В ходе настоящего исследования была определена специфика цифровой педагогики как одного из главных факторов повышения качества образовательных услуг Она заключается, во-первых, в абсолютном влиянии на весь процесс обучения посредством задействования разных аспектов, составляющих основные показатели качества образовательных услуг Во-вторых, цифровой педагог частично сам является обучающимся, поскольку постоянно приобретает новые знания если не в сфере педагогики, то в сфере информационных технологий, что говорит о прогрессивности использования такого подхода. Преподаватель сам занимается организацией процесса обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, отражающих особенности предметной области и соответствующих возрастным и психофизическим особенностям обучающихся, в том числе их особым образовательным потребностям. И, в-третьих, такой вид педагогики, помимо создания комфортных условий для взаимодействия всех участников образовательного процесса, обеспечивает информационную безопасность посредством закрытых баз данных.
К вопросу о необходимости внедрения цифрового образования обращаются многие научные деятели. Их мнения чаще всего разнятся, и прийти к чему-то единому, скорее всего, не удастся никогда. Так, например, Е.И. Ярославцева считает, что «тотальное дистанцирование - это отлучение человека от непосредственного образовательного процесса, изоляция, а не повышение доступности образования», а Д. Бардач убеждён в том, что «ИКТ являются движущей силой, поскольку педагоги понимают, что сочетание цифровых технологий и ресурсов дает больше возможностей для расширения горизонтов и улучшения качества обучения, преподавания и подготовки, чем все предыдущие образовательные технологии от школьной доски до телевидения» [1].
Библиографический список
С педагогической точки зрения такой подход к профессиональной деятельности также довольно неоднозначен, тем более в рамках Российской Федерации. Нововведения всегда воспринимаются с большой опаской, но избежать их невозможно. Поэтому сейчас педагоги всё чаще обращаются к цифровым технологиям, удачно осваивают их и в значительной мере улучшают свои профессиональные умения, результатом чего является повышение качества образовательных услуг
Исходя из вышеизложенного, можно отметить, что качество образования -ключевой аспект в развитии профессиональных и личностных качеств обучающихся, их компетентности и способности к обучению. Его повышению способствуют современные информационные технологии, в частности, электронная информационно-образовательная среда. Это приводит, во-первых, к подготовке грамотного специалиста, а во-вторых - формированию личности, обладающей высокой информационной компетентностью и развитым критическим мышлением. Использование цифровых образовательных ресурсов расширяет возможности образовательного процесса, при этом оставаясь лишь инструментом в руках грамотных специалистов.
Стоит отметить, что цифровые технологии определённо займут нишу в образовательном процессе государства, будут применяться в совокупности с традиционными формами обучения благодаря своей разносторонней и всеобъемлющей специфике, согласно которой новейшие информационно-коммуникационные технологии положительно влияют на все показатели качества образования. Такой подход поможет педагогам добиться динамики, эффективности и результативности профессиональной деятельности.
1. Бадарч Д. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: монография. Москва: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2013.
2. Иашвили М.В., Макарова О.Б. Использование цифровых лабораторий в школьном и вузовском образовании. Вестник педагогических инноваций 2014; № 3 (35): 82 - 85.
3. Ильенкова С.Д., Ильенкова Н.Д., Мхитарян В.С. Управление качеством: учебник для вузов. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
4. Сергеева И.В. Цифровой педагог в онлайн образовании. Научные труды Института непрерывного профессионального образования. 2016; № 6 (6): 117 - 122.
5. Шпитцер М. Антимозг: цифровые технологии и мозг. Москва: АСТ, 2012.
6. Ярославцева Е.И. Человек в цифровом пространстве - допуск к образованию или просвещению? Высшее образование для XXI века. Доклады и материалы. Симпозиум «Высшее образование и развитие человека». 2015: 27 - 36.
References
1. Badarch D. Informacionnye i kommunikacionnye tehnologii v obrazovanii: monografiya. Moskva: Institut YuNESKO po informacionnym tehnologiyam v obrazovanii, 2013.
2. lashvili M.V., Makarova O.B. Ispol'zovanie cifrovyh laboratorij v shkol'nom i vuzovskom obrazovanii. Vestnikpedagogicheskih innovacij 2014; № 3 (35): 82 - 85.
3. Il'enkova S.D., Il'enkova N.D., Mhitaryan V.S. Upravlenie kachestvom: uchebnik dlya vuzov. Moskva: YuNITI-DANA, 2003.
4. Sergeeva I.V. Cifrovoj pedagog v onlajn obrazovanii. Nauchnye trudy Instituta nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya. 2016; № 6 (6): 117 - 122.
5. Shpitcer M. Antimozg: cifrovye tehnologii i mozg. Moskva: AST, 2012.
6. Yaroslavceva E.I. Chelovek v cifrovom prostranstve - dopusk k obrazovaniyu ili prosvescheniyu? Vysshee obrazovanie dlya XXI veka. Doklady i materialy. Simpozium «Vysshee obrazovanie i razvitie cheloveka». 2015: 27 - 36.
Статья поступила в редакцию 07.12.19
УДК 371 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10148
Snatovych A.B., teaching assistant, Humanities and Education Science Academy, V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Simferopol, Russia),
E-mail: [email protected]
INTEGRATIVE APPROACH IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL COMPETENCE IMPROVEMENT OF FUTURE ARCHITECTS. The article considers the integrative approach as a factor of formation of readiness of future architects for effective implementation of professional activity. The paper presents the role and theoretical aspects of the integrative approach in education. The effectiveness of the integrative approach in the process of professional education of future architects is substantiated. An important requirement for the training of architects is the integrated study of computer science, computer modeling and automated design systems; at the same time, teachers should be fully aware of the possibilities and have the skills to work with information - communication technologies, be able to manage the activities of students in the information and educational environment, select and compose material, using e-educational resources. The use of integration techniques in teaching will help to avoid multi-level training and provide conditions for the development of technical creativity and research activities in high school, as well as lead to innovation in training of future architects.
Key words: architectural education, professional training of future architects, integration in education, integrative approach in education, integration of technical and humanitarian knowledge, integrated courses, requirements for personality of future architect, ways to improve professional training of future architects.
А.Б. Снатович, ассистент, Академия строительства и архитектуры ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет
имени В.И. Вернадского», г. Симферополь, E-mail: [email protected]
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ АРХИТЕКТОРОВ
В статье рассматривается интегративный подход как фактор формирования готовности будущих архитекторов к эффективной реализации профессиональной деятельности. В работе изложена сущность и теоретические аспекты интегративного подхода в образовании. Обоснована эффективность реализации интегративного подхода в процессе профессионального образования будущих архитекторов. Важным требованием к профессиональной подготовке архитекторов является интегрированное изучение информатики, компьютерного моделирования и систем автоматизированного проектирования; при этом преподаватели должны в совершенстве знать возможности и владеть навыками работы с инфо-коммуникативными технологиями, уметь управлять дея-
тельностью студентов в информационно-образовательной среде, подбирать и компоновать материал, используя электронные образовательные ресурсы. Использование приемов интеграции в обучении поможет избежать разноуровневой подготовки, обеспечит условиями для развития технического творчества и научно-исследовательской деятельности в высшей школе, а также приведет к инновационной деятельности в профессиональной подготовке будущих архитекторов.
Ключевые слова: архитектурное образование, профессиональная подготовка будущих архитекторов, интеграция в образовании, интегратив-ный подход в образовании, интеграция технического и гуманитарного знания, интегрированные курсы, требования к личности будущего архитектора, пути совершенствования профессиональной подготовки будущих архитекторов.
Поиски путей совершенствования содержания и процесса подготовки современных специалистов, в том числе и будущих архитекторов, обусловлен потребностями глобализационного общества; следовательно, интеграция как сущностная характеристика глобализации становится неотъемлемой частью развития общества в целом и системы образования в частности [1 - 9].
Идея интегрированного обучения актуальна, поскольку с ее успешной методической реализацией предусматривается достижение цели качественного образования, способного обеспечить каждому человеку возможность самостоятельно достигать определенной жизненной цели, творчески самоутверждаться в различных социальных сферах.
Актуальность внедрения интегративного подхода в процесс профессиональной подготовки будущих специалистов в системе высшего профессионального образования обосновывается наличием противоречий между:
- постоянным ростом объема знаний, усвоение которых необходимо для становления конкурентоспособного специалиста и отставанием в сфере трансформации новых знаний;
- потребностями практики в специалистах, которые компетентны в различных областях знаний (общественно-гуманитарной, профессионально-ориентированной, правовой, инженерно-технической, экономической т.д.) и дифференцированным характером усвоения знаний;
- потребностью в формировании нового статуса специалиста, который связан со способностью проектировать, организовывать и управлять, моделировать профессиональную среда и взаимодействие, осуществлять диагностику и самодиагностику, и отсутствием системного подхода к формированию соответствующих компетенций современного специалиста.
Так, повышение качества подготовки будущих архитекторов является приоритетной задачей высшего профессионального образования, решение которой может обеспечиваться за счет внедрения в учебный процесс интегративного подхода.
Общенаучный и философский анализ интеграции знаний позволяет обосновать методологические подходы к их интеграции, в частности:
- историко-философский;
- системный;
- проблемный;
- структурный;
- функционально-организационный;
- прогностический.
По мнению Н.С. Светловской, в широком смысле интеграция в образовании - это создание нового целого на основе выявленных однотипных элементов и частей в нескольких прежде разных единицах (учебных предметов, видов деятельности и др.) [8].
Интегративный подход обеспечивает органическое сочетание разнообразных знаний и методов познания на научно определенной основе. Интеграция позволяет на качественно новом уровне организовать учебный процесс.
Берулава М.Н. подчеркивает, что «интеграция знаний помогает сформировать специальный профессиональный интерес в рамках выбранной специальности и специализации. И этот специальный научный интерес означает интерес к творческой деятельности именно в этой плоскости [3, с. 58].
Целями интегрированного обучения являются:
- формирование целостного представления студентов об окружающем мире, системы знаний и умений из контекста будущих специальностей;
- достижение качественного, конкурентоспособного образования;
- создание оптимальных условий для развития мышления обучающихся в процессе изучения дисциплин и предметов профессионально-теоретического цикла;
- активизация познавательной деятельности будущих специалистов;
- эффективная реализация развивающих функций обучения.
На основе анализа теоретических источников определим три уровня интеграции в образовании:
- внутрипредметная - интеграция знаний и умений внутри отдельных дисциплин учебного плана;
- межпредметная - синтез фактов, понятий, принципов двух и более дисциплин;
- транспредметная - синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования [4], [5].
В.С. Безрукова выделяет следующие типы интеграции в образовании:
- горизонтальную интеграцию (между различными учебными дисциплинами);
- вертикальную интеграцию учебного материала в пределах одной дисциплины в разные годы обучения на разных уровнях сложности [2, с. 25].
Структуру интегративного процесса образуют три элемента:
- базис, включающий взаимодействие различных отраслей знания;
- целевую установку комплексного изучения;
- конечный результат
К существенным чертам интеграционного процесса относятся:
- высокий уровень теоретического обобщения;
- абстрактность теорий и научных понятий; взаимопроникновение структурных элементов различных знаний посредством взаимообмена идеями, понятиями, методами исследования;
- концентрация знаний; формирование комплекса универсальных терминов, которые отличаются вариабельностью содержания при содержании варианта его внутреннего смысла и составляют основу общенаучных понятий.
В государственных образовательных стандартах второго и третьего поколений интеграция реализуется через выделение в учебных планах образовательных областей базовой и вариативной частей и дисциплин по выбору обучающихся. При таком структурировании интеграция может быть реализована несколькими путями, а именно:
- включением в содержание дисциплин базовой части (при условии сохранения их структуры и логики) междисциплинарных модулей, отражающих взаимосвязь изучаемой дисциплины с другими учебными предметами, входящими в учебный план;
- путем рационального использования факультативов и дисциплин по выбору, структура и содержание которых должны строиться основе интегративного подхода [6].
Наиболее приемлемым путем интеграции знаний в действующей предметной системе образования являются интегративные курсы. Технологическое и дидактическое задание интеграционного курса - выбор основания для интеграции, способствующей решению проблемы структуризации содержания учебного материала.
С ростом уровня интеграции повышаются требования к совместимости элементов, которые интегрируются. Такими элементами могут выступать учебные курсы, дисциплины, тематические блоки.
В системе профессиональной подготовки будущих архитекторов могут применяться все из вышеуказанных уровней и путей интеграции. Однако анализ научной литературы, посвященной проблемам образования специалистов инженерно-технической направленности, показывает, что в своем большинстве исследователи говорят о потребности интеграции технологического и гуманитарного знаний как пути подготовки всесторонне развитого специалиста, обладающего знаниями и компетенциями для реализации профессиональной деятельности в современных условиях труда.
На основе анализа актуальных научных исследований видим, что социальный заказ архитектурной отрасли сегодня ориентирован на профессионала, который осознает закономерности устойчивого развития, понимает ведущие тенденции отрасли, может адекватно и с разных позиций оценивать перспективы собственной деятельности, креативно подходить к решению нетипичных архитектурно-строительных задач и видит перспективы своей дальнейшей профессиональной деятельности, осознает единство всех связей и взаимоотношений в архитектурно-художественной сфере, способен быстро адаптироваться к меняющимся потребностям и запросам заказчиков [1].
Исходя из того, что главным требованием, которое обеспечивает качество дальнейшей архитектурной деятельности выпускника, является сфор-мированность научно-концептуального мышления во взаимосвязи с художественно-образным мышлением, подготовка компетентного специалиста должна быть целостной и системной, то есть он должен овладеть совокупностью необходимых знаний, умений, навыков, профессионально важных качеств и ценностных ориентаций, понимать их взаимосвязи и быть способным комплексно применять в контексте культуротворческой деятельности по своей специальности.
Достижение указанных целей может быть достигнуто путем обоснования интегративного подхода как одной из ведущих концептуальных основ реализации профессиональной подготовки будущих архитекторов в высшей школе наряду с гуманистическим, личностно ориентированным, системно-деятельностным и компетентностным подходами.
Важным требованием к профессиональной подготовке архитекторов сейчас является интегрированное изучение информатики, компьютерного моделирования и систем автоматизированного проектирования; при этом преподаватели должны в совершенстве знать возможности и владеть навыками работы с ИКТ, уметь управлять деятельностью студентов в информационно-образовательной среде, подбирать и компоновать материал, используя электронные образовательные ресурсы [7].
Построение содержания профессиональной подготовки будущих архитекторов в высшей школе на интегративной основе будет способствовать не только формированию профессиональных навыков студентов, но и влиять на их общее интеллектуальное развитие и уровень профессиональной культуры [9].
Таким образом, интеграция гуманитарных и технических дисциплин в содержании профессиональной подготовки будущих архитекторов позволит ознакомить студентов с современными теоретическими исследованиями и методами научного анализа, с новейшими производственными технология-
Библиографический список
ми, что, в свою очередь, сформирует у них четкое представление о состоянии и перспективах развития науки и техники в сфере их будущей специальности.
Использование приемов интеграции в обучении поможет избежать разноуровневой подготовки и обеспечит условиями для развития технического творчества и научно-исследовательской деятельности в высшей школе, а также приведет к инновационной деятельности в профессиональной подготовке будущих архитекторов.
1. Асеев Ю.С. Профессия - Архитектор. Москва: Строитель, 2016.
2. Безрукова В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург, 1994.
3. Берулава М.Н. Теоретические основы интеграции образования. Москва: Издательство «Совершенство», 1998.
4. Гилязова О.Г. Педагогические условия организации интегрированного обучения в школе. Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. Киров, 2000.
5. Зимняя И.А., Земцова Е.В. Интегративный подход к оценке единой социально-профессиональной компетентности выпускников вузов. Высшее образование сегодня. 2008; № 5: 14 - 19.
6. Игнатов С.Б. Отбор и структурирование содержания интегрированных учебных курсов экокультурной направленности. Теория и практика общественного развития. Педагогика. 2011; № 3: 167 - 171.
7. Никонова Е.Р Системный подход в моделировании процесса подготовки архитекторов к профессиональной деятельности в ходе освоения социального проектирования в вузе. Перспективы науки и образования. 2014; № 1. Available at: http://pnojournal.wordpress.com/archive/
8. Светловская Н.С. Об интеграции как методическом явлении и её возможностях в начальном обучении. Начальная школа. 1990; № 5: 57 - 60.
9. Степанов А.В., Иванова ГИ., Нечаев Н.Н. Архитектура и психология: учебное пособие для вузов. Москва: Стройиздат, 1993.
References
1. Aseev Yu.S. Professiya - Arhitektor. Moskva: Stroitel', 2016.
2. Bezrukova V.S. Integracionnye processy v pedagogicheskoj teorii ipraktike. Ekaterinburg, 1994.
3. Berulava M.N. Teoreticheskie osnovy integraciiobrazovaniya. Moskva: Izdatel'stvo «Sovershenstvo», 1998.
4. Gilyazova O.G. Pedagogicheskie usloviya organizacii integrirovannogo obucheniya v shkole. Avtoreferat dissertacii kandidata pedagogicheskih nauk. Kirov, 2000.
5. Zimnyaya I.A., Zemcova E.V. Integrativnyj podhod k ocenke edinoj social'no-professional'noj kompetentnosti vypusknikov vuzov. Vysshee obrazovanie segodnya. 2008; № 5: 14 - 19.
6. Ignatov S.B. Otbor i strukturirovanie soderzhaniya integrirovannyh uchebnyh kursov 'ekokul'turnoj napravlennosti. Teoriya iprakiika obschestvennogorazvitiya. Pedagogika. 2011; № 3: 167 - 171.
7. Nikonova E.R. Sistemnyj podhod v modelirovanii processa podgotovki arhitektorov k professional'noj deyatel'nosti v hode osvoeniya social'nogo proektirovaniya v vuze. Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2014; № 1. Available at: http://pnojournal.wordpress.com/archive/
8. Svetlovskaya N.S. Ob integracii kak metodicheskom yavlenii i ee vozmozhnostyah v nachal'nom obuchenii. Nachal'naya shkola. 1990; № 5: 57 - 60.
9. Stepanov A.V., Ivanova G.I., Nechaev N.N. Arhitektura ipsihologiya: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: Strojizdat, 1993.
Статья поступила в редакцию 07.12.19
УДК 371 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10149
Telenskaya D.Yu., senior teacher, Humanities and Education Science Academy, branch of V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia),
E-mail: [email protected]
THE PROBLEM OF FORMATION OF ARTISTIC TASTE OF STUDENTS IN MODERN EDUCATIONAL SPACE. The article is dedicated to a problem of formation of artistic taste of students in the process of their professional training in higher school. The paper defines the contents of the phenomenon of artistic taste by comparative analysis of the concepts of "artistic taste" and "aesthetic taste". The study identifies the structural components of artistic taste, identifies the main features of its formation in modern students in the educational process of the university. The article concludes that the formation of artistic taste involves a clear planning of work, the development of a system of measures on aesthetic education, the implementation of which should be directed efforts of the entire pedagogical team. Artistic taste has an extremely transformative power, because it arises not forcibly, but as a result of free creative imagination, creative generalization and fusion of all human feelings.
Key words: taste, artistic taste, aesthetic taste, aesthetic education, artistic image, art, forms, methods, conditions, formation of aesthetic taste of students, system of professional training of future specialists.
Д.Ю. Теленская, ст. преп., Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет
имени В.И. Вернадского», г. Ялта, E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Статья посвящена проблеме формирования художественного вкуса студентов в процессе их профессиональной подготовки в высшей школе. В работе определена сущность феномена художественного вкуса путем сравнительного анализа понятий «художественный вкус» и «эстетический вкус». В исследовании определены структурные компоненты художественного вкуса, обозначены основные особенности его формирования у современных студентов в условиях учебно-воспитательного процесса вуза. В статье делается вывод о том, что формирование художественного вкуса предполагает четкое планирование работы, разработку системы мероприятий по эстетическому воспитанию, на осуществление которых должны быть направлены усилия всего педагогического коллектива. Художественный вкус имеет чрезвычайно преобразующую силу, потому что возникает не принудительно, а как результат свободной творческой фантазии, творческого обобщения и слияния всех человеческих чувств.
Ключевые слова: вкус, художественный вкус, эстетический вкус, эстетическое воспитание, художественный образ, искусство, формы, методы, условия, формирование эстетического вкуса студенческой молодежи, система профессиональной подготовки будущих специалистов.
Представители философско-эстетического и педагогического направлений выражают противоположные позиции относительно понимания сущности понятия «вкус», уточняя смысловые оттенки терминов «художественный вкус» и «эстетический вкус». Между тем в современной педагогике необходимо выделить более чёткие критерии понятия «вкус». Анализ этого понятия предпринимается в данной статье [1 - 8].
Отечественные учёные по-разному трактуют понятие «вкус». Так, В.А. Щербаков дифференцирует терминологию вкуса как «эстетический вкус», понимая его как более широкое понятие, чем «художественный вкус». «Художественный вкус - понятие, связанное со специальной художественной средой во всем ее многообразии», тогда как понятие «художественно-музыкальный вкус» уместно лишь в отношении деятельности средствами и способами музыкального искусства [8].