Научная статья на тему 'Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры студентов педагогического университета'

Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры студентов педагогического университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
820
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ / НАВЫКИ / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ИНТЕГРАТИВНЫЙ КУРС / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / PROJECT ACTIVITY / PROJECT METHOD / ENVIRONMENTAL CULTURE / STUDENTS / ENVIRONMENTAL EDUCATION / ENVIRONMENTAL KNOWLEDGE / SKILLS / WORK PROGRAM / ENVIRONMENTAL LITERACY / ENVIRONMENT / INTEGRATIVE COURSE / ENVIRONMENTAL PROTECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бусыгин Александр Георгиевич, Лизунова Елена Владимировна

В настоящее время антропогенное влияние на окружающую среду достигло глобальных масштабов, стал теряться баланс между природными системами и потребностями людей, наблюдаются необратимые явления, радикально изменяющие облик Земли и ставящие под угрозу саму жизнь на ней. Экологи считают, что проблему можно решить только в случае минимизации загрязнений, произведенных человечеством, до уровня, с которым природа будет в состоянии справляться самостоятельно. Но для этого необходимо, чтобы каждый житель планеты осознал, что экологическая угроза исходит не от безымянного человечества вообще, а от конкретного человека. Преодоление кризиса зависит от уровня экологической культуры личности и общества. Системообразующей интегральной характеристикой взаимодействия человека и природы является его общая культура. Экологическая культура это неотъемлемый компонент образованности (культурности) личности. Эффективность ее воспитания обусловлена признанием неразделимости природы, социума и человека. Уровень сформированности экологической культуры зависит от особенностей ценностно-смысловой сферы личности. Высокие нравственные идеалы, ответственность перед будущими поколениями задают отношение к природе на уровне культуры. В связи с этим возрастает роль образования. Оно становится решающим фактором гармонизации взаимодействия человека и природы. Огромными возможностями в контексте воспитания экологической культуры наделен метод проектов. Он позволяет формировать исследовательские навыки, опыт самостоятельного решения экологических задач, обеспечивает непосредственное знакомство с природой родного края. Темы проектов, предлагаемые студентам, могут быть связаны с изучением экологической ситуации в городе, разработкой способов оздоровления природной среды, анализом влияния различных производственных объектов на состояние природы. Такая деятельность позволит включить студентов в решение экологических проблем, будет способствовать развитию чувства ответственности, формированию гражданского долга, пониманию важности сохранения и приумножения природных богатств. В данной статье разработана и обоснована эффективность метода проектов, направленного на формирование экологической культуры студентов педагогического университета. Авторами составлена рабочая программа интегративного курса «Основы экологической культуры студента» с включением метода проектной деятельности, разработаны учебные проекты, которые позволили сформировать экологическую культуру студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бусыгин Александр Георгиевич, Лизунова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN ACTIVITY AS MEANS OF FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY

At present, the anthropogenic impact on the environment has reached global proportions, the balance between natural systems and human needs has become lost, and irreversible phenomena are observed that radically change the appearance of the Earth and endanger life on it. Environmentalists believe that the problem can be solved only in the case of minimization of pollution produced by mankind, to the level with which nature will be able to cope on their own. But for this it is necessary that every inhabitant of the planet realized that the environmental threat comes not from the nameless humanity in General, but from a particular person. Overcoming the crisis depends on the level of environmental culture of the individual and society. The system-forming integral characteristic of the interaction between man and nature is its General culture. Environmental culture is an integral component of education (culture) of the individual. The effectiveness of its education is due to the recognition of the inseparability of nature, society and man. The level of formation of ecological culture depends on the characteristics of the value-semantic sphere of the individual. High moral ideals, responsibility to future generations set the attitude to nature at the level of culture. In this regard, the role of education is increasing. It becomes a decisive factor in the harmonization of the interaction between man and nature. The method of projects is endowed with great opportunities in the context of education of ecological culture. It allows to form research skills, experience of independent solution of ecological problems, provides direct acquaintance with the nature of the native land. The topics of the projects offered to students may be related to the study of the environmental situation in the city, the development of ways to improve the natural environment, the analysis of the impact of various production facilities on the state of nature. Such activities will allow students to be included in the solution of environmental problems, will contribute to the development of a sense of responsibility, the formation of civic duty, understanding the importance of preserving and increasing natural resources. In this article the efficiency of the method of projects aimed at the formation of ecological culture of students of pedagogical University is developed and proved. The authors compiled a working program of the integrative course "Fundamentals of environmental culture of the student" with the inclusion of the method of project activities, developed educational projects that have allowed to for the environmental culture of students.

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры студентов педагогического университета»

УДК 378

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

© 2018

Бусыгин Александр Георгиевич, доктор педагогических наук, профессор Лизунова Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры биологии, экологии и методики обучения Самарский государственный социально-педагогический университет, (443096, Россия, Самара, улица Дачная 13-48, e-mail: elen-lizunova@yandex.ru) Аннотация. В настоящее время антропогенное влияние на окружающую среду достигло глобальных масштабов, стал теряться баланс между природными системами и потребностями людей, наблюдаются необратимые явления, радикально изменяющие облик Земли и ставящие под угрозу саму жизнь на ней. Экологи считают, что проблему можно решить только в случае минимизации загрязнений, произведенных человечеством, до уровня, с которым природа будет в состоянии справляться самостоятельно. Но для этого необходимо, чтобы каждый житель планеты осознал, что экологическая угроза исходит не от безымянного человечества вообще, а от конкретного человека. Преодоление кризиса зависит от уровня экологической культуры личности и общества. Системообразующей интегральной характеристикой взаимодействия человека и природы является его общая культура. Экологическая культура - это неотъемлемый компонент образованности (культурности) личности. Эффективность ее воспитания обусловлена признанием неразделимости природы, социума и человека. Уровень сформированности экологической культуры зависит от особенностей ценностно-смысловой сферы личности. Высокие нравственные идеалы, ответственность перед будущими поколениями задают отношение к природе на уровне культуры. В связи с этим возрастает роль образования. Оно становится решающим фактором гармонизации взаимодействия человека и природы. Огромными возможностями в контексте воспитания экологической культуры наделен метод проектов. Он позволяет формировать исследовательские навыки, опыт самостоятельного решения экологических задач, обеспечивает непосредственное знакомство с природой родного края. Темы проектов, предлагаемые студентам, могут быть связаны с изучением экологической ситуации в городе, разработкой способов оздоровления природной среды, анализом влияния различных производственных объектов на состояние природы. Такая деятельность позволит включить студентов в решение экологических проблем, будет способствовать развитию чувства ответственности, формированию гражданского долга, пониманию важности сохранения и приумножения природных богатств. В данной статье разработана и обоснована эффективность метода проектов, направленного на формирование экологической культуры студентов педагогического университета. Авторами составлена рабочая программа интегративного курса «Основы экологической культуры студента» с включением метода проектной деятельности, разработаны учебные проекты, которые позволили сформировать экологическую культуру студентов.

Ключевые слова: проектная деятельность, метод проектов, экологическая культура, студенты, экологическое образование, экологическое воспитание, экологические знания, умения, навыки, рабочая программа, экологическая грамотность, окружающая среда, интегративный курс, охрана окружающей среды.

DESIGN ACTIVITY AS MEANS OF FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY

© 2018

Busygin Alexander Georgievich, doctor of pedagogical Sciences, Professor Lizunova Elena Vladimirovna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor Department of biology, ecology and teaching methods Samara State Social Pedagogical University (443096, Russia, Samara, Dachnaya street 13-48, e-mail: elen-lizunova@yandex.ru)

Abstract. At present, the anthropogenic impact on the environment has reached global proportions, the balance between natural systems and human needs has become lost, and irreversible phenomena are observed that radically change the appearance of the Earth and endanger life on it. Environmentalists believe that the problem can be solved only in the case of minimization of pollution produced by mankind, to the level with which nature will be able to cope on their own. But for this it is necessary that every inhabitant of the planet realized that the environmental threat comes not from the nameless humanity in General, but from a particular person. Overcoming the crisis depends on the level of environmental culture of the individual and society. The system-forming integral characteristic of the interaction between man and nature is its General culture. Environmental culture is an integral component of education (culture) of the individual. The effectiveness of its education is due to the recognition of the inseparability of nature, society and man. The level of formation of ecological culture depends on the characteristics of the value-semantic sphere of the individual. High moral ideals, responsibility to future generations set the attitude to nature at the level of culture. In this regard, the role of education is increasing. It becomes a decisive factor in the harmonization of the interaction between man and nature. The method of projects is endowed with great opportunities in the context of education of ecological culture. It allows to form research skills, experience of independent solution of ecological problems, provides direct acquaintance with the nature of the native land. The topics of the projects offered to students may be related to the study of the environmental situation in the city, the development of ways to improve the natural environment, the analysis of the impact of various production facilities on the state of nature. Such activities will allow students to be included in the solution of environmental problems, will contribute to the development of a sense of responsibility, the formation of civic duty, understanding the importance of preserving and increasing natural resources. In this article the efficiency of the method of projects aimed at the formation of ecological culture of students of pedagogical University is developed and proved. The authors compiled a working program of the integrative course "Fundamentals of environmental culture of the student" with the inclusion of the method of project activities, developed educational projects that have allowed to for the environmental culture of students.

Keywords: project activity, project method, environmental culture, students, environmental education, environmental education, environmental knowledge, skills, work program, environmental literacy, environment, integrative course, environmental protection.

Экологическое образование сегодня - это основной фактор устойчивого развития социума, который направлен на развитие законов окружающей среды и послед-

ствий их нарушения. Сохранение природы от негативных загрязнений атмосферы, гидросферы, литосферы и других различных отрицательных воздействий антропо-

Бусыгин Александр Георгиевич, Лизунова Елена Владимировна ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ...

генной деятельности человека на Землю - главная задача всего человечества [1, с. 39].

В настоящее время цивилизация подошла к границе, за которой нужны, совершенно иные знания, умения, навыки, культура. В связи с этим экологическое образование выступает важным условием природоохранной политики, формирования экологической культуры подрастающего поколения и обеспечения его безопасности. Разнообразные аспекты проблемы становления экологической культуры (философские, правовые, этические, культурно-исторические, психолого-педагогические) отражены в работах многих современных отечественных ученых, исследователей. При этом сущность понятия «экологическая культура» разными авторами определяется по-разному.

Например, С.Н. Глазачев, А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина рассматривают экологическую культуру человека как самое ценностное свойство личности, которое обуславливает направление жизнедеятельности, накладывает определенный отпечаток на формирование мировоззрения, менталитета, нравственности, устремлений, готовности к труду [1], [2, с. 28].

По мнению В.Э. Тамарина экологическая культура - это проявление такой культуры человека, которая показывает, с одной стороны, многолетний опыт взаимодействия природы и социума, а с другой, - является суммой определенных нравственных отношений личности к окружающей природной среде [2].

Экологическая культура - это интеграция основных положений, требований, правил, законов, норм, кодексов, которые должны предъявляться к природоохранной деятельности и соблюдаться каждым человеком с целью установления равновесия, баланса, оптимизации взаимоотношений человека и природы [3].

Такие ученые как Н.Ф. Винокурова, В.В. Николина, Р.В. Степанец в сущность понятия «экологическая культура» включают такую целостную систему, которая состоит из: а) системы экологических знаний: природоохранных, естественнонаучных, аксиологических; б) экологического мышления; в) культуры чувств: патриотизм, сочувствие, сопереживание, гражданственность, сострадание и др.; г) культуры поведения, которая отражает уровень превращения экологических знаний, умений, навыков, сознания, мышления и менталитета в обыденную норму поступка, жизнедеятельности [4].

Педагогические аспекты экологического образования и воспитания подрастающего поколения рассмотрены в работах Е.В. Алексеевой [5], С.В. Алексеева [6], С.В. Аниськина [7], А.А. Лепенькиной [8], Н.М. Мамедова [9], Н.С. Николиной [10], А.Г. Мартыненко [11], М.П. Андреевой [12] и других [13-18], которые в числе первых разработали теорию общего экологического образования в нашей стране [19]. В настоящее время разработанную ими теорию можно выделить в особую образовательную область, включающую в себя кружки, учебные экологические проекты, факультативные, ин-тегративные, элективные курсы, курсы по выбору студентов по различным учебным дисциплинам, имеющем экологическую направленность, а также самообразовательную деятельность учащихся общеобразовательных школ, лицеев, средних и высших учебных заведений. В виду этого на первый план выходит задача организации учебно-воспитательного процесса, которая способствует формированию сознательного, разумного, гуманного и ответственного отношения к природным и социальным блокам окружающей природной среды. Иными словами, речь идет о зарождении и становлении основных компонентов экологической культуры личности.

Основными формами, приемами и средствами формирования экологической культуры у подрастающего поколения являются содержание и технология самого процесса обучения и воспитания. Данные методы, приемы и средства оказывают наиболее эффективное воздействие на человека лишь в том случае, если сам сту-

дент принимает непосредственное активное участие в их создании, разработке, конструировании и внедрении [19]. К числу таких продуктивных методов мы относим «метод учебных проектов».

Использование данного метода в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения объясняется инновационными социальными и экономическими требования социума и потребностями современного российского образования. В наш урбанизированный век необходимо изменить, корректировать многие вопросы экологического образования и воспитания, приоритетная задача которого - вооружить детей знаниями, обеспечивающими повышение безопасности жизнедеятельности при разнообразных контактах с окружающей средой, сформировать креативно мыслящую личность, которая способна самостоятельно принимать определенные решения [20].

В зарубежной и отечественной педагогической литературе описано много разнообразных толкований метода учебных проектов. Большинство ученых метод учебных проектов рассматривают как технологию обучения, которая включает в себя создание проблемной ситуации, коллективные и рефлексивные методы, создание презентаций, проведение исследовательской деятельности. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. считают, что «метод проектов - это одна и образовательных технологий, которая дает возможность создавать естественную среду для формирования и развития у учащихся ключевых компетентно-стей [21].

В своей работе «Организация проектно-исследова-тельской деятельности на уроках биологии и во внеурочное время» Г.Л. Мухарова пишет, что метод проекта - это целостная «педагогическая технология» [22, с. 139-141].

По мнению О.В. Ручкиной, учебный проект - это «совместная, обоснованная, заранее спланированная, ответственная, осознанная деятельность обучающихся, организованная на использовании ИКТ, имеющая определённую проблему, цель, гипотезу, задачи, предмет, согласованные методы, направленные на формирование у них системы интеллектуальных и практических умений и навыков» [23, с. 141].

Следовательно, метод учебных проектов предполагает решение какой-либо проблемы, вопроса, которая предусматривает внедрение разнообразных методов, методик в учебно-воспитательный процесс, а также интеграцию умений, навыков, знаний из различных областей наук, техники и технологии. Учебные проекты - это способ интеграции, дифференциации, гуманизации российского образования, а также один из основных средств формирования экологической культуры студентов [24, с. 3].

В качестве показателей сформированности экологической культуры студентов педагогического университета нами было выделено 3 компонента - это когнитивный, ценностный и поведенческий. В нашем педагогическом исследовании приняли участие 143 студента. Это студенты 1 курса факультета физической культуры и спорта («Педагогическое образование» (107 человек) и факультет культуры и искусств профили: «Музыкальное образование», «Изобразительное искусство», «Культурологическое образование» (36 человек) Самарского государственного социально-педагогического университета (СГСПУ). Студенты ФКИ выступили в качестве экспериментальной группы.

Главной целью нашей работы было выяснение отношения студентов к современным экологическим проблемам, загрязнению атмосферы, гидросферы, литосферы Самарской области, охране окружающей среды, рациональному природопользованию, экологической этике. Наша работа проводилась в течении 2017-2018 учебного года без нарушения учебно-воспитательного процесса. Нами было выделено 4 уровня развития экологической культуры:

Высокий уровень характеризуется системными, глубокими, прочными природоохранными, экологическими знаниями, обычно выходящие за материал рабочей программы. Полученные знания используются студентом в его практической повседневной. Студент достаточно легко устанавливает взаимосвязи между различными процессами и явлениями, которые протекают в социуме. Поведение обучающихся в окружающей среде мотивируется потребностями сохранить природные богатства. Учащийся легко убеждает других в необходимости вести природоохранную деятельность.

Средний уровень характеризуется системными экологическими знаниями, которые студент использует при решении нестандартных задач по экологии, также устанавливает межпредметные связи. Обучающийся не всегда может переносить знания из одного предмета в другой. Кроме того, у него преобладают потребности защитить природу, однако не всегда проявляется достаточно активная гражданская позиция по ее защите и охране.

Низкий уровень экологической культуры характеризуется применением у студента незначительных экологических знаний и умений и то только под руководством педагога. Обучающийся не всегда может проявлять креативные, познавательные и художественные стремления по отношению к окружающей среде, может высказывать готовность к природоохранной деятельности, чаще всего под влиянием или в зависимости от ситуации [24, с. 76].

Очень низкий уровень экологической культуры характеризуется отсутствием у студента системных экологических знаний и умений. Он не может устанавливать межпредметные связи. У него отсутствует эмоциональная отзывчивость, он не проявляет инициативы принимать участие в природоохранном мероприятии.

Для определения степени сформированности экологической культуры студентам была предложена системная экологическая анкета, которая была разработана на основе нескольких методик С.С. Кашлева, С.Н. Глазачева [25].

Данная анкета включает в себя 28 вопросов, которые дифференцированы в 3 блока: ценностный: рассматривает вопросы о ценности окружающей среды как для отдельного человека, так и для общества в целом (вопросы с 1-9), когнитивный: рассматривает вопросы естественнонаучных и природоохранных знаний об окружающей среде и ее основных частей (вопросы с 10-18) и поведенческий: рассматривает вопросы, касающиеся экологических умений и навыков человека, использования данных знаний в практической деятельности (вопросы с 19-28). Выделенные нами уровни экологической культуры состояли из следующих ответов: от 0 до 23% ответов - очень низкий; от 24-48% - низкий; от 49 до 74%- средний; от 75-100% - высокий.

Проведенная нами работа позволил сделать следующие выводы: ответы студентов на начальном этапе анкетирования не выявили значительных различий. В экспериментальной и контрольной группах высокий уровень экологической культуры показали 4,6% и 5,1% студентов соответственно. Средний уровень экологической культуры показали 17% студентов в контрольной и 18% в экспериментальной группах. Основная часть обучающихся имела низкий уровень сформированности экологической культуры: 57% студентов в контрольной группе и 59,9% в экспериментальной группе. Очень низкий уровень экологической культуры показали 20,9% в контрольной и 17,5% студентов в экспериментальной группах [20, с. 337].

С целью повышения уровня сформированности экологической культуры студентам педагогического университета факультета культуры и искусств был разработан интегративный курс «Основы экологической культуры студента» с включением метода проектной деятельности. Рабочая программа разработанного нами курса «Основы экологической культуры студента», рассчита-

на на 36 часов (содержание программы представлено в таблице 1). Данная программа составлена в соответствии с современными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Рабочая программа включает в себя 5 проектов: «Оценка качества окружающей среды», «Экологическое состояние воды Самарской области», «Экологический мониторинг состояния почвы Самарской области», «Экологический мониторинг состояния воздуха окружающей среды Самарской области», «Экологическое состояние городского парка им. Ю. Гагарина». Все проекты взаимосвязаны между собой.

У студентов экспериментальной группы (факультет культуры и искусств профили: «Музыкальное образование», «Изобразительное искусство», «Культурологическое образование») на заключительном этапе эксперимента апробировался интегративный курс, который включал в себя метод проектной деятельности. Студенты контрольной группы (факультет физической культуры и спорта СГСПУ) разработанный нами инте-гративный курс не изучали и не принимали участие в нашей экспериментальной работе [26, с.358]. Внедрение в учебно-воспитательный процесс курса «Основы экологической культуры студента» с применением метода учебных проектов на заключительном этапе нашего педагогического исследования показало следующие результаты: 11% учащихся контрольной группы имели высокий уровень сформированности экологической культуры, а в экспериментальной группе этот показатель составил 19%. Средний уровень сформированности экологической культуры у студентов СГСПУ выявлен у 17% в контрольной и 50% в экспериментальной группах. Низкий уровень экологической культуры в экспериментальной группе составил 22%, а в контрольной группе 50%, с очень низким уровнем экологической культуры было 7% студентов в экспериментальной и 15% студентов в контрольной группах [26, с. 359].

Проанализировав результаты по каждому компоненту экологической культуры студентов СГСПУ, мы пришли к выводу, что на начальном этапе педагогического эксперимента высокий и средний уровни когнитивного компонента экологической культуры были характерны для 18% студентов экспериментальной и 17 % контрольной групп, а на заключительном этапе составили 77% и 30% соответственно [26].

Следовательно, в экспериментальной группе показатель увеличился более чем в 4 раза, а в контрольной группе всего лишь в 1,5 раза. В результате можно сделать вывод об эффективности формирования когнитивного компонента экологической культуры студентов СГСПУ. Просмотрев результаты по ценностному компоненту экологической культуры студентов, мы выявили, что на начальном этапе педагогического эксперимента высокий и средний уровни были характерны для 23% учащихся экспериментальной группы и 20% студентов контрольной группы, а на заключительном этапе эксперимента эти показатели были следующими 63% (увеличение составило более чем в 2 раза) и 25% (увеличение незначительное) соответственно [27].

Таким образом, студенты, составляющие экспериментальную группу, в большей степени понимают необходимость ценности окружающей среды для социума и каждого человека в отдельности. Что касается поведенческого компонента то там тоже наблюдалось увеличение показателей высокого и среднего уровней. Для экспериментальной группы это показатель составил 23% в начале экспериментальной работы и 82% в конце (увеличение составило более чем в 3 раза), а для контрольной - 25% в начале эксперимента и 35% в конце. Здесь увеличение наблюдалось, но незначительное [27, с. 35].

Разработанный нами интегративный курс «Основы экологической культуры студента» с применением метода проектной деятельности способствовал формированию экологической культуры студентов СГСПУ.

Бусыгин Александр Георгиевич, Лизунова Елена Владимировна ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ...

Полученные результаты подтвердили нашу гипотезу о влиянии метода учебных проектов на формирование экологической культуры обучающихся.Формирование у студентов педагогического университета экологической культуры - это сложный и длительный процесс. Конечным результатом этого должно быть овладение определенными знаниями и умениями, а также желание активно защищать, улучшать и облагораживать природную окружающую среду. Большое внимание мы уделяли такой форме работы, как проектная деятельность, так как именно она предоставляет большие возможности в формировании экологической культуры студентов [27, с. 36].

Таблица 1 - Содержание программы интегративного курса «Основы экологической культуры студента»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Захлебный А.Н. Экологическая компетенция школьника как цель обучения / А.Н. Захлебный, Е.Н. Дзятковская // Экология и жизнь. 2009. №10. С. 36-41.

2. Глазычев С.Н. Сможем ли мы выжить без экологической культуры // ЭКОС. 2007. №5. С. 28-33.

3. Глазачев С.Н. Экологическая культура и общественный договор. // Вестник экологического образования в России. 2007. № 1-2 (43). С. 18-19.

4. Винокуров Н.Ф. Геоэкология: учебное пособие. - Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 2012. - 123 с.

5. Алексеева Е.В. Формирование универсальных учебных действий средствами экологического образова-

№ Тема Кол-во час Содержание раздела Результаты обучения Форма работы

Раздел 1. Введение (2 ч)

1 Актуальность. Цели и задачи курса. 2 Введение в тему курса. Знакомство с его целями, задачами и структур ой. Знают: предмет, цель и структура изучения курса Умеют: самостоятельно сформулировать цель и задачи курса. Лекция

Раздел 2. Основы экологической культуры (8 ч)

2 Сущность понятия «экологическая культура студента». 2 Экологическое образование и воспитание студентов. Дефиниция понятия «экологическая культур а ». Знают: определение понятий: «экологическая культур а», «экологическое образование учащихся», «экологическое воспитание учащихся». Умеют: охар актеризовать важно сть данного понятия в современном мире. Лекция

3 Структура и основные компоненты экологической культуры студентов. 2 Структура экологической культуры студентов. Основные компоненты экологической культуры: ценностный, когнитивный, поведенческий. Формы выражения компонентов экологической культуры: знания, поступки, оценки, ценности. Знают: структуру и основные компоненты экологической культуры Умеют: показать взаимосвязь компонентов экологической культуры между собой. Лекция

4 Экологическое право как фактор формирования экологически грамотной личности. 2 Экологическое право как фактор формирования экологической грамотности студентов. Экологическая этика. Знают: влияние экологического права на формирование экологической грамотности личности. Умеют: применять на практике основных положений и законов в своей профессиональной деятельности. Семинар

5 Экологизация человечества. 2 Ос об енно ста про стр анственной структуры. Урб анизация. Пр об л емы урб анизации. К а-чество жизни и здоровье. Факторы, лимитирующие р азвигае чел овечества. Знают: сущность понятия «урбанизация», факторы, лимитирующие развитие человечества. Умеют: использовать знания в практической деятельности. Семинар

Раздел 3. Экологические проблемы окружающей среды Самарской области (26 ч)

б Глобальные экологические проблемы современного мира. Экологические проблемы Самарской области. 2 Г л об а льные экол огиче ские пр об л емы современного мира: нарушение биологического разнообразия, обезлесение, опустынивание, проблема озона,кислотные осадки, проблема климата. Г л об а льные экол о-птаргкир ттппллрмы Сямяпгкпй пбля спт Знают: основные гл об а льные экологические проб л емы современного мир а и Самарской области Умеют: предложить пути, меры по восстановлению современной экологической ситуа- тпти Семинар

7 Оценка качества окружающей среды Самарской области. 4 Оценка качества окружающей среды Самарской области. Знают: методику оценки качества окружающей ср еды С амар ской об л а сти, цело стную картину качества окружающей среды Умеют: охар актеризовать каче ство окружающей среды и предложить меры по улучшению качества окружающей среды. Проект 1 «Оценка качества окружающей среды».

S Экологическое состояние воды Самарской области 4 Вода. С о став воды. Функции воды в природе и жизни человека.Основные источники загрязнения гидросферы. Эволюция гидросферы. Способы улучшения состояния качества воды. Круговорот воды в природе. Знают: основные способы определения экологического состояния воды. Умеют: оценить экологическое состояние воды,предложить способы, меры по улучшения качества гидросферы. Проект 2 «Эко л огиче ско е состояние воды С амар ской об л а с-тн».

9 Экологическое состояние почв Самарской области. 4 Сущность понятия «литосфера», ее строение и со став. Химический составпочвы. Гумус.Гумификация. Почвообразование. Плодородие почв. Экологическое состояние почв Самарской области. Основные способы улучшения состояния почвы. Знают: методику определения экологического со стояния почв. Умеют: оценить экологическое состояние почв,предложить меры по улучшению качества почвы Самарской области. Проект 3 «Экологический мониторинг состояния почвы С амар ской об л а с-тн».

10 Изучение экологического состояния воздуха окружающей среды Самарской области. 4 Сущность понятия «атмосфера», ее структур а и со став. Озоновый слой. Пыле- и газообразные загрязнения в атмосфере. Основные источники загрязнения воздуха С амарской об л а сти. Роль атмо с феры в природе и жизни человека. Основные способы улучшения состояния воздуха окружающей среды Самарской области. Знают: способы изучения экологического с о стояния воздуха, статистику изменения качества воздуха окружающей среды. Умеют: оценить качество воздуха окружающей среды, предложить меры по улучшению экологического со стояния воздуха. Проект 4 «Экологический мониторинг состояния воздуха окружающей среды Самарской области».

11 Изучение экологического состояния парка им. Ю. Гагарина г.о. Самара. 4 История создания городского парка.Изучение экологического состояния воздуха, почвы и воды парка. Влияние антропогенного фактора на природу парка. Роль парка в природе и жизни человека города Самары. Знают: методику изучения экологического с о стояния городского парка. Умеют: охар актеризовать эко л огическо е состояние парка, предложить, а по возможности осуществить, меры по улучшению экологического состояния парка им. Ю. Гагарина, расположенного на территории г. Самары. Проект 5 «Эко л огиче ско е с о стояние гор о д-ского парка им. Ю.Гагарина».

12 Влияние антропогенного фактора на загрязнения окружающей среды Самарской области. 4 Сущность понятия «антропогенный фактор». Роль антропогенного фактора на экологическое состояние окружающей среды Самарской области. Знают: уровень антропогенного загрязнения окружающей среды Самарской области. Умеют: предложить меры по восстановлению экологического состояния окружающей среды Самарской области. Семинар

Всего: 36

ния школьников. Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность: Материалы 11 научно-практической конференции. - Н. Новгород: НГПУ, 2011. С. 101-103.

6. Алексеев С.В. Экологический практикум школьника / под ред. С.В. Алексеев, Н.В. Груздева, Э.В. Гущина: Методическое пособие для учителя. - Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2012. - 112 с.

7. Аниськин С.В. Формирование экологической культуры будущего учителя в процессе обучения в педагогическом университете (на примере естественно-географического факультета): автореф. на соик. уч. степени. канд. пед. наук, Самара, 2005. - 25 с.

8. Лепенькина А.А. Эколого-краеведческое образование обучающихся как фактор развития компонентов экологической культуры школьников // Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность: Материалы 11 научно-практической конференции. - Н. Новгород: НГПУ, 2011. - С. 97-99.

9. Мамедов Н.М. Экологическое образование: новый взгляд на старую проблему // Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность: Материалы 11 научно-практической конференции. - Н. Новгород: НГПУ, 2011. - С. 12-15.

10. Николина Н.С. Метод проектов - средство развития изучения субъективной позиции школьников курса «География в школе». Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность. - Н. Новгород: НГПУ, 2011. - С. 88-89.

11. Мартыненко А.Г. К вопросу об определении понятия «экологическая культура» / А.Г. Мартыненко // Педагогический журнал. 2011. №1. С. 20-32.

12. Андреев М.П. Проектные уроки как форма интеграции знаний / М.П. Андреева // Химия в школе. 2012. №7. С.51-56.

13. Розенберг А.Г., Кудинова Г.Э. Обзор моделей экологического образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 176-180.

14. Матвеева А.В., Кротова Е.А. Реализация возможностей электронной информационно-образовательной среды в экологическом образовании // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 26-28.

15. Соловьева В.В. Роль учебной практики по ботанике в экологическом образовании бакалавров // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 406-409.

16. Искендерова С.М. Экологическое образование как первичная стадия решения экологических проблем // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6 (28). С. 89-95.

17. Левина С.В., Лисачкина В.Н., Павловский В.А. Теория и методика экологического образования: поиск новых подходов // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 327-330.

18. Асташина Н.И., Камерилова Г.С. Научно-исследовательская экологическая деятельность в свете современных требований университетского образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 107-110.

19. Лизунова Е.В. Дидактическая игра как способ формирования экологических знаний у школьников. Самарский научный вестник. 2016 г. № 4 (17). С. 202206.

20. Лизунова Е.В. Методика развития самостоятельности старшеклассников на уроках биологии посредством проектной деятельности. Научное отражение. Система непрерывного педагогического образования: инновационного идеи, модели и перспективы. Тольятти. 2017. № 5-6 (9-10). С. 93-97.

21. Голуб, Г.Б., Чуракова, О.В. Методические рекомендации «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся» [Текст].

Самара, 2003. - 45 с.

22. Мухарова Г.Л. Организация проектно-исследо-вательской деятельности на уроках биологии и во внеурочное время». Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность.

- Н. Новгород: НГПУ, 2011. С.139-141.

23. Ручкина О.В. Проектная деятельность на уроках экологии. Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность. - Н. Новгород: НГПУ, 2011. С.141-142.

24. Постникова Л.Н. Метод проектов как средство формирования экологической культуры старшеклассников // ОНТИ ПНЦ РАН, 2008. - 187 с.

25. Кашлев С.С. Педагогическая диагностика экологической культуры учащихся / С.С, Кашлев, С.Н. Глазачев // пособие для учителя. - М.: Горизонт, 2000.

- 99 с.

26. Лизунова Е.В. Формирование экологической культуры школьников в процессе биологических экскурсий. Биоэкологическое краеведение: мировые, российские и региональные проблемы: материалы 4 всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Самара: ПГСГА, 2015 г. - С. 355-361.

27. Лизунова Е.В. Методика экологической культуры младших школьников в рамках факультативного курса «Окружающий мир». Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. № 2-1 (62). С. 34-36.

Статья поступила в редакцию 05.06.2018

Статья принята к публикации 27.08.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.