Психологические науки
УДК 159.9.072
ВЛИЯНИЕ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ НА БУДУЩУЮ
ЖИЗНЬ РЕБЕНКА
Аминат Исмаиловна Аджиева, старший преподаватель, Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, Карачаевск
Аннотация
В этой статье рассматриваются отношения между родителями и детьми. Тема актуальна. В ней описывается, как отношения между взрослыми детьми и их родителями варьируются в зависимости от возрастной группы ребенка. Возраст оказывает заметное влияние на отношения между взрослыми детьми и родителями. Взрослые дети могут быть огромной поддержкой для своих пожилых родителей. Целью статьи является проанализировать значение родителей в жизни ребенка. Практическая значимость определяется тем, что теория привязанности является полезной основой для изучения характеристик отношений между поколениями, в том числе и после детства. Хорошие отношения способствуют формированию и обеспечивают здоровое психическое состояние, помогают адаптироваться к жизни в обществе.
Ключевые слова: солидарность, поколения, привязанность, взрослые, дети, отношения, родители.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.06.p493-496
IMPACT OF THE RELATIONSHIP BETWEEN PARENTS AND CHILDREN ON THE
FUTURE LIFE OF THE CHILD
Aminat Ismailovna Adzhieva, senior teacher, Karachay-Circassian State University, Ka-
rachaevsk
Abstract
This article deals with the relationship between parents and children. The topic is relevant. It describes how the relationship between adult children and their parents varies depending on the age group of the child. Age has a noticeable effect on the relationship between adult children and parents. Adult children can be a huge support for their elderly parents. The purpose of the article is to analyze the importance of parents in a child's life. The practical significance is determined by the fact that attachment theory is a useful basis for studying the characteristics of relationships between generations, including after childhood. Good relationships contribute to the formation and ensure a healthy mental state, help to adapt to life in society.
Keywords: solidarity, generations, affection, adults, children, relationships, parents
Родители очень важны в жизни ребенка. Они оказывают большое влияние на детей. В том числе на то, как они ведут себя, разговаривают, ходят и как ведут себя с другими людьми. Даже когда дети становятся взрослыми, они имитируют своих родителей. Более того, если у них есть свои дети, они пойдут к матери и спросят ее, как она их воспитала. Когда нас спрашивают о людях, которые многому нас научили, которые поддерживали нас в трудные времена, смеялись вместе с нами в хорошие времена, терпели нас в выходные дни, большинство из нас сразу же думает о своих родителях. Без них большинство из нас не были бы такими, какие мы есть сейчас [1].
Именно поэтому очень важно строить крепкие и дружеские отношения между родителями и детьми, основанные на любви и поддержке, так как это главный фактор, влияющий на мировоззрение детей и определяющий их будущие отношения с собственными детьми [2].
Из множества различных отношений, которые мы формируем на протяжении всей жизни, отношения между родителем и ребенком являются одними из самых важных.
Отношения развиваются из повседневных взаимодействий. Родители становятся учителями, а также воспитателями. По мере взросления ребенка отношения между родителями и детьми меняются и могут принимать разные формы в зависимости от поведения родителей [3].
В ряде работ ученых подчеркивается, что прогнозом определения достижений ребенка является не только собственные показатели детей, но и особенные специфические условия семьи, в которых растет ребенок, осваиваясь в сочетаниях правил, значений и семейных традиций
Исследователи обнаружили четыре типа стилей воспитания:
1. Авторитетный: демократический стиль воспитания; родители внимательны, прощают, учат своих отпрысков правильному поведению, имеют набор правил, и, если ребенок не соблюдает их, это наказание, если они соблюдаются, это награда / поощрение.
2. Авторитарный: строгий стиль воспитания, высокие ожидания от родителей, но мало общения между ребенком и родителями. Родители не логически обосновывают правила и ограничения, а склонны к суровым наказаниям.
3. Разрешительный: родители берут на себя роль «друзей», а не родителей, не имеют никаких ожиданий от ребенка, позволяют ребенку принимать собственные решения.
4. Невовлеченные: родители пренебрегают своим ребенком, ставя свою жизнь выше жизни ребенка. Они удовлетворяют основные потребности ребенка, но мало взаимодействуют с ним [4].
Когда у родителей здоровые отношения со своими детьми, они «в гармонии» с ними: они могут слушать своих детей, понимать их и воспринимать их потребности. Родитель, который полностью понимает и принимает роль родителя, служит для ребенка главным кормильцем, защитником и учителем. Он проявляет любовь к ребенку и стремится удовлетворить потребности ребенка и обеспечить прочную основу для жизни. Благодаря этим отношениям дети могут доверять, учиться, расти и исследовать мир [5].
Здоровые детско-родительские отношения характеризуют:
1. Гибкость: хорошие родители должны быть гибкими. У них есть способность распознавать и приспосабливаться к потребностям ребенка; помогать ребенку, давать четкие указания, предлагать возможности выбора и переговоров.
2. Привязанность. Чувство, которое связывает нас со значимыми людьми в нашей жизни, называется «привязанностью». Когда дети эмоционально привязаны к людям, которые заботятся о них, они получают ценную поддержку, которая помогает им расти и развиваться [6].
3. Соответствующие границы: отношения между родителями и детьми включают в себя различные границы. По мере того, как ваш ребенок растет, границы могут помочь ему научиться защищать себя, брать на себя ответственность [7].
4. Открытое общение: то, как родители и дети общаются, задает тон отношениям. Для родителей очень важно иметь возможность открыто и эффективно общаться со своими детьми. Хорошие коммуникативные навыки пригодятся детям на всю жизнь.
5. Дисциплина. Эффективная дисциплина помогает детям научиться контролировать свое поведение, чтобы они действовали в соответствии со своими представлениями о том, что правильно, а что неправильно, а не потому, что боятся наказания.
Слова могут быть как поддерживающими, так и деструктивными. Родители должны тщательно подбирать слова и всегда заканчивать предложения положительным утверждением. Дети иногда нуждаются в утешении, и родители должны демонстрировать свою любовь и привязанность не только словами, но и действиями [8].
Для детей очень важно иметь любящих родителей. Хорошие отношения с родителями помогают детям чувствовать себя в безопасности. Это также означает, что они более счастливы, здоровы и лучше ладят с другими.
Прививайте ребенку положительные ценности, такие как ответственность, дисциплина, честность и здоровый образ жизни, практикуя это сами на своем примере.
Когда дети становятся старше, у них развивается чувство личной независимости, которое может отдалить их от родителей. Надо помнить, что родители тоже не молодеют. Умение слушать друг друга и понимать точку зрения друг друга имеет решающее значение для построения здоровых отношений с родителями. Может казаться, что их мнение по какому-то вопросу не имеет большого значения, но надо помнить, что они старше и мудрее, и когда они дают совет, они заботятся о своих детях [9].
Теперь, когда дети стали взрослыми, отношения между родителями и детьми перерастают в отношения между двумя взрослыми. Некоторые вещи никогда не меняются, их чадо всегда будет для них ребенком, сколько бы ему ни было лет.
Надо встречаться с родителями хотя бы раз в неделю, если живете в одном городе, или звонить чаще, если не можете часто навещать друг друга. Надо общаться с ними как можно больше. Они вступают в старость, и им нужно проводить время со своими детьми. Надо делиться с ними своей жизнью, расспрашивать их об их жизни. Заставить их чувствовать себя желанными, говорить с ними о своей работе, своих детях, своих интересах. Они будут рады слушать истории своих взрослых детей.
Если дети будут любить и уважать их за то, какие они есть, и за все, что они сделали для них, они в свою очередь будут уважать своих выросших детей за то, что они стали в ответственными взрослыми.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Очень важно строить крепкие и дружеские отношения между родителями и детьми, основанные на любви и поддержке, так как это главный фактор, влияющий на мировоззрение детей и определяющий их будущие отношения с собственными детьми. И необходимо помнить, что не только родители должны заботиться о своих детях, но и дети должны заботиться о своих родителях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Божович М.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / М.И. Божович. -Москва : Политиздат, 2001. - 243 с.
2. Каракотова С.А. Современные информационные технологии в образовательной деятельности / С.А. Каракотова // Сборник трудов конференции «Инновационные процессы в системе образования: теория и практика». - Карачаевск : изд-во КЧГУ, 2018. - С. 133-137.
3. Каракотова С.А. Цели и основные задачи модернизации образования / С.А. Каракотова, А.М. Алиева // Сборник трудов конференции «Инновационные процессы в системе образования: теория и практика». - Карачаевск : изд-во КЧГУ, 2017. - С. 106-110.
4. Каракотова С.А. Инновационные технологии в образовательном процессе / С.А. Каракотова // Сборник трудов конференции «Инновационные процессы в системе образования: теория и практика». - Карачаевск : изд-во КЧГУ, 2019. - С. 69-74.
5. Койчуева Л.М. Социально-психологические и конфликтное поведение молодежи в обществе / Л.М. Койчуева, Р.С. Акбашева., А.И. Аджиева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - № 12. - С. 500-503
6. Койчуева Л.М. Психологические методы в социальной работе / Л.М. Койчуева, Д.Х. Шау-генова // Актуальные проблемы истории, теории и методологии социальной работы : материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Нальчик : Каб.-Балк. ун-т, 2019. - С. 348-353
7. Лепшокова Е.А. Методы исследования роли музыки в изучении иностранного языка / Е.А. Лепшокова, С.Я. Карасова // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта, 2022. - № 76-1. - С. 198-200.
8. Лепшокова Е.А. Агентивные суффиксы в словообразовании английского языка / Е.А. Лепшокова // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 5-1. - С. 120-123
9. Лепшокова Е.А. Специфика грамматического значения английского артикля / Е.А. Лепшокова // Традиции и инновации в системе образования. Сборник научных статей. - Карачаевск : изд-во КЧГУ, 2020. - С. 132-136.
REFERENCES
1. Bozhovich, M.I. (2001), Studying the motivation of the behavior of children and adolescents, Politizdat, Moscow.
2. Karakotova, S.A. (2018), "Modern information technologies in educational activities", collection ofproceedings of the conference "Innovative processes in the education system: theory and practice ", publishing house of Karachay-Circassian State University, Karachaevsk, pp. 133-137.
3. Karakotova. S.A., Aliyeva, A.M. (2017), "Goals and main tasks of modernization of education", collection ofproceedings of the conference "Innovative processes in the education system: theory and practice", publishing house of Karachay-Circassian State University, Karachaevsk, pp. 106-110.
4. Karakotova, S.A. (2019), "Innovative technologies in the educational process", collection of proceedings of the conference "Innovative processes in the education system: theory and practice", publishing house of Karachay-Circassian State University, Karachaevsk, pp. 69-74.
5. Koichueva, L.M., Akbasheva. R.S. and Adzhieva. A.I. (2021), "Socio-psychological and conflict behavior of youth in society", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, St. Petersburg, No. 12 (202), pp. 500-503.
6. Koichueva, L.M. and Shaugenova, D.Kh. (2019), "Psychological methods in social work", Actual problems of the history, theory and methodology of social work, materials of the interregional scientific and practical conference, Kabardino-Balkarian University, Nalchik, pp. 348-353.
7. Lepshokova, E.A. and Karasova. S.Ya. (2022), "Methods of studying the role of music in the study of a foreign language", Problems of modern pedagogical education, Yalta, No. 76-1, pp. 198-200.
8. Lepshokova, E.A. (2014), "Agentive suffixes in the word formation of the English language", International Journal of Experimental Education, No. 5-1, pp. 120-123
9. Lepshokova, E.A. (2020), "Specificity of the grammatical meaning of the English article", Traditions and innovations in the education system, collection of scientific articles, publishing house of Kara-chay-Circassian State University, Karachaevsk, pp. 132-136.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.06.2023
УДК 159.9.07
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ
Ксения Эдуардовна Андреева, магистрант, Алла Алексеевна Николаева, кандидат социологических наук, заведующая кафедрой, доцент, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва
Аннотация
В России проживают около 16 миллионов подростков, и на них лежит ответственность по сохранению, развитию и передаче морально-нравственных ценностей и культурного наследия будущим поколениям. Учет ценностных ориентаций подростков в учебной и воспитательной работе, использование адекватных техник и приемов обучения и воспитания, позволит, с оной стороны, повысить эффективность образовательной деятельности, улучшить ее результаты, а с другой, оказывать влияние на процесс формирования «правильных» ценностных ориентаций. Исследование направлено на рассмотрение темы ценностей старших школьников, роли школьного обучения в формировании этих ценностей, а также их влияния на будущие жизненные перспективы. В данной работе источником для формирования выводов и суждений является исследование, проведённое среди старшеклассников, научный опыт учёных, а также рассматриваются общественные мнения и суждения по теме проблематики. В исследовании приняли участие 54 учащихся старшей школы в возрасте 1618 лет; половой состав выборки: 37% мужского пола и 63% женского пола. Подростки принимают ценности, которые были близки их родителям, но вносят свои коррективы. Подход современных школьников больше идёт в индивидуалистическом векторе, семья для них выступает поддерживающим фактором, реализация потенциала в работе и творчестве выходит на первый план, для них характерен более прагматичный стиль жизни. В ходе исследования ценностного аспекта было выявлено, что наиболее значимыми для подростков являются ценности личной жизни, куда они отнесли