Анализ зарубежного опыта организации взаимодействия образовательного учреждения и родителей младших школьников
Иванова Наталья Валентиновна
кандидат психологических наук
доцент, кафедра психологии и педагогики дошкольного и начального образования, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
603024, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Ул. Генкиной, 61 И [email protected] Минаева Елена Викторовна
кандидат психологических наук
доцент, кафедра психологии и педагогики дошкольного и начального образования, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
603157, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Березовская, 112 И [email protected]
Воробьева Наталья Александровна
заместитель директора по учебно-воспитательной раб, МАОУ №186 «Авторская академическая школа»
603155, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Трудовая, 25
И [email protected] Статья из рубрики "Современные стратегии и модели образования"
Аннотация.
Цель исследования - анализ зарубежного опыта организации образовательного взаимодействия школы и родителей младших школьников. Исходя из данной цели в статье поставлены и решены следующие задачи: рассмотрены концептуальные подходы к взаимодействию школы и родителей как субъектов образовательного процесса, представленные в зарубежной литературе; обобщены современные практики образовательного взаимодействия школ стран ЕС, США, Канады, Австралии и Новой Зеландии; выявлены основные элементы стратегий вовлечения родителей младших школьников в образовательный процесс. В процессе исследования использованы категориальный, субъектно-объектный, системный подходы, сравнительный анализ, синтез, наблюдение и логическое обобщение. В результате исследования авторами обобщен опыт организации сотрудничества школ и родителей в зарубежных странах, а также выявлены основные направления, формы и методы вовлечения родителей в образовательный процесс по направлениям: эффективные коммуникации школы и семьи; волонтерские проекты и активности; обучение на дому; совместное принятие решений; сотрудничество со школьным и местным сообществом. Анализ существующих в зарубежных источниках подходов к повышению эффективности образовательного взаимодействия школы и родителей учащихся младших классов позволил обобщить и систематизировать ключевые мероприятия, влияющие на повышение результативности обучения и воспитания. Результаты исследования развивают методики организации
Ы I
работы по взаимодействию школы и семей учащихся. Использование выводов и результатов исследования позволит усовершенствовать современные практики российских школ и повысить эффективность разрабатываемых стратегий образовательного взаимодействия в рамках проектирования индивидуальных образовательных маршрутов. Выводы авторов могут быть учтены при разработке мероприятий по взаимодействию школы и семьи, а также оценке их эффективности.
Ключевые слова: образовательный процесс, индивидуальный образовательный маршрут, образовательное взаимодействие, начальная школа, родители, вовлечение, лучшие практики, формы, методы, зарубежные школы
DOI:
10.7256/2454-0676.2018.4.28007
Дата направления в редакцию:
13-11-2018
Дата рецензирования:
14-11-2018
Дата публикации:
15-11-2018
Введение
В настоящее время начальное образование является активно модернизируемой сферой жизни современного российского общества. Изменениям подвергаются само содержание образования и его роль в жизни современного человека. Совершенствование системы
начального образования требует управления ее компонентами [4, С' 2671, в числе которых в том числе выступает образовательное взаимодействие школы в лице ее администрации, педагогов, и родителей учащихся.
Актуальной проблемой в условиях введения Федерального государственного стандарта
начального общего образования ^ является проектирование индивидуальных образовательных маршрутов для младших школьников. Индивидуальный образовательный маршрут — это собственная траектория движения обучающегося в
образовании -с,41], которое становится возможным при конструктивном
взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.
Начальная школа является сложным для ребенка периодом, в который детско-родительские отношения все еще имеют особую значимость, а участие родителей в образовательном процессе становится необходимым для успешного обучения и развития
ребенка ^———28]. Применительно к младшему школьному возрасту об успешности воспитания и обучения можно судить по достижениям ребенка в социально-значимой
деятельности (учебе) и их признании педагогами и родителями [1; 3; 2; 81.
Происходящие сегодня в начальном образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений участников образовательного процесса. Актуализируется пересмотр существующих подходов к организации работы по образовательному взаимодействию школы и родителей учащихся.
В этой связи большую значимость приобретает анализ существующих в зарубежной литературе концептуальных подходов к участию родителей в образовательном процессе, определение потенциала, которым оно обладает для эффективной адаптации ребенка к ситуации школьного обучения, а также выявление специфики используемых зарубежными школами форм и методов вовлечения родителей учащихся начальных классов в образовательный процесс. Наше исследование посвящено решению данных задач.
В данной статье мы обобщили современные практики образовательного взаимодействия и выявили основные элементы стратегий вовлечения родителей учащихся начальных классов в образовательный процесс в школах США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и странах ЕС (Франции, Греции, Ирландии, Испании, Мальте, Норвегии, Швейцарии, Люксембурге, Великобритании, Чешской Республике и Эстонии). Представленные ниже выводы и обобщения сформированы посредством критического анализа публикаций в зарубежных научных периодических изданиях, программных документов образовательных учреждений, рекомендаций, разработанных научно-исследовательскими организациями, отчетов международных организаций, педагогических ассоциаций и союзов.
Партнерство семьи и начальной школы: основные понятия
Роль родителей в образовательном процессе в последние годы является предметом активных дискуссий среди педагогов, государственных деятелей и широкой общественности на Западе [39; 14].
Исследование зарубежных теорий участия родителей в обучении показало, что как правило, в американской и европейской педагогической литературе при разработке концепции участия родителей (parental participation) ученые проводят четкое различие
между терминами «parental involvement» и «parental engagement» [18, c- 26; 19].
Несмотря на то, что термины «parental involvement» и «parental engagement» часто используются исследователями как взаимозаменяемые, термином «parental involvement» обычно обозначаются только те мероприятия, которые проводятся школой, такие как встречи с учителями, конференции родителей и учителей, открытые уроки, ярмарки, в которых родители принимают участие на добровольных началах и др., а термин « parental engagement » — определяет партнерство между семьями, школами и общинами для целей повышения осведомленности родителей о преимуществах участия в обучении
их детей и предоставление им навыков для этого Некоторыми авторами отмечается, что термин « parental engagement » есть отдельный и более значимый тип отношений или взаимодействия, который реализуется с помощью программ или мероприятий, и приводит к вовлечению родителей в образовательную деятельность, а также освоению ими навыков, необходимых для закрепления детьми школьных знаний в домашних условиях ———162—23———2801. Участие родителей, инициируемое школой, таким образом, способствует распределению ответственности за образование между родителями младших школьников и учителями. Процесс обучения выходит за рамки школьной среды и формальной учебной программы J39!.
Участие родителей в обучении оказывает положительное влияние на успеваемость, отношение и поведение учащихся ———В одном из немногих зарубежных исследований, в которых использовалось экономическое моделирование для изучения влияния участия родителей на образовательный процесс, Хоутенвилль и Конвей обнаружили, что родительские усилия (сочетание всех видов участия) оказывают
непосредственное влияние на успеваемость учащихся [26, Сш 44°1. Эмпирически доказано, что помимо успеваемости, повышение уровня вовлеченности родителей в образовательный процесс, может позитивно сказаться на различных показателях личного развития учащихся, таких как: социальные навыки, поведение, адаптация к школе, чувство личной компетентности и эффективность обучения, участие в работе школы, осознание важности образования I25!.
Общеизвестным и общепризнанным в среде педагогов и психологов можно считать тот факт, что родители оказывают наибольшее влияние на успеваемость учащихся в первые
годы обучения 16, Сш 1371. Младшие школьники добиваются большего успеха, если их родители участвуют в организуемых образовательным учреждением мероприятиях, проявляют живой интерес к прогрессу своих детей и выстраивают эффективные
отношения с педагогами Сш 48]. «Участие родителей в обучении детей младшего возраста в форме "домашнего воспитания" оказывает значительное положительное влияние на успеваемость и адаптацию детей даже после того, как все другие факторы,
формирующие успеваемость, выводятся из уравнения.» При этом, вовлеченность родителей, по мнению исследователей, подразумевает, что семья наряду с педагогами занимает свое место в образовательном процессе. В таком тандеме происходит интеграция родительских знаний о детях, их воспитании и обучении, и профессиональных знаний учителей. Понимание родителей собственной роли в обучении позволяет им активно создавать и поддерживать качественную домашнюю обучающую среду. Важно отметить, что если между учителями и семьей учащегося продуктивные отношения создаются уже в период обучения в начальной школе, увеличивается вероятность того, что родители будут и дальше активно участвовать в жизни школы и станут ее партнерами в обучении своих детей.
Организация образовательного взаимодействия: направления, формы, методы
Наиболее известной и широко признанной классификацией основных направлений (аспектов) участия родителей в обучении является классификация, предложенная профессором социологии и образования Университета Джона Хопкинса (Балтимор, штат
Мэриленд, США) Джойс Эпштейн^20^. Классификация Эпштейн содержит 6 основных направлений участия. Рассмотрим их.
1 . Воспитание детей - помощь семьям с получением родительских навыков, необходимых для общего понимания развития ребенка, а также создание домашних условий для поддержки обучения в каждом возрасте и на каждом уровне обучения ребенка с учетом происхождения, культуры и целей развития семьи.
2. Коммуникации - общение с семьями по поводу школьных учебных программ и успеваемости детей, а также построения эффективной двусторонней связи между школой и домом.
3. Волонтерство - комплекс мероприятий, проводимых школой, для привлечения семей в качестве добровольцев или аудитории реализуемых школой программ и проектов.
4. Обучение на дому - вовлечение семьи и детей в домашнее обучение, включая домашние задания, постановку образовательных целей и другие мероприятия, связанные с учебной программой. Цель школы и родителей в данном случае -разработка учителями такого домашнего задания, которое стало бы интересным и доступным для конкретного ребенка.
5. Принятие решений - мероприятия по включению семьи в процесс принятия школьных решений, управления и информационно-пропагандистской деятельности посредством участия в школьных советах или инициативных группах, комитетах и родительских организациях, сетях контактов.
6 . Сотрудничество с сообществом - координация семей, учащихся и школы с общественными группами, включая местные предприятия, учреждения, культурные и общественные организации, а также другими образовательными организациями, посредством предоставления всей необходимой информации и услуг.
Данные направления восприняты многими исследователями и зачастую с небольшими корректировками в той или иной степени используются начальными школами по всему миру, в т.ч. в США, ЕС и Австралии. Ниже для примера мы приводим «ключевые аспекты партнерских отношений родителей и школы», предложенные в 2004 году австралийским Советом родителей (APC) и австралийским Государственным Советом школьных организаций (ACSSO) в рамках работы над программой «Family-School Partnerships Framework», которая по результатам эксперимента, проведенного в 2005 году в 61 школе
Австралии в 2008 году была одобрена национальным правительством 122!. В рамках партнерства между семьей и школой в качестве основных аспектов совместной деятельности определены:
1) коммуникации;
2) обучение дома и в школе;
3) создание самобытного сообщества;
4) признание роли семьи;
5) коллегиальность или принятие совместных решений;
6) сотрудничество за пределами школы;
7) участие.
Анализ существующих в зарубежных источниках и педагогической литературе подходов к повышению эффективности образовательного взаимодействия школы и родителей учащихся младших классов позволил обобщить и систематизировать ключевые мероприятия, влияющие на повышение результативности обучения и воспитания детей. В таблицах 1-7 мы представили инициативы по развитию партнерских отношений между родителями и школой для каждого из выше представленных аспектов.
Таблица 1 - Инициативы по обеспечению эффективной двусторонней связи между школой и родителями (коммуникации)
1
проведение опросов для оценки коммуникационных потребностей и возможностей родителей;
краткие информационные бюллетени для обеспечения обратной связи;
3 размещение знаков "добро пожаловать" около школы;
4 работа с родителями и семьями по разработке родительского справочника информации о школьных правилах, политике, миссии и целях, стандартах учебной программы и процедурах оценки;
5 стойки приема и регистрации, где это уместно, обучение школьного персонала работе с семьями;
6 разработка альтернативных методов проведения собеседований с родителями и учителями, когда личные обстоятельства не позволяют родителям присутствовать на личной встрече, включая варианты контакта по телефону и электронной почте;
7 назначение контактного лица для связи с родителями, например, менеджера по связи с родителями и обучения на дому;
8 образовательные программы для учителей и руководителей учебных заведений, которые подготавливают их к общению с родителями;
9 мероприятия по приветствию новых семей, в том числе выпуск информационных бюллетеней для «новичков»;
10 организация архива ученических работ, которые должны регулярно направляться родителям для рассмотрения и комментариев;
11 выработка согласованных стратегий борьбы с инцидентами в школах;
12 назначение представителей родителей класса, которые могут стать позитивной неформальной сетью поддержки решений школы;
13 привлечение учащихся, особенно старших классов, к участию в собеседованиях и других мероприятиях школы.
Данные инициативы предназначены для оказания поддержки родителям в развитии партнерских отношений со школой, оказания им помощи в осмыслении их деятельности и планировании мер, направленных на ее совершенствование; они не являются исчерпывающими, могут быть дополнены или изменены школой для каждого ключевого аспекта образовательного взаимодействия.
Таблица 2 - Инициативы по улучшению взаимосвязи между обучением дома и в школе
1 информационные бюллетени, беседы, классные собрания и другие мероприятия, которые позволяют родителям узнать школьные потребности и ценность их вклада в обучение;
2 проведение исследований, направленных на поиск новых путей, с помощью которых родители и семьи могут поощрять и мотивировать детей к обучению школе;
3 изучение связей между домашним обучением и обучением в классе, а также вариантов участия родителей в школьных занятиях;
4 обучение родителей навыкам преподавания грамоты / счета в домашних условиях;
5 ознакомление с политикой выдачи и подготовки домашних заданий школой, предоставление родителям информации о том, как они могут контролировать и обсуждать с детьми школьные задания дома;
6 ежегодное участие родителей в постановке учебных целей и задач;
7 предоставление информации для семей о навыках, необходимых для успешной учебы по всем предметам на каждом уровне обучения;
8 предоставление дополнительных возможностей для обсуждения прогресса обучения дома и в школе;
о
10
предос1авление информационных и справочных услу| для поддержки
родителей по вопросам обучения и воспитания детей;
подготовка персонала по вопросам домашнего обучения и взаимодействия родителей и школы на данном направлении.
Наш анализ показал, что в целом зарубежные школы существенно различаются по своей приверженности партнерским отношениям с родителями, а также по формам и методам,
которые они используют для активизации участия родителей в обучении 10; 12; 24; 27; 29—30—32—33—36—37—38; 40] Наиболее распространенной формой контактов между родителями и педагогами остается предоставление информации родителям в той или иной форме, например в виде родительских собраний или путем предоставления им руководящих указаний и советов. Работа с родителями другими способами и создание комплексного подхода к взимодействию является особенностью обучения и развития младших школьников лишь в нескольких из рассмотренных нами стран (США, Австралия, Новая Зеландия, Франция).
Таблица 3 - Инициативы по планированию формирования "чувства общности" (создание самобытного сообщества)
z>
1 реализация мероприятий, с помощью которых школа может стать инструментом формирования школьного сообщества, например, обучение родителей и встречи членов сообщества;
2 предоставление места родителям и учащимся школы для встреч и участия в программах школы, например, по обучению грамоте, здравоохранению и т.д.;
3 организация курсов по обучению родителей-мигрантов русскому языку как неродному, второму языку;
4 приглашение членов местного сообщества для участия в школьных мероприятиях;
5 приглашение местных органов власти к участию в работе школы -наставничество и открытые уроки;
6 совместная разработка школьных программ, способствующих возрождению и сохранению языков и культур коренных народов;
7 создание связей с местными службами здравоохранения и социального обеспечения для облегчения доступа к такой поддержке для членов школьного сообщества;
8 разработка всеобъемлющего подхода к проектированию ценностей школьного сообщества, связанных с образованием, их интеграция в учебный план.
В зарубежной педагогической литературе отмечается несколько важных аспектов, которые необходимо учитывать при разработке программ и мероприятий, направленных на взаимодействие родителей и школы. Прежде всего, при определении форм и методов организации родительского участия необходимо учитывать «контекст» и цели их реализации. В рекомендациях, разработанных британской Службой поддержки партнерства семьи и школы (School-Home Support Services), указано следующее: "Возможности участия родителей в образовательном процессе в значительной степени связаны с их социально-экономическим статусом, а также с опытом родителей в сфере
образования."^31! Таким образом, оценив ситуацию, образовательная организация может принять решение об ограничении участия родителей основными мероприятиями, которые проводятся в начальной школе, или о необходимости оценки и изменения поведения
родителей и их отношения к обучению определяют, что ожидается от родителей
учреждение I351. В своем мета-анализе по руководство школы должны определить, являются наиболее эффективными для их затем учесть эти факторы для того, чтобы были действительно эффективными» [171.
ребенка. Более эффективные школы четко , а ч то о бе с пе ч ив а е т с а мо о б ра з ов а те льное
этой теме Джейнс утверждает, что «учителя и какие конкретно аспекты участия родителей учебной ситуации и для конкретных семей, а усилия по вовлечению родителей в обучение
Таблица 4 - Инициативы, направление на повышение признания роли семьи
1 оценка соответствия школьных мероприятий надлежащей практике партнерства между семьями и школой;
2 обследование родителей, семей и членов общин с целью определения их потребностей и приоритетов;
3 разработка и распространение письменной политики в отношении партнерских отношений между семьей и школой;
4 проведение официальных и неофициальных форумов для обсуждения роли родителей как главных воспитателей своих детей;
5 определение родителей / группы родителей, которые будут представлять интересы родительского сообщества в школе;
6 организация дискуссии, встречи или семинаров по вопросам, касающимся учебных и воспитательных целей.
Необходимо выбирать наиболее результативные формы и методы поощрения участия родителей. Поскольку участие родителей часто зависит от их потребностей и предпочтений, стратегии вовлечения родителей в образовательный процесс также могут сильно различаться.
Для создания условий, позволяющих развивать и поддерживать эффективные партнерские отношения между родителями и школой в зарубежных странах, формируются различные институты партнерства: инициативные группы по планированию, организации, осуществлению и оценке партнерских отношений; сети поддержки, позволяющие школьным общинам обмениваться идеями, вопросами и передовой практикой. Школами разрабатывается политика и процедуры, в которых четко изложены и интегрированы принципы и практика эффективного партнерства. При этом школы подотчетны сообществу, отчитываться об успехах и способствовать улучшению партнерских отношений.
Коллегиальность или принятие совместных решений как ключевой аспект партнерства подчеркивает, что родители имеют право на консультации и участие в принятии решений, касающихся их собственных детей. Родители могут играть значимую роль в процессе принятия решений в школе. В рамках партнерской деятельности школой могут предоставляться профессиональная подготовка и информация для максимально эффективного использования этих возможностей.
Таблица 5 - Инициативы, направленные на участие родителей в принятии школьных решений (коллегиальность)
1 организация консультации со школьной политике, например, учебной программе; школьным сообществом по новой оценке, отчетности и изменениям в
2 поощрение участия в формальной организации родителей в школе и
школьном совете, обеспечение соответствующей подготовки и поддержки;
3 поощрение участия в неформальных мероприятиях;
4 поиск и включение представителей родителей из всех расовых, этнических, социально-экономических и других групп в обучение;
5 включение учащихся (наряду с родителями) в группы принятия решений;
6 организация доступа родителей в школу;
7 проведение обучения и оказание поддержки родительским комитетам;
8 создание сетей, связывающих все семьи с представителями родителей.
Инклюзивный подход к принятию решений в школе и участие родителей создают чувство общей ответственности среди родителей, членов сообщества, учителей и школьных лидеров. В свою очередь, общая ответственность обеспечивает: учет и уважение ценностей и интересов родителей, в т.ч. вне рамок официальных школьных структур, и подотчетность школы своему сообществу; гарантирует, что школа будет стремиться к обеспечению участия родителей различных социальных групп в принятии школьных решений, в т.ч. распределению имеющихся ресурсов.
При всем возможном многообразии методов и форм взаимодействия необходимой является оценка его результатов. Исследователями отмечается, что несмотря на то, что академические результаты легче поддаются измерению, чем другие показатели благополучия и развития учащихся, они не обязательно являются наилучшим - и, безусловно, не единственным - показателем эффективности участия родителей в обучении [23; 251.
Таблица 6 - Инициативы по взаимодействию с более широким сообществом (сотрудничество за пределами школы)
1 сбор и предоставление информации для учащихся и родителей по вопросам общественного здравоохранения, культурной, рекреационной, социальной поддержки и других программ или услуг, предоставляемых на местном уровне;
2 сбор и предоставление информации о деятельности сообщества, которая связана с обучением навыкам и развитию талантов, включая летние программы для детей;
3 установление партнерских отношений с другими учреждениями, например, местными учреждениями здравоохранения, органами опеки и др.;
4 информирование семей о программах сообщества для учащихся (репетиторство, наставничество и деловое партнерство);
5 приглашение бывших учащихся к участию в школьных программах;
6 установление партнерских отношений с местными предприятиями, чтобы обеспечить профессиональную практику и стажировку для школьников;
7 разработка информационно-пропагандистской программы сообщества школы и семьи, например, - проекты в сфере культуры и спорта, волонтерские проекты;
8 установление партнерских отношений с местными общественными
организациями, чтобы развивать культурные аспекты школьного сообщества и поощрять понимание и участие в важных общественных мероприятиях.
Конкретные инициативы по расширению участия родителей в обучении обобщены нами в таблице 7. Этот ключевой аспект взаимодействия школы и родителей подчеркивает, что время, энергия и опыт семьи могут быть с эффективно использованы в рамках реализуемых учебных и школьных программ по различным направлениям. В итоге родители могут участвовать в работе школы самыми разнообразными способами и вносить посильный, но от этого не менее ценный вклад в обучение и развитие своих детей.
Таблица 7 - Инициативы по расширению участия родителей в обучении (участие)
1 оценка волонтерских потребностей школ и составление перечня способов, которыми родители и семьи могут участвовать и взаимодействовать со школой и школьным сообществом;
2 разработка политики набора, обучения, постановки целей и вознаграждения волонтеров;
3 опрос семей на предмет их возможностей участия в обучении детей и создание банка навыков, необходимых для реализации данных в оз мож но с те й;
4 использование членов семьи и сообщества в качестве приглашенных учителей и ораторов на уроках, посвященных профессионализации детей (дни карьеры), сопровождающих, наставников, спортивных тренеров, помощников и т. д;
5 внедрение гибких графиков волонтерской работы, собраний и мероприятий;
6 организация рабочих групп или комитетов для руководства и добровольного участия родителей, например, по безопасности или поведению в школе;
7 профессиональное развитие сотрудников, направленное на расширение волонтерских проектов в школе.
Участие родителей младших школьников в образовательном процессе
Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что реализуемые школой формы и методы участия родителей должны варьироваться в зависимости от возраста и уровня обучения. Как мы указывали ранее, с возрастом дети все меньше нуждаются в помощи взрослых при организации процесса обучения и усвоения полученных знаний и навыков. Эти изменения должны быть отражены в программах вовлечения родителей в обучение. Чтобы позитивно влиять на результаты обучения, стратегии вовлечения родителей должны надлежащим образом отражать траектории обучения детей. В таблице 8 показаны типы участия родителей, которые имеют решающее значение для успешности
обучения на каждом этапе развития ребенка в раннем детстве необходимо уделять внимание качеству связей между родителем, ребенком и учителем; для начальной школы особо важно участие родителей в поддержке обучения; родители учащихся средних и старших классов должны уделять больше внимания контролю за учебной деятельностью своего ребенка и подготовке его к большей самостоятельности в обучении.
Таблица 8 - Важные типы участия родителей по уровням обучения
Уровень обучения Воспитание Вовлеченность в обучение Вовлеченность дома
Р а нне е де тс тв о Отношения родителей и детей Отношения родителей и учителей Активности с детьми
Восприимчивость Присутствие в классе Обучение грамоте
Начальная школа Общение родителей и детей Присутствие в классе Обучение счету и грамоте Учебное пособие
Посещение школьных мероприятий Акцент на учебную и неучебную деятельность Помощь при выполнении домашних заданий
Средняя школа и старшие классы Авторитетный стиль воспитания Активности в школьном сообществе Помощь при выполнении домашних заданий
Мониторинг Ожидания Участие в программах вовлечения семьи Поддержка тайм-менеджмента и саморегулирования
Источник: [34' с- 101
Касп определил несколько важнейших методов поддержки родителей учащихся
начальной школы Он классифицирует партнерство школы и родителей как
совместные 1) воспитание детей 2) ответственность за результаты обучения. По мнению Каспа, на данном этапе развития партнерство школы и родителей должно быть сосредоточено на установлении эффективных связей между родителями и детьми на основе поддержки, правильного обучения и уважения. Стратегии взаимодействия школы и родителей учащихся начальной школы, как правило, сосредоточены на образовании родителей, социальном и эмоциональном развитии детей и их интеллектуальных навыках. Общение родителей с учителями, волонтерская деятельность, участие в школьных мероприятиях также играют важную роль в успеваемости учащихся младших классов. Существуют исследования, в которых отмечается, что для детей младшего школьного возраста более полезной является деятельность родителей на территории школы [14; 151.
Предпринимаемые школой усилия по вовлечению родителей на уровне начальной школы должны отражать важные изменения в развитии и критические важные навыки в математике (счете) и чтении. Касп отмечает, что родители должны «обучать детей счету и чтению, помогать с домашними заданиями, управлять образованием детей, декларировать им свое одобрение, выказывать поддержку и надежды на их успехи в
учебе» На рисунке 1 показана взаимосвязь между этими методами поддержки и результатами обучения и развития ребенка.
Рисунок 1 - Вовлечение семьи и результаты обучения детей младшего школьного в оз ра с та
Источник:
Ш!
Наилучшие результаты партнерства достигаются, когда родители и педагоги устанавливают взаимное понимание важности обучения и таким образом обеспечивают "непрерывность образовательного опыта для детей" [34, с- 10-121.
Выводы и предложения:
Дискуссия об участии родителей в воспитании и образовании своих детей в зарубежной педагогической литературе имеет долгую историю и существует сегодня, как на теоретическом, так и методическом уровнях.
Несмотря на то, что термины, используемые для обсуждения этой темы, широко варьируются (parental participation, parental engagement, parental involvement), участие родителей в широком смысле рассматривается как действия родителей,
предпринимаемые с целью оказания поддержки обучению и воспитанию детей Ii2I. Существует множество различных способов, с помощью которых родители учащихся младших классов могут участвовать в образовании своих детей. Некоторые формы участия призваны повлиять на уровень образования детей; другие - имеют ценность для школы; и, в некоторых случаях, родители сами получат определенную выгоду от участия. Стремления и ожидания родителей в сочетании с поведением, которое подкрепляет усилия, прилагаемые школами и педагогами, ставят детей в наилучшие условия для адаптации и успешной учебы в начальной школе. Предполагается, что независимо от формы родительского участия, существует определенный общих положительный эффект для образовательного процесса.
Разница в существующих в зарубежных школах подходах состоит в направлениях образовательного взаимодействия и формах участия родителей в образовательном процессе. Единого подхода не существует, но организация участия чаще всего
реализуется по 6 направлениям (по Дж. Эпштейн ): совместное воспитание детей; эффективные коммуникации школы и семьи; волонтерские проекты и активности; обучение на дому; совместное принятие решений; сотрудничество со школьным и местным сообществом.
В настоящее время за рубежом наблюдаются активные изменения в государственной и муниципальной политике, касающейся участия родителей в образовательном процессе. Национальным законодателем устанавливаются и пересматриваются нормы и положения, в той или иной степени регулирующие взаимодействие семьи и образовательных учреждений. Стимулом к установлению партнерских отношений становятся разработанные «рамки» - принципы и направления - сотрудничества, гарантирующие использование школами образовательного подхода, который ставит и семью, и школу в центр решения проблемы улучшения показателей личного развития ребенка, как в учебной, так и неучебной сфере, на каждом этапе его обучения. Без таких рамок участие родителей в образовательном процессе рискует быть сведенным к риторике.
Библиография
1. Андреева О.В. Изучение влияния семьи на успешность обучения младших школьников // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2014. Выпуск 5 (24), сентябрь-октябрь 2014. URL: https://naukovedenie.ru/PDF/160PVN514.pdf.
2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред.А.В. Петровского. М., 1989. С.243.
3. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. М.: Педа-гогическое общество России, 2003. 512 с.
4. Корнеева Е.Н. Образовательное взаимодействие как особый тип социального взаимодействия // Ярославский педагогический вестник. 2014. № 4 - Том II. С. 264268.
5. Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. учреждений высш. образования / В.С.Мухина. 15-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. 656 с.
6. Никитин Б. П., Никитина Л. А. Библиотека молодой семьи ''Наши уроки''. Спб.: "Лениздат", 1992. 235 с.
7. Проект Приказа Минобрнауки России "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (по состоянию на 04.04.2018).
8. Померанцева Т.А. Основные компоненты социализации и индивидуализации младших школьников в современном социокультурном обществе // Вестник Мининского университета. 2018. Том 6, № 3. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-3-8.
9. Borgonovi F., Montt G. Parental involvement in selected PISA countries and economies, OECD Education Working Papers, No. 73, OECD Publishing, Paris. URL: http://dx.doi.org/10.1787/5k990rk0jsjj-en.
10. Cardona M.J. TODDLER European Project: Towards Opportunities for Disadvantaged and Diverse Learners on The Early-childhood Road Parental involvement in toddler's education. Guidelines for teachers, 2013. URL: http://psicosoma.pt/artigos/Toddler_book_ING_nov_UV1.pdf.
11. Caspe M. et al. Family Involvement in Elementary School Children's Education // Harvard Family Research Project, Winter 2006/2007. p. 8. URL:
10.7256/2454-0676.2018.4.28007
neflarornKa u npocBeujeHiue, 2018 -
4
http://www.hfrp.org/family-involvement/publications-resources/family-involvement-inelementary-school-children-s-education.
12. Clinton J., Hattie J. New Zealand students' perceptions of parental involvement in learning and schooling // Asia Pacific Journal of Education. 2013. Vol. 33, No. 3, pp. 324-337.
13. Cronin D. Public Policy and Parental Engagement in Education, Fellowship Report, The Winston Churchill Memorial Trust of Australia. URL:
http://www.churchilltrust.com.au/site_media/fellows/CRONIN,_Danielle_2008.pdf.
14. Desforges C., Abouchaar A. The impact of parental involvement, parental support and family education on pupil achievements and adjustment: A literature review. Research Report 433, 2006. London: Dept. for Education and Skills. URL:
http://www.bgfl.org/bgfl/custom/files_uploaded/uploaded_resources/18617/Desforges. pdf.
15. Duckworth K., Akerman R., Gutman M., Vorhaus J. Influences and leverages on low levels of attainment: a review of literature and policy initiatives. Institute of Education, University of London, 2009. URL:
http://www.learningbenefits.net/Publications/ResRepIntros/ResRep31intro.htm.
16. Durisic M., Bunijevac M. Parental Involvement as a Important Factor for Successful Education // C E P S Journal. 2017. Vol.7 No 3. C. 137-153.
17. Effective Family and Community Engagement Strategies. Prepared for LEAD Connecticut. Hanover Research, March 2014. URL:
https ://ctschoolchange.org/app/uploads/Hanover-Effective-Family-and-Community-Engagement-Strategies-LEAD-Connecticut.pdf.
18. Emerson L., Fear J., Fox S., Sanders E. Parental engagement in learning and schooling: Lessons from research. A report by the Australian Research Alliance (ARACY) for Children & Youth for the Family-School & Community Partnerships Bureau. Canberra. (2012). URL: https://www.aracy.org.au/publications-resources/area?
command = record&id = 10.
19. Epstein J. L. School, Family and Community Partnerships: Preparing Educators and Improving Schools. 2-nd ed. Avalon Publishing, 2010. 656 p.
20. Epstein J. Six types of involvement: keys to successful partnerships. National Network of Partnership Schools, John Hopkins University, Baltimore, 2012. URL: http://www.csos.jhu.edu/P2000/nnps_model/school/sixtypes.htm.
21. Epstein J., Sheldon S. Moving forward: Ideas for research on school, family, and community partnerships. In C. Conrad & R. Serlin (Eds.), Handbook for research in education: Engaging ideas and enriching inquiry, 2006. URL:
http://news.cehd.umn.edu/wp-content/uploads/2009/06/Literature-Review-Epstein-and-Sheldon-06.pdf.
22. Family-school partnerships framework: A guide for schools and families. Department of Education, Employment and Workplace Relation (Australian Government). URL: http://www.familyschool.org.au/files/3013/8451/8364/Family-school_partnerships_framework.pdf.
23. Harris A., Goodall J. Do Parents Know They Matter? Engaging All Parents in Learning // Educational Research. 2008. № 50(3), pp. 277-289.
24. Hatcher R. The Conservative-Liberal Democrat Coalition government's "free schools" in England // Educational Review. 2011. Vol. 63, No. 4, pp. 485-503.
25. Hill N.E., Taylor L.C. Parental School Involvement and Children's Academic Achievement: Pragmatics and Issues // Current Directions in Psychological Science.
2004. № 13 (4), pp. 161-164.
26. Houtenville A.J., Conway K.S. Parental Effort, School Resources, and Student Achievement // Journal of Human Resources. 2008. № 43(2), pp.437-453.
27. Kidder A. Parent Advocacy: The Good, the Bad, and the Ugly. Education Canada, 2011. URL: http://www.cea-ace.ca/education-canada/article/parent-advocacy-good-bad-and ugly.
28. Muller D. Parental engagement: Social and economic effects. Prepared for the Australian Parents Council, 2009. URL: http://www.austparents.edu.au
29. OECD (2017), "Parental involvement, student performance and satisfaction with life", in PISA 2015 Results (Volume III): Students' Well-Being, OECD Publishing, Paris. URL: https://doi.org/10.1787/9789264273856-13-en.
30. Parent Engagement is Important to Student Success. Council of Ontario Directors of Education. URL:
http://www.ontariodirectors.ca/pe_images/Code_Guidebook_Relationships_ENG.pdf.
31. Parental engagement. A training toolkit full of useful resources for supporting parents with complex needs. Delivered by School-Home Support Services UK. URL:
https ://www.schoolhomesupport.org.uk/wp-content/uploads/2015/11/SHS-Parental-engagement-toolkit.pdf.
32. Parental involvement Working Group Schools Policy: Early school leaving. Country focus workshop: France, 13-16 January 2015. Key findings from the in-depth country focus workshop "Parental involvement", France, 13-16 January 2015. URL: http://ec.europa.eu/assets/eac/education/experts-groups/2014-2015/school/france-parental-involvement_en.pdf.
33. Parents in Partnership: A Parent Engagement Policy for Ontario School (2010). URL: www.edu.gov.on.ca/eng/parents/involvement/PE_Policy2010.pdf.
34. Peterson L., Kreider H. Making the Case for Parent Involvement and Engagement // Harvard Family Research Project. 2005, May 11, p. 10-12.
35. Rabaa Al Sumaiti Parental Involvement in the Education of Their Children in Dubai Dubai School of Government Policy Brief No. 30 January 2012. URL:
https ://khda.gov.ae/CMS/WebParts/TextEditor/Documents/Parental_Involvement_in_th e_Education.pdf.
36. Rich Valley Elementary School Family Engagement Policy http://www.scsb.org/rves/RVE_School_PI_Policy_revised-13-14.pdf.
37. Save The Dates! Hartwell Elementary School. URL:
https ://www.hart.k12.ga.us/site/handlers/filedownload.ashx? moduleinstanceid = 1466&dataid = 2143&FileName = PIP%2016-17%20HES%20Approved.pdf.
38. Straumann M., Egger J. Parent Involvement - the practice of principals in lower primary schools in Switzerland // International Journal about Parents in Education. 2011. Vol.
5, No. 2, 86-97.
39. Weiss H.B., Lopez M.E., Rosenberg H. Beyond random acts: Family, school and community engagement as an integral part of education reform. Paper prepared for the National Policy Forum for Family, School and Community Engagement (2012). URL: http://www.nyspirc.org/info/wpcontent/uploads/2010/04/Beyond-Random-Acts-HFRP.pdf.
40. Yamamoto Y., Holloway S.D., Suzuki S. Parental Engagement in Children's Education: Motivating Factors in Japan and the U.S. // School Community Journal, 2016, Vol. 26, No. 1. URL: http://www.schoolcommunitynetwork.org/SCJ.aspx.