благоприятные условия для эффективного усвоения учебного материала, познавательного развития и формирования личности обучающихся с различными познавательными возможностями и потребностями.
Являясь, прежде всего, инструментом оценивания, технология формирующего оценивания является ещё и действенным средством планирования, проектирования процесса обучения, его поэтапной диагностики и коррекции результатов.
Ведь все наши ученики - самые талантливые и творческие, самые любознательные и позитивные, самые искренние и жизнерадостные, самые старательные и самостоятельные, самые, самые, самые...
Ну, в общем-то, такие же, как и в любой другой школе.
Именно ради таких детей хочется искать, творить и создавать лучшее.
Список литературы / References
1. Новые формы оценивания. Начальная школа / М.А. Пинская, И.М. Улановская. 2-е изд. М.: Просвещение, 2014.
2. Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. пособие / М.А. Пинская. М.: Логос, 2010. 264 с.
3. Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: Методическое пособие. Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. 244 с.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ Табалдиева Ч.Б. Email: [email protected]
Табалдиева Чынара Бейшенкариевна — аспирант, лаборатория естественно-математических предметов, Кыргызская академия образования, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: в статье рассматривается роль географии в формировании экологической культуры школьников. Развитие и становление экологической культуры общества является одним из актуальных вопросов современного Кыргызстана. Географическая наука создает условия для лучшего восприятия природных и общественных явлений. Знание предмета географии способствует экологическому воспитанию школьников через создание экологического мировоззрения и экологической культуры для становления экологически грамотной личности. Формирование экологической культуры в системе среднего образования включает ряд элементов: систему экологических знаний, экологическое мышление, культуру чувств (сочувствие, чувство патриотизма и др.); культуру экологически оправданного поведения, характеризующуюся степенью превращения экологических знаний в повседневную норму поступка.
Ключевые слова: экологическая культура, географическое знание, экологическое воспитание.
FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE OF THE STUDENTS CLASSES OF GEOGRAPHY Tabaldieva Ch.B.
Tabaldieva Chynara Beyshenkarievna — graduate student, LABORATORY OF SCIENCE AND MATHEMATICS, KYRGYZ ACADEMY OF EDUCATION, BISHKEK, REPUBLIC OFKYRGYZSTAN
Abstract: the article considers the role of geography in shaping the ecological culture of pupils. Formation and development of ecological culture of the society is one of the topical issues of modern Kyrgyzstan. Knowledge of the geography subject contributes to the ecological education of pupils through the formation of ecological worldview and ecological culture for the development of an environmentally literate individual. Geographical science creates conditions for a better perception of natural and social phenomena. Forming of ecological culture in the system of secondary education
includes the some of elements: system of ecological knowledge, ecological thinking, culture offeelings (sympathy, sense of patriotism of and other); culture of the ecologically justified behavior, characterized by the degree of transformation of ecological knowledge in the everyday norm of act. Keywords: ecological culture, geographical knowledge, ecological education.
УДК: 372.8 (575.2) (04)
Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допуская её разрушения и загрязнения...
А.А. Плешаков
Введение
В последнее время все большее внимание уделяется экологическому образованию и воспитанию, поскольку без этого невозможно решить важнейшие проблемы развития цивилизации. Экология - одна из самых актуальных наук современности. С нею связывают надежды на выживание человечества в усложняющемся мире и на возможности нового витка развития. Слово «экология» очень популярно сейчас и в бытовом общении, и в средствах массовой информации, и в речах политиков. К сожалению как отдельный предмет экология в нашей школе, как и во многих других не изучается. Поэтому у взрослых и учащихся часто происходит смешение и подмена понятий «экология» и «состояние среды», «экология» и «охрана природы». Проблемы оптимизации взаимодействия между природой и человечеством традиционно находились в поле зрения географической науки. Экологическое воспитание на уроках географии - одна из важнейших проблем, требующая огромного внимания в современной школе. Именно поэтому я и решила рассмотреть эту проблему поподробнее. Именно в школьном курсе географии в наибольшей степени у учащихся формируется представление о целостности природы. В школьном образовании курс географии - единственный предмет, рассматривающий экологические проблемы на 3-х уровнях: глобальном, региональном и локальном на основе краеведческого. Однако школьная география по сравнению с другими учебными дисциплинами отличается большей экологизацией и поэтому практически на любом уроке географии необходимо затрагивать вопросы экологической тематики. Одной из основных целей на уроках географии является - способствование экологическому воспитанию школьников через формирование экологического мировоззрения и экологической культуры, становление экологически грамотной личностью [1, с. 91]. Содержание школьного курса географии располагает объективными возможностями формирования и развития у школьников нравственных норм и привычек поведения в природе, ценностных ориентаций как, например:
• В курсе географии 5 класса начинается формирование представления об экологии как науке.
• В 6 классе закладываются основы ценностных ориентаций учащихся, понимание ими взаимосвязей между отдельными компонентами природы, человеком и окружающей средой.
• В курсе географии материков и океанов учащиеся знакомятся с формами охраны природы материков. В курсе географии Кыргызстана получают свое дальнейшее развитие основные направления экологического образования: рациональное использование природных ресурсов, влияние деятельности человека на природу, взаимосвязь между здоровьем человека и состоянием окружающей среды и т.д.
• Курс физической географии предусматривает изучение физико-химических факторов среды (климатических, почвенно-грунтовых, геоморфологических, гидрологических) а также биотических факторов, как компонентов географической оболочки Земли и воздействия человека на различные типы природных ландшафтов.
• В курсе экономической географии анализируются природные ресурсы различных территорий и пути рационального природопользования. Экономико-экологические проблемы практически и составляют основное содержание данного курса.
• В курсе экономической и социальной географии мира идет обобщение ранее усвоенных знаний о взаимодействии природы и проблем, затрагивающих жизненные интересы всех стран и народов и требующих совместных действий всех государств, а также особое значение уделяется в воспитании таких качеств личности как бережливость, хозяйственность, предприимчивость, необходимые выпускникам в их трудовой деятельности [2, с. 134].
Раскрытие их в процессе изучения учебного материала о роли природы в жизни и хозяйстве деятельности человека, развитие ценностных организаций способствует выполнение учащимися
практических работ оценочного характера (например, оценка ресурсообеспеченности стран, оценка природной и хозяйственной обстановки в своей местности и т.д.).
Именно поэтому взаимодействие экологического и нравственного воспитания является способом формирования человека с высоким уровнем эколого-нравственной культуры, сочетающего в себе эколого-нравственные знания и убеждения, устойчивую линию поведения и действий, мотивируемых эколого-нравственными ценностями. Экологическое воспитание — непрерывный процесс, в который включены: семья, дошкольные учреждения, школа, вуз [8]. В школе экологическое образование носит междисциплинарный характер. Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определёнными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Цели и задачи экологического воспитания:
- обучение детей правилам общения с природой, познания её;
- развитие потребностей в общении с природой;
- воспитание понимания многогранной ценности природы как источника всех материальных и духовных сил общества и каждого человека [5].
Особую роль играет природоохранительная деятельность школьников. Виды её многообразны
- по защите природной среды (подкормка животных; спасание животных, попавших в беду; борьба с мусором);
- по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними (участие в «зеленом» и «голубом» патрулях, рейдах в природу);
- по улучшению природной среды (посадка растений, озеленение склонов, расчистка леса от сушняка);
- по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет, подготовка презентаций);
- по сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление поделок из природного материала) [9, с. 150].
Задача школьного образования воспитывать экологическую культуру у учащихся, что должно стать одним из критериев цивилизованности общества. Исходя из этого, перед учителем стоит задача грамотно использовать средства и методы в формировании экологической культуры у учащихся. Для экологического образования важное значение имеет работа на местности по оценки воздействия человека на окружающую среду. На их основе у школьников вырабатываются привычки правильно, критически оценивать других людей, выбрать линию поведения, соответствующую законам природы и общества [4]. Разнообразие форм и методов работы, их умелое варьирование на уроках и во внеурочное время позволяет поддержать интерес к предмету, переключать внимание учащихся. предупреждая утомление и перегрузку, сберегая их здоровье. Задания, используемые педагогом во внеурочной работе, направлены не только на развитие географических способностей, навыков, но и на развитие внимания, памяти, эрудиции, кругозора и познавательных способностей учащихся. Обращая особое внимание на уроках географии и во внеурочное время экологическому воспитанию учащихся, использую следующие формы и методы работы:
> Экологические пятиминутки на уроках.
> Мини-проекты, презентации.
> Неделя географии.
> Участие с детьми в экологических субботниках [7].
Большое внимание в формировании экологической культуры учащихся играет учебный кабинет. Правильное ухаживание за цветами в кабинете способствует бережному отношению детей к диким растениям в природе. Экологические проекты, поделки из природного материала, доклады, композиции, фотовыставки, рисунки, участия в конкурсах — способствует расширению и углублению знаний учащихся, повышает интерес к предмету. Всегда интересной является выставка работ «Животные - наши друзья», «Заповедники Кыргызстана», «Охраняемые животные и растения области»- в рамках организации и проведения недели по географии. Преподавание предмета немыслимо без проведения практических работ. Они позволяют развивать самостоятельное обучение: ученик ищет ответ на поставленный вопрос, собирает необходимые сведения. На каждом уроке желательно обращать внимание школьников на проблемы малой родины, либо — большой, показывая их взаимосвязь: малая родина является частичкой большой родины и частью земного шара. Экологические наблюдения позволяют лучше узнать свой край. Повышать учебную мотивацию, активизировать познавательную деятельность, углублять свои
знания по предмету, дополнительно тренироваться в их творческом применении позволяют и занятия во внеурочное время. Особое место среди внеурочных организационных форм обучения географии занимают экскурсии и практические работы на местности. Учебные экскурсии и походы, неоспоримые помощники в изучении географии, так как;
- формируют стойкий интерес к предмету;
- формируют практические умения и навыки;
- помогают разнообразить деятельность обучающихся;
- яркие впечатления надолго остаются в памяти [3].
Большое воспитательное значение имеют и творческие работы учащихся: экологические плакаты, рисунки, газеты, тематические проекты, сочинения на экологическую тему, которые заставляют детей размышлять, думать, анализировать, сопоставлять различные источники информации, высказывать своё мнение по вопросам рационального использования природы и природных ресурсов. Ребята с большим удовольствием принимают участие в предметных неделях (экологии, географии), в школьных и районных олимпиадах, экологических конкурсах. Выделяют следующие формы, методы и средства организации экологического воспитания:
■ урок как традиционная форма (вводные уроки, тематические уроки, уроки-лекции, уроки-беседы и другие).
■ специальные уроки (самостоятельная работа учащихся, метод учебных дискуссий, ролевые игры).
■ внеклассная и внешкольная работа (исследовательский метод, эксперимент, решение экологических задач).
■ лекции, рассказ, просмотр кинофильмов.
■ различные виды экскурсий.
Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их экологического сознания и поведения [8]. Заключение
Разнообразие форм и методов работы, их умелое варьирование на уроках и во внеурочное время позволяет воспитывать у детей бережное отношение к природе, формировать экологическую культуру в рамках экологического образования и его составной части - экологического воспитания. Экологическую культуру необходимо рассматривать как часть педагогической культуры и потому считать возможным применять общепедагогические методы воспитания.
Список литературы / References
1. Васильев С.В. Экологическое образование школьников при обучении географии. СПб.: Изд-во: РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. С. 91.
2. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 134.
3. Казимирова И.Р. Экологическое образование и воспитание школьников в изучении географии. Гомель, 2000.
4. Кучер Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении географии: пособие для учителей. М.: Просвещение, 2000.
5. Лиханова Т.Н. Формирование экологической культуры старшеклассников в процессе реализации региональных программ экологического образования. Пенза, 2001.
6. Махов С.И. Методика формирования экологических умений при изучении курса «География России» // География в школе, 1998. № 3.
7. Николина В.В. Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к природе в процессе обучения географии // География и экология в школе XXI века, 2009. № 1.
8. Родзевич Н.Н. География и экологическая культура // География в школе, 2009. № 4.
9. Стекленева С.Ю. Значение экологического воспитания в процессе преподавания географии в учебных заведениях // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. Чита: Молодой ученый, 2014. С. 150-152.
10. Формы, методы и средства организации экологического образования и воспитания на уроках географии и во внеурочное время. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/formy_metody_i_sredstva_organizacii_ekologicheskogo_obrazovaniy a_i_vospitaniya_na_urokah-560494.htm/ (дата обращения: 15.02.2017).