УДК 371.8:91
Б01: 10.21685/2072-3024-2017-1-16
Э. Я. Сеидова
ПУТИ И ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИРОДООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ
Аннотация.
Актуальность и цели. В современных условиях развития общества уровень экологической культуры прямо пропорционален экологической обстановке в мире и находится в прямой зависимости от экологического воспитания человека. Цель исследования - способствовать формированию у учащихся экологических знаний, воспитанию любви к природе, стремлению беречь, приумножать ее, выработке умений и навыков деятельности в природе при преподавании школьной дисциплины «География».
Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа существующих школьных учебников и учебных пособий по географии по проблеме формирования экологического воспитания, изучения опыта оценочной деятельности педагогов, а также обучения с помощью информационно-коммуникационных технологий - метода, позволяющего обучить приемам самостоятельной работы, самоконтроля, взаимоконтроля, приемам исследовательской деятельности, умениям добывать знания, обобщать и делать выводы.
Результаты. Экологическое воспитание предполагает умение осмысливать экологические явления, делать выводы о состоянии природы, разумно взаимодействовать с ней. Общение школьников с природой способствует формированию нравственных чувств долга и ответственности за ее сохранение, побуждает к природоохранной деятельности. Осуществляется она с учетом возрастных особенностей школьников на всех этапах обучения географии в школе, которым присущи определенная цель, задача, методика.
Выводы. С точки зрения охраны природы и общества география имеет большие возможности в том плане, что научные основы географии и географической экологии и результаты их применительных сфер неразрывно связаны с охраной окружающей среды. Экологическое воспитание школьников на занятиях по географии требует психологической включенности учащихся в мир природы с последующим поэтапным конструированием системы личностного отношения к природе. Это обеспечивает соблюдение логики формирования экологических знаний, использования их познавательного и воспитательного значения в учебно-воспитательном процессе. Обосновывается мысль, что, если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Чтобы этого не произошло, необходимо воспитывать экологическую культуру человека с раннего возраста, так как приобретенные им знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения личности. И если дополнить действующие учебники географии экологическими материалами, то они будут успешно решать задачу экологического воспитания подростков.
Ключевые слова: подростки, охрана природы, методика преподавания географии, просвещение, экологическое воспитание.
E. Ya. Seidova
PATHS AND OPPORTUNITIES FOR ORGANIZATION OF ENVIRONMENT PROTECTING ACTIVITIES OF TEENAGERS IN THE PROCESS OF GEOGRAPHY TEACHING
Abstract.
Background. In the modern development conditions of the society the level of ecological culture is directly proportional to the ecological situation in the world and directly depends of people's ecological education. The aim of the research is to promote development of ecological knowledge, fostering of love to nature, aspiration to save and to augment it, development of environmental activity skills in schoolchildren in the process of "Geography" subject teaching.
Materials and methods. The research tasks were implemented through analyzing the existing schoolbooks and tutorials in geography on the problem of ecological education; through studying the experience of evaluating activities by teachers and their instruction using information-telecommunication technologies - the method allowing to teach techniques of independent work, self-control, mutual control, research, knowledge-seeking skills, skills of generalization and conclusion drawing.
Results. Ecological education presupposes the ability to understand ecological phenomena, to to draw conclusions on environment conditions, to have reasonable interaction with nature. Schoolchildren's communication with nature promotes formation of moral senses of duty and responsibility for its preservation, encourages environmental protective activities. It is implemented taking into account age peculiarities of schoolchildren at all stages of geography teaching at school with inherent aims, objectives, methodology.
Conclusions. From the point of view of environmental and social protection, geography features great opportunities, as scientific foundations of geography and geographic ecology and the results of application fields thereof are inseparably connected with environmental protection. Ecological education of schoolchildren at geography classes requires psychological involvement of pupils into the world of nature with subsequent step-by-step construction of the system of personal attitude to nature. This ensures observance of environmental knowledge formation logic, usage of its cognitive and educational importance in the educational process. The article substantiates the idea that if in the neatest future people do not learn to take care of nature, they will destroy themselves. To avoid this, it is necessary to foster ecological culture in people from young age, as the obtained knowledge may subsequently transform into firm personal beliefs. And if the existing schoolbooks are supplemented with ecological materials, they will successfully solve the problem of ecological education of teenagers.
Key words: teenagers, environmental protection, geography teaching methods, education, ecological education.
В Азербайджанской Республике, также как и в мире, напряженное экологическое положение продолжается. Такое состояние требует осуществления на общегосударственном уровне различных мероприятий, особенно проведения широкомасштабного просвещения в области охраны природы и окружающей среды. В этом отношении повышение экологической культуры населения, в том числе подростков, считается самой важной и неотложной задачей, в решении которой играет важную роль и дает эффективные результаты рациональное использование широких возможностей преподавания географии.
Комплексный подход к воспитанию предусматривает единство задач, содержания и средств в соответствии с общей целью формирования всесторонне развитой личности, так как человек тесно связан и с природной, и с общественной средой. Подчеркнем, что по вопросам методологии классической педагогики разработан ряд фундаментальных трудов, в которых обоснованы общее образование и система воспитания, однако в них сравнительно слабо изучены философские идеи связи общества с природой. На современном этапе охрана природы стала одной из общественных, экономических и нравственных проблем, потому что сохранение природы является самой насущной задачей, стоящей перед человечеством.
Во многих разделах географии подробно преподается взаимосвязь живых систем, в том числе людей, с окружающей средой, к которой относятся биотические, абиотические, технические и социальные факторы. А география как предмет изучает взаимовлияние этих факторов, т.е. природы и общества. Именно поэтому с точки зрения охраны природы и общества география имеет большие возможности в том плане, что научные основы географии и географической экологии и результаты их применительных сфер неразрывно связаны с охраной окружающей среды. Хотя географическая тенденция идеи охраны окружающей среды создана в прошлом, она как научное направление сформулирована после 70-х гг. ХХ в. Охрана окружающей среды основана на богатых, многоаспектных географических знаниях и сведениях, поэтому ее можно расценить как источник сильной информации в системе экологических наук и некоторых научно-исследовательских методов.
А в нашей стране интеграция географии и экологических знаний началась после 80-х гг. ХХ в. Самые крупные успехи в данной сфере были связаны с наличием кафедр с экологическим уклоном на факультетах географии, созданием отделений с уклоном охраны природы и экологии в институтах географии Академии наук в республиках бывшего СССР. Переименование факультета географии Ленинградского университета в факультет географии и экологической географии (1990) дало толчок интеграции географических знаний с экологическими сферами [1, с. 150].
Начиная с 90-х гг. прошлого века ученые мира, а также географоведы стран СНГ опубликовали ценные труды в области теоретических и методологических аспектов географической экологии. Особенно значительным представляется издание учебника «Геоэкология» по экологической географии Г. Н. Голубева, где прокомментированы все экологические закономерности географических сфер и процессов [2, с. 40].
А какими возможностями располагает предмет «География» в экологическом воспитании подростков? Известно, что физическая география изучает земной шар в целом и деление его на отдельные пласты, а экономическая география, поскольку имеет актуальность в изучении сбалансированного развития и взаимосвязи природы с обществом, процессов, идущих в географическом пласте и в целом в окружающей среде, рассматривает антропогенные влияния на географический пласт, а также занимается исследованием непосредственной и опосредованной связи с обществом данных влияний. В этой работе на школьную географию возлагаются огромные задачи.
Основа системного обучения работе по охране природы начинается с начальных классов. Вот поэтому начальное образование играет важную роль в области экологического воспитания. Это прежде всего связано с тем, что учащиеся впервые знакомятся с живым и неживым миром, миром фауны и флоры, с первичными знаниями об объективных взаимосвязях между ними. В формировании знаний учащихся в области конкретных объектов окружающей среды, разнообразия природных явлений и богатой природы дисциплина «Знание жизни», преподаваемая по новой школьной программе, открывает перед учителями широкий простор [3, с. 86]. Современные образовательные реформы и обучение в соответствии с интерактивным куррикулумом при преподавании данной дисциплины способствуют расширению представлений и у младших школьников, и у подростков о живых (растения, животные и люди), неживых (солнце, небо, земля, вода, воздух и т.д.) предметах природы, помогают выявить причину, почему природа делится на живые и неживые существа, объяснить их взаимосвязь, зависимость друг от друга, раскрыть сущность таких понятий, как природа, окружающая среда. Наряду с этим создаются большие возможности в преподавании различных тем, связанных с вопросами охраны природы, и при изучении других предметов.
Мы считаем, что в преподавании дисциплин, связанных с природой, основное внимание следует уделять формированию у учащихся способности наблюдать за природными явлениями, растениями, животными, живой и неживой природой, вырабатывать навыки сравнивать, сопоставлять, отличать и делать соответствующие выводы. Передаваемые в процессе урока знания, воспитательные направления должны сопровождаться экскурсиями на природу, путешествиями, проводимыми во время внеурочных мероприятий. Учащиеся должны привлекаться к группам и организациям, обслуживающим деревья, растительность, животных, - одним словом, окружающую их среду, а также к органам, охраняющим природу.
Все это наряду с воспитанием у подростков внимания и заботливого отношения к природе, ее отдельным составным частям должно создать у них желание и стремление заниматься охраной и защитой природы. В конечном счете школьники должны понять, что деятельностью по охране природы они фактически охраняют самих себя в отдельности и общество в целом.
При преподавании школьной географии и выборе экологического содержания следует уделять внимание следующим вопросам:
1) отражению взаимосвязи природы с обществом в учебниках и других учебных материалах как научно-естественной основе использования природы;
2) раскрытию познавательной оценки с точки зрения экономического и экологического аспекта составных частей природы;
3) формированию у школьников мыслей об исторических взаимосвязях, созданных между природой и обществом.
При этом желательно, чтобы эти вопросы решались на основе взаимного сопоставительного анализа физической и экономической географии, потому что в современных учебниках, написанных на основе национального кур-рикулума, оба аспекта географии и касающиеся их темы во всех классах преподаются совместно [4], что подтверждается табл. 1, отражающей возможности экологического воспитания учебников по географии, созданных на основе образовательной программы (куррикулума).
Таблица 1
Возможности экологического воспитания учебников по географии, созданных на основе образовательной программы (куррикулума) [4]
Учебные единицы и темы Содержание экологических знаний
1 2
География VI 1. Общество 1. В общей форме рассматривается вопрос экологических проблем при информировании о человеке и окружающей его среде
2. Рост населения и заселение 2. Анализируются экологические факторы, влияющие на естественный рост населения, выдвигаются самостоятельные предположения о причинах проблем населенных пунктов (города, села) и об их ликвидации
3. Большие проблемы больших городов 3. Подробно анализируется влияние деятельности людей на загрязнение окружающей среды
4. Хозяйственная деятельность людей 4. Даются общие сведения о влиянии человеческой деятельности на природу и ее охране в нашей стране
5. Производство и потребительство 5. Акцентируется важность рационального использования природных ресурсов при изготовлении продукции и употреблении людьми
6. Страны мира 6. Анализируются экологические проблемы при сопоставлении стран по разным признакам
7. Атмосфера 7. Кислород важен для дыхания. Готовится фотоальбом территорий, окружающая среда которых подвержена загрязнению
8. Море, превращенное в Аральскую степь 8. Объясняются экологические проблемы Аральского моря
9. Амазонские леса 9. Комментируются проблемы, связанные с Амазонскими лесами, названными легкими нашей планеты
География VII 1. География в новейшем современном периоде 1. Даются сведения о задачах, стоящих перед географией на современном этапе в связи с изменениями в природе, происходящими в результате деятельности человека, и их предотвращении
2. Мировой океан и его части 2. Описывается проблема загрязнения Мирового океана и предлагаются пути ее решения
3. Экономическое состояние наших рек 3. Даются сведения об источниках загрязнения рек и о решении проблемы
4. Живой пласт земли 4. Рассматриваются закономерности распространения растений, животных и микроорганизмов, даются общие сведения о путях охраны баланса
5. Охрана земель 5. Объясняются коррозии земли в связи с естественными факторами и антопогенными влияниями
Окончание табл. 1
1 2
6. Земельный и растительный покровы и животный мир Азербайджанской Республики 6. При преподавании темы связываются законы Азербайджанской Республики об охране окружающей среды с учебным процессом, даются сведения о редких и находящихся под угрозой вымирания видах
7. Экономика и окружающая среда 7. Показывается взаимосвязь повышения хозяйственной деятельности людей с увеличением экологической напряженности
География VIII 1. Образование и изучение Мирового океана 1. Говорится о значении и путях охраны вод Мирового океана
2. Географический пласт 2. Даются сведения о путях охраны баланса в окружающей среде
3. Среда обитания растений и животных 3. Раскрывается значение охраны и приумножения растений и животных
4. Источники, загрязняющие окружающую среду 4. Подробно рассматриваются источники, загрязняющие окружающую среду и отдельные пласты земли
5. Пути охраны окружающей среды 5. Описываются пути охраны окружающей среды, региональные и международные организации, функционирующие в этой области
6. Экологическое состояние Азербайджана и перспективы рекреационного туризма 6. Верно объясняются причины загрязнения окружающей среды в Азербайджане
7. Окружающая среда и охрана здоровья людей 7. Объясняется роль окружающей среды для здоровья человека
Отметим, что рассматриваемые нами темы имеют широкие возможности с точки зрения системного обучения и воспитательной работы с подростками. С применением каких оптимальных учебных методов в рамках данных возможностей можно повышать экологическое знание, сознание, культуру, экологическое воспитание? Что могло бы привести к эффективным результатам? Ответы на поставленные вопросы находим в рассмотрении вышеуказанных тем, непосредственно связанных с экологическим воспитанием. Кроме того, и другие темы, содержащиеся в учебниках, можно оценить с данной точки зрения.
Источники по методике преподавания географии, а также дидактике утверждают, что педагогическая деятельность имеет своеобразную цель, содержание, систему средств, методы и результаты. Таким образом, цель каждого учителя и каждого из учеников, рабочий материал, средства обучения и методы, приобретенные знания и результаты в целом могут выражать сущность обучения. По мнению большинства педагогов, в обучении в основном используются следующие методы:
1. Устный комментарий. Основным источником данного метода является слово. Учитель, используя метод устного комментария, может более
глубоко охарактеризовать изучаемую тему и, исследуя важные факты, подойдя к проблеме с наиболее доступной для учащихся позиции, всесторонне освещать материал, что окажет позитивную помощь в решении многих вопросов, поставленных перед школьной географией [5, с. 240]. При этом следует учесть и тот факт, что работа над учебником, информационными и статистическими источниками и материалми также относится к устным методам. Выполняя данную работу, учитель объясняет материал, а ученик, изучив его, запоминает. Часто используется проблемное обучение, при котором учитель не сообщает знаний в готовом виде, а ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. Полезность такой формы работы заключается в том, что устные методы не только дают ученикам новые знания, но и повышают их сознательную и творческую деятельность.
2. Наглядные учебные методы. Данные методы, являясь, как правило, одними из основных принципов преподавания географии, служат формированию интеллектуальных представлений. Учитель, исходя из того, насколько труден учебный материал, ставит перед учениками конкретные сознательные задачи, демонстрируя видеосюжеты, плакаты, схемы, таблицы и другие наглядные пособия, отражающие содержание преподаваемой темы, создает соответствующую мотивацию, организует наблюдение школьников за изучаемым объектом.
В преподавании географии широко используются следующие виды наглядности и методы:
1. Естественная наглядность (демонстрация самих предметов и явлений). Данный принцип осуществляется в основном посредством прогулок, экскурсий.
2. Символическая наглядность: географические фотографии, технические средства обучения, кино, слайды, графики, модели, схемы, горные породы и минералы, земле-растительные и животные коллекции, картографические материалы, составляющие основу преподавания географии, и т.д. Все это, оживляя природные явления в представлении ученика, помогает ему также навсегда запечатлеть их в памяти.
3. Метод наблюдений и опытов служит формированию научных представлений. Школьники с помощью наблюдений изучают внешние признаки предметов и явлений.
4. Работа с картой и другими картографическими материалами. В реализации важных критериев, выдвинутых в основных направлениях общеобразовательной школьной реформы, огромная роль отводится развитию у учащихся самостоятельности, сознательности и исследовательских навыков [4]. С этой точки зрения, картографические материалы наряду с улучшением картографической подготовки учеников средних школ имеют также важное значение в преподавании тем, связанных с охраной природы и экологией. Можно выделить такие картографические материалы, как карты, глобусы, космические материалы, профили, блок-диаграммы и др., которые используются при преподавании географии. Карты и другие картографические материалы тесно взаимосвязаны и в процессе преподавания географии объясняют друг друга. При этом ученик не только приобретает новые знания, но и обучается работать самостоятельно.
5. Практические методы. На основе данных методов организуется работа учащихся над различными типами упражнений, в том числе проводятся эксперименты и практические опыты.
Организация метода деятельности школьников над различными типами упражнений по географии - понятие широкое. Сюда включены их работа над упражнениями и тестами, деятельность в кабинете географии, начертание схемы и карты, практические работы на пришкольном дворе, географической площадке и во время учебных экскурсий. С применением практических методов в процессе обучения географии у подростков вырабатываются целенаправленные умения и навыки в области экологического воспитания, нацеленного на защиту окружающей среды.
В экспериментальных классах школы в процессе преподавания многих тем по географии была системно организована работа подростков по охране природы.
С этой целью в VII классе по курсу «География» рассмотрено преподавание тем «Части Мирового океана» [6, с. 68] и «Экологическое состояние наших рек» [7, с. 106-108]. По данным темам в современных учебных материалах, составленных на основе национального куррикулума, даются краткие сведения. В процессе преподавания данных тем следует сообщать ученикам подробную информацию о загрязнении и о путях охраны природы. Поэтому необходимо целенаправленно использовать дополнительные материалы для формирования у подростков экологического мировоззрения. Так, учитель, используя заранее подготовленные материалы, обогащает знания подростков, касающиеся вышеназванных тем.
Пример использования дополнительного материала
Без воды жизнь невозможна. Она необходима для людей, для всех животных, а также для производства. Академик А. П. Карпинский пишет: «Вода -самое ценное богатство. Вода - не только минеральное сырье, она - средство для развития сельского хозяйства. Она еще и действительный показатель культуры, "живая кровь", несущая жизнь безжизненным предметам и местам. Примерно две трети населения планеты страдает от нехватки пресной воды. Такими являются экономически развивающиеся страны, в которых нехватка воды считается важным препятствием в их социально-экономическом развитии. Если в 1990 г. 80 стран, составляющих 70 % мирового населения, сталкивались с проблемой дефицита водных ресурсов, то в 2025 г. ожидается значительное повышение данного показателя» [8, с. 113].
Мировой океан составляет 71 % поверхности, 97 % гидросферы нашей планеты. Океаны имеют созидательную функцию, одновременно богаты небиологическими и биологическими ресурсами. Океаны используются как средство транспорта, рекреации и для научных целей, а их воды широко применяются в промышленности как техническая вода. Применяя очистительные сооружения, очищая соли океанов, люди используют воду и для питья. К примеру, в Казахстане, в городе Шевченко, население и предприятия используют отфильтрованную воду Каспия.
Однако дело в том, что за последние периоды из-за выброса промышленных и бытовых отходов в Мировой океан, имеющих в своем составе ядовитые соединения, загрязнение водных бассейнов начало носить слишком
опасный характер. В настоящее время годовое количество загрязненных вод, сбрасываемых производственными и бытовыми предприятиями мира в Мировой океан, достигает 400 кубокилометров. Туда также выбрасываются радиоактивные отбросы и отходы тяжелой металлургии.
Самыми вредными химическими загрязнениями океанов и морей считаются нефть и нефтепродукты. Ежегодно в океаны и моря, являющиеся их частями, в среднем поступает 6-12 млн т нефти. В большинстве случаев воды загрязняются вследствие аварий нефтяных танкеров и просачивания нефти во время проведения подводных буровых работ.
Точно рассчитано, что «одна капля нефти покрывает плесенью поверхность 1,5 квадратного метра воды, одна тонна - 12 тысяч квадратных метров» [8, с. 158], что нарушает процесс газового обмена между водными бассейнами и атмосферой, препятствует выходу в атмосферу массового количества кислорода, подготовленного фитопланктона, значительно затрудняет отделение органических веществ, в том числе углерода, образующегося в результате окисления нефти. Все перечисленное ускоряет расход кислорода, что отрицательно влияет на жизнь живого мира воды.
Азербайджан имеет богатую природу: здесь благоприятный климат, плодородные земли, разнообразный растительный и животный мир. Также имеется огромный запас полезных ископаемых: металла, не металла, энергоносителей, минеральных и термальных источников. Вместе с тем в Азербайджане на каждого жителя в год приходится воды менее 1000 кубических метров. Это показатель того, что наша республика в числе тех регионов, которые имеют малую обеспеченность водой, так как на ее долю приходится только 15 % водных ресурсов стран Южного Кавказа.
Актуальность проблемы охраны природы в нашей республике обусловливается тем, что здесь сильно развита нефтеобрабатывающая, нефтехимическая, горная, а также металлургическая промышленность; охрана водных бассейнов и их эффективное использование имеют особое значение.
При изучении темы «Экологическое состояние наших рек», когда учащимся дается широкая информация об источниках загрязнения рек, о созданных в связи с этим проблемах с применением технических средств обучения, карт и других наглядных пособий, следует заострить внимание на том факте, что данная проблема является и проблемой самих людей [9]. При изучении экологических проблем наглядные пособия наряду с созданием познавательной деятельности оказывают плодотворную помощь в освоении экологических чувств и познании каждым учеником своего долга охраны окружающей среды.
Реки Кюр и Араз, занимающие основное место во всех хозяйствах Азербайджанской Республики, являются транзитными реками и загрязняются на территориях других зарубежных стран. В качестве основных источников загрязнения указываются горная промышленность и промышленные предприятия, бытовые отбросы [8, с. 306]. Одновременно с рассказом об экологическом состоянии рек учащимся дается подробная информация и о состоянии водохранилищ, построенных на реках, а также подчеркивается использование речных вод в хозяйстве и быту, что особенно помогает им воспринимать серьезность вопроса.
Обучающимся объясняется, что в решении проблемы огромное значение имеет важность сотрудничества всех государств региона, охватывающего просторы бассейна, уточняются работы граждан, в том числе подростков, в области охраны рек.
Следует также отметить, что экологическое воспитание невозможно осуществлять только в пределах занятий. Внеурочные мероприятия, работа кружков и проведение экскурсий имеют свои позитивные преимущества, которые могут дать самые эффективные результаты. С помощью учителя в школе, родителей в семье, средств массовой информации, а также художественных средств подростки более углубленно познают свой долг в области охраны природы.
Таким образом, можно заключить, что в преподавании соответствующих тем по предмету «География», в системной организации работы подростков по охране природы и экологизации обучения особое значение имеет связь новых материалов с изучаемой темой, имеющей и дидактический, и воспитательный характер. На уроках географии, преподаваемой на основе современных образовательных реформ и куррикулума, у подростков формируются информативно-коммуникативные умения, у них развивается экологическое сознание и мышление, что побуждает их охранять окружающую среду.
Библиографический список
1. Геокчайлы, Ш. Ю. Проблемы географии и географической экологии (теоретические и методологические аспекты) / Ш. Ю. Геокчайлы. - Баку : Ulu ÍKF, 2004. -С. 268.
2. Голубев, Г. Н. Геоэкология / Г. Н. Голубев. - М., 1999. - 338 с.
3. Государственные стандарты и программы общеобразовательной ступени // Курри-кулум. - 2014. - № 4. - С. 86-89.
4. Учебная программа по дисциплине «География», VI-XI классы для общеобразовательных школ Азербайджанской Республики / Министерство образования Азербайджанской Республики ; Институт проблем образования Азербайджанской Республики. - Баку, 2013.
5. Бибикин, А. Я. Методика обучения географии в средней школе / А. Я. Бибикин. -Маариф, 1973. - 423 с.
6. Гарибов, Я. География. Пособие для учителя, 7 класс / Я. Гарибов, Я. Шабанова, Н. Сейфуллаева, Ш. Гумбатова. - Баку, 2014. - 144 с.
7. Эминов, З. География. Пособие для учителя, 8 класс / З. Эминов, Г. Самедов, А. Алиева. - Баку, 2015. - 175 с.
8. Мамедов, Г. Экология и окружающая среда / Г. Мамедов, М. Халилов. - Баку : Элм, 2004. - 505 с.
9. Атлас для 7-го класса. - М. : Картография, 2011.
References
1. Geokchayly Sh. Yu. Problemy geografii i geograficheskoy ekologii (teoreticheskie i metodologicheskie aspekty) [Problems of geography and geographic ecology (theoretical and methodological aspects)]. Baku: Ulu ÍKF, 2004, p. 268.
2. Golubev G. N. Geoekologiya [Geoecology]. Moscow, 1999, 338 p.
3. Kurrikulum [Curriculum]. 2014, no. 4, pp. 86-89.
4. Uchebnaya programma po distsipline «Geografiya», VI-XI klassy dlya obshcheobrazo-vatel'nykh shkol Azerbaydzhanskoy Respubliki [The educational program in "Geography", VI-XI years of secondary schools in the Republic of Azerbaijan]. Ministerstvo
obrazovaniya Azerbaydzhanskoy Respubliki; Institut problem obrazovaniya Azerbayd-zhanskoy Respubliki. Baku, 2013.
5. Bibikin A. Ya. Metodika obucheniya geografii v sredney shkole [Geography teaching methods at secondary school]. Maarif, 1973, 423 p.
6. Garibov Ya., Shabanova Ya., Seyfullaeva N., Gumbatova Sh. Geografiya. Posobie dlya uchitelya, 7klass [Geography. Teaching aid, 7th year]. Baku, 2014, 144 p.
7. Eminov Z., Samedov G., Alieva A. Geografiya. Posobie dlya uchitelya, 8 klass [Geography. Teaching aid, 8th year]. Baku, 2015, 175 p.
8. Mamedov G., Khalilov M. Ekologiya i okruzhayushchaya sreda [Ecology and environment]. Baku: Elm, 2004, 505 p.
9. Atlas dlya 7-go klassa [Atlas for the 7th year]. Moscow: Kartografiya, 2011.
Сеидова Эльнара Ясин преподаватель, кафедра географии, Нахчыванский государственный университет (Азербайджан, Нахчыванская Автономная Республика, г. Нахчыван, Университетский городок)
E-mail: [email protected]
Seidova El'nara Yasin Teacher, sub-department of geography, Nakhichevan State University (University campus, Nikhichevan, the Autonomous Republic of Nakhichevan, Azerbaijan)
УДК 371.8:91 Сеидова, Э. Я.
Пути и возможности организации природоохранительной деятельности подростков в процессе преподавания географии / Э. Я. Сеидова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2017. - № 1 (41). - С. 150-160. БОТ: 10.21685/2072-3024-2017-1-16