Научная статья на тему 'Анализ эффективности интерактивных методов обучения в образовательных учреждениях'

Анализ эффективности интерактивных методов обучения в образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
414
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интерактивные способы / конкурентоспособность / развитие / рынок труда / востребованность / эффективность / interactive ways and means / effectiveness / creation / employment market / problem-based learning / efficiency

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С.А. Каракотова, Д.К. Алиева

Статья посвящена проблеме анализа эффективности интерактивных методов обучения в учебных заведениях. На базе исследования научно-методических работ раскрывается сущность концепта «интерактивность». Данная тема актуальна в связи с тем, что выпускники высших учебных заведений маловостребованы на рынке труда. В статье обоснована необходимость использования на занятиях интерактивных методов обучения в учебных заведениях для повышения их конкурентоспособности. Нами предпринята попытка составить образец действенного применения интерактивных технологий на занятиях для вырабатывания конкурентоспособности выпускников на рынке труда. Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в ней представлен разбор эффективности интерактивных методов обучения в учебных заведениях, что аргументируется научными достижениями в данной области. Представленный материал окажет содействие при написании научных работ в данном направлении. Практическая значимость исследования: преподаватели могут использовать результаты проведенного исследования для повышения мотивации к учебе на занятиях по педагогике, психологии, при обучении информационным технологиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE EFFICIENCY OF INTERACTIVE LEARNING METHODS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article studies the value of interactive teaching ways in educational organizations. Founded on the study of scientific and methodological works, the essence of the theory of “interactivity” is discovered. This theme is important. Graduates of higher educational institutions are not in request in the employment market. The article demonstrates the necessity of using of interactive teaching ways and means in the seminar room in educational institutions to increase their demand. The researchers have tried to compile an example of the effective use of interactive technologies in the classroom to develop the competitiveness of graduates in the employment market. The theoretical importance of the study is the relevance of analyzing the value of interactive teaching ways and means in educational institutions, which is debated by scientific achievements in this field. It will assist in the writing of scientific papers in this direction. The practical significance of the study: teachers can use its results to increase motivation to study in the classroom in pedagogy, psychology, and teaching information technology.

Текст научной работы на тему «Анализ эффективности интерактивных методов обучения в образовательных учреждениях»

ISSN 1991 -5497. УРЫ.ОБРАЗОВАНИЯ. № 3 (94) 2022

Библиографический список

1. Вилеман В. Г ВВсиаыстилеские с <ру9кцио5альные СБЯзи слов и их синонимы. Дисстртация ... доктора филологических наук. Ленинград, 1971.

2. Оагримова Н.В. Лингвометодические основы обучения лексической стороне устной речи на английском языке как втором иностранном в педагогическом вузе. Дисохртанин ... доколра иедааогических наик.Санкт-ПугерБиБг,199л.

й2 бостомаров В.Г. НистрлчуХ коагрессу МАПСЯОПИнаерська Руасхиняныкао руХжом.Ы0&5; № 5. Р1 (ДД0^ е,ГК|ип .Cjjjl ¿nU, 1994.

5. ПоиебичП.А. Ивзабосокпсрувлиой99)9мма4ике'.в2а.1Лл9ва'. Учпедгиз,1958.

6. ДкхуагосА.А. .з mpудзкA.'У.Шиммкmоvл ои^ови<^и^изнс^уа^Х^<^тмсы:^ы1^и. Москва. Учп.дгиз, 1952.

7.^4.. ж1 JUS U^yi j и.кИйЛ j ( J^l, 1979.

Бебекероеа

1. ВИ^л^гич П1.г3. ^^ии^лСт/Кл^^С/з / Лсо/ос/ч^к.5с уо.ии/а/^^.л/л sinoKimy [Di^HBrt^dуа ... .йога filo.ogicheskih nauk. Leningrad, 1971.

2. Дадгатova N.V. Lingvometodicheskie osnovy obucheniya leksicheskoj storone ustnojrechina anglijskom yazyke kak vtorom inostrannom vpedagogicheskom vuze. Dissertaciya ... Сойжга иесаадодКДеиГА паиИ. Sankt-Peterburg,1993.

3. KostoMiasoN V.G. NavrPrechu аОапргусуи MAPRYyC: Iп^^гс'ук. RuupV]уоныкга ryyxzyom.VSl; № 5.

4. ща^! е,ГК|ип .CJJJJi QVjjJI ¿yU с990.

5. Pof9 bnya А. К /z габ/оа/к ро russkoj grammatike: v 2 t. Moskva: Uchpedgiz, 1958.

6. Shahmatov A.A. IztrudovA.A.Shahmatovaposovremennomurusskomuyazyku.Moskva:Uchpedgiz, 1952.

7. j/lJUS ^yi ^кйИ1 j ( lwa 1979.

Статья поступила в редакцию 27.05.22

УДК 37.015

KarakotovaS.A., Cand.ofSciences(Pedagogy), seniorlecturer, DepartmentofPedagogyand Pedagogical Technologies, Karachay-Cherkess State University n.a.U.D. Aliyev(Karachayevsk,Russia), E-mail:svetlana8725@mail.ru

AlievaD.K., Cand.ofSciences(Pedagogy),seniorlecturer, Departmentof Pedagogy and Pedagogical Technologies, Karachay-Cherkess State University n.a.U.D. Aliyev(Karachayevsk,Russia),E-mail: diana.alieva.71@mail.ru

ANALYSIS OF THE EFFICIENCY OF INTERACTIVE LEARNING METHODS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS. The article studies the value of interactive teaching ways in educational organizations. Founded on the study of scientific and methodological works, the essence of the theory of "interactivity" is discovered. This theme is important. Graduates of higher educational institutions are not in request in the employment market. The article demonstrates the necessity of using of interactive teaching ways and means in the seminar room in educational institutions to increase their demand. The researchers have tried to compile an example of the effective use of interactive technologies in the classroom to develop the competitiveness of graduates in the employment market. The theoretical importance of the study is the relevance of analyzing the value of interactive teaching ways and means in educational institutions, which is debated by scientific achievements in this field. It will assist in the writing of scientific papers in this direction. The practical significance of the study: teachers can use its results to increase motivation to study in theclassroomin pedagogy, psychology, andteachinginformationtechnology.

Keywords: mteractivewaysandmeans,effectiveness,creation,employment market,problem-based learning, efficiency.

С.А.Каракотоеа, канд.пед.наук,доц.,Карачаево-Черкесскийгосударственныйуниверситет имени У.Д. Алиева, Е-mail: svetlana8725@mail.ru Д.К.Алиева, канд. пед. наук, доц., Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск, Е-mail: diana.alieva.71@mail.ru

АНАЛИЗЭФФЕКТИВНОСТИИНТЕРАКТИВНЫХМЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ВОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Статья посвящена проблеме анализа эффективности интерактивных методов обучения в учебных заведениях. На базе исследования научно-методических работ раскрывается сущность концепта «интерактивность». Данная тема актуальна в связи с тем, что выпускники высших учебных заведений маловостребованы на рынке труда. В статье обоснована необходимость использования на занятиях интерактивных методов обучения в учебных заведениях для повышения их конкурентоспособности. Нами предпринята попытка составить образец действенного применения интерактивных технологий на занятиях для вырабатывания конкурентоспособности выпускников на рынке труда. Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в ней представлен разбор эффективности интерактивных методов обучения в учебных заведениях, что аргументируется научными достижениями в данной области. Представленный материал окажет содействие при написании научных работ в данном направлении. Практическая значимость исследования: преподаватели могут использовать результаты проведенного исследования для повышения мотивации к учебе на занятиях по педагогике, психологии, при обучении информационным технологиям.

Ключевые слова: интерактивные способы, конкурентоспособность, развитие, рынок труда, востребованность, эффективность.

Целью сегодняшнего образования является не только дать знания обучающимся, но и организовать подходящие ситуации, содействующие самоопределению и самореализации индивидуума. Для достижения личной успешности выпускнику надо не только обладать знаниями и навыками, полученными в течение учебы, но и уметь самому ставить проблему, находить способы ее решения, всегда вырабатывать в себе нужные качества, продолжать саморазвиваться [1].

В процессе обучения преподаватель может выбрать несколько действенных способов для достижения поставленных задач. Но результат зависит от их согласованности.

Объект исследования: интерактивные методы обучения.

Предмет исследования: анализ эффективности интерактивных методов обучения в учебных заведениях.

Целью работы является проведение анализа эффективности интерактивных методов обучения в учебных заведениях.

Задача исследования: провести теоретическое изучение эффективности интерактивных методов обучения в учебных заведениях.

Методами исследования явились дискурсивный анализ, функциональный анализ, изобразительный и сопоставительный методы.

Новизной является то, что сделана попытка провести более подробный анализ эффективности интерактивных методов обучения в учебных заведениях.

Практической значимостью исследования является то, что данная характеристика интерактивных методов обучения в учебных заведениях может помочь преподавателям школ и высших учебных заведений при проведении классных и внеклассных уроков, факультативных занятий.

Сегодня потребность в составлении и научном обосновании проекта развития конкурентоспособного индивидуума в образовательном процессе значительно повысилась. Она понимается как достижение и удача в работе. Успешным людям намного проще приспосабливаться к запросам общественной среды, добиваясь большего успеха в профессиональном и индивидуальном формировании. При вырабатывании навыка успешности у студентов усиливается мотивация к процессу обучения, повышаются запросы к качеству приобретаемых знаний [2].

Адекватной со стороны приверженцев этой модели и чаще всего применяемой в подобных обстоятельствах является обучающая игра. Ученые изучили воспитательные потенциалы игры, применяемой в ходе обучения, и пришли к выводам: игры дают педагогу возможности, соединенные с отражением итогов обучения (знаний, навыков и умений), их использованием, вырабатыванием и

обучением с учетом персональных отличий, втягиванием обучаемых с неодинаковым уровнем знаний в учебную деятельность [3].

В этих обстоятельствах возникла необходимость формирования востребованности выпускников.

Профессиональное образование сегодня быстро развивается. Люди имеют больше потенциалов для получения образования, опыта, компетенций, что способствует в их профессиональном успехе и общественном росте. Для реализации учебной и креативной работы обучающегося применяются современные учебные информационные технологии. Они дают возможность поднять качество обучения, действенно организовать образовательный период и облегчить часть труда обучаемых. Современные достижения информационных технологий обусловливает своеобразие профессионального обучения. Оно стало более маневренным и свободным, предельно отвечающим запросам работодателей. Применение интерактивных технологий во всяком учебном заведении позволит ему выйти на новый этап развития [4].

Важнейшим условием реализации этого вопроса является эффективная интеграция технологии в образовательную среду. В этой статье мы говорим о важности периода интеграции информационных технологий в образовательную среду, о препятствиях, с которыми столкнулись в этот период. Разберем главные направления, способствующие информационному формированию социума.

Информационные технологии в образовании делятся на две группы:

1 группа - технологии, снабжающие сохранение сообщения в структурированном виде. Они облегчают выход к нему и его применение. Пользователь отыскивает необходимую информацию при содействии всевозможных видов поиска. Технология работает в избирательном порядке. Пользователь не может трансформировать принятое уведомление.

2 группа - все виды вербальной и невербальной речи, используемые посредством компьютеров. Эти технологии в качестве средств трансляции, обмена уведомлениями [5].

Дидактическая технология - это системный способ планирования, осуществления, отметки, исправления и дальнейшего продолжения учебной работы. Нынешние обучающие методы нацелены на обособление, отдаленность и разнообразие учебной работы, маневренность обучаемых [6].

Сейчас главный интерес представляет формирование инновационных технологий педагогического образования. Это предполагает изменение учебного процесса при помощи образования и введения инноваций в учебных учреждениях [7].

Инновационные технологии - это:

- интерактивные технологии учёбы;

- технология проектной учебы;

- компьютерные технологии являются сложными философскими категориями. Они применяются во всевозможных научных кругах.

Информационная технология - это сумма деятельности коллекционирования, сохранения, отыскивания, трансформация предоставленных материалов для приобретения информации, а также ее модификации, размножения и применения.

Здесь запас знаний имеет ведущее значение. Получение знаний является базой повышения интеллекта [8].

С появлением новых знаний появляются новые технологии. Это является результатом возникновения новой парадигмы видения среды.

Знание - это дар применить сообщение к определенному виду занятия.

Информационное общество является такой средой, в которой наблюдается очень много ценной информации, и наличествуют все нужные орудия ее распространения.

Библиографический список

Информация быстрее прочих проходит через разнообразные препятствия и рубежи. Информационная эпоха понимается как век глобализации. Сетевые строения делаются в то же время и орудием, и итогом глобализации социума. В своих трудах ученые не раз направляют внимание читателя на значительную разницу между уже наличествующими правилами информационного социума и его личным правилом восприятия информационного общества [9].

В правилах информационного социума выделяется ведущая роль информации в образовательных учреждениях. Информация и обмен данными сопутствовали формированию культуры на протяжении всей истории человечества и располагали особенным смыслом во всех кругах. В то же время зарождающееся «информационное общество» строится так, что сбор, рассмотрение и передача нужной информации стали главной основой эффективности обучения.

Основной целью обучения в образовательных учреждениях сейчас является формирование достижимого и качественного образовательного процесса высокой технологии. В результате этого возможно разрешение вопросов развития новых процессов и введения действенных технологий во все отрасли работы [10].

Состояние введения информационных технологий в учебных заведениях создает многовариантность будущего, предоставляет человеку «веер возможностей», ставя его в ситуацию выбора. На наш взгляд, возможность осуществить выбор из множества альтернатив взаимосвязана со способностью прогнозировать будущее, однако у большинства обучающихся эта способность развита слабо, что создает серьезные затруднения при осмыслении и оценивании последствий своих поступков, следовательно, им трудно осуществлять осознанный выбор [11].

Имея несколько вариантов выхода из ситуации неопределенности, но не имея возможности оценить последствия каждого из них, обучающийся не может решить, как поступить правильно. Здесь приходят на помощь информационные технологии.

Интерактивная учеба - это учеба, основанная на согласованности обучающегося с обществом, обучающей сферой, которая является частью обучающего эксперимента. Ее суть обусловливается тем, что она опирается, прежде всего, на креативное, эффективное мышление, манеры, коммуникация. В интерактивных способах обучения место преподавателя и обучающихся, а также место информации значительно модифицируются [12].

Постановка задачи наталкивает студентов на когнитивную работу, независимое решение проблем, а также формирует внимательное отношение к проходимому материалу и поднимает заинтересованность обучающихся, повышает мотивацию [13].

Итак, использование интерактивных методов обучения в учебных заведениях имеет огромное значение. На основе анализа научно-методических публикаций выявляется суть концепта «интерактивность».

В результате исследования интерактивных методов обучения в учебных заведениях сделаны определенные выводы.

Сейчас большое внимание уделяется формированию навыков использования инновационных технологий в профессиональном образовании. Это направлено на модификацию образовательного процесса при помощи основания и введения инноваций в образовательных учреждениях [14].

Решать поставленные цели и задачи можно при помощи формирования навыков использования интерактивных методов обучения в учебных заведениях на комплексно-тематическом принципе [15].

Поэтому при обучении представляется необходимым в перспективе уделить внимание комплексному анализу эффективности интерактивных методов обучения в учебных заведениях. На основе рассмотрения научно-методических публикаций раскрывается сущность концепта «интерактивность». Правильное использование данной технологии в практическом применении придаст учебному процессу особую окраску.

1. Андреев В.И. Конкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. Казань: Центр инновационных технологий, 2004.

2. Божович М.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. Москва: Политиздат, 2001.

3. Выготский Л.С. Психология развития человека. Москва, 2003.

4. Каракотова С.А. Современные информационные технологии в образовательной деятельности. Инновационные процессы в системе образования: теория и практика: сборник трудов конференции. Карачаевск: Издательство КЧГУ, 2018: 133 - 137.

5. Каракотова С.А., Алиева А.М. Цели и основные задачи модернизации образования. Инновационные процессы в системе образования: теория и практика: сборник трудов конференции. Карачаевск: Издательство КЧГУ, 2017: 106 - 110.

6. Каракотова С.А. Инновационные технологии в образовательном процессе. Инновационные процессы в системе образования: теория и практика: сборник трудов конференции. Карачаевск: Издательство КЧГУ 2019: 69 - 74.

7. Койчуева Л.М., Акбашева РС., Аджиева А.И. Социально-психологические и конфликтное поведение молодежи в обществе. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. Санкт-Петербург: НГУ имени П.Ф. Лесгафта, 2021; № 12 (202): 500 - 502.

8. Койчуева Л.М., Шаугенова Д.Х. Психологические методы в социальной работе. Актуальные проблемы истории, теории и методологии социальной работы: материалы Межрегиональной научно-практической конференции. Нальчик: Кабардино-Балкарский университет, 2019: 348 - 353.

9. Лепшокова Е.А., Кипкеева З.К. Основная проблема политики с точки зрения Никколо Макиавелли. Актуальные проблемы и приоритетные направления развития аграрной экономической системы: аспекты, механизмы, перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Махачкала, 2021: 95 - 98.

10. Лепшокова Е.А., Кипкеева З.К. Проблема нынешней политической идеологии, ее содержание. Актуальные проблемы и приоритетные направления развития аграрной экономической системы: аспекты, механизмы, перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Махачкала, 2021: 98 - 101.

11. Лепшокова Е.А., Карасова С.Я. Использование учебной игры на уроках иностранного языка. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021; № 7 (197): 195 - 198.

12. Лепшокова Е.А Соматические идиомы как основа идиоматической речи. Национальная ассоциация ученых. 2020; № 58-2 (58): 36 - 37.

13. Лепшокова Е.А Экономические оценки «человеческого капитала». Основные тенденции развития экономики и управления в современной России: материалы IX Всероссийской научной конференции студентов и молодых ученых. 2020: 72 - 75.

14. Рамазанова A.P Преимущества интерактивных методов обучения иностранным языкам. Студенческий научный форум: материалы статей V Международной студенческой электронной научной конференции. 2013: 132.

15. Тоторкулова КА Роль образования в социуме. Традиции и инновации в системе образования: Международный сборник научных статей. Карачаевск: Издательство Карачаево-Черкесского государственного университета им. УД. Aлиева, 2019; Выпуск XVII: 228 - 231.

References

1. Andreev V.I. Konkurentologiya. Uchebnyj kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya konkurentosposobnosti. Kazan': Centr innovacionnyh tehnologij, 2004.

2. Bozhovich M.I. Izuchenie motivaciipovedeniya detejipodrostkov. Moskva: Politizdat, 2001.

3. Vygotskij L.S. Psihologiya razvitiya cheloveka. Moskva, 2003.

4. Karakotova S.A. Sovremennye informacionnye tehnologii v obrazovatel'noj deyatel'nosti. Innovacionnye processy v sisteme obrazovaniya: teoriya i praktika: sbornik trudov konferencii. Karachaevsk: Izdatel'stvo KChGU, 2018: 133 - 1ЗУ.

5. Karakotova S.A., Alieva A.M. Celi i osnovnye zadachi modernizacii obrazovaniya. Innovacionnye processy v sisteme obrazovaniya: teoriya ipraktika: sbornik trudov konferencii. Karachaevsk: Izdatel'stvo KChGU, 201У: 10б - 110.

6. Karakotova S.A. Innovacionnye tehnologii v obrazovatel'nom processe. Innovacionnye processy v sisteme obrazovaniya: teoriya i prakíika: sbornik trudov konferencii. Karachaevsk: Izdatel'stvo KChGU, 2019: б9 - У4.

У. Kojchueva L.M., Akbasheva R.S., Adzhieva A.I. Social'no-psihologicheskie i konfliktnoe povedenie molodezhi v obschestve. Uchenyezapiskiuniversiteta im. P.F. Lesgafta. Sankt-Peterburg: NGU imeni P.F. Lesgafta, 2021; № 12 (202): 500 - 502.

8. Kojchueva L.M., Shaugenova D.H. Psihologicheskie metody v social'noj rabote. Aktual'nye problemy istorii, teorii i metodologii social'noj raboty: materialy Mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. Nal'chik: Kabardino-Balkarskij universitet, 2019: 348 - 353.

9. Lepshokova E.A., Kipkeeva Z.K. Osnovnaya problema politiki s tochki zreniya Nikkolo Makiavelli. Aktual'nye problemy iprioritetnye napravleniya razvitiya agrarnoj 'ekonomicheskoj sistemy: aspekty, mehanizmy, perspektivy materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Mahachkala, 2021: 95 - 98.

10. Lepshokova E.A., Kipkeeva Z.K. Problema nyneshnej politicheskoj ideologii, ee soderzhanie. Aktual'nye problemy i prioritetnye napravleniya razvitiya agrarnoj 'ekonomicheskoj sistemy: aspekty, mehanizmy, perspektivy: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Mahachkala, 2021: 98 - 101.

11. Lepshokova E.A., Karasova S.Ya. Ispol'zovanie uchebnoj igry na urokah inostrannogo yazyka. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2021; № У (19У): 195 - 198.

12. Lepshokova E.A Somaticheskie idiomy kak osnova idiomaticheskoj rechi. Nacional'naya associaciya uchenyh. 2020; № 58-2 (58): Зб - ЗУ.

13. Lepshokova E.A 'Ekonomicheskie ocenki «chelovecheskogo kapitala». Osnovnye tendencii razvitiya 'ekonomiki i upravleniya v sovremennoj Rossii: materialy IX Vserossijskoj nauchnoj konferencii studentov i molodyh uchenyh. 2020: У2 - У5.

14. Ramazanova A.R. Preimuschestva interaktivnyh metodov obucheniya inostrannym yazykam. Studencheskijnauchnyj forum: materialy statej V Mezhdunarodnoj studencheskoj 'elektronnoj nauchnoj konferencii. 2013: 132.

15. Totorkulova K.A. Rol' obrazovaniya v sociume. Tradicii i innovacii v sisteme obrazovaniya: Mezhdunarodnyj sbornik nauchnyh statej. Karachaevsk: Izdatel'stvo Karachaevo-Cherkesskogo gosudarstvennogo universiteta im. U.D. Alieva, 2019; Vypusk XVII: 228 - 231.

Статья поступила в редакцию 31.05.22

УДК 37.015

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Koichueva L.M., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Psychology of Education and Development, Karachay-Cherkess State University

n.a. U.D. Aliyev (Karachaevsk, Russia), E-mail: lida19710903@mail.ru

Adzhieva A.I., senior teacher, Department of Psychology of Education and Development, Karachay-Cherkess State University n.a. U.D. Aliyev

(Karachaevsk, Russia), E-mail: aminat_adjieva@mail.ru

Dzhukkayeva ZA., teaching assistant, Department of Psychology of Education and Development, Karachay-Cherkess State University n.a. U.D. Aliyev

(Karachaevsk, Russia), E-mail: Zalina0983@mail.ru

THE STUDY OF FACTORS AFFECTING THE MENTAL STATE OF A PERSON. The article analyzes factors affecting the mental state of the student. The value of mental health is great and is getting the attention it deserves. To truly understand how mental well-being works, it is important to be aware of the factors that greatly contribute to its development. Relevance of the topic lies in the fact that the mental state of the student is one of the circumstances of his mental health and harmonious existence in the future. The comprehension of one's social belonging contributes to his adaptation to the surrounding reality, sets relevant values, promotes comprehension of oneself and the surrounding reality, gives a sense of psychological reliability and constancy. The practical significance of the study is that this characteristic of the mental state of the student can help teachers-psychologists of educational institutions when conducting classroom and extracurricular activities, when writing scientific papers in this direction.

Key words: mental state, personality, social affiliation, teacher-psychologist, psychological safety.

Л.М. Койчуева, канд. психол. наук, доц., Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск,

E-mail: lida19710903@mail.ru

А.И. Аджиева, ст. преп., Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск,

E-mail: aminat_adjieva@mail.ru

З.А. Джуккаева, асс., Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск, E-mail: Zalina0983@mail.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА

В статье проводится анализ факторов, влияющих на психическое состояние обучающегося. Ценность психического здоровья велика и получает то внимание, которое заслуживает Чтобы по-настоящему понять, как работает психическое благополучие, важно знать о факторах, которые в значительной степени способствуют его развитию. Актуальность темы: психическое состояние обучающегося является одним из обстоятельств его психического здоровья и слаженного существования в будущем. Осмысление своей общественной принадлежности содействует адаптации к окружающей действительности, постижению себя и окружающей действительности, ставит актуальные ценности, порождает чувство психологической надежности и постоянства. Практической значимостью исследования является то, что данная характеристика психическогосостояния обучающегося может помочь педагогам-психологам образовательных учреждений при проведении классных и внеклассных занятий, при написании научных работ в данном направлении.

Ключевые слова: психическое состояние, личность, социальная принадлежность, педагог-психолог, психологическая безопасность.

Психическое состояние индивидуума в разных жизненных ситуациях проявляется по-разному.

Целью представленной работы является выявление и описание психического состояния обучающихся в разных жизненных ситуациях.

Задачи исследования:

- провести теоретическое изучение психического состояния личности;

- выделить и описать факторы определения психического состояния обучающихся;

- провести классификацию факторов, влияющих на психическое состояние обучающихся.

Объектом данного исследования выступает психическое состояние обучающихся. Предметом является классификация факторов, влияющих на психическое состояние обучающихся. Методы исследования: дискурсивный анализ, функциональный анализ, изобразительный и сопоставительный методы.

Новизной является то, что сделана попытка провести более подробное рассмотрение психического состояния индивидуума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.