Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА'

ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1063
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психическое состояние / личность / социальная принадлежность / педагог-психолог / психологическая безопасность / mental state / personality / social affiliation / teacher-psychologist / psychological safety

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Л.М. Койчуева, А.И. Аджиева, З.А. Джуккаева

В статье проводится анализ факторов, влияющих на психическое состояние обучающегося. Ценность психического здоровья велика и получает то внимание, которое заслуживает. Чтобы по-настоящему понять, как работает психическое благополучие, важно знать о факторах, которые в значительной степени способствуют его развитию. Актуальность темы: психическое состояние обучающегося является одним из обстоятельств его психического здоровья и слаженного существования в будущем. Осмысление своей общественной принадлежности содействует адаптации к окружающей действительности, постижению себя и окружающей действительности, ставит актуальные ценности, порождает чувство психологической надежности и постоянства. Практической значимостью исследования является то, что данная характеристика психического состояния обучающегося может помочь педагогам-психологам образовательных учреждений при проведении классных и внеклассных занятий, при написании научных работ в данном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF FACTORS AFFECTING THE MENTAL STATE OF A PERSON

The article analyzes factors affecting the mental state of the student. The value of mental health is great and is getting the attention it deserves. To truly understand how mental well-being works, it is important to be aware of the factors that greatly contribute to its development. Relevance of the topic lies in the fact that the mental state of the student is one of the circumstances of his mental health and harmonious existence in the future. The comprehension of one’s social belonging contributes to his adaptation to the surrounding reality, sets relevant values, promotes comprehension of oneself and the surrounding reality, gives a sense of psychological reliability and constancy. The practical significance of the study is that this characteristic of the mental state of the student can help teachers-psychologists of educational institutions when conducting classroom and extracurricular activities, when writing scientific papers in this direction.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА»

14. Рамазанова А.Р Преимущества интерактивных методов обучения иностранным языкам. Студенческий научный форум: материалы статей V Международной студенческой электронной научной конференции. 2013: 132.

15. Тоторкулова К.А. Роль образования в социуме. Традиции и инновации в системе образования: Международный сборник научных статей. Карачаевск: Издательство Карачаево-Черкесского государственного университета им. УД. Алиева, 2019; Выпуск XVII: 228 - 231.

References

1. Andreev V.I. Konkurentologiya. Uchebnyj kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya konkurentosposobnosti. Kazan': Centr innovacionnyh tehnologij, 2004.

2. Bozhovich M.I. Izuchenie motivaciipovedeniya detejipodrostkov. Moskva: Politizdat, 2001.

3. Vygotskij L.S. Psihologiya razvitiya cheloveka. Moskva, 2003.

4. Karakotova S.A. Sovremennye informacionnye tehnologii v obrazovatel'noj deyatel'nosti. Innovacionnye processy v sisteme obrazovaniya: teoriya i praktika: sbornik trudov konferencii. Karachaevsk: Izdatel'stvo KChGU, 2018: 133 - 137.

5. Karakotova S.A., Alieva A.M. Celi i osnovnye zadachi modernizacii obrazovaniya. Innovacionnye processy v sisteme obrazovaniya: teoriya ipraktika: sbornik trudov konferencii. Karachaevsk: Izdatel'stvo KChGU, 2017: 106 - 110.

6. Karakotova S.A. Innovacionnye tehnologii v obrazovatel'nom processe. Innovacionnye processy v sisteme obrazovaniya: teoriya i prakíika: sbornik trudov konferencii. Karachaevsk: Izdatel'stvo KChGU, 2019: 69 - 74.

7. Kojchueva L.M., Akbasheva R.S., Adzhieva A.I. Social'no-psihologicheskie i konfliktnoe povedenie molodezhi v obschestve. Uchenyezapiskiuniversiteta im. P.F. Lesgafta. Sankt-Peterburg: NGU imeni P.F. Lesgafta, 2021; № 12 (202): 500 - 502.

8. Kojchueva L.M., Shaugenova D.H. Psihologicheskie metody v social'noj rabote. Aktual'nye problemy istorii, teorii i metodologii social'noj raboty: materialy Mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. Nal'chik: Kabardino-Balkarskij universitet, 2019: 348 - 353.

9. Lepshokova E.A., Kipkeeva Z.K. Osnovnaya problema politiki s tochki zreniya Nikkolo Makiavelli. Aktual'nye problemy iprioritetnye napravleniya razvitiya agrarnoj 'ekonomicheskoj sistemy: aspekty, mehanizmy, perspektivy materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Mahachkala, 2021: 95 - 98.

10. Lepshokova E.A., Kipkeeva Z.K. Problema nyneshnej politicheskoj ideologii, ee soderzhanie. Aktual'nye problemy i prioritetnye napravleniya razvitiya agrarnoj 'ekonomicheskoj sistemy: aspekty, mehanizmy, perspektivy: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Mahachkala, 2021: 98 - 101.

11. Lepshokova E.A., Karasova S.Ya. Ispol'zovanie uchebnoj igry na urokah inostrannogo yazyka. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2021; № 7 (197): 195 - 198.

12. Lepshokova E.A Somaticheskie idiomy kak osnova idiomaticheskoj rechi. Nacional'naya associaciya uchenyh. 2020; № 58-2 (58): 36 - 37.

13. Lepshokova E.A 'Ekonomicheskie ocenki «chelovecheskogo kapitala». Osnovnye tendencii razvitiya 'ekonomiki i upravleniya v sovremennoj Rossii: materialy IX Vserossijskoj nauchnoj konferencii studentov i molodyh uchenyh. 2020: 72 - 75.

14. Ramazanova A.R. Preimuschestva interaktivnyh metodov obucheniya inostrannym yazykam. Studencheskijnauchnyj forum: materialy statej V Mezhdunarodnoj studencheskoj 'elektronnoj nauchnoj konferencii. 2013: 132.

15. Totorkulova K.A. Rol' obrazovaniya v sociume. Tradicii i innovacii v sisteme obrazovaniya: Mezhdunarodnyj sbornik nauchnyh statej. Karachaevsk: Izdatel'stvo Karachaevo-Cherkesskogo gosudarstvennogo universiteta im. U.D. Alieva, 2019; Vypusk XVII: 228 - 231.

Статья поступила в редакцию 31.05.22

УДК 37.015

Koichueva L.M., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Psychology of Education and Development, Karachay-Cherkess State University

n.a. U.D. Aliyev (Karachaevsk, Russia), E-mail: lida19710903@mail.ru

Adzhieva A.I., senior teacher, Department of Psychology of Education and Development, Karachay-Cherkess State University n.a. U.D. Aliyev

(Karachaevsk, Russia), E-mail: aminat_adjieva@mail.ru

Dzhukkayeva ZA., teaching assistant, Department of Psychology of Education and Development, Karachay-Cherkess State University n.a. U.D. Aliyev

(Karachaevsk, Russia), E-mail: Zalina0983@mail.ru

THE STUDY OF FACTORS AFFECTING THE MENTAL STATE OF A PERSON. The article analyzes factors affecting the mental state of the student. The value of mental health is great and is getting the attention it deserves. To truly understand how mental well-being works, it is important to be aware of the factors that greatly contribute to its development. Relevance of the topic lies in the fact that the mental state of the student is one of the circumstances of his mental health and harmonious existence in the future. The comprehension of one's social belonging contributes to his adaptation to the surrounding reality, sets relevant values, promotes comprehension of oneself and the surrounding reality, gives a sense of psychological reliability and constancy. The practical significance of the study is that this characteristic of the mental state of the student can help teachers-psychologists of educational institutions when conducting classroom and extracurricular activities, when writing scientific papers in this direction.

Key words: mental state, personality, social affiliation, teacher-psychologist, psychological safety.

Л.М. Койчуева, канд. психол. наук, доц., Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск,

Е-mail: lida19710903@mail.ru

А.И. Аджиева, ст. преп., Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск,

Е-mail: aminat_adjieva@mail.ru

З.А. Джуккаева, асс., Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск, Е-mail: Zalina0983@mail.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА

В статье проводится анализ факторов, влияющих на психическое состояние обучающегося. Ценность психического здоровья велика и получает то внимание, которое заслуживает Чтобы по-настоящему понять, как работает психическое благополучие, важно знать о факторах, которые в значительной степени способствуют его развитию. Актуальность темы: психическое состояние обучающегося является одним из обстоятельств его психического здоровья и слаженного существования в будущем. Осмысление своей общественной принадлежности содействует адаптации к окружающей действительности, постижению себя и окружающей действительности, ставит актуальные ценности, порождает чувство психологической надежности и постоянства. Практической значимостью исследования является то, что данная характеристика психическогосостояния обучающегося может помочь педагогам-психологам образовательных учреждений при проведении классных и внеклассных занятий, при написании научных работ в данном направлении.

Ключевые слова: психическое состояние, личность, социальная принадлежность, педагог-психолог, психологическая безопасность.

Психическое состояние индивидуума в разных жизненных ситуациях проявляется по-разному.

Целью представленной работы является выявление и описание психического состояния обучающихся в разных жизненных ситуациях.

Задачи исследования:

- провести теоретическое изучение психического состояния личности;

- выделить и описать факторы определения психического состояния обучающихся;

- провести классификацию факторов, влияющих на психическое состояние обучающихся.

Объектом данного исследования выступает психическое состояние обучающихся. Предметом является классификация факторов, влияющих на психическое состояние обучающихся. Методы исследования: дискурсивный анализ, функциональный анализ, изобразительный и сопоставительный методы.

Новизной является то, что сделана попытка провести более подробное рассмотрение психического состояния индивидуума.

Теоретической значимостью исследования является уместность разбора данной темы, которая обосновывается достижениями в этой сфере.

Содержание статьи основано на научных исследованиях таких ученых, как М.И. Божович, Л.С. Выготский, С.А. Каракотова, Л.М. Койчуева, РС. Акбашева., А.И. Аджиева, Е.А. Лепшокова, З.К. Кипкеева, К.А. Тоторкулова.

Чтобы по-настоящему понять, как работает психическое благополучие, важно знать о факторах, которые в значительной степени способствуют его развитию. В связи с этим мы составили список факторов, влияющих на психическое состояние обучающихся.

Семья и воспитание

Детство играет ключевую роль в становлении психического состояния. То, как члены семьи ведут себя, формирует то, как человек воспринимаете себя и других на протяжении всей своей жизни. Здоровое воспитание включает в себя семью, которая обеспечивает любовь и привязанность, а также общее чувство безопасности. Здесь также играет роль состояние семьи. Люди из неполных семей или воспитанные в ужасных обстоятельствах, как правило, страдают от большего количества проблем с психическим здоровьем, чем те, у кого их нет [1].

Поддержка и доступность

Изоляция - это то, что может нанести ущерб психическому благополучию ребенка. Хотя время, проведенное в одиночестве, необходимо для поддержания баланса и расслабления, необходимо понимать, что существует тонкая грань между здоровой изоляцией и той, которая оказывает лишь негативное воздействие. Поддержка и позитивное подкрепление от окружающих людей абсолютно необходимы.

Физическое здоровье

Точно так же, как психическое здоровье играет огромную роль в физическом благополучии, так и физическое благополучие оказывает влияние на психическое здоровье. Если не заниматься спортом регулярно, некоторые гормоны, которые способствуют хорошему самочувствию, счастью и энергии, не высвобождаются, и это может привести к хроническим эпизодам депрессии и беспокойства. Если хорошо питаться, принимать определенные витамины и минералы, которые создают баланс в функциях организма и поддерживают здоровое кровообращение, это позволяет хорошо спать, что играет жизненно важную роль в поддержании психического здоровья [2].

Потеря и утрата

К сожалению, концепция потери в той или иной форме влияет на всю жизнь. Будь то развод родителей или расставание - это то, что сказывается на психическом состоянии. То же самое и со смертью - она, так или иначе, окажет влияние на всю дальнейшую жизнь. То, как мы справляемся с этой потерей и тяжелой утратой, во многом влияет на психическое благополучие обучающихся.

Воздействие

Воздействие - сложный фактор, и в жизни любого человека оно может иметь разные последствия. Тем более что мы живем в век информации и технологий, количество возможностей воздействия безгранично. Важно понять, какое воздействие полезно для психического состояния в разном возрасте и на разных этапах жизни, чтобы гарантировать, что чрезмерное или недостаточное воздействие не повлияет на ребенка негативно.

Свобода выражения

Живет ли ребенок в ограниченном обществе или дома, важность самовыражения играет огромную роль в психическом здоровье человека. Тем, кого учат или заставляют воздерживаться от самовыражения, обычно приходится иметь дело с множеством психических проблем, которые довольно сложно, но возможно преодолеть. Лучше всего предоставить своим детям платформу, чтобы они могли свободно выражать свои мысли [3].

Влияние социальных сетей на жизнь

На первый взгляд может показаться удивительным, что социальные сети могут повлиять на психическое состояние. Однако если учесть, сколько времени дети тратят на взаимодействие с такими сайтами, как Facebook, Twitter, Instagram и другие, это действительно имеет смысл.

Все, что отнимает у нас много времени, включая работу, просмотр телевизора, физические упражнения или вождение автомобиля, оказывает определенное влияние на психическое состояние.

Существует несколько путей влияния социальных сетей на психическое состояние.

Зависимость от социальных сетей. Люди, зависимые от социальных сетей, могут испытывать негативные побочные эффекты, такие как напряжение глаз, социальную замкнутость или недостаток сна [4].

Зависимость от социальных сетей - это реальное явление. В силу того, что все больше людей носят с собой смартфоны и другие устройства, куда бы они ни пошли, становится все труднее избежать воздействия Интернета. И дети все чаще проводят свое онлайн-время на сайтах социальных сетей, таких как Facebook, Twitter и Instagram.

Это может оказать вредное воздействие на жизнь и даже психическое здоровье обучающихся, зависимых от этих сайтов. Любая зависимость потенциально вредна, если она отнимает энергию от других видов деятельности, таких как работа, физическая активность и отношения в автономном режиме. Зависимость от социальных сетей вредит психическому здоровью по-разному [5].

Информация. Можно найти большое количество информации, связанной с психическим здоровьем, в социальных сетях. Это может быть весьма полезно.

Как показывает вышесказанное, нет простого ответа на вопрос о том, хороши или плохи для нас социальные сети. Поскольку это такое всепроникающее влияние на современную жизнь, которое имеет много положительных и отрицательных последствий. Рассмотрим некоторые из них более подробно.

Эмоциональные связи. Социальные сети могут помочь общаться с большим количеством людей и оставаться на связи с теми, с кем уже близки. Общение с людьми доказало свою пользу для психического здоровья.

Эмоциональное воздействие. Социальные сети используются для многих целей, таких как общение, поиск и обмен информацией, покупки и просто развлечения. Некоторые из этих функций довольно нейтральны, в то время как другие могут вызывать сильные эмоции.

Позитивные связи важны для психического и даже физического здоровья. Существует множество доказательств того, что социальная изоляция связана со снижением качества жизни, не говоря уже о сокращении ее продолжительности. Хотя общения с людьми в социальных сетях недостаточно, и оно не заменяет живого общения, тем не менее оно может быть полезным для психического здоровья [6].

Пожилые люди и люди с ограниченными возможностями, которые могут иметь недостаточную мобильность, могут использовать социальные сети для общения и улучших свое психическое состояние [7].

Проблемы со зрением. Можно перенапрячь глаза, слишком долго глядя на экраны.

Усталость. Это еще один симптом чрезмерного использования социальных сетей. Если слишком поздно ложиться спать, публикуя посты в Twitter или Facebook, можно потерять ценный сон.

Недостаток физических упражнений. Социальные сети могут сократить время, которое могли бы проводить на свежем воздухе или заниматься спортом.

Отвлечение. Одним из самых опасных потенциальных последствий зависимости от социальных сетей является нахождение в состоянии рассеянности. Как подтверждают имеющиеся многочисленные факты, можно даже получить травму, отправляя, например, текстовые сообщения и гуляя.

Вышеперечисленные вредные последствия вызваны не социальными сетями как таковыми, а чрезмерным их использованием [8].

Оставаться здоровым в социальных сетях

При осознанном и умеренном использовании социальные сети могут оказать положительное влияние на жизнь и на даже психическое здоровье. Вот несколько общих советов, которые следует иметь в виду:

- используйте социальные сети в определенно запланированное время. Не позволяйте этому мешать вашей работе, учебе или отношениям в автономном режиме;

- если трудно выйти из социальных сетей, попробуйте приложения для повышения производительности, которые ограничивают доступ к определенным сайтам;

- используйте социальные сети для изучения проблем со здоровьем, но всегда консультируйтесь со своим лечащим врачом, прежде чем принимать какие-либо рекомендации;

- держитесь подальше от социальных сетей и любых коммуникационных платформ во время вождения автомобиля или других потенциально опасных действий;

- оставайтесь позитивными. Не тратьте время на споры с людьми в Интернете.

Влияние на коммуникацию и связь

Десять лет назад было очень трудно найти и связаться с людьми, которых мы когда-то знали, даже с помощью Интернета. Сайты социальных сетей, такие как Facebook и Google+, значительно облегчают людям поиск друг друга и воссоединение даже после десятилетий разлуки. Сайты - отличный способ узнать, что происходит в жизни друзей и семьи, а также познакомиться с новыми людьми, чьи интересы и мысли схожи [9].

Молодежь

Молодежь мира часто наиболее готова адаптироваться и научиться использовать новые технологии, и они, безусловно, находятся в авангарде социальных сетей всех типов. У них также больше технологических ноу-хау, чем у многих представителей старшего поколения. Таким образом, социальные сети, безусловно, оказывают довольно большое влияние на их повседневную психическую жизнь.

У тех, кто проводит слишком много времени в социальных сетях или серьезно относится к злоупотреблениям онлайн-хулиганов на сайтах, могут возникнуть некоторые психические проблемы. Для родителей, даже для подростков в возрасте 16 и 17 лет, важно следить за тем, чтобы сайты социальных сетей не оказывали отрицательного влияния на психическую жизнь детей [10].

Развлечение

Еще одна причина, по которой дети и взрослые проводят столько времени в социальных сетях, заключается в том, что они могут быть отличной формой психического развлечения. Независимо от того, употребляется ли смартфон,

планшет или обычный компьютер, все больше и больше людей используют социальные сети в своей повседневной жизни. За последние несколько лет мало что оказало такое сильное психическое влияние, как социальные сети. Эти сайты, безусловно, являются шагом на пути к мировой глобализации [11].

Итак, психическое состояние имеет большое значение в жизни любого человека, особенно детей. Теперь мы лучше, чем когда-либо, понимаем, что значит быть психически стабильным человеком, и как этого добиться в образовательных учреждениях. Что более важно - понятно, что нужно делать для выявления любых психических расстройств, чтобы лечение можно было начать немедленно, а не отмахиваться от него как от неуместного [12].

Библиографический список

Результаты исследования могут быть применены преподавателями-психологами на факультативных, внеклассных занятиях.

Решать поставленные цели и задачи можно при помощи формирования психического состояния личности, основываясь на комплексно-тематическом принципе.

В трудных ситуациях не следует всегда искать идеальное решение проблемы. Надо находить действенное решение, которое может поменять ситуацию, поведение и мышление. Взгляд на вопрос психического состояния как на что-то положительное может оказаться необходимым: он может поменять мышление и помочь найти решение [13].

1. Божович М.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. Москва: Политиздат, 2001.

2. Выготский Л.С. Психология развития человека. Москва: 2003.

3. Каракотова С.А. Современные информационные технологии в образовательной деятельности. Инновационные процессы в системе образования: теория и практика: сборник трудов конференции. Карачаевск: Издательство КЧГУ, 2018: 133 - 137.

4. Каракотова С.А., Алиева А.М. Цели и основные задачи модернизации образования. Инновационные процессы в системе образования: теория и практика: сборник трудов конференции. Карачаевск: Издательство КЧГУ, 2017: 106 - 110.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Каракотова С.А. Инновационные технологии в образовательном процессе. Инновационные процессы в системе образования: теория и практика: сборник трудов конференции. Карачаевск: Издательство КЧГУ 2019: 69 - 74.

6. Койчуева Л.М., Акбашева РС., Аджиева А.И. Социально-психологическое и конфликтное поведение молодежи в обществе. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. Научно-теоретический журнал. Санкт-Петербург: НГУ имени П.Ф. Лесгафта. 2021; № 12 (202): 500 - 502.

7. Койчуева Л.М., Шаугенова Д.Х. Психологические методы в социальной работе. Актуальные проблемы истории, теории и методологии социальной работы: материалы Межрегиональной научно-практической конференции. Нальчик: Кабардино-Балкарский университет, 2019: 348 - 353.

8. Лепшокова Е.А., Кипкеева З.К. Основная проблема политики с точки зрения Никколо Макиавелли. Актуальные проблемы и приоритетные направления развития аграрной экономической системы: аспекты, механизмы, перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Махачкала, 2021: 95 - 98.

9. Лепшокова Е.А., Кипкеева З.К. Проблема нынешней политической идеологии, ее содержание. Актуальные проблемы и приоритетные направления развития аграрной экономической системы: аспекты, механизмы, перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Махачкала, 2021: 98 - 101.

10. Лепшокова Е.А., Карасова С.Я. Использование учебной игры на уроках иностранного языка. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021. № 7 (197): 195 - 198.

11. Лепшокова Е.А Соматические идиомы как основа идиоматической речи. Национальная ассоциация ученых. 2020; № 58-2 (58): 36 - 37.

12. Лепшокова Е.А Экономические оценки «человеческого капитала». Основные тенденции развития экономики и управления в современной России: материалы IX Всероссийской научной конференции студентов и молодых ученых. 2020: 72 - 75.

13. Тоторкулова К.А. Роль образования в социуме. Традиции и инновации в системе образования: международный сборник научных статей. Карачаевск: Издательство Карачаево-Черкесского государственного университета им. УД. Алиева, 2019; Выпуск XVII: 228 - 231.

References

1. Bozhovich M.I. Izuchenie motivaciipovedeniya detejipodrostkov. Moskva: Politizdat, 2001.

2. Vygotskij L.S. Psihologiya razvitiya cheloveka. Moskva: 2003.

3. Karakotova S.A. Sovremennye informacionnye tehnologii v obrazovatel'noj deyatel'nosti. Innovacionnye processy v sisteme obrazovaniya: teoriya i prakíika: sbornik trudov konferencii. Karachaevsk: Izdatel'stvo KChGU, 2018: 133 - 137.

4. Karakotova S.A., Alieva A.M. Celi i osnovnye zadachi modernizacii obrazovaniya. Innovacionnye processy v sisteme obrazovaniya: teoriya i prakíika: sbornik trudov konferencii. Karachaevsk: Izdatel'stvo KChGU, 2017: 106 - 110.

5. Karakotova S.A. Innovacionnye tehnologii v obrazovatel'nom processe. Innovacionnye processy v sisteme obrazovaniya: teoriya i praktika: sbornik trudov konferencii. Karachaevsk: Izdatel'stvo KChGU, 2019: 69 - 74.

6. Kojchueva L.M., Akbasheva R.S., Adzhieva A.I. Social'no-psihologicheskoe i konfliktnoe povedenie molodezhi v obschestve. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. Nauchno-teoreticheskij zhurnal. Sankt-Peterburg: NGU imeni P.F. Lesgafta. 2021; № 12 (202): 500 - 502.

7. Kojchueva L.M., Shaugenova D.H. Psihologicheskie metody v social'noj rabote. Aktual'nye problemy istorii, teorii i metodologii social'noj raboty: materialy Mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. Nal'chik: Kabardino-Balkarskij universitet, 2019: 348 - 353.

8. Lepshokova E.A., Kipkeeva Z.K. Osnovnaya problema politiki s tochki zreniya Nikkolo Makiavelli. Aktual'nye problemy iprioritetnye napravleniya razvitiya agrarnoj 'ekonomicheskoj sistemy: aspekty, mehanizmy, perspektivy materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Mahachkala, 2021: 95 - 98.

9. Lepshokova E.A., Kipkeeva Z.K. Problema nyneshnej politicheskoj ideologii, ee soderzhanie. Aktual'nye problemy i prioritetnye napravleniya razvitiya agrarnoj 'ekonomicheskoj sistemy: aspekty, mehanizmy perspektivy: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Mahachkala, 2021: 98 - 101.

10. Lepshokova E.A., Karasova S.Ya. Ispol'zovanie uchebnoj igry na urokah inostrannogo yazyk . Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2021. № 7 (197): 195 - 198.

11. Lepshokova E.A Somaticheskie idiomy kak osnova idiomaticheskoj rechi. Nacional'naya associaciya uchenyh. 2020; № 58-2 (58): 36 - 37.

12. Lepshokova E.A 'Ekonomicheskie ocenki «chelovecheskogo kapitala». Osnovnye tendencii razvitiya 'ekonomiki i upravleniya v sovremennoj Rossii: materialy IX Vserossijskoj nauchnoj konferencii studentov i molodyh uchenyh. 2020: 72 - 75.

13. Totorkulova K.A. Rol' obrazovaniya v sociume. Tradicii i innovacii v sisteme obrazovaniya: mezhdunarodnyj sbornik nauchnyh statej. Karachaevsk: Izdatel'stvo Karachaevo-Cherkesskogo gosudarstvennogo universiteta im. U.D. Alieva, 2019; Vypusk XVII: 228 - 231.

Статья поступила в редакцию 31.05.22

УДК 372.878

Li Hao, senior lecturer, Heihe Institute (Heihe, Heilongjiang, China), E-mail: 81282031@qq.com

THE SPECIFICS OF TEACHING TO PLAY THE FLUTE IN CHINA. The flute is one of the most difficult musical instruments for beginners. The reason for this phenomenon is the combination of the design features of the instrument, the specifics of the setting of the game apparatus, as well as the physical and mental development of younger schoolchildren. The latter circumstance is especially important, because different age groups have different abilities to perceive the information received, and different methods of teaching should be used for different perception abilities. A well-known Chinese proverb says: "Know yourself and know your enemy, and you will not be in danger in a hundred battles." Using this principle, it is possible to increase the effectiveness of learning, and students can gain more knowledge and practical skills from learning. In this article, students of the initial stage of learning to play the flute will be selected as the main object of research. In the study, the author focuses on his own long-term pedagogical practice, during which methods and forms of teaching were developed training, which most adequately allow achieving the goals of the initial stage of mastering the game on the flute.

Key words: junior schoolchildren, learning to play the flute, individual approach, game forms of classes.

ЛиХао, доц., Хэйхэский институт, г. Хэйхэ, E-mail: 81282031@qq.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.