мать длинные и сложные тексты, а значит, целые поколения оказываются отрезанными от накопленных человеческих знаний. Неслучайно система ЕГЭ фактически подстраивается под клиповое мышление (использование тестов в качестве основного инструмента оценки знаний) [1], поскольку современным молодым людям проще сдавать экзамены в тестовой форме, чем отвечать устно на вопросы экзаменаторов или писать сочинение. Противостоять такой негативной тенденции можно путем перестройки всей системы образования и воспитания в направлении умения логически мыслить, а не заниматься поиском готовых ответов.
Таким образом, проведенный анализ показал, что в настоящее время в культурной сфере происходит ряд негативных тенденций, которые могут иметь самые печальные последствия для общества в целом. Главным недостатком, на наш взгляд, является отсутствие приоритета культуры при проведении социаль-
но-экономической политики: о вопросе культурного воспитания чиновники порой забывают, а финансирование всей сферы находится на неподобающе низком уровне. Действительно, такой культурный приоритет потребует больших объемов ресурсов (и людских, и интеллектуальных, и финансовых), а результат может проявиться только через несколько десятилетий (так называемая «доктрина Ли-онэ»). Для чиновников гораздо проще заниматься какими-нибудь материальными проектами, связанными с культурой: например, строительством школ, консерваторий, театров - объект сдан, руководство поблагодарило, а как он будет использоваться далее, мало кого волнует. В долгосрочной перспективе такое игнорирование культурных основ может привести к обессмысливанию реформы в любой области, так как меняется (причем не в лучшую с интеллектуальной и культурной точек зрения) сама структура общества.
Библиографический список
1. Вахитов Д.Р Проблемы и тенденции развития российского образования на современном этапе. Москва: РУСАЙНС, 2016.
2. Вахитов Д.Р, Кондратьева Т.Н., Габдуллин Н.М. К вопросу о реформировании системы образования в РФ с целью сохранения суверенитета государства. Педагогический профессионализм в образовании: сборник научных трудов XII Междунар. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 18 - 19 февраля 2016 г.): в 3 ч. Под научной редакцией Е.В. Андриенко; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т Часть 2. Новосибирск: Издательство НГПУ, 2016: 19 - 28.
3. Вахитов Д.Р, Зиннатуллин А.З., Кондратьева Т.Н. Нормативно-правовая основа современных исследований в области этнокультурного образования. Философия образования. Новосибирск: Издательство СОРАН, 2016; 3 (66): 53.
4. Вахитов Д.Р, Лукина М.А., Гриневецкая Т.Н. Влияние социально-экономических и природно-климатических аспектов на перспективы развития современного образования. Философия образования. Новосибирск: Издательство СОРАН, 2018; № 74 (вып. 1): 90 - 96.
5. Лескова Н. Интеграция науки и образования. В мире науки. 2017; 7: 14 - 21.
References
1. Vahitov D.R. Problemy i tendencii razvitiya rossijskogo obrazovaniya na sovremennom 'etape. Moskva: RUSAJNS, 2016.
2. Vahitov D.R., Kondrat'eva T.N., Gabdullin N.M. K voprosu o reformirovanii sistemy obrazovaniya v RF s cel'yu sohraneniya suvereniteta gosudarstva. Pedagogicheskij professionalizm v obrazovanii: sbornik nauchnyh trudov XII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Novosibirsk, 18 - 19 fevralya 2016 g.): v 3 ch. Pod nauchnoj redakciej E.V. Andrienko; Min-vo obrazovaniya i nauki RF, Novosib. gos. ped. un-t. Chast' 2. Novosibirsk: Izdatel'stvo NGPU, 2016: 19 - 28.
3. Vahitov D.R., Zinnatullin A.Z., Kondrat'eva T.N. Normativno-pravovaya osnova sovremennyh issledovanij v oblasti 'etnokul'turnogo obrazovaniya. Filosofiya obrazovaniya. Novosibirsk: Izdatel'stvo SORAN, 2016; 3 (66): 53.
4. Vahitov D.R., Lukina M.A., Grineveckaya T.N. Vliyanie social'no-'ekonomicheskih i prirodno-klimaticheskih aspektov na perspektivy razvitiya sovremennogo obrazovaniya. Filosofiya obrazovaniya. Novosibirsk: Izdatel'stvo SORAN, 2018; № 74 (vyp. 1): 90 - 96.
5. Leskova N. Integraciya nauki i obrazovaniya. V mire nauki. 2017; 7: 14 - 21.
Статья поступила в редакцию 15.11.18
УДК 378
Vezenicheva A.A., senior lecturer, Department of Pedagogy, Tsiolkovsky Kaluga State University (Kaluga, Russia), E-mail: [email protected]
Konstantinova T.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Geography, Tsiolkovsky Kaluga State University (Kaluga, Russia),
E-mail: [email protected]
PROFESSIONAL PREPARATION OF THE FUTURE TEACHER OF GEOGRAPHY FOR THE USE OF THE TEXTBOOK IN THE CLASSROOM. The article is dedicated to a current problem of professional training of future teachers to use the textbook of geography in the classroom. The article describes the main features of the organization of targeted training of future teachers of geography for the use of the textbook, which form a set of professionally significant skills of teachers, aimed at teaching students the techniques of working with all components of the textbook of geography. On the basis of the studied material the authors find that in the preparation of modern geography teacher a significant place should be given not only the assimilation of professional knowledge, but also the formation of professionally significant skills. The article substantiates the idea of awareness of the future teacher, to use the textbook of geography in the classroom as an integral, mandatory component of his professional activity. The authors describe in detail the possibilities of theoretical and pedagogical training of future teachers to use the textbook in the classroom effectively, through the use of discussion technologies that allow to enhance the cognitive activity of students, as well as to update knowledge in the use of geography textbook in the classroom. The research materials can be used in the framework of the traditional organization of professional training of students, increasing the professionalism of the future teacher and his activity in mastering professional activities.
Key words: training, future teacher, geography textbook, professionally significant skills, learning process.
А.А. Везеничева, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики, КГУ им. К.Э. Циолковского, г. Калуга, E-mail: [email protected]
Т.В. Константинова, канд. пед. наук, доц. каф. географии, КГУ им. К.Э. Циолковского, г. Калуга, E-mail: [email protected]
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ УЧЕБНИКА НА УРОКЕ
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме-профессиональной подготовке будущего учителя к использованию учебника географии на уроке. В статье подробно описаны основные особенности организации целенаправленной профессиональной подготовки будущих учителей географии к использованию учебника, которые формируют комплекс профессионально-значимых умений учителя, направленный на обучение учащихся приемам работы со всеми компонентами учебника географии. Авторы подробно описывают возможности теоретико-педагогической подготовки будущих учителей, к обучению использовать учебник на уроках эффективно, благодаря использованию дискуссионных технологий, которые позволяют активизировать познавательную деятельность студентов, а так же актуализировать знания в области использования учебника географии на уроке. Материалы исследования могут быть использованы в рамках традиционной организации профессиональной подготовки студентов, повышая профессионализм будущего учителя и его активность в овладении профессиональной деятельностью.
Ключевые слова: подготовка, будущий учитель, учебник географии, профессионально-значимые умения, процесс обучения.
Современный учитель географии должен использовать учебник на уроке не только для передачи готовых знаний учащимся, но и научить через него учиться, привить навыки самообразования, развить творческие способности, индивидуальные черты личности, вызвать интерес к изучению географии. От того на сколько умело будет использовать учитель географии учебник на уроке, зависит развитие интереса не только к учебному предмету, но и
к учебной литературе, и к учебному процессу. Будущему учителю, необходимо осознать, что работа с учебником географии на уроке, это обязательный учебный труд учащихся, который формируется на всех этапах изучения предмета. В результате продуктивного использования учебника у учащихся формируется географическая культура, развивается научное мировоззрение [1].
На сегодняшний день, отсутствие целенаправленной подготовки в области результативного использования учебника, привело к тому что, будущий учитель, приступая к работе в образовательном учреждении, не способен полностью использовать весь потенциал учебника географии. Подготовка будущих учителей географии к использованию учебника, является непрерывным процессом и осуществляется в течение всего обучения на занятиях, в ходе самостоятельной исследовательской деятельности студентов. В подготовке современного учителя значительное место должно быть уделено не только усвоению профессиональных знаний, но и формированию профессионально-значимых умений, т. к. уровнем владения умениями определяется профессиональное мастерство учителя.
В своём исследовании, мы определяем профессионально-значимые умения учителя, направленные на обучение учащихся приемам работы со всеми компонентами учебника географии, как условие развития индивидуальных способностей, его мотивированного стремления к самообразованию, творческим и ответственным отношением к педагогической деятельности.
К профессионально-значимым умениям учителя географии в области использования учебника на уроке, необходимо отнести следующие:
1) организация работы с текстом с учетом его типа:
- использование основного текста учебника, актуализируя знания;
- использование дополнительного текста, раскрывая воспитательную функцию учебника;
- использование пояснительного текста, как справочного материала, учитывая связь с основным текстом учебника;
2) организация работы с текстовыми картами с учетом их связи с текстом учебника, ее смысловой нагрузки, определяя виды заданий, которые учащиеся могут выполнить по карте;
3) организацию работы с системой вопросов и заданий учебника в соответствии с целями урока и учетом их классификации: по источнику знаний, виду деятельности, степени сложности, форме выполнения и оформления результатов работы;
4) организацию работы с иллюстративно-наглядными компонентами учебника (схемы, диаграммы, графики, иллюстрации), на основе подбора заданий для учащихся, ориентированных на выполнение логических операций анализа и синтеза, классификации и систематизации, сравнения и доказательства.
Обучение студентов данным умениям предполагает - актуализацию личностной сферы студентов. Процесс развития личности будущего учителя повышает уровень его профессиональной зрелости, поэтому для будущего учителя, важно осознать, что использование учебника географии на уроке это неотъемлемая, обязательная составляющая его профессиональной деятельности. Главным этапом профессиональной подготовки будущих учителей географии к использованию учебника на уроке, является педагогическая теория, которая раскрывает всю сложность профессионального становления и развития личности учителя.
Благодаря оптимизации внутрипредметных и междисциплинарных связей, изучение педагогических дисциплин, способствует достижению целей и задач всей системы профессионально-педагогической подготовки - формируется личность учителя.
«Теория обучения», «История педагогики и образования», «Теория и методика обучения географии», направлены на формирование педагогическое сознания - принципы и правила, определяющие действия и поступки учителя.
Учебный курс «Теория обучения» призван обеспечить логическую направленность от теории к практике обучения, что важно в профессиональной подготовке студентов [2].
В курсе «Теория обучения» предусмотрена лекция «Содержание общего образования и его составляющие», где учебник рассматривается как учебная книга, в которой изложено основное содержание учебного материала в соответствии с принятой (действующей) программой.
Целесообразно, в структуру семинарских и практических занятий включить дидактические и имитационные игры, прежде всего моделирование педагогических ситуаций, с помощью которых студенты смогут активизировать познавательную деятельность.
Моделирование педагогических ситуаций на семинарских занятиях способствует ознакомлению будущего учителя географии с особенностями педагогического процесса, его логикой, характером деятельности учителя и учащихся, системой их взаимоотношений. Такой вид семинарских занятий, способствует формированию теоретических знаний, и отработки умений использовать учебник географии на уроке.
Содержание курса «История педагогики и образования» позволяет получить студенту, целостное представление о глубинной связи педагогических явлений и процессов в истории мировой цивилизации и о значении мирового педагогического опыта.
В рамках семинарских занятий по данному курсу, целесообразно включать обсуждение написанных рефератов, посредством привлечения к содержанию занятий осмысление наследия классиков педагогики, авторов первых учебников.
Мы рассматриваем, написание реферата не только как форму обучения, направленную на организацию и повышение уровня самостоятельной работы студентов, но и как форму научной работы студентов, целью которой является расширение научного кругозора, ознакомление с методологией научного поиска.
Реферат представляет собой самостоятельный анализ опубликованной литературы по проблеме, то есть систематизированное изложение чужих обнародованных мыслей с указанием на первоисточник и, в обязательном порядке, с собственной оценкой изложенного материала [3].
Написание реферата по курсу «История педагогики и образования» решает следующие задачи:
- с максимальной полнотой использовать литературу по выбранной теме (как рекомендуемую, так и самостоятельно подобранную) для правильного понимания авторской позиции;
- верно (без искажения смысла) передать авторскую позицию в своей работе;
- уяснить для себя и изложить причины своего согласия (несогласия) с тем или иным автором по данной проблеме.
Главная особенность реферата по «Истории педагогики и образования» -выявление и развитие у будущего учителя интереса к определенной научной и практической проблематике с тем, чтобы исследование ее в дальнейшем продолжалось в подготовке и написании курсовых и выпускной работы и дальнейших научных трудах.
Цель курса «Методика обучения географии» - вооружить студентов знаниями теоретических и методологических основ методической науки и первоначальными методическими умениями, обеспечивающими творческий подход к выполнению различных функций учителя географии [4; 5; 6].
Дисциплина «Методика обучения географии» сосредоточена на формировании у студентов интереса к педагогической деятельности, умений рационально организовывать педагогический труд, на развитие методического мышления, и исследовательскую работу по методике обучения географии.
Обучение данному курсу необходимо строить таким образом, чтобы в лекциях раскрывались общетеоретические вопросы, а на практических занятиях отрабатывались профессионально-значимые умения учителя, направленного на обучение учащихся приемам работы со всеми компонентами учебника географии.
Целесообразно в рамках профессиональной подготовки будущих учителей географии к использованию учебника, в аудиторных занятиях применять дискуссионные технологии.
Дискуссионные технологии, основаны на организационной коммуникации по поводу какого-либо спорного вопроса или проблемы. Они дают возможность путем использования в процессе публичного спора, системы логически обоснованных доводов воздействовать на мнения, позиции и установки участников дискуссии.
Использование дискуссий, диспутов, диалогов в лекционных, практических и семинарских занятиях позволяет актуализировать знания в области использования учебника географии на уроке.
Диспут - предполагает проверку способностей студентов к поиску истины на основе полученных знаний и сформировавшихся убеждений, вырабатывается навыки ведения дискуссии по сложным проблемам. На обсуждение выносятся, как правило, два-три вопроса. В соответствии с ними создаются «малые полемические группы» - по две на каждый вопрос. Одна из них раскрывает суть проблемы и предлагает ее решение, а другая выступает в качестве оппонента, выдвигает контраргументы и свое понимание путей выхода из создавшейся ситуации. Успех здесь во многом зависит от преподавателя, который выступает в качестве режиссера, от его умения создать на занятии психологический комфорт, обстановку свободы и раскованности участников семинара, от строгого соблюдения этики дискуссии. Диспут требует основательной подготовки всех его участников, особенно ведущих полемических групп [7].
Успех семинарского занятия, зависит от возникновения пленарной дискуссии. Открытые пленарные дискуссии обычно возникают в процессе обмена мнениями по окончании какой-либо групповой деятельности, и преподаватель может управлять возникновением таких дискуссий.
Дискуссия рассматривается нами как диалогическое общение участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта, совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических проблем. Студентам предоставляется возможность равноправного и активного участия в обсуждении теоретических позиций, предлагаемых решений, в оценке их правильности и обоснованности, при этом необходимо точно выражать свои мысли, активно отстаивать свою точку зрения, аргументирование возражать, опровергать ошибочную позицию сокурсника.
Научно-исследовательская работа студентов является составной частью учебного процесса и выполняется согласно учебному плану.
С точки зрения профессиональной подготовки к использованию учебника на уроке НИРС, стоит рассматривать, как логическое продолжение и углубление учебного процесса [8]. Для наиболее высокого показателя профессиональной подготовки, необходимо повышать уровень организации НИРС и применять различные современные формы.
Важно отметить, что занимаясь наукой и представляя свои высокие результаты в учебной деятельности, будущий учитель, раскрывает свои творческие возможности.
Целью НИРС является создание информационной и методической базы по выбранной тематике для дальнейшего использования в процессе обучения студентом.
Мы рекомендуем следующие формы научно-исследовательской работы студентов, способствующие формированию комплекса профессионально-значимых умений учителя использовать учебник на уроках географии:
- выполнение домашних работ, курсовых работ, содержащих элементы научных исследований в области изучения учебника географии;
- введение элементов научного поиска в практические и семинарские занятия;
- выполнение конкретных нетиповых заданий научно-исследовательского характера;
- участие в научных конференциях.
Педагогическая практика является одним из этапов подготовки будущих учителей. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), педагогическая практика относится к обязательному разделу основной профессиональной образовательной программы бакалавриата и направлена на закрепление теоретических знаний и получение навыков их практического применения.
Педагогическая практика заключается в дальнейшем ориентировании студентов на педагогическую деятельность в качестве учителя географии и основывается как на знаниях, полученных в курсах теоретической подготовки, так и на умениях и навыках, приобретенных во время обучения.
Сущность практики заключается в обеспечении взаимосвязи между теоретическими знаниями, полученными студентами в процессе обучения, и практической деятельностью по внедрению этих знаний в реальный учебный процесс. Задача методистов и преподавателей педагогической практики, обеспечить высокий уровень подготовки педагогических кадров, чтобы они в своей деятельности повсеместно, всесторонне и глубоко проявляли педагогическое мастерство и творчество, педагогическую этику и эстетику, потребность и умение делать процесс обучения и воспитания плодотворным и увлекательным [9, с. 91].
В период педагогических практик возникают возможности для актуализации и применения всех специальных знаний и умений по использованию учебника географии на уроке. В связи с этим, нами выделены задачи, решаемые в ходе педагогической практики:
- углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на занятиях по дисциплинам «Теория обучения», «История педагогики и образования», «Теория и методика обучения географии»;
Библиографический список
- отработка студентами профессионально-значимых умений, формируя тем самым общеучебные и специальные умения учащихся, посредством использования учебника на уроке;
- проведение различного типа занятий, использование разнообразных педагогических приемов и методов, активизирующих учебно-воспитательную деятельность учащихся с помощью учебника географии;
- развитие у студентов любви к избранной профессии, стремления к изучению специальных и педагогических дисциплин и совершенствования профессиональной подготовки в области использования учебника географии,
- выработка творческого, исследовательского подхода к использованию учебника географии на уроке.
Благодаря практической направленности, педагогическая практика, обогащает первый педагогический опыт будущего учителя, в которой задания необходимо понимать, как значимую составную часть процесса обучения, выступающую как одна из существенных форм ее организации. В процессе выполнения практических заданий у студентов актуализируются интеллектуальные потребности и познавательные интересы, интенсивно вырабатываются профессиональные умения.
Таким образом, реализация целенаправленной профессиональной подготовки будущих учителей географии к использованию учебника, способствует формированию у студентов, профессиональных убеждений в необходимости использовать учебник географии на уроке как одного из обязательных условий организации педагогического процесса. Овладев, профессионально-значимыми умениями, направленные на обучение учащихся приемам работы со всеми компонентами учебника географии, будущий учитель способен понимать общие закономерности причинно-следственных связей, определяющие эффективность выбранного способа достижения цели урока. Результат обучения географии, во многом зависит от того, насколько хорошо учащиеся умеют работать с учебником, усваивать содержащийся в нем материал. Поэтому, современный учитель географии должен обладать профессионально-значимыми умениями, направленными на обучение учащихся приемам работы со всеми компонентами учебника географии. Формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, способствует эффективное использование учебника географии учителем.
1. Максаковский В.П. Географическая культура: учебное пособие. Москва, 1998.
2. Анисимов В.В. Общие основы педагогики. Москва, 2007.
3. Громов Е.В. Методика организации реферативного обучения на семинарских занятиях. Москва, 2001.
4. Душина И.В. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях. Москва, 2007.
5. Матрусов И.С. Методика обучения географии в средней школе. Москва, 1985.
6. Панчешникова Л.М. Методика обучения географии в школе: учебное пособие для студентов геогр. спец. высш. пед. учебных заведений и учителей географии. Москва, 1997.
7. Савельева М.Г. Использование активных и интерактивных образовательных технологий: методические рекомендации. Ижевск, 2013.
8. Потороко И.Ю. Научно-исследовательская работа студентов: методические указания. Челябинск, 2010.
9. Марченко А.А. Роль педагогической практики в формировании профессиональной компетентности будущего учителя географии. Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Серия: Педагогика и психология. 2009; 1: 85 - 92.
References
1. Maksakovskij V.P. Geograficheskaya kul'tura: uchebnoe posobie. Moskva, 1998.
2. Anisimov V.V. Obschie osnovy pedagogiki. Moskva, 2007.
3. Gromov E.V. Metodika organizacii referativnogo obucheniya na seminarskih zanyatiyah. Moskva, 2001.
4. Dushina I.V. Metodika obucheniya geografii v obscheobrazovatel'nyh uchrezhdeniyah. Moskva, 2007.
5. Matrusov I.S. Metodika obucheniya geografii v srednejshkole. Moskva, 1985.
6. Pancheshnikova L.M. Metodika obucheniya geografii v shkole: uchebnoe posobie dlya studentov geogr. spec. vyssh. ped. uchebnyh zavedenij i uchitelej geografii. Moskva, 1997.
7. Savel'eva M.G. Ispol'zovanie aktivnyh i interaktivnyh obrazovatel'nyh tehnologij: metodicheskie rekomendacii. Izhevsk, 2013.
8. Potoroko I.Yu. Nauchno-issledovatel'skaya rabota studentov: metodicheskie ukazaniya. Chelyabinsk, 2010.
9. Marchenko A.A. Rol' pedagogicheskoj praktiki v formirovanii professional'noj kompetentnosti buduschego uchitelya geografii. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta im. M.A. Sholohova. Seriya: Pedagogika i psihologiya. 2009; 1: 85 - 92.
Статья поступила в редакцию 20.12.18
УДК 378
Muhidinov M.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Higher Mathematics Department, Dagestan State Institute of National Economy,
(Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Gadjiev D.D., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), Indian River State College, (Fort Pierce, Florida, USA),
E-mail: [email protected]
Abdurazakov M.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), senior lecturer (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Guseva N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Physical and Mathematical Education, National Research Nizhniy Novgorod State
University n.a. N.I. Lobachevsky (Nizhny Novgorod, Russia), E-mail: [email protected]
FORMATION OF MATHEMATICAL COMPETENCES IN STUDENTS IN CONDITIONS OF INFORMATION AND COMMUNICATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT ON THE BASIS OF ELECTRONIC EDUCATIONAL-METHODICAL COMPLEX. The article deals with the issues of ensuring the quality of mathematical education at the university and the formation of mathematical competence of students, ensuring, along with its fundamentally and compliance with the requirements of the Federal State Educational Standards, the implementation of educational needs and the development of the personality of the student in the conditions of information and communication educational environment ICOS. The purpose of the study, described and implemented by the authors of the article, is to develop a rationale
for the need to improve an existing educational and methodological and technical and technological support for the system of professional training of a future teacher of mathematics using an electronic educational and methodological complex based on information and communication technologies.
Key words: mathematical competence, mathematical education, modernization of education, technical and technological support, professional training, ICT-competency of Mathematics teacher.
М.Г. Мухидинов, канд. пед. наук, доц. каф. высшей математики, Дагестанский государственный институт народного хозяйства, г. Махачкала,
E-mail: [email protected]
Дж.Дж. Гаджиев, канд. физ-мат. наук, проф. математики и естественных наук, Государственный университет штата Флорида, США,
E-mail: [email protected]
М.М. Абдуразаков, д-р пед. наук, доц., г. Москва, E-mail: [email protected]
Н.В. Гусева, канд. пед. наук, доц. каф. физико-математического образования, Национальный исследовательский Нижегородский
государственный университет им Н.И. Лобачевского, г. Нижний-Новгород, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА БАЗЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
В статье рассматриваются вопросы обеспечения качества математического образовании в вузе и формирования математической компетентности студентов, обеспечивающих, наряду с его фундаментальностью и соблюдением требований Федеральных государственных образовательных стандартов, реализацию образовательных потребностей и развитие личности обучающегося в условиях информационно-коммуникационной образовательной среды ИКОС. Целью исследования, описываемого и реализуемого авторами статьи, является разработка обоснование необходимости совершенствования уже существующего учебно-методического и технико-технологического обеспечения системы профессиональной подготовки будущего учителя математики с использованием электронного учебно-методического комплекса на базе средств информационных и коммуникационных технологий.
Ключевые слова: математическая компетентность, математическое образование, модернизация образования, средства информационных и коммуникационных технологий, профессиональное образования, ИКТ-компетентность учителя математики.
Главной целью высшего педагогического образования (ВПО) является обеспечение квалифицированными и компетентными учителями все образовательные учреждения нашей страны. Модернизация образования в целом и переход ВПО на многоуровневую систему подготовку будущих учителей, ориентирует педагогические вузы, на выполнение социального заказа и поиск новых дидактических моделей подготовки творческих педагогов способных осуществлять профессиональную деятельность в новой образовательной среде. Поэтому сегодня перед педагогическими вузами, стоить задача, устранить разницу между требованиями ФГОС, предъявляемыми к профессиональной деятельности педагога, и сложившейся традиционной системой непрерывного математического образования.
Решение задач математического образования способствует применения в обучении новых ИКТ, в рамках информатизации образования, исследования в этой области интенсивно ведутся с момента введения в школу курса «Информатики и ВТ»:
• проблемы теории педагогических систем и инновационных процессов в системе образовании (П.Я. Гальперин, В.И. Загвязинский, М.И. Махмутов и др.);
• специфика личностно-ориентированного образования (Ш.А. Амонашви-ли, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков и др.);
• психолого-педагогические аспекты использования компьютерных технологий в образовании (А.Г Гейн, А.П. Ершов, М.П. Лапчик, А.А. Леонтьев, В.М. Монахов и др.).
Одной из наиболее актуальных проблем информатизации образования остается проблема обеспечения сферы математического образования методологией и практикой создания электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК) по математическим дисциплинам для различных уровней образовательной сферы, ориентированных на реализацию педагогических целей развития, обучения и воспитания. Недостаточной является разработанность теории и практики применения средств ИКТ, в структуре ЭУМК, как фактора эффективного формирования профессиональных компетенций.
Содержание профессиональная деятельность учителя математики традиционно является предметом научных исследований, но в условиях модернизации образования его изучение приобретает особый смысл, так как от сегодняшнего этапа развития образовательной сферы в рамках массового проникновения электронных средств, когда это во многом определяет будущее страны. Анализ литературы указывает нам на то, «парад парадигм» образования, массового распространения электронных средств и информационных революций, интенсивность информационных процессов в образовании, привел к следующим изменениям
• изменению экономики образования;
• развитию и реструктуризации рыночной экономики;
• актуализации экологических и информационных проблем;
• информатизации и модернизации образования, науки, техники;
• усилению значимости гуманитарных ценностей.
Осознание усиление значимости образования происходит во всем мире, приведем цитаты Збигнева Бжезинского касательно значимости образования для информационного общества: «Компетентность, знания становятся инструментом власти, специалисты занимают привилегированное положение; университеты превращаются в «мыслящие танки» и вторгаются в саму сердцевину жизни об-
щества; Учеба и самообразование необходимы человеку на протяжении всей жизни» [1].
В системе образования России на современном этапе компетентностный подход рассматривается как базовая парадигма, суть которой состоит, в том, что развивать обучаемого осуществляется в направлении саморазвития при решении актуализированных задач и с опорой на собственный социальный опыт. Несмотря на это понятийный и терминологический аппарат этого подхода не устоялся, поэтому вокруг определения терминов «компетентность» и «компетенция» нет единства, что часто приводит к проблемам, противоречиям:
1. Понятие «компетенция» имеет два значения: «круг полномочий какого-либо учреждения или лица; круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом» [2].
2. Компетенция это структуризация знаний, умений и навыков, которая позволяет ставить и достигать цель при разрешении проблем [3].
3. Компетентность - это уровень умений личности, отражающий степень соответствия определенной компетенции и позволяющий действовать конструктивно в изменяющихся социальных условиях.
4. Целесообразно отличать понятия «компетенция» и «компетентность», чтобы понять и разделить в содержании «компетентностного образования» общее и индивидуальное и т. д.
Профессиональная деятельность учителя - это направленное и мотивированное его воздействие, которое ориентировано на всестороннее развитие личности ученика с целью его подготовки к жизни в информационном обществе, а результатом этой деятельности является создание дидактических условий для обучения, развития и воспитания ученика. Информационные процессы в обществе и образовании изменили характер профессиональной деятельности современного учителя математики и содержание математического образования в целом, так как появляются новые электронные педагогические инструменты, методики и технологии, дающие ему возможность перестроить образовательный процесс на новую волну. Следовательно, необходимо изменит и систему подготовки учителя математики, и обновить образовательную базу за счет внедрения ЭУМК сделав её более открытой и динамической. Информатизация образования как процесс обеспечения обучения методологией и практикой разработки и оптимизации современных средств ИКТ, должен быть ориентирован также и на реализацию и психолого-педагогических целей обучения, воспитания и развития в условиях использования ЭУМК в образовательной практике.
Стремительное шествие средств информационных и коммуникационных технологий (СИКТ) по социуму, в том числе по образованию, актуализировало необходимость использование СИКТ в педагогической деятельности учителя математики как одного из системных средств решения дидактических педагогических задач. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) и профессиональный стандарт педагога (ПСП) законодательно указал на необходимость подготовки будущего учителя математики к использованию СИКТ и ЭУМК в обучении, и определил его как одним из основных показателей его готовности к педагогической действительности и развития математического образования.
В исследованиях М.М. Абдуразакова, Э.И. Кузнецов, А.А. Кузнецова, М.П. Лапчика и др. показано, что модель готовности учителя к использованию СИКТ и ЭУМК в образовании необходимо разбить на две составляющие инвариантную и вариативную. Э.И. Кузнецов [4] в содержание инвариантной состав-