как столкновение между желаемой и действительной реальностью. Например, противоречия, вызываемые личностью, которая неадекватно оценивает свои профессиональные возможности и профессиональные стандарты, которые имеют соответствующие требования, обусловливающие нормативность поведения. Такие противоречия приводят к межличностным, внутриличностным и конфликтам «личность - группа».
Э. Эриксон в своей работе «Идентичность: юность и кризис» описал проблемы юношеского возраста, которые связаны с социальным становлением личности. Центральным понятием в работе Эриксона является понятие идентичности, которое обозначает крепко установленный и личностно сформированный образ себя во всех отношениях личности к внешнему и внутреннему миру. Идентичность является, прежде всего, показателем зрелой, взрослой, сформированной личности, корни которой скрыты на предыдущих стадиях развития личности.
Возраст с 12 - 18 лет является ключевым периодом для приобретения чувства идентичности. В это время перед подростком стоит задача интегрирования всего, что он знает о самом себе как сыне/дочери, школьнике, спортсмене и т.д. В этот период также происходят кризисы профессионализации. Профессиональная идентификация - это объективное и субъективное единство с профессиональной группой, местом обучения, студенческой группой, отдельным человеком, которое обеспечивает преемственность профессиональных характеристик (ролей и статусов) личности. Обратный процесс приводит к отвержению этого единства и приводит к профессиональному отчуждению. Кризисы профессионализации обычно проходят, когда личность получает первое образование после школы, их ещё называют кризисы студенчества. Поступление в высшее учебное заведение является сложным психологическим этапом в жизни абитуриента, происходит приспособление к новому коллективу, новым условиям обучения.
Возраст с 20 до 25 лет характеризуется Эриксоном как переход к решению уже собственно взрослых задач на базе сформированной психосоциальной идентичности. Тут имеет место быть двум тенденциям: чувство близости - чувство изоляции. Если идентичность сформирована правильно, молодые люди приобретают положительный опыт, реализуют свой потенциал в профессиональной деятельности, это и является точкой развития личностного роста.
Ключевым новообразованием взросления является идентичность. К 18 годам у личности формируется семейная, национальная, профессиональная идентичности. Показателями зрелости в юношеском возрасте является:
1) осуществление самостоятельного выбора и умение нести ответственность за этот выбор,
2) умение строить перспективы своего жизненного пути.
Британский психолог L. Antrobus предлагает продлить подростковый возраст до 24 лет, так как люди перестали успевать решать задачи по переходу к взрослой жизни. Это обусловлено тем, что немногие молодые люди становятся самостоятельными и чувствуют себя взрослыми. В современном обществе появляются альтернативные модели взрослости. «Кидалт» - это взрослый человек, сохраняющий свои юношеские увлечения, который не спешит взрослеть, достаточно инфантильный.
Другая модель альтернативного взросления - дауншифтеры и NEET-моло-дёжь. Дауншифтеры - молодые люди, которые находятся в постоянном поиске себя и своей идентичности, они часто меняют партнёров, меняют место жительства, место работы. NEET-молодёжь не имеет места работы и учёбы, они достаточно долго могут быть зафиксированы в таком положении, которое приведёт их на путь «отложенных решений», что будет мешать их дальнейшей самоидентификации.
А.А. Бочавер утверждает, что современной молодёжи присуща несформи-рованная, диффузная идентичность или «множественная система временных и ситуативных субидентичностей». На сегодняшний день студенты в большинстве своём поступают в вуз в соответствии с ожиданиями родителей, они не умеют осознанно делать выбор, что в дальнейшем приводит к разочарованию и чувству проживания своей жизни по чужому сценарию. Таким образом, причиной конфликтов является несовпадение ожиданий в ролях.
Подводя итоги, можно сказать, что период взросления растянут во времени, молодые люди избегают принимать жизненно важные, судьбоносные решения. Это тоже необходимо учитывать сегодня, готовя будущих педагогов к профессиональной деятельности. Наконец, можно выделить и такую детерминанту, как особенности виртуального мира и информационного пространства. Современные студенты не всегда умеют пользоваться информацией, с потоком информации им тоже справиться бывает трудно, это приводит к невротизации личности. Процесс формирования конфликтологической компетентности проходит более успешно, если в образовательном процессе применяются активные формы и методы обучения, такие как тренинговые занятия с использованием психодраматических техник, метафорических ассоциативных карт, case-stady. Формирование компетентностей студентов в разрешении конфликтов является эффективным при осуществлении психолого-педагогических условий: внутренних (осознание собственных личностных характеристик, внутриличностных конфликтов и отношений с другими людьми) и внешних (включенность студентов в практическую деятельность; осуществление психологического сопровождения формирования компетентностей в разрешении конфликтов).
Библиографический список
1. Кидинов А.В. Социально-психологическая характеристика внутригрупповой конфликтности. Институт современных технологий управления: дискуссия. Екатеринбург, 2012: 147 - 150
2. Коваленко А.П. Теоретический анализ возникновения конфликтного поведения личности. Нравственное воспитание в современном мире: психологический и педагогический аспект: Научно-практическая конференция. Омск - Стерлитамак: АМИ, 2017: 66 - 69.
3. Коваленко А.П. Учёт психологических особенностей восприятия информации при создании электронных курсов личности. Современные образовательные технологии в подготовке педагога с учетом профессионального стандарта: сборник материалов Международной научно-практической конференции. Орехово-Зуево: Редакционно-издательский отдел ГГТУ, 2017: 499 - 502.
References
1. Kidinov A.V. Social'no-psihologicheskaya harakteristika vnutrigruppovoj konfliktnosti. Institut sovremennyh tehnologij upravleniya: diskussiya. Ekaterinburg, 2012: 147 - 150
2. Kovalenko A.P. Teoreticheskij analiz vozniknoveniya konfliktnogo povedeniya lichnosti. Nravstvennoe vospitanie v sovremennom mire: psihologicheskij ipedagogicheskij aspeki: Nauchno-prakticheskaya konferenciya. Omsk - Sterlitamak: AMI, 2017: 66 - 69.
3. Kovalenko A.P. Uchet psihologicheskih osobennostej vospriyatiya informacii pri sozdanii 'elektronnyh kursov lichnosti. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii v podgotovke pedagoga s uchetom professional'nogo standarta: sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Orehovo-Zuevo: Redakcionno-izdatel'skij otdel GGTU, 2017: 499 - 502.
Статья поступила в редакцию 08.12.19
УДК 371 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10146
Pereverzev M.V., doctoral postgraduate, Humanities and Education Science Academy, branch of V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia),
E-mail: [email protected]
ORGANIZATIONAL AND NORMATIVE BASES OF FORMATION OF MULTIFUNCTIONAL COMPETENCE OF FUTURE SPECIALISTS IN THE FIELD OF HOTEL AND TOURIST BUSINESS. Multifunctional competence as a system-personal education of a specialist, reflects the interaction of theoretical preparedness and practical ability to apply in practice the knowledge and norms to solve the tasks set before his professional competence. The author concludes that polyfunction-ality makes it possible to combine functions, which can change the direction of the specialist, increases his professional integrity, competitiveness, compliance with graduates specialty requirements. This is where a competent approach, knowledge of general and educational law, the system of education legislation in the Russian Federation, the distribution of powers based on it between state and local authorities are needed self-governing in education. Polyfunctional competence as a system-personal education of a specialist, reflects the interaction of theoretical preparedness and practical ability to apply in practice the knowledge and norms to solve the problems set before his professional competence.
Key words: organizational and regulatory framework, formation of multifunctional competence, hotel and tourism business.
М.В. Переверзев, докторант, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет
имени В.И. Вернадского», г. Ялта, E-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИОННО-НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ГОСТИНИЧНОГО И ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА
Полифункциональная компетенция как системно-личностное образование специалиста отражает взаимодействие теоретической подготовленности и практической способности применять на практике полученные знания и нормы для решения задач, поставленных перед его профессиональной компетенцией. Автор делает вывод о том, что полифункциональность дает возможность объединения функций, что может изменять направление деятельности специалиста, повышает его профессиональную состоятельность, конкурентоспособность, соответствие выпускников требованиям специальности. Именно здесь и необходим компетентностный подход, знание общего и образовательного права, системы законодательства об образовании в Российской Федерации, распределение полномочий на его основе между государственными органами и органами местного самоуправления в сфере образования.
Ключевые слова: организационно-нормативные основы, формирование полифункциональной компетенции, гостиничный и туристский бизнес.
Согласно профессиональным стандартам в сфере туризма спрос на услуги специалистов туристического и гостиничного бизнеса растет, и государство предъявляет комплекс требований к их профессиональным способностям. Требования к компетенциям специалистов туристской отрасли особенно актуализируются в свете реализации мероприятий Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 -2018 гг)». Эта программа содержит сложные и масштабные задачи, выполнение которых приведет в ближайшие годы к весьма существенным изменениям, как в структуре туристской отрасли, так и в её географии и повлечет за собой новые требования и приоритеты к персоналу предприятий туриндустрии. Таким образом, по мере формирования новой структуры туризма кадры становятся ключевой позицией, от которой зависит успех всех сегодняшних больших начинаний, в том числе и инновации [1 - 12].
В современных условиях важно сформировать у студентов - будущих специалистов в области гостиничного и туристского бизнеса полифункциональную компетенцию, что обеспечит самореализацию, эффективность их профессиональной деятельности. К тому же специалист должен владеть иностранным языком и иметь такие качества, как инициативность, предприимчивость, рационализм, способность быстрой реакции на возникшую стрессовую ситуацию, здоровый оптимизм, коммуникабельность [6], [9].
Любая профессиональная деятельность в современном обществе всегда имеет конкурентную направленность, и область туристического и гостиничного бизнеса не является исключением. Россия становится активным партнером мирового экономического сообщества, территорией, где иностранные партнеры открывают свои филиалы, где повышается поток культурных связей, деловых людей, туристов. Однако согласно исследованиям потребностей рынка труда профессиональная подготовка специалистов в области туристического и гостиничного бизнеса не всегда соответствует требованиям работодателей [3].
Рассмотрим организационно-нормативные основы формирования полифункциональной компетенции будущих специалистов в области гостиничного и туристского бизнеса.
Специалист должен владеть следующими компетенциями:
1. Общекультурные компетенции - совокупность знаний, навыков, элементов культурного опыта, позволяющих индивиду свободно ориентироваться в социальном и культурном окружении и оперировать его элементами, к ним относятся навыки:
- формирование мировоззренческой позиции с помощью философских знаний;
- формирование гражданской позиции с помощью анализа основных этапов и закономерностей развития общества;
- формирование экономических знаний в разных сферах деятельности;
- формирование коммуникативных компетенций в устной и письменной форме на русском и иностранном языке при решении задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
- формирование навыков социализации, толерантности;
- формирование и развитие способностей к самореализации и самообразованию;
- формирование способностей по оказанию первой медицинской помощи и знаний методов защиты в чрезвычайных ситуациях.
2. Общепрофессиональные компетенции - это знания и умения фундаментальной направленности, необходимые для становления высококвалифицированного специалиста любой ступени и уровня образования, к ним относятся навыки:
- формирование навыков поиска, анализа, использования нормативных и правовых документов в области гостиничного и туристского бизнеса;
- формирование способности принятия ответственных решений и нести ответственность за них;
- формирование способности к проектной, стратегической, деятельности, планированию, управлению человеческими ресурсами, делегированию полномочий и нести ответственность за принятые решения;
- формирование способности в осуществлении делового общения, публичных выступлений, ведению переговоров, совещаний, деловой переписки;
- формирование способности к изучению элементарных финансовых знаний и умение ими пользоваться;
3. Личностные компетентности:
- формирование способностей к самоопределению и саморазвитию;
- формирование способностей к самомотивации, целеполаганию;
- формирование способностей к осознанию своей идентичности в социуме.
4. Профессиональная компетентность - это широкое понятие профессиональных обязанностей, которыми должен знать выпускник образовательного учреждения и уметь применять их в своей профессиональной деятельности. Мы считаем, что в сферу профессиональной компетенции можно отнести следующие компетенции:
- нормативно-правовая - изучение и внедрение в работу законодательных норм;
- социально-экономическая - эффективное использование личных качеств в профессиональной деятельности, применение норм трудовой и коллективной этики;
- рекламно-маркетинговая - владение и умение применять в работе маркетинговые знания рекреационных услуг технологий маркетинговых исследований, рекламы и др.;
- аналитико-прогностическая - умение выявлять и устранять причины неэффективной работы предприятия, разрабатывать стратегию повышения ее эффективности;
- административно-организационная - умение владеть навыками в административной-правовой сфере и способствовать предприятию добиваться специфических результатов (инновации);
- профессионально-коммуникативная - умение владеть основами ораторского искусства, вести переговоры, разрешать конфликтные ситуации;
- корпоративно-этическая - умение существовать и работать в условиях установленных правил и норм поведения в компании;
- профессионально-экологическая - умение действовать в системе «Человек - общество - природа», соблюдение норм и правил экологического менеджмента, разработанных Международной гостиничной экологической инициативой;
- социально-педагогическая - умение использовать навыки общения с субъектами разных возрастных, социальных групп;
- мониторинговая - умение использовать навыки мониторинга качества предоставляемых услуг, определять индекс удовлетворенности сотрудников, партнеров, предлагаемыми услугами клиента;
- иноязычная коммуникативная компетенция - умение использовать навыки устного и письменного применения иностранного языка, знание культурных традиций его носителя [9], [12].
Этот комплекс компетенций формируется у специалистов:
- менеджера (управляющего) в гостиничном хозяйстве, руководителя туристической фирмы, менеджера по туризму, главного специалиста по туризму, заведующего бюро путешествий и экскурсий, начальника туристической базы, руководителя туристической группы, заведующего туристским агентством, директора (менеджера) малого предприятия в сфере туризма;
- туроператора;
- экскурсовода;
- научного сотрудника (туризмология, экскурсоведение), специалиста по организации туризма (массового, индивидуального, образовательного, конгресс-ного, специализированного, зеленого, спортивного);
- специалиста по гостиничному и ресторанному делу, стандартизации, лицензированию и сертификации туристических услуг в туризме;
- специалиста по рекреации;
- специалиста по туристической безопасности, специалиста по туристическому и гостиничному обслуживанию, гидов-страноведов въездного и международного туризма, гида-переводчика, а также младших специалистов.
Во многих образовательных учреждениях кроме теоретических знаний вырабатываются практические навыки на практических занятиях и в результате
взаимодействия с предприятиями туристического и гостиничного бизнеса. Такое взаимодействие позволяет напрямую ознакомить студентов с принципами и правилами профессиональной деятельности.
Задачами такой практики являются:
- подготовить студента к самостоятельной работе;
- развитие профессиональных навыков;
- сбор и обобщение практического материала для выпускной квалификационной работы.
Чтобы добиться успехов в формировании полифункциональной компетенции, необходимо использовать следующие условия:
- административно-организационные;
- дидактико-технологические условия;
- индивидуально-профессиональные условия;
- самообразовательная деятельность студентов.
Качественный уровень полифункциональной компетенции определяется такими критериями, как мотивационно-ценностный, профессионально-когнитивный, процессуально-технологический. Высокий уровень компетентности специа-
Библиографический список
листа туристического и гостиничного бизнеса повышает его конкурентоспособность, расширяет границы возможностей трудоустройства, ускоряет карьерный рост [11].
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что полифункциональность дает возможность объединения функций, что может изменять направление деятельности специалиста, повышает его профессиональную состоятельность, конкурентоспособность, соответствие выпускников требованиям специальности. Именно здесь и необходим компетентностный подход, знание общего и образовательного права, системы законодательства об образовании в Российской Федерации, распределение на его основе полномочий между государственными органами и органами местного самоуправления в сфере образования.
Полифункциональная компетенция как системно-личностное образование специалиста отражает взаимодействие теоретической подготовленности и практической способности применять на практике полученные знания и нормы для решения задач, поставленных перед его профессиональной компетенцией.
1. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Available at: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/documenti/fgos-osnovnogo-obshego-obr.html
2. Профессиональные стандарты в сфере туризма. Available at: https://turizmrm.ru/assets/profstandart-tourism.pdf
3. Гусева Ж.В. Профессиональные компетенции специалистов сферы гостеприимства. Науковедение. Интернет-журнал. 2015; Т. 7, № 3.
4. Дубинец Е.В. Развитие полифункциональной профессиональной компетенции у будущих психологов образования в вузе. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Нижний Новгород, 2011.
5. Кузнецова Е.В., Мезенцева О.И., Петровская В.Г, Степанова Л.Н. Интенсификация процесса формирования профессиональной компетентности педагога-психолога: монография. Новосибирск, 2013.
6. Мирзоян А.П. Формирование клиентоориентированной культуры будущих менеджеров. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Челябинск, 2013.
7. Нуриахметова Н.Р Нормативно-правовая компетентность учителя как основа его организационно-управленческой деятельности. 2012; № 4. Available at: http:// psychology.snauka.ru/2012/04/457
S. Перова Т.В. Система практического обучения студентов инженерно-педагогического вуза. Автореферат диссертации. ... кандидата педагогических наук. Нижний Новгород, 2007.
9. Стригунова Д.П. Правовые основы гостиничного и туристского бизнеса: учебное пособие. Москва: КНОРУС, 201б.
10. Шибанова Е.К. Формирование полифункциональных компетенций в управленческой деятельности будущих юристов. Право и образование. Москва, 2012, № 11: 55 - б4
11. Шуляк Н.Н. Формирование полифункциональной профессиональной компетентности менеджеров гостиничного хозяйства малого бизнеса санаторно-курортного региона в вузе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 200S.
12. Эм Д.Е. Формирование основ профессиональной направленности студентов - будущих менеджеров гостиничного хозяйства в процессе изучения иностранного языка. Диссертация ... кандидата педагогических наук: Москва, 2012.
References
1. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty (FGOS). Available at: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/documenti/fgos-osnovnogo-obshego-obr.html
2. Professional'nye standarty v sfere turizma. Available at: https://turizmrm.ru/assets/profstandart-tourism.pdf
3. Guseva Zh.V. Professional'nye kompetencii specialistov sfery gostepriimstva. Naukovedenie. Internet-zhurnal. 2015; T. 7, № 3.
4. Dubinec E.V. Razvitie polifunkcional'noj professional'noj kompetencii u buduschih psihologov obrazovaniya v vuze. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2011.
5. Kuznecova E.V., Mezenceva O.I., Petrovskaya V.G., Stepanova L.N. Intensifikaciya processa formirovaniya professional'noj kompetentnosti pedagoga-psihologa: monografiya. Novosibirsk, 2013.
6. Mirzoyan A.P. Formirovanie klientoorientirovannojkul'tury buduschih menedzherov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 2013.
7. Nuriahmetova N.R. Normativno-pravovaya kompetentnost' uchitelya kak osnova ego organizacionno-upravlencheskoj deyatel'nosti. 2012; № 4. Available at: http://psychology. snauka.ru/2012/04/457
S. Perova T.V. Sistema prakíicheskogo obucheniya studentov inzhenerno-pedagogicheskogo vuza. Avtoreferat dissertacii. ... kandidata pedagogicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2007.
9. Strigunova D.P. Pravovye osnovy gostinichnogo ituristskogo biznesa: uchebnoe posobie. Moskva: KNORUS, 201б.
10. Shibanova E.K. Formirovanie polifunkcional'nyh kompetencij v upravlencheskoj deyatel'nosti buduschih yuristov. Pravo i obrazovanie. Moskva, 2012, № 11: 55 - б4
11. Shulyak N.N. Formirovanie polifunkcional'noj professional'noj kompetentnosti menedzherov gostinichnogo hozyajstva malogo biznesa sanatorno-kurortnogo regiona v vuze. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 200S.
12. 'Em D.E. Formirovanie osnov professional'noj napravlennosti studentov - buduschih menedzherov gostinichnogo hozyajstva v processe izucheniya inostrannogo yazyka. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk: Moskva, 2012.
Статья поступила в редакцию 07.12.19
УДК 371 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10147
Petrishev I.O., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Ulyanovsk State Pedagogical University n.a. I.N. Ulyanov (Ulyanovsk, Russia),
E-mail: [email protected]
DIGITAL PEDAGOGY AS A FACTOR OF IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATIONAL SERVICES IN RUSSIA. The article is presents a study of digital pedagogy as one of the main factors in improving the quality of educational services in the Russian Federation. The role of information and communication technologies in the development of professional activities of teachers, as well as their impact on students, is analyzed. The importance of the competent use of such technologies in practice is substantiated, and the specificity of digital pedagogy is determined. The article concludes that digital technologies will definitely occupy a niche in the educational process of the state, will be applied in conjunction with traditional forms of education, due to its versatile and comprehensive specificity, according to the which has a positive impact on all educational quality indicators. This approach will help educators achieve dynamics, efficiency and professional performance.
Key words: digital education, digital pedagogy, information society, education system, educational services, quality of educational services.
И.О. Петрищев, канд. техн. наук, доц., ректор ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»,
г. Ульяновск, E-mail: [email protected]