разовательного проекта и его кадрового обеспечения, комплексом проведенных мероприятий и полученных результатов. Предложенная структура отчета о деятельности ФИП позволяет их выявить. Было бы целесообразно в деятельности ФИП придерживаться единой методологической схемы реализации проекта.
Таким образом, анализ реализации инновационных образовательных проектов организаций, имеющих статус федеральной инновационной площадки, показывает, что федеральная инновационная площадка является в целом эффективным механизмом развития инновационного потенциала образовательной организации высшего образования. Но дальнейшее эффективное развитие инновационной инфраструктуры системы высшего образования в России на основе деятельности ФИП связано с необходимостью выполнения ряда рекомендаций, разработанных нами в результате анализа их деятельности:
Отбор инновационных проектов для присвоения организации статуса ФИП должен производиться с учетом:
- соответствия перспективным, стратегическим задачам опережающего развития системы образования;
- сообразности сложившимся традициям и логике развития российской системы образования;
- специфики социально-экономического развития территорий;
- накопленного в регионах опыта решения проблем развития и управления образованием;
- предварительной экспертной оценки инновационности заявляемых результатов и внешних эффектов реализации проекта.
Библиографический список
Контроль за реализацией инновационных образовательных проектов организаций, имеющих статус ФИП, должен вестись систематически:
- входной (на этапе заявки),
- промежуточный (в ходе реализации проекта),
- итоговый (на этапе составления отчета).
Важно создать условия, при которых эксперты могут иметь возможность оценивать не только предъявляемые организациями отчеты, но и практическую деятельность ФИП по месту реализации инновационного образовательного проекта.
Целесообразно организовывать обучение команд организаций, ориентированных на включение в инновационную инфраструктуру системы образования, а также осуществлять систематическое методическое сопровождение ФИП, реализующих инновационные образовательные проекты.
Необходимо разработать и внедрить типовой инструментарий социального исследования обратной связи субъектов образования, участвующих в мероприятиях ФИП.
Важно разработать и внедрить инструментарий внутреннего мониторинга, самообследования эффективности деятельности ФИП.
Выполнение этих организационных и научно-методических условий позволит распространить и внедрить лучшую практику деятельности ФИП, избежать ошибок образовательным организациям, претендующим на статус федеральной инновационной площадки, создать эффективный единый механизм реализации инновационного потенциала образовательных организаций и в целом системы высшего образования России.
1. Порядок формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования. Утвержден приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 22 марта 2019 г No 21н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 августа 2019 г (регистрационный No55531). Available at: https://fip.expert/storage/documents/21n.pdf
2. Материалы по лучшим практикам и моделям осуществления инновационной деятельности федеральных инновационных площадок в 2019 году. Available at: https:// fip.expert/storage/documents/materials2019.pdf
3. Заславский А.А. Направления развития информационного пространства образовательной организации для повышения эффективности внутреннего управления. Вестник Московского государственного педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2017; № 1 (39): 76 - 82.
4. Загвязинский В.И. О методологических основаниях реформирования российского образования. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмео-логия образования. Психология развития. 2016; Т. 5, № 1: 5 - 9.
5. Современные проблемы непрерывного педагогического образования: коллективная монография. Под научной редакцией А.А. Веряева, И.Р Лазаренко. Барнаул: АлтГПУ 2018.
6. Бояджиева П.А., Воронцов Я.А, Игнатьева Е.Ю., Матвеева Н.А., Осипов А.М., Осипова А.А. Информация в управлении образованием: теоретические проблемы: коллективная монография. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ имени А.И. Герцена, 2019.
References
1. Poryadok formirovaniya i funkcionirovaniya innovacionnoj Infrastruktur/ v sisteme obrazovaniya. Utverzhden prikazom Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya Rossijskoj Federacii ot 22 marta 2019 g. No 21n (zaregistrirovan Ministerstvom yusticii Rossijskoj Federacii 9 avgusta 2019 g. (registracionnyj No55531). Available at: https://fip.expert/ storage/documents/21n.pdf
2. Materialy po luchshim prakíikam i modelyam osuschestvleniya innovacionnoj deyatel'nosti federal'nyh innovacionnyh ploschadok v 2019 godu. Available at: https://fip.expert/ storage/documents/materials2019.pdf
3. Zaslavskij A.A. Napravleniya razvitiya informacionnogo prostranstva obrazovatel'noj organizacii dlya povysheniya 'effektivnosti vnutrennego upravleniya. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Informatika i informatizaciya obrazovaniya. 2017; № 1 (39): 76 - 82.
4. Zagvyazinskij V.I. O metodologicheskih osnovaniyah reformirovaniya rossijskogo obrazovaniya. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya. 2016; T. 5, № 1: 5 - 9.
5. Sovremennye problemy nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya: kollektivnaya monografiya. Pod nauchnoj redakciej A.A. Veryaeva, I.R. Lazarenko. Barnaul: AltGPU, 2018.
6. Boyadzhieva P.A., Voroncov Ya.A, Ignat'eva E.Yu., Matveeva N.A., Osipov A.M., Osipova A.A. Informaciya v upravlenii obrazovaniem: teoreticheskie problemy: kollektivnaya monografiya. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU imeni A.I. Gercena, 2019.
Статья поступила в редакции. 26.03.20
УДК 378.147: 376.112.4
Tarkhan L.Z., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Technology and Clothing Design and Professional Pedagogy Department, Crimean Engineering and Pedagogical University n.a. Fevzi Yakubov (Simferopol, Russia), E-mail: [email protected] Bekirova M.I., teacher, Department of Special (Defectology) Education, Crimean Engineering and Pedagogical University n.a. Fevzi Yakubov (Simferopol, Russia), E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF TRAINING FUTURE TEACHERS-DEFECTOLOGISTS FOR THEIR PROFESSIONAL WORK. The article presents an analysis of a concept of "pedagogical condition", shares views of some scholars on the meaning of its definition, and describes pedagogical conditions that are necessary in teaching future defectologists for professional activities. Particular attention is paid to the statement of the practical significance of the proposed pedagogical conditions and the justification of their effectiveness. Due to the fact that one of the pedagogical conditions is the motivational component, the level of motivation of students is determined through questionnaires and surveys, and ways to increase it are determined. In addition, the necessity to introduce a special course into the curriculum for training future defectologists as a second pedagogical condition is proved. The third pedagogical condition is presented as an interdisciplinary connection in the study of a special course. The revealed pedagogical conditions are realized in the process of training future teachers-defectologists of the direction 44.03.03 "Special (defectological) education", profile "Oligophrenopedagogy".
Key words: higher education institution, teacher-defectologist, pedagogical conditions, special (defectology) education, professional activity.
Л.З. Тархан, д-р пед. наук, проф., зав. каф. технологии и дизайна одежды и профессиональной педагогики ГБОУ ВО «Крымский инженерно-
педагогический университет имени Февзи Якубова» г. Симферополь, E-mail: [email protected]
М.И. Бекироеа, преп. ГБОУ ВО «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» г. Симферополь,
E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В данной статье представлен анализ понятия «педагогические условия», некоторые взгляды ученых на сущность данного определения, описываются педагогические условия, необходимые в подготовке будущих учителей-дефектологов к деятельности по профессии, рассматривается их сущность, определяются пути их реализации. Особое внимание отводится обоснованию практической значимости предлагаемых педагогических условий и их эффективности. В статье предпринимается попытка сущностной характеристики каждого из педагогических условий. Одним из них является мотивационная составляющая, определяющая уровень мотивации у обучающихся посредством анкетирования и опроса, определяются пути её повышения. Обосновывается необходимость введения разработанного специального курса в учебный процесс подготовки будущих учителей-дефектологов как второго педагогического условия и представляется третье педагогическое условие - междисциплинарная связь учебных программ как основа спецкурса. Выявленные педагогические условия апробированы в процессе обучения будущих учителей-дефектологов направления подготовки 44.03.03 - «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Олигофренопедагогика».
Ключевые слова: высшее учебное заведение, учитель-дефектолог, педагогические условия, специальное (дефектологическое) образование, профессиональная деятельность.
Становление и совершенствование высшего образования дефектологической области в России происходило с развитием науки дефектологии и повышением внимания общества к лицам с потребностями в образовательной сфере. Современные изменения в социуме и экономике требуют модернизации образования, в том числе специального (дефектологического). Ввиду перехода образования на многоуровневую систему, реализации компетентностного подхода и проектирования образовательных программ в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования приходит осознание надобности подготовки специалиста квалифицированного, обладающего знаниями, профессиональными навыками и умениями предстоящей деятельности с людьми с особыми потребностями в образовании.
Высшее образование современности ставит задачи обеспечения высококачественной подготовки специалистов к осуществляемой в будущем деятельности по профессии в образовательных учреждениях специального назначения. Особая роль в этом аспекте отводится профессорско-преподавательскому составу высшего учебного заведения, призванного успешно реализовывать образовательные программы, развивать мотивацию и интерес обучающихся к будущей профессии. В профессиональной сфере будущих дефектологов к основным видам деятельности относят коррекционную, развивающую, диагностическую, аналитическую, консультативную, учебную, воспитательную. Недостаточная сформированность одного вида деятельности приводит к трудностям в овладении будущими специалистами профессиональными умениями и навыками, в результате чего возникают трудности осуществления деятельности по профессии. В силу этого владение перечисленными видами деятельности, сформирован-ность комплекса знаний, умений, навыков особо значимы в их подготовке.
Анализ реальной образовательной среды показал, что обозначенные в последние годы тенденции по подготовке учителей-дефектологов продемонстрировали недостаточный уровень готовности их к деятельности по будущей профессии. Это вызвало потребность корректирования содержания подготовки будущих дефектологов, выявления и научного обоснования педагогических условий их подготовки к деятельности по профессии.
Цель исследования предполагает раскрытие сущности педагогических условий по подготовке будущих учителей-дефектологов к деятельности по профессии и определение путей реализации в процессе обучения в высшем учебном заведении.
Для решения поставленной цели важным является решение обозначенных задач:
- анализ и обобщение понятия «педагогические условия»;
- выявление педагогических условий подготовки учителей-дефектологов;
- определение путей реализации выявленных педагогических условий.
Анализ научно-педагогической литературы продемонстрировал, что педагогические условия по подготовке учителей-дефектологов отражались в трудах Е.Л. Норкиной [1], Л.В. Суфьяновой [2], Л.А. Ястребевой [3]. В свою очередь, вопросы профессиональной подготовки дефектологов прослеживаются в исследованиях В.И. Ваганова, О.Е. Грибова, Е.В. Зволейко, Т.К. Клименко, Н.Н. Ма-лофеева, Н.М. Назаровой, Б.П. Пузанова, И.М. Яковлевой. Несмотря на то, что отдельные вопросы по подготовке дефектологов рассматривались в различных исследованиях, полное отражение в научно-педагогической литературе данный вопрос до конца не представлен.
В контексте обозначенной проблемы проводилось экспериментальное исследование с использованием теоретических (анализ и обобщение учебно-методической и научной литературы) и эмпирических методов (анкетирование, наблюдение, тестирование).
Анализ литературы, диссертационных исследований и научных публикаций выявил существование множества подходов, определяющих понятие «педагогические условия». Обозначим некоторые из них, наиболее приемлемые для решения представленных задач.
Под педагогическими условиями подразумевается обстоятельство, от которого что-либо зависит, и обстановка, в которой происходит что-либо или осуществляется [4, с. 825].
Как отмечает Ю.А. Шереметьева, в образовательной практике педагогические условия - это создание условий для развития или формирования чего-либо, руководствуясь педагогическими или психологическими аспектами [5, с. 86].
Теоретический анализ научных и педагогических исследований обнаружил существование таких типов педагогических условий, как психолого-педагогические, организационно-педагогические и дидактические. Вышеуказанные типы условий расширяют и дополняют термин «педагогические условия», позволяя осуществлять педагогический процесс более продуктивным [6, 7, 8].
Изучение подходов и исследований, определяющих понятие «педагогические условия» позволяют обозначить некоторые его особенности:
- педагогические условия выступают совокупностью таких возможностей образовательной среды, использование которых нацелено на повышение эффективности педагогического процесса;
- совокупность мер, которые нацелены на развитие субъектов педагогической системы, как преподавателя, так и обучающихся, обеспечивающих успешность решения возникающих задач в процессе обучения.
Кроме этого, анализ позиций ученых, исследовавших понятие «педагогические условия», позволил выделить некоторые положения, отражающие сущность педагогических условий в целом:
- являются составной частью педагогической системы или педагогического процесса;
- активное использование в педагогическом процессе информационно-коммуникационных технологий;
- оказывают воздействие на личностное развитие субъектов образовательного процесса и содействуют в формировании всей педагогической системы;
- обеспечивают эффективность педагогической системы.
Таким образом, это позволяет прийти к заключению, что педагогические условия выступают как один из ведущих компонентов в педагогической системе, отражающих возможности образовательной среды и характеризующихся изменением и развитием во времени.
В рамках нашего исследования мы определили педагогические условия как компонент педагогического процесса, обеспечивающего его максимально эффективное функционирование. В свою очередь, подготовка будущего учите-ля-дефектолога представляет систему, которая может эффективно функционировать при наличии комплекса определенных педагогических условий, реализация которых нацелена на способствование высокого качества их деятельности по профессии и готовности её осуществлять. По этой причине педагогические условия подготовки будущих учителей-дефектологов к деятельности по профессии рассматриваются как комплекс взаимосвязанных средств процесса обучения, способствующих реализации возможностей обучающихся в освоении знаний, умений, навыков, а также тех видов деятельности, которые необходимы им в профессии, и обеспечивающих переход на высший уровень в осуществляемой деятельности.
Анализ психолого-педагогической, учебно-методической литературы, нормативно-правовой базы, обобщение педагогического опыта, собственные умозаключения привели нас к выявлению следующих педагогических условий по подготовке будущего учителя-дефектолога к профессиональной деятельности (рис. 1):
- создание образовательно-мотивационной среды, способствующей повышению уровня готовности к профессиональной деятельности и побуждающей будущих учителей-дефектологов к сознательному овладению знаниями и умениями по профессии;
- организация профессионально ориентированного обучения путем внедрения в образовательный процесс спецкурса «Готовность будущих учителей-де-фектологов к профессиональной деятельности»;
- установление междисциплинарных связей при разработке учебных программ.
Первым педагогическим условием выступает создание образовательно-мо-тивационной среды, способствующей повышению уровня готовности к профессиональной деятельности и побуждающей будущих учителей-дефектологов
Подготовка к профессиональной деятельности будущих учителей-дефектологов
V
Педагогические условия
создание образовательно-мотивационной среды, способствующей повышению уровня
готовности к профессиональной деятельности и побуждающей будущих учителей-дефектологов к сознательному овладению профессиональными знаниями и умениями
организация профессионально ориентированного обучения путем
внедрения в образовательный процесс спецкурса «Готовность будущих учителей-дефектологов к профессиональной деятельности»
реализация реализация
междисциплинарных
связей в процессе изучения специального курса
ЛЕ
Междисциплинарная связь: профессионально ориентированные дисциплины «Введение в профессиональную деятельность учителя-дефектолога», «Решение профессиональных задач учителя-дефектолога», «Профессиональная самоактуализация учителя-дефектолога», «Самообразование и социально-профессиональная мобильность учителя-дефектолога», «Культура речи учителя-дефектолога»._^
м
Пути реализации педагогических условий
' Ф ' -
Реализация методов стимулирования и мотивации к обучению
Реализация программы спецкурса «Готовность к профессиональной деятельности будущих учителей-дефектологов», разработка учебно-методического обеспечения
Использование активных методов обучения и применение комплекса
упражнений на междисциплинарном уровне
1Z
Готовность к профессиональной деятельности будущих учителей-дефектологов
Рис. 1. Педагогические условия подготовки будущих учителей-дефектологов к профессиональнойдеятельности
к сознательному овладению знаниями и умениями по профессии. В качестве исследования мотивации у обучающихся были использованы методики, направленные на выявление уровня мотивации как в процессе обучения в высшем учебном заведении, так и в изучении мотивации профессиональной деятельности: методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной, методика К. Зам-фир в модификации А. Реана изучение мотивации профессиональной деятельности, исследование мотивации профессионального обучения В.Г Каташева. Полученные результаты по каждой из методик свидетельствуют о недостаточной мотивационной составляющей и требуют реализации данного педагогического условия посредством метода стимулирования и мотивации к обучению, а именно создания благоприятного психологического климата, ситуации новизны проблемным изложением материала, использованием активных методов и кейс-методов обучения, ролевых игр. Все это способно положительно повлиять на мотиваци-онную среду обучающихся и обеспечить реализацию первого педагогического условия.
Второе педагогическое условие заключается в организации профессионально ориентированного обучения путем внедрения в образовательный процесс направления подготовки 44.03.03 - «Специальное (дефектологическое) образование», профиль: «Олигофренопедагогика» спецкурса «Готовность будущих учителей-дефектологов к профессиональной деятельности».
Нами было определено, что для полноценной готовности к осуществлению деятельности по профессии будущими учителями-дефектологами необходимо создание и внедрение спецкурса «Готовность будущих учителей-дефектологов к профессиональной деятельности», в результате изучения которого будут дополнены основные знания и умения, полученные при изучении профессионально направленных дисциплин, по результатам изучения которых не удается удостовериться об уровне готовности к выполнению функций учителя-дефектолога в профессиональной деятельности; размытость представлений о ней. В процессе изучения спецкурса обучающиеся ознакомятся с общими понятиями о готовности к профессиональной деятельности; профессиональным стандартом и основными
требованиями к деятельности учителей-дефектологов по профессии; профессиональными компетенциями учителя-дефектолога; коммуникативной основой его профессиональной деятельности; профессионально-педагогической культурой и качествами личности учителя-дефектолога, а также менеджментом профессиональной деятельности в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Основной целью спецкурса является сформировать профессиональную направленность будущего учителя-дефектолога, его целостное представление о будущей профессии. Спецкурс знакомит обучающихся с представлениями о готовности к профессиональной деятельности и профпригодности применительно к профессии учителя-дефектолога. Разработка и внедрение учебно-методического обеспечения по спецкурсу является одним из путей реализации второго педагогического условия, которое предполагает разработку, апробацию и внедрение методических рекомендаций по спецкурсу.
При разработке программ спецкурса нами был произведен анализ учебных планов высших учебных заведений направления подготовки 44.03.03 - «Специальное дефектологическое образование», а также проведено анкетирование студентов с целью выявления слабых мест готовности их к профессиональной деятельности.
Третье педагогическое условие - установление междисциплинарных связей при разработке учебных программ, которое будет реализовано при органи-
Библиографический список
зации творческого взаимодействия преподавателей специальных дисциплин, а также согласовании программ учебных дисциплин. Осуществление междисциплинарных связей позволяет регулировать и стимулировать познавательную деятельность обучающихся и повышает уровень познавательных процессов. Соблюдение этого условия нацелено на объединение разрозненных знаний по профессиональным дисциплинам, а также решение определённой профессиональной задачи: сформировать готовность к деятельности по профессии у будущих учителей-дефектологов. Обозначим, что реализация представленного условия может осуществиться при соблюдении принципа междисциплинарных связей. Указанный принцип подразумевает простые и сложные понятия, определения, правила и методы деятельности, следствия, внесенные в содержание учебного предмета и взаимодействие между ними, посредством которого будет достигнуто единство образовательной программы, а также последовательное соединение нескольких различных программ в одно целое.
Таким образом, в ходе проведенного исследования удалось определить сущность понятия педагогические условия, а также представить педагогические условия, которые будут способствовать успешной подготовке будущих учите-лей-дефектологов к деятельности по профессии. Перспектива исследований заключается в определении критериев и уровней сформированности готовности к деятельности по профессии будущих учителей-дефектологов.
1. Норкина Е.Л. Подготовка будущих педагогое-дефектологое к использованию компьютерных технологий обучения в профессиональной деятельности. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Йошкар-Ола, 2012.
2. Суфьянова Л.В. Педагогическая технология формирования управленческой компетенции студентов - будущих учителей-дефектологов в процессе обучения в ВУЗЕ. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Ижевск, 2010.
3. Ястребова Л.А. Формирование профессионально значимых качеств будущих педагогов-дефектологов. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Ставрополь, 2008.
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. Российская академия наук. Институт русского языка имени В.В. Виноградова. Москва: ООО «ИТИ Технологии», 2008.
5. Шереметьева Ю.А. Преемственность в содержании профессиональной подготовки инженеров-педагогов швейного профиля в высшем учебном заведении. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Киев, 2010.
6. Лысенко А.В. Психолого-педагогические условия формирования профессионально-ценностных ориентаций будущего учителя музыки. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Майкоп, 2005.
7. Сверчков А.В. Организационно-педагогические условия формирования профессионально-педагогической культуры будущих спортивных педагогов. Молодой ученый. 2009; № 4: 279 - 282.
8. Ключенко Е.В. Дидактические условия эффективности учебной деятельности обучающихся. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Ставрополь, 2003.
References
1. Norkina E.L. Podgotovka buduschih pedagogov-defektologov k ispol'zovaniyu komp'yuternyh tehnologij obucheniya v professional'noj deyatel'nosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Joshkar-Ola, 2012.
2. Suf'yanova L.V. Pedagogicheskaya tehnologiya formirovaniya upravlencheskoj kompetencii studentov - buduschih uchitelej-defektologov v processe obucheniya v VUZE. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Izhevsk, 2010.
3. Yastrebova L.A. Formirovanie professional'no znachimyh kachestv buduschih pedagogov-defektologov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Stavropol', 2008.
4. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Slovar'russkogoyazyka: 80 000 slovi frazeologicheskih vyrazhenij. Rossijskaya akademiya nauk. Institutrusskogoyazyka imeni V. V. Vinogradova. Moskva: OOO «ITI Tehnologii», 2008.
5. Sheremet'eva Yu.A. Preemstvennost v soderzhanii professional'noj podgotovki inzhenerov-pedagogov shvejnogo profilya v vysshem uchebnom zavedenii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kiev, 2010.
6. Lysenko A.V. Psihologo-pedagogicheskie usloviya formirovaniya professional'no-cennostnyh orientacij buduschego uchitelya muzyki. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Majkop, 2005.
7. Sverchkov A.V. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya formirovaniya professional'no-pedagogicheskoj kul'tury buduschih sportivnyh pedagogov. Molodoj uchenyj. 2009; № 4: 279 - 282.
8. Klyuchenko E.V. Didakticheskie usloviya 'effektivnostiuchebnojdeyatel'nostiobuchayuschihsya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Stavropol', 2003.
Статья поступила в редакцию 25.03.20
УДК 37.0
Vakhitov D.R., Doctor of Sciences (Economics), Head of Department of Economics, Russian State University of Justice, Professor of Kazan Cooperative Institute
(Kazan, Russia), E-mail: [email protected]
Grinevetskaya T.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department of Pedagogy and Psychology, Novosibirsk State Medical University Ministry of Health
of Russia (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
Latypov R.A., Doctor of Sciences (Economics), Professor, Department of Economics, Kazan Branch of Russian State University of Justice (Kazan, Russia),
E-mail: [email protected]
Saitova R.G., Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Department of Accounting and Finance, Kazan Cooperative Institute,
Russian University of Cooperation (Kazan, Russia), E-mail: [email protected]
FEATURES OF THE EDUCATION SYSTEM'S RESPONSE TO CHANGES IN THE WORLD. The article reveals problems of the education systems response to changes in the world. In the context of globalization, new trends in science and production are emerging, and new specialists are required. Universities start training in a new specialty, but during this time, the vector of scientific and technological progress or socio-economic conditions changes, and the new specialty becomes unnecessary. There is a constant problem of optimal use of time for training, which is traditionally not enough, especially when compared to the volume of constantly generated new information. The delayed response of the education system to the changes taking place in the world is justified both by a lack of funding and a lack of time in planning curricula, which raises the question of whether artificial intelligence can be involved in solving this problem. The world and society are changing faster than universities have time to react. Decisions about opening new specialties are often based on subjective ideas about the ways of scientific and technological progress or trends in market conditions. A separate problem is the habit of information flow, which gradually turns into addiction. To avoid such sad result for the human ecology, one needs to develop a self-disciplining set of exercises that allows you to maintain motivation and interest not only in information networks, but also in the world around you.
Key words: human ecology, education, higher education, educational institution, University, training of specialists, Humanities, training intensification transnational corporations, ecosystems, neuroplasticity.