированности познавательного интереса и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, а также изучение интерактивной деятельности как технологии развития познавательного интереса и творческих способности у детей. Происходящие в современном обществе преобразования порождают новые требования к подготовке детей к школе в системе дошкольного образования. Одним из немаловажных требований является раннее стимулирование развития познавательного интереса и творческих способностей [1]. Как известно, познавательный интерес и творческие способности закладываются у ребенка с самого раннего детства, направленность и глубина которых существенно влияет его качество жизни в будущем. Обладая творческим продуктивным мышлением, развитым и осознанным интересом к окружающему миру ребенок гораздо легче пройдет адаптацию к школе и сможет в дальнейшем в полной мере раскрыть свой потенциал как отдельная самостоятельная личность. Данная проблема изучалась в работах Н.В. Клоповой, С.Р. Евинзон, Е.А. Глуховской, В.Ф. Овчинникова, В.Ф. Копосовой, Л.В. Мещеряковой, В.Г. Рындак и др [3].

Творческие способности, по мнению Л.А. Большаковой, являются сложным качеством личности, определяющим способность человека к творчеству в самых разных сферах жизни, а также позволяющим оказывать поддержку другим людям в их творческой самореализации [4].

Шадриков В.Д. творческие способности трактовал как реализующие отдельные психические функции свойства функциональных систем, которые проявляются в успешности освоения человеком различных видов деятельности и имеют индивидуальную форму выраженности [5].Другое понимание творческих способностей имел О.И. Мотков. Творческие способности он понимал как способность человека к осознанию своих поступков, умение создавать что-то новое и находить нестандартные решения в различных ситуациях [6].

Изучением процессом формирования познавательного интереса у детей занимались К. Д. Ушин-ский, Л. Н. Толстой, В.Б. Бондаревский, Г. И. Щукина, А.Ю.Дейкина ,А. К. Дусавицкий и многие другие. Познавательный интерес, как отмечает А. Ю. Дейкина, - интегральная характеристика личности,

о о и и т

г

т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

0

сч *

01 г

отражающая ее эмоционально-положительное отношение к знаниям, процесс познания к своим интеллектуальным, эмоциональным и коммуникативно-волевым возможностям в познании [7]. Щукина Г.И определяет познавательный интерес как неотъемлемую часть процесса воспитания и развития личности [8].

Интерактивное обучение является особой формой организации познавательной деятельности, при которой весь учебный процесс происходит таким образом, что практически все обучающиеся принимают активное участие в процессе познания, понимая и рефлексируя по поводу того, что они знают и думают[9]. .Как мы уже отмечали выше под интерактивной деятельностью мы понимаем сотрудничество и кооперацию всех участников учебно-воспитательного процесса.Именно в семье как в первичном социальном институте обучения и воспитания закладываются духовные, нравственные, творческие, интеллектуальные основы личности ребенка. На данный момент семейное воспитание признано первостепенным, что отражено в Федеральном законе << Об образовании в РФ >>2013 г . В ст.44 сказано, что родители ( законные представители ) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка [2].

На практике же мы сталкиваемся с тем, что существуют родители, которые на определенном этапе приводят своего ребенка в детский сад, заочно думая, что здесь их роль заканчивается и дальше начинается поле ответственности и работы исключительно воспитателей и иных специалистов по дошкольному образованию. Можно сделать вывод о том что нынешнее состояние уровня сформированности познавательного интереса и творческих способностей у детей не соответствует запросам настоящего времени. При определении уровня развития творческих способностей использовались методика П. Торренса «Незаконченный рисунок» и методика «Дорисовывание кругов» автор Т.С. Комарова. Чтобы выяснить уровень сформированности познавательного интереса у детей применялись методики В.С Юркевича (модификация и адаптация для детского сада Э.А. Барановой)«Изучение познавательных потребностей дошкольника » и АСВ тест Э.Г. Эйдемиллера

Метаанализ полученных данных показал что у половины (50%) опрошенных детей обобщенный уровень сформированности познавательного интереса и творческих способностей средний, у 31,25 процентов низкий и 18, 75 высокий. Также мы провели комплекс психолого-педагогических методов диагностики по определению уровня участия ( интеракции) родителей в воспитании и обучении детей в рамках ДО. Выяснилось что большинство родителей принимают в интерактивной деятельности в рамках ДО только в формальном виде, но также абсолютное большинство родите-

лей (87%) выявили желание участвовать более усерднее в жизни детей после того как им была разъяснена важность интерактивной деятельности в процессе формирования познавательный инте-ресаи творческих способностей. Все эти данные свидетельствуют о недооценке положительного влияния интерактивной деятельности по формированию познавательного интереса и творческих способностей что нашло подтверждение некоторых работах западных педагогов . Средний коэффициент эффективности родительской вовлеченности статистически значим, хотя не превышает 0,2-0,25. Положительная связь между родительской вовлеченностью и академическими достижениями детей наблюдается независимо от опера-ционализации вклада родителей и способов его измерения [10]. Подводя итоги мы можем дать некоторые рекомендации для сотрудников детских образовательных организаций и родителям для более успешного процесса формирования познавательного интереса и творческих способностей у дошкольников в процессе интерактивной деятельности :

-принцип равенства всех участников учебно-воспитательного процесса

- игра как ведущая технология развития познавательного интереса и творческих способностей у детей .

-отсутствие тотального контроля за детьми и формирование «правильных » качеств личности .

-проведение разъяснительных бесед ,семинаров с родителями с целью повышения их педагогической грамотности.

- активное вовлечение (интеракция ) родителей в процесс формирования познавательного интереса и творческих способностей через участие в интеллектуальной ,культурной творческой жизни ДО.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 г.

2. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон № 273-Ф3 от 29 декабря 2012 г .// Российская газета .31 декабря 2012 г.

3. Алексеева Г.Ю. Педагогические условия развития творческого потенциала учащихся младших классов (в процессе изучения математики): дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2000. - 182 с.

4. Большакова Л. А. Развитие творчества младшего школьника // Завуч начальной школы. -2002. - № 2. - С. 12-16.

5. Шадриков В. Д. Способности человека. - Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 2001. - 288 с.

6. Мотков О. И. Природа личности. Сущность, структура и развитие. - М.: Педагогика, 2006. - 320 с.

7. Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения [Текст] / А. Ю. Дейкина. - М.: «Просвещение», 2012. - С 258 .

8. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся / Г.И. Щукина. — М.: Просвещение, 2005. —160 с.

9. Воронкова О. Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы. - Ростов н/Д: Феникс , 2010. - 315 с.

10.Wilder S . Effects of parental involvement on academic achievement a meta-synthesis //Educational Review .2014. Vol .66. № 3. P .377-397.

Formation of cognitive interest and creative abilities at pupil of

children in the process of interactive activity Alekseeva V.Yu., Arniudaeva I.B., Irintseev A.A., Lidzhieva D.M.

Kalmyk State University named after B.B Gorodovikov The development of cognitive interest and creative abilities among preschoolers today is one of the priorities of pre-school education in our country. The relevance of the work lies in the diversity and complexity of ways to solve the problem of the formation of cognitive interest and creative abilities among preschoolers in the process of interactive activities. Interactive activity is understood to be such a form of organizing the process of knowledge where all participants are recognized as equal, there is no dominance and total control by adults (employees of children's educational institutions and parents). We conducted a set of psychological and pedagogical diagnostic methods in order to identify the real level of formation of cognitive interest and creative abilities in children of senior preschool age and the level of interaction of parents (legal representatives) in the intellectual, creative life of a preschool institution. In the course of our study, a discrepancy was revealed between the actual level of formation of cognitive interest and creative abilities in children of senior preschool age compared with the demands of modern society. Additionally, we studied the level of involvement of parents in the educational process, which also did not correspond to the expected results. Keywords: cognitive interest, creativity, interactive activities, preschoolers, interaction.

References

1. Federal state educational standard of preschool education from

10/17/2013

2. On education in the Russian Federation: Federal Law No. 273-

FZ of December 29, 2012 // Russian Newspaper. December 31, 2012

3. Alekseeva G.Yu. Pedagogical conditions for the development of

the creative potential of students in the lower grades (in the process of studying mathematics): dis. ... Cand. ped. sciences. - Orenburg, 2000. - 182 p.

4. Bolshakova L. A. Development of the creativity of the younger

schoolboy // Head teacher of the elementary school. - 2002. -№ 2. - p. 12-16.

5. Shadrikov V. D. Human Abilities. - Voronezh: NPO MO-DEC,

2001. - 288 p.

6. Motkov OI. The nature of personality. Essence, structure and

development. - M .: Pedagogy, 2006. - 320 p.

7. Deykina, A.Yu. Cognitive interest: the nature and problems of

studying [Text] / A. Yu. Deykina. - M .: << Enlightenment >>, 2012. - C 258.

8. Shchukin, G.I. Pedagogical problems of the formation of stu-

dents' cognitive interest / G.I. Shchukin. - M .: Enlightenment, 2005. —160 p.

9. Voronkova O. B. Information technology in education: interactive

methods. - Rostov n / D: Phoenix, 2010. - 315 p.

10. Wilder S. Meta-synthesis // Effects of parental involvement // Educational Review .2014. Vol .66. No. 3. P. 377-397.

о о n n m S m

О m n m й А

S £ m О

x О m

0

01 n А ы О n А X

s m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.