Итак, проектная работа над сайтом позволяет студентам проявить самостоятельность и глубоко изучить выбранную тему, организованно ее представить, получить представление о создании сайтов для бизнеса и добавить это как достижение в свое портфолио. Подобная работа вызывает больший интерес у аудитории, чем традиционные презентации, в процессе оценивания - сорев-
Библиографический список
нования каждый студент посещает все сайты (так как за заполненный листок оценивания студент также получает дополнительный балл) и анализирует чужие работы в сравнении со своей, исходя из представлений о маркетинговой привлекательности сайтов. Все аудиторные обсуждения ведутся на английском языке, поэтому дополнительно тренируется умение вести дискуссию.
1. Сысоев П.В. Информационные и коммуникационные технологии в лингвистическом образовании: учебное пособие. Москва, 2013.
2. Burke L. Educational and Online Technologies and the Way We Learn. International Schools Journal. 2013; Vol. XXXII, № 2: 57 - 65.
3. Денисова С.А. Методика формирования учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции студентов на основе информационных и коммуникационных технологий: английский язык, направление подготовки «Лингвистика». Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2015.
4. Siemens G. Connectivism: A Learning Theory for the Digital Age. International Journal of Instructional Technology and Distance Learning. 2014; Vol. 2, № 1: 1 - 8.
5. Калинина Т.Л. Принципы положительного подкрепления в скаффолдинг-стратегиях освоения иностранного языка. Самоуправление. 2019; Т. 2, № 3 (116): 133 - 135.
References
1. Sysoev P.V. Informacionnye i kommunikacionnye tehnologii v lingvisticheskom obrazovanii: uchebnoe posobie. Moskva, 2013.
2. Burke L. Educational and Online Technologies and the Way We Learn. International Schools Journal. 2013; Vol. XXXII, № 2: 57 - 65.
3. Denisova S.A. Metodika formirovaniya uchebno-poznavatel'nogo komponenta inoyazychnoj kommunikativnoj kompetencii studentov na osnove informacionnyh i kommunikacionnyh tehnologij: anglijskij yazyk, napravlenie podgotovki «Lingvistika». Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2015.
4. Siemens G. Connectivism: A Learning Theory for the Digital Age. International Journal of Instructional Technology and Distance Learning. 2014; Vol. 2, № 1: 1 - 8.
5. Kalinina T.L. Principy polozhitel'nogo podkrepleniya v skaffolding-strategiyah osvoeniya inostrannogo yazyka. Samoupravlenie. 2019; T. 2, № 3 (116): 133 - 135.
Статья поступила в редакцию 04.05.21
УДК 378
Vahitov D.R., Cand. of Sciences (Economics), Head of Department of Economics, Russian State University of Justice, Kazan branch, Professor of Kazan Cooperative Institute (Kazan, Russia), E-mail: vahitov1972@gmail.com
Grineveczkaya T.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Pedagogy and Psychology, Novosibirsk State Medical University; Professor, Novosibirsk Military Institute n.a. I. K. Yakovlev (Novosibirsk, Russia), E-mail: tanita973@list.ru
Biymyrsayeva E.M., Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Russian-Kyrgyz Institute of Management and Business Automation of the International University of Innovative Technologies (Bishkek, Kyrgyz Republic), E-mail: bijmyrsaeva.erke@mail.ru
Astrakhantseva E.A., Cand. of Sciences (Economics), Vice-Rector for Research of Kazan Cooperative Institute, Branch of the Russian University of Cooperation (Kazan, Russia), E-mail: astrahanzeva_kki@mail.ru
ANALYSIS OF SOME PROBLEMS OF MODERN ONLINE LEARNING. The article analyzes some problems of modern online learning: the significantly increased intensity of training; the content of the lesson and the features of its perception by students; self-discipline; technical features of training; the need to distribute the time of access to computers of several people; the problem of cybercrime, etc. In addition to the negative aspects, the advantage in the mobility of students and teachers is shown, which makes territorial binding to the place of study an optional condition. It is concluded that the level and scale of technical problems is such that students or individual educational institutions can't solve them themselves. It is necessary to develop and implement a state policy to ensure equal rights of access to online learning.
Key words: two-level system, education, information technology, online learning, learning process, self-discipline, learner, cybercrime.
Д.Р. Вахитое, д-р экон. наук, зав. каф. экономики Казанского филиала «Российского государственного университета правосудия», проф. Казанского кооперативного института, г. Казань, E-mail: vahitov1972@gmail.com
Т.Н. Гриневецкая, канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики и психологии Новосибирского государственного медицинского университета, проф. Новосибирского военного института имени И.К. Яковлева, г. Новосибирск, E-mail: tanita973@list.ru
Э.М. Биймырсаееа, канд. экон. наук, доц., Российско-Кыргызский институт автоматизации управления и бизнеса МУИТ (Международный университет инновационных технологий), г. Бишкек, E-mail: bijmyrsaeva.erke@mail.ru
Е.А. Астраханцееа, канд. экон. наук, проректор по науч. работе Казанского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации, г. Казань, E-mail: astrahanzeva_kki@mail.ru
АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ
В статье проанализированы некоторые проблемы современного онлайн-обучения: значительно возросшая интенсивность обучения; содержание занятия и особенности его восприятия обучающимися; самодисциплина; технические особенности обучения; необходимость распределения времени доступа к компьютерам нескольких человек; проблема киберпреступлений и др. Помимо отрицательных моментов показано преимущество в мобильности обучающихся и преподавателей, что делает территориальную привязку к месту обучения необязательным условием. В заключение делается вывод, что уровень и масштаб технических проблем таков, что решить их силами самих обучающихся или отдельных учебных заведений невозможно. Требуется выработка и претворение в жизнь государственной политики по обеспечению равных прав по доступу к онлайн-обучению.
Ключевые слова: двухуровневая система, образование, информационные технологии, онлайн-обучение, учебный процесс, самодисциплина, обучающийся, киберпреступления.
Сфера образования традиционно относится к числу наиболее обсуждаемых тем в среде ученых, специалистов в этой области, в межличностных контактах обычных граждан и на уровне чиновников и депутатов. Это неудивительно, учитывая то значение, которое играет образование для обеспечения необходимых в конкурентной борьбе темпов научно-технического прогресса (с точки зрения субъектов экономики - предприятий и корпораций), достижения индивидуальных целей в жизни и карьере (с точки зрения отдельных граждан), а также для обеспечения сохранения и укрепления экономического и политического суверенитета государства, в чем заинтересовано все общество в целом [1]. Эта сфера жизнедеятельности подвергается постоянным изменениям в силу своей специфики, нацеленной на поиск новых решений в постоянно меняющемся мире, что
можно было наблюдать на протяжении истории человечества. Однако в настоящее время темп трансформаций, внедряемых нововведений ускорился настолько, что вызывает неоднозначную реакцию среди всех заинтересованных лиц, к которым можно отнести практически все население, и, соответственно, получает противоположные по характеру оценки эффективности проводимой политики. На выбор вектора развития образовательной сферы оказывают влияние множество факторов внешнего и внутреннего характера, к которым можно отнести социально-экономическую ситуацию, политические противоречия, административные барьеры (использование различных образовательных стандартов), а также темпы и направления научно-технического прогресса, порой кардинально меняющие актуальность стратегии развития государства, и национальную специфику, ба-
зирующуюся на культурных, конфессиональных и географических особенностях страны. Крайне обостренное, а во многих случаях и открыто негативное восприятие в российском обществе инициатив по реформированию сферы образования, что особо отчетливо прослеживается на примере системы ЕГЭ, демонстрирует, насколько осторожным и взвешенным должно быть принятое решение. Спешка, отсутствие консенсуса в обществе по поводу реформы, игнорирование мнения специалистов в данной области в совокупности только усугубляют негативные эффекты от нововведений и вместо положительного результата в виде ускорения темпов экономического развития получается нарастание социальной напряженности в обществе, неэффективное расходование дефицитных бюджетных средств, недовольство со стороны самих участников реформы, т.е. обучающихся и их наставников. Поэтому неудивительна реакция общества, которая не всегда совпадает с ожиданиями сторонников реформирования.
После перехода на двухуровневую систему (бакалавриат, магистратура) специалитет в системе высшего образования стал редким явлением, сохранившимся по немногим направлениям подготовки в вузе. Устойчивый спрос со стороны абитуриентов именно на эту форму обучения показывает, что общемировая тенденция (фактически копия англосаксонской модели) отнюдь не является единственно возможным вариантом получения знаний и подготовки кадров для экономики. Этот и многие другие примеры реформы образования показывают, что образовательная сфера по-прежнему является ключевой в государственной стратегии развития, ее роль и значение только возрастают, а ошибки, допущенные при планировании и реализации реформационных мероприятий, дорого обходятся государству и гражданам. Простое, механистическое копирование мировых трендов не гарантирует успеха, но и игнорирование образовательных, информационных инноваций чревато отставанием в технологической гонке. Дискуссия вокруг реформирования системы образования вышла на совершенно новый уровень, затронув практически все общество, в связи с пандемией СШ019. Пандемия охватила весь мир, коснувшись всех отраслей, и сфера образования не стала исключением. Резкое изменение условий жизни, введение многочисленных ограничений, ухудшение уровня и качества жизни граждан, колоссальный удар по развитию мировой экономики в целом, естественно, самым отрицательным образом сказались на образовательных учреждениях, а также на людях, занимающихся системой передачи знаний обучающимся. Произошла невиданная ранее в истории человечества трансформация формата обучения не для отдельных групп граждан или стран, а для всего мирового сообщества. Это предоставило огромный массив данных для анализа и обобщения. Эксперимент, поставленный в режиме реального времени и с максимально возможным количеством участников, важен для выработки дальнейшей стратегии развития и страны, и нашей цивилизации в будущем.
Так как полученные результаты неоднозначны и могут трактоваться с разных точек зрения, то все субъекты трансформации процесса обучения в дистанционный формат можно разделить на несколько групп: обучающиеся; их родители; преподаватели; государство; образовательные учреждения (школы, колледжи, вузы); компании, предоставляющие услуги онлайн-обучения; работодатели; общество.
Массовый переход на удаленное обучение с использованием информационных технологий произошел практически мгновенно, поставив всех участников в очень сложные условия. Решения принимались быстро, без учета анализа возможных последствий, так как не было временного резерва, поэтому ошибки являются вполне естественным результатом подобного управления в критических условиях. Однако даже допущенные ошибки, отрицательные последствия являются нужными и полезными, чтобы не только сделать правильные выводы, но и быть готовыми к будущим кризисам, быстро реагировать на возникающие угрозы. В первую очередь необходимо конкретизировать, что главным, на наш взгляд, в процессе обучения являются сами обучающиеся (школьники, студенты), так как именно подрастающее поколение (а большинство обучающихся - молодежь, хотя нужно помнить и про повышающих свою квалификацию работников разных возрастов) выступает в качестве объекта проведения образовательной политики и представляет собой будущее всей цивилизации. Внутри этой социальной группы можно и нужно выделять отдельные страты обучающихся, отличающихся по ряду признаков как объективного, так и субъективного характера (территориальное расположение, возраст, пол, имущественный достаток, разница в физическом и когнитивном развитии и другое). У них собственная специфика овладения знаниями, что отражается в многообразии применяемых в современном образовании методик. Быстрое и массовое внедрение онлайн-обучения привело к общим для всех школьников и студентов проблемам.
В качестве первой проблемы следует отметить значительно возросшую интенсивность обучения. Современное образование справедливо критикуют за гораздо большую нагрузку на обучающихся по сравнению со второй половиной XX века. Она включает постоянно меняющийся перечень преподаваемых дисциплин, что характерно для всех уровней обучения, но особенно в высшем образовании, где учебные планы меняются каждый год (в части дисциплин по выбору, а в случае принятия нового федерального стандарта - практически для всех предметов). Сфера образования выпускает молодых людей, которые отличаясь по возрасту на год - два, существенно разнятся по перечню освоенных учебных дисциплин. Причем такое постоянное изменение обосновывается требованиями рыночной экономики, хотя во главу угла деятельности системы образования,
на наш взгляд, должны ставиться государственные и общественные интересы. Несмотря на гораздо более обширный список изученных дисциплин, современные выпускники школ и вузов не могут похвастаться исключительным уровнем знаний. Скорее, наоборот, во многих вопросах, касающихся, например, умения анализировать, принимать нестандартные решения, а также общего культурного кругозора нынешняя молодежь уступает, на наш взгляд, выпускникам 70-х и 80-х годов XX века.
Проблема эта сложная и касается не только сферы образования. При продолжении такой тенденции вероятно наступление культурной сингулярности [2]. Удивляться такому положению дел не следует. Обучающиеся здесь не виноваты, так как способности человека ограничены, а излишняя физическая и когнитивная нагрузка ведет к ответной реакции организма. Такое свойство человеческого мозга, как нейропластичность, просто не позволяет перерабатывать больше определенного объема информации, дабы избежать проблем со здоровьем. К сожалению, не все родители понимают это простую истину и, исходя из собственных амбициозных целей, загружают собственного ребенка помимо школьных занятий различными секциями, музыкальными и языковыми курсами, фактически лишая его детства. Тем не менее мода на интенсификацию обучения продолжается, и дистанционное обучение придало этому процессу новый импульс. Объемы перерабатываемой учениками и студентами информации еще более возросли, перейдя, с нашей точки зрения, разумные пределы. К материалу, который предоставляется во время онлайн-лекции, добавились дополнительные материалы. Например, комплект документов для дистанционного обучения по одной теме может включать следующий перечень материалов: конспект лекции, задания (причем несколько, например, по вариантам), кейсы, рабочую тетрадь, тесты, деловая игра, темы для рефератов, научная статья по данной теме, викторина, ссылка на интернет-ресурс (с обучающим видео или презентацией) и др. Чтобы просмотреть такое количество составных элементов всего лишь одной темы (а по учебному плану их может быть больше двух десятков), нужно потратить не один десяток минут, что уж тут говорить о полноценном выполнении задания. Учитывая количество предметов, изучаемых в течение семестра, а также честность и дисциплинированность обучающегося, нагрузка становится таковой, что даже на сон не остается времени. Это прямая угроза для организма. Если же обучающиеся все сделают заданный материал, то уже у преподавателя встает вопрос, где изыскать время на проверку выполненных заданий. Сам переход на новую для многих дистанционную форму, да еще в условиях пандемии и ограничения передвижения, стал для обучающихся, их родителей и преподавателей серьезным психологическим стрессом, особенно для учеников младших классов, требующих особого, индивидуального подхода в незнакомой для них обстановке.
Следующим важным моментом является содержание занятия и особенности его восприятия обучающимися. Если сравнивать лекции в аудитории и в онлайн-режиме, то вторые требуют большей концентрации внимания. Материал, передаваемый через электронные устройства как в визуальном, так и в акустическом формате, воспринимается хуже по ряду технических и психологических причин. Так или иначе, затраты энергии получаются выше, что опять-таки отражает высокоинтенсивный характер дистанционного обучения. Результатом таких условий организации учебного процесса становится либо сверхусилие со стороны ответственных обучающихся, испытывающих колоссальное напряжение физических и когнитивных сил, либо игнорирование обучения (со стороны не очень ответственных учеников и студентов), что ведет к неусвоению учебного материала. Интенсивность в любой деятельности может присутствовать только в определенных операциях и лишь на ограниченный период времени, иначе теряется эффективность данного подхода и происходит падение производительности труда. Именно такая картина наблюдается в дистанционном формате, где вместо роста уровня знаний происходит нарастание усталости, раздражения и растерянности среди обучающихся.
Вторая проблема является определенным образом логическим следствием самого процесса удаленной формы преподавания. Она касается самодисциплины. В процессе обучения в учебном заведении происходит обучение не только знаниям, но и определенным правилам поведения. Существуют как общепринятые, так и специфические для каждого вуза или школы правила присутствия в аудитории на занятиях, формы одежды и т.д. У некоторых университетов и престижных частных школ такая традиция воспринимается как серьезное конкурентное преимущество и играет немаловажную роль при выборе абитуриентом места для получения образования. Личности преподавателей, их культура и требовательность служат важным вкладом в выработку навыков дисциплины, уважения к другим людям, умения управлять временем [3]. Мировая популярность романов о Гарри Поттере была, в том числе, связана и с образом Хогвартса, отличий его факультетов друг от друга, что нашло отражение в гигантских объемах продаж рекламной продукции с символикой Гриффиндора, Пуффендуя, Когтеврана и Слизерина. Находясь дома, в своей комнате, очень трудно воспринимать себя частью учебного заведения, каким бы престижным оно не было. Вместо фирменной одежды, традиций поведения в аудиториях обучающийся находится перед экраном компьютера, как правило, в удобной для него домашней одежде. С одной стороны, это позволяет избежать формализма, но, с другой стороны, лишает того ореола удовольствия от учебного процесса, который ассоциируется с самим заведением. Опоздания на занятия во все времена были проблемой для обучающихся, а пропуски лекций и семинаров угрожали исключением из учеб-
ного заведения. Дистанционная форма кардинально изменила территориальную привязку к месту проведения занятий. Студент или ученик имеет возможность появиться на занятии, всего лишь имея под рукой смартфон с выходом в Интернет. Чтобы не опоздать на занятие, которое начинается в 8-00, достаточно проснуться в 7-55 и подключиться к видеоконференции. Учитывая то, что видеоизображение может быть выключено (всегда можно сослаться на технические проблемы), даже вставать из постели необязательно. Такая расслабленность и отсутствие временного контроля (встать пораньше, доехать вовремя до вуза, успеть войти в аудиторию) отрицательно сказывается на выработке умения контролировать собственные действия. Экстратерриториальность создает условия для совмещения учебы с другими видами деятельности, чем обучающиеся не преминули воспользоваться. Значительная часть обучающихся устроились на работу, параллельно обучаясь в учебном заведении. Некоторые же использовали учебное время для отдыха и развлечений. В любом случае на восприятие учебы, создание положительного имиджа системы образования такая свобода оказывает негативное влияние, а самим обучающимся трудно заставить себя относиться к учебному процессу так же, как если бы он происходил в стенах университета или школы. С учетом продолжительного периода применения дистанционного формата часть обучающихся закончили школы и поступили в вузы, не выходя при этом из собственной комнаты. Очень трудно понять разницу между учеником и студентом, если изменения коснулись лишь личностей людей, читающих лекции. Привлекательность и престиж студенческой жизни остаются эфемерным явлением. Конечно, значительная часть продолжает ответственно относиться к учебе, но в данном вопросе они могут рассчитывать на себя, на собственные навыки самоконтроля, так как возможности учебного заведения ограничены.
Третьей проблемой являются технические особенности обучения, что характерно для любой деятельности, где задействованы гаджеты и девайсы. Мы живем в мире, который не просто критично зависим от состояния технической и информационной инфраструктуры, но и не содержит во многих случаях альтернативы предоставляемым услугам как коммерческого, так и общественного характера. Люди настолько привыкли к дебетовым и кредитным картам, он-лайн-платежам, общению и работе через интернет-соединение, что любой сбой в работе технического обеспечения этих процессов сразу переводит человека в разряд беспомощного и растерянного гражданина. Для молодежи, которая традиционно лояльно настроена по отношению к нововведениям, такая техническая и технологическая зависимость еще более ярко выражена, что, с одной стороны, позволяет быстро развивать новые, дистанционные формы обучения, с другой стороны, ставит перед обучающимися неразрешимые проблемы, если у обучающихся возникли технические неполадки. Для некоторых учащихся даже использование электронной почты является непривычным, настолько они свыклись с другими форматами пересылки информации (прежде всего, WhatsApp), так что письмо от преподавателя или деканата может быть не востребовано продолжительное время, пока студент (школьник) не зайдет в собственный электронный ящик.
Технические проблемы возникли и у учебных заведений, так как непредсказуемый и масштабный переход на дистанционный формат застал врасплох. Не у всех университетов и школ оказалось достаточно устройств с необходимыми техническими характеристиками, чтобы обеспечить бесперебойную работу и оперативно предоставлять всю нужную обучающимся информацию. Добавим к этому и преподавателей, у которых компьютеры и смартфоны иногда не соответствовали требованиям для работы в режиме видеоконференций (например, отсутствует камера), соответственно, учебные заведения должны были их обеспечить необходимыми гаджетами в стенах института, при этом соблюдая требования по карантину или социальному дистанцированию. Неудивительно, что обучающиеся столкнулись с техническими проблемами практически с первого дня обучения в онлайн-режиме, даже если их собственные устройства функционировали безупречно. Перечень технических проблемы настолько широк и разнообразен, что требует отдельного анализа с привлечением специалистов в области компьютер-
Библиографический список
ных и информационных технологий. Более того, ряд проблем возможно оценить лишь по прохождении определенного периода времени (информационная безопасность, защита персональных данных, дополнительная нагрузка на устройства и т.д.). С точки зрения обучающихся, проблема технического обеспечения состоит в первую очередь в том, что не все находятся в одинаковых условиях, имеют разные гаджеты и девайсы.
Большинство обучающихся для учебы используют смартфоны, с которыми современная молодежь практически не расстается. Однако не все задания, особенно в рамках практических, семинарских занятий можно выполнить, используя смартфон. В некоторых случаях студент испытывает трудности именно с представлением материала через мобильный телефон, так что преподавателю приходится дополнительно выступать в качестве технического консультанта (конечно, в том случае, если он сам разбирается в проблеме). Таким образом, значительная часть обучающихся остается вне рамок выполнения заданий на семинарах (и, соответственно, без заработанных баллов), но не по своей воле, а потому что не имеют технической возможности создать слайд-шоу, решить задачу и т.д. Преподаватели в аудитории могут прийти на помощь обучающемуся, который не понял исходных данных или испытывает трудности с оформлением, но в онлайн-формате сделать это затруднительно, а в ряде случаев и невозможно. Получается, что для преподавания в онлайн-режиме первостепенное значение приобретают не знания по дисциплине, а технические навыки работы с аппаратурой (то, что называется тьюторством) [4]. Наличие ноутбуков или стационарных компьютеров также не решает проблему, так как они обладают разными техническими характеристиками (объемы оперативной памяти, видеокарты и т.д.), в связи с чем скорость обработки информации у разных студентов отличается [5]. В результате ученики и студенты оказываются в неравном положении: одни успевают быстро выполнить задание и получить за это положительную оценку (баллы), особенно, если это касается скорости ответа, в то время как другие даже полностью условия выполнения задания не успевают получить. Успеваемость, таким образом, коррелируется с техническим совершенством используемых устройств. В аудитории при запрете на пользование смартфонами и иными техническими средствами на первый план выходят знания обучающегося, быстрота реакции, его умение мыслить в условиях ограниченности времени и логично излагать собственные мысли. В онлайн-обучении все интеллектуальные преимущества обучающегося могут быть нивелированы техническими проблемами, и это является, на наш взгляд, серьезным пробелом, поскольку нарушает принцип справедливости и равенства образовательного процесса. Если представить ситуацию, при которой онлайн-обучение станет единственно возможным вариантом получения образования, то можно будет наблюдать дифференциацию обучающихся не по когнитивным и эмоциональным способностям, а уровню производительности используемых гаджетов. В выигрыше останутся более технически оснащенные, но не всегда интеллектуально одаренные обучающиеся, а в проигрыше - все мировое сообщество, лишенное притока талантливой молодежи.
Таким образом, уровень и масштаб технических проблем таков, что решить их силами самих обучающихся или отдельных учебных заведений невозможно. Требуется выработка и претворение в жизнь государственной политики по обеспечению равных прав по доступу к онлайн-обучению. Дальнейший прогресс науки и техники может частично или полностью нивелировать некоторые из этих технических проблем, но, с другой стороны, может сгенерировать новые угрозы для устройств или баз данных. Несмотря на любые технические новации, важным препятствием является имущественное расслоение населения, что не позволяет всем в равной степени воспользоваться открытием, насколько бы перспективным и удачным оно ни было. Поэтому решение технических проблем дистанционного образования заключается не только в стимулировании научных изысканий или быстром внедрении новаций, но и в последовательной социальной политике выравнивания (при одновременном подъеме) уровня и качества жизни граждан. В этом случае обучающиеся, где бы они не находились и в какой бы семье не воспитывались, будут находиться в равных условиях при получении знаний.
1. Вахитов Д.Р, Кондратьева Т.Н., Габдуллин Н.М. К вопросу о реформировании системы образования в РФ с целью сохранения суверенитета государства. Педагогический профессионализм в образовании. Сборник научных трудов XII международной научно-практической конференции. Новосибирск: Издательство НГПУ 2016; Ч. 2: 19 - 28.
2. Вахитов Д.Р Сингулярность. Москва: РУСАЙНС, 2019.
3. Вахитов Д.Р, Гриневецкая Т.Н., Свечников К.Л., Нурова Л.Р К вопросу о публикациях в зарубежных научных изданиях. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 4 (83): 30 - 31.
4. Вахитов Д.Р, Гриневецкая Т.Н., Лапытов РА., Саитова РГ. Особенности реагирования системы образования на происходящие в мире изменения. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 227 - 230.
5. Новости - официальный сайт Роспотребнадзора. Available at: www.cgon.rospotrebnadzor.ru/content/62/1057/
References
1. Vahitov D.R., Kondrat'eva T.N., Gabdullin N.M. K voprosu o reformirovanii sistemy obrazovaniya v RF s cel'yu sohraneniya suvereniteta gosudarstva. Pedagogicheskij professionalem v obrazovanii. Sbornik nauchnyh trudov XII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Novosibirsk: Izdatel'stvo NGPU, 2016; Ch. 2: 19 - 28.
2. Vahitov D.R. Singulyarnost'. Moskva: RUSAJNS, 2019.
3. Vahitov D.R., Grineveckaya T.N., Svechnikov K.L., Nurova L.R. K voprosu o publikaciyah v zarubezhnyh nauchnyh izdaniyah. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 4 (83): 30 - 31.
4. Vahitov D.R., Grineveckaya T.N., Lapytov R.A., Saitova R.G. Osobennosti reagirovaniya sistemy obrazovaniya na proishodyaschie v mire izmeneniya. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 227 - 230.
5. Novosti-oficial'nyjsajtRospotrebnadzora. Available at: www.cgon.rospotrebnadzor.ru/content/62/1057/
Статья поступила в редакцию 17.04.21