«АНТРАЦИТ» СЦЕНИЧЕСКОЙ ПРАВДЫ»
Один из наиболее последовательных педагогических принципов А.А. Гончарова можно сформулировать следующим образом: «Умение добывать «антрацит» сценической правды и выразительности на большой глубине» - то есть заботиться не об эффектном наборе внешних приёмов режиссёрского построения и актёрского исполнения, а о «глубинности», тонкости и сиюминутности в выявлении содержания драматургического материала. Действительно, всякое своё движение, действие природа начинает изнутри, в глубинных недрах своих. Всё что лежит на поверхности, что видно и понятно всем - мало и редко воздействует на человека в нужной степени. Только глубинные внутренние процессы творческой природы, раскрываясь и обнаруживая для всех с неожиданной, скрытой от всех стороны, могут взволновать, задеть за живое, заставить задуматься. Умение проникнуть в психологические недра, социальные глубины реального мира и мира собственного - свойство подлинного таланта. Открытие мира и самого себя в процессе творчества - начинается у всех по-разному, и в разное время, но это становится чрезвычайно важным и необходимым уже на начальном этапе воспитания творческой индивидуальности. Театр всегда прорывался к самым глубинным, подспудным процессам внутреннего мира человека, и этот процесс начинает концентрироваться в годы учёбы. Поразить, восхитить, удивить сегодняшнего зрителя можно только глубиной и выразительностью процессов внутреннего дви-
Библиографический список
жения в человеке. Это одна из главных черт школы Гончарова. Поэтому Андрей Александрович не устаёт повторять: «Ваша задача, учиться выходить за пределы внешней, пусть даже очень яркой и увлекательной формы, добиваясь, прежде всего, вскрытия тончайших внутренних «пружин» человеческого поведения, быть исследователем человеческих душ» [2]. Это значит - не фиксировать то, что лежит на поверхности и у всех на виду, а идти вглубь, вскрывая причинно-следственные связи, душевные тайники и подлинные устремления. В театральной педагогике Гончаров исповедует и утверждает принципы русского психологического театра, замешенного на глубинной правде о человеке, без которой он погибнет. Поиск выражения этой правды труден и тернист, как в годы ученичества, так и далее, поэтому по мнению мастера, должен стать необходимой потребностью всего творческого процесса. Отбор же выразительных средств у актёра и режиссёра должен осуществляться во имя этого искомого и главного. Гончаров всегда требовал от актёра «донного» использования человеческого «Я» в творческом процессе, ибо без этого условия невозможен поиск сценической правды и выразительности. Максимальная затрата всей творческой природы человека на сцене во имя сценической правды - важнейшее звено данной педагогической методики. Сценическая правда, в понимании мастера, это не отражение явлений реальной действительности, это «донное» понимание этих явлений, но пропущенное через художественно-образное видение, преображение реальной действительности.
1. Стенограммы заседаний кафедры «Режиссура драмы» 1981-2000 г.
2. Авторские стенограммы занятий А.А. Гончарова со студентами ГИТИСа 1981-1986, 1987, 1991-1992 гг.
3. Товстоногов ГА. Зеркало сцены. В 2 томах. Ленинград, 1984.
4. Станиславский К.С. Собрание сочинений. В 8 томах. Москва: Искусство, 1954 - 1961.
5. Шангина Е.Ф. Интервью с В.П. Мариным. 25 сентября 2005г. Барнаул. АГИК.
6. Шангина Е.Ф. Интервью с Марией Еленой Ортега Лопес. 7 апреля 1985 г Москва. РАТИ\ГИТИС
References
1. Stenogrammy zasedanij kafedry «Rezhissura dramy» 1981-2000 g.
2. Avtorskie stenogrammy zanyatij A.A. Goncharova so studentami GITISa 1981-1986, 1987, 1991-1992 gg.
3. Tovstonogov G.A. Zerkalo sceny. V 2 tomah. Leningrad, 1984.
4. Stanislavskij K.S. Sobranie sochinenij. V 8 tomah. Moskva: Iskusstvo, 1954 - 1961.
5. Shangina E.F. Interv'yus V.P. Marinym. 25 sentyabrya 2005g. Barnaul. AGIK.
6. Shangina E.F. Interv'yu s Mariej Elenoj Ortega Lopes. 7 aprelya 1985 g. Moskva. RATI\GITIS
Статья поступила в редакцию 13.12.18
УДК 377
Vezenicheva A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy, Tsiolkovsky Kaluga State University (Kaluga, Russia),
E-mail: [email protected]
Konstantinova T.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Tsiolkovsky Kaluga State University, Associate Professor of the Department of Geography
(Kaluga, Russia), E-mail: [email protected]
THE POSSIBILITIES OF GEOGRAPHY LESSON IN FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE. The article is dedicated to a relevant problem of today -education of a student with a high ecological culture, who is responsible for the fate of his country and native nature. Environmental education with its focus on educating a responsible attitude to the surrounding socio-natural environment, on the formation of environmental, spiritual and moral values and landmarks should be an integral part of the general education of students, including part of the lessons of geography. The authors find out that the course of geography has great potential for strengthening various areas of education for a harmoniously developed personality, including an environmental one, designed to form a careful attitude to nature as a social and personal value. The practical significance of the article is determined by the presence of those with environmental content at the geography course with grades 5-9, which will allow the teacher to realize the task of forming an ecological culture in the classroom. Research materials can be demanded by practicing teachers, as well as can be used as part of the traditional organization of professional training for future teachers of geography.
Key words: environmental education, ecological culture, environmental content, lesson topic, geography.
А.А. Везеничева, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, г. Калуга,
E-mail: [email protected]
Т.В. Константинова, канд. пед. наук, доц. каф. географии, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, г. Калуга,
E-mail: [email protected]
ВОЗМОЖНОСТИ УРОКА ГЕОГРАФИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме - воспитанию учащегося с высокой экологической культурой, несущего ответственность за судьбу своей страны и родной природы. Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей социоприродной среде, на формирование экологических, духовно-нравственных ценностей и ориентиров должно быть обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся, в том числе и частью уроков географии. На основе изученного, авторы установили, что курс географии обладает большими возможностями для усиления различных направлений воспитания гармонически развитой личности, в том числе экологического, призванного формировать бережное отношение к природе как к общественной и личной ценности. Практическая значимость статьи, определяется наличием тем с экологическим содержанием по курсу географии с 5 - 9 классы, которые позволят учителю реализовать задачу формирования экологической культуры на уроке. Материалы исследования могут быть востребованы практикующими учителями, а также могут использоваться в рамках традиционной организации профессиональной подготовки будущих учителей географии.
Ключевые слова: экологическое образование, экологическая культура, экологическое содержание, тема урока, география.
На сегодняшний день, экологического образование выступает необходимым условием преодоления негативных последствий антропогенного воздействия на окружающую среду и фактором формирования экологической культуры личности, как регулятора отношений в системе «человек - общество - природа».
В настоящее время целью экологического образования становится не столько формирование знаний и умений, сколько развитие экологического сознания, мышления, культуры, поэтому в педагогической теории и практике идет поиск эффективных путей формирования экологической культуры личности.
Как отмечается в Инструктивно-методическом письме «Формирование экологической культуры на уроках географии и во внеклассной деятельности» [1] экологическая культура как качество личности должна формироваться в процессе непрерывного экологического воспитания, основными звеньями которого являются:
• семья;
• детские дошкольные учреждения;
• школа;
• внешкольные воспитательные учреждения;
• воспитательная работа в летний период;
• средства массовой информации;
• самовоспитание [1].
Анализ литературы показал, на сегодняшний день, нет единого мнения по вопросу понимания сущности и структуры экологической культуры личности. Это обуславливает множественность подходов к её трактовке.
Мы понимаем экологическую культуру личности как интегративное свойство, которое охватывает интеллектуальные, эстетические, этические и деятель-ностные стороны человеческой жизни [1; 2; 3].
К основным компонентам экологической культуры, относят: экологические знания и умения, экологическое сознание и экологическая деятельность.
Усвоение экологических знаний и овладение экологическими умениями, формирует экологическую образованность человека, поэтому данный компонент экологической культуры по праву можно назвать основополагающим. Под экологическим сознанием понимается совокупность мировоззренческих позиций и ценностных ориентаций по отношению к природе, а также стратегий практической деятельности, направленной на природные объекты. Экологическая деятельность, предполагает осознание человеком своих возможностей сохранить природу. Основными формами экологической деятельности являются: учебно-исследовательская, информационная, просветительская, природоохранная [5].
География - это единственный школьный предмет, объединяющий в себе естественнонаучные и общественно-научные знания, изучающий комплексное использование территории человеком. Вследствие этого содержание всех курсов географии основной школы насыщено изучением экологических вопросов, и это помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь природы и общества, необходимость бережного использования природных ресурсов, охраны окружающей среды.
Одними из важнейших задач изучения географии в современной школе являются:
- познание характера, сущности и динамики главных природных и экологических процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
- понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития;
- осознание значения охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с экологическими факторами;
- формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
В каждом разделе географии прослеживается стойкая мысль сохранения природы и рационального природопользования, это позволяет учителю реализовать задачу формирования экологической культуры на уроке.
Анализ программ географии показал, что формирование экологической культуры начинается уже в курсе «География Земли» (5-6-й классы). При изучении тем «Литосфера - каменная оболочка Земли», «Гидросфера - водная оболочка Земли», «Атмосфера - воздушная оболочка Земли» заключительный урок посвящается изучению антропогенного воздействия на оболочки Земли и рациональному природопользованию.
При изучении темы «Биосфера» рассматриваются экологические кризисы в истории развития человечества, современные экологические проблемы и охрана биосферы. Тема «Географическая оболочка - самый крупный природный комплекс» содержит изучение следующих экологических аспектов - охрана почв, антропогенное воздействие на природные зоны, объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО [6].
Таким образом, уже на первых этапах изучения курса географии закладываются представления о воздействии человека на природу и необходимость защиты окружающей среды, гармоничного развития человеческого общества и природы. В последующих курсах экологическая составляющая только увеличивается.
При изучении курса «География. Земля и люди» (7-й класс) формирование экологической культуры происходит при изучении следующих тем:
1. Мировой океан - антропогенное воздействие на Мировой океан, охрана океана и рациональное природопользования.
2. Размещение вод суши - обсуждаются проблемы бережного и правильного использования вод.
3. Океаны Земли - рациональное использование ресурсов морей и океанов.
4. Материки Земли - природные ресурсы и их использование; изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека; охрана природы, особо охраняемы природные территории; эндемичные растения и животные.
5. Общечеловеческие проблемы - экологическая проблема, проблема рационального природопользования.
Особенно хотелось отметить, курс «География. Россия: природа, население, хозяйство» (8-9-е классы) в котором практически каждая тема наполнена экологическим содержанием.
Мы выделили следующие темы уроков, способствующие формированию экологической культуры в 8-м классе:
1. Природные условия и ресурсы - природно-ресурсный капитал и экологический потенциал России и своего региона.
2. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые - проблема рационального природопользования, воздействие хозяйственной деятельности человека на земную кору (в том числе на примере своего региона).
3. Климат и климатически ресурсы - влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения и здоровье; способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны; климат и хозяйственная деятельность людей (в том числе на примере своего региона).
4. Внутренние воды и водные ресурсы - рост потребления и загрязнения водных ресурсов, пути сохранения их качества (в том числе на примере своего региона).
5. Почва и почвенные ресурсы - антропогенное воздействие на почву, меры по сохранению плодородия почв (в том числе на примере своего региона).
6. Растительный и животный мир - биологические ресурсы и их рациональное использование; меры по охране растительного и животного мира (в том числе на примере своего региона).
7. Природно-хозяйственные зоны - природные ресурсы зон и экологические проблемы, возникающие при их использовании. Адаптация населения к жизни в разных природных зонах. Рациональное природопользование. Особо охраняемые природные территории России (заповедники, заказники, национальные парки), памятники всемирного наследия. Животные и растения, занесенные в Красную книгу (все перечисленные темы на примере своего региона).
В 9-м класс экологическое содержание отражено в следующих темах:
1. Промышленность России - при изучении каждого межотраслевого комплекса уделяется особое внимание вопросам его влияния на окружающую среду и охране природы (в том числе на примере своего региона).
2. Сельское хозяйство России - влияние на окружающую среду (в том числе на примере своего региона).
3. Инфраструктурный комплекс - влияние всех видов транспорта на окружающую среду; охрана окружающей среды (в том числе на примере своего региона).
4. Региональная часть курса - антропогенная нагрузка на природу, возникающая в результате хозяйственного освоения экономических районов России; охрана природы, особо охраняемые природные комплексы районов (в том числе на примере своего региона).
Таким образом, современный урок географии является ядром интеграции естественнонаучных и социально-экономических знаний, который обладает значительным потенциалом для достижения целей экологического образования и формирования экологической культуры учащихся.
Урок географии обладает достаточными возможностями по формированию экологической культуры учащихся, потому как результатами экологического аспекта обучения географии являются:
- формирование экологического сознания на основе принятия ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
- формирование системы географических знаний для решения задач охраны окружающей среды и рационального природопользования; формирование представлений и основополагающих знаний о целостности и неоднородности планеты Земля и экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
- формирование представлений об особенностях экологических проблем различных территорий и акваторий, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
При изучении тем с экологическим содержанием, учителю целесообразно приводить конкретные примеры из прошлого и современности, затрагивать про-
блемы, волнующие учащихся, обсуждать экологические проблемы сегодняшнего дня, а так же проводить беседы о реализуемых на сегодняшний день экологических проектах в России и мире.
Основная задача современного учителя географии заключается в том, чтобы сделать учебный процесс более интересным и мотивирующим для учащегося, представляющий непосредственный, жизненно важный интерес. Учебный процесс должен отражать реалии сегодняшнего дня, те события, которыми живет наша страна, а не быть, наоборот, изолирован от проблем современной жизни. Такой подход к обучению давно закрепился в зарубежной школе и получил на-
Библиографический список
звание «реального» обучения [1]. Тем самым, при таком подходе преподавания, география позволяет рассматривать глобальные экологические проблемы человечества и показывать пути их решения.
Учителю необходимо помнить, главное условие профессионального роста педагогов - это их собственная активность в изучении опыта эффективного формирования экологической культуры учащихся, в поиске новых форм и приемов образовательной деятельности, потому как реализация ФГОС в части экологического образования и воспитания школьников является одним из необходимых условий и факторов экологического развития России.
1. Инструктивно-методическое письмо «Формирование экологической культуры на уроках географии и во внеклассной деятельности». Available at: old.ipkpr.ru/index. php/metodicheskaya-kopilka?task=download&id=83
2. Васильев С.В. Экологизация географии или географизация экологии? География в школе. 2000; 7: 343.
3. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. Москва: Просвещение, 1990.
4. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экологическое образование в школе. Педагогика. 2006; 2.
5. Глазачев С.Н., Козлова О.Н. Экологическая культура. Москва: Горизонт, 1997.
6. Авторская программа «География: программа: 5-9 классы. А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. 2-е издание, доработанное. Москва: Вента-на-Граф, 2014.
References
1. Instruktivno-metodicheskoe pis'mo «Formirovanie 'ekologicheskoj kultury na urokah geografiii vo vneklassnojdeyatel'nosti». Available at: old.ipkpr.ru/index.php/metodicheskaya-kopilka?task=download&id=83
2. Vasil'ev S.V. 'Ekologizaciya geografii ili geografizaciya ekologii? Geografiya vshkole. 2000; 7: 343.
3. Zverev I.D. 'Ekologiya v shkol'nom obuchenii: Novyjaspekt obrazovaniya. Moskva: Prosveschenie, 1990.
4. Suravegina I.T., Senkevich V.M. 'Ekologicheskoe obrazovanie v shkole. Pedagogika. 2006; 2.
5. Glazachev S.N., Kozlova O.N. 'Ekologicheskaya kul'tura. Moskva: Gorizont, 1997.
6. Avtorskaya programma «Geografiya: programma: 5-9 klassy. A.A. Letyagin, I.V. Dushina, V.B. Pyatunin, E.A. Tamozhnyaya. 2-e izdanie, dorabotannoe. Moskva: Ventana-Graf, 2014.
Статья поступила в редакцию 05.04.19