4. Вахитов Д.Р, Гриневецкая Т.Н., Лапытов РА., Саитова РГ. Особенности реагирования системы образования на происходящие в мире изменения. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 227 - 230.
5. Какой вред наносит человеку компьютер. Available at: www.cgon.rospotrebnadzor.ru/content/62/1057/
References
1. Vahitov D.R., Kondrat'eva T.N., Gabdullin N.M. K voprosu o reformirovanii sistemy obrazovaniya v RF s cel'yu sohraneniya suvereniteta gosudarstva. Pedagogicheskij professionalism v obrazovanii: sbornik nauchnyh trudov XII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Novosibirsk: Izdatel'stvo NGPU, 2016; Ch. 2: 19 - 28.
2. Vahitov D.R. Singulyarnost'. Moskva: RUSAJNS, 2019.
3. Vahitov D.R., Grineveckaya T.N., Svechnikov K.L., Nurova L.R. K voprosu o publikaciyah v zarubezhnyh nauchnyh izdaniyah. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 4 (83): 30 - 31.
4. Vahitov D.R., Grineveckaya T.N., Lapytov R.A., Saitova R.G. Osobennosti reagirovaniya sistemy obrazovaniya na proishodyaschie v mire izmeneniya. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 227 - 230.
5. Kakoj vred nanosit cheloveku komp'yuter. Available at: www.cgon.rospotrebnadzor.ru/content/62/1057/
Статья поступила в редакцию 02.08.21
УДК 378
Vahitov D.R., Doctor of Sciences (Economics), Head of Department of Economics, Russian State University of Justice, Kazan branch, Professor of Kazan Cooperative Institute (Kazan, Russia), E-mail: vahitov1972@gmail.com
Grineveczkaya T.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Pedagogy and Psychology, Novosibirsk State Medical University, Novosibirsk Military Institute n.a. I.K. Yakovlev of the National Guard of the Russian Federation, (Novosibirsk, Russia), E-mail: tanita973@list.ru Yakhina L.T., Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Kazan Cooperative Institute (Kazan, Russia), E-mail: yahina_kki@mail.ru Minnegalieva V.Z., Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Kazan Cooperative Institute (Kazan, Russia), E-mail: avlyakulova_kki@mail.ru
THE IMPACT OF ONLINE LEARNING ON THE HEALTH OF MODERN YOUTH. The article analyzes some of the consequences of the influence of online learning on the health of modern youth. The transition to distance learning has created new conditions for the relationship between students and their mentors. Instead of exchanging opinions on the subjects studied, students found themselves in a closed, highly individualized environment, alone with a computer screen and with themselves, which caused problems with empathy in the younger generation. Communication between a teacher and a student in the conditions of distance learning is sometimes difficult for technical reasons (failures in Internet connection traffic, "floating" sound, fuzzy image, etc.), which leads to a decrease in academic performance due to circumstances beyond the control of the teacher and his students. Special attention is paid to the problem of visual impairment, physical inactivity and the general physical condition of students. It is concluded that for a full-fledged analysis, complex studies are required, both in relation to individual functions of the body and the scale of what is happening.
Key words: school, university, information technologies, Internet, online learning, educational process, youth, student, teacher, communication, WhatsApp, empathy, physical inactivity.
Д.Р. Вахитов, д-р экон. наук, зав. каф. экономики Казанского филиала Российского государственного университета правосудия, проф. Казанского кооперативного института, г. Казань, E-mail: vahitov1972@gmail.com
Т.Н. Гриневецкая, канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики и психологии Новосибирского государственного медицинского университета, проф. Новосибирского военного института имени И.К. Яковлева войск национальной гвардии РФ, г. Новосибирск, E-mail: tanita973@list.ru Л.Т. Яхина, канд. экон. наук, доц., Казанский кооперативный институт, г. Казань, E-mail: yahina_kki@mail.ru В.З. Миннегалиева, канд. экон. наук, доц., Казанский кооперативный институт, г. Казань, E-mail: avlyakulova_kki@mail.ru
ВЛИЯНИЕ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ НА ЗДОРОВЬЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
В статье проанализированы некоторые последствия влияния онлайн-обучения на здоровье современной молодежи. Переход на дистанционную форму обучения создал новые условия взаимоотношений между учениками и их наставниками. Вместо обмена мнениями по изучаемым дисциплинам учащиеся оказались в замкнутой, сугубо индивидуализированной обстановке, наедине с экраном компьютера и с самим собой, что вызвало проблемы с эмпатией у подрастающего поколения. Коммуникации между преподавателем и студентом в условиях дистанционного обучения порой затруднены по техническим причинам (сбои в трафике интернет-соединения, «плавающий» звук, нечеткое изображение и др.), что влечет за собой снижение успеваемости по независящим от преподавателя и его учеников обстоятельствам. Особое внимание в статье уделено проблеме ухудшения зрения, гиподинамии и общего физического состояния обучающихся. В заключение делается вывод, что для полноценного анализа требуется проведение комплексных исследований как в отношении отдельных функций организма, так и масштабности происходящего.
Ключевые слова: школа, вуз, информационные технологии, Интернет, онлайн-обучение, учебный процесс, молодежь, обучающийся, преподаватель, коммуникация, WhatsApp, эмпатия, гиподинамия.
Вопросы перехода на дистанционное обучение с использованием информационных технологий активно обсуждаются на страницах разных изданий в силу своей актуальности. Феномен удаленного обучения сам по себе не нов, однако в таком массовом формате и так продолжительно по времени он осуществляется впервые. Чтобы понять суть данного феномена и повысить качество онлайн-обучения, необходимо проанализировать те проблемы, с которыми столкнулись и педагоги, и учащиеся в непривычных для них условиях работы.
Одной из основных проблем учащихся при переходе к дистанционной форме обучения стало ограничение, а подчас и невозможность общения с одноклассниками/ одногруппниками. Переход на домашнее, удаленное обучение показал, насколько большое значение для учеников и студентов имеют личные и социальные контакты с обучающимися, даже несмотря на имеющиеся случаи социальных конфликтов, недовольства по отношению друг к другу. Однако, во-первых, это тоже играет важную роль в получении молодым человеком или девушкой жизненного опыта, а во-вторых, положительных, дарящих позитивные эмоции человеческих отношений между обучающимися, как правило, больше. Вместо обмена мнениями по изучаемым дисциплинам, знаниями, которые порой друг объяснит проще и доступнее, чем преподаватель, а также другой, не имеющей отношения к учебному процессу, но от этого не менее важной информации
(обсуждение новинок кино, литературы, игр, моды и т.д.), учащиеся оказались в замкнутой, сугубо индивидуализированной обстановке, наедине с экраном компьютера и с самим собой [1]. Безусловно, имеется разновидность в виде электронных коммуникаций через смартфон или компьютер, и молодежь этим активно пользуется, однако такой вариант, во-первых, еще больше увеличивает нагрузку на организм, и без того испытывающий ежедневное электромагнитное излучение, а во-вторых, и это особо важно, не является полноценной заменой личного общения, контакта с другими людьми.
Эмпатия, желание видеть и чувствовать чужие эмоции, сопереживать им двигают людей к общению друг с другом, благоприятствуют установлению дружеских, приятельских и романтических отношений, а для молодежи все вышеперечисленное еще более актуально в силу возраста и желания постигать окружающий мир. Люди посещают футбольные, баскетбольные и иные спортивные и культурные мероприятия (хотя возможности современного телевидения и Интернета позволяют сделать это из любой точки мира) для того, чтобы коллективно испытать эмоции радости, восхищения, разочарования и другие, что и дарит человеку радость жизни. Еще одним аргументом в пользу личного общения является современный тренд в виде огромной популярности настольных игр, несмотря на то, что существует колоссальный выбор компьютерных игр с многочисленны-
ми спецэффектами и возможностью использовать кооперативный режим. Тем не менее людям требуется личное общение, тактильные, а не виртуальные ощущения, поэтому собираются компании подростков у кого-нибудь дома, в кафе или на природе, чтобы провести время с приятными и интересными собеседниками.
Дистанционный формат обучения разрушает стройную систему студенческого и школьного общения, имеющего множество аспектов, как в личностных отношениях, так и затрагивающих учебный процесс. Результатом такого разрыва привычных связей является, в том числе, и ухудшение положения с усвоением материала обучающимися. Не секрет, что процесс овладения знаниями и умениями разными студентами и школьниками происходит с разной скоростью, но в новых условиях добавились и технические проблемы: некоторые обучающиеся просто не расслышали текст или не рассмотрели приведенный в презентации материал. В аудитории всегда имеется возможность обратиться к соседу с уточняющим вопросом, чтобы восстановить пропущенный материал, при дистанционном формате сделать это становится труднее (каждый раз обращаться с вопросами в WhatsApp к одногруппникам - это способ нарушить целостность восприятия занятия и для себя, и для других слушателей). То, что отдельные обучающиеся не смогли понять самостоятельно, а застенчивость (весьма часто встречающееся в молодежной среде явление) не позволяет обратиться к преподавателю напрямую, может привести к отставанию в учебе.
В аудиторном формате проблему можно решить с помощью общения с одногруппниками: или в перерыве, или даже во время занятия, хотя это и является нарушением учебной дисциплины. Очень важно для слушателей видеть, обозревать и даже чувствовать, как эмоции лектора, так и реакцию аудитории на отдельные реплики. Арсенал опытных преподавателей богат и включает шутки, экспрессивные методы изложения, вопросы-ловушки, и для процесса усвоения материала важным является коллективная реакция группы слушателей. Видя, что одногруппники рассмеялись или задумались, слушатель воспринимает информацию путем коллективной реакции лучше, переживая совместно столь важные для всех участников учебного процесса эмоции. С другой стороны, и преподавателю важно видеть ответную реакцию аудитории, чтобы скорректировать свое выступление. Когда студент находится один в комнате перед экраном компьютера, почувствовать коллективную реакцию очень сложно, если вообще возможно. Фактически и самого коллектива нет, обучающийся не чувствует себя частью группы или класса, следовательно, есть отдельные реакции индивидуальных слушателей, но не эмоциональный отклик всей учебной аудитории. Даже успешное решение задачи, защита презентации, проведение деловой игры с последующим объявлением оценок (баллов) не воспринимается в дистанционном формате с тем накалом страстей, как это происходит в аудитории. Если в обычном, реальном формате обучения преподаватель (или даже группа преподавателей, выступающих в роли жюри по защите проектов) использует эмоциональные методы для создания соответствующей атмосферы, включая паузу перед объявлением студента, заработавшего больше всего баллов, или команды-победительницы, после чего следует взрыв эмоций (девушки в этом плане являются непревзойденными специалистами), то в дистанционном формате остается лишь написать в мессенджере «Ура!». Такого эмоционального сопереживания, катарсиса, остающегося в памяти обучающихся на долгие годы, при фактически индивидуальном, одиночном обучении почувствовать не получится. Таким образом, нехватка непосредственного и коллективного общения с одноклассниками и одногруппниками отрицательно сказывается и на результативности обучения, и на социальном развитии личности.
При всей важности учебы для молодежи еще более значимыми являются личные эмоции при общении друг с другом, личная жизнь обучающихся. Именно в вузе (при нахождении в одном учебном корпусе, аудитории, столовой, общежитии) складываются наиболее благоприятные условия для поиска друзей и любимых. Вуз - это не только место для получения знаний, но и площадка для общения девушек и молодых людей друг с другом. Не секрет, что многие семьи возникают именно в студенческие годы. Дистанционный формат наносит сокрушительный удар по таким коммуникациям, люди просто не подозревают о существовании друг друга, хотя, находясь в одной аудитории, могли обратить внимание, а затем перейти и к непосредственному, личному общению. Долгосрочные перспективы для общества и страны такой изоляции молодежи друг от друга очень тревожные [2]. Юность должна приносить такие эмоции, на основе которых люди выстраивают всю свою сознательную жизнь. Дружба, любовь, появившиеся в студенческий период, остаются на долгие годы, оставляют приятные воспоминания, служат ориентиром для подрастающего поколения. Но дистанционная форма фактически лишает молодежь преимуществ студенческой жизни в плане личного общения, что и находит отражение в чувстве одиночества, на которое жалуются обучающиеся.
Следующее следствие внедрения удаленной формы обучения является логическим продолжением предыдущего, нарушением коммуникационных связей по линии обучающийся - преподаватель. Проблема взаимоотношения учеников и учителя, коллектива слушателей и лектора присутствовала всегда и вызывала интерес как у ученых, занимающихся педагогическими проблемами, так и у чиновников, ответственных за развитие сферы образования. Какой бы ни была актуальной и даже уникальной информация, представленная на занятии, она останется не воспринимаемой слушателями, если коммуникация их с преподавателем будет неэффективна. С другой стороны, хорошая система контактов,
предусматривающая обратную связь между обучающимися и преподавателем, создает благоприятные условия для раскрытия лучших способностей лектора и глубоких знаний слушателей, что и является конечной целью системы обучения в любой стране. Не будем забывать и о необходимости передачи подрастающему поколению не только специализированной информации, знаний и умений, но и формировании его (ее) как личности. А достигается это опять же благодаря эффективной работающей коммуникации преподаватель - слушатель.
Проблемы и трудности взаимоотношений могут возникать по разным причинам:
- различия в когнитивных способностях обучающихся (несмотря на попытки советской педагогики претворить в жизнь принцип «отстающих учеников не бывает», добиться его реализации для всех без исключения не удалось);
- количество слушателей в аудитории (и малое их число, и, тем более, заполненное до отказа учебное помещение могут служить препятствием для концентрации внимания на учебном процессе);
- хорошее владение материалом по дисциплине (теме обсуждения) лектором, а также увлеченность предметом (или, напротив, монотонное и безэмоциональное изложение учебного курса способно разочаровать даже самых заинтересованных учеников);
- педагогические методики и практики, применяемые лектором в процессе обучения, и многое другое.
Многочисленные публикации в научных журналах, защищенные диссертации по педагогике, а также личное общение преподавателей друг с другом и обмен практическим опытом позволяют раскрыть огромное количество аспектов этой неоднозначной и трансформирующейся проблемы [3]. Переход на дистанционную форму обучения создал новые условия взаимоотношений, коммуникационных связей между учениками и их наставниками. Некоторые типы и особенности учебной коммуникации сохранились и в том случае, когда лектор и его ученики находятся не в одном месте, и здесь часть проблем характерна именно для онлайн-обучения. В частности, если обучающийся, особенно школьного возраста, застенчив, не уверен в себе, затрудняется задавать вопросы публично, то и через монитор компьютера сделать это будет непросто. С другой стороны, нахождение в коллективе, в замкнутом пространстве также накладывает собственные ограничения, а онлайн-обучение позволяет раскрепостить некоторых обучающихся и улучшить усвоение материала. Например, бывают ситуации, когда задается слишком много вопросов (некоторые из них - не по теме занятия), так что слушатели, не участвующие в дискуссии, просто устают от них, теряют концентрацию внимания, да и целостность восприятия лекции или семинара нарушается. В аудитории такая коллективная усталость, переходящая в раздражение, хорошо прослеживается всеми находящимися в ней, и слушатели могут самостоятельно ограничивать желание задать еще один вопрос, видя негативную реакцию одноклассников или одногруппников. Преподаватель тоже может вмешаться, реагируя на эмоции слушателей или же проявляя их сам. Когда же слушатели и лектор находятся удаленно друг от друга, разделенные пространством, эмоциональное ощущение коллектива исчезает, и обучающиеся принимают решения сугубо индивидуально, не ориентируясь на мнение учебной группы. Причем это может иметь два противоположных следствия: обучающиеся раскрепощаются психологически, задают нужный им вопрос и лучше понимают проблему или же количество вопросов преподавателю возрастает настолько, что учебное занятие превращается в интервью.
Учитывая современные тенденции коммуникационных связей, взаимоотношений людей друг с другом, стоит обратить внимание на то, насколько популярны такие сервисы, как WhatsApp. Они получили действительно всемирное распространение именно потому, что молодежи психологически проще задать вопрос собеседнику, написав его в виде текста, чем позвонить или, тем более, встретиться лично и изложить суть проблемы устно. Но такую же форму коммуникации ученики и студенты выбирают чаще при онлайн-обучении, когда обучающиеся пользуются чатом, нежели задают вопрос устно преподавателю [4]. Определенное удобство в таком формате присутствует: можно задать вопрос лектору, не отвлекая его акустическим способом. С другой стороны, у молодых людей не вырабатывается навык устной коммуникаций, правильной постановки вопросов, чтобы собеседник продолжил разговор. Эти навыки необходимы каждому человеку для успешной социализации и выстраивания отношений с другими людьми. Кроме того, вал вопросов, который обрушивается на учителя (преподавателя) в электронном формате, не соответствует физическим и эмоциональным ресурсам отдельного индивида. Вполне естественно, что ответы от преподавателя обучающийся получает позднее (порой через несколько дней), что затрудняет усвоение материала или подготовку к самостоятельной работе. В некоторых случаях ответов вовсе нет - преподаватели не в состоянии ответить всем, тем более учитывая неуместность («Где найти ответ на задание?») или неформатность запроса (не связан с темой занятия). Таким образом, проблема, с которой столкнулся обучающийся, остается нерешенной, он чувствует себя ненужным, игнорируемым (преподавателем, школой, вузом). В аудитории данное непонимание разрешается практически мгновенно: достаточно обратиться к преподавателю повторно или просто выслушать объяснение, которое было сделано другому обучающемуся, чтобы неясность с постановкой учебной задачи была преодолена.
Коммуникации между преподавателем и студентом могут быть затруднены и по техническим причинам (сбои в трафике интернет-соединения, «плавающий»
звук, нечеткое изображение), причем обе стороны могут об этом не знать. Происходит разрыв в успеваемости по независящим от преподавателя и его учеников обстоятельствам: быстрее порой отвечают не те, кто лучше владеет материалом. Ученик, который сначала не услышал вопроса, не понял задания, затем не получил ответа на запрос, оказывается в отстающих, хотя в аудитории был бы в числе лучших. Кроме того, отсутствие ответа от преподавателя может быть неправильно истолковано как раздражение или иная форма недовольства наставника, что сдерживает ученика от повторной постановки вопроса. В ином случае лекция через видеоконференцию быстро превращается в череду беспрерывных просьб повторить сказанное, что, несомненно, утомляют и преподавателя, и других слушателей, не способствуя высокой эффективности учебного занятия. Проблема состоит в том, что люди не могут воспринимать помимо текста еще и эмоции собеседника, что значительно облегчило бы процесс восприятия лекционного и семинарского занятия. Формат изложения лекционного материала устно, при личном присутствии лектора и слушателей в аудитории в обязательном порядке включает и чувственную, эмфатическую составляющую, когда обучающиеся не только воспринимают информацию, но и наблюдают, а иногда и переживают, эмоциональную реакцию как преподавателя, так и аудитории. Юмор, ирония, сатира, недовольство и другие эмоциональные реакции играют важную роль в усвоении материала, в получении новых знаний, навыков, в том числе и в том, как общаться друг с другом (ученики часто повторяют наставников), а также побуждают слушателей активно участвовать в обсуждении, размышлениях о сказанном.
В качестве примера разницы между аудиторной и дистанционной формами обучения можно привести такой инструмент, как «вопрос-ловушка», активно используемый многими преподавателями. Он предусматривает, что слушатели должны внимательно выслушать вопрос, разобраться в сути и обнаружить подвох. Вопросы-ловушки позволяют хорошо развивать нетривиальное мышление, многоаспектность в решении проблемы, внимательность к деталям, но обязательно требуется визуальное восприятие и эмоции преподавателя, и реакции одногруппников. Легкой, ироничной улыбкой лектор может намекнуть, что не все так однозначно в вопросе, а задумчивость одногруппников вынуждает конкретного студента не искать легких ответов, а дополнительно подумать над проблемой. При компьютерном способе коммуникаций сделать это весьма затруднительно, так как обе стороны - преподаватель и учебная группа - не воспринимают в полной мере реакцию друг друга. Важно добавить, что временным периодом проведения занятия (1 час 30 минут) общение между преподавателем и слушателями в вузе не ограничивается. Многие обучающиеся после окончания лекции и семинара подходят и уточняют сложные для них вопросы, рассмотренные на занятии или предусмотренные для самостоятельной работы. Достаточно одной фразы, чтобы неясность была раскрыта, причем ответ слышат и другие ученики (студенты) и делают для себя нужные выводы. В дистанционном формате такая корреляция внеучебной коммуникации практически отсутствует. Кроме того, для самих преподавателей видеть и ощущать реакцию учебной группы также чрезвычайно важно. Если в одной группе приведенный пример или шутливая ситуация из практической деятельности вызвали улыбки, понимание, а значит, и усвоение материала, то у другой группы реакция может быть противоположной - недоумение и растерянность. В аудитории преподаватель, видя такую реакцию слушателей, делает корректировку, приводит другой пример, использует иные инструменты подачи материала и достигается положительный эффект от занятия. Сидя перед экраном компьютера и не наблюдая ответной реакции студентов, преподаватель может продолжать придерживаться избранной линии изложения материала, а студенты, тоже лишенные визуализации реакции группы, находятся в заблуждении, что только он (она) не понимают сути темы, в то время как другие продвигаются далее по плану учебного занятия. Таким образом, проблема остается нераскрытой и происходит это именно по причине нарушения коммуникаций между преподавателем и слушателями.
Не будем забывать и о воспитательной функции учебного заведения, особенно важно это в школе, но в дистанционном формате она теряет свою значимость. Личность преподавателя, его манера поведения, интеллектуальный уровень, эмоциональная составляющая играют важную роль в становлении личности подрастающего юноши или девушки. Даже посещаемость занятий зависит от того, какой авторитет у студентов имеет тот или иной лектор, а крылатые фразы, индивидуальные особенности поведения, даже чудачества преподавателей не только входят в студенческий фольклор, но и формируют общее отношение к образованию, к учебному заведению (уважительное или же не очень). Преподаватель собственным примером формирует в ряде случаев траекторию карьерного роста слушателей, которые активно перенимают фразы, лингвистические конструкции, эмоциональные реакции тех наставников, которые смогли побудить своих учеников соблюдать дисциплину не по необходимости, а из искреннего любопытства и интереса. В дистанционном формате подобный воспитательный эффект практически отсутствует.
Еще одной, на наш взгляд, очень серьезной и многоплановой проблемой является физическое состояние обучающегося. Для полноценного и комплексного анализа требуется проведение, прежде всего, медицинских исследований, учитывая как отдельные функции организма, так и масштабность происходящего. Влияние компьютерного оборудования и информационных технологий на человеческий организм изучается довольно длительное время, но впервые в истории
человечества произошел массовый переход на онлайн-обучение, сотни миллионов человек во всем мире испытали воздействие электромагнитного излучения, стресса и иные последствия, что требует вдумчивого анализа специалистов. Но даже первоначальные данные, опубликованные в печати, в сети Интернет, позволяют обнаружить ряд негативных, на наш взгляд, тенденций, которые уже привели к ухудшению общего физического и психологического состояния обучающихся, а также их родителей и преподавателей. Существует понятие «здоровье нации», где интересы государства и граждан взаимосвязаны, и речь идет о будущем всего общества. В рамках данной работы важно определить и учесть то, что имеются индивидуальные особенности здоровья школьников и студентов. Если для одних переход на онлайн-обучение означает реализацию негативного сценария для здоровья, то другие обучающиеся могут не почувствовать никаких изменений. Тем не менее для большинства обучающихся изменения отмечаются, причем именно в сравнении с аудиторной формой обучения.
В первую очередь внимания заслуживает проблема гиподинамии (она характерна и для преподавателей). Слушатели в течение нескольких часов (3 учебные пары - это более четырех с половиной часов вместе с перерывами, а расписанием может быть предусмотрено и большее количество занятий) находятся в напряженном состоянии, сосредоточив внимание на экране монитора [5]. Гиподинамия стала волновать сначала врачей, а затем и общество, политиков еще во второй половине XX века, став настолько массовой, что затрагивает практически все человечество. Технологический прогресс стал главной причиной этого, и онлайн-обучение, невозможное без современных достижений в цифровых и других технологиях, фактически еще более обострило проблему. В течение этих десятилетий было проведено и продолжает проводиться множество исследований по отдельным аспектам гиподинамии, причем не только в медицинской, но и в социальной, экономической и других сферах жизнедеятельности человека. На основе этих исследований можно диагностировать следующие последствия для здоровья обучающихся:
- происходит деградация мышц в результате недостатка движения;
- фиксация тела в одном положении (расстояние от экрана одно и то же, руки расположены на клавиатуре или экране смартфона) отражается на состоянии суставов и связок;
- целый комплекс осложнений связан с позвоночником, в том числе и туннельный синдром;
- отдельной, колоссальной по масштабу и общемировой является тенденция к набору лишнего веса и ожирению и многое другое.
Перечисленные проблемы известны достаточно давно и характерны для любой работы с компьютером, но в обычной практике негативному влиянию можно противодействовать путем ограничения времени нахождения перед компьютером (телевизором, смартфоном). Многие родители, следящие за здоровьем своих детей, именно так и поступают. Но переход на онлайн-обучение сразу же превысил все разумные пределы работы с компьютером и другими коммуникационными устройствами. У обучающихся и их родителей нет возможности отказаться от онлайн-обучения, так как это происходило на безальтернативной основе (хотя нужно учесть и экстремальность ситуации, при которой и у государства, и у учебных заведений просто не было иной возможности не прерывать процесс обучения). Когда школьник или студент располагается перед компьютером, то взгляд сконцентрирован на одной точке, в то время как в аудитории обучающиеся следят за преподавателем, который, чаще всего, не стоит в одном месте, а активно перемещается по помещению, время от времени смотрят в окно, следят за происходящим в группе, то есть так или иначе постоянно меняют свое положение, задействуют группы мышц. На семинарах и некоторых лекциях преподаватели вызывают слушателей к доске, чтобы ответить или поучаствовать в разборе учебной проблемы, защитить проект и т.д. В дистанционном формате все полтора часа (45 минут на уроке в школе) внимание обучающегося сконцентрировано в одной точке, мышцы напряжены, все тело находится в статичном положении.
Очень сложная ситуация сложилась со зрением подрастающего поколения, растущего фактически в условиях полного доминирования электронных устройств. Дети испытывают колоссальное электромагнитное воздействие, так как все обучение происходит через визуализацию материала (лектора) на экране компьютера или мобильного телефона. Даже после окончания учебных занятий с использованием дистанционных технологий компьютер не выключается: необходимо сделать домашние задания или самостоятельную работу, пообщаться с одноклассниками (одногруппниками), в некоторых случаях - с преподавателями. Отдых у молодежи также, к сожалению, происходит в медиасфере: вместо смены обстановки (выйти из комнаты, пойти погулять в парк, на спортивную площадку), активного движения (практический любой вид спорта) большинство обучающихся заходят на любимые сайты, общаются в чатах, просматривают ролики или читают блоги. В течение дня совокупное количество времени, проведенного за компьютером, может превысить 10 часов, то есть большую часть периода бодрствования. Для зрения это чрезмерная нагрузка, а для молодого организма - опасно еще больше. Поэтому не стоит удивляться такому большому числу юношей и девушек, вынужденных использовать очки и линзы. Добавим, что значительная часть обучающихся учится и выполняет задания через смартфоны, у которых экраны существенно меньше, чем у стационарных компьютеров и планшетов, следовательно, и глазные мышцы напрягаются в большей степени при просмотре материалов через монитор мобильных телефонов.
Человеческий организм - чрезвычайно сложен, поэтому полностью воспроизвести картину воздействия на него интенсивного использования электронных устройств в рамках дистанционного обучения затруднительно. Требуются полномасштабные и долговременные исследования по различным областям медицины. Приведенные выше примеры свидетельствуют, что воздействие это носит, в основном, негативный характер для физического состояния обучающегося. С учетом масштабов и одномоментности внедрения онлайн-обучения (фактически вся молодежь страны оказалась в новых для себя условиях учебы) выявлен-
Библиографический список
ные тенденции заставляют тревожиться за здоровье подрастающего поколения. Причем и в других странах воздействие на организм молодых людей и девушек имеет похожие последствия, значит, проблема выходит за рамки национальных границ и приобретает планетарный характер. Решения необходимо принимать быстро, но продуманно: меры по принудительному массовому внедрению, как и полному запрету дистанционной формы обучения, носят одинаково деструктивный характер. Отказ от принятия каких-либо решений чреват проблемами для всего подрастающего поколения, а значит, и для будущего всего человечества.
1. Вахитов Д.Р, Кондратьева Т.Н., Габдуллин Н.М. К вопросу о реформировании системы образования в РФ с целью сохранения суверенитета государства. Педагогический профессионализм в образовании: сборник научных трудов XII Международной научно-практической конференции. Новосибирск: Издательство НГПУ 2016; Ч. 2: 19 - 28.
2. Вахитов Д.Р Сингулярность. Москва: РУСАЙНС, 2019.
3. Вахитов Д.Р, Гриневецкая Т.Н., Миннигалиева В.З., Яхина Л.Т. К вопросу о публикациях в периодических научных изданиях. Сибирский педагогический журнал: Научное периодическое издание. Новосибирск: Издательство НГПУ 2020; № 3: 112 - 120.
4. Вахитов Д.Р, Гриневецкая Т.Н., Лапытов РА., Саитова РГ. Особенности реагирования системы образования на происходящие в мире изменения. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 227 - 230.
5. Какой вред наносит человеку компьютер. Available at: www.cgon.rospotrebnadzor.ru/content/62/1057/
References
1. Vahitov D.R., Kondrat'eva T.N., Gabdullin N.M. K voprosu o reformirovanii sistemy obrazovaniya v RF s cel'yu sohraneniya suvereniteta gosudarstva. Pedagogicheskij professionalem v obrazovanii: sbornik nauchnyh trudov XII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Novosibirsk: Izdatel'stvo NGPU, 2016; Ch. 2: 19 - 28.
2. Vahitov D.R. Singulyarnost'. Moskva: RUSAJNS, 2019.
3. Vahitov D.R., Grineveckaya T.N., Minnigalieva V.Z., Yahina L.T. K voprosu o publikaciyah v periodicheskih nauchnyh izdaniyah. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal: Nauchnoe periodicheskoeizdanie. Novosibirsk: Izdatel'stvo NGPU. 2020; № 3: 112 - 120.
4. Vahitov D.R., Grineveckaya T.N., Lapytov R.A., Saitova R.G. Osobennosti reagirovaniya sistemy obrazovaniya na proishodyaschie v mire izmeneniya. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 227 - 230.
5. Kakoj vred nanosit cheloveku komp'yuter. Available at: www.cgon.rospotrebnadzor.ru/content/62/1057/
Статья поступила в редакцию 05.08.21
УДК 378
Dereva R. M., Cand. of Art Criticism, senior lecturer, Karachay-Circassian State University n.a. U.D. Aliev (Karachaevsk, Russia), E-mail: dereva2020@mail.ru
Bostanov M.S., senior lecturer, Karachay-Circassian State University n.a. U.D. Aliev (Karachaevsk, Russia)
DESIGN METHOD FOR FORMATION IN THE TEACHING OF ART GRAPHICS AT A UNIVERSITY. The article discusses the impact of the integration of science, technology, art on a person's worldview, and in this regard, the ongoing changes in the socio-cultural sphere and in the field of his activities, affecting, inter alia, changes in education and art. Also, the article pays attention to the traditional materials and techniques of artistic graphics, on which education at the university is based. The main issue in the article is the question of the possible introduction of the project method of shaping integrated with computer graphics programs as an innovative technology in relation to the tasks of the fine arts, in particular, in teaching the discipline Art Graphics at a university. According to the authors of the article, this innovative implementation will contribute to the development of creativity and aesthetic education of the student's personality. The method of graphic solution for obtaining the necessary compositions has been determined.
Key words: integration of science, art, project method, artistic graphics, modern art, computer graphics.
Р.М. Дерева, канд. искусствоведения, доц., Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск,
E-mail: dereva2020@mail.ru
М.С. Бостанов, доц., Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск
ПРОЕКТИВОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД ФОРМООБРАЗОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГРАФИКЕ В ВУЗЕ
В статье рассматривается вопрос влияния интеграции науки, техники, искусства на мировоззрение человека и происходящие в связи с этим перемены в социокультурной сфере и в сфере его деятельности, влияющие, в том числе, на перемены в образовании, искусстве. Также в статье отводится внимание традиционным материалам и техникам художественной графики, на которых базируется обучение в вузе. Главным в статье является вопрос возможного внедрения проективографического метода формообразования, интегрированного с компьютерными графическими программами в качестве инновационной технологии применительно к задачам изобразительного искусства. В частности, применительно к дисциплине «Художественная графика» в вузе. По мнению авторов статьи, данное инновационное внедрение будет способствовать развитию креативности и эстетическому воспитанию личности обучающегося. Определен способ графического решения для получения необходимых композиций.
Ключевые слова: интеграция науки, искусства, проективографический метод, художественная графика, современное искусство, компьютерная графика.
Интеграция науки, техники, искусства и проникновение ее продуктов во все сферы жизнедеятельности человека не только способствуют реализации человеком тех или иных желаемых замыслов, но и воздействуют на его мировоззрение, мироощущение, мировидение, миропонимание [1]. В своей статье «Категориальный язык современной науки» С.П. Позднева говорит о том, что каждая эпоха характеризуется своим специфическим стилем мышления, своим пониманием реальной действительности, своим преобладающим на данный период развитием науки, методов, форм и средств познания, а также о том, что среди доминирующих направлений, характеризующих современное познание, ученые называют вероятностный, информационный и синергетический стили мышления [2]. Например, отражающие в эпоху Максвелла (XIX в.) вещественно-энергетические понятия «масса», «сила», «энергия» предшествовали понятиям современной науки, отражающей структурно-функциональные, реляционные аспекты действительности, - «самоорганизация», «бифуркация», «хаос», «порядок» и др.
Динамичное развитие науки - ее новейшие достижения и разработки, в том числе в сфере компьютерных технологий, воздействуют на судьбы поколений и структуру общества.
Наука, являясь феноменом культуры, стимулятором ее развития, в то же время сама зависит от состояния культуры и состояния общества, это мотивация и актуализация свершающихся перестроек - интеллектуального, духовного преобразования человека в соответствии со временем [2].
По этому поводу Борев Ю.Б. отметил, что французский мыслитель Тэн (XIX в.) пояснил преобразования в искусстве тем, что общественные настроения и нравы способствуют созданию «духовной температуры», обусловливающей формирование художественного сознания, подобно физической температуре, определяющей развитие флоры и фауны. Французский философ Гюйо (XIX в.) считал искусство функцией общественного организма [3, с. 229]. Субъект художественного сознания века, идеалы искусства и тип личности взаимозависимы. Древне-