Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ПОДРОСТКИ / МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / БУДУЩЕЕ СТРАНЫ / ПОДРАСТАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ / ШКОЛА / ШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреева К.Э., Николаева А.А.

В России проживают около 16 миллионов подростков, и на них лежит ответственность по сохранению, развитию и передаче морально-нравственных ценностей и культурного наследия будущим поколениям. Учет ценностных ориентаций подростков в учебной и воспитательной работе, использование адекватных техник и приемов обучения и воспитания, позволит, с оной стороны, повысить эффективность образовательной деятельности, улучшить ее результаты, а с другой, оказывать влияние на процесс формирования «правильных» ценностных ориентаций. Исследование направлено на рассмотрение темы ценностей старших школьников, роли школьного обучения в формировании этих ценностей, а также их влияния на будущие жизненные перспективы. В данной работе источником для формирования выводов и суждений является исследование, проведённое среди старшеклассников, научный опыт учёных, а также рассматриваются общественные мнения и суждения по теме проблематики. В исследовании приняли участие 54 учащихся старшей школы в возрасте 1618 лет; половой состав выборки: 37% мужского пола и 63% женского пола. Подростки принимают ценности, которые были близки их родителям, но вносят свои коррективы. Подход современных школьников больше идёт в индивидуалистическом векторе, семья для них выступает поддерживающим фактором, реализация потенциала в работе и творчестве выходит на первый план, для них характерен более прагматичный стиль жизни. В ходе исследования ценностного аспекта было выявлено, что наиболее значимыми для подростков являются ценности личной жизни, куда они отнесли своё физическое благополучие, наличие круга близких друзей и большого количества приятелей, в будущем они считают важным для себя построить семью, фундаментом которой будет любовь и взаимопонимание. В результате был сделан вывод о том, что подростки активны, амбициозны, позитивно смотрят на будущее, как своё, так и государства, в целом, они готовы работать, реализовывать свой творческий потенциал, искать что-то новое. Образовательная среда оказывает положительное влияние на формирование ценностей, но возникают трудности из-за столкновения интересов разных поколений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS IN ADOLESCENTS

There are about 16 million adolescents in Russia, and they have a responsibility to preserve, develop and transmit moral values and cultural heritage to future generations. Taking into account the value orientations of adolescents in educational and upbringing work, the use of appropriate techniques and methods of training and education will, on the one hand, increase the effectiveness of educational activities and improve their results and, on the other hand, influence the process of formation of the "right" value orientations. The study focuses on the topic of the values of high school students, the role of school education in shaping these values and their impact on future life prospects. The sources for making conclusions and judgements in this work include research carried out among senior pupils, the scientific experience of scientists and also public opinion and judgement on the subject matter. The study involved 54 high school students aged 16-18; the gender composition of the sample was 37% male and 63% female. The adolescents adopt the values that were close to their parents, but make their own adjustments. The approach of today's students is more individualistic, the family is a supporting factor for them, realising their potential in work and creativity comes to the fore, and they are characterised by a more pragmatic lifestyle. The study of the value dimension revealed that the most important values for adolescents are the values of personal life, where they considered their physical well-being, the presence of a circle of close friends and a large number of friends, in the future they consider it important to build a family, the foundation of which will be love and mutual understanding. As a result, it was concluded that adolescents are active, ambitious, have a positive outlook on the future, both their own and the state in general, they are ready to work, realize their creative potential, look for something new. The educational environment has a positive influence on the formation of values, but difficulties arise due to the clash of interests of different generations.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ»

REFERENCES

1. Bozhovich, M.I. (2001), Studying the motivation of the behavior of children and adolescents, Politizdat, Moscow.

2. Karakotova, S.A. (2018), "Modem information technologies in educational activities", collection ofproceedings of the conference "Innovative processes in the education system: theory and practice ", publishing house of Karachay-Circassian State University, Karachaevsk, pp. 133-137.

3. Karakotova. S.A., Aliyeva, A.M. (2017), "Goals and main tasks of modernization of education", collection ofproceedings of the conference "Innovative processes in the education system: theory and practice", publishing house of Karachay-Circassian State University, Karachaevsk, pp. 106-110.

4. Karakotova, S.A. (2019), "Innovative technologies in the educational process", collection of proceedings of the conference "Innovative processes in the education system: theory and practice", publishing house of Karachay-Circassian State University, Karachaevsk, pp. 69-74.

5. Koichueva, L.M., Akbasheva. R.S. and Adzhieva. A.I. (2021), "Socio-psychological and conflict behavior of youth in society", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, St. Petersburg, No. 12 (202), pp. 500-503.

6. Koichueva, L.M. and Shaugenova, D.Kh. (2019), "Psychological methods in social work", Actual problems of the history, theory and methodology of social work, materials of the interregional scientific and practical conference, Kabardino-Balkarian University, Nalchik, pp. 348-353.

7. Lepshokova, E.A. and Karasova. S.Ya. (2022), "Methods of studying the role of music in the study of a foreign language", Problems of modern pedagogical education, Yalta, No. 76-1, pp. 198-200.

8. Lepshokova, E.A. (2014), "Agentive suffixes in the word formation of the English language", International Journal of Experimental Education, No. 5-1, pp. 120-123

9. Lepshokova, E.A. (2020), "Specificity of the grammatical meaning of the English article", Traditions and innovations in the education system, collection of scientific articles, publishing house of Kara-chay-Circassian State University, Karachaevsk, pp. 132-136.

Контактная информация: lepshokova.e.a@mail.ru

Статья поступила в редакцию 12.06.2023

УДК 159.9.07

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ

Ксения Эдуардовна Андреева, магистрант, Алла Алексеевна Николаева, кандидат социологических наук, заведующая кафедрой, доцент, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва

Аннотация

В России проживают около 16 миллионов подростков, и на них лежит ответственность по сохранению, развитию и передаче морально-нравственных ценностей и культурного наследия будущим поколениям. Учет ценностных ориентаций подростков в учебной и воспитательной работе, использование адекватных техник и приемов обучения и воспитания, позволит, с оной стороны, повысить эффективность образовательной деятельности, улучшить ее результаты, а с другой, оказывать влияние на процесс формирования «правильных» ценностных ориентаций. Исследование направлено на рассмотрение темы ценностей старших школьников, роли школьного обучения в формировании этих ценностей, а также их влияния на будущие жизненные перспективы. В данной работе источником для формирования выводов и суждений является исследование, проведённое среди старшеклассников, научный опыт учёных, а также рассматриваются общественные мнения и суждения по теме проблематики. В исследовании приняли участие 54 учащихся старшей школы в возрасте 1618 лет; половой состав выборки: 37% мужского пола и 63% женского пола. Подростки принимают ценности, которые были близки их родителям, но вносят свои коррективы. Подход современных школьников больше идёт в индивидуалистическом векторе, семья для них выступает поддерживающим фактором, реализация потенциала в работе и творчестве выходит на первый план, для них характерен более прагматичный стиль жизни. В ходе исследования ценностного аспекта было выявлено, что наиболее значимыми для подростков являются ценности личной жизни, куда они отнесли

своё физическое благополучие, наличие круга близких друзей и большого количества приятелей, в будущем они считают важным для себя построить семью, фундаментом которой будет любовь и взаимопонимание. В результате был сделан вывод о том, что подростки активны, амбициозны, позитивно смотрят на будущее, как своё, так и государства, в целом, они готовы работать, реализовывать свой творческий потенциал, искать что-то новое. Образовательная среда оказывает положительное влияние на формирование ценностей, но возникают трудности из-за столкновения интересов разных поколений.

Ключевые слова: ценности, подростки, морально-нравственные ценности, будущее страны, подрастающее поколение, школа, школьное обучение.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.06.p496-501

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS IN ADOLESCENTS

Ksenia Eduardovna Andreeva, master's student, Alla Alekseevna Nikolaeva, candidate of sociological sciences, department chair, docent, Moscow State University of Psychology and Education

Abstract

There are about 16 million adolescents in Russia, and they have a responsibility to preserve, develop and transmit moral values and cultural heritage to future generations. Taking into account the value orientations of adolescents in educational and upbringing work, the use of appropriate techniques and methods of training and education will, on the one hand, increase the effectiveness of educational activities and improve their results and, on the other hand, influence the process of formation of the "right" value orientations. The study focuses on the topic of the values of high school students, the role of school education in shaping these values and their impact on future life prospects. The sources for making conclusions and judgements in this work include research carried out among senior pupils, the scientific experience of scientists and also public opinion and judgement on the subject matter. The study involved 54 high school students aged 16-18; the gender composition of the sample was 37% male and 63% female. The adolescents adopt the values that were close to their parents, but make their own adjustments. The approach of today's students is more individualistic, the family is a supporting factor for them, realising their potential in work and creativity comes to the fore, and they are characterised by a more pragmatic lifestyle. The study of the value dimension revealed that the most important values for adolescents are the values of personal life, where they considered their physical well-being, the presence of a circle of close friends and a large number of friends, in the future they consider it important to build a family, the foundation of which will be love and mutual understanding. As a result, it was concluded that adolescents are active, ambitious, have a positive outlook on the future, both their own and the state in general, they are ready to work, realize their creative potential, look for something new. The educational environment has a positive influence on the formation of values, but difficulties arise due to the clash of interests of different generations.

Keywords: values, adolescents, moral values, future of the country, younger generation, school, schooling.

ВВЕДЕНИЕ

Подростковый возраст - переходная фаза роста и развития между детством и взрослой жизнью. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет подростка как любого человека в возрасте от 10 до 19 лет. Этот возрастной диапазон подпадает под определение молодежи ВОЗ, которое относится к лицам в возрасте от 10 до 24 лет. В России в 2023 году проживает более 8,5 миллионов подростков в возрасте от 10 до 14 лет и около 7,5 миллионов в возрасте от 15 до 19 лет (по данным Росстата). Это большой пласт населения, который в данный момент формируется под влиянием многих факторов, образовательная система имеет здесь одну из ведущих ролей.

Цель исследования - выявление наиболее перспективных, по мнению подростков, целей в их жизни, также изучение мнения подростков по поводу своих потенциальных возможностей реализации в жизни, изучение роли школы в формировании этих ценностей.

На протяжении многих лет общество регулярно вырабатывало законы существования, основанные на морали и этике, чтобы жить в цивилизованном мире. В зависимости от эпохи, страны и культуры ценности могут отличаться и меняться, но в то же время существуют общечеловеческие ценности. Вопрос ценностей в контексте подросткового возраста занимает отдельное и важное место в отечественных и зарубежных исследованиях [1]. Изучением особенностей подросткового возраста занимались такие великие российские учёные, как Л.С. Выготский, Л.Ф. Обухова, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович. Они и многие другие изучали эту проблему с разных сторон и точек зрения, и они характеризовали подростковый возраст как «трудный, переходный, критический» [2]. Начиная с самых ранних лет, многие дети получают значительный пласт информации из интернета. Сначала они смотрят мультики, посыл которых выбирается родителями, либо это бездумный выбор популярного контента, либо осознанный подбор мультфильмов, сказок и прочих источников информации, а также последующее обсуждение с ребёнком того, что он узнал. Формирование ценностей у подростков должно начинаться с семьи, но и государство имеет огромное влияние на этот процесс через каналы социализации, образовательные учреждения, СМИ и т. д. Для каждого государства развитие системы ценностей является основой для функционирования и существования общества. Ценности постоянно меняются и трансформируются под влиянием социальных факторов и особенностей времени. В энциклопедическом словаре психологии и педагогики, можно найти следующее определение социальных ценностей. Это разделяемые обществом или социальной группой убеждения относительно целей, которых нам необходимо достичь, и тех основных путей, и средств, которые ведут к этим целям. Молодые люди нуждаются в позитивном настрое и уверенности в себе, чтобы выстоять и показать себя с лучшей стороны перед лицом конкурентного современного мира. Их внутреннее психологическое равновесие необходимо для того, чтобы реально определить правильное течение жизни. Правительство должно сделать ценностное образование обязательным в школьных программах, чтобы помочь детям соответствовать будущим условиям жизни в постоянно меняющемся мире. Ценностные ориентации подвижны и изменчивы и сами по себе детерминируются разными факторами, в том числе особенностями возрастного развития и социально-экономическими условиями, в которых формируется подросток. Образовательная среда может влиять на подростков в разной степени, в зависимости от ценностных установок в семье, уровня доверия и т. д., но это всегда значительная доля влияния. Подростки находятся в школе большую часть своего времени, они общаются с учителями, перенимают их опыт, следуют их наставлениям. Педагог выступает в роли значимого взрослого, авторитета, советника. Любые действия учителя, будь то стиль одежды, манера общения, жизненные принципы, методы преподавания, инструменты воздействия, всё это может повлиять на учащегося, для которого этот учитель выступает авторитетом. Школьная программа, изучаемая литература, история, дополнительные кружки, тематика разговоров о важном, личный опыт учителей, всё это формирует восприятие учащихся относительно норм ценностей в обществе. Старшие школьники выступают в качестве сформированных личностей, влияние школы на них ослабевает, они уже впитали и приняли культуру, ценности и нормы, которые им близки. Ценностные ориентации могут претерпевать изменения в течение жизни, но фундамент уже заложен.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Изучение ценностей современной российской молодежи актуально также в силу наличия некоторых проблем. Одной из них является то, что деньги стали иметь слишком большое значение для подростков, небольшая сумма денег может заставить их сделать что-то, что ране считалось неприемлемым [3]. Не может не волновать, что западная культура живет жизнью упадка, практически стёрты все границы между правильным и неправильным, а веяния этой культуры активно поддерживались и впитывались российской молодёжью в последние года. Пабы, бары, вечеринки, знакомства, алкоголь, сигареты... Эти виды

бескультурной деятельности заставили молодых людей постепенно потерять представление о том, как достойно вести себя в современном обществе, какие цели ставить перед собой чего достигать и к чему стремиться. Личный комфорт во главе угла, вера в то, что деньгами можно решить все проблемы, разваливающийся институт семьи и брака и многие другие факторы присущи современной ценностной атмосфере подростков. Наблюдается несоответствие установленных связей между карьерными ориентациями и ценностями молодых людей (как социальными, так и личными): одни и те же карьерные ориентации обусловлены разными ценностями. В целом, такое явление вполне объяснимо, этому может способствовать тот факт, что восприятие подростками своих действий противоречит их собственному поведению, а также цифровое поколение вынуждено следовать ценностям, подкрепляемым референтными группами и традициями. Но не вся молодёжь подвержена влиянию западной культуры ценностей, подрастающее поколение нельзя назвать пропащим. В школах и в семьях стараются прививать подросткам нормы морали и нравственности, а изменившаяся в стране политическая ситуация заставила многих подростков по-новому взглянуть на мир и изменить свои жизненные принципы в лучшую сторону. За подрастающим поколением стоит будущее нашей страны, от их внутреннего мира зависит и весь остальной мир, от разделяемых ими личностных и культурных ценностей зависит вектор движения, будет ли развитие и что они смогут предложить своим детям [1].

Исследования Белецкой А.А. показали, что представители подрастающего поколения в среднем с оптимизмом смотрят в свое будущее, убеждены, что у них будет финансовая стабильность, счастливые семьи и положительные социальные связи. Старшеклассники надеются достичь таких результатов, которые определяют успешную жизнь, они строят планы и верят в свой успех, но при этом чётко понимают, что должны приложить немалое количество усилий [4]. Старшеклассники проявляют довольно много оптимизма, говоря о своём будущем и его вероятностных событиях, считают жизненный цикл довольно интересным, готовы идти по «классическому» пути развития, где ценятся карьера, семья, друзья, развитие собственных интересов. В ходе проведённого исследования в рамках данной статьи, в старшей школе среди 54 подростков были выявлены направления развития, которые подростки считают наиболее достижимыми для себя, а также их внутренние ценности и мотивы. Исследование проводилось среди учащихся старшей школы в возрасте 16-18 лет; половой состав выборки: 37% мужского пола (20 человек) и 63% женского пола (34 человека). В рамках ежегодного социально-психологического тестирования для школьников было дополнительно проведено тестирование на выявление целей, мотивации и потребностей в жизни, также подросткам был предложен перечень из 50 жизненных целей, охватывающий личные, семейные, финансовые, спортивные, духовные, творчески и другие цели, среди которых они должны были выбрать 5 наиболее значимых и достижимых для себя. Результаты были обобщены и сведены на рисунке. Также у исследуемой группы была возможность записать свои варианты, высказать опасения или страхи касательно своего будущего.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В результате было выбрано 44 пункта из 50, но в итоговую выборку вошли лишь самые популярные варианты, которые набрали от 5 голосов и выше. Наиболее предпочтительны и достижимы, по мнению подростков, следующие цели: стать профессионалами в выбранной профессии, реализовать своё творчество в будущей профессии, переехать жить в квартиру/дом своей мечты, создать более комфортные условия жизни, чем у родителей, создать семью с крепкими социальными связями раз и навсегда, воспитать достойное будущее поколение и дать больше ресурсов для реализации.

Но очень мало подростков верит в то, что они будут свободнее, чем их родители, что смогут реализовать свой потенциал на сто процентов, многие высказывали опасения, что не смогут долго удержаться «в системе» и жить по привычным для всех нормам

общественной жизни, они очень хотят и верят, что смогут дать своим детям всё самое лучшее, но всё же одновременно с этим высказывают опасения из-за постоянно меняющейся внешней среды. Есть определённый процент тех, кто видит перспективы только в медиа пространстве, не хочет связывать своё будущее с классическими профессиями, считает, что успехом в его жизни может быть только узнаваемость и популярность.

Каких целей, Вы считаете, сможете и хотите достичь в будущем?

Переехать за границу Стать популярной личностью Дать лучшее воспитание и ресурсы для старта детям Высокий уровень жизни Жизнь в лояльном свободном обществе Своё собственное дело Дом/квартира мечты Финансовая безопасность Возможность реализовать творческий потенциал Успешное освоение профессии Создание крекой семьи

5 9

15

41

40

0 10 20 30 40 50

Рисунок - Наиболее достижимые цели, количество человек

ВЫВОДЫ

В ходе исследования ценностного аспекта было выявлено, что наиболее значимыми для подростков являются ценности личной жизни, куда они отнесли своё физическое благополучие, наличие круга близких друзей и большого количества приятелей, в будущем они считают важным для себя построить семью, фундаментом которой будет любовь и взаимопонимание. По мнению ребят, именно эти ценности являются фундаментом их будущей жизни. Важными для подростков являются также ценности самореализации. Они хотят вести активный образ жизни, развить в себе многозадачность, попробовать себя во всех интересующих сферах деятельности, хотят принимать себя и развить уверенность в своих силах, возможностях, занимаются активным самопознанием и развивают творческий потенциал, так как считают творчество неотъемлемой частью будущего прогресса. Это уже сигнализирует о том, что подростки стараются ставить перед собой общественно значимые цели, думают о своей самореализации на благо будущего общества. Тем не менее, подростковая среда неоднородна, их взгляды могут меняться в зависимости от тенденций и веяний в обществе [5]. В первую очередь семья влияет на формирование ценностей, именно от близких зависит тот фундамент, который будет сформирован у ребёнка и станет основой для принятия важных нравственных решений в жизни. Затем к влиянию семьи подключается школа, как не менее важный институт социализации, учителя и в последствии школьное окружение также оказывают значительное влияние на формирование ценностных ори-ентаций подростка, на этом же этапе и проверяется сила заложенных в раннем детстве ценностных и морально-нравственных установок школьника. Тем не менее, проводимая государством политика, которая затрагивает тему формирования общественных ценностей, оказывает своё влияние на подростков напрямую или опосредованно на протяжении всего пути. Вектор ценностей выстраивается государством и служит основой для всего общества, важно сохранять авторитет, чтобы люди не сомневались в правильности транслируемых ценностей [6]. Подростки превращают в реальность, в свою культуру только то, во что верит и что ценит личность, нация, общество. Школьное обучение вносит большой вклад в формирование ценностей подростков, основным камнем преткновения является столкновение взглядов поколений. Подростки несколько иначе смотрят на привычные всем жизненные ценности и учителя должны это понимать. Важно разговаривать с подростками на одном языке, пытаться их услышать и понять, обсудить недопонимания, тогда подростки охотнее прислушаются к наставлениям старших. Ценностные ориентации у разных

поколений отличаются, по большому счёту, лишь взглядом на них, для подростков это инструмент для реализации, но они также осознанно относятся к ним.

ЛИТЕРАТУРА

1. Макеев П.С. Поколенческий анализ современных детей и подростков: количественный анализ характеристик / П.С. Макеев // Социальная политика и социология. - 2015. - Т. 14, № 3. -Часть 1. - С. 52-62.

2. Рослякова С.В. Концепция формирования познавательной компетентности у современных подростков в условиях интеграции общего и дополнительного образования / С.В. Рослякова. -Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. - 341 с.

3. Белецкая А.А. Особенности жизненных стратегий учащихся старших классов: кросс-культурный аспект / Белецкая А.А. // Психологический институт. - Москва, 2012. - 170 с.

4. Зыбина Е.В. Современные исследования временной перспективы подростков в трудах отечественных авторов / Е.В. Зыбинай // Молодой ученый. - 2022. - № 16 (411). - С. 425-428.

5. Антошкина Е.А. Социальные установки и поведение / Е.А. Антошкина, В.В. Осипова // Вестник Образоват. консорциума Среднерус. ун-т. Сер.: Гуманитар. науки. - 2021. - № 17. - С. 6-7

6. Особенности процесса формирования ценностных ориентаций современной российской молодежи и осуществления молодежной политики в Российской Федерации (результаты социологического исследования) / Н.Г Осипова, С.О. Елишев, Г.Б. Прончев, Д.Н. Монахов. - Москва : МАКС Пресс, 2016. - 280 с.

REFERENCES

1. Makeev, P.S. (2015), "Generational analysis of contemporary children and adolescents: a quantitative analysis of characteristics", Social policy and sociology, Vol. 14, No. 3, pp. 52-62.

2. Rosliakova, S.V. (2016), The concept of developing cognitive competence in modern adolescents in the context of integrating general and supplementary education, Publishing house of Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk.

3. Beletskaia, A.A. (2012), Peculiarities of high school students' life strategies: a cross-cultural dimension, The Psychological Institute, Moscow.

4. Zybina, E.V. (2022), "Contemporary studies of the temporal perspective of adolescents in the works of national authors", Young scientist, Vol. 16 (411), pp. 425-428.

5. Antoshkina, E.A. (2021), "Social attitudes and behavior", Bulletin of the Educational Consortium of the Middle Russian University, Series: Humanities, Vol. 17. pp. 6-7

6. Osipova, N.G. Elishev, S.O., Pronchev, G.B. and Monakhov D.N. (2016), Features of the process offormation of value orientations of modern Russian youth and the implementation of youth policy in the Russian Federation (results of a sociological study), MAX-Press, Moscow.

Контактная информация: panshevaxenia@gmail.com

Статья поступила в редакцию 26.05.2023

УДК 796.011: 159.9

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ЖИЗНИ СТУДЕНТА: ИССЛЕДОВАНИЕ В ТЕХНИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ (ФИЛИАЛЕ) СВФУ

Анна Михайловна Белова, студентка, Лариса Анатольевна Прокопенко, кандидат педагогических наук, доцент, Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета, Якутск

Аннотация

В статье рассматривается роль физической культуры и спорта в жизни студента по результатам социологического опроса студентов Технического института (филиала) СВФУ Поднимается вопрос о важности систематических тренировок, необходимости физкультурного воспитания в становлении личности. Исследование показало, что большинство студентов признают важность занятий физической культурой и спортом для своего развития и своей будущей профессии, но достаточно большое количество - 40% молодых людей вообще не занимаются спортом, основной причиной чего

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.