Педагогика и просвещение
Правильная ссылка на статью:
Иванова Н.В., Воробьева Н.А — Взаимосвязь родительского участия в образовании детей и успеваемости младших школьников: анализ зарубежных психолого-педагогических исследований // Педагогика и просвещение. - 2019. - № 2. - С. 41 - 52. DOI: 10.7256/2454-0676.2019.2.29937 URL: https;//nbpublish.com'Hbrary_read_article.php?id=29937
Взаимосвязь родительского участия в образовании детей и успеваемости младших школьников: анализ зарубежных психолого-педагогических исследований
Иванова Наталья Валентиновна
кандидат психологических наук
доцент, кафедра психологии и педагогики дошкольного и начального образования, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
603024, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Ул. Генкиной, 61 И [email protected]
Воробьева Наталья Александровна
заместитель директора по учебно-воспитательной раб, МАОУ № 186 "Авторская академическая школа"
603155, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Трудовая, 25
Статья из рубрики "Актуальный вопрос"
Аннотация.
Участие родителей в образовании положительно связано с успешностью младших школьников. В данной статье рассматривается зарубежная научно-исследовательская литература о взаимосвязи между вовлеченностью родителей и школьной успешностью по педагогической психологии, опубликованная в период 2009-2019 гг. в рецензируемых научных журналах. Авторами рассмотрены концептуальные подходы к определению родительского участия в образовательном процессе и его основные формы - участие в школьной жизни и в домашнем обучении в их взаимосвязи со школьной успеваемостью младших школьников. В качестве основного метода исследования основных подходов к решению исследуемой научной проблемы применялся теоретический анализ литературы. По разрабатываемой теме изучались исследования, которые были выявлены путем поиска в базах данных Web of Science и PsychINFO. По итогам исследования установлены индивидуальные переменные родительского участия, которые непосредственно связаны с успешностью в начальной школе: 1) чтение дома, 2) родительские ожидания и устремления, 3) общение между родителями и детьми по вопросам обучения в школе и 4) родительское поощрение и поддержка обучения. Определены переменные, которые опосредуют связь между родительским участием и школьной успешностью по отдельным видам родительского участия (в школе и дома). Результаты исследования углубляют и расширяют знания о взаимосвязи между различными формами участия родителей в образовании и школьной успеваемостью младших школьников. Рекомендации авторов могут быть использованы для
совершенствования стратегий образовательного взаимодействия школы и семей учащихся, направленных на разработку мероприятий по профилактике школьной неуспешности.
Ключевые слова: образовательный процесс, школьная успешность, школьный статус, успеваемость, отношение к учебе, начальная школа, родители, участие в образовании, формы, взаимосвязь
DOI:
10.7256/2454-0676.2019.2.29937
Дата направления в редакцию:
06-06-2019
Дата рецензирования:
06-06-2019
Дата публикации:
08-06-2019
Введение
Актуальной проблемой психолого-педагогической науки в условиях введения Федерального государственного стандарта начального общего образования остается повышение качества образования и максимальное развитие потенциала каждого учащегося. В этой связи актуализируются исследования, посвященные созданию научно-обоснованной теории и разработке методов усиления воспитательных и развивающих эффектов реализуемых общеобразовательных программ. Одной из задач, на решение которых направлены сегодня усилия психологов, педагогов и административно-управленческого персонала школ, является формирование «школьного благополучия» учащихся, - создания среды, необходимой для успешного усвоения ими школьной программы. Окружение учащегося, без сомнения, оказывает серьезное влияние на его школьную успешность. Успешность младшего школьника находит свое отражение в уровне его школьного статуса, академической успеваемости, отношении к учебе и поведении; она обусловлена рядом факторов внешнего и внутреннего порядка
К успешности (неуспешности) всегда приводят нарушения в развитии ребенка, но возможными причинами его успехов, являются наличие учебной мотивации, адекватность самооценки, положительные психические состояния, благоприятные факторы внешней среды и др. И эти причины детерминируются не только школой, но и семьей.
В зарубежных психолого-педагогических исследованиях проблема взаимодействия школы и семей младших школьников по вопросам качества участия родителей в образовании (обучении) - повышения их педагогической компетентности, создания определенных условий для успешного обучения в школе и дома - является предметом оживленных дискуссий. Считается, что родители, которые принимают активное участие в
обучении своих детей, способствуют их социал
росту —11—13—17; 23]. Поэтому одним из неуспешности является реализация проектов родителей в образовательный процесс.
ьному, эмоциональному и академическому
направлений по преодолению школьной и программ, стимулирующих вовлечение
Несмотря на широко распространенное мнение о том, что участие родителей является важнейшим компонентом школьной успешности детей вне зависимости от их возраста, все еще существуют некоторые вопросы, связанные с исследованием участия родителей
в обучении на разных уровнях образования [4, с—271 На основании проведенных исследований невозможно однозначно заключить о наличии тесной взаимосвязи между родительской вовлеченностью в обучение и успешностью младших школьников. Результаты существующих исследований порой противоречивы: выявлены, как положительные, так и отрицательные корреляции, а также отсутствие связи между вовлеченностью родителей и успеваемостью учащихся.
Более пристальный взгляд на эмпирические исследования приводит к выводу, что эти различия в результатах могут быть обусловлены отсутствием единства подходов к понятию родительского участия (parental engagement) или родительской вовлеченности (parental involvement). Многочисленные попытки операционализировать, измерить и применить концепцию родительской вовлеченности, в итоге привели к размыванию ее
границ [26, с- 380]. Об этих проблемах еще в 1997 году заявил профессор кафедры психологии Кипрского университета С.Н.Георгиу и выделил основные недостатки
эмпирических исследований, которые так не преодолены до сих пор J-12!.
В данной статье анализируется зарубежная психолого-педагогическая научно-исследовательская литература о взаимосвязи между вовлеченностью родителей в образовательный процесс и успешностью младших школьников (6-12 лет). Исследования, посвященные вовлеченности родителей в детское образование и их связи со школьной успешностью, были выявлены путем поиска в базах данных Web of Science и PsychINFO. Поиски были проведены в марте-апреле 2019 года со следующими запросами: [(«parental involvement» или «parental engagement») и («school failure» или «student results» или «student effects» или «academic success»). Критериями включения источника в наше исследования были: 1) его предмет - участие родителей в обучении и его связь с успешностью учащихся в возрасте от 6 до 12 лет; 2) четкое описание конструкции и измерений родительского участия в обучении и конкретного аспекта школьной успешности - школьный статус, успеваемость, мотивация, поведение; 3) период публикации с 2009 по 2019 гг. в рецензируемом научном журнале. После тщательного рассмотрения исследований авторы обнаружили, что 156 исследований отвечают всем вышеуказанным критериям. В данной статье обобщены и представлены наиболее важные результаты проведенного исследования и источники в количестве 28 с та те й.
Содержание понятия родительского участия и родительской вовлеченности в образование детей
Отсутствие консенсуса в отношении родительского участия начинается с определения конструкции данного понятия и того факта, что «несмотря на его несомненное значение, оперативное использование родительского участия не было четким и последовательным» [10, с. 3]. Определения родительского участия варьируются от инклюзивных, как, например, определение, данное Гролником и Словачеком в 1994 году [14, с- 238], которые описывают родительское участие как «выделение родителями ресурсов на обучение
ребенка» к более конкретным, которые определяют участие родителей как родительскую
деятельность дома и в школе, связанную с обучением детей в школе I18!. В других исследованиях исследователи избегают общего определения родительского участия и вместо этого фокусируются на конкретных типах участия. Например, Эпштейн (1987) проводит различие между двумя конкретными видами родительского участия: стратегиями домашнего обучения, такими, как обеспечение структуры и поддержки в отношении обучения и образования на дому, и стратегиями на уровне школы, такими,
как общение с учителем или посещение школьных мероприятий [8!.
В таблице 1 представлен обзор наиболее важных аспектов участия родителей в обучении. Как показал анализ, многие исследования сегодня посвящены рассмотрению основополагающих аспектов родительского участия в образовании детей, но единый подход к его классификации так и не выработан. Это затрудняет оценку совокупных знаний в рамках исследований и могут приводить к противоречивым выводам. Мы будем указывать на них по ходу изложения материала. После рассмотрения различных показателей, используемых в исследованиях, мы сгруппировали их в две основные формы родительского участия:
(1) участие на дому - относится к тому, что родители делают дома, чтобы способствовать обучению своих детей. Определения участия в домашних условиях включали: общение со своим ребенком по школьным вопросам и другие виды домашнего участия, такие как мониторинг успеваемости в школе, руководство учебной деятельностью на дому или помощь с домашним заданием. Многие исследователи также рассматривали как форму участия родительские ожидания в отношении академических достижений своего ребенка.
(2) школьное участие в основном определяется деятельностью и поведением родителей в школе, такими как посещение родительских конференций и школьных мероприятий. Общие определения участия школ в предыдущих исследованиях также включают участие в школьных мероприятиях, таких, как волонтерство в классе, участие в открытых уроках и в иных школьных мероприятиях.
Таблица 1 - Основные показатели (переменные) родительской вовлеченности в образование детей, представленные в зарубежной литературе
Виды Показатели
вовлеченности
родителей
Вовлеченность О б ра з о в а те льные о ж ида ния
дома
Оценка образования/успеваемости
Чтение с детьми
Познавательные поездки (посещение библиотеки или
муз е я )
Академическое давление / контроль
Участие в учебной деятельности на дому
Помощь с домашним заданием
О б суж д е ния шко л ьного опыта
Совместные (с детьми) обсуждения выбора курсов /
программ обучения
Родительская поддержка / поощрение в обучении
Правила для ТВ, Интернета и т.п. / установление лимита
на определенные активности
Вовлеченность Участие в собраниях и встречах с родителями в школе
в школе
Волонтёрские проекты
Посещение класса, участие в открытых уроках
Посещение школьных или классных мероприятий
Общение с учителями об успеваемости ребенка,
обсуждение проблем или трудностей ребенка в школе
При рассмотрении связи между участием родителей и школьной успешностью важно проводить различие между аспектами, касающимися домашних и школьных занятий. Формы вовлечения в обучение дома весьма различны по своему характеру по сравнению с формами вовлечения в школьную жизнь ребенка. Поэтому в данной статье с целью выявления взаимосвязи родительской вовлеченности в образование и школьной успешности мы рассматриваем две формы вовлеченности родителей (дома и в школе) как концептуально и эмпирически различные формы вовлеченности.
Участие родителей в образовании детей и успеваемость младших школьников
В большинстве рассмотренных исследований изучалась связь между участием родителей и академическими достижениями младших школьников в математике и чтении. Результаты исследований отличаются от исследования к исследованию. Несмотря на то, что в большинстве исследований отмечалась положительная связь между участием родителей и успеваемостью детей, в некоторых из них не было выявлено никакой положительной или отрицательной связи между этими переменными. Ниже мы рассмотрим наиболее значимые переменные родительской вовлеченности и их связь с успеваемостью ребенка (см. табл. 2).
Родительские ожидания и устремления часто используются в литературе как взаимозаменяемые. В своей совокупности они отражают уровень предположений родителей о том, как их ребенок будет учиться в школе, сейчас и в будущем и, как установлено, имеют положительную связь с академическими достижениями И51. С.Филлипсон изучил уровень и влияние пяти типов родительского участия дома и в школе и обнаружил, что эти переменные в совокупности объясняют 9% различий в
чтении и математике за пределами влияния демографических переменных [20, с 500-5021. Он обнаружил, что один из типов родительского участия является самым сильным предиктором академических достижений, и это именно образовательные ожидания родителей (в = 0,23).
Родительское давление, оказываемое с помощью команд, наказаний или принудительных взаимодействий негативно связано с академическими достижениями. Академическое давление со стороны родителей также связано с более низкой самооценкой в
математике и чтении Напротив, исследования показали, что родительское
поощрение и поддержка положительно связаны с успеваемостью младших школьников.
Эта переменная определяется как предоставление поддержки и поощрения, таких, "как похвала, празднование прогресса и усилий детей, а также демонстрация детям родительской заботы об их успеваемости в школе" [там же]. Поощрение и поддержка с высокой точностью предсказывают более высокие успехи учащихся в возрасте от 6 до 10 лет.
Кроме того, родительская поддержка, такая, как обеспечение надлежащих условий и материалов, способствующих обучению, по-видимому, имеет позитивную значительную связь с успеваемостью. Эффективная поддержка обучения математике включает в себя, во-первых, домашние задания, которые требуют активного взаимодействия детей и родителей, их «разговоров о математике» и, во-вторых, использование математических
материалов и ресурсов дома, предоставляемых семьям учителями [211. Отношения между этими типами поддержки и достижениями в математике были положительными после того, как были приняты во внимание такие влиятельные переменные, как предыдущие достижения.
Неясно, как именно участие родителей в выполнении домашнего задания может быть полезным, потому что связь между этим типом участия и успешностью в обучении непоследовательна. Исследования показали, что помощь детям в выполнении домашних заданий не имеет существенной связи с их академическими достижениями или
отрицательно связана с ними i^H. Дополнительные исследования также сообщают о
негативном влиянии домашней помощи на успеваемость 151
Ван Ворхис в 2011 году провел экспериментальное исследование и изучил влияние еженедельной интерактивной математической программы (учителя привлекают родителей к выполнению домашних заданий) на участие родителей, родительские отношения и
достижения учащихся [241. Это исследование показало, что участие в программе приводит к большему участию родителей. После учета предыдущих достижений, учащиеся, которые использовали советы родителей в течение 1 года (ß = .13) или двух лет (ß = .19) имели значительно более высокие оценки по математике, чем учащиеся, входившие в контрольную группу. В этой связи важно отметить, что особенно положительным влияние участия родителей в выполнении домашних заданий, оказывается, если оно воспринимается как поддерживающее. Когда помощь родителей воспринималась детьми как навязчивая, и давление возрастало, их помощь была связана с достижениями учащихся отрицательно -U91. Кроме того, учащиеся с низкой успеваемостью по чтению сообщили о большем родительском контроле (ß = -.12) по сравнению со школьниками с высоким уровнем успеваемости. Родительский контроль также служил статистически значимым предиктором прокрастинации при выполнении домашних заданий (ß = .15): чем больше поведение школьников (3 класс) контролируется родителями, тем больше они склонны откладывать выполнение домашних заданий.
Было установлено, что чтение дома в значительной степени связано с показателями грамотности детей в начальной школе. Родители, которые занимаются чтением со своим
ребенком дома, способствуют его успехам в чтении в школе [16, с- 87~911. Обучение чтению с родителями в начальной школе связана с успешностью детей в последующих классах начальной школы
Преимущества участия родителей в школьной жизни пока не нашли своего однозначного подтверждения в эмпирических исследованиях. В частности, было установлено, что участие в школе (например, волонтерство и участие в школьных мероприятиях)
оказывает наибольшее положительное влияние на школьную успешность (в = 0,22) I271. Тем не менее, существуют исследования, в которых такие виды участия в школе, как сбор средств и волонтерство, не были существенно связаны с успешностью младших школьников. Аналогичные результаты были получены в исследовании Страйта и Йео, которые обнаружили, что участие родителей в школьных мероприятиях негативно сказывается на успеваемости детей Г22, с- 3°5-3°71.
Таблица 2 - Переменные, влияющие на школьную успешность
Виды вовлеченности Позитивные Негативные
Вовлеченность дома
Начальная школа Высокие родительские ожидания и устремления Академическое поощрение и поддержка Обеспечение надлежащих условий и материалов, способствующих обучению Поддержка в выполнении домашних заданий Значение деятельности дома Академическое давление Консультации родителей по домашнему заданию Контроль домашних заданий
Вовлеченность в школе
Начальная школа Волонтерство в школе Участие в школьных мероприятиях (посещение мероприятий, помощь в сборе денег) Посещение класса Посещение родительских собраний или других встреч с учителем Волонтерство в школе Участие в школьных мероприятиях (посещение мероприятий, помощь в сборе денег) Посещение класса Посещение родительских собраний или других встреч с учителем
Несмотря на то, что каждая из переменных родительского участия, представленных в таблице 2, в той или иной степени связана со школьной успешностью, недавние исследования показали, что эти взаимосвязи по своей природе сложны. Во многих исследованиях была выявлена взаимосвязь между переменными участия родителей и этнической принадлежностью, социально-экономическим статусом семьи и личностно-психологическими характеристиками ребенка. Соответственно, мы можем рассматривать их как потенциально опосредующие переменные по отношению к успеваемости учащихся. Ниже будут представлены исследования, которые обнаружили ряд опосредующих переменных в отношении взаимосвязи между участием родителей и школьной успешностью детей.
Некоторые результаты показывают, что связь между родительским участием и
успешностью опосредована уровнем развития и компетенциями детей [28]. Роджерс и его коллеги обнаружили доказательства того, что участие родителей влияет на школьную успешность не напрямую, а косвенно через посредническую роль академических компетенций ребенка. Согласно их исследованию, родители влияют на формирование
личности своего ребенка и, следовательно, на его успеваемость -121!.
Другим актуальным вопросом является роль социально-экономического статуса во взаимосвязи между участием родителей и успеваемостью. Социально-экономический статус обычно измеряется доходом семьи и уровнем образования родителей. Некоторые исследования, включенные в наш обзор, доказывают, что на уровень корреляции между родительской вовлеченностью и школьной успешностью влияет социально-экономический статус семьи
Дети из социально неблагополучных семей демонстрируют более низкий уровень психологического благополучия и самоэффективности. Несмотря на тот факт, что участие родителей коррелирует с успешностью младших школьников из социально-
неблагополучных семей 14—эта связь частично может быть объяснена уровнем образования родителей. Так, дети менее образованных родителей имеют более негативное отношение к учебе и более низкую успеваемость, чем дети, чьи родители имеют высшее образование; эта разница со временем сокращается, если семьи активно
участвуют в образовании Эти результаты указывают на то, что высокий уровень вовлеченности родителей в обучение, возможно, положительно повлияет на школьную успешность детей из семей с низким социально-экономическим статусом и уровнем образования родителей.
Выводы
В данной статье проанализированы результаты зарубежных исследований, изучающих взаимосвязи между вовлеченностью родителей в образование детей и успешностью младших школьников. Результаты анализа позволяют однозначно утверждать, что участие родителей в образовательном процессе непосредственно связано со школьной успешностью, и, в частности, с успеваемостью. Тем не менее, эта связь не так сильна, как принято считать. В исследованиях можно обнаружить низкую и среднюю корреляции между различными переменными родительского участия и успеваемости младших школьников. Наиболее выраженные зависимости были установлены между школьной успешностью и такими переменными, как 1) чтение дома, 2) родительские ожидания и устремления, 3) общение между родителями и детьми по вопросам обучения в школе и 4) родительское поощрение и поддержка обучения. Кроме того, можно сделать следующие важные выводы:
■ участие родителей не уменьшается по мере перехода детей в среднюю школу, но оно изменяется по своему характеру;
■ ряд исследований опровергает распространённое мнение о том, что участие родителей непосредственно связано с успешностью;
■ полезные формы и виды участия родителей в обучении должны быть определены более четко, поскольку не все они положительно связаны с успешностью.
Важно отметить, что сильнее всего со школьной успешностью детей связана одна переменная - родительские ожидания и устремления.
По-видимому, убеждения или отношение родителей, их уверенность в своих детях
сильнее влияют на успешность младших школьников, чем «поведенческие» формы участия - волонтерство, участие в школьных мероприятиях, беседы с учителями и т.п. Образовательные ожидания и устремления родителей исследователи связывают с улучшением техники чтения, математических навыков, мотивацией и поведением детей в начальной школе. Положительные эффекты от участия родителей в школьной жизни для успеваемости детей не так однозначны. Согласно проведенным исследованиям, непосредственное участие, например, руководство обучением (чтение с детьми и совместное обучение), или формы участия, которые можно охарактеризовать как активное участие в школьной жизни, являются наиболее полезными именно в начальной школе.
Кроме того, в нескольких недавних исследованиях рассматривался вопрос о том, могут ли опосредующие переменные более точно объяснить, каким образом участие родителей связано со школьной успешностью. Эти результаты заставляют задуматься о том, что участие родителей напрямую может быть не связано с успеваемостью учащихся. Участие родителей может косвенно влиять на школьную успешность через такие переменные как мотивация, отношение и стратегии обучения. Это вполне согласуется с процессуальной моделью мотивации учебной деятельности. В этой модели учащиеся рассматриваются как «авторы своих успехов», а участие родителей не способствует их академическим достижениям в школе непосредственно, однако влияет на развитие учебных навыков и тактик (академической самоэффективности, внутренней мотивации к обучению, саморегулирующихся стратегий и социальной самоэффективности в отношении учителей), которые, в свою очередь, используются учащимися для поддержания их успеха.
Концепция участия родителей была разработана для того, чтобы получить более глубокое представление о механизмах, которые могли бы положительно повлиять на школьную успешность детей. В литературе участие родителей часто концептуализируется как многомерное. Это означает, что конструкция относится к широкому спектру родительского поведения и убеждений/отношений, которые прямо или косвенно связаны со школьной успешностью. Проблема, однако, заключается в том, что то, как именно родители могут способствовать успешности своих детей в школе, до сих пор неясно.
Очевидно, при разработке проектов и программ, направленных на вовлечение родителей в образовательный процесс с целью профилактики школьной неуспешности следует, во-первых, избегать широкого определения родительского участия. Во-вторых, при выборе видов участия родителей необходимо учитывать возраст учащихся. Выгоды от участия родителей явно зависят от уровня развития детей, которые входили в выборку. Успешность младших школьников получают пользу от высоких родительских ожиданий в сочетании с поощрением и поддержкой в обучении со стороны родителей, например, похвалой и положительной оценкой усилий детей. Учащиеся, которые часто общаются со своими родителями по вопросам, связанным со школой, более успешны в учебе по сравнению с их сверстниками, которые лишены такого общения.
В-третьих, не все формы участия родителей положительно связаны с успеваемостью. Очевидно, что существуют формы родительского участия, которые положительно связаны с достижениями, однако ряд исследований свидетельствуют об обратном. Результаты нашего исследования показывают, что педагоги, родители, психологи и социальные работники должны понимать, что некоторые формы участия, которые используют родители, просто не работают или могут фактически привести к снижению школьной успеваемости. Что касается мер родительского участия, связанных со
снижением успеваемости, то важно понять, почему эти показатели имеют отрицательную связь и каким образом можно повысить эффективность родительского участия и тем самым повысить школьную успешность.
Одним из примеров является участие родителей в выполнении домашних заданий t61. Родители часто вовлекаются в обучение своих детей через домашнее задание. К сожалению, результаты этого обзора подтверждают, что результаты участия в выполнении домашних заданий были неоднозначными. Большинство исследований выявили отрицательную связь с успеваемостью. Когда вовлеченность измерялась как «помощь в домашнем задании», «контроль домашних заданий» или «проверка домашних заданий», она имела отрицательную корреляцию с успешностью детей в школе. Это говорит о том, что подход «больше участия - лучше» не может быть применен к этой форме участия. Представляется, решающим фактором является то, как родители вовлекаются в процесс выполнения домашних заданий. Будущие исследования должны быть направлены на уточнение концепции участия родителей в выполнении домашних заданий, а также других форм участия, с тем чтобы определить, какие конкретные форма и виды участия могут быть наиболее эффективными для целей профилактики школьной не ус пе шно с ти в на ч а льной шко л е .
Библиография
1. Bailey T. The Impact of Parental Involvement on Student Success: School and Family Partnership from The Perspective of Students. Doctor of Education in Teacher Leadership Dissertations, 2017.
https ://digitalcommons.kennesaw.edu/cgi/viewcontent.cgi? article = 1023&context = teachleaddoc_etd.
2. Chen W. B., Gregory A. Parental involvement as a protective factor during the transition to high school // The Journal of Educational Research. 2010. № 103, рр. 5362.
3. Cohen J. A power primer. Psychological Bulletin // 1992. № 112, рр. 155-159.
4. Desforges C., Abouchaar A. The impact on parental involvement, parental support, and family education pupil achievements and adjustment: A literature review (Report Number 433). U.K. Department of Education and Skills. Nottingham (UK): DfES Publications, 2003.
5. Domenech-Rodriguez M., Donovick M., Crowley S. Parenting styles in a cultural context: observations of "protective parenting" in first-generation latinos // Family Process. 2009. № 48(2), рр. 195-210.
6. Dumont H., Trautwein U., Ludtke O., Neumann M., Niggli A. Schnyder I. Does parental homework involvement mediate the relationship between family background and educational outcomes? Contemp. Educ. Psychol // 2012. № 37, рр. 55-69. 10.1016/j.cedpsych.2011.09.004.
7. Durisic M., Bunijevac M. Parental Involvement as an Important Factor for Successful Education Center for Educational Policy // Studies Journal. 2017. № 7(3), рр. 137-153.
8. Epstein J.L. Toward a theory of family-school connections: Teacher practices and parent involvement. In K. Hurrelman, F. X. Kaufman, & F. Losel (Eds.), Social intervention: Potential and constraints (pp. 121-136). Berlin: de Gruyer, 1987.
9. Epstein J.L. Paths to partnership: What can we learn from federal, state, district, school initiatives // Phi Delta Kappan. 1991. № 72, рр. 344-349.
10. Fan X., Chen M. Parental involvement and students' academic achievement: A metaanalysis // Educational Psychology Review. 2001. № 13, рр. 1-22. С. 3.
11. Fibbi R., Truong J. Parental involvement and educational success in Kosovar families in Switzerland // Comparative Migration Studies. 2015. № 3, pp. 13. 10.1186/s40878-015-0010-y.
12. Georgiou S.N. Parental involvement: Definitions and outcomes // Social Psychology of Education. 1997. № 1, pp. 189-209.
13. Graves S. L., Brown Wright L. Parental involvement at school entry: A national examination of group differences and achievement // School Psychology International. 2011. № 32, pp. 35-48.
14. Grolnick W. S., Slowiaczek M. L. Parents' involvement in children's schooling: A multidimensional conceptualization and motivational model // Child Development. 1994. № 65, pp. 237-252.
15. Gubbins V., Otero G. Effect of the parental involvement style perceived by elementary school students at home on Language and Mathematics performance in Chilean schools // Educational Studie. 2016. № 42, pp. 121-136.
16. Hemmerechts K., Agirdag O., Kavadias D. The relationship between parental literacy involvement, socio-economic status and reading literacy // Educational Review. 2017. № 69, pp. 85-101.
17. Hill N. E., Tyson D. F. Parental involvement in middle school: A meta-analytic assessment of the strategies that promote achievement // Developmental Psychology. 2009. № 45, pp. 740-763.
18. Hoover-Dempsey K. V., Sandler H. M. Why do parents become involved in theirchildren's education? // Review of Educational Research. 1997. № 67, pp. 3-42.
19. Moroni S., Dumont H., Trautwein U., Niggli A., Baeriswyl F. The need to distinguish between quantity and quality in research on parental involvement: the example of parental help with homework // The Journal of Educational Research. 2015. № 108, pp. 417-431.
20. Phillipson S., Phillipson S. N. Children's cognitive ability and their academic achievement: The mediation effects of parental expectations // Asia Pacific Educational Review. 2012. №. 13, pp. 495-508.
21. Rogers M. A., Theule J., Ryan B. A., Adams G. R., Keating L. Parental involvement and children's school achievement: Evidence for mediating processes // Canadian Journal of School Psychology. 2009. № 24, pp. 34-57.
22. Stright A. D., Yeo K. L. Maternal parenting styles, school involvement, and children's school achievement and conduct in Singapore, Journal of Educational Psychology. 2013. № 106, pp. 301-314.
23. Topor D. R., Keane S. P., Shelton T. L., Calkins S. D. Parent involvement and student academic performance: a multiple mediational analysis// Journal of Prevention & Intervention in the Community. 2010. № 38(3), pp. 183-197.
24. Van Voorhis F. L. Adding families to the homework equation: A longitudinal study of mathematics achievement. Education and Urban Society. 2011. № 43, pp. 313-338.
25. Wang M. T., Sheik-Khalil S. Does parental involvement matter for student achievement and mental health in high school? // Child Development. 2014. № 55, pp. 610-625.
26. Wilder S. Effects of parental involvement on academic achievement: a meta synthesis // Educational Review. 2014. № 66, pp. 377-397.
27. Xu M., Benson N. K., Mudrey-Camino R., Steiner, R. P. The relationship between parental involvement, self-regulated learning, and reading achievement of fifth graders: A path analysis using the ECLS-K database // Social Psychology of Education: An International Journal. 2010. № 13, 237-269.
28. You, S., Lim, S. A. No, U., & Dang, M. (2016). Multidimensional aspects of parental involvement in Korean adolescents' schooling: a mediating role of general and domain specific self-efficacy // Educational Psychology. 2016. № 36, pp. 916-934.