взаимодействия с предприятиями туристического и гостиничного бизнеса. Такое взаимодействие позволяет напрямую ознакомить студентов с принципами и правилами профессиональной деятельности.
Задачами такой практики являются:
- подготовить студента к самостоятельной работе;
- развитие профессиональных навыков;
- сбор и обобщение практического материала для выпускной квалификационной работы.
Чтобы добиться успехов в формировании полифункциональной компетенции, необходимо использовать следующие условия:
- административно-организационные;
- дидактико-технологические условия;
- индивидуально-профессиональные условия;
- самообразовательная деятельность студентов.
Качественный уровень полифункциональной компетенции определяется такими критериями, как мотивационно-ценностный, профессионально-когнитивный, процессуально-технологический. Высокий уровень компетентности специа-
Библиографический список
листа туристического и гостиничного бизнеса повышает его конкурентоспособность, расширяет границы возможностей трудоустройства, ускоряет карьерный рост [11].
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что полифункциональность дает возможность объединения функций, что может изменять направление деятельности специалиста, повышает его профессиональную состоятельность, конкурентоспособность, соответствие выпускников требованиям специальности. Именно здесь и необходим компетентностный подход, знание общего и образовательного права, системы законодательства об образовании в Российской Федерации, распределение на его основе полномочий между государственными органами и органами местного самоуправления в сфере образования.
Полифункциональная компетенция как системно-личностное образование специалиста отражает взаимодействие теоретической подготовленности и практической способности применять на практике полученные знания и нормы для решения задач, поставленных перед его профессиональной компетенцией.
1. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Available at: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/documenti/fgos-osnovnogo-obshego-obr.html
2. Профессиональные стандарты в сфере туризма. Available at: https://turizmrm.ru/assets/profstandart-tourism.pdf
3. Гусева Ж.В. Профессиональные компетенции специалистов сферы гостеприимства. Науковедение. Интернет-журнал. 2015; Т. 7, № 3.
4. Дубинец Е.В. Развитие полифункциональной профессиональной компетенции у будущих психологов образования в вузе. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Нижний Новгород, 2011.
5. Кузнецова Е.В., Мезенцева О.И., Петровская В.Г, Степанова Л.Н. Интенсификация процесса формирования профессиональной компетентности педагога-психолога: монография. Новосибирск, 2013.
6. Мирзоян А.П. Формирование клиентоориентированной культуры будущих менеджеров. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Челябинск, 2013.
7. Нуриахметова Н.Р Нормативно-правовая компетентность учителя как основа его организационно-управленческой деятельности. 2012; № 4. Available at: http:// psychology.snauka.ru/2012/04/457
8. Перова Т.В. Система практического обучения студентов инженерно-педагогического вуза. Автореферат диссертации. ... кандидата педагогических наук. Нижний Новгород, 2007.
9. Стригунова Д.П. Правовые основы гостиничного и туристского бизнеса: учебное пособие. Москва: КНОРУС, 2016.
10. Шибанова Е.К. Формирование полифункциональных компетенций в управленческой деятельности будущих юристов. Право и образование. Москва, 2012, № 11: 55 - 64
11. Шуляк Н.Н. Формирование полифункциональной профессиональной компетентности менеджеров гостиничного хозяйства малого бизнеса санаторно-курортного региона в вузе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2008.
12. Эм Д.Е. Формирование основ профессиональной направленности студентов - будущих менеджеров гостиничного хозяйства в процессе изучения иностранного языка. Диссертация ... кандидата педагогических наук: Москва, 2012.
References
1. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty (FGOS). Available at: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/documenti/fgos-osnovnogo-obshego-obr.html
2. Professional'nye standarty v sfere turizma. Available at: https://turizmrm.ru/assets/profstandart-tourism.pdf
3. Guseva Zh.V. Professional'nye kompetencii specialistov sfery gostepriimstva. Naukovedenie. Internet-zhurnal. 2015; T. 7, № 3.
4. Dubinec E.V. Razvitie polifunkcional'noj professional'noj kompetencii u buduschih psihologov obrazovaniya v vuze. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2011.
5. Kuznecova E.V., Mezenceva O.I., Petrovskaya V.G., Stepanova L.N. Intensifikaciya processa formirovaniya professional'noj kompetentnosti pedagoga-psihologa: monografiya. Novosibirsk, 2013.
6. Mirzoyan A.P. Formirovanie klientoorientirovannojkul'tury buduschih menedzherov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 2013.
7. Nuriahmetova N.R. Normativno-pravovaya kompetentnost' uchitelya kak osnova ego organizacionno-upravlencheskoj deyatel'nosti. 2012; № 4. Available at: http://psychology. snauka.ru/2012/04/457
8. Perova T.V. Sistema prakíicheskogo obucheniya studentov inzhenerno-pedagogicheskogo vuza. Avtoreferat dissertacii. ... kandidata pedagogicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2007.
9. Strigunova D.P. Pravovye osnovy gostinichnogo ituristskogo biznesa: uchebnoe posobie. Moskva: KNORUS, 2016.
10. Shibanova E.K. Formirovanie polifunkcional'nyh kompetencij v upravlencheskoj deyatel'nosti buduschih yuristov. Pravo i obrazovanie. Moskva, 2012, № 11: 55 - 64
11. Shulyak N.N. Formirovanie polifunkcional'noj professional'noj kompetentnosti menedzherov gostinichnogo hozyajstva malogo biznesa sanatorno-kurortnogo regiona v vuze. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2008.
12. 'Em D.E. Formirovanie osnov professional'noj napravlennosti studentov - buduschih menedzherov gostinichnogo hozyajstva v processe izucheniya inostrannogo yazyka. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk: Moskva, 2012.
Статья поступила в редакцию 07.12.19
УДК 371 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10147
Petrishev I.O., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Ulyanovsk State Pedagogical University n.a. I.N. Ulyanov (Ulyanovsk, Russia),
E-mail: [email protected]
DIGITAL PEDAGOGY AS A FACTOR OF IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATIONAL SERVICES IN RUSSIA. The article is presents a study of digital pedagogy as one of the main factors in improving the quality of educational services in the Russian Federation. The role of information and communication technologies in the development of professional activities of teachers, as well as their impact on students, is analyzed. The importance of the competent use of such technologies in practice is substantiated, and the specificity of digital pedagogy is determined. The article concludes that digital technologies will definitely occupy a niche in the educational process of the state, will be applied in conjunction with traditional forms of education, due to its versatile and comprehensive specificity, according to the which has a positive impact on all educational quality indicators. This approach will help educators achieve dynamics, efficiency and professional performance.
Key words: digital education, digital pedagogy, information society, education system, educational services, quality of educational services.
И.О. Петрищев, канд. техн. наук, доц., ректор ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»,
г. Ульяновск, E-mail: [email protected]
ЦИФРОВАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В РФ
Статья посвящена изучению цифровой педагогики как одного из основных факторов повышения качества образовательных услуг в Российской Федерации. Проанализирована роль информационно-коммуникационных технологий в развитии профессиональной деятельности педагогов, а также их влияние на обучающихся. Обоснована важность грамотного использования таких технологий на практике, а также определена специфика цифровой педагогики. В статье делается вывод о том, что цифровые технологии определённо займут нишу в образовательном процессе государства, будут применяться в совокупности с традиционными формами обучения благодаря своей разносторонней и всеобъемлющей специфике, согласно которой новейшие информационно-коммуникационные технологии положительно влияют на все показатели качества образования. Такой подход поможет педагогам добиться динамики, эффективности и результативности профессиональной деятельности.
Ключевые слова: цифровое образование, цифровая педагогика, информационное общество, система образования, образовательные услуги, качество образовательных услуг.
Система образования, как известно, играет ключевую роль при определении профориентации обучающегося. Развитие локальной и глобальной экономики, информационно-технический прогресс, освоение новых сфер и объектов -все это напрямую зависит от качества образовательных услуг и диктует новые правила для рынка труда государства, который сейчас нуждается в динамически обучаемых специалистах, постоянно повышающих уровень квалификации и совершенствующие умения, а также применяющие современные цифровые технологии на практике. Таким образом, качественный образовательный процесс и специалист как следствие этого процесса являются взаимосвязанными звеньями одной цепи и должны развиваться одновременно и стремительно. Образовательный процесс - с помощью нововведений и цифровой педагогики, а специалист -посредством образовательного процесса.
Рассмотрению теоретических основ повышения качества образовательных услуг при помощи цифровой педагогики посвящены труды таких отечественных учёных, как Д. Бардач, И.В. Сергеева, Е.И. Ярославцева и другие [1 - 6].
Научный подход к исследованию любой проблемы начинается с выработки понятийного аппарата. Для того чтобы понять, каким образом цифровая педагогика влияет на повышение качества образовательных услуг и какие технологии при этом задействованы, а также из чего состоит понятие «качество образовательных услуг», необходимо рассмотреть эти явления подробнее.
Итак, цифровая педагогика - это педагогический процесс, включающий в себя различные цифровые технологии (компьютеры, гаджеты, программные обеспечения и т.д.) и вследствие этого обеспечивающий более высокое качество образовательных услуг.
С.Д. Ильенкова отмечает, что «качество образования - это востребованность полученных знаний в конкретных условиях их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни. Качество знаний определяется их фундаментальностью, глубиной и востребованностью в работе после окончания обучения» [3].
Качество образования - это в первую очередь многомерная и сложная структура. Исходя из подхода к пониманию этой системы, С.Д. Ильенкова выделяет следующие блоки показателей качества [3]:
1. Качество преподавательского состава.
2. Состояние материально-технической базы учебного заведения.
3. Мотивация преподавательского состава.
4. Качество учебных программ.
5. Качество студентов.
6. Качество инфраструктуры.
7. Качество знаний.
8. Инновационная активность руководства.
9. Внедрение процессных инноваций.
10. Востребованность выпускников.
11. Конкурентоспособность выпускников на рынке труда.
12. Достижения выпускников.
Безусловно, эти показатели неразрывно связаны и взаимодействуют внутри системы. Исходя из этого, можно сказать, что любое влияние на образовательную систему и повышение качества образовательных услуг соответственно сказывается на всех вышеуказанных элементах. В настоящей статье рассматривается влияние именно информационно-коммуникационных средств и выявление специфики этого влияния.
Часто понятие «цифровая педагогика» ставится в один синонимический ряд с термином «онлайн-педагогика», что не совсем корректно, поскольку цифровая - гораздо более широкая и технологически оснащённая сфера.
И.В. Сергеева считает, что «суть цифровой педагогики состоит не столько в непосредственном использовании цифровых технологий в преподавании, а, скорее, в применении этих инструментов с точки зрения критической педагогики» [4, с. 113]. Применение компьютера в образовательном процессе не всегда может относиться именно к вышерассмотренному понятию, поскольку и традиционная форма обучения часто допускает использование различных информационных технологий, то есть образовательный процесс остаётся привычным (традиционным), не деформируется и не преобразовывается. В качестве примера можно привести текстовые редакторы, которые используются для написания сообщений, докладов, сочинений и т.д. Обучаемый может не обращаться к компьютеру,
поскольку существуют традиционные материальные носители, предназначенные для получения, редактирования и хранения информации (учебник, тетрадь, бумага).
Цифровой подход к обучению предусматривает наличие информационно-коммуникационных технологий, которые преобразуют сам образовательный процесс и создают новые возможности для обучения. В этом случае обучающийся и педагог «зависят» от Интернета, поскольку задания напрямую связаны с глобальной сетью. Например, в отличие от текстовых редакторов, существуют такие программы, без использования которых невозможно создать мультимедийный проект (программы для моделирования, создания презентаций и т.д.), публиковать научные труды в электронном варианте, вести точную статистику и иметь часто обновляемую базу.
Современные реалии не просто предполагают использование новых средств коммуникации в разных сферах общественной жизни, но даже навязывают их и вынуждают к ним обратиться. Этому способствует не только прогресс в информационных технологиях, но и в развитии образовательного процесса и подготовки компетентных кадров в этой сфере.
Электронные носители информации в настоящий момент вполне обосновано являются главным инструментом в процессе обучения, поскольку система образования ориентирована на постоянное развитие и включает в себя задачу не только дать обучающемуся знания, но и развить в нем креативность, обозначить его сильные и слабые стороны, помочь найти и включиться в сферу его интересов и способствовать целостному развитию личности.
Кроме того, цифровая педагогика значительно упрощает процесс обучения (но не приводит к его примитивизации, не упрощает и не обесценивает сами знания), сокращает время и преподавателя, и обучающегося. Исходя из этого, можно сделать вывод, что педагог тратит больше времени на развитие своих педагогических навыков, получает новый опыт и заинтересовывает учеников. Он не тратит время на бытовые вещи и монотонную работу с проверкой заданий и контрольных работ, поскольку компьютерные технологии предусматривают эту постобработку, а фокусируется исключительно на профессиональной деятельности.
Ученики, в свою очередь, получают более объемные и разноплановые задания, включающие в свой состав не только базовые виды работ (тестирование, упражнения, решение примеров, построение графиков), но и дополнительные, влияющие на расширение кругозора (создание проектов, презентаций, видео- и аудиофайлов, анализ различных мультимедийных элементов). Задания могут дифференцироваться в соответствии с уровневой, иерархической системой: все ученики после, например, тестирования в начале года, получают задания в соответствии с их уровнем знаний, что благоприятно влияет на образовательный процесс и поддерживает стремление учеников. Таким образом они вовлекаются в учебный процесс, повышая уровень знаний и подготовки, общую успеваемость, приобретают практические навыки.
Выше упоминалось, что цифровое обучение не то же, что онлайн-обуче-ние. Таким образом, первое в большей степени подходит именно для вузов, где студент и преподаватель сами выстраивают модель учебного процесса и формируют общий план выполнения работ. Также экономится и время, поскольку задания могут выполняться когда угодно и при любых обстоятельствах, а позже отправляться по электронной почте напрямую преподавателю. Практика подобных взаимоотношений наблюдается уже давно и сейчас не считается нововведением. Например, большинство курсовых и дипломных работ обрабатываются именно таким способом, когда студент и преподаватель, общаясь посредством электронной почты, вносят изменения в текст, согласовывают структуру и т.д.
Говоря о цифровой педагогике как о факторе повышения образовательных услуг, нельзя не упомянуть её мобильность и быстроту обновления данных. В настоящий момент в России существует большое количество приложений и сервисов, с помощью которых педагогам легче отслеживать динамику решения задач и выявлять наиболее сложные, оценивать их выполнение и мгновенно вносить полученные данные в общедоступные базы. Определённые алгоритмы могут анализировать успеваемость ученика и даже делать некие «предсказания» по поводу его дальнейшей учёбы. Так, цифровое обучение положительно влияет как на успеваемость обучающихся, так и на их мотивацию к обучению.
В ходе настоящего исследования была определена специфика цифровой педагогики как одного из главных факторов повышения качества образовательных услуг. Она заключается, во-первых, в абсолютном влиянии на весь процесс обучения посредством задействования разных аспектов, составляющих основные показатели качества образовательных услуг. Во-вторых, цифровой педагог частично сам является обучающимся, поскольку постоянно приобретает новые знания если не в сфере педагогики, то в сфере информационных технологий, что говорит о прогрессивности использования такого подхода. Преподаватель сам занимается организацией процесса обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, отражающих особенности предметной области и соответствующих возрастным и психофизическим особенностям обучающихся, в том числе их особым образовательным потребностям. И, в-третьих, такой вид педагогики, помимо создания комфортных условий для взаимодействия всех участников образовательного процесса, обеспечивает информационную безопасность посредством закрытых баз данных.
К вопросу о необходимости внедрения цифрового образования обращаются многие научные деятели. Их мнения чаще всего разнятся, и прийти к чему-то единому, скорее всего, не удастся никогда. Так, например, Е.И. Ярославцева считает, что «тотальное дистанцирование - это отлучение человека от непосредственного образовательного процесса, изоляция, а не повышение доступности образования», а Д. Бардач убеждён в том, что «ИКТ являются движущей силой, поскольку педагоги понимают, что сочетание цифровых технологий и ресурсов дает больше возможностей для расширения горизонтов и улучшения качества обучения, преподавания и подготовки, чем все предыдущие образовательные технологии от школьной доски до телевидения» [1].
Библиографический список
С педагогической точки зрения такой подход к профессиональной деятельности также довольно неоднозначен, тем более в рамках Российской Федерации. Нововведения всегда воспринимаются с большой опаской, но избежать их невозможно. Поэтому сейчас педагоги всё чаще обращаются к цифровым технологиям, удачно осваивают их и в значительной мере улучшают свои профессиональные умения, результатом чего является повышение качества образовательных услуг.
Исходя из вышеизложенного, можно отметить, что качество образования -ключевой аспект в развитии профессиональных и личностных качеств обучающихся, их компетентности и способности к обучению. Его повышению способствуют современные информационные технологии, в частности, электронная информационно-образовательная среда. Это приводит, во-первых, к подготовке грамотного специалиста, а во-вторых - формированию личности, обладающей высокой информационной компетентностью и развитым критическим мышлением. Использование цифровых образовательных ресурсов расширяет возможности образовательного процесса, при этом оставаясь лишь инструментом в руках грамотных специалистов.
Стоит отметить, что цифровые технологии определённо займут нишу в образовательном процессе государства, будут применяться в совокупности с традиционными формами обучения благодаря своей разносторонней и всеобъемлющей специфике, согласно которой новейшие информационно-коммуникационные технологии положительно влияют на все показатели качества образования. Такой подход поможет педагогам добиться динамики, эффективности и результативности профессиональной деятельности.
1. Бадарч Д. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: монография. Москва: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2013.
2. Иашвили М.В., Макарова О.Б. Использование цифровых лабораторий в школьном и вузовском образовании. Вестник педагогических инноваций 2014; № 3 (35): 82 - 85.
3. Ильенкова С.Д., Ильенкова Н.Д., Мхитарян В.С. Управление качеством: учебник для вузов. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
4. Сергеева И.В. Цифровой педагог в онлайн образовании. Научные труды Института непрерывного профессионального образования. 2016; № 6 (6): 117 - 122.
5. Шпитцер М. Антимозг: цифровые технологии и мозг. Москва: АСТ, 2012.
6. Ярославцева Е.И. Человек в цифровом пространстве - допуск к образованию или просвещению? Высшее образование для XXI века. Доклады и материалы. Симпозиум «Высшее образование и развитие человека». 2015: 27 - 36.
References
1. Badarch D. Informacionnye i kommunikacionnye tehnologii v obrazovanii: monografiya. Moskva: Institut YuNESKO po informacionnym tehnologiyam v obrazovanii, 2013.
2. lashvili M.V., Makarova O.B. Ispol'zovanie cifrovyh laboratorij v shkol'nom i vuzovskom obrazovanii. Vestnikpedagogicheskih innovacij 2014; № 3 (35): 82 - 85.
3. Il'enkova S.D., Il'enkova N.D., Mhitaryan V.S. Upravlenie kachestvom: uchebnik dlya vuzov. Moskva: YuNITI-DANA, 2003.
4. Sergeeva I.V. Cifrovoj pedagog v onlajn obrazovanii. Nauchnye trudy Instituta nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya. 2016; № 6 (6): 117 - 122.
5. Shpitcer M. Antimozg: cifrovye tehnologii i mozg. Moskva: AST, 2012.
6. Yaroslavceva E.I. Chelovek v cifrovom prostranstve - dopusk k obrazovaniyu ili prosvescheniyu? Vysshee obrazovanie dlya XXI veka. Doklady i materialy. Simpozium «Vysshee obrazovanie i razvitie cheloveka». 2015: 27 - 36.
Статья поступила в редакцию 07.12.19
УДК 371 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10148
Snatovych A.B., teaching assistant, Humanities and Education Science Academy, V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Simferopol, Russia),
E-mail: [email protected]
INTEGRATIVE APPROACH IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL COMPETENCE IMPROVEMENT OF FUTURE ARCHITECTS. The article considers the integrative approach as a factor of formation of readiness of future architects for effective implementation of professional activity. The paper presents the role and theoretical aspects of the integrative approach in education. The effectiveness of the integrative approach in the process of professional education of future architects is substantiated. An important requirement for the training of architects is the integrated study of computer science, computer modeling and automated design systems; at the same time, teachers should be fully aware of the possibilities and have the skills to work with information - communication technologies, be able to manage the activities of students in the information and educational environment, select and compose material, using e-educational resources. The use of integration techniques in teaching will help to avoid multi-level training and provide conditions for the development of technical creativity and research activities in high school, as well as lead to innovation in training of future architects.
Key words: architectural education, professional training of future architects, integration in education, integrative approach in education, integration of technical and humanitarian knowledge, integrated courses, requirements for personality of future architect, ways to improve professional training of future architects.
А.Б. Снатович, ассистент, Академия строительства и архитектуры ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет
имени В.И. Вернадского», г. Симферополь, E-mail: [email protected]
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ АРХИТЕКТОРОВ
В статье рассматривается интегративный подход как фактор формирования готовности будущих архитекторов к эффективной реализации профессиональной деятельности. В работе изложена сущность и теоретические аспекты интегративного подхода в образовании. Обоснована эффективность реализации интегративного подхода в процессе профессионального образования будущих архитекторов. Важным требованием к профессиональной подготовке архитекторов является интегрированное изучение информатики, компьютерного моделирования и систем автоматизированного проектирования; при этом преподаватели должны в совершенстве знать возможности и владеть навыками работы с инфо-коммуникативными технологиями, уметь управлять дея-