Научная статья на тему 'Формирование эколого-ориентированных компонентов и умений при изучении географии в школе'

Формирование эколого-ориентированных компонентов и умений при изучении географии в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
434
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ КОМПОНЕНТЫ / КОГНИТИВНЫЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / CONTENT OF GEOGRAPHY AT SCHOOL / FORMATION / ECOLOGY-ORIENTED COMPONENTS / COGNITIVE AND ECOLOGICAL COMPONENTS / ECOLOGICAL SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Файрушина Сакина Минисалимовна

В работе рассмотрены особенности содержания эколого-географических знаний в каждом курсе школьной географии: определены когнитивный и экологический компоненты; выявлены стадии формирования экологических умений. Оригинально, в схематичной форме, представлены типы экологических умений познавательные, оценочные, прогностические и эколого-картографические, даны содержательные определения каждому типу. Установлена последовательность поэтапного формирования экологических знаний и предложена методика формирования эколого-ориентированных компонентов и умений в школьном курсе географии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Файрушина Сакина Минисалимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ecology-Oriented Components and Skills Forming While Studying Geography at School

The article presents the features of the content of ecological-and-geographical knowledge in every course of the school geography. Cognitive and ecological components are defined; stages of ecological skills forming are revealed. Such types of ecological skills as cognitive, evaluative, prognostic and ecological-andcartographical are presented in the original, schematic way; substantial definitions of the each type are given. The sequence of stage-by-stage ecological knowledge forming is established and the techniques of the ecology-oriented components and skills forming during a school course of geography are offered.

Текст научной работы на тему «Формирование эколого-ориентированных компонентов и умений при изучении географии в школе»

УДК 37.016:502(073) ББК 74.262

Файрушина Сакина Минисалимовна

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра биологии, географии и методики их преподавания Набережночелнинский государственный педагогический институт

г. Набережные Челны Fairushina Sakina Minisalimovna Candidate of Pedagogics, Assistant Professor

Chair of Biology, Geography and Teaching Methods of Biology and Geography Naberezhnye Chelny State Pedagogical Institute Naberezhnye Chelny Формирование эколого-ориентированных компонентов и умений при изучении географии в школе Ecology-Oriented Components and Skills Forming While Studying Geography at School В работе рассмотрены особенности содержания эколого-географических знаний в каждом курсе школьной географии: определены когнитивный и экологический компоненты; выявлены стадии формирования экологических умений. Оригинально, в схематичной форме, представлены типы экологических умений - познавательные, оценочные, прогностические и эколого-картографические, даны содержательные определения каждому типу. Установлена последовательность поэтапного формирования экологических знаний и предложена методика формирования эколого-ориентированных компонентов и умений в школьном курсе географии.

The article presents the features of the content of ecological-and-geographical knowledge in every course of the school geography. Cognitive and ecological components are defined; stages of ecological skills forming are revealed. Such types of ecological skills as cognitive, evaluative, prognostic and ecological-and-cartographical are presented in the original, schematic way; substantial definitions of the each type are given. The sequence of stage-by-stage ecological knowledge forming is established and the techniques of the ecology-oriented components and skills forming during a school course of geography are offered.

Ключевые слова: содержание курса география в школе, формирование, эколого-ориентированные компоненты, когнитивный и экологический компонент, экологические умения.

Key words: content of geography at school, formation, ecology-oriented components, cognitive and ecological components, ecological skills.

Рассматривая роль географии, в воспитании учащихся следует особо подчеркнуть то обстоятельство, что «География - единственный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле, как о планете людей. К ве-

дущим мировоззренческим идеям, заложенным в курсы школьной географии, относятся: идеи, отражающие проявление основных черт и законов диалектики в географической оболочке и ее частях, идеи, отражающие проявление законов диалектики в экономико-географической действительности, а также идеи, охватывающие проблему «Природа и общество» [2, С. 4].

Под когнитивным компонентом мы понимаем - познание законов природы в процессе изучения конкретной экосистемы и её окрестностей, развитие познавательного интереса к окружающему миру.

Под экологическим компонентом - воспитание у учащихся чувств гражданской ответственности за решение проблем окружающей среды, развития любви к природе, формирование культуры поведения по отношению к природе [3, С.83].

Экологическое умение - это неотъемлемый компонент экологической культуры личности, которое представляет собой специализированное умение, предполагающее наличие сформированной способности владеть комплексом экологических технологий взаимодействия с природными объектами, направленных на исследование, содержание, создании условий безопасности и сохранения [4, С. 53].

Цель нашего исследования - рассмотреть развитие когнитивного, экологического компонента и формирование экологических умений в школьных курсах географии.

Задачи исследования состоят в следующем:

- изучить содержание каждого курса географии, изучаемого в школе;

- определить в содержании каждого курса географии развитие когнитивного компонента;

- раскрыть в содержании каждого курса географии развитие экологического компонента;

- выявить в содержании каждого курса географии формирование экологических умений.

Экологические знания, постигаемые в географии, подсказывают естественный путь выживания, который реализуется в естественные экологические темы: максимализация стратегии бережливости в отношения с окружающим миром и увеличение замкнутости круговорота всех веществ, вовлекаемых в сферу человеческой жизнедеятельности. Существующие фундаментальные экологические знания дают необходимые основы для реализации важных шагов перехода на новый, интенсивный путь развития по формированию эколого-географических знаний.

Рассмотрим особенности содержания эколого-географических знаний в каждом курсе школьной географии:

- знания, которые получают школьники шестого класса при изучении курса «Физическая география» открывают возможности обосновать представление о целостности Земли, о ее роли в жизни каждого человека, осознать необходимость хозяйственной деятельности и поведения людей в природе;

- в седьмом классе, в курсе «География материков и океанов» учащиеся получают представления о пространственной дифференциации взаимодействия природы и общества, о специфике антропогенных изменений природных ландшафтов применительно к различным материкам и океанам;

- в курсе восьмого класса «Физическая география России» основное внимание в области геоэкологии сосредоточено на проблемах охраны природы, на антропогенных изменениях условий природных комплексов России и стран ближнего зарубежья;

- в курсе «Экономическая и социальная география России» в девятого класса учащиеся знакомятся с проявлениями экологических проблем на территории, как всей страны, так и отдельных регионов с обязательным показом взаимосвязи глобального, регионального и локального уровней;

- содержание курса «Экономическая и социальная география мира» в 10 классе направлено раскрытие перед учащимися особенностей современного мира, характеризующейся сложными диспропорциями, между разными груп-

пами стран, глубокими противоречиями взаимодействия природы и общества (см. табл.1).

Таблица 1

Формирование эколого-ориентированных компонентов и умений

при изучении географии

№ п/п Курс географии Когнитивный компонент Экологический компонент Экологические умения

1 Физическая география 6 класс -представление науки географии как науки о Земле и обществе; -понимание взаимосвязей между отдельными компонентами природы; -формирование бережного отношения к природе. -владение основами ценностных ориен-таций учащихся; понимание взаимосвязи человеком и окружающей средой; -необходимость соблюдения правил поведения в повседневной жизни на природе. -умение увидеть отрицательное воздействие хозяйственной деятельности населения на окружающую среду на месте проживания; -выполнение практических работ по изучению и охране окружающей природной среды.

2 География материков и океанов 7 класс -формирование и развитие бережного отношения к природе на основе единства научного содержания и экологического подхода. -развитие ценностных ориентаций; -воспитание эстетического восприятия природы и воображения -создавать образ изучаемой территории; -выполнение практической деятельности, выражающей определенные нравственные позиции; -проводить природоохранную общественно-полезную работу на основе местных традиций и обычаев, что тесно обеспечивает контакт учащихся с природой.

3 Физическая география России 8 класс -приобретение нового аспекта изучения географии, т.е. изучение окружающего нас общества и окружающего нас природы; - углубление теоретических знаний за счет переосмысления ранее изученного материала на более высоком научном уровне; - развитие основных направлений нравственного воспитания. - дальнейшее изучение влияния деятельности человека на окружающую среду; -определение взаимосвязи между здоровьем человека и окружающей средой; -установления оценки влияния деятельности хозяйственной деятельности на природную среду. -рациональное использование природных ресурсов; -воспитание учащихся как рачительных хозяев своей земли, преодоление пассивности, без-иннициатив-ности по отношению к окружающей среде; -формирование преодоления потребительского отношения к природе; -воспитание норм поведения в окружающей среде.

Экономическая

и социальная география России 9 класс

-получение знании о рентабельности, рациональности, себестоимости, безотходной технологии, ресурсосбережении, воспроизводстве;

- раскрытие взаимосвязи и экологии и экономики;

- формирование оптимизации природопользования.

-определение взаимосвязи между здоровьем человека и экономическим развитием региона; -установления оценки влияния экономического развития района рассмотрения на природную среду;

-формирование необходимости соблюдения правил охраны природы при создании экономических зон с учетом влияния последующего воздействия на природу.

- формирует бережливость, хозяйственность, предприимчивость, необходимый современному выпускнику в его трудовой деятельности.

Экономическая

и социальная география мира 10 класс

-раскрытие методологических основ взаимодействия общества и природы с точки зрения науки; -усвоение и обобщение ранее полученных знаний о взаимодействии природы и общества на уровне глобальных проблем, затрагивающих интересы всех стран и народов, требующих совместных действий всех государств; -раскрытие глубоких противоречий взаимодействия природы и общества.

- воспитание эколо-го-познавательной самостоятельности;

- влияния развития экономики на здоровье населения Земли в целом; -понимание целостности природы в целом, единства её процессов, естественной взаимосвязи человека и природы; согласование законов природы и хозяйственной деятельности человека.

-формирование позитивного решения общечеловеческих проблем; -умение выделять нравственно-экологическую самостоятельность при нахождении в окружающей нас природе.

5

Анализируя таблицу 1, видим, что формирование экологических умений в школьном курсе географии формируется поэтапно, исходя из возрастных особенностей школьника, и классифицируется на четыре типа: познавательные, оценочные, прогностические и эколого-географические (см. рис.1):

Познавательные - умение объяснить зна-

чение изучения и освоения природных ресурсов в деле их охраны, особенностей условий работы в различных природных регионах, необходимость решения экологических проблем

Оценочные - умение давать оценку природных ресурсов, умение объяснить необходимость выполнения правил природоохранного поведения человека

Прогностические - умение прогнозировать последствия воздействия человека на природу, формулировать предположения по охране природы, умение объяснить необходимость соблюдения технологий производства сельского хозяйства, умение объяснить необходимость проведения мероприятий по борьбе с загрязнением атмосферы, водных объектов, умение определить последствия природоохранных мероприятий на земле (рекультивация земель, защита склонов от эрозии и т. д.).

Эколого - картографические умения составлять схематические, экологические карты и планы отдельных уча стков своей местности

Рис. 1. Классификация экологических умений при изучении школьных курсов географии

Исходя из выделенных нами эколого-ориентированных компонентов и умений при изучении географии в школьных курсах, мы видим, что каждый курс физической географии направлен на формирование у школьников бережного отношения к окружающей среде, воспитания нравственно-экологической самостоятельности, выявления воздействия экономического развития региона на экологическое состояние рассматриваемого района. Как видим, содержание экологических знаний построено поэтапно и раскрывается в следующей последовательности: потребности человека ^ виды воздействия на окружающую среду ^ антропогенная нагрузка ^ изменения в природе ^ последствия для человека ^ способы рационального использования[1, С.221-227].

В заключение, можно сказать, формирование эколого-ориентированных компонентов и умений при изучении школьных курсов географии может быть усилено и раскрыто разными способами. Это прямым расширением экологиче-

ской информации, введением дополнительных сведений при изучении ряда тем и разделов школьных учебников, уделением внимания изучению географии своего региона, построением познания географических закономерностей на краеведческой основе.

Библиографический список

1. Газизова Ф.Г. Этнопедагогический подход к изучению физической географии в сельской школе. Научная статья. /Ф.Г. Газизова. Образование и саморазвитие. Научный журнал № 2 (12) 2009. - ГОУ ВПО «КГУ им. В.И. Ленина»- Казань: ЦИТ.-2009.-268с.

2. Жикулин, В.С. Введение в географию. Учебное пособие для вузов по специальности «География» / В.С. Жикулин.- Л: ЛГУ, 1989.- 270с.

3. Хакимов, Л.М., Формирование эколого-географической культуры учащихся общеобразовательных школ и гимназий (VI - IX) классы [Текст]: дис. ...канд. пед. наук / Л.М. Хакимов. - Казань, 2006.- 183 с.

4. Уразметов, И. А. Формирование экологических умений будущего учителя географии [Текст]: дис. .канд. пед. наук / И. А. Уразметов.- Казань, 2000.- 209 с.

Bibliography

1. Gazizova, F.G. Ethnopedagogical Approach to Physical Geography Studying at a Rural School. Scientific Article / F.G. Gazizova. Education and Self-Development. Scientific Journal № 2(12) 2009. - Kazan State University. - Kazan, 2009. - 268 p.

2. Khakimov, L.M. Pupils' Ecological-and-Geographical Culture Forming at Comprehensive Schools and Gymnasiums (VI - IX) Classes [Text]: Diss. ... Cand. of Ped. / L.M. Khakimov. - Kazan, 2006. - 183 p.

3. Urazmetov, I.A. Future Geography Teachers' Ecological Skills Forming [Text]: Diss. ... Cand. of Ped. / I. A. Urazmetov. - Kazan, 2000. - 209 p.

4. Zhikulin, V.S. Introduction into Geography. Manual for Higher Schools "Geography" Speciality / V.S. Zhikulin. - St. Petersburg, 1989. - 270 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.