Д.Р. Вахитов, д-р экон. наук, зав. каф. экономики, Казанский филиал «Российского государственного университета правосудия», проф. Казанского кооперативного института, г. Казань, Е-mail: vahitov1972@gmail.com
Т.Н. Гриневецкая, канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики и психологии, Новосибирский государственный медицинский университет, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Е-mail: tanita973@list.ru
Н.Б. Ларионова, ст. преп. каф. социально-гуманитарных дисциплин, Казанский филиал «Российского государственного университета правосудия», г. Казань, Е-mail: larionovanb@yandex.ru
О.Л. Леонтьева, ст. преп. каф. экономики, Казанский филиал «Российского государственного университета правосудия», г. Казань, Е-mail: leontjeva.o@gmail.com
НЕГАТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНОЙ СИНГУЛЯРНОСТИ
В настоящее время в культурной сфере наблюдается ряд негативных тенденций, которые могут иметь самые печальные последствия для общества в целом. Главным недостатком, по мнению авторов, является отсутствие приоритета культуры при проведении социально-экономической политики в стране. Действительно, такой культурный приоритет потребует больших объемов ресурсов (и людских, и интеллектуальных, и финансовых), а результат может проявиться только через несколько десятилетий (так называемая «доктрина Лионэ»). Для большинства управленцев гораздо проще заниматься какими-нибудь материальными проектами, связанными с культурой: например, строительством школ, консерваторий, театров и др. - объект сдан, руководство поблагодарило, а как он будет использоваться далее, мало кого беспокоит. В долгосрочной перспективе такое игнорирование культурных основ может привести к обессмысливанию реформы в любой области, так как меняется (причём не в лучшую с интеллектуальной и культурной точек зрения) сама структура общества.
Ключевые слова: культура, культурная сингулярность, глобализация, искусство, комиксы.
Культурная сингулярность означает не уничтожение культуры, а переход ее на другой уровень развития. Актуальной задачей современных исследователей является изучение направлений изменения культурной сферы и оценка степени ее влияние на современное общество. Все тенденции развития отечественной культуры можно разделить на позитивные, рассмотренные нами в предыдущих работах, и негативные, проанализированные в данной статье.
Первой негативной тенденцией является процесс глобализации, который непосредственно оказывает влияние на национальные культуры. В процессе развития человеческого общества постоянно происходит конкурентная борьба между разными странами и народами, которая проявляется в экономической сфере, в политических действиях и даже в виде военных конфликтов. Культурная составляющая является одним из элементов такой конкуренции, когда одна страна или нация пытается навязать свой культурный код с помощью стимулов (например, экономических) или насилия. Примеры можно найти в колониальной политике, когда страна-метрополия продвигала свой язык, религию, культурные традиции, используя или различные преференции, или аппарата насилия. Исчезновение аутентичных культур коренных народов Северной Америки, Австралии, Новой Зеландии было связано с агрессивной политикой колонизаторов и переселенцев, которые шли по одному пути - насаждение собственной культуры путем уничтожения другой.
В настоящее время наиболее агрессивные формы продвижения культуры (путем принуждения и насилия) не используются, но на смену им пришла глоба-лизационная модель, в которой под видом «общечеловеческих ценностей» происходит экспансия англосаксонской культурной модели в следующих формах: использование английского языка как единственного общемирового инструмента общения, американская поп-культура заменяет собой национальные культуры, а национальная идентичность считается чем-то устаревшим. Объектом такой культурной экспансии является, в первую очередь молодежь, чье воспитание идет не по национальным традициям, а под воздействием массированной пропаганды общества потребления [1]. Результатом стало то, что во многих странах часть молодежи не только не разделяет собственные культурные ценности, но и сторонится их, считая их устаревшими по сравнению с «передовыми» западными. В таких регионах чужая культура развивается в ущерб национальной, а иностранный язык начинает доминировать над местным. Таким образом, многотысячелетняя традиция формирования национальных культур путем их взаимодействия, взаимопроникновения, не выполняется. Глобализационная модель развивается по пути поглощения и устранения всех национальных культур ради существования одной, единственной культуры.
Второй негативной тенденцией является ускорение процесса развития таких форм искусства, которые нацелены на визуальный эффект: это могут быть компьютерные игры, кино, фотографии и другое. Одной из таких форм являются комиксы, чья история насчитывает более 100 лет. Однако ранее они не рассматривались в качестве основного образовательного и интеллектуального продукта для молодежи, а выступали как инструмент дополнительной информации, а также способ отдыха. В настоящее время комиксы стали популярны в большинстве стран мира, в том числе в России, которая ранее имела почетное звание «самая читающая стран в мире», а отношение к комиксам было скептическое. Сейчас ситуация изменилась, что отразилось на тиражах выпускаемых изданий: у комиксов они в десятки раз больше, чем даже у популярных авторов современной литературы или представителей классической литературы.
На наших глазах происходит замена одной формы культуры и образования (чтение книг) другой (знакомство с рисованными историями). Если читая Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, Э. Хэмингуэя, человек должен усваивать слож-
ные и длинные тексты, осмысливая прочитанное, уметь сопоставлять авторское мнение с собственным, то в комиксах сюжет изложен рисунками, где информация представлена сразу в готовом виде, не предоставляющем альтернативной трактовки [2]. Книги многих представителей классической и современной литературы заставляют читателей размышлять, искать свои выходы из ситуации (потому что в них зачастую отсутствует однозначный финал), тем самым способствуя формированию собственной мировоззренческой позиции, а, возможно, даже и концепции. Конечно, и среди комиксов можно выделить ряд серьезных произведений, но, во-первых, они составляют меньшинство, а, во-вторых, уровень текстов этих историй не сопоставим с уровнем классической литературы. Доминирование визуального формата приводит к тому, что молодежь испытывает трудности с обработкой сложных текстов не только в художественной литературе (к тому же так и не приобретя привычки к чтению), но и при обучении по различным специальностям: информация усваивается только в иллюстрированном виде. В результате при преподавании дисциплин в учебных заведениях среднего и высшего образования все больше можно отметить использование интерактивных методик (к чему призывает и министерство образования) в формате иллюстраций: видеослайды, презентации, видеоролики и другое. Целью является лучшее усвоение учебного материала, однако это говорит о том, что современные школьники и студенты не способны работать с большими массивами текста, не умеют его анализировать и конкретизировать.
Интересно, что и в сфере менеджмента в крупных компаниях, а также в государственных структурах использование диаграмм и слайдов считается абсолютно необходимым при проведении совещаний или различного рода форумов. Таким образом, комиксы, которые сами по себе являются всего лишь еще одной формой искусства, в настоящее время занимают место литературы в процессе воспитания молодежи, что приводит, на наш взгляд, к упрощению образования, к снижению уровня и качества воспитания. Такая же примитивизация прослеживается и в других сферах культуры: аниме, компьютерные игры и многое другое -они заполняют культурный вакуум молодежи, вытесняя более сложные формы культурного воспитания. Эти примеры свидетельствуют о том, что современное человечество не пытается поднять общий культурный уровень, а скорее, идет по пути его снижения, что никак не может приблизить решение многих общемировых проблем. Во всяком случае, если сравнивать выпускников вузов советского времени и современных российских университетов, то уровень культурного развития, а значит, и способности осмысливать информацию и принимать решения у первых выше, чем у вторых. Примитивизация культур неизбежно сказывается на тех ценностных ориентациях, которые разделяют современные молодые люди и девушки: у большинства они заключаются в приобретении материальных благ и достижении индивидуального успеха. Как будут в этом случае решаться проблемы общества, остается открытым вопросом.
Третьей негативной тенденцией культурного развития является повсеместный культ потребления, который фактически поник во все формы культурного воспитания. В этом нет ничего удивительного, так как само существование рыночной системы хозяйствования заключается в необходимости постоянного увеличения продаж, а этого можно добиться при постоянном возрастании количества потребителей или же объемов потребления. В современной экономике произошел переход от системы наилучшего удовлетворения потребностей покупателей к системе формирования спроса путем использования различных инструментов культурного воспитания [1]. Результатом этого явилась не только агрессивная реклама, которая проникла практически во все сферы информационного общества (кино, телевидение, Интернет), но и создание образа счастливого человека, чьим единственным предназначением является постоянный процесс потребления.
Неслучайно, такая новая форма отдыха как шопинг нацелена, в первую очередь, на то, чтобы человек ассоциировал появление положительных эмоций не с природными красотами, не с шедеврами изобразительного искусства или музыкальными произведениями, а с процессом покупки. На это нацелены и фильмы, и книги, и поведение звезд эстрады и кино, а молодежь, которая старается копировать их поведение и образ жизни, расставляет для себя ложные приоритеты. Единственной целью становится погоня за деньгами. Поскольку без них невозможно (по мнению разработчиков культа потребления) достижения счастья, то есть непрекращающегося процесса покупки материальных и нематериальных благ С учетом того, что современные финансово-кредитные организации предоставляют и даже навязывают покупателям различные кредитные инструменты, то даже отсутствие денег не является препятствием для покупки [3]. Отсутствие возможности вести образ жизни, навязанный современными масс-медиа, воспринимается как личная трагедия, что приводит к появлению элементов депрессии и отсутствия развиваться у молодежи. Даже более взрослое поколение, получившее культурное воспитание в советские времена, не могло не ощутить воздействия пропаганды культа потребления.
Сам формат культурных произведений также претерпел изменения: если ранее творческий человек был нацелен на реализацию своих способностей, на возможность донести свои мысли и идеи до публики, а денежный вопрос был второстепенным, то в настоящее время главным является извлечение прибыли, которую можно увеличить, если у вас имеется постоянный «круг» потребителей. Поэтому настолько быстро развивается индустрия сериалов, у которых сформирована своя аудитория, которую можно обслуживать (и зарабатывать на ней) долгие годы (некоторые сериалы идут на телевидении несколько десятилетий). В кино (в особенности в индустрии Голливуда) наблюдается доминирование сиквелов, приквелов и римейков успешных фильмов: вместо того, чтобы создавать картину на новом литературном источнике, выгоднее годами эксплуатировать полюбившееся образы героев у сформировавшейся фанатской базы. Поэтому и возникают продолжения «Звездных войн», «Индианы Джонса» и других блокбастеров, нацеленных на интересы целевой аудитории, которая гарантированно придет на фильм и обеспечит кассовые поступления. Даже в литературе наиболее успешные в финансовом плане писатели - это авторы книжных сериалов, многотомных эпопей. Такая ситуация привела к появлению новой категории потребителей культурных услуг, которые настолько привыкли к одной форме искусства, что не воспринимают остальные, особенно, если это требует интеллектуальных усилий. Таким образом, само искусство превратилось в область потребления, играет роль рыночного товара, а не инструмента духовного обогащения и развития личности.
К четвертой тенденции можно отнести распространение агрессивных форм продвижения информации, что привело к появлению целых субкультур, исповедующих порой ультраконсервативные формы навязывания своих идей. Причем идеи могут быть самыми благими и актуальными для человечества: например, к ним можно отнести проблему загрязнения окружающей среды и сохранения биосферы. Решать ее нужно, она затрагивает в той или иной мере практически все страны мира, а количество экологических беженцев исчисляется десятками миллионов человек, что сопоставимо по масштабам с мировыми войнами. Островные государства в Тихом и Индийском океанах вплотную столкнулись с проблемой затопления их территорий в результате повышения уровня Мирового океана, то есть фактически с угрозой исчезновения самих стран.
Неудивительно, что такие организации как Greenpeace или многочисленные партии «зеленых» пользуются популярностью среди населения, особенно в европейских странах. Однако методы, которыми пользуются активисты этих движений, можно сравнить чаще с подростковыми бунтами, нежели с цивилизованной политической борьбой. Атаки на морские нефтяные платформы, блокирование путей следования железнодорожных составов с химическими или радиоактивными отходами нарушают законодательство стран, где эти акции проводятся, причем благая цель не может служить оправданием: молодежь, которая видит кадры бунтующих активистов может счесть такое поведение вполне приемлемым для себя. К тому же бескорыстность таких организаций также вызывает сомнения: акции проводятся против конкретных компаний, в то время как другие фирмы в этой же отрасли продолжают спокойно работать.
Если говорить о движении антиглобалистов, то их деятели на различных международных форумах (встречах глав государств) вступают в противостояние с полицией, занимаются погромами имущества юридических лиц и граждан. Противодействие отрицательным последствиям глобализации не должно переходить в фазу отрицания любых правовых и моральных ограничений, в угрозу безопасности граждан, чьи права вроде бы и защищают антиглобалисты. В тех дискуссиях, которые ведутся в СМИ вокруг описываемых проблем (экология, глобализация и т. д.) сторонники этих новых субкультур занимают, как правило, безапелляционную позицию, не принимают во внимание чужую точку зрения, не учитывают интересы оппонентов, не пытаются прийти к компромиссу. Фактически можно наблюдать новых революционеров, действующих по старому правилу: «или все, или ничего».
Новые субкультуры рекрутируют в основном молодежь, поэтому формирование изначально нетерпимости к собеседнику, к оппоненту может привести к тому, что для достижения поставленных целей можно пожертвовать интересами остальных граждан, даже если они составляют большинство населения [2]. В на-
стоящее время наблюдается картина морального оправдания насилия (захват чужого имущества - кораблей, нефтяных платформ, причинения вреда здоровью человека - столкновения с полицией и т. д.) ради решения общепланетарных проблем. К сожалению, это напоминает европейское «темное» Средневековье, когда инквизиция тоже для достижения благой цели (спасения души человека) преследовала целые группы граждан, подвергая их различным формам насилия. Особое опасения вызывает тот факт, что в рядах активистов таких субкультур выступают часто студенты, то есть не только образованная часть молодежи, но и будущее страны, так как именно они возьмут рычаги управления государством в свои руки. Если такие будущие управленцы воспитаны в духе нетерпимости и насилия, то это может сказаться на принимаемых ими решениях.
Пятой негативной тенденцией развития культуры является одна из наибольших угроз человечеству - распространение экстремистских культур. Неспособность решать экономические, социальные, политические и другие проблемы в самых разных частях мира приводит к тому, что в людях нарастает чувство несправедливости и желание что-то поменять. Миллионы людей, в том числе молодых, фактически лишены возможности реализовать свои способности, достичь материальные и культурные цели в жизни, даже просто создать семью, поэтому неудивительно, что у этой группы людей возникает потребность изменить существующую дифференциацию возможностей в пользу большей справедливости. Именно в этом находят благодатную почву различного рода экстремистские группировки, которые всячески акцентируют внимание на существующей несправедливости, но для преодоления ее предлагают радикальные меры: террористические акты, похищение людей, шантаж властей и т. д. К сожалению, некоторые молодые люди подпадают под влияние такой пропаганды, что приводи к печальным последствиям. Причиной такой популярности экстремистских организаций являются низкий уровень образования их потенциальных клиентов, отсутствие навыков к критическому осмыслению информации, к умению отделять ложь от правды, а также дефицит моральных установок, которые формируются в семье, в религиозном воспитании, а также в общении со сверстниками. Вербовщики различных экстремистских и террористических организаций умело пользуются вышеупомянутыми слабостями, предлагая «простые» решения сложных социально-экономических проблем - через насилие.
Бурное развитие информационных технологий позволило распространить влияние опасных идеологий практически в любое место, где есть доступ к Интернету. Поэтому даже в благополучных семьях возникает угроза для подрастающего поколения попасть под влияние деструктивных идеологий, что может привести к уходу молодых людей из семьи и попаданию в ряды запрещенных военизированных подразделений. Вакуум, который возник в культурном воспитании, причем не только в нашей стране, а также равнодушие государства к проблемам реформирования образования, развитию гуманитарных наук (это, к сожалению, общемировая тенденция) привело к бурному распространению идей, несовместимых с цивилизованным развитием человечества: национализм в крайних проявлениях, терроризм, различного рода псевдорелигиозные движения и многое другое [4]. Единой политики противостояния этой угрозе у человечества нет, и каждая страна борется с ней самостоятельно, своими силами. Однако отсутствие границ при распространении информации позволяет таким группировкам проводить пропагандистскую политику на всей территории планеты. Выходом из этого опасного положения, на наш взгляд, может быть лишь всемерное развитие полноценного культурного воспитания, учитывающего накопленный опыт предыдущих поколений, основанный на взаимоуважении и взаимопроникновении различных национальных культур друг в друга. Пока же говорить об общемировой тенденции воспитания, основанного на синтезе культур, чтобы противодействовать экстремизму, не приходится.
Шестой негативной тенденцией культурного прогресса является формирование специфического алгоритма мышления у молодежи, а также некоторых других сегментов населения, - клипового мышления. Оно связано с бурным развитием различных технических устройств (гаджетов), предназначенных для работы, учебы или развлечений (ноутбуки, смартфоны, планшеты и т. д.). Интерфейс таких устройств разработан таким образом, чтобы был интуитивно понятен каждому покупателю, иначе товар останется нереализованным. Освоить такие устройства и начать получать с их помощью информацию могут и дети, и пожилые люди. Однако такая практика таит в себе угрозу сознательного упрощения механизма усвоения знаний [1]. Если люди среднего и пожилого возраста получили образование по алгоритмам логического мышления, поэтому могут пользоваться гаджетами, но при этом логика мышления сохраняется, то у современных детей вырабатывается специфическое кнопочное, клиповое мышление. В результате, по мнению академика В.А. Бетелина, такой человек, будучи уже подростком, не в состоянии решать элементарные задачи, не может воспринимать сложные тексты, читать книги [5]. Такая ситуация складывается еще в самом младенческом возрасте: многие родители сами поощряют раннее освоение технических устройств, чтобы занять чем-то ребенка и освободить себе время. Как следствие, у современных детей до 80% используют клиповое мышление, которое изменить в возрасте 15-16 лет уже поздно [5].
В других странах дело обстоит схожим образом: социальные сети и компьютерные игры обладают большим влиянием на молодежь по сравнению с мнением родителей, идеями, почерпнутыми в литературных произведениях или школьными установками. Клиповое мышление приводит к неспособности пони-
мать длинные и сложные тексты, а значит, целые поколения оказываются отрезанными от накопленных человеческих знаний. Неслучайно система ЕГЭ фактически подстраивается под клиповое мышление (использование тестов в качестве основного инструмента оценки знаний) [1], поскольку современным молодым людям проще сдавать экзамены в тестовой форме, чем отвечать устно на вопросы экзаменаторов или писать сочинение. Противостоять такой негативной тенденции можно путем перестройки всей системы образования и воспитания в направлении умения логически мыслить, а не заниматься поиском готовых ответов.
Таким образом, проведенный анализ показал, что в настоящее время в культурной сфере происходит ряд негативных тенденций, которые могут иметь самые печальные последствия для общества в целом. Главным недостатком, на наш взгляд, является отсутствие приоритета культуры при проведении социаль-
но-экономической политики: о вопросе культурного воспитания чиновники порой забывают, а финансирование всей сферы находится на неподобающе низком уровне. Действительно, такой культурный приоритет потребует больших объемов ресурсов (и людских, и интеллектуальных, и финансовых), а результат может проявиться только через несколько десятилетий (так называемая «доктрина Ли-онэ»). Для чиновников гораздо проще заниматься какими-нибудь материальными проектами, связанными с культурой: например, строительством школ, консерваторий, театров - объект сдан, руководство поблагодарило, а как он будет использоваться далее, мало кого волнует. В долгосрочной перспективе такое игнорирование культурных основ может привести к обессмысливанию реформы в любой области, так как меняется (причем не в лучшую с интеллектуальной и культурной точек зрения) сама структура общества.
Библиографический список
1. Вахитов Д.Р Проблемы и тенденции развития российского образования на современном этапе. Москва: РУСАЙНС, 2016.
2. Вахитов Д.Р, Кондратьева Т.Н., Габдуллин Н.М. К вопросу о реформировании системы образования в РФ с целью сохранения суверенитета государства. Педагогический профессионализм в образовании: сборник научных трудов XII Междунар. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 18 - 19 февраля 2016 г.): в 3 ч. Под научной редакцией Е.В. Андриенко; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т Часть 2. Новосибирск: Издательство НГПУ, 2016: 19 - 28.
3. Вахитов Д.Р, Зиннатуллин А.З., Кондратьева Т.Н. Нормативно-правовая основа современных исследований в области этнокультурного образования. Философия образования. Новосибирск: Издательство СОРАН, 2016; 3 (66): 53.
4. Вахитов Д.Р, Лукина М.А., Гриневецкая Т.Н. Влияние социально-экономических и природно-климатических аспектов на перспективы развития современного образования. Философия образования. Новосибирск: Издательство СОРАН, 2018; № 74 (вып. 1): 90 - 96.
5. Лескова Н. Интеграция науки и образования. В мире науки. 2017; 7: 14 - 21.
References
1. Vahitov D.R. Problemy i tendencii razvitiya rossijskogo obrazovaniya na sovremennom 'etape. Moskva: RUSAJNS, 2016.
2. Vahitov D.R., Kondrat'eva T.N., Gabdullin N.M. K voprosu o reformirovanii sistemy obrazovaniya v RF s cel'yu sohraneniya suvereniteta gosudarstva. Pedagogicheskij professionalizm v obrazovanii: sbornik nauchnyh trudov XII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Novosibirsk, 18 - 19 fevralya 2016 g.): v 3 ch. Pod nauchnoj redakciej E.V. Andrienko; Min-vo obrazovaniya i nauki RF, Novosib. gos. ped. un-t. Chast' 2. Novosibirsk: Izdatel'stvo NGPU, 2016: 19 - 28.
3. Vahitov D.R., Zinnatullin A.Z., Kondrat'eva T.N. Normativno-pravovaya osnova sovremennyh issledovanij v oblasti 'etnokul'turnogo obrazovaniya. Filosofiya obrazovaniya. Novosibirsk: Izdatel'stvo SORAN, 2016; 3 (66): 53.
4. Vahitov D.R., Lukina M.A., Grineveckaya T.N. Vliyanie social'no-'ekonomicheskih i prirodno-klimaticheskih aspektov na perspektivy razvitiya sovremennogo obrazovaniya. Filosofiya obrazovaniya. Novosibirsk: Izdatel'stvo SORAN, 2018; № 74 (vyp. 1): 90 - 96.
5. Leskova N. Integraciya nauki i obrazovaniya. V mire nauki. 2017; 7: 14 - 21.
Статья поступила в редакцию 15.11.18
УДК 378
Vezenicheva A.A., senior lecturer, Department of Pedagogy, Tsiolkovsky Kaluga State University (Kaluga, Russia), E-mail: kaf02@tksu.ru
Konstantinova T.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Geography, Tsiolkovsky Kaluga State University (Kaluga, Russia),
E-mail: kaf19@tksu.ru
PROFESSIONAL PREPARATION OF THE FUTURE TEACHER OF GEOGRAPHY FOR THE USE OF THE TEXTBOOK IN THE CLASSROOM. The article is dedicated to a current problem of professional training of future teachers to use the textbook of geography in the classroom. The article describes the main features of the organization of targeted training of future teachers of geography for the use of the textbook, which form a set of professionally significant skills of teachers, aimed at teaching students the techniques of working with all components of the textbook of geography. On the basis of the studied material the authors find that in the preparation of modern geography teacher a significant place should be given not only the assimilation of professional knowledge, but also the formation of professionally significant skills. The article substantiates the idea of awareness of the future teacher, to use the textbook of geography in the classroom as an integral, mandatory component of his professional activity. The authors describe in detail the possibilities of theoretical and pedagogical training of future teachers to use the textbook in the classroom effectively, through the use of discussion technologies that allow to enhance the cognitive activity of students, as well as to update knowledge in the use of geography textbook in the classroom. The research materials can be used in the framework of the traditional organization of professional training of students, increasing the professionalism of the future teacher and his activity in mastering professional activities.
Key words: training, future teacher, geography textbook, professionally significant skills, learning process.
А.А. Везеничева, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики, КГУ им. К.Э. Циолковского, г. Калуга, E-mail: kaf02@tksu.ru
Т.В. Константинова, канд. пед. наук, доц. каф. географии, КГУ им. К.Э. Циолковского, г. Калуга, E-mail: kaf19@tksu.ru
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ УЧЕБНИКА НА УРОКЕ
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме-профессиональной подготовке будущего учителя к использованию учебника географии на уроке. В статье подробно описаны основные особенности организации целенаправленной профессиональной подготовки будущих учителей географии к использованию учебника, которые формируют комплекс профессионально-значимых умений учителя, направленный на обучение учащихся приемам работы со всеми компонентами учебника географии. Авторы подробно описывают возможности теоретико-педагогической подготовки будущих учителей, к обучению использовать учебник на уроках эффективно, благодаря использованию дискуссионных технологий, которые позволяют активизировать познавательную деятельность студентов, а так же актуализировать знания в области использования учебника географии на уроке. Материалы исследования могут быть использованы в рамках традиционной организации профессиональной подготовки студентов, повышая профессионализм будущего учителя и его активность в овладении профессиональной деятельностью.
Ключевые слова: подготовка, будущий учитель, учебник географии, профессионально-значимые умения, процесс обучения.
Современный учитель географии должен использовать учебник на уроке не только для передачи готовых знаний учащимся, но и научить через него учиться, привить навыки самообразования, развить творческие способности, индивидуальные черты личности, вызвать интерес к изучению географии. От того на сколько умело будет использовать учитель географии учебник на уроке, зависит развитие интереса не только к учебному предмету, но и
к учебной литературе, и к учебному процессу. Будущему учителю, необходимо осознать, что работа с учебником географии на уроке, это обязательный учебный труд учащихся, который формируется на всех этапах изучения предмета. В результате продуктивного использования учебника у учащихся формируется географическая культура, развивается научное мировоззрение [1].