Научная статья на тему 'Сущность иноязычной практикоориентированной подготовки будущих специалистов в сфере туризма'

Сущность иноязычной практикоориентированной подготовки будущих специалистов в сфере туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PRACTICE-ORIENTED APPROACH / PRACTICE-ORIENTED VOCATIONAL TRAINING / FOREIGN LANGUAGE TRAINING / FUTURE SPECIALISTS IN THE FIELD OF TOURISM / FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE / READINESS OF FUTURE SPECIALISTS FOR FOREIGN LANGUAGE PROFESSIONAL COMMUNICATION / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ / БУДУЩИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ В СФЕРЕ ТУРИЗМА / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ К ИНОЯЗЫЧНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБЩЕНИЮ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никейцева О. Н.

В статье исследуется проблема реализации профессиональной практико-ориентированной иноязычной подготовки будущих специалистов в сфере туризма в высшей школе. В исследовании проанализированы основные аспекты практико-ориентированного подхода в образовании. В работе изучена сущность профессиональной практико-ориентированной иноязычной подготовки будущих специалистов в сфере туризма, рассмотрены её основные составляющие, очерчен результат в виде сформированности таких интегративных личностно-профессиональных образований как иноязычная коммуникативная компетентность специалистов туристической сферы и их готовность к реализации профессионального общения на иностранном языке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BASICS OF FOREIGN LANGUAGE PRACTICE-ORIENTED TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS IN THE SPHERE OF TOURISM

The article investigates the problem of implementation of professional practice-oriented foreign language training of future specialists in the field of tourism in higher education. The study analyzes the main aspects of the practice-oriented approach in education. The paper studies the meaning of professional practice-oriented foreign language training of future specialists in the field of tourism, considers its main components, outlines the result in the form of the formation of such integrative personal and professional formations as foreign language communicative competence of specialists in the tourism sector and their readiness to implement professional communication in a foreign language. The author concludes that the success of the analyzed in this study, the teaching process is possible, in our view, on the basis of the principles of continuity, professionalizing and humanization of education while ensuring flexibility training courses and educational programs, combining architectural training with practical implementation of theoretical achievements.

Текст научной работы на тему «Сущность иноязычной практикоориентированной подготовки будущих специалистов в сфере туризма»

сложное явление является частью коммуникативной компетенции, её формирование строится на основе ряда принципов, среди которых, на наш взгляд, ведущий принцип - это принцип коллективного взаимодействия; и минимальная тренировка требует как минимум три этапа, показателями сформированности выступают определенные умения. В нашем исследовании мы рассмотрели Интернет-платформу КаГюо^, выделили главные качества и особенности, создали

Библиографический список

методические указания. На вышеизложенных теоретических и методических основах нами проведена опытная работа в школе, которая показала успешность методики использования информационно-коммуникативных технологий на примере мультипликации с целью формирования лексической компетенции у учащихся средних классов, на примере 9 класса в лицее № 5 имени Ю.А. Гагарина г. Волгограда.

1. Мещерякова Е.В. Роль современной социокультурной ситуации в процессе подготовки будущего воспитателя (на материале английского языка): Теоретико-методологическое исследование. Волгоград, 1999. Шамов А.Н. Лексические навыки устной речи и чтения - основа семантической компетенции обучаемых. Иностранные языки в школе. 2007; 4: 19 - 25.

2. Мещерякова Е.В. Теория и практика профессиональной подготовки учителя к педагогическому взаимодействию в современном образовательном пространстве (на материале подготовки учителя иностранного языка). Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2002

3. Мещерякова Е.В., Локтюшина E.A. Образовательное пространство формирования профессиональной иноязычной компетентности управленческих кадров. Фундаментальные исследования. 2012; 11-1: 79 - 83.

4. Мещерякова Е.В., Исаева И.С. Лингводидактический потенциал блога в обучении английскому языку. Современные проблемы науки и образования. 2015; 4: 59.

5. Шамов А.Н. Лексические навыки устной речи и чтения - основа семантической компетенции обучаемых. Иностранные языки в школе. 2007; 4: 19 - 25.

6. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: проблемы и перспективы: учебное пособие для студ. пед. ин-тов по спец. № 2103 «Иностранный язык». Москва: Просвещение, 1988.

7. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. Москва: Академия, 2009.

References

1. Mescheryakova E.V. Rol' sovremennoj sociokul'turnoj situacii v processe podgotovki buduschego vospitatelya (na materiale anglijskogo yazyka): Teoretiko-metodologicheskoe issledovanie. Volgograd, 1999. Shamov A.N. Leksicheskie navyki ustnoí rechi i chteniya - osnova semanticheskoí kompetencii obuchaemyh. Inostrannye yazyki v shkole. 2007; 4: 19 - 25.

2. Mescheryakova E.V. Teoriya i praktika professional'noj podgotovki uchitelya k pedagogicheskomu vzaimodejstviyu v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve (na materiale podgotovki uchitelya inostrannogo yazyka). Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2002

3. Mescheryakova E.B., Loktyushina E.A. Obrazovatel'noe prostranstvo formirovaniya professional'noj inoyazychnoj kompetentnosti upravlencheskih kadrov. Fundamental'nye issledovaniya. 2012; 11-1: 79 - 83.

4. Mescheryakova E.V., Isaeva I.S. Lingvodidakticheskij potencial bloga v obuchenii anglijskomu yazyku. Sovremennyeproblemy naukiiobrazovaniya. 2015; 4: 59.

5. Shamov A.N. Leksicheskie navyki ustnoí rechi i chteniya - osnova semanticheskoí kompetencii obuchaemyh. Inostrannye yazyki v shkole. 2007; 4: 19 - 25.

6. Bim I.L. Teoriya iprakíika obucheniya nemeckomu yazyku v srednejshkole: problemy iperspektivy uchebnoe posobie dlya stud. ped. in-tov po spec. № 2103 «Inostrannyj yazyk». Moskva: Prosveschenie, 1988.

7. Gal'skova N.D., Gez N.I. Teoriya obucheniya inostrannym yazykam. Lingvodidaktika i metodika: uchebnoe posobie dlya stud. lingv. un-tov i fak. in. yaz. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. Moskva: Akademiya, 2009.

Статья поступила в редакцию 04.04.19

УДК 371

Nikejtseva O.N., Institute of Foreign Philology, V.l. Vernadsky Crimean Federal University (Simferopol, Russia), E-mail: [email protected]

THE BASICS OF FOREIGN LANGUAGE PRACTICE-ORIENTED TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS IN THE SPHERE OF TOURISM. The article investigates the problem of implementation of professional practice-oriented foreign language training of future specialists in the field of tourism in higher education. The study analyzes the main aspects of the practice-oriented approach in education. The paper studies the meaning of professional practice-oriented foreign language training of future specialists in the field of tourism, considers its main components, outlines the result in the form of the formation of such integrative personal and professional formations as foreign language communicative competence of specialists in the tourism sector and their readiness to implement professional communication in a foreign language. The author concludes that the success of the analyzed in this study, the teaching process is possible, in our view, on the basis of the principles of continuity, professionalizing and humanization of education while ensuring flexibility training courses and educational programs, combining architectural training with practical implementation of theoretical achievements.

Key words: practice-oriented approach, practice-oriented vocational training, foreign language training, future specialists in the field of tourism, foreign language communicative competence, readiness of future specialists for foreign language professional communication.

О.Н. Никейцееа, ст. преп., Институт иностранной филологии ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»,

г. Симферополь, E-mail: [email protected]

СУЩНОСТЬ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ТУРИЗМА

В статье исследуется проблема реализации профессиональной практико-ориентированной иноязычной подготовки будущих специалистов в сфере туризма в высшей школе. В исследовании проанализированы основные аспекты практико-ориентированного подхода в образовании. В работе изучена сущность профессиональной практико-ориентированной иноязычной подготовки будущих специалистов в сфере туризма, рассмотрены её основные составляющие, очерчен результат в виде сформированности таких интегративных личностно-профессиональных образований как иноязычная коммуникативная компетентность специалистов туристической сферы и их готовность к реализации профессионального общения на иностранном языке.

Ключевые слова: практико-ориентированный подход, практико-ориентированное профессиональное обучение, иноязычное обучение, будущие специалисты в сфере туризма, иноязычная коммуникативная компетентность, готовность будущих специалистов к иноязычному профессиональному общению.

Современному конкурентноспособному специалисту в сфере туризма необходим высокий уровень навыка иноязычного общения для успешной профессиональной деятельности. Поэтому в процессе обучения важно правильно сформировать иноязычную коммуникативную компетенцию у будущих представителей профессий сферы туризма.

Само понятие профессиональной иноязычной компетенции имеет много различных трактовок и с теоретической, и с практической точек зрения. В специальной литературе можно найти порой противоречащие материалы по данной теме, что свидетельствует о неоднозначности и многопланово-

сти самого термина. Анализируя и интегрируя научные представления ряда российских ученых и исследователей, мы можем охарактеризовать профессиональную иноязычную компетенцию как некое сложное целое, которое обеспечивает компетентность в профессиональной коммуникации в рамках специальности при условиях межкультурного общения. Это целое состоит не только из профессиональных, но и лингвистических знаний и умений, а также набора определенных, в том числе личностных качеств, которые потенциально обеспечивают способность справляться с самыми разными практико-ориен-тированными задачами.

Согласно образовательному стандарту, в соответствии со спецификой сферы туризма, выпускник вуза должен владеть следующими умениями и навыками:

• Работы со всеми видами чтения, в частности специализированной литературы на иностранном языке. Будущий специалист должен уметь работать с аутентичными текстами.

• Диалогической и монологической речи, в первую очередь, в рамках профессионально-ориентированных ситуаций.

• Работы со специализированными справочниками.

В процессе обучения будущие специалисты должны обучиться продуктивному взаимодействию с иностранными туристами, используя подходящие ситуации языковые средства и соблюдая нормы изучаемого языка. На практике будущие специалисты должны проработать большое количество различных тем и речевых ситуаций в соответствии с определёнными языковыми и речевыми средствами, учитывая и невербальную информацию в том числе.

Формирование профессиональных иноязычных компетенций у будущих специалистов, получающих специализацию в сфере туризма, предполагает обязательное включение в процесс образования исчерпывающее знакомство с историей и особенностями своего региона. Специалист сферы туризма должен уметь применить в своей практике наиболее современные способы и методы познакомить иностранного посетителя со своим регионом, предоставить разностороннюю, объективную и актуальную информацию. Профессионал должен уметь согласовывать свои действия с задачами и вызовами современного туристического бизнеса, который постоянно развивается на фоне глобализации культур.

Необходимость применения профессионально-ориентированного подхода к обучению иностранного языка является сегодня не просто одним из методологических поисков, а государственным требованием, отраженным в Федеральном образовательном стандарте высшего профессионального образования [6].

Говоря о сущности профессиональной практико-ориентированной иноязычной подготовке будущих специалистов, необходимо обосновать педагогическую значимость практико-ориентированного подхода к реализации профессионального образования.

Практико-ориентированный подход рассматривается современными исследователями в значении метода преподавания и обучения в сочетании с практической деятельностью с целью ориентации учебного процесса на конечный продукт профессиональной подготовки - формирование и развитие компетенций [5].

Данный подход позволяет моделировать предметное содержание профессиональной деятельности, тем самым обеспечивая условия трансформации учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста. Воспроизведение реальных профессиональных ситуаций в теоретической и практической части подготовки будущих специалистов является основной характеристикой внедрения практико-ориентированного подхода. В данном ключе исследователи подчеркивают, что эффективность данного подхода возможна при условии перераспределения соотношения теоретической, практической и методической информации в содержании профессиональной подготовки будущих специалистов.

В структуре содержания практико-ориентированного обучения исследователи выделяют два основных компонента:

- теоретический (академические лекции, семинары, самообразование, работа над курсовыми и дипломными проектами и т. д.);

- практический (прикладной) (лабораторные и иные практические занятия, игровые формы обучения, практика, исследовательская прикладная деятельность).

Реализация практико-ориентированного подхода в системе высшего профессионального образования подразумевает учет следующих принципов:

- построения целостного образовательной среды в трёх измерениях -учебном, образовательно-рефлексивном и социально-практическом;

- реализации академической мобильности и академических свобод обучающихся;

- обеспечения гибкости и динамичности обновления образовательно-профессиональных программ в целом и отдельными блоками;

Библиографический список

- использования различных форм и методов профессиональной подготовки.

Рассмотрев теоретические аспекты концепции практико-ориентированно-го профессионального образования, обратимся к изучению основного предмета данного исследования.

Л.В. Покушаева профессиональную практико-ориентированную иноязычную подготовку будущих специалистов рассматривает как «процесс формирования у студентов способности иноязычного общения в конкретных, профессиональных, деловых, научных сферах и ситуациях с учетом особенностей профессионального мышления» [6, с. 305].

Организация обучения иностранному языку в рамках практико-ориен-тированного подхода позволяет формировать активную и творческую личность будущего специалиста, способную успешно применять лингвистические знания в профессиональной деятельности, что и является одним из актуальных и перспективных направлений развития профессионального образования [4].

Целью реализации профессиональной иноязычной подготовки будущих специалистов в туристической сфере с учетом положений практико-ориенти-рованного подхода, по мнению исследователей, является формирование иноязычной коммуникативной, а конечным результатом - формирование готовности к реализации иноязычной коммуникативной деятельности в профессиональном ключе.

Е.А. Аллилуйко как одна из ведущих исследователей проблемы формирования коммуникативной компетентности менеджеров туризма средствами иностранного языка определяет иноязычную коммуникативную компетентность как способность специалиста реализовывать обмен информацией, общение между субъектами профессиональной деятельности, на основе знаний форм взаимодействия между участниками мероприятий туризма, осуществляемых с помощью языка и специфических информационных технологий [1].

Готовность будущего специалиста в сфере туризма к реализации межкультурного общения рассматривается исследователями как составляющая общей профессиональной готовности личности. Данный термин исследователи понимают как:

- сложное профессионально-личностное образование, сформированное на основе личностно-психологических и деятельностных аспектов профессиональной деятельности;

- интегративную профессиональную характеристику личности, что определяет уровень профессионализма будущего специалиста по его иноязычной коммуникативной компетенции и включает потребности, мотивы, психологические качества, предметные и интеллектуальные знания, умения и навыки, которые позволяют успешно использовать иностранный язык для выполнения профессиональных задач [3; 2].

Обобщая вышеизложенное, заключим, что профессиональную личност-но-ориентированную иноязычную подготовку будущих работников сферы туризма мы рассматриваем как сложный педагогический процесс, основанный на интеграции знаний, умений, навыков по профессионально ориентированным дисциплинам, иностранному языку и информационным технологиям, направленный на формирование иноязычной профессиональной компетентности и готовности будущих специалистов сферы туризма к профессиональному иноязычному общению.

Содержание данной подготовки должно включать существенный практический компонент, что обосновывает необходимость применения форм и методов активного и интерактивного обучения, а также повышения доли практической работы студентов.

В заключении уточним, что успешность анализируемого в данном исследовании педагогического процесса возможна, по нашему мнению, на основе учета принципов непрерывности, профессионализации и гуманизации образования, при обеспечении гибкости учебных курсов и образовательных программ, сочетания научности обучения с практической реализацией теоретических достижений.

1. Алилуйко Е.А. Формирование коммуникативной компетентности менеджеров туризма в процессе изучения иностранного языка. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2000.

2. Вчерашняя М.А. Коммуникативный тренинг как форма организации профессионально-ориентированного иноязычного обучения специалистов индустрии туризма. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук Калининград: Изд-во Рос. гос. ун-та, 2010.

3. Данилина Е.А. Обучение студентов вуза английскому языку на основе компетентностно-модульной организации учебного процесса: направление подготовки «Туризм», бакалавриат. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Нижний Новгород, 2013.

4. Конистерова Е.А., Улитина К.А., Калинина Е.В. Практико-ориентированный метод обучения иностранным языкам как средство совершенствования языкового образовательного пространства неязыкового вуза. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017; Т. 3: 230 - 237. Available at: http://e-koncept.ru/2017/770270.htm

5. Образцов П.И., Ахулкова А.И., Черниченко О.Ф. Проектирование и конструирование профессионально-ориентированной технологии обучения: учебно-методическое пособие. Орел: ОГУ 2003.

6. Покушалова Л.В., Серебрякова Л.Т. Обучение профессионально ориентированному языку в техническом вузе. Молодой ученый. 2012; 5: 305 - 307. Available at: https:// moluch.ru/archive/40/4759/

7. Мещерякова Е.В. Роль современной социокультурной ситуации в процессе подготовки будущего воспитателя (на материале английского языка): Теоретико-методологическое исследование. Волгоград, 1999. Шамов А.Н. Лексические навыки устной речи и чтения - основа семантической компетенции обучаемых. Иностранные языки в школе. 2007; 4 19 - 25.

8. Мещерякова Е.В. Теория и практика профессиональной подготовки учителя к педагогическому взаимодействию в современном образовательном пространстве (на материале подготовки учителя иностранного языка). Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2002.

9. Мещерякова Е.В., Локтюшина E.A. Образовательное пространство формирования профессиональной иноязычной компетентности управленческих кадров. Фундаментальные исследования. 2012; 11-1: 79 - 83.

10. Мещерякова Е.В., Исаева И.С. Лингводидактический потенциал блога в обучении английскому языку. Современные проблемы науки и образования. 2015; 4: 59.

References

1. Alilujko E.A. Formirovaniekommunikativnojkompetentnostimenedzherovturizma vprocesseizucheniyainostrannogoyazyka. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2000.

2. Vcherashnyaya M.A. Kommunikativnyj trening kak forma organizacii professional'no-orientirovannogo inoyazychnogo obucheniya specialistov industrii turizma. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk Kaliningrad: Izd-vo Ros. gos. un-ta, 2010.

3. Danilina E.A. Obuchenie studentov vuza anglijskomu yazyku na osnove kompetentnostno-modul'noj organizacii uchebnogo processa: napravlenie podgotovki "Turizm", bakalavriat. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2013.

4. Konisterova E.A., Ulitina K.A., Kalinina E.V. Praktiko-orientirovannyj metod obucheniya inostrannym yazykam kak sredstvo sovershenstvovaniya yazykovogo obrazovatel'nogo prostranstva neyazykovogo vuza. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyjzhurnal «Koncept». 2017; T. 3: 230 - 237. Available at: http://e-koncept.ru/2017/770270.htm

5. Obrazcov P.I., Ahulkova A.I., Chernichenko O.F. Proektirovanie i konstruirovanie professional'no-orientirovannoj tehnologii obucheniya: uchebno-metodicheskoe posobie. Orel: OGU, 2003.

6. Pokushalova L.V., Serebryakova L.T. Obuchenie professional'no orientirovannomu yazyku v tehnicheskom vuze. Molodoj uchenyj. 2012; 5: 305 - 307. Available at: https://moluch. ru/archive/40/4759/

7. Mescheryakova E.V. Rol' sovremennoj sociokul'turnoj situacii v processe podgotovki buduschego vospitatelya (na materiale anglijskogo yazyka): Teoretiko-metodologicheskoe issledovanie. Volgograd, 1999. Shamov A.N. Leksicheskie navyki ustnoi rechi i chteniya - osnova semanticheskoi kompetencii obuchaemyh. Inostrannye yazyki v shkole. 2007; 4 19 - 25.

8. Mescheryakova E.V. Teoriya i praktika professional'noj podgotovki uchitelya k pedagogicheskomu vzaimodejstviyu v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve (na materiale podgotovki uchitelya inostrannogo yazyka). Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2002.

9. Mescheryakova E.B., Loktyushina E.A. Obrazovatel'noe prostranstvo formirovaniya professional'noj inoyazychnoj kompetentnosti upravlencheskih kadrov. Fundamental'nye issledovaniya. 2012; 11-1: 79 - 83.

10. Mescheryakova E.V., Isaeva I.S. Lingvodidakticheskij potencial bloga v obuchenii anglijskomu yazyku. Sovremennyeproblemy naukiiobrazovaniya. 2015; 4: 59.

Статья поступила в редакцию 04.04.19

УДК 378

Ordokov M.H., senior teacher, Department of Fire Training, North Caucasus Institute, branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Nalchik, Russia), [email protected]

SOME OF THE FEATURES OF EDUCATION OF EMPLOYEES OF SPECIAL PURPOSE UNITS TO PERFORM THEIR TASKS IN A WOODED MOUNTAIN.

The article deals with characteristics of the operational situation and the structure of the landscape in the areas of armed criminals acting both alone and as part of a group, its structure, the nature of tactical actions in the commission of terrorist and sabotage actions in mountainous and wooded areas, preparation and features of a special operation in mountainous and wooded areas. The article determines the specifics of training of personnel, good equipment, skillful possession of weapons and military equipment, the qualitative use of special equipment to overcome various folds and uneven terrain, as well as characteristics unmasking hazards, which is the key to the successful use of assigned tasks regardless of time of day and year.

Key words: relief, sharp roughness, various obstacles, weather conditions, mountain-wooded area.

М.Х. Ордоков, ст. преп. каф. огневой подготовки, Северо-Кавказский институт (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик, [email protected]

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ СЛУЖЕБНЫХ ЗАДАЧ В ГОРНО-ЛЕСИСТОЙ МЕСТНОСТИ

В статье рассматривается характеристика оперативной обстановки и особенности строения ландшафта в районах действия вооруженных преступников, действующих как в одиночку, так и в составе группы, ее структура характер тактических действий при совершении террористических и диверсионных акций в горно-лесистой местности, подготовка и особенности проведения специальной операции в горно-лесистой местности. В статье выяснены особенности подготовки личного состава, наличие хорошего снаряжения, умелого владения оружием и боевой техникой, качественное использование специального снаряжения для преодоления различных складок и неровностей местности, а также признаки демаскировки опасностей, что является залогом успешного выполнения поставленных боевых задач независимо от времени суток и года.

Ключевые слова: рельеф, резкая пересеченность, различные препятствия, погодные условия, горно-лесистая местность.

Уровень готовности к выполнению поставленных задач различных подразделений специального назначения, призванных выполнять специальные задачи, должен быть достаточно высокий. На качество и быстроту выполнения не должны отражаться сложные условия окружающей среды, такие как климат и географическое местоположение. Кроме этого, успешное выполнение поставленных задач достигается наличием полноценных данных об оперативной обстановке, имеющейся непосредственно в районе проведения специальных мероприятий, хорошим знанием топографических особенностей рельефа местности, предварительным изучением и детальным анализом тактических особенностей действий преступников, умелым (в совершенстве) владением огнестрельным оружием и техникой передвижения в сложных топографических местностях, знанием теоретических основ ведения огневого боя с противником. Немаловажным залогом успешного проведения операций является неукоснительное соблюдение мер личной и коллективной безопасности [1].

На современном этапе борьбы с преступностью особую актуальность приобретает проблема подготовки сотрудников специальных подразделений с учетом географических особенностей региона и специфики проведения специальных мероприятий в указанных условиях.

При подготовке и обучению сотрудников специальных подразделений к действиям в горно-лесистой местности имеется своя специфика. Часто ухудшающиеся погодные условия, выполнение задач при низких температурах в зимнее

время, препятствуют выполнению быстрого маневра и передвижению групп по поиску и задержанию преступников.

Решающим фактором в такой ситуации становятся грамотные и решительные действия сотрудников подразделений специального назначения. Поэтому для выполнения поставленной задачи нужны хорошо обученные сотрудники, подготовленные для действий в условиях сложного ландшафта местности.

Всесторонняя подготовка личного состава, наличие хорошего снаряжения, умелое владение оружием и боевой техникой, качественное использование специального снаряжения для преодоления различных складок и неровностей местности, а также знание признаков демаскировки опасностей являются залогом успешного выполнения поставленных задач независимо от времени суток и года [2].

Уровень нагрузки (физической и психологической) личного состава, испытываемого в условиях боевых действий на равнине и в горной местности достаточно различен.

Проводимые с личным составом занятия по служебной и физической подготовке позволяют повысить уровень физических, морально-психологических и профессиональных качеств, от которых в дальнейшем напрямую зависит качество преодоления разнообразных препятствий ландшафта горной местности, совершение обходов и охватов, ведение огня по цели с различными углами возвышения, а также метание ручных гранат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.