Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2015. 1 (153)
УДК 317.018.811
Н. Е. Мокиевская, Н. А. Вьюнова, М. В. Козлова
СФОРМИРОВАННОСТЬ КОМПОНЕНТОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У УЧАЩИХСЯ
5-9-Х КЛАССОВ
Загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов и нарушения экологических связей в экосистемах стали глобальными проблемами. Именно поэтому проблема формирования экологической культуры сейчас особенно актуальна. Общество должно пересмотреть свое отношение к природе, отказаться от принципа удовлетворения всех своих потребностей, попытаться гармонизировать свои отношения с природой. Исходя из этого, авторы считают, что подход к решению проблемы экокризиса лежит в плоскости образования. Рассматриваются методы организации экологического воспитания, приведены экспериментальные данные по разным компонентам сформированности экологической культуры у школьников общеобразовательных учреждений в рамках реализации экологического проекта «Экология. Первые шаги».
Ключевые слова: экологическая культура, экологические знания, экологические ценности, экологические действия, деятельностный подход.
Загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов и нарушения экологических связей в экосистемах стали глобальными проблемами. И если человечество будет продолжать идти по нынешнему пути развития, то его гибель, как считают ведущие экологи мира, через два-три поколения неизбежна. По мнению авторов, это происходит потому, что у современного населения очень низок уровень экологической культуры.
Формированием культуры, в том числе и экологической, должна заниматься школа, так как приобретенные в период обучения в школе знания и умения могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии - это важнейший компонент экологической культуры, формируемый у школьников.
Экологическая культура - сравнительно новая, малоизученная проблема. И. П. Сафронов представляет экологическую культуру как систему диалектически взаимосвязанных элементов: экологических знаний, экологического сознания и экологической деятельности. Авторы считают, что одной из составляющих экокультуры являются собственно экологические и связанные, взаимодействующие с ними знания, которые выступают базисом, фундаментом адекватного отношения человека к экологическим проблемам. Другой фундаментальной составляющей частью экологической культуры, формирующей нравственно-эстетическое отношение к действительности, является ценностный компонент, характеризующий уровень сформированности потребностей, социальных установок. И, наконец, экологическая культура личности немыслима вне ее деятельностно-практического отношения к действительности. Таким образом, в формировании экологической культуры следует выделить три взаимосвязанных
компонента: когнитивный, ценностный, деятель-ностный. Результатом формирования экологической культуры являются знания, ценности и действия, ориентированные экологически позитивно [1].
Решение данной задачи предполагает разработку образовательной программы, учебных пособий по формированию экологической культуры школьников, в основе которых лежит деятельностный подход.
Предлагаем разработать программу по формированию экологической культуры в рамках проекта «Зеленые школы России» при поддержке Пензенского регионального отделения Зеленого движения России «ЭКА». Ее реализация возможна как интегрированный курс на уроках биологии, экологии, природоведения, так и во внеурочной деятельности (как система классных часов).
Главное отличие программы - это более 90 % практических заданий, творческих мероприятий и акций. Она предусматривает ежедневное оценивание учеником самого себя с помощью специальных бланков, в которых школьник может написать о тех действиях и мероприятиях, которые он совершил за день, записать интересные мысли.
Именно деятельность является первостепенным показателем сформированности экологической культуры [2].
Для применения деятельностного подхода будут использованы указанные ниже методы.
Интерактивные методы: экоуроки - это не лекции о глобальных экологических проблемах, а уроки, которые ведутся с использованием современных педагогических технологий («Кластер», «Синквейн», «Акростих», «Проблемная лекция», «Фишбоун»). Именно интерактивные методы позволяют реализовать общение не только ученика с учителем, но и ученика с учеником [3]. Хотелось бы отметить, что лекций в данном проекте преду-
Н. Е. Мокиевская, Н. А. Вьюнова, М. В. Козлова. Сформированностъ компонентов экологической культуры.
смотрено всего 15 % от общего количества часов реализации проекта.
Личностно ориентированные методы: одной из приорирететных задач проекта является развитие лидерских и коммуникативных качеств каждого ученика. Для реализации данного метода систематически проводятся однодневные школы-активы для школьников, в ходе которых раскрывается личностный и творческий потенциал каждого ученика [4]. Зеленое портфолио, которое ведет каждый ученик, помогает отслеживать каждодневные достижения ребенка в области экологии, личностного роста и продвижения к цели. В данный момент разрабатывается рабочая тетрадь «Экология. Первые шаги», которая включает в себя краткий теоретический материал по каждому циклу, ежедневное оценивание учеником самого себя, а также ежемесячное оценивание положительных экологических действий своего ребенка родителями и, конечно, массу вдохновляющих примеров улучшения экологической ситуации.
Методы стимулирования деятельности учащихся: участники проекта, прослушав краткий теоретический курс каждого из циклов, сами предлагают идеи акций и мероприятий, которые можно провести в своем микрорайоне, например по просвещению населения о вторичной переработке мусора. Или же сами готовят и проводят акцию единого дня действий Зеленого движения Росиии «ЭКА». Каждый учащийся принимает участие в подготовке акции, а также в непосредственном ее проведении.
С целью определения уровня экологической культуры школьников Пензенской области было проведено исследование с участием 369 учащихся 5, 7, 9-х классов г. Пензы и Пензенской области: 104 учеников 5-го класса, 115 учеников 7-го класса и 150 учеников 9-го класса. Базой исследования являлись учащиеся МБОУ СОШ № 35, МБОУ СОШ № 60, МБОУ СОШ №51, МБОУ СОШ № 59 г. Пензы, МБОУ СОШ с. Константиновка Пензенской области и МБОУ СОШ № 8 г. Кузнецка.
С целью определения уровня когнитивного компонента экологической культуры была разработана система тестовых заданий. Результаты тестирования показали, что школьники имеют средние знания в области экологии. Лишь 4 ученика 7-го класса из 104 опрошенных по циклу «Биология» ответили правильно на все вопросы. Около 3,84 % дали 3-4 правильных ответа. Чуть меньше половины (46,15 %) правильно ответили на два вопроса. Лишь один правильный ответ дали 42,3 % школьников. По циклу «Экология» ни один из учеников 7-го класса не ответил на максимальное количество баллов, 5 правильных ответов дали 11,5 % опрошенных, 3 правильных ответа - 40,38 %,
2 и 1 правильный ответ дали соответственно 50 и 46,15 %.
Девятиклассники справились с заданием еще хуже. Чуть меньше половины опрошенных не смогли дать ни одного правильного ответа по циклу «Биология», большая часть - по циклу «Экология». Ни один ученик 9-го класса не дал 4-6 правильных ответов по экологии и 4 - по биологии. Таким образом, уровень экологических знаний девятиклассников ниже среднего.
В 5-х классах ситуация несколько иная. Основная часть (73,9 %) ответили правильно на 2 вопроса, 3 правильных ответа дали 13,04 %. Больше половины (56,5 %) ответили правильно на один вопрос. По экологии лишь 5 человек не справились с заданием.
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что школьники обладают достаточным уровнем знаний по экологии для общего развития, но не слишком высоким для полноценного формирования экологической культуры.
В основу определения ценностного компонента экологической культуры учащихся средней школы была положена методика М. Рокич.
Судя по результатам, экологические ценности не пользуются популярностью у учеников 5-х классов, так как основная их дислокация - между 7-м и 18-м местом из 20 предложенных. Хотя 6 % опрошенных поставили ценность «Здоровье» на 3-е место, 4 % - на 4-е место и 8 % - на 5-е место, такая ценность, как «Безопасность моей жизни», появляется только на 13-м месте, «Полезная еда» -на 14-м и на 8-м месте соответственно, «Здоровый образ жизни» - на 8-м месте. На последнее место были выведены следующие ценности: «Безопасность моей жизни» (22 %), «Природа вокруг меня» (78 %).
У семиклассников экологические ценности пользуются еще меньшей популярностью. Ценность «Безопасность моей жизни» появляется только на 17-м месте, «Природа вокруг меня», «Полезная еда» - на 12-м месте, «Здоровый образ жизни» - на 17-м месте, «Здоровье» - на 14-м. На последнее место были выведены следующие ценности: «Домашние животные» (43,47 %), «Безопасность моей жизни» (17,39 %), «Здоровый образ жизни» (13,02 %), «Природа вокруг меня» (13,04 %).
Результаты исследования показали, что ценностный компонент экологической культуры из трех групп исследуемых (учащихся 5, 7, 9-х классов) самый низкий у учащихся 9-х классов. Они крайне редко выбирают экологические ценности в качестве приоритетных. Основная дислокация ценностей - между 12-м и 20-м местом, что также говорит о несформированности ценностного
Вестник ТГПУ (ТБРиБиНеПп). 2015. 1 (153)
компонента экологической культуры. Полученные результаты позволяют судить о низком уровне экологических ценностей у школьников 5, 7, 9-х классов.
С целью деятельностного компонента экологической культуры были разработаны анкеты для учащихся, в которых им предлагается из перечня выбрать те действия, которые они действительно совершают. Также были предусмотрены анкеты для родителей, где они отслеживали действия своего ребенка. В анкетах указывались как действия, которые ученики могут совершать в семье (уборка, сортировка мусора, экономия воды, электроэнергии и др.), так и участие в социально значимых акциях по посадке деревьев, сбору макулатуры и др.
Максимальное количество выборов у пятиклассников - 9 действий (3,14 %), у семиклассников - 6 действий (4,92 %), у девятиклассников - 5 действий (5,45 %). Большее количество учеников отметили, что они вообще не желают и не совершают экологически значимых действий (36,3 % -5-й класс, 43,82 % - 7-й класс, 56,1 % - 9-й класс).
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что уровень экологических знаний у школьников среднего звена является удовлетворительным, но несформированность ценностного компонента, а также недостаток конкретных действий, направленных на сохранение и защиту природы, говорит о несформированной экологической культуре.
С целью выяснить причину такого положения, был проведен анализ учебников и учебной литературы для учащихся 5-9-х классов (таблица). Были взяты два наиболее распространенных среди школ, участвующих в исследовании, учебника по экологии: «Экология: учебник для 5-6 классов общеобразовательной школы» (А. И. Никишов, В. Н. Куз -нецов, Д. Л. Теплов) и «Экология: учебник. 7-9 классы» (А. Т. Зверев, Е. А. Зверева). Оба учебника содержат основные разделы современной экологии: биологическую, сельскохозяйственную, лесохозяй-ственную и водохозяйственную, промышленную и социальную экологию, а также экологию человека. Проведя анализ данных учебников, изучив школьные программы и понаблюдав за работой учителей-предметников, авторы получили следующие результаты: практических заданий в учебниках предусмотрено мало (25-20 % от общего количества заданий) и они практически не выполняются, учителя отмечают, что выполняют лишь 9-12 % практических заданий из предложенных. Таким образом, современная школьная программа удовлетворяет лишь один из компонентов экологической культуры - когнитивный, в то время как формированию ценностного и деятельностного компонентов экологической культуры не уделяется должного внимания.
Анализ учебников по экологии для 5-9-х классов
Показатель Класс
5-й 7-й и 9-й
Предусмотрено учебником Выполняется учителем Предусмотрено учебником Выполняется учителем
Название учебника Экология: учебник для 5-6 классов общеобразовательной школы Экология: учебник. 7-9 классы
Авторы учебника A. И. Никишов, B. Н. Кузнецов, Д. Л. Теплов А. Т. Зверев, Е. А. Зверева
Объем теории, % 100 78 100 72
Практические задания, % 25 9 20 12
Теоретические задания, % 75 60 80 65
Результаты исследования показали, что недостаток практических заданий ведет к отсутствию экологических ценностей и действий и, как следствие, экологической культуры. Проведенное исследование обусловило необходимость разработки программы, учебных пособий по формированию экологической культуры школьников, в основе которых лежит деятельностный подход.
Именно поэтому в рамках проекта «Зеленые школы России» при поддержке Пензенского регионального отделения Зеленого движения России «ЭКА» авторами была разработана программа, состоящая из 10 циклов: «Энергосбережение», «Вторичная переработка», «Птицы в городе», «Цикл экоеды», «Безопасность», «Водосбережение», «День Земли», «Защита леса от пожаров», «Цикл очистки любимых мест отдыха», «Безопасная упаковка».
Каждый цикл имеет четыре составляющие:
1) учимся и исследуем;
2) делаем и практикуем;
3) творим;
4) оцениваем себя.
Следует отметить, что данная программа имеет динамический характер, позволяя наполнить ее содержанием, исходя из учебников, используемых преподавателем, возрастных и индивидуальных особенностей, способностей учеников, экологической ситуации в регионе. Предложенную программу по экологии можно использовать как самостоятельную в преподавании курса «Экология», как интегрированный курс с дисциплинами «Биология», «География», а также как систему внеурочной экологически направленной деятельности.
Н. Е. Мокиевская, Н. А. Вьюнова, М. В. Козлова. Сформированностъ компонентов экологической культуры...
Список литературы
1. Аттали Ж. На пороге нового тысячелетия: пер. с англ. М.: Международные отношения, 2009. 136 с.
2. Лекторский В. А. Деятельностный подход: начало и перспективы // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2008. Вып. 1. С. 13-16.
3. Ерофеев Б. В. Экологическое право России: учебник. М.: Юристъ, 2009. 624 с.
4. Лавров С. Б. Глобальные проблемы современности. Ч. 1. СПб.: СПбГУПМ, 2011. 72 с.
Мокиевская Н. Е., кандидат педагогических наук, доцент. Пензенский государственный технологический университет.
Проезд Байдукова, 1а/ул. Гагарина, 11, Пенза, Россия, 440039. E-mail: nadmoki@yandex.ru
Вьюнова Н. А., студентка.
Пензенский государственный технологический университет.
Проезд Байдукова, 1а/ул. Гагарина, 11, Пенза, Россия, 440039.
Козлова М. В., студентка.
Пензенский государственный технологический университет.
Проезд Байдукова, 1а/ул. Гагарина, 11, Пенза, Россия, 440039.
Материал поступил в редакцию 21.01.2014.
N. E. Mokievskaya, N. A Vyunova, M. V. Kozlova
THE MATURITY OF COMPONENTS OF ECOLOGICAL CULTURE AMONG SCHOOLCHILDREN
GRADES 5-9
Environmental pollution, depletion of natural resources and violations of ecological linkages in ecosystems have become global problems. That is why the problem of the formation of ecological culture is particularly relevant now. Society should reconsider its attitude to nature, to abandon the principle meet all their needs, try to harmonize their relationship with nature. We believe that the approach to the solution of environmental problems is the basis of education.
This article discusses methods of environmental education organization, shows the experimental data for different components of formation of ecological culture among schoolchildren in the framework of the environmental project "Ecology. First Steps".
Key words: ecological culture, environmental knowledge, environmental values, environmental action, activity-based approach.
References
1. Attali J. Na poroge novogo tyisyacheletiya [On the threshold of the new millennium]. Moscow, International Relations Publ., 2009. 136 p. (in Russian).
2. Lectorsky V. A. Deyatelnostnyiy podhod: nachalo i perspektivyi ^cAvity approach: start and prospects]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo univestiteta - TSPU Bulletin, 2008, vol. 1, рр. 13-16. (in Russian).
3. Erofeev B. V. Ekologicheskoe pravo Rossii: uchebnik [Russian Environmental Law: Textbook]. Moscow, Yurist Publ., 2009. 624 p. (in Russian).
4. Lavrov S. B. Globalnyieproblemyisovremennosti: chast 1 [Global problems: Part 1]. St. Petersburg, SPbGUPM Publ., 2011. 72 p. (in Russian).
Mokievskaya N. E.
The Penza State Technological University.
Proezd Baydukova, 1a/ul. Gagarina, 11, Penza, Russia, 440039. E-mail: nadmoki@yandex.ru
Vyunova N. A.
The Penza State Technological University.
Proezd Baydukova, 1a/ul. Gagarina, 11, Penza, Russia, 440039.
Kozlova M. V.
The Penza State Technological University.
Proezd Baydukova, 1a/ul. Gagarina, 11, Penza, Russia, 440039.