Научная статья на тему 'Особенности реагирования системы образования на происходящие в мире изменения'

Особенности реагирования системы образования на происходящие в мире изменения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экология человека / образование / высшее образование / образовательное учреждение / вуз / подготовка специалистов / гуманитарные науки / интенсификация обучения транснациональные корпорации / экосистемы / нейропластичность / human ecology / education / higher education / educational institution / University / training of specialists / Humanities / training intensification transnational corporations / ecosystems / neuroplasticity.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Д Р. Вахитов, Т Н. Гриневецкая, Р А. Латыпов, Р Г. Саитова

В статье раскрываются проблемы реагирования системы образования на происходящие в мире изменения. В условиях глобализации появляются новые тенденции в науке и на производстве, соответственно, требуются новые специалисты. Вузы начинают подготовку по новой специальности, но за это время меняется вектор научно-технического прогресса или социально-экономические условия, и новая специальность становится ненужной. Постоянно стоит проблема оптимального использования времени на обучение, которого традиционно не хватает, особенно если сравнить с объемами постоянно генерируемой новой информацией. Запоздалая реакция системы образования на происходящие в мире изменения оправдана и недостатком финансирования, и дефицитом времени при планировании учебных планов, что ставит вопрос о возможности привлечения к решению этой проблемы искусственного интеллекта. Мир и общество меняются быстрее, чем успевают отреагировать вузы, решения об открытии новых специальностей часто принимаются исходя из субъективных представлений о путях развития научно-технического прогресса или трендах в конъюнктуре рынка. Отдельной проблемой становится привычка к информационному потоку, что постепенно превращается в зависимость. Чтобы избежать такого печального для экологии человека результата, потребуется выработка самодисциплинирующего набора упражнений, позволяющего поддерживать мотивацию и интерес не только к информационным сетям, но и к окружающему миру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Д Р. Вахитов, Т Н. Гриневецкая, Р А. Латыпов, Р Г. Саитова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE EDUCATION SYSTEM’S RESPONSE TO CHANGES IN THE WORLD

The article reveals problems of the education system’s response to changes in the world. In the context of globalization, new trends in science and production are emerging, and new specialists are required. Universities start training in a new specialty, but during this time, the vector of scientific and technological progress or socio-economic conditions changes, and the new specialty becomes unnecessary. There is a constant problem of optimal use of time for training, which is traditionally not enough, especially when compared to the volume of constantly generated new information. The delayed response of the education system to the changes taking place in the world is justified both by a lack of funding and a lack of time in planning curricula, which raises the question of whether artificial intelligence can be involved in solving this problem. The world and society are changing faster than universities have time to react. Decisions about opening new specialties are often based on subjective ideas about the ways of scientific and technological progress or trends in market conditions. A separate problem is the habit of information flow, which gradually turns into addiction. To avoid such sad result for the human ecology, one needs to develop a self-disciplining set of exercises that allows you to maintain motivation and interest not only in information networks, but also in the world around you.

Текст научной работы на тему «Особенности реагирования системы образования на происходящие в мире изменения»

требованиями к деятельности учитепей-дефектологов по профессии; профессиональными компетенциями учителя-дефектолога; коммуникативной основой его профессиональной деятельности; профессионально-педагогической культурой и качествами личности учителя-дефектолога, а также менеджментом профессиональной деятельности в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Основной целью спецкурса является сформировать профессиональную направленность будущего учителя-дефектолога, его целостное представление о будущей профессии. Спецкурс знакомит обучающихся с представлениями о готовности к профессиональной деятельности и профпригодности применительно к профессии учителя-дефектолога. Разработка и внедрение учебно-методического обеспечения по спецкурсу является одним из путей реализации второго педагогического условия, которое предполагает разработку, апробацию и внедрение методических рекомендаций по спецкурсу.

При разработке программ спецкурса нами был произведен анализ учебных планов высших учебных заведений направления подготовки 44.03.03 - «Специальное дефектологическое образование», а также проведено анкетирование студентов с целью выявления слабых мест готовности их к профессиональной деятельности.

Третье педагогическое условие - установление междисциплинарных связей при разработке учебных программ, которое будет реализовано при органи-

Библиографический список

зации творческого взаимодействия преподавателей специальных дисциплин, а также согласовании программ учебных дисциплин. Осуществление междисциплинарных связей позволяет регулировать и стимулировать познавательную деятельность обучающихся и повышает уровень познавательных процессов. Соблюдение этого условия нацелено на объединение разрозненных знаний по профессиональным дисциплинам, а также решение определённой профессиональной задачи: сформировать готовность к деятельности по профессии у будущих учителей-дефектологов. Обозначим, что реализация представленного условия может осуществиться при соблюдении принципа междисциплинарных связей. Указанный принцип подразумевает простые и сложные понятия, определения, правила и методы деятельности, следствия, внесенные в содержание учебного предмета и взаимодействие между ними, посредством которого будет достигнуто единство образовательной программы, а также последовательное соединение нескольких различных программ в одно целое.

Таким образом, в ходе проведенного исследования удалось определить сущность понятия педагогические условия, а также представить педагогические условия, которые будут способствовать успешной подготовке будущих учите-лей-дефектологов к деятельности по профессии. Перспектива исследований заключается в определении критериев и уровней сформированности готовности к деятельности по профессии будущих учителей-дефектологов.

1. Норкина Е.Л. Подготовка будущих педагогое-дефектологое к использованию компьютерных технологий обучения в профессиональной деятельности. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Йошкар-Ола, 2012.

2. Суфьянова Л.В. Педагогическая технология формирования управленческой компетенции студентов - будущих учителей-дефектологое в процессе обучения в ВУЗЕ. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Ижевск, 2010.

3. Ястребова Л.А. Формирование профессионально значимых качеств будущих педагогов-дефектологов. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Ставрополь, 2008.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. Российская академия наук. Институт русского языка имени В.В. Виноградова. Москва: ООО «ИТИ Технологии», 2008.

5. Шереметьева Ю.А. Преемственность в содержании профессиональной подготовки инженеров-педагогов швейного профиля в высшем учебном заведении. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Киев, 2010.

6. Лысенко А.В. Психолого-педагогические условия формирования профессионально-ценностных ориентаций будущего учителя музыки. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Майкоп, 2005.

7. Сверчков А.В. Организационно-педагогические условия формирования профессионально-педагогической культуры будущих спортивных педагогов. Молодой ученый. 2009; № 4: 279 - 282.

8. Ключенко Е.В. Дидактические условия эффективности учебной деятельности обучающихся. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Ставрополь, 2003.

References

1. Norkina E.L. Podgotovka buduschih pedagogov-defektologov k ispol'zovaniyu komp'yuternyh tehnologij obucheniya v professional'noj deyatel'nosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Joshkar-Ola, 2012.

2. Suf'yanova L.V. Pedagogicheskaya tehnologiya formirovaniya upravlencheskoj kompetencii studentov - buduschih uchitelej-defektologov v processe obucheniya v VUZE. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Izhevsk, 2010.

3. Yastrebova L.A. Formirovanie professional'no znachimyh kachestv buduschih pedagogov-defektologov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Stavropol', 2008.

4. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Slovar'russkogoyazyka: 80 000 slovi frazeologicheskih vyrazhenij. Rossijskaya akademiya nauk. Institutrusskogoyazyka imeni V. V. Vinogradova. Moskva: OOO «ITI Tehnologii», 2008.

5. Sheremet'eva Yu.A. Preemstvennost v soderzhanii professional'noj podgotovki inzhenerov-pedagogov shvejnogo profilya v vysshem uchebnom zavedenii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kiev, 2010.

6. Lysenko A.V. Psihologo-pedagogicheskie usloviya formirovaniya professional'no-cennostnyh orientacij buduschego uchitelya muzyki. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Majkop, 2005.

7. Sverchkov A.V. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya formirovaniya professional'no-pedagogicheskoj kul'tury buduschih sportivnyh pedagogov. Molodoj uchenyj. 2009; № 4: 279 - 282.

8. Klyuchenko E.V. Didakticheskie usloviya 'effektivnostiuchebnojdeyatel'nostiobuchayuschihsya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Stavropol', 2003.

Статья поступила в редакцию 25.03.20

УДК 37.0

Vakhitov D.R., Doctor of Sciences (Economics), Head of Department of Economics, Russian State University of Justice, Professor of Kazan Cooperative Institute

(Kazan, Russia), E-mail: [email protected]

Grinevetskaya T.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department of Pedagogy and Psychology, Novosibirsk State Medical University Ministry of Health

of Russia (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]

Latypov R.A., Doctor of Sciences (Economics), Professor, Department of Economics, Kazan Branch of Russian State University of Justice (Kazan, Russia),

E-mail: [email protected]

Saitova R.G., Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Department of Accounting and Finance, Kazan Cooperative Institute,

Russian University of Cooperation (Kazan, Russia), E-mail: [email protected]

FEATURES OF THE EDUCATION SYSTEM'S RESPONSE TO CHANGES IN THE WORLD. The article reveals problems of the education system's response to changes in the world. In the context of globalization, new trends in science and production are emerging, and new specialists are required. Universities start training in a new specialty, but during this time, the vector of scientific and technological progress or socio-economic conditions changes, and the new specialty becomes unnecessary. There is a constant problem of optimal use of time for training, which is traditionally not enough, especially when compared to the volume of constantly generated new information. The delayed response of the education system to the changes taking place in the world is justified both by a lack of funding and a lack of time in planning curricula, which raises the question of whether artificial intelligence can be involved in solving this problem. The world and society are changing faster than universities have time to react. Decisions about opening new specialties are often based on subjective ideas about the ways of scientific and technological progress or trends in market conditions. A separate problem is the habit of information flow, which gradually turns into addiction. To avoid such sad result for the human ecology, one needs to develop a self-disciplining set of exercises that allows you to maintain motivation and interest not only in information networks, but also in the world around you.

Key words: human ecology, education, higher education, educational institution, University, training of specialists, Humanities, training intensification transnational corporations, ecosystems, neuroplasticity.

Д.Р. Вахитов, д-р экон. наук, зав. каф. экономики Казанского филиала Российского государственного университета правосудия, проф. Казанского кооперативного института, г. Казань, E-mail: [email protected]

Т.Н. Гриневецкая, канд. пед. наук, зав. каф. педагогики и психологии Новосибирского государственного медицинского университета Минздрава России, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]

Р.А. Латыпов, д-р экон. наук, проф., Казанский филиал Российского государственного университета правосудия, г. Казань, E-mail: [email protected]

Р.Г. Саитова, канд. экон. наук, доц., Казанский кооперативный институт Российского университета кооперации, г. Казань, E-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ РЕАГИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРОИСХОДЯЩИЕ В МИРЕ ИЗМЕНЕНИЯ

В статье раскрываются проблемы реагирования системы образования на происходящие в мире изменения. В условиях глобализации появляются новые тенденции в науке и на производстве, соответственно, требуются новые специалисты. Вузы начинают подготовку по новой специальности, но за это время меняется вектор научно-технического прогресса или социально-экономические условия, и новая специальность становится ненужной. Постоянно стоит проблема оптимального использования времени на обучение, которого традиционно не хватает, особенно если сравнить с объемами постоянно генерируемой новой информацией. Запоздалая реакция системы образования на происходящие в мире изменения оправдана и недостатком финансирования, и дефицитом времени при планировании учебных планов, что ставит вопрос о возможности привлечения к решению этой проблемы искусственного интеллекта. Мир и общество меняются быстрее, чем успевают отреагировать вузы, решения об открытии новых специальностей часто принимаются исходя из субъективных представлений о путях развития научно-технического прогресса или трендах в конъюнктуре рынка. Отдельной проблемой становится привычка к информационному потоку, что постепенно превращается в зависимость. Чтобы избежать такого печального для экологии человека результата, потребуется выработка самодисциплинирующего набора упражнений, позволяющего поддерживать мотивацию и интерес не только к информационным сетям, но и к окружающему миру.

Ключевые слова: экология человека, образование, высшее образование, образовательное учреждение, вуз, подготовка специалистов, гуманитарные науки, интенсификация обучения транснациональные корпорации, экосистемы, нейропластичность.

Современное образование в условиях доминирования рыночных отношений вынуждено предоставлять те образовательные услуги, которые востребованы работодателями, запросы которых постоянно меняются. В условиях глобализации и перехода к шестому технологическому укладу наблюдается высокая волатильность и нестабильность, поэтому образовательная сфера не успевает реагировать на изменения. Появляются новые тенденции в науке и на производстве, соответственно, требуются новые специалисты. Вузы начинают подготовку по новой специальности (требуется найти соответствующих ученых и преподавателей), определенное время (как минимум 4 года) затрачивается на обучение первого выпуска, но за это время меняется вектор научно-технического прогресса или социально-экономические условия, и новая специальность становится ненужной. Примером могут служить инвестиции в альтернативные источники энергии, которые были на пике популярности при высоких ценах на нефть, следовательно, и университеты начали подготовку студентов по этим направлениям, но падение котировок на основное углеводородное сырье мира сразу сделало множество проектов альтернативной энергетики нерентабельными, а будущих специалистов в этой области невостребованными на рынке труда. Неудивительно, что реакция образовательных учреждений бывает запоздалой и в некоторых случаях неверной. Молодые люди делают выбор в пользу наиболее востребованных на данный момент времени специальностей, но нет гарантии, что через 7 - 8 лет они останутся таковыми на рынке труда. Экологическое направление относится к той сфере профессиональной деятельности, которую рыночная экономика не воспринимает как коммерчески востребованную. Фактически она ориентируется на государственную политику в этой области, поэтому и будущие рабочие места зависят от количества профинансированных из бюджета, который традиционно ограничен.

Постоянно стоит проблема оптимального использования времени на обучение, которого традиционно не хватает, особенно если сравнить с объемами постоянно генерируемой новой информацией. Требования рынка труда жесткие, поэтому люди стремятся повысить свой образовательный уровень с помощью второго высшего образования (заочного, дистанционного), дополнительных курсов переподготовки, изымая средства из семейного бюджета или даже прибегая к кредитным ресурсам.

Растущая интенсивность обучения, которая обрушивается и на преподавателей, и на обучающихся, вступает в противоречие с возможностями человеческого организма. Человеческий мозг не изменился по сравнению с XX или XIX веками, однако сейчас на обучающегося обрушивается вал информации, в большинстве своем в виде «информационного шума», с которым справиться самостоятельно он не в состоянии. Современная наука предоставляет ответы на множество вопросов, что для экологии человека не является благом, а наоборот, представляет зачастую угрозу. Приходится выбирать между разными стратегиями обучения новых поколений, и глобализация ориентирует этот процесс на систему «работодатель - обучающийся», в которой сами корпорации, фирмы формируют такой учебный план подготовки, который позволил бы получить специалиста с конкретным набором навыков на конкретную должность. С учетом постоянного дефицита средств на финансирование образовательной сферы государство старается переориентировать отечественную систему обучения на нужды работодателей, создав тем самым в перспективе стимулы для инвестирования бизнесом активов в вузы и школы [1].

При явных преимуществах конкретной привязки образовательного учреждения к потенциальному работодателю у такой стратегии имеются и недостатки. Обучение становится узкоспециализированным, причем под технологический процесс конкретной транснациональной корпорации, готовой финансировать подготовку специалистов, но и выдвигающей свои требования. Помимо гуманитарных дисциплин, ценность которых для бизнеса весьма призрачна, даже технические предметы могут иметь корпоративную специфику: нельзя исключать появления учебников, например, по химии «Данон», BASF, «Джонсон и Джонсон» и т.д. Такой подход существует, в частности, в отношении учебников истории, которые каждая страна выпускает свои (иногда даже несколько вариантов), в них трактовки одного события могут иметь разные коннотации (Бородинское сражение во Франции считается победой Наполеона, в российских учебниках - иная точка зрения). Не секрет, что многие крупные компании входят в число главных загрязнителей планеты, поэтому если финансирование образования (и формирование учебного процесса) будет осуществляться ими, трудно рассчитывать, что в учебниках для школьников и студентов будет изложена реальная картина происходящего.

Если с детства будущего сотрудника воспитывать и обучать по определенным критериям, специальным учебным материалам, а также в духе лояльности к корпоративным ценностям, то можно получить «специалиста», который даже не подозревает о существовании альтернативных, применяемых в компании технологий о вреде, наносимом природе и горожанам. Ждать от такого сотрудника активной жизненной позиции, способности бороться за экологическую чистоту родного муниципалитета весьма наивно. Скорее всего, «правильно» обученный сотрудник даже в мыслях не будет допускать сомнения о верности выбранного сценария промышленного производства или обращения. Получается классический пример японских дзайбацу, только в масштабах всей планеты, которую транснациональные корпорации (ТНК) поделили не только с точки зрения рынков сбыта, но приняли во внимание и при формировании систем образования. Произойдет еще большая стратификация населения: к имущественному, гендерному, расовому, технологическому, национальному добавится еще и образовательное разделение. Люди будут не в состоянии понять друг друга, даже получив схожее образование, например, по химии, но каждый в своем, корпоративном вузе. Это не только не способствует решению экологических проблем, требующих объединения усилий, но и создает условия для различного рода социальных конфликтов (вспомним историю религиозных войн).

Что касается гуманитарных наук, то их участь в будущем корпоративном обучении незавидна - бизнесу неинтересно финансировать то, что не приносит прибыли. В ведущих американских и английских вузах есть направления философии, истории, но они играют, скорее, рекламную роль и не могут составить конкуренции основным специальностям. В мире будущего, в котором на смену государствам вполне может прийти система гигаполисов-анклавов [2], контролируемых корпорациями, гуманитарное образование и вовсе может исчезнуть. Продуктом функционирования такой системы является выпуск узкоспециализированных сотрудников для ТНК, умеющих решать четко обозначенный круг задач в интересах фирмы, но не имеющих представления о механизмах развития общества, природных комплексах, взаимосвязи и взаимообусловленности технологий и экосистем. В определенной степени на примере современного западного образования уже можно наблюдать первые результаты такой подготовки. Даже

выпускники престижных университетов, блестяще подготовленные в рамках своей специальности, слабо ориентируются в мировых проблемах, имеют только одну точку зрения по конкретному вопросу, т.е. не рассматривают альтернативные варианты, да и к дискуссионности не готовы. Решения, касаемые экологии, которые будут принимать такие кадры, придя к власти, вызывают тревогу, т.к. надеяться на взвешенный и продуманный подход в этом случае не приходится.

Результатом такого «анклавного» подхода к обучению будет усиление ато-мизации общества, что уже сейчас наблюдается, стремление к индивидуальным достижениям в ущерб коллективным потребностям, рост одиночества. В совокупности это самым отрицательным образом сказывается не только на перспективах решить существующие экологические проблемы общества, но и ухудшает персональную экологию горожанина: чувство одиночества сродни жажде и голоду для организма человека. На наш взгляд, такая анклавизация образования, ее дальнейшая коммерциализация - это путь к разобщенности человеческого социума, к определенному изоляционизму, отсутствию конвергентности знаний, что неблагоприятно скажется на прогрессе науки и общества, без чего решить проблемы экологии, а, значит, и обеспечить будущее человеческой цивилизации невозможно.

Рассмотренная выше запоздалая реакция системы образования на происходящие в мире изменения оправдана и недостатком финансирования, и дефицитом времени при планировании учебных планов, что ставит вопрос о возможности привлечения к решению этой проблемы искусственного интеллекта, который бурно развивается. Мир и общество меняются быстрее, чем успевают отреагировать вузы, к тому же государственные чиновники и руководители вузов принимают решения об открытии новых специальностей, часто исходя из собственных представлений о путях развития научно-технического прогресса или трендах в конъюнктуре рынка [3]. Но передать функции планирования подготовки кадров искусственному интеллекту было бы, с нашей точки зрения, опасно. Прогнозировать экологическую обстановку и ситуацию на рынке труда на период больше 15 лет, а совокупная продолжительность среднего и высшего образования составляет именно эту величину, затруднительно и малоэффективно по причине сильного разброса данных [4].

При этом нужно определить, с одной стороны, приоритетные, с точки зрения государства (или корпорации, или самого искусственного интеллекта), направления подготовки, с другой стороны, требовать от молодых людей, причем с детских лет, сориентироваться по вопросу выбора будущей специальности. Даже в 10 - 11-м классах большинство школьников смутно представляет, чем будут заниматься в будущем (но такая же картина была и у их дедушек с бабушками, хотя никто тогда не требовал ответов заранее). Что же требовать тогда с ребенка в 9 -10 лет? Всяческие попытки на государственном или ином уровне определить наиболее востребованные профессии будущего не отличаются высокой степенью достоверности, зато у чиновников появляется оправдание для сокращения финансирования образовательной сферы «вследствие их низкой эффективности». При таких спартанских условиях добиться высокого качества обучения людей, способных решать экологические проблемы напрямую или занимающих активную гражданскую позицию, маловероятно, учитывая еще и «неэффективность» такой специальности: бизнес платить за них не спешит (если только это не касается производства так называемой «экологической продукции», что является отражением обычной коммерческой составляющей любого субъекта экономики). Меньшее количество денег заставляет вузы оптимизировать учебный процесс, что находит отражение в его интенсификации, отрицательно сказывающейся на здоровье и преподавателей, и студентов.

Экономическая ситуация продолжает оставаться нестабильной, кризисы регулярно охватывают все мировое хозяйство, а масштабное внедрение робототехники оставляет миллионы людей без работы. Определить в этих условиях, какие профессии будут востребованы хотя бы через 5 (а не 10 - 12) лет - это просто гадание. Искусственный интеллект, даже в самых простых формах уже используемый в настоящее время, способен заменить человека в большинстве профессий. В будущем же это может привести к появлению «бесчеловечной экономики», где участие людей будет сведено к минимуму. Каким образом людям в этом будущем найти себе работу и обеспечить средствами к существованию? Положительного ответа на этот вопрос нет. В таком будущем возможны более экологически чистые производства за счет внедрения новых технологий, однако экология человека и общества, напротив, еще более ухудшится. Даже самообразование становится ненужным, поскольку конкурировать придется не с себе подобными, а с искусственным интеллектом, чьи возможности уже сейчас превосходят внутренние резервы человеческого организма.

Эта тенденция наблюдается в настоящее время, поэтому неудивительно, что у большинства населения тревожные ожидания от будущего прогресса технологий. И здесь также прослеживается определенная корреляция: тенденции развития искусственного интеллекта угрожают в первую очередь горожанам, а у жителей сел и деревень сохраняется возможность продолжать заниматься сельским хозяйством на своих участках.

Наличие такого количества негативных последствий интенсификации процесса обучения потребовало исследований в этой области, особенно в части обработки большого количества информации мозгом [5]. Именно в этом, по нашему мнению, заключается главное экологическое воздействие образования на

человеческий организм: процесс получения, обработки и запоминания информации требует больших расходов энергии. Благодаря развитию информационных технологий поиск нужных данных превратился в дело нескольких минут - можно обратиться к виртуальным библиотекам, хранилищам информации, причем практически в любом месте. Между тем вместо взрывного роста обучаемости горожан, увеличение степени понимания дисциплин, повышения уровня и качества учебы, ускорения экономического роста и научно-технического прогресса имеют место массовые проблемы со здоровьем: переутомляемость, синдром хронической усталости, депрессии, нервное истощение и другие психические заболевания. Причем такие тревожные тенденции наблюдаются среди школьников, будущего поколения, которое и должно реализовывать полученные знания в практику деятельности муниципальных служб. Такая интенсивность обучения (весьма популярны, например, курсы ускоренного обучения иностранному языку или скорочтению) только ухудшает здоровье жителей городов.

Свою лепту вносят и родители, которые постоянно контролируют и побуждают детей еще больше учиться, а также общество, которое рассматривает коммерческий успех как основное (единственное) мерило оценки деятельности индивида. Из этого следует, что интенсификация и масштабность современного образования выступают в качестве одного из существенных факторов угрозы экологии человека, охватывая практически все молодое поколение и значительную часть горожан среднего и пожилого возраста [6]. Интересно, что проблемы со здоровьем отмечаются и у студентов, и у школьников престижных заведений, расположенных, как правило, в небольших и живописных городках с чистой экологией (южные графства Англии, Швейцария) [7]. Чистый воздух и замечательные виды перечеркиваются сверхинтенсивным графиком обучения, постоянным стимулированием конкуренции, что неизбежно сказывается и на психическом, и на физиологическом состоянии обучающихся. Но существует и защитный механизм, который человеческий мозг задействует в некоторых ситуациях, - нейропластичность. Она заключается не только в том, что человек обладает умением учиться всю жизнь, задействуя различные зоны мозга, но также стремится к определенному балансу, значит, перегруз информации приводит к тому, что таланты в других областях будут ослабевать. Особенно это касается способности сосредотачиваться на иной информации, переключаться с одних новостей на другие.

Если же брать новые или перспективные средства и технологии обучения (системы дополненной реальности, мозговые протезы, обучение во сне и т.д.), то они не решают главной проблемы - мотивации обучающегося. Человеческий мозг - это не компьютерный винчестер, который загружают информацией, пока позволяют объемы памяти. Для учебы по-прежнему требуется индивидуально обрабатывать информацию, что потребует и затрат времени, и мотивации, при этом наличие дополнительных модулей памяти или чувствительных сенсоров ничем не помогут. Что касается генетического вмешательства, то, как было отмечено выше, даже по отношению к растениям и животным, подвергнувшимся генетическому редактированию (ГМО), нет уверенности в отсутствии осложнений в будущем. Если же вмешиваться, а тем более «усовершенствовать» человеческий мозг малоизученный до сих пор, то возможные эффекты могут быть таковы, что поставят под угрозу существование Homosapiens как мыслящего существа. Нейропластичность является примером защитной реакции организма на полезную для него процедуру изучения нового, в которой превысили объемы и интенсивность передачи данных.

Отдельной проблемой становится привычка к информационному потоку, что со временем превратится в зависимость, подобно алкоголизму или наркомании. Если человек постоянно читает, работает, обучается, не выходя из сети Интернет, а в будущем, обзаведясь нейроимплантами, это станет делать быстрее и без контакта, то отключение от базы данных может спровоцировать психологический шок, сравнимый с абстинентным синдромом, «белой горячкой» или «ломкой» наркомана. Если уже сейчас врачами отмечается тревожная тенденция зависимости от смартфонов, которые можно, в крайнем случае, отложить в сторону, то прямая интеграция мозга в общую информационную сеть (Брейннет) чревата самыми печальными последствиями для организма. Чтобы избежать такого печального для экологии человека результата, потребуется выработка самодисциплинирующего набора упражнений, наподобие спортивной гимнастики, позволяющего поддерживать мотивацию и интерес не только к информационным сетям, но и к окружающему миру, к оффлайну.

Нейропластичность становится ключевым механизмом, позволяющим противостоять слишком быстрым изменениям в технологии передачи данных, но не стоит удивляться тому, что мозг позволит немного «отдохнуть» в отношении определенных способностей и умений. То есть добиться появления индивидов, одинаково владеющих максимальным набором знаний сразу по нескольким областям, в ближайшие годы не получится. На наш взгляд, любое техническое, генетическое или химическое стимулирование обучения не изменит принципиально объемы потребляемой информации: человеческий организм вырабатывает защитный механизм от психологических перегрузок, а в основе обучения, как и прежде, будет лежать обыкновенное любопытство, которое избирательно и изменчиво. Следовательно, выработать универсальную, подходящую для всех методику обучения невозможно - люди слишком разные. Зато в этом есть и положительный момент: нет угрозы, во всяком случае пока, внедрения механизма психологического контроля за населением.

Библиографический список

1. Вахитов Д.Р Перспективы реиндустриализации экономики РФ в условиях глобализации и нестабильности мировой экономической системы. Вестник ТИСБИ. 2016; № 2: 61 - 71; № 3: 104 - 130.

2. Новосельцева А.С. Ключевые функции мегаполисов в глобальной экономике: системность исследования. ВестникВолГУ. Серия 9. 2011; Выпуск 9: 71 - 77.

3. Вахитов Д.Р Проблемы и тенденции развития российского образования на современном этапе. Москва: РУСАЙНС, 2016.

4. Кондратьева Т.Н. Взаимоотношение экологии и образования в современных условиях (стенограмма вебинара). Философия образования. 2016; № 1 (64): 232 - 234.

5. Вахитов Д.Р, Лукина М.А., Гриневецкая Т.Н. Влияние социально-экономических и природно-климатических аспектов на перспективы развития современного образования. Философия образования. 2018; № 74; Выпуск 1: 90 - 96.

6. Кондратьева Т.Н. Тенденции развития экологического воспитания в этнопедагогике бурятского народа: монография. Новосибирск: Издательство НГПУ, 2014.

7. Кондратьева Т.Н. Актуальные тенденции развития экологического воспитания в этнопедагогике коренных народов. Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2014; № 9: 156 - 160.

References

1. Vahitov D.R. Perspektivy reindustrializacii 'ekonomiki RF v usloviyah globalizacii i nestabil'nosti mirovoj 'ekonomicheskoj sistemy. Vestnik TISBI. 2016; № 2: 61 - 71; № 3: 104 - 130.

2. Novosel'ceva A.S. Klyuchevye funkcii megapolisov v global'noj 'ekonomike: sistemnost' issledovaniya. Vestnik VolGU. Seriya 9. 2011; Vypusk 9: 71 - 77.

3. Vahitov D.R. Problemy i tendenciirazvitiya rossijskogo obrazovaniya na sovremennom 'etape. Moskva: RUSAJNS, 2016.

4. Kondrat'eva T.N. Vzaimootnoshenie ekologii i obrazovaniya v sovremennyh usloviyah (stenogramma vebinara). Filosofiya obrazovaniya. 2016; № 1 (64): 232 - 234.

5. Vahitov D.R., Lukina M.A., Grineveckaya T.N. Vliyanie social'no-'ekonomicheskih i prirodno-klimaticheskih aspektov na perspektivy razvitiya sovremennogo obrazovaniya. Filosofiya obrazovaniya. 2018; № 74; Vypusk 1: 90 - 96.

6. Kondrat'eva T.N. Tendencii razvitiya 'ekologicheskogo vospitaniya v 'etnopedagogike buryatskogo naroda: monografiya. Novosibirsk: Izdatel'stvo NGPU, 2014.

7. Kondrat'eva T.N. Aktual'nye tendencii razvitiya 'ekologicheskogo vospitaniya v 'etnopedagogike korennyh narodov. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. 2014; № 9: 156 - 160.

Статья поступила в редакцию 26.03.20

УДК 373.2

Golub I.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy, Amur State University n.a. Sholem Aleichem (Birobidzhan, Russia),

E-mail: [email protected]

SPECIFICITY OF THE JEWISH EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN. The article discusses the specifics of Jewish education of preschool children in such multinational and multiconfessional state as Russian Federation. Particular emphasis in the work is given to the initial actions for the formation of ethnic identity in the Jewish family. To this end, the author examines seven basic aspects of Jewish education. The article reveals the tasks reflecting the specifics of Jewish education of preschool children in a multinational and multi-confessional state. The presented material allows us to conclude that the specificity of Jewish upbringing of preschool children lies precisely in the initial correct and strong basis for the whole future life of the child - the desire to constantly improve, strive for a positive result and success, develop throughout your life and make maximum use of the inherent in the child inclinations (talents).

Key words: identity, upbringing, Jewish upbringing, family, family values and traditions.

И.Б. Голубь, канд. пед. наук, доц., Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, г. Биробиджан, E-mail: [email protected]

СПЕЦИФИКА ЕВРЕЙСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье рассматривается специфика еврейского воспитания детей дошкольного возраста в условиях многонационального и поликонфессионального государства, такого как Российская Федерация. Особый акцент в работе отводится первоначальным действиям по формированию этнического самосознания в еврейской семье. С этой целью автором рассмотрены семь основных аспектов еврейского воспитания. В статье раскрыты задачи, отражающие специфику еврейского воспитания детей дошкольного возраста в условиях многонационального и поликонфессионального государства. Представленный материал позволяет сделать вывод, что специфика еврейского воспитания детей дошкольного возраста заключается именно в первоначально правильной и сильной основе для всей дальнейшей жизни ребенка - желании постоянно самосовершенствоваться, стремиться к позитивному результату и успеху, развиваться на протяжении своей жизни и максимально использовать заложенные в самом ребёнке задатки (таланты).

Ключевые слова: самосознание, воспитание, еврейское воспитание, семья, семейные ценности и традиции.

Общеизвестно, что именно культура является цементирующей основой общественных отношений не только потому, что она передается от одного человека к другому в процессе его социализации и контактов с представителями других культур, но еще и потому, что формирует у людей чувство принадлежности к определенной общности, т.е. чувство своей идентичности.

Самуэль Хантингтон отмечал, что «в современном мире культурные идентичности (этнические, национальные, религиозные, цивилизационные) занимают центральное место, а вот отдельные союзы народов и государств, антагонизмы между ними и конкретная государственная политика складываются, прежде всего, с учетом культурной близости или культурных различий» [1].

Поэтому вполне понятна и оправдана та ревностность и порою даже та «острота, с которой каждый народ так трепетно относится к сохранению именно своей культуры, и великий самообман - желать человеку творить помимо своей национальности» [2].

Актуальность данной проблематики обусловлена еще и тем обстоятельством, что именно под влиянием поведенческих стереотипов отдельных этносов и групп в настоящее время активно происходит формирование и более общезначимых нравственных отношений даже на общегосударственном и международном уровнях.

Следовательно, функция образования и воспитания детей дошкольного возраста и, в частности, его содержания как основного средства обучения, воспитания и развития ребенка дошкольного возраста вводится в ранг государственной политики в области образования и сформулирована в Законе РФ «Об образовании» следующим образом: «Защита системой образования национальных

культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства; содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, различными расовыми, этническими, религиозными и социальными группами» [3]. Именно этим обстоятельством и объясняется тот факт, что современная Концепция модернизации российского образования определяет в качестве основной цели прежде всего именно духовно-нравственное воспитание подрастающей личности. Эту стратегическую цель предлагается реализовать путем решением следующих задач:

- достижение нового уровня взаимодействия семьи, образовательных учреждений, органов управления образованием, детских и молодежных общественных организаций, религиозных конфессий в воспитании и социализации детей и молодежи;

- сохранение исторической преемственности поколений; развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию всех народов России и формирование духовно-нравственных качеств личности;

- воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость; развитие культуры межэтнических отношений [4].

Рост этнического самосознания народов России в условиях современной парадигмы общественного развития характеризуется рядом особенностей, которые проявляются также в культурной и образовательной сферах жизни. С изменением социальной, экономической и идеологической ситуации, этнографической картины нашей жизни изменяется и место нашей народной культуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.