Научная статья на тему 'Формирование экологической культуры школьников в процессе обучения географии в средней школе'

Формирование экологической культуры школьников в процессе обучения географии в средней школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
351
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МОДЕЛИРОВАНИЕ / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ENVIRONMENTAL EDUCATION / ENVIRONMENTAL CULTURE / MODELING / THE MODEL OF FORMATION OF ENVIRONMENTAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сурайкина Елена Геннадьевна, Ананьева Татьяна Алексеевна

В статье осуждается актуальность формирования экологической культуры школьников на современном этапе развития общества. В рамках решения данной проблемы автором предложена модель формирования экологической культуры школьников в процессе обучения географии, которая была реализована на базе МБОУ СОШ № 88 г. Красноярска. Приведены результаты определения начального уровня сформированности экологической культуры обучающихся и после проведения эксперимента по реализации предложенной автором модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сурайкина Елена Геннадьевна, Ананьева Татьяна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF ENVIRONMENTAL CULTURE OF SCHOOL STUDENTS IN THE PROCESS OF LEARNING GEOGRAPHY IN SECONDARY SCHOOL

The article discusses the relevance of the formation of school students, environmental culture at the present stage of the development of society. As part of the solution to this problem the author suggests a model of the formation of environmental culture of school students in the process of learning Geography, which was implemented on the basis of a secondary school № 88 in Krasnoyarsk. The article presents the results determined for the initial level of formation of school students, environmental culture before and after the experiment to implement the model proposed by the author.

Текст научной работы на тему «Формирование экологической культуры школьников в процессе обучения географии в средней школе»

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

ГЕОГРАФИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

THE FORMATION OF ENVIRONMENTAL CULTURE OF SCHOOL STUDENTS IN THE PROCESS OF LEARNING GEOGRAPHY IN SECONDARY SCHOOL

Е.Г. Сурайкина, Т.А. Ананьева E.G. Suraikina, T.A. Ananyeva

Экологическое образование, экологическая культура, моделирование, модель формирования экологической культуры.

В статье осуждается актуальность формирования экологической культуры школьников на современном этапе развития общества.

В рамках решения данной проблемы автором предложена модель формирования экологической культуры школьников в процессе обучения географии, которая была реализована на базе МБОУ СОШ № 88 г. Красноярска. Приведены результаты определения начального уровня сформированности экологической культуры обучающихся и после проведения эксперимента по реализации предложенной автором модели.

Environmental education, environmental culture, modeling, the model of formation of environmental culture.

The article discusses the relevance of the formation of school students environmental culture at the present stage of the development of society. As part of the solution to this problem the author suggests a model of the formation of environmental culture of school students in the process of learning Geography, which was implemented on the basis of a secondary school № 88 in Krasnoyarsk. The article presents the results determined for the initial level of formation of school students environmental culture before and after the experiment to implement the model proposed by the author.

Учитывая неотложность решения экологических проблем в современном обществе и рассматривая вопросы формирования высокого уровня экологической культуры у населения как залог будущего устойчивого развития страны, следует отметить недостаточную разработанность теоретических и практических путей и методов формирования экологической культуры граждан, и прежде всего подрастающего поколения нашей страны. В поиске условий формирования экологической культуры в процессе обучения географии в средней школе авторы видят актуальность своей работы.

Цель работы - показать возможности формирования экологической культуры на уроках и внеурочных мероприятиях по географии в средней общеобразовательной школе.

Достижению цели способствует решение следующих задач.

1. Разработать и теоретически обосновать модель экологизации географического образования.

2. Реализовать модель, обеспечивающую формирование экологической культуры, в средней школе.

3. Экспериментально установить эффективность внедрения разработанной модели формирования экологической культуры личности в традиционную систему образования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в расширении знаний о сущности и путях формирования экологической культуры обучающихся в процессе обучения географии.

Для характеристики уровня отношения человека к природе специалисты стран - членов

Е.Г. СУРАЙКИНА, Т.А. АНАНьЕВА. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛьТУРЫ ШКОЛьНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

СЭВ в концепцию образования в области охраны окружающей среды предложили ввести понятие «экологическая культура» [Маецкая, 1984, с. 49].

Авторами были проанализированы подходы разных исследователей к определению понятия экологической культуры, в частности: Е.С. Кривошеевой, А.А. Вербицким, Р.З. Тага-риевым, Ю.Ю. Галкиным, Б.Т. Лихачевым, А.Д. Урсулом и др. Аналитическая деятельность показала отсутствие единства во мнениях исследователей по вопросу понимания сущности и структуры экологической культуры личности. Исходя из данного анализа, мы предлагаем следующее определение экологической культуры - это часть общей культуры личности, проявляющаяся как нравственный опыт взаимодействия с социоприродной средой на основе ее практического, интеллектуального и духовного постижения, включающая экологические знания, экологическое сознание и экологически оправданное поведение.

Чтобы понять объективные закономерности, лежащие в основе процесса формирования и развития экологической культуры личности, необходимо четко представлять себе ее модель. В связи с этим считаем необходимым подробнее остановиться на рассмотрении данного понятия.

Слово «модель» произошло от латинского слова «modus, modulus», что означает: мера, образ, способ и т.п.; это общее значение слова «модель» послужило основанием для того, чтобы использовать его в качестве научного термина в математических, естественных, технических и социальных науках [Штофф, Бранский, 1966, с.7]. Модель не только является инструментом познания, но и раскрывает состояние моделируемого объекта, так как несет в себе структуру того, чего еще нет в объективной реальности [Смирнова и др., 2014, с. 55].

В нашем исследовании моделирование предполагает создание модели педагогического изобретения, рассчитанного на интенсификацию педагогических процессов, и связано с формированием экологической культуры у уча-

щегося. Педагогические аспекты моделирования нашли отражение в исследованиях А.Д. Урсула, В.П. Беспалько, А.В. Мозговой, В.В. Краев-ского, В.И. Вернадского, С.И. Мещерякова и других. Ими разработаны возможности моделирования как метода дидактического исследования и средства оптимизации учебного процесса.

Практически любая модель, связанная с педагогическим процессом, включает в качестве компонентов, исходя из структуры учебно-воспитательного процесса, цель, содержание, формы, методы и средства.

В процессе исследования авторами проведен анализ различных моделей экологического образования, предложенных биологами, ин-форматиками, химиками, географами (в частности, нами была проанализирована концептуальная модель формирования экологического образования школьников А.В. Флеенко) [Флеенко, 2010, с.74].

Автор данной работы предлагает свою модель формирования экологической культуры школьников в процессе обучения географии, структура которой представлена на рис. 1.

Модель характеризуется наличием заданной цели (формирование экологической культуры), определенными психолого-педагогическими условиями, методами взаимодействия и формами организации учебного процесса, а также предусматривает контроль за процессом формирования экологической культуры учащихся, который заключается в определении уровня сформированности экологической культуры учащихся. Экологическая культура представлена в модели совокупностью структурных компонентов (экологические знания и умения, экологическое сознание, экологическая деятельность), воздействие на которые обеспечивает достижение поставленной цели - сформированная экологическая культура. Данные структурные компоненты были установлены на основе анализа и обобщения мнения исследователей [Сурайкина, 2015, с. 23].

Предложенная автором модель была апробирована в течение 2 лет (2013-2015) в МБОУ СОШ № 88 г. Красноярска.

<С £

d pq

0

ь

к

1 W m Е-

U

CL

<

о ^ о о

О Й

2S

ш Е-

S

О

Рч

W

13

о §

к

%

о

W :г s

ь

I—

<с п

W

с

S

д

н

U

W М

Результат

Рис. 1. Модель формирования экологической культуры школьников в процессе обучения географии

В задачи нашего исследования входила разработка теста для определения уровня экологической культуры учащихся. За основу мы взяли методику по Е.В. Асафовой [Асафова, 2003, с. 157-176], поскольку эта методика позволяет исследовать определенные нами ранее компоненты экологической культуры: экологические знания и умения, экологическое сознание, экологическую деятельность. Вопросы методики были нами доработаны, адаптированы под особенности общеобразовательных учреждений.

С использованием данной методики была проведена диагностика начального уровня сфор-мированности экологической культуры у учащихся 6-11 классов МБОУ СОШ № 88 г. Красноярска. В ходе исследования опрошено 157 учащихся. Результаты тестирования представлены на рис. 2

Обработка полученных результатов позволила сделать следующие выводы: уровень имеющейся экологической культуры подростков в преобладающем большинстве соответствует среднему уровню - 39,5 %, на уровне ниже среднего находится 17,2 % опрошенных, выше среднего - 14,7 %, т.е. имеются перспективы дальнейшего роста уровня экологической культуры школьников.

Результаты констатирующего этапа нашего эксперимента позволили перейти ко второму, опытно-экспериментальному этапу исследования, основной целью которого являлся поиск эффективных методов и средств формирования экологической культуры школьников в урочной и внеурочной деятельности по географии.

Е.Г. СУРАЙКИНА, Т.А. АНАНьЕВА. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛьТУРЫ ШКОЛБНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Рис. 2. Диаграмма уровней сформированности экологической культуры обучающихся МБОУ СОШ № 88 Ленинского района г. Красноярска на сентябрь 2013 г.

В условиях учебно-воспитательного процесса формирование экологической культуры реализуется через систему уроков, а также во внеурочной деятельности. Одним из средств повышения экологической культуры являются интегрированные уроки географии и экологии. В процессе работы с обучающимися МБОУ СОШ № 88 г. Красноярска одним из авторов была проведена серия интегрированных уроков, в том числе и инновационных, направленных на повышение экологической культуры школьников: урок-суд по теме «Изменение географической оболочки под воздействием человека» (6 класс); урок-путешествие по географии и экологии по теме «Природные зоны Австралии» (7 класс); урок-конференция по теме «Экологическая ситуация в России» (8 класс) и т.д.

По нашему мнению, именно во внеурочной деятельности происходит дальнейшее формирование таких важных компонентов экологической культуры личности школьника, как экологическое сознание и экологическая деятельность. В данном направлении были проведены праздники «День Земли», «День птиц»; на базе 7-8 классов реа-лизовывалась программа кружка «Краеведение» экологической направленности; обучающиеся принимали участие в научно-практических конференциях разного уровня (секция «Экология»).

Итоговое тестирование по выявлению уровня экологической культуры у обучающихся МБОУ СОШ № 88 было проведено в мае 2015 г. с использованием той же методики, что была нами применена ранее. Результаты его представлены на рис. 3.

Рис. 3. Диаграмма уровней сформированности экологической культуры обучающихся МБОУ СОШ № 88

Ленинского района г. Красноярска на май 2015 г.

<

м

м

иР

I

и <

с м

о

1-4

0

1 X

м

03 Е-

и

Рч

<

о

о

1-4

0

1-4

§

и а-

1

и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

1-4

о

«

и ш

X

х

1-4

о

1-4

<

«

м х

а и

н

и

м

РЭ

Обработка полученных результатов позволила сделать следующие выводы: уровень экологической культуры подростков в ходе реализации модели по формированию экологической культуры изменился следующим образом: на уровне ниже среднего количество обучающихся снизилось на 10,8 %; на среднем уровне - снизилось на 17,1 %; выше среднего - повысилось на 6,3 %, кроме того, увеличилось количество школьников с высоким (увеличилось на 9,3 %) и очень высоким уровнями экологической культуры (возросло на 13,2 %).

Эффективность реализации созданной модели в практике работы образовательного учреждения необходимо связать с соблюдением ряда педагогических условий. Под педагогическими условиями мы понимаем взаимосвязанную совокупность мер в учебно-воспитательном процессе, обеспечивающих достижение педагогических задач, направленных в нашем случае на повышение у учащихся экологической культуры.

Для усиления результативности формирования экологической культуры нами соблюдались следующие педагогические условия:

1) методические и методологические (построение учебного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, выбор оптимальных форм, методов и средств обучения, направленных на активизацию интереса учащихся к экологическим знаниям и т.д.);

2) ресурсные, включающие технические средства обучения (компьютеры, сетевое обеспечение, систему диагностики и контроля полученных знаний), а также учебно-материальную базу, соответствующую установленным нормам;

3) организационные (ведение образовательного процесса в соответствии с программами дисциплин).

Итак, нами была разработана и на протяжении 2 лет реализована модель формирования экологической культуры в общеобразовательной школе. В результате проведенного исследования в соответствии с поставленной целью показаны воз-

можности формирования экологической культуры на уроках и внеурочных мероприятиях по географии в средней общеобразовательной школе.

В ходе проведенного исследования можно сделать вывод, что реализация модели по формированию экологической культуры школьников в процессе обучения географии в средней школе позволила повысить уровень экологической культуры школьников, что доказывают результаты тестирования на начальном и заключительном этапах эксперимента.

Библиографический список

1. Асафова Е.В. Воспитание и диагностика развития экологической культуры студентов // Приоритетные стратегии мониторинга качества воспитания студентов под ред. В.И. Андреева. Казань: Центр инновац. технологий, 2003.

2. Маецкая З.И. Влияние форм и методов обучения биологии и географии на успехи учеников в области охраны и формирования среды // Инф. бюл. / Координац. центр стран - чл. СЭВ; 1 пробл. Институт формир. окруж среды. 1984. № 12. С. 48-59.

3. Смирнова Н.З., Галкина Е.А, Голикова Т.В., Горленко Н.М., Чмиль И.Б. Инновационные процессы в естественнонаучном образовании: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т. им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2014. 356 с.

4. Сурайкина Е.Г. Развитие научного отношения к проблеме формирования экологической культуры в системе школьного образования // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. № 2. С. 20-24.

5. Флеенко А.В. Реализация принципов эколого-географического образования в школе: дис. ... канд. геогр. наук: 25.00.36. Томск, 2010. 238 с.

6. Штофф В.А., Бранский В.П. Моделирование и философия: гносеологические аспекты моделирования в естественнонаучной сфере. Л.: Наука, 1966. 302 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.