Научная статья на тему 'Развитие потенциала педагога дошкольной организации в процессе трансформации системы дополнительного профессионального образования'

Развитие потенциала педагога дошкольной организации в процессе трансформации системы дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
319
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трансформация системы образования / дополнительное профессиональное образование / профессиональный рост / потенциал педагога / дошкольная образовательная организация. / transformation of educational system / additional professional education / professional growth / teacher potential / preschool educational organization.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н. Ю. Майданкина

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) предполагает усиление процесса трансформации системы дополнительного профессионального образования в дошкольной сфере и, безусловно, оказывает серьезное влияние на разработку новых подходов в развитии потенциала педагога для наращивания профессионального мастерства педагогических кадров и достижения современного качества образования. В условиях трансформации системы дополнительного профессионального образования автор рассматривает подходы к определению компонентов потенциала, выявлению уровня сформированности компонентов потенциала, таких как профессионально-деловой (professional component), социально-педагогический (soft component), личностный (personality component), общекультурный (cultural component) и региональный (regional component) и еобходимых умений педагога дошкольной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н. Ю. Майданкина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF THE POTENTIAL OF TNE TEACHER OF PRESCHOOL ORGANIZATIONS IN THE PROCESS OF TRANSFORMATION OF THE SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

The implementation of the Federal State Educational Standard for Preschool Education (GEF DO) involves strengthening the process of transformation of the system of additional professional education in the preschool sphere and, of course, has a serious impact on the development of new approaches in developing the teacher’s potential to build the professional skills of teachers and achieve modern education quality. In the context of the transformation of the system of additional professional education, the author considers approaches to determining potential components, revealing the level of formation of potential components, such as professional and business (professional component), socio-pedagogical (soft component), personality (personality component), general cultural (cultural component) and regional (regional component) and the necessary skills of a teacher of a preschool organization.

Текст научной работы на тему «Развитие потенциала педагога дошкольной организации в процессе трансформации системы дополнительного профессионального образования»

тельное регулирование своих действий в овладении тем или иным знанием. Использование разработанного учебно-методического пособия способствует формированию самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов при изучении грамматики английского языка на всех этапах получения

Библиографический список

знаний, их применения, контроля и оценки. При этом студенты не только самостоятельно усваивают знания, получают умения и навыки в области грамматики английского языка - у них формируется самостоятельность как черта личности.

1. Цыбенко М.А. Методика формирования самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов первого курса неязыковых факультетов педагогических вузов. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2006.

2. Сериков ПН. Самообразование: Совершенствование подготовки студентов. Иркутск, 1992.

3. Самостоятельная работа студентов: виды, формы, критерии оценки: учебно-методическое пособие. Под общей редакцией Т.И. Пречухиной, А.В. Меренкова. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2016.

4. Путилина Е.А., Ускова Е.О. Применение теории нейролингвистического программирования в обучении иностранным языкам. Lingua mobilis. 2014; № 2 (48): 124 - 130.

References

1. Cybenko M.A. Metodika formirovaniya samostoyatel'noj uchebno-poznavatel'noj deyatel'nosti studentov pervogo kursa neyazykovyh fakul'tetov pedagogicheskih vuzov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2006.

2. Serikov G.N. Samoobrazovanie: Sovershenstvovanie podgotovkistudentov. Irkutsk, 1992.

3. Samostoyatel'naya rabota studentov: vidy, formy, kriterii ocenki: uchebno-metodicheskoe posobie. Pod obschej redakciej T.I. Grechuhinoj, A.V. Merenkova. Ekaterinburg: Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta, 2016.

4. Putilina E.A., Uskova E.O. Primenenie teorii nejrolingvisticheskogo programmirovaniya v obuchenii inostrannym yazykam. Lingua mobilis. 2014; № 2 (48): 124 - 130.

Статья поступила в редакцию 01.12.19

УДК 373 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10113

Maidankina N.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogical Technologies of Preschool and Primary Education,

UlPU named after I.N. Ulyanova (Ulyanovsk, Russia), E-mail: maidankina @ mail.ru

THE DEVELOPMENT OF THE POTENTIAL OF TNE TEACHER OF PRESCHOOL ORGANIZATIONS IN THE PROCESS OF TRANSFORMATION OF THE SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION. The implementation of the Federal State Educational Standard for Preschool Education (GEF DO) involves strengthening the process of transformation of the system of additional professional education in the preschool sphere and, of course, has a serious impact on the development of new approaches in developing the teacher's potential to build the professional skills of teachers and achieve modern education quality. In the context of the transformation of the system of additional professional education, the author considers approaches to determining potential components, revealing the level of formation of potential components, such as professional and business (professional component), socio-pedagogical (soft component), personality (personality component), general cultural (cultural component) and regional (regional component) and the necessary skills of a teacher of a preschool organization.

Key words: transformation of educational system, additional professional education, professional growth, teacher potential, preschool educational organization.

Н.Ю. Майданкина, канд. пед наук, проф., ФГБОУВО «УлГПУ имени И.Н. Ульянова», г. Ульяновск, E-mail: maidankina@ mail.ru

РАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) предполагает усиление процесса трансформации системы дополнительного профессионального образования в дошкольной сфере и, безусловно, оказывает серьезное влияние на разработку новых подходов в развитии потенциала педагога для наращивания профессионального мастерства педагогических кадров и достижения современного качества образования. В условиях трансформации системы дополнительного профессионального образования автор рассматривает подходы к определению компонентов потенциала, выявлению уровня сформированности компонентов потенциала, таких как профессионально-деловой (professional component), социально-педагогический (soft component), личностный (personality component), общекультурный (cultural component) и региональный (regional component) и еобходимых умений педагога дошкольной организации.

Ключевые слова: трансформация системы образования, дополнительное профессиональное образование, профессиональный рост, потенциал педагога, дошкольная образовательная организация.

Тенденция трансформации современной системы образования обусловлена влиянием мощных социально-экономических факторов, актуальными запросами общества и родителей обучающихся к современному доступному и качественному образованию. Трансформация системы образования в период реализации Федеральных государственных образовательных стандартов как пороговых значениях оценки качества актуализирует кадровую проблему в системе образования и необходимость разработки, апробации и внедрения эффективных подходов в развитии кадрового потенциала. Национальные проекты «Демография», «Наука», «Образование», «Цифровая экономика» фокусируют образовательный вектор на создание научно-педагогических, организационно-методических условий, усиливающих развитие кадрового потенциала в системе дополнительного профессионального образования на основе принципа непрерывности развития возможностей каждого педагога в течение всего периода профессиональной деятельности.

Понятие «трансформация» (лаг transformatio - изменение) многомерно и ассоциируется с аградацией, видоизменением, метаморфозами, модификацией, модифицированием. Словарь синонимов понятие «трансформация» интерпретирует как преобразование, превращение, отображение, видоизменение, вариация, варианты, версии; перемены, перевоплощение, перестройка и т.п. [1]. Энциклопедический словарь экономики и права понятие «трансформация» рассматривает как преобразование структур, форм и способов,

изменение целевой направленности деятельности; способов превращения, преобразования норм международного права в нормы внутригосударственного права [2].

Философские, социально-педагогические аспекты проблемы трансформации образования освещаются в работах отечественных ученых Г И. Герасимова, Б.С. Гершунского: С.И. Гессена, ГП. Зинченко, Э.В. Ильенкова, И.С. Кона, Д.С. Лихачева, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, В.Н. Турченко, М.М. Поташника,

B.Д. Шадрикова и др. Образование, по мнению Б.С. Гершунского, принципиально «работает» на будущее, предопределяя личностные качества каждого человека, его знания, умения, навыки, мировоззренческие и поведенческие приоритеты, следовательно, экономический, нравственный, духовный потенциал общества, цивилизации в целом» [3]. Трансформация образования, как отмечает ГИ. Герасимов, приобретает характер социокультурного потенциала, от состояния которого во многом зависит направленность и динамика реальных, а не декларируемых процессов развития общества [4].

В условиях трансформации образования В. И. Панарин, В. И. Паршиков,

C. И. Черных сформированность гуманитарной культуры понимают как владение гуманитарно-нравственными ценностями, способность видеть научно-технические проекты, технологию и методологию технического творчества, что позволит специалисту осуществить свободный выбор средств саморазвития, сохранить и развить свой потенциал [5].

Анализ исследований в области профессионального и дополнительного профессионального образования, адсорбированная практика позволяют сделать вывод о том, что трансформация образования является непрерывным процессом. В период реализации Федеральных государственных образовательных стандартов трансформация системы образования воплощается не только в изменении психолого-педагогических установок, расширении взаимодействия субъектов образовательного процесса, корректировке объема, содержания, направлений образовательной деятельности и т.п., что само по себе чрезвычайно актуально. Однако мы полагаем, что основной акцент в процессе трансформации системы дополнительного профессионального образования, ориентированной на достижение современного доступного и качественного образования, состоит в поиске и внедрении эффективных подходов в развитии потенциала педагога.

Проблема развития потенциала педагогических кадров и потенциала каждого педагога является многосторонней проблемой. Развитие потенциала личности как совокупность имеющихся у человека возможностей и скрытых ресурсов, источник внутреннего развития личности и совершенствования профессиональной деятельности рассматривается в исследованиях О.И. Байдаровой [6], А.М. Боднар [7], Т.Л. Божинской [8], Е.Н. Гусаровой [9], Р.Б. Дондоковой [10], Л.М. Захаровой [11], [12], О.Т. Катербарг [13], Л.Л. Лашковой [14] и др.

Основываясь на сформировавшиеся научные подходы, потенциал педагога дошкольной образовательной организации (ДОО) мы понимаем как совокупность многомерных личностных проявлений, постоянно развивающихся потребностей, открывающихся возможностей и способностей, содействующих повышению качества жизни и образования; готовность к выполнению новых трудовых функций в соответствии с целевыми ориентирами и стандартами дошкольного образования; интегрирующих профессионально-деловые, социально-педагогические и личностные умения и качества, общекультурную и региональную практику. Нами выделены компоненты потенциала педагога, необходимые для организации успешной профессиональной деятельности: профессионально-деловой (professional component), социально-педагогический (soft component), личностный (personality component), общекультурный (cultural component), региональный (regional component) и комплекс профессиональных умений педагога ДОО.

Выделение этих компонентов потенциала и комплекса профессиональных умений весьма условно, между ними не может быть «жестких» границ, сфор-мированность показателей одного компонента и комплекса профессиональных умений определяют наполнение и развитие других. Так, личностный компонент потенциала (способность оказывать поддержку детям, осознание ответственности, проявление активности и т.д.) определяется умениями, которые в значительной степени формируются и развиваются как в профессиональной деятельности, так и повседневной жизни в социуме. Соответственно и сформированность личностных характеристик отражает эффективность профессионально-деловых, социально-педагогических, общекультурных компонентов потенциала и профессиональных умений педагога, реализуемых в дошкольной практике.

В рамках рассмотрения проблемы развития потенциала педагога ДОО в процессе трансформации системы дополнительного профессионального образования мы определили этапы исследования. На первом этапе была сформулировала цель нашего исследования: определить компоненты потенциала и комплекс профессиональных умений (skills) педагога ДОО, выявить уровень сформирован-ности компонентов потенциала и комплекса профессиональных умений (skills) педагога в условиях реализации ФГОС ДО, оказывающих существенное влияние на процесс трансформации системы дошкольного образования.

На первом этапе для достижения цели нашего исследования в выявлении уровня сформированности компонентов потенциала и комплекса профессиональных умений педагога ДОО мы использовали метод анкетирования и организацию дополнительных индивидуальных бесед.

С целью определения более точной и объективной картины исследования диагностика включает ряд категорий: «Оценка деятельности педагога (самодиагностика)», «Оценка администрации (диагностика руководителей)», «Оценка педагогических работников (коллег) (диагностика педагогов)», «Оценка социальных партнеров (родителей) (диагностика социальных партнеров)». В шкале оценок выделено три критерия - «недостаточно», «в основном достаточно» и «достаточно».

В качестве примера приводим выборку данных одной из диагностических карт педагога ДОО (см. диагностическая карта № 1 «А»), в которой представлены компоненты потенциала и умения педагога.

Диагностическая карта № 1«А»

Компоненты и skills Самодиагностика Диагностика руководства ДОО Диагностика пед/работ ников Диаг соц/парт

I. I. Профессионально-деловой компонент и professional skills

Владеет научно-теоретической базой в области дошкольной педагогики и дошкольного образования. 3 4 4 3

Владеет современной методической базой в области дошкольного образования. 3 5 4 3

Имеет психолого-педагогическую подготовку в области дошкольного образования, разрабатывает и реализует эффективные технологии развития, воспитания и обучения дошкольников, владеет способами поддержки с учетом возрастных индивидуальных и гендерных особенностей детей дошкольного возраста. 3 4 3 3

Осознает потребность в приобретении новых знаний по специальности, имеет ресурс для профессионального развития и повышения квалификации в области дошкольной педагогики и образования. 4 5 4 4

Осознает дальнейшие вертикальные и горизонтальные перспективы собственной профессиональной деятельности. 3 4 4 3

Средний балл - 3,7 16 22 19 16

II. Социально-педагогический компонент и soft skills

Владеет умениями эффективно взаимодействовать с различными категориями социальных партнеров в образовательном процессе, организовывать профессиональное общение, демонстрирует педагогический такт и поведение. 3 5 3 3

Проявляет эмпатию и социальный интеллект в процессе взаимодействия с различными субъектами образовательных отношений. 4 4 5 4

Определяет перспективы отношений с субъектами образовательных отношений в процессе профессиональной деятельности. 4 5 4 4

Средний балл - 4,0 11 14 12 11

II. Личностный компонент и personality skills

Владеет ценностными социальными и личностно значимыми качествами (гуманизм, способность оказывать поддержку детям, ответственность, активность). 4 5 4 4

Владеет технологиями личностного роста, «инвестирования себя», демонстрирует личную эффективность и конкурентоспособность. 4 4 4 4

Ориентирован на моделирование перспектив личностного развития. 3 5 3 3

Средний балл - 3,9 11 14 11 11

Диагностическая карта для выявления уровня сформированности компонентов потенциала и комплекса умений педагога ДОО

IV. Общекультурный компонент и cultural skills

Владеет умениями воспринимать и оценивать окружающее с точки зрения общекультурной практики. 3 5 4 3

Осознаёт перспективы дальнейшего развития в области культуры, культурной практики 3 5 4 3

Средний балл - 3,8 6 10 8 6

V. Региональный компонент и regional skills

Владеет умениями «встраиваться» в реальную социальную ситуацию развития. 3 5 3 3

Владеет умениями организовывать профессиональную деятельность в соответствии с региональными социокультурными особенностями. 3 5 4 3

Осознаёт перспективы дальнейшего развития и повышения квалификации в области дошкольного образования в регионе. 4 5 4 4

Средний балл - 3,8 10 15 11 10

Общий балл - 3,8

Интерпретация ответов респондента «А» и других педагогов на вопросы анкеты выявила ряд фактов, подлежащих осмыслению. Данные анкет демонстрируют общую картину готовности педагогов к профессиональной деятельности и сформированности у них компонентов потенциала и комплекса профессиональных умений по категориям «Оценка деятельности педагога (самодиагностика)», «Оценка администрации (диагностика руководителей)», «Оценка педагогических работников (коллег) (диагностика педагогов)», «Оценка социальных партнеров (родителей) (диагностика социальных партнеров)».

Анализ ответов, полученных в результате дополнительных индивидуальных бесед с респондентами, позволяет отметить, что, как мы и предполагали, в целом педагоги осознают необходимость развития собственного потенциала и профессиональных умений для дальнейшей успешной работы и повышения качества жизни. Важно, что воспитатели дополнительно в беседах отмечают взаимосвязь профессионально-делового, социально-педагогического, личностного, общекультурного и регионального компонентов как значимых факторов, обеспечивающих успешность и эффективность в профессиональном плане и жизнедеятельности.

Однако результаты данных таблиц вступают в противоречие с ответами анкеты. По итогам анализа анкет обработка ответов на первый блок вопросов «Профессионально-деловой компонент и professional skills» по «Оценке деятельности самого педагога (самодиагностика)» показала, что в целом педагоги ориентированы на показатель «достаточно» в сформированности компонентов потенциала и овладении комплексом профессиональных умений. Только один из опрошенных респондентов выставил в критериальном эквиваленте оценку «в основном достаточно». Мы предполагали, что респонденты в ответах на вопросы отдадут предпочтение критерию оценки «в основном достаточно» (что в балльном эквиваленте составляет от 1 - 3) и, таким образом, подтвердят данные ответов бесед о стремлении к профессиональному развитию и повышению уровня профессионально-делового компонента и professional skills.

Таким образом, на основании обработки анкет можно предположить, что по блоку «Профессионально-деловой компонент и professional skills» респонденты удовлетворены уровнем сформированности профессионально-делового компонента потенциала и комплексом профессиональных умений и не склонны в будущем уделять особое внимание этой деятельности. Соответственно и потребность в дополнительных действиях в наращивании профессионально-делового компонента потенциала и комплекса профессиональных умений не будет отражена в профессиональной деятельности. Кроме того, мы полагаем, что оценка педагогов профессиональной деятельности по шкале «достаточно», по видимому, с их точки зрения, свидетельствует о готовности к выполнению требований ФГОС ДО.

В то же время, и это следует особо подчеркнуть, есть необходимость обратить внимание на следующее обстоятельство. Мы выявили противоречие в самооценке деятельности педагога. Нам не удалось в критериальном эквиваленте «достаточно» выделить оценку 5 баллов. Баллы самооценки в критериальном эквиваленте «достаточно» выставлены преимущественно на уровне «4» баллов, что, по нашему предположению, косвенно свидетельствует об объективном и критическом подходе педагога к оценке собственной деятельности и скрытом стремлении и готовности к повышению профессиональных умений и мастерства.

Отметим, что в ДОО работают педагоги разных возрастных групп, с разным педагогическим стажем и квалификационными категориями, поэтому, полагаем, что выявленная ситуация служит фактором для руководства в разработке комплекса мер по оказанию влияния и помощи по внесению изменений в методическую работу с акцентом на индивидуально-деятельностный подход.

В блоке «Социально-педагогический компонент и soft skills» по показателю «владеет умениями эффективно взаимодействовать с различными категориями социальных партнеров в образовательном процессе, организовывать профессиональное общение, демонстрирует педагогический такт и поведение» также

преимущественный процент оценок получили по шкале «в основном достаточно» или «достаточно» (максимальный - критериальный эквивалент - 4 балла).

В блоке «Личностный компонент и personality skills» - в диагностических картах 85% респондентов отмечают, что они в достаточной степени владеют технологиями профессионального роста. Анализ ответов показывает, что по этому блоку получены самые высокие оценки респондентов - «достаточно». В то же время дополнительные вопросы, раскрывающие содержание и условия развития личностного компонента потенциала и personality skills не нашли доказательного ответа у респондентов. Полагаем, что вопросы анкеты по блоку «Личностный компонент и personality skills» педагоги восприняли недостаточно серьезно и глубоко, только как овладение такими личностными качествами, как доброжелательность, отзывчивость, внимание. Полагаем, что педагоги в ответах по этому блоку руководствовались общедидактическими принципами профессиональной деятельности - уважительное и заботливое отношение к ребенку, гуманизм. Однако вопрос о владении технологиями личностного роста, развитии конкурентоспособности для успешной профессиональной деятельности, вложении инвестиций в развитие собственного потенциала остался вне сферы обсуждения респондентов.

В блоке «Общекультурный компонент и cultural skills» по показателям «владеет умениями воспринимать и оценивать окружающее с точки зрения общекультурной практики, осознаёт перспективы дальнейшего развития в области культуры, культурной практики» отражены критерии «в основном достаточно» (балльный эквивалент 3) и «достаточно» (критериальный эквивалент - не выше 4 баллов). Данная тенденция может свидетельствовать о стремлении педагога к расширению собственного кругозора и эрудиции в соответствии с современными требованиями дошкольного образования и актуальными запросами родителей к уровню обученности, развитости и воспитанности детей.

Мы рассчитывали, что «Оценка администрации» уровня сформированно-сти компонентов потенциала и профессиональных умений будет менее высокой по сравнению с балльными показателями педагогов. Однако наше предположение не нашло подтверждения: обработка данных таблиц показала, что руководители менее критичны и склонны выше оценивать профессиональные умения и деятельность педагогических кадров, чем сами педагоги. В данном случае, мы считаем, очевидно завуалированное стремление руководителей позитивно презентовать свой коллектив и достаточный профессиональный уровень воспитателей. Анализ таблиц по направлению «Оценка администрации» по шкале «достаточно» демонстрирует тенденцию к удовлетворенности руководством ДОО уровнем профессиональных умений воспитателей, в целом характеризует недостаточный управленческий и методический уровень, слабую готовность видеть перспективы развития ДОО; указывает на необходимость в организации дополнительных усилий по разработке комплекса мер в наращивании компонентов потенциала и профессиональных умений не только педагога, но и руководителей.

В «Оценке педагогических работников (коллег) (диагностика педагогов)» нам не удалось отследить общих тенденций в оценивании деятельности коллег. По данным таблиц, в оценке деятельности коллег педагоги склонны как завышать, так и снижать баллы. Оценки слабо коррелируют с оценками руководства и социальных партнеров. По всей видимости, мы предполагаем, в «Оценке педагогических работников (коллег) (диагностика педагогов)» при выставлении баллов значительное влияние имеют личные привязанности, общность интересов педагогов, нежели профессиональные умения.

В блоке вопросов «Диагностика социальных партнеров (родителей)» в целом получены оценки по шкале «в основном достаточно», выявлен объективный подход, что объясняется актуальными запросами и требованиями родителей к качественному уровню дошкольного образования для своих детей вне зависимости от места проживания, заботой родителей об их будущем.

В процессе диагностики выявлена категория родителей (35%), которую состояние образовательного процесса в ДОО удовлетворяет, и она не склонна рассматривать перспективы в улучшении образовательного процесса. Нас удивили

высокие показатели в ответах родителей по блоку «Профессионально-деловой компонент и professional skills»: ответ на вопрос № 1. «Владеет научно-теоретической базой в области дошкольной педагогики и дошкольного образования» и ответ на вопрос № 2 «Владеет современной методической базой в области дошкольного образования». Полагаем, что готовность родителей и социальных партнеров оценить владение педагогами нормативной и методической базой системы дошкольного образования в значительной степени имеет отношение к профессиональной деятельности.

Кроме того, в рамках нашего исследования по выявлению уровня сфор-мированности компонентов потенциала и комплекса профессиональных умений педагогов ДОО дополнительно разработан опросник по пятому блоку «Региональный компонент и regional skills». Цель опросника: выявить у педагогов сфор-мированность регионального компонента и владение regional skills как умение учитывать реальную ситуацию развития и организовывать профессиональную

деятельность в соответствии с региональными социокультурными особенностями и образовательной практикой.

Таким образом, в формате рассмотрения проблемы развития потенциала педагога ДОО в процессе трансформации системы дополнительного профессионального образования на первом этапе нашего исследования определены компоненты потенциала и комплекс умений педагога; выявлен уровень сформированности компонентов потенциала. По результатам первоначального этапа исследования считаем возможным, во-первых, внести коррективы в диагностический инструментарий и определить балльный показатель, характеризующий критериальный эквивалент «выше достаточного», что позволит, по нашему мнению, расширить перспективы развития потенциала педагога; во-вторых, разработать подходы к проектированию модели развития потенциала педагога ДОО в процессе трансформации системы дополнительного профессионального образования.

Библиографический список

1. Энциклопедический словарь экономики и права. Available at: https//window.edu.ru>resource

2. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. Москва: Педагогическое общество России, 2002.

3. Герасимов Г.И. Трансформация образования - социокультурный потенциал развития российского общества. Автореферат диссертации ... доктора философских наук. Available at: https://www.dissercat.com

4. Панарин В.И., Паршиков В.И., Черных С.И. Гуманитарная культура, как условие трансформации образования. Профессиональное образование в современном мире. 2016; Т. 6. № 1: 34 - 39.

5. Байдарова О.И. Развитие правового потенциала социального педагога в системе дополнительного профессионального образования. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2012.

6. Боднар С.С. Современное состояние и тенденции развития системы непрерывного педагогического образования в Канаде: вторая половина XX - начало XXI вв. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Казань, 2011.

7. Божинская Т.Л. Перспективы совершенствования педагогического потенциала региональной культуры в современном российском образовании. Педагог, воспитай личность: научно-методическое пособие. Ростов-на-Дону, 2010: 32 - 39.

8. Гусарова Е.Н. Современные подходы профессионально-педагогического образования, направленные на развитие творческого потенциала. ИСОМ. 2012; № 1: 117 - 118.

9. Дондокова РБ. Развитие творческого потенциала учителя в условиях гуманизации образования. Вестник Бурятского государственного университета 2011; № 1: 35 - 38.

10. Захарова Л.М. Подготовка педагогов дошкольного образования в новых социокультурных условиях. Вестник центра международного образования Московского государственного университета. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. 2014; № 4: 101 - 104.

11. Захарова Л.М Роль инновационного кластера в расширении образовательного пространства дошкольной организации. Современные производительные силы. 2014; № 4: 168 - 171.

12. Катербарг Т.О. Развитие и активизация профессионального потенциала педагога в образовательном пространстве школы. Современные исследования социальных проблем. Электронный научный журнал. Modern Researchof Social Problems. 2013; № 6 (26).

13. Лашкова Л.Л. Концепция развития коммуникативного потенциала будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений. Available at: http://www.referun. com/n/kontseptsiya-razvitiya-kommunikativnogo-potentsiala-buduschih-pedagogov-doshkolnyh-obra

14. Лихачев Д.С. Культура как целостная среда. Новый мир. 1994; № 8: 30.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. 'Enciklopedicheskij slovar' 'ekonomiki i prava. Available at: https//window.edu.ru>resource

2. Gershunskij B.S. Filosofiya obrazovaniya dlya XXI veka. Moskva: Pedagogicheskoe obschestvo Rossii, 2002.

3. Gerasimov G.I. Transformaciya obrazovaniya - sociokul'turnyj potencial razvitiya rossijskogo obschestva. Avtoreferat dissertacii ... doktora filosofskih nauk. Available at:

4. Panarin V.I., Parshikov V.I., Chernyh S.I. Gumanitarnaya kul'tura, kak uslovie transformacii obrazovaniya. Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire. 2016; T. 6. № 1: 34 - 39.

5. Bajdarova O.I. Razvitiepravovogopotencialasocial'nogopedagogavsistemedopolnitel'nogoprofessional'nogoobrazovaniya.Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2012.

6. Bodnar S.S. Sovremennoe sostoyanie i tendencii razvitiya sistemy nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya v Kanade: vtoraya polovina XX - nachalo XXI vv. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kazan', 2011.

7. Bozhinskaya T.L. Perspektivy sovershenstvovaniya pedagogicheskogo potenciala regional'noj kul'tury v sovremennom rossijskom obrazovanii. Pedagog, vospitaj lichnost': nauchno-metodicheskoe posobie. Rostov-na-Donu, 2010: 32 - 39.

8. Gusarova E.N. Sovremennye podhody professional'no-pedagogicheskogo obrazovaniya, napravlennye na razvitie tvorcheskogo potenciala. ISOM. 2012; № 1: 117 - 118.

9. Dondokova R.B. Razvitie tvorcheskogo potenciala uchitelya v usloviyah gumanizacii obrazovaniya. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta 2011; № 1: 35 - 38.

10. Zaharova L.M. Podgotovka pedagogov doshkol'nogo obrazovaniya v novyh sociokul'turnyh usloviyah. Vestnik centra mezhdunarodnogo obrazovaniya Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya. Kul'turologiya. Pedagogika. Metodika. 2014; № 4: 101 - 104.

11. Zaharova L.M Rol' innovacionnogo klastera v rasshirenii obrazovatel'nogo prostranstva doshkol'noj organizacii. Sovremennyeproizvoditel'nye sily. 2014; № 4: 168 - 171.

12. Katerbarg T.O. Razvitie i aktivizaciya professional'nogo potenciala pedagoga v obrazovatel'nom prostranstve shkoly. Sovremennyeissledovaniya social'nyhproblem. 'Elektronnyj nauchnyj zhurnal. Modern Researchof Social Problems. 2013; № 6 (26).

13. Lashkova L.L. Koncepciya razvitiya kommunikativnogo potenciala buduschih pedagogov doshkol'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdenij. Available at: http://www.referun.com/n/ kontseptsiya-razvitiya-kommunikativnogo-potentsiala-buduschih-pedagogov-doshkolnyh-obra

14. Lihachev D.S. Kul'tura kak celostnaya sreda. Novyj mir. 1994; № 8: 30.

Статья поступила в редакцию 01.12.19

УДК 378.147.227 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10114

Popova R.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia),

E-mail: ripopova@herzen.spb.ru

Makarova L.P., Cand. of Sciences (Medicine), Professor, Faculty of Life Safety, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia),

E-mail: l.makarova@list.ru

Elizarova I.S., senior lecturer, Faculty of Life Safety, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail:grira8585@mail.ru

CONTINUITY OF METHODOLOGICAL TRAINING OF BACHELORS AND MASTERS OF EDUCATION IN THE FIELD OF LIFE SAFETY. The article discusses possible approaches to the problem of continuity of level higher pedagogical education in the field of life safety (bachelor's and master's degrees). Using a modular approach, the continuity of methodological training in teaching bachelors and masters is shown. It is determined that the continuity of the methodological training of bachelors and masters of education in the field of life safety has a comprehensive nature, revealed through the implementation of variable modules in educational programs. As a teaching tool, modules of a methodological orientation, implemented during the training of bachelors and masters in the direction of "Pedagogical Education" (profile "Education in the field of life safety") are proposed.

Key words: continuity of education levels, modular approach, methodological modules, bachelor's degree, master's program.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.