Научная статья на тему 'Элементы реализации компетентностного подхода в подготовке будущих учителей-дефектологов'

Элементы реализации компетентностного подхода в подготовке будущих учителей-дефектологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / COMPETENCY-BASED APPROACH / COMPETENCIES / PROFESSIONAL ACTIVITIES / PROFESSIONAL TRAINING / A SPECIAL NEEDS TEACHER / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / SPECIAL (DEFECTOLOGIC) EDUCATION / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бекирова Мерьем Икрем Кызы

Статья посвящена рассмотрению компетентностного подхода при подготовке будущих учителей-дефектологов к профессиональной деятельности. Выделяется цель, содержание и сущность компетентностного подхода, обозначаются его особенности. Раскрываются понятия компетентностный подход, компетенция, профессиональная компетентность и рассматриваются взгляды некоторых ученых на данные положения. Особое внимание уделяется компетенциям необходимым учителям-дефектологам, а также основным видам профессиональной деятельности специалистов в сфере специального (дефектологического) образования. Актуальность темы исследования. Востребованность компетентностного подхода в системе высшего профессионального образования определяется современным состоянием рынком труда, требующего специалиста «нового поколения» мобильного, способного ориентироваться в потоке информаций, регулярно самообразовывающегося и владеющего знаниями и умениями в области своей профессиональной деятельности. Постановка проблемы. Важнейшее место в системе профессионального образования отводится подготовке квалифицированного, компетентного, конкурентоспособного специалиста знающего свою профессию, способного к совершенствованию своих знаний на протяжении всей профессиональной деятельности, его социальной и профессиональной мобильности. Внедрение в систему высшего профессионального образования такого подхода как компетентностного, направлено на повышение конкурентоспособности специалистов, улучшению взаимоотношений с рынком труда, а также обновлению содержания и методологии образования, в частности создания соответствующей среды обучения. Цель исследования заключается в реализации компетентностного подхода и его особенностей при подготовке будущих учителей-дефектологов. Методы исследования. В ходе исследованы были использованы теоретические и эмпирические методы (анализ, наблюдение, анкетирование). Результаты и ключевые выводы. В результате проведенного исследования было раскрыто понятие компетентностный подход, проанализированы исследования отечественных и зарубежных ученых в рамках данного подхода, проведен анализ сформированности знаний о необходимых компетенциях будущих учителей-дефектологов и предложены пути их совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бекирова Мерьем Икрем Кызы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Elements of implementation of a competence approach in preparing future special needs teachers

The article considers the competency-based approach in preparing future special needs teachers for professional activities. The purpose, content and essence of the competency-based approach are highlighted, its features are indicated. The concepts of competency-based approach, competence, professional competence are revealed and the views of some scientists on these provisions are examined. Particular attention is paid to the competencies necessary for special needs teachers, as well as the main types of professional activity of specialists in the field of special (defectologic) education. The relevance of the research topic. The demand for a competency-based approach in the system of higher professional education is determined by the current state of the labor market, which requires a specialist of the “new generation” mobile, able to navigate in the flow of information, regularly self-educated and owning knowledge and skills in the field of his professional activity. Formulation of the problem. The most important place in the vocational education system is given to the training of a qualified, competent, competitive specialist who knows his profession, capable of improving his knowledge throughout his professional life, his social and professional mobility. The introduction of such a competency-based approach into the system of higher professional education is aimed at increasing the competitiveness of specialists, improving relations with the labor market, as well as updating the content and methodology of education, in particular the creation of an appropriate learning environment. The purpose of the study is to implement the competency-based approach and its features in the preparation of future special needs teachers. The research Methods. In the research theoretical and empirical methods were used (analysis, observation, questionnaire). The results and key findings. As a result of the study, the concept of a competency-based approach was disclosed, the research of domestic and foreign scientists within the framework of this approach was analyzed, an analysis of the formation of knowledge about the necessary competencies of future defectologists was conducted, and ways to improve them were proposed.

Текст научной работы на тему «Элементы реализации компетентностного подхода в подготовке будущих учителей-дефектологов»

ISSN 2078-1024

VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 4/43

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PEDAGOGICAL SCIENCES

УДК 378.147:376.112.4

DOI: 10.24411/2078-1024-2019-14005

Бекирова М.И.

ЭЛЕМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ

Бекирова Мерьем Икрем кызы, преподаватель кафедры специального (дефектологического) образования

ГБОУ ВО Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова», Симферополь, Россия E-mail :meriembek602@gmail. com тел.: 8 (978) 856 43 27

Статья посвящена рассмотрению компетентностного подхода при подготовке будущих учителей-дефектологов к профессиональной деятельности. Выделяется цель, содержание и сущность компетентностного подхода, обозначаются его особенности. Раскрываются понятия компетентностный подход, компетенция, профессиональная компетентность и рассматриваются взгляды некоторых ученых на данные положения. Особое внимание уделяется компетенциям необходимым учителям-дефектологам, а также основным видам профессиональной деятельности специалистов в сфере специального (дефектологического) образования.

Актуальность темы исследования. Востребованность компетентностного подхода в системе высшего профессионального образования определяется современным состоянием рынком труда, требующего специалиста «нового поколения» - мобильного, способного ориентироваться в потоке информаций, регулярно самообразовывающегося и владеющего знаниями и умениями в области своей профессиональной деятельности.

Постановка проблемы. Важнейшее место в системе профессионального образования отводится подготовке квалифицированного, компетентного, конкурентоспособного специалиста знающего свою профессию, способного к совершенствованию своих знаний на протяжении всей профессиональной деятельности, его социальной и профессиональной мобильности. Внедрение в систему высшего профессионального образования такого подхода как компетентностного, направлено на повышение конкурентоспособности специали-

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 4/43

стов, улучшению взаимоотношений с рынком труда, а также обновлению содержания и методологии образования, в частности создания соответствующей среды обучения.

Цель исследования заключается в реализации компетентностного подхода и его особенностей при подготовке будущих учителей-дефектологов.

Методы исследования. В ходе исследованы были использованы теоретические и эмпирические методы (анализ, наблюдение, анкетирование).

Результаты и ключевые выводы. В результате проведенного исследования было раскрыто понятие компетентностный подход, проанализированы исследования отечественных и зарубежных ученых в рамках данного подхода, проведен анализ сформированности знаний о необходимых компетенциях будущих учите-лей-дефектологов и предложены пути их совершенствования.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетенции, профессиональная деятельность, профессиональная подготовка, учитель-дефектолог, высшее профессиональное образование, специальное (дефектологическое) образование, обучение.

Для цитирования: Бекирова М.И. / Элементы реализации компетентностного подхода в подготовке будущих учителей-дефектологов // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. Вып. 4(43). С. 50-59. DOI: 10.24411/2078-1024-2019-14005.

Bekirova M.I.

ELEMENTS OF IMPLEMENTATION OF A COMPETENCE APPROACH IN PREPARING FUTURE SPECIAL NEEDS TEACHERS

Bekirova Menem Ikrem kyzy, a lecturer of the Department of special (defectologic) education

SBEE HE in the Republic of Crimea "Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov", Simferopol, Russia E-mail: [email protected] tel.: 8 (978) 856 43 27

The article considers the competency-based approach in preparing future special needs teachers for professional activities. The purpose, content and essence of the competency-based approach are highlighted, its features are indicated. The concepts of competency-based approach, competence, professional competence are revealed and the views of some scientists on these provisions are examined. Particular attention is paid to the competencies necessary for special needs teachers, as well as the main types ofprofessional activity of specialists in the field of special (defectologic) education.

51

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 4/43

The relevance of the research topic. The demand for a competency-based approach in the system of higher professional education is determined by the current state of the labor market, which requires a specialist of the "new generation " - mobile, able to navigate in the flow of information, regularly self-educated and owning knowledge and skills in the field of his professional activity.

Formulation of the problem. The most important place in the vocational education system is given to the training of a qualified, competent, competitive specialist who knows his profession, capable of improving his knowledge throughout his professional life, his social and professional mobility. The introduction of such a competency-based approach into the system of higher professional education is aimed at increasing the competitiveness of specialists, improving relations with the labor market, as well as updating the content and methodology of education, in particular the creation of an appropriate learning environment.

The purpose of the study is to implement the competency-based approach and its features in the preparation of future special needs teachers.

The research Methods. In the research theoretical and empirical methods were used (analysis, observation, questionnaire).

The results and key findings. As a result of the study, the concept of a competency-based approach was disclosed, the research of domestic andforeign scientists within the framework of this approach was analyzed, an analysis of the formation of knowledge about the necessary competencies of future defectologists was conducted, and ways to improve them were proposed.

Key words: competency-based approach, competencies, professional activities, professional training, a special needs teacher, higher professional education, special (defectologic) education, training.

For citation: Bekirova M.I. / Elements of implementation of a competence approach in preparing future special needs teachers // Vestnik Maykopskogo Tekhnologi-cheskogo Universiteta. 2019. Issue 4(43). P. 50-59. DOI: 10.24411/2078-1024-2019-14005.

Одним из важнейших факторов обеспечивающих качественное содержание высшего профессионального образования на современном этапе является компе-тентностный подход, как необходимость реагирования системы образования на новые виды модернизации процесса обучения на всех уровнях. На протяжении длительного времени в России обострен вопрос проблемы качества высшего профессионального образования во всех его отраслях в частности дефектологическом. Это обуславливается множеством факторов, к которым относятся неспособность получаемых в период обучения знаний трансформироваться в умения, уста-

52

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 4/43

ревание информации до завершения обучения в вузе, а также дефицит высококвалифицированных и компетентных специалистов [ 1 ].

Как свидетельствуют научные данные, становление и развитие компетент-ностного подхода в нашей стране осуществляется в контексте общемировых тенденций. Владение комплексом знаний, умений и навыков квалифицированным специалистом на сегодняшний день является недостаточным для осуществления им профессиональной деятельности. Особое значение отводится владению специалистом компетенциями, необходимыми ему в предстоящей профессиональной деятельности. Это обуславливается рядом факторов, основные из которых - изменение подходов, методов, средств, а также технологий во всех сферах образования [4, 14].

Одним из требований к современному специалисту является его профессиональная компетентность, позволяющая решать задачи, связанные с направлением его профессиональной деятельности. В современной литературе мы столкнулись с существованием множества подходов к раскрытию данного понятия. Так, в педагогическом словаре A.M. Новикова дается следующее определение понятию компетентность - это способность человека к практической деятельности, решении жизненных проблем, которая основывается на приобретенном жизненном опыте обучающихся, его способностях, склонностях и ценностях. Развитие ком-петентностей осуществляется на основе компетенций [6].

Ряд исследований посвящены компетентностному подходу в ходе подготовки специалистов к предстоящей профессиональной деятельности и отражены в трудах В.И. Байденко, Э.Ф. Зеера, H.A. Зимней, М.В. Самойловой, JI.3. Тархан, Г.А. Умеровой, Л.Ю. Усеиновой, A.B. Хуторского, Э.Р. Шариповой.

Остановимся более подробно на некоторых исследованиях, рассмотрение которых, в рамках нашей работы наиболее оптимально. Так, одним из отечественных ученых JI.3. Тархан были рассмотрены возможности применения в обучении инженеров-педагогов такого подхода как компетентностного. Особенностью данного исследования также была интеграция традиционного обучения с компетентностным через метод проектов и созданием модели дидактической компетентности инженера-педагога. [9]

В свою очередь Г.А. Умеровой были рассмотрены составляющие профессиональной компетентности с выделением как одной из ведущих, аналитической компетентности будущих специалистов, сформулировано понятие «аналитическая компетентность». Это позволило исследователю определить значение аналитической компетентности и представить структурно-логическую модель формирования данной компетентности у инженеров-педагогов швейного профиля. [11]

53

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 4/43

В исследовании Д.С. Ермакова данный подход определяется как норма, обеспечивающая качественный показатель высшего профессионального образования, как метод моделирования результатов обучения отражающий результаты образования в целом и как следствие, готовность выпускника к предстоящей профессиональной деятельности.[2]

В педагогическом словаре A.M. Новикова компетентностный подход определяется как прогрессивное явление или «умениевый подход». Признание его таковым учеными, а также общественностью определяется переходом на новую парадигму в образовании - от знаниевой к деятельностной. [6]

В своем исследовании отечественным исследователем O.E. Лебедевым исследуемый подход был определен как совокупность общих принципов, которые определяют цель и содержание образования, организовывающих в свою очередь образовательный процесс и оценивающих образовательные результаты [4].

Вышеизложенное позволяет прийти к заключению, что профессиональная компетентность выступает одним из основных показателей, позволяющих характеризовать профессиональную деятельность педагога, определяя эффективность его педагогической практики.

Анализ научных концепций, касающихся компетентностного подхода в подготовке учителей-дефектологов и их компетенций продемонстрировал особенности, которые будут отображены в настоящем исследовании.

Прежде всего, отметим, что учитель-дефектолог - это специалист, осуществляющий воспитательную, образовательную и коррекционно-развивающую деятельность с детьми, имеющими отклонения физического и (или) психического развития. [5]

Вопросами реализации компетентностного подхода в подготовке учителей-дефектологов занимается ряд ученых, среди которых - В.А. Бородина, Т.А. Власова Т.Л. Корженевич, Л.В. Ларионова, И.Н. Логинова, Н.М. Назарова, Л.В. Суфьянова, В.В. Ткачева, Л.В. Христолюбова, И.А. Филатова, В.А. Шинкаренко.

Изучая компетентностный подход, удалось определить, что компетентность учителя-дефектолога выступает как средство и условие развития компетенций его учащихся. На наш взгляд, профессиональная компетентность учителя-дефектолога связана с проблемами профессионального, личностного становления лиц с особыми потребностями в образовании, которое в свою очередь отражается в качестве их жизни, развитии и дальнейшем трудоустройстве. [13]

Так, В.В. Ткачева определила, что профессиональная компетентность учи-теля-дефектолога воздействует на все сферы его педагогической деятельности и определяется особенностями взаимодействия с теми, кто является участником

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 4/43

коррекционно-образовательного процесса (педагоги, родители, воспитанники). Одним из обязательных условий, которое заключается в успешной реализации коррекционно-развивающего воздействия, есть способность специалиста организовать активное взаимодействие с родителями в ходе совместной деятельности с целью оказания максимальной помощи ребенку в его развитии. [10]

Как свидетельствуют отдельные исследования для овладения соответствующим уровнем профессиональной компетентности учителю-дефектологу необходимо совершенствование знаний, умений, навыков, изучения передового опыта своих коллег и самообразования. [8, 12]

Отметим, что компетентность учителя-дефектолога это в первую очередь, владение широким спектром знаний, которые связаны с обучением и воспитанием ребенка с особыми потребностями в обучении.

Привлекает внимание и определение Н.М. Назаровой о профессиональной компетентности учителя-дефектолога, которая определяет её как способность к решению профессиональных задач и проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, а также применение специалистом знаний, опыта и ценностей. [5]

Как считает JI.B. Ларионова, владение профессиональной компетентностью учителем-дефектологом для его успешности в профессиональной деятельности, важна профессиональная и личностная воспитанность специалиста, в основе которой познавательная, нравственная, эстетическая культура. [3]

В своей работе Джеймс X. Киген, исследуя компетенции учителя для работы с детьми с особыми образовательными потребностями отмечает, что большинство педагогов не в полной мере предоставляют образовательные услуги учащимся с особыми потребностями из-за своей не компетентности. Это объясняется большим количеством детей с особыми потребностями в обучении, оставшимися вне школы или исключенными из процесса обучения. Автор обосновывает необходимость образования педагогов специального образования на основе стандартов и компетенций, так как это определяет их профессиональную компетентность. [15] Изучая нормативно-законодательную базу высшего профессионального образования, с целью выявления особенностей компетентностного подхода по направлению 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» (ФГОС 3++), квалификационного уровня бакалавр отметим четко сформулированные положения компетентностного подхода, то есть, представлены компетенции, необходимые будущему специалисту в его профессиональной деятельности. Обязательными компетенциями выступают универсальные и общепрофессиональные. В представленном нормативном документе обозначается, что формирование профессиональных компетенций осуществляется на базе профессиональных стандар-

55

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 4/43

тов соответствующей профессии и на основе требований рынка труда. Кроме того профессиональные компетенции формируемые у будущих специалистов опираются на обобщении зарубежного и отечественного опыта. [7]

Проведенный анализ ФГОС 3 ++ демонстрирует, что каждый вид профессиональной деятельности должен определяться содержанием основной образовательной программы (ОПОП), разработка которой осуществляется высшим учебным заведением совместно с педагогическими работниками. [7]

Вышесказанное позволяет прийти к умозаключению, что те компетенции, которые установлены программой квалификационного уровня бакалавр будут обеспечивать выпускникам способность на достаточном уровне качественного осуществления своей профессиональной деятельности.

Кроме овладения некоторыми видами деятельности, универсальными и общепрофессиональными компетенциями, будущему учителю-дефектологу необходимо владение рядом специфических умений, навыков, для взаимодействия с детьми с особыми потребностями в обучении. Учеными выделяется широкий спектр умений необходимых будущим учителям-дефектологам в предстоящей профессиональной деятельности таких как:

- умение осуществлять психологическое и педагогическое обследование детей с особыми потребностями в обучении с целью определения их психического развития и определения необходимого маршрута в обучении;

- умение осуществлять коррекционно-образовательный и воспитательный процесс, направленный на создание благоприятной среды, в учреждении и в семье для более эффективного овладения обучающимися предлагаемого учебного материала;

- умение осуществлять консультации с лицами с особыми потребностями в обучении, их родителями, а также педагогами сталкивающимися с трудностями в обучении и воспитании данной категории детей для максимальной результативности их обучения и воспитания;

- владение специальными методами, приемами и средствами обучения направленных на формирование знаний, умений и навыков у детей с особыми потребностями в обучении.

Кафедра «Специального (дефектологического) образования Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова г. Симферополя осуществляет подготовку учителей-дефектологов более десяти лет. За это время большинство обучающихся успешно окончили университет и были приняты в различные образовательные учреждения Крыма, Украины и России. Существующая система обучения продемонстрировала достаточно высокий уровень в подготовке вышеуказанных специалистов. Однако в рамках компетентностного подхода совершенство-

56

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 4/43

вание и изменение требований в отраслевых стандартах, необходимость совершенствования содержания подготовки учителей-дефектологов, привело к пересмотру содержания их обучения и приметаемых технологий будущих специалистов.

С целью определения сформированности знаний о компетенциях необходимых будущим учителям-дефектологам в их профессиональной деятельности было проведено анкетирование, в котором принимали участие 60 обучающихся 3-го курса. Анкета была разработана с учетом направления подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование и состояла из 10 вопросов. Так, на вопрос «Что такое компетентность?» 50 % респондентов ответили правильно, 30 % представляют данное понятие в общих чертах и ответили на него удовлетворительно и 20 % на вопрос не ответили. При ответе на вопрос «Что такое профессиональная компетентность» 45 % опрашиваемых ответили на вопрос верно, 25 % продемонстрировали средние показатели, которые выражались в неточности его определения и 30 % обучающихся ответили неверно. Из ответов следует отсутствие осведомленности в данных вопросах и недостаточное понимание обучающимися ключевых понятий в деятельности.

Один из предложенных вопросов анкеты заключался в оценке (по пятибалльной шкале) степени собственной компетентности, где 5 - это высокий уровень сформированности компетентности, 4 - достаточный, 3 - хороший, 2 - удовлетворительный и 1 - низкий уровень. Среди ответов обучающихся с высокой степенью компетентности были 10 % опрашиваемых, с достаточной 15 %, с хорошей 20 %, с удовлетворительной 30 % и низкой 25 % респондентов. Данные свидетельствуют о личной оценке недостаточного уровня сформированности компетенций. Из этого следует необходимость совершенствования учебной работы с обучающимися по формированию их компетенций.

Итак, анализ компетентностного подхода в области профессионального образования и подготовке специалистов, в частности учителей-дефектологов, продемонстрировал его значимость и необходимость. Опыт исследователей компетенций, которыми должны владеть будущие учителя-дефектологи, позволил обобщить и систематизировать представление о сфере их профессиональной деятельности и необходимости регулярного совершенствования своих знаний, умений, навыков, опыта и способностей.

Дальнейшее возрастающее внимание к специальному (дефектологическому) образованию и подготовке учителей-дефектологов требует совершенствования учебного процесса, личностного развития обучающихся, а также необходимость пересмотра содержания их подготовки для успешной их профессиональной деятельности.

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 4/43

Литература:

1. Азарова Р.Н. Проектирование компетентностно-ориентированных и конкурентоспособных основных образовательных программ ВПО, реализующих ФГОС ВПО: методические рекомендации. М.; УФА, Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2008. С. 81-90.

2. Ермаков Д.С. Педагогическая концепция формирования экологической компетентности учащихся: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Рос. ун-т дружбы народов. М., 2009. 39 с.

3. Ларионова Л.В. Профессионально-гуманистическая подготовка учителя для коррекционных образовательных учреждений: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. СПб., 2001. 46 с.

4. Лебедев O.E. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. №5. С. 3-12.

5. Назарова Н.М. Специальная педагогика: история развития научного знания и подготовка педагогических кадров: монография. М.: Спутник, 2009. 159 с.

6. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: ПЭТ, 2013. 268 с.

7. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.03. «Специальное (дефектологическое) образование» [Электронный ресурс]: приказ Мино-брнауки России от 15 марта 2018 г. №123. Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20V00/o203++/Bak/440303_B_3_20032018.pdf

8. Разуван Е.И. Компетенностный подход в профессиональной подготовке студентов факультета логопедии в условиях инклюзии // Актуальные проблемы психологического знания. 2015. №3(36). С. 79-84.

9. Тархан Л.З. Дидактическая компетентность инженера-педагога: теоретические и методические аспекты: монография. Симферополь, 2008. 424 с.

10. Ткачева В.В. Семья ребенка с отклонениями в развитии: Диагностика и консультирование. М.: Книголюб, 2014. 160 с.

11. Умерова Г. А. Формирование аналитической компетентности будущих инженеров-педагогов швейного профиля в процессе изучения профессионально ориентированных дисциплин: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. Симферополь, 2014. 278 с.

12. Филатова И.А. Деонтологическая компетентность будущих педагогов-дефектологов // Специальное образование. 2015. №2. С. 105-115.

13. Христолюбова Л.В. Реализация компетентностного подхода в подготовке бакалавров направления «Специальное (дефектологическое) образование» // Специальное образование. 2016. №4. С. 50-58.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 4/43

14. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. М.: Эйдос, 2013. 73 с.

15. James Hillary Kigen Teacher Competencies in Implementation of Curriculum for Learners with Special Needs in Kenyan Schools. - OSR Journal of Research&Method in Education (IOSR-JRME). Vol. 7, Iss. P. 62-66.

Literature:

1. Azarova R.N. Designing competency-based and competitive educational programs of higher education institutions implementing the Federal State Educational Standard of Higher Professional Education: guidelines. M.; UFA, Res. Center for Quality problems of training specialists, 2008. P. 81-90.

2. Ermakov D.S. The pedagogical concept of the formation of environmental competence of students: abstr. dis. ... Dr. of Ped. Sciences: 13.00.01 /Ros. University of Friendship of Peoples. M., 2009. 39 p.

3. Larionova L.V. Professional and humanistic teacher training for correctional educational institutions: abstr. dis.... Cand. ofPed Sciences: 13.00.08. St. Petersburg, 2001.46 p.

4. Lebedev O.E. Competency-based approach in education // School technologies. 2004. No. 5. P. 3-12.

5. Nazarova N.M. Special pedagogy: history of the development of scientific knowledge and training of teachers: a monograph. M.: Sputnik, 2009. 159 p.

6. Novikov A.M. Pedagogy: a dictionary of the system of basic concepts. M.: IET, 2013. 268 p.

7. On the approval of the federal state educational standard of higher education in the area of training of 44.03.03. "Special (defectologic) education" [Electronic resource]: order of the Ministry of Education and Science of Russia dated March 15, 2018 No. 123. Access mode: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20V00/o203++/Bak/440303_B_3_20032018.pdf

8. Razuvan E.I. Competency-based approach in vocational training for students of the faculty of speech therapy in the context of inclusion // Actual problems of psychological knowledge. 2015. No. 3(36). P. 79-84.

9. Tarkhan L.Z. The didactic competence of an engineer-teacher: theoretical and methodological aspects: a monograph. Simferopol, 2008. 442 p.

10. Tkacheva V.V. Family of a child with developmental disabilities: Diagnosis and counseling. M.: Knigolyub, 2014. 160 p.

11. Umerova G.A. Formation of the analytical competence of future engineer-teachers of the sewing profile in the process of studying professionally oriented disciplines: dis. ... Cand. ofPed Sciences: 13.00.04. Simferopol, 2014. 278 p.

59

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 4/43

12. Filatova I.A. Deontological competence of future defectologists // Special Education. 2015. No. 2. P. 105-115.

13. Khristolyubova L.V. The implementation of the competency-based approach in the preparation of bachelors in the direction of "Special (defectologic) education" // Special Education. 2016. No. 4. P. 50-58.

14. Khutorskoy A.V. Competency-based approach in learning. M.: Eidos, 2013. 73 p.

15. James Hillary Kigen Teacher Competencies in Implementation of Curriculum for Learners with Special Needs in Kenyan Schools. - OSR Journal of Research & Method in Education (IOSR-JRME). Vol. 7. Iss. P 62-66.

УДК 392.3 (470.621) DOI: 10.24411/2078-1024-2019-14006

Губжокова H.K.

ИНСТИТУТ АТАЛЫЧЕСТВА У АДЫГОВ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ИНОСТРАННЫХ АВТОРОВ: ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Губжокова Нуриет Карпушевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры философии, социологии и педагогики

ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», Майкоп, Россия

E-mail: gubzhockova. nuriet2015 @yandex .ru тел.: 8 (928) 469 64 52

Исторические и этнографические описания уникального адыгского педагогического института воспитания в чужом доме (аталычества) являются информативными источниками, позволяющими позднейшим исследователям прояснить немаловажные аспекты его формирования и особенности функционирования. В рамках настоящего исследования рассматриваются иностранные источники, имеющие значительно более широкий временной охват по сравнению с российскими описаниями аталычества. В работе использованы историко-этнографические описания западных и восточных путешественников, миссионеров, политических агентов, посещавших Черкесию в XV-XIX столетиях. Использование проблемно-хронологического подхода позволило отразить поэтапный характер формирования представлений об этом экзотическом для иностранцев педагогическом институте. Немаловажно, что данные источники отражают и вторую сторону аталычества, когда оно использовалось в качестве способа закрепления сюзеренно-вассальных отношений как внутри Черкесии, так и между адыгской знатью и Гиреями - правящим домом Крымского ханства. В работе выявлено, что внешнеполитическая разновидность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.