Научная статья на тему 'Проектная деятельность в сфере здоровьесбережения как средство формирования партнерских отношений детского сада и семей дошкольников'

Проектная деятельность в сфере здоровьесбережения как средство формирования партнерских отношений детского сада и семей дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1509
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROJECT ACTIVITY / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / COOPERATION / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / HEALTH PROTECTION / ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ / FORMS OF ORGANIZATION / PARTNER RELATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ведерникова Юлия Васильевна

Обоснована актуальность формирования партнерских отношений детского сада и семьи. Приведены результаты проведенного эмпирического исследования по выявлению отношения и осведомленности родителей об организации образовательно-воспитательного процесса в ДОУ, а также их отношение к здоровьесбережению детей. Охарактеризованы формы организации взаимодействия детского сада и семей воспитанников и описаны результаты внедрения и апробирования некоторых из них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT ACTIVITY IN THE FIELD OF HEALTH PROTECTION AS MEANS OF FORMING OF PARTNER RELATIONS OF KINDERGARTEN AND PRESCHOOLLERS’ FAMILIES

The article proves the actuality of forming of partner relations of kindergarten and family. Presents the results of the undertaken empirical study on the exposure of the parents’ attitude and knowledge about the organization of educational process in preschool and their attitude to the health preservation of children. Characterizes the forms of organization of kindergarten and families cooperation and describes the results of introduction and approbation of some of these forms. For the development of partnership between kindergarten and parents of great importance becomes the development and implementation of projects. As a result of implementation of such projects it is assumed that parents and teachers will enrich knowledge in the field of health protection of children, enhance understanding of the health environment. Besides the preschool educational institution will master some health protection technologies, methods and techniques, will gain the ability to plan leisure of children, adult staff and families for the benefit of physical, mental and moral health.

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность в сфере здоровьесбережения как средство формирования партнерских отношений детского сада и семей дошкольников»

ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378

Ю. В. Ведерникова

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Обоснована актуальность формирования партнерских отношений детского сада и семьи. Приведены результаты проведенного эмпирического исследования по выявлению отношения и осведомленности родителей об организации образовательно-воспитательного процесса в ДОУ, а также их отношение к здоровьесбережению детей. Охарактеризованы формы организации взаимодействия детского сада и семей воспитанников и описаны результаты внедрения и апробирования некоторых из них.

Ключевые слова: партнерские отношения, проектная деятельность, взаимодействие, здоровьесбережение, формы организации.

В последние годы на политическом уровне в России все чаще и чаще обращается внимание на дошкольное образование и здоровье населения страны, а также значимость семьи в воспитании детей.

В 2001 г. в докладе рабочей группы президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросам реформы образования «Образовательная политика России на современном этапе» указывается, что необходимыми условиями достижения нового, современного качества образования являются: оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки, создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся [1]. При этом подчеркивается исключительная значимость семьи в решении задач воспитания и социализации подрастающего поколения.

В феврале 2008 г. на заседании Совета по развитию местного самоуправления, посвященного развитию дошкольного, общего и внешкольного образования, В. В. Путин отметил что столбовой путь развития России на ближайшие десятилетия - это инвестиции в человека: в образование и здравоохранение [2].

На встрече с работниками дошкольного образования, детских учреждений культуры и библиотекарями 24 ноября 2011 г. Д. Медведев обратил внимание на то, что «показателем качества услуг для детей дошкольного возраста является уровень здоровья, физической подготовленности воспитанников [1]. В дошкольных учреждениях расширяется применение здоровьесберегающих технологий - программ здоровья. У детей формируются первичные навыки здорового образа жизни, системная подготовка к школе и системная привычка заниматься физкультурой и личной гигиеной».

В 2013 г. Президент нашей страны В. В. Путин в своем послания Федеральному Собранию указал, что для того, чтобы соответствовать и времени, и условиям, в которых мы живем, тем задачам, которые перед нами стоят, необходимо делать все, чтобы повышался престиж активного образа жизни [3].

В настоящее время в практике работы учреждений дошкольного образования используется большое разнообразие здоровьесберегающих технологий, а также методов и приемов, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Однако данное исследование позволило выявить тот факт, что многие родители не знают и не интересуются, каким образом в детском саду происходит организация образовательно-воспитательного процесса, предметно-развивающей среды, режима, питания и оздоровления детей. Большое количество опрошенных родителей считают, что в детском саду работа по здоро-вьесбережению детей организована на слабом уровне.

Исходя из результатов анкетирования, можно сделать вывод о том, что сами родители стремятся соблюдать здоровый образ жизни, однако не все считают необходимым прививать детям стремление заниматься спортом, а большинство опрошенных предпочитают пассивный отдых. Многие родители в домашних условиях проводят элементарные мероприятия по профилактике простудных заболеваний в период повышенной заболеваемости ОРВИ и гриппом, но 60 % представителей семей дошкольников не считают себя субъектом здоровой жизни.

В беседе с дошкольниками выяснилось, что большинство детей старшего дошкольного возраста в выходные дни и дни, в которые не посещают детский сад, большую часть времени проводят за просмотром телевизора и за компьютером. Значительная часть детей не соблюдают режим дня и питания, приближенные к детскому саду, мало времени проводят на свежем воздухе и играют в пассивные игры. Несмотря на это, большинство родителей склоняются к мнению, что условия в детском саду недостаточно способствуют здоро-вьесбережению детей, а дома созданы более эффективные условия для укрепления здоровья и физического развития детей.

В последнее время прослеживается тенденция потребительского отношения родителей к детскому саду: родители выступают в роли заказчика образовательной услуги, а детский сад является исполнителем социального заказа. При таком отношении теряются партнерские отношения между родителями и педагогами, а взаимодействие между ними сводится к формальному обмену информацией.

Для развития партнерских отношений между детским садом и родителями воспитанников в вопросах воспитания и здоровьесбережения детей дошкольного возраста немаловажное значение приобретает разработка и внедрение проектов, которые включают в себя традиционные, а также инновационные и нестандартные формы и приемы взаимодействия детского сада и семей воспитанников [4]. Применение таких форм позволит использовать различные способы организации взаимодействия и привлечь к участию большую часть семей.

Целью таких проектов является организация взаимодействие всех участников образовательно-воспитательного процесса ДОУ, направленного на расширение у родителей воспитанников знаний, умений и навыков в области здоровьесбережения как системы формирования здоровьесберегающей среды детей дошкольного возраста [3].

Также важно учитывать задачи, которые призваны решить такие проекты:

- обогащение знаний и представлений родителей о здоровьесберегающей среде, раскрытие значимости формирования здоровьесберегающей среды для детей дошкольного возраста;

- знакомство родителей с многообразием форм, приемов и методов, направленных на здоровьесбережение детей, освоение возможностей организации здоровьесберегающей среды дошкольников;

- выработка практических навыков использования педагогического потенциала в области здоровьесбережения через взаимодействие, направленное на просвещение, обмен опытом, совместную деятельность.

В разработке и реализации проектов в ДОУ приняли участие активные педагоги, имеющие большой педагогический стаж, и молодые, начинающие специалисты четырех возрастных групп: младшей, средней, старшей и подготовительной, а также инструктор по физическому воспитанию, методист и старшие воспитатели.

Проекты направлены на внедрение в образовательно-воспитательный процесс ДОУ и апробацию нетрадиционных и инновационных форм организации взаимодействия детского сада и семей воспитанников с целью выявления наиболее эффективных и привлекательных для родителей. В проекты вошли как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с семьями воспитанников. К ним относятся следующие:

1. Информационные формы - «Педагогическая библиотека», «Электронная почта группы», «Кинолекторий», «Уголок для родителей», рубрика «Это полезно знать», фоторепортажи.

2. Формы организации, направленные на совместную деятельность детей и родителей: творческие конкурсы, экологические акции, «Групповые традиции», фотовыставки, совместные праздники и развлечения. Такие формы способствуют укреплению эмоциональной связи и формированию здорового образа жизни.

3. Семейные формы, направленные на привлечение родителей к непосредственному участию в жизни группы: «В гостях у мамы», «Игры нашего двора», «Интересный гость», «Семейная гостиная».

4. Формы организации, направленные на обмен опытом: «Копилка семейных советов и опыта», «Вопрос - ответ», конкурсы.

5. Формы обратной связи: анкетирование, опрос, книга пожеланий и предложений, экспертная карта, стенд в уголке для родителей «Говорим спасибо».

6. Формы организации, направленные на совместную деятельность всех участников образовательно-воспитательного процесса: мастер-классы, ток-шоу, «Педагогическая лаборатория», «Копилка добрых дел», «Творческая мастерская», совместные прогулки, веселые старты, дни открытых дверей.

Используется интернет-ресурс - персональный сайт детского сада, на котором ежемесячно обновляются две рубрики для родителей и педагогов: «Это полезно знать» и «Выполняем вместе дома». Также педагоги предоставляют фотоотчеты и презентации о жизни воспитанников в детском саду, делятся своим опытом, предлагают рекомендации для родителей.

Проекты, направленные на привлечение родителей к участию в мероприятиях группы и детского сада, будут способствовать активному взаимодействию всех участников образовательно-воспитательного процесса по формированию здоровьесберегающей среды дошкольников.

На данном этапе апробирован ряд форм организации взаимодействия родителей и детского сада, направленных на формирование здоровьесберегающей среды дошкольников. Один из проектов «К здоровью вместе» разработан для организации взаимодействия педагогов и всех родителей детей, посещающих ДОУ

Совместно с ОГБУ «Облкомприрода» была проведена экологическая акция «Сохраним природу вместе», целью которой являлось распространение информации о вреде батареек, выброшенных в общий мусорный контейнер. Для этого на информационных стендах в холле и в каждой группе были размещены листовки, а на официальном сайте детского сада в

разделе «Это полезно знать» презентация, которые раскрывают суть данной проблемы. Наряду с этим размещались объявления с призывом правильно утилизировать батарейки. В данной акции приняли участие около пятидесяти семей и собрано порядка десяти килограмм батареек, которые переданы в ОГБУ «Облкомприрода» для правильной утилизации.

Такая форма, как фотовыставки, на наш взгляд, является очень актуальной, так как в последнее время компьютерные технологии вытеснили «живые фотоальбомы». В опросах родителей выяснилось, что участие в фотовыставках вызывает определенные затруднения, связанные с тем, что все снимки хранятся на электронном носителе, а данная форма не позволяет пополнить семейные фотоальбомы. В рамах проекта «К здоровью вместе» были организованы несколько фотовыставок.

Фотовыставка «Зимние забавы» посвящалась семейным зимним развлечениям и прогулкам на свежем воздухе, которые были организованы в праздничные дни. В данной выставке активное участие приняли всего две группы.

Фотовыставка «Мой папа - лучший друг, пример и гордость!» была приурочена ко Дню защитника Отечества, участие в данной выставке приняли всего семь пап. В то же время в информационном уголке и на сайте ДОУ в разделе «Это интересно знать» размещена презентация «Быть хорошим мужем - значит быть хорошим отцом». В данной презентации собраны основные принципы отцовства, которые раскрывает В. А. Сухомлинский в своем труде «Родительская педагогика».

Фотовыставка «Моя мама - лучшая на свете» приурочена к Международному женскому дню 8 Марта, в этой выставке приняли участие всего двадцать мам. Вместе с оформлением фотовыставки была разработана презентация «Мамы всякие важны», которая призвана помочь мамам понять свой стиль общения с ребенком и узнать, какое положительное и отрицательное воздействие этот стиль оказывает на детско-родительские отношения, а также какие черты характера формируются у ребенка при таких взаимоотношениях с мамой. Данная информация была размещена на сайте ДОУ в разделе «Это интересно знать» и в информационном уголке для родителей.

В опросах детей и родителей выяснилось, что многие из них не соблюдают дома режим сбалансированного питания, приближенного к садовскому меню, очень часто родители используют для приготовления пищи полуфабрикаты, замороженные продукты, покупные готовые блюда, покупают детям чипсы, сухарики, сладкую газированную воду и другие вредные для детского организма продукты.

Также выяснилось, что домашнее питание представляет собой однообразное приготовление блюд: супы, каши, гарниры, мясные блюда. Затруднения у родителей вызывает приготовление привлекательных блюд для детей из полезных продуктов. В связи с этим возникло решение организовать конкурс полезных рецептов «Мамина кухня», по итогам которого оформлен одноименный сборник рецептов и размещен в уголках для родителей каждой группы и на сайте детского сада в разделе «Это интересно знать».

Совместная творческая деятельность детей и родителей способствует формированию позитивных отношений, созданию благоприятной и комфортной обстановки в семье. Однако многие родители, в силу своей занятости, не всегда могут уделить время в вечерние и выходные дни. Для того чтобы стимулировать родителей к совместному проведению семейного досуга, в детском саду организовываются выставки и конкурсы совместных творческих работ: «Осенние фантазии», «Подарок к Новому году своими руками», «Зимние забавы», «Мамин день», «Пасхальная радость», «По страницам любимых сказок», «День Победы», «Чтобы не было беды, знать мы правила должны!». Такая форма роботы оказалась очень успешной и вызывает положительные отклики у родителей.

Важно отметить, что на детско-взрослые отношения также влияет и совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Для создания доброжелательных и доверительных отношений между всеми участниками педагогического процесса были организованы смотры-конкурсы, направленные на создание здоровьесберегающей среды в группе.

Смотр-конкурс «По страницам любимых сказок» предполагает организацию поделок из природного материала, выполненных в процессе совместной деятельности детей, родителей и педагогов ДОУ. Для этого каждая группа выбрала для себя наиболее интересную сказку, изготовили соответствующих персонажей, изучили полезные свойства материала, из которого изготовлены поделки (овощи, фрукты, шишки и т. д.). Завершающим и итоговым событием стала инсценировка выбранной сказки.

Смотр-конкурс «Огород на подоконнике» предусматривает совместное создание мини-огорода в группе, где дети, родители и педагоги вместе выращивают овощные культуры. Таким образом, дошкольники узнают о пользе овощей, наблюдают, как происходит рост растений, проводят опыты и эксперименты, помещая растения в разные условия, вырабатывают умения ухаживать за саженцами.

Смотр-конкурс «Спортивный уголок в группе» направлен на обновление спортивного инвентаря, оборудования и атрибутов к спортивным играм. Такая форма работы способствовала сплочению детско-взрослого коллектива благодаря тому, что пополнение спортивного уголка проходило не за счет денежных средств, а за счет обогащения группового пространства предметами, созданными в процессе совместной деятельности детей, воспитателей и родителей.

Очень важно формировать не только физическое и психологическое здоровье дошкольников, но и необходимо уделять внимание сохранению духовного и нравственного здоровья детей и родителей. Для решения этой задачи бал разработан мини-проект «День Победы». В рамках проекта разработаны рекомендации для педагогов ДОУ по организации совместной деятельности с детьми для расширения их знаний об историческом событии нашей Родины.

В информационных уголках для родителей и на сайте ДОУ размещены памятки, в которых указаны основные рекомендации по проведению бесед с детьми для ознакомления с героическими поступками наших предков, принявших участие в Великой Отечественной войне. Для организации семейного досуга в праздничные и выходные дни размещены информационные плакаты с программами мероприятий на 9 мая 2015 г.

День Победы - это одновременно и героическое, и трагическое событие, которое коснулось жизни каждой семьи. Во многих из них сохранились фотографии родственников, друзей или знакомых, которые защищали нашу Родину от врага в эти тяжелые годы, поэтому в нашем саду оформлена фотовыставка «Аллея славы».

На городском уровне совместно с творческими коллективами Дома народного творчества «Авангард» и средней школы № 38 для ветеранов был подготовлен концерт с включением танцевальных и вокальных номеров. Помощь в организации, проведении и поздравлении ветеранов оказали советы ветеранов и партия «Единая Россия».

В результате реализации таких проектов предполагается, что родители и педагоги обогатят знания в области здоровьесбережения детей, расширят представления о здоровьесбе-регающей среде дошкольников, усвоят некоторые здоровьесберегающие технологии, методы и приемы, приобретут умения планировать досуг детско-взрослого коллектива и семьи с пользой для здоровья как физического, психического, так и духовно-нравственного.

Все это будет способствовать формированию активной позиции у детей и взрослых как субъекта здоровой жизни, развитию мотивации к соблюдению здорового образа жизни, со-

зданию предпосылок преемственности здоровьесберегающей среды дошкольников в условиях детского сада и семьи, возрождению партнерских отношений детского сада и родителей воспитанников.

Важно отметить, что в ходе реализации проекта выявлен ряд трудностей. Некоторые родители по-прежнему не считают необходимым принимать участие в жизни детского сада, однако число таких родителей снизилось. В связи с эпидемиологическим режимом карантинные мероприятия заняли значительную часть времени реализации проекта, поэтому не удалось реализовать некоторые мероприятия, направленные на активное привлечение родителей к участию в жизни детского сада. Большая часть воспитателей, к сожалению, проявляют пассивность при вовлечении родителей в совместные мероприятия.

Список литературы

1. Официальный сайт Министерства образования и науки http://old.mon.gov.ru/press/news/4486/ (дата обращения 10.04.2015).

2. Официальный сайт Президента России http://www.kremlin.ru/transcripts/24811 (дата обращения 10.04.2015).

3. Николаева Е. И., Федорчук В. И., Захарина Е. Ю. Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада: метод. пособие. СПб.: Детство-пресс, 2014. 240 с.

4. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия / сост. Н. И. Крылова. Волгоград: Учитель, 2009. 218 с.

Ведерникова Ю. В., магистрант кафедры дошкольного образования и логопедии. Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. Методист Центра развития ребенка - детского сада № 20. Ул. Иркутский тракт, 146/1, Томск, Россия, 634040. E-mail: juliwed@sibmail.com

Материал поступил в редакцию 22.04.2015.

Yu. V. Vedernikova

PROJECT ACTIVITY IN THE FIELD OF HEALTH PROTECTION AS MEANS OF FORMING OF PARTNER RELATIONS OF KINDERGARTEN AND PRESCHOOLLERS' FAMILIES

The article proves the actuality of forming of partner relations of kindergarten and family. Presents the results of the undertaken empirical study on the exposure of the parents' attitude and knowledge about the organization of educational process in preschool and their attitude to the health preservation of children. Characterizes the forms of organization of kindergarten and families cooperation and describes the results of introduction and approbation of some of these forms. For the development of partnership between kindergarten and parents of great importance becomes the development and implementation of projects. As a result of implementation of such projects it is assumed that parents and teachers will enrich knowledge in the field of health protection of children, enhance understanding of the health environment. Besides the preschool educational institution will master some health protection technologies, methods and techniques, will gain the ability to plan leisure of children, adult staff and families for the benefit of physical, mental and moral health.

Key words: partner relations, project activity, cooperation, health protection, forms of organization.

References

1. Ofítsial'nyy sayt Ministerstva obrazovaniya i nauki [Official web-site of the Ministry of education and science]. URL: http://old. mon.gov.ru/press/news/4486/ (accessed 10.04.2015) (in Russian).

2. Ofítsial'nyy sayt Presidenta Rossii [Official web-site of President of Russia]. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/24811 (accessed 10.04.2015) (in Russian).

3. Nikolayeva E. I., Fedorchuk V. I., Zakharina E. Yu. Zdorov'esberezheniye Izdorov'eformirovaniye vusloviyakh detskogo sada: metod. posobiye [Healtheconomy and healthforming in the conditions of kindergarten: method. manual]. St. Petersburg, Detstvo-press Publ., 2014. 240 p. (in Russian).

4. Krylova N. I. Zdorov'esberegayushcheye prostranstvo doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya: proektirovaniye, treningi, zanyatiya [Healtheconomy space of preschool educational establishment: planning, training, classes]. Volgograd, Uchitel' Publ., 2009. 218 p. (in Russian).

Vedernikova Yu. V.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

Center of development of child is kindergarten no. 20.

Ul. Irkutskiy trakt, 146/1, Tomsk, Russia, 634040.

E-mail: juliwed@sibmail.com

— 4б —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.