ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕГО И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 373.5:159.9:502. 12
А. В. Флеенко
психолого-педагогические аспекты формирования экологической культуры подростков в процессе преподавания географии
Рассмотрены психолого-педагогические особенности обучающихся подросткового возраста. Особое внимание уделено значению психолого-педагогических особенностей в вопросах формирования экологической культуры подростков, взаимоотношению природы и ученика. В работе приводятся данные мониторинга сфор-мированности экологической культуры подростков муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 31 г. Томска за 2007-2014 гг., которые показывают рост числа обучающихся с высоким и средним уровнем экологической культуры.
Ключевые слова: природа и человек, возрастная психология, экологическая культура, подросток, учитель.
В последнее время появилось много проблем, затрагивающих интересы всего человечества, так называемые глобальные проблемы. Важнейшая из них - экологическая, одной из задач которой является решение вопросов формирования экологической культуры подрастающего поколения разных возрастов. Так, Н. В. Ульянова [1] обращает внимание на то, что именно школа обеспечивает целенаправленное, систематическое, планомерное, разностороннее, содержательное воздействие на обучающихся в вопросах формирования экологической культуры. Данный процесс становится более продуктивным, если в ходе обучения педагоги будут учитывать психолого-педагогические особенности подростков. И. Ю. Соколова и Н. К. Грицкевич [2] пишут о важном значении психолого-педагогической квалификации учителей для реализации основных положений концепции природосообразного и культуросообразного образования.
Знание психолого-педагогических особенностей детей разного возраста дает возможность успешного проявления личности педагога, а также определяет отношения между школьником и учителем. Именно поэтому возрастную психологию изучали многие ученые - Ф. И. Иващенко, Я. Л. Коломинский, В. В. Давыдов, Л. С. Выготский, Р. С. Немов, А. А. Деркаг, О. П. Солодилова, Л. А. Григорович, И. А. Зимняя и др.
Слово «подростковый» происходит от лат. adolescere, что означает «превращаться во взрослого». Подростковый период - период завершения детства, вырастания из него, переходный этап от детства к взрослости [3]. Согласно И. А. Зимней
[4], в подростковом возрасте (от 10-11 до 14-15 лет) ведущую роль играет общение со сверстниками в контексте собственной учебной деятельности подростка. Присущая детям этого возраста деятельность включает в себя такие ее виды, как учебная, общественно-организационная, спортивная, художественная, трудовая. При выполнении этих видов полезной деятельности у подростков возникает осознанное стремление участвовать в общественно необходимой работе, становиться общественно значимым. Подросток учится строить общение в различных коллективах с учетом принятых в них норм взаимоотношений, рефлексии собственного поведения, умения оценивать возможности своего «Я». Главная ценность подростка - система отношений со сверстниками, взрослыми, подражание осознаваемому или бессознательному следованию «идеалу», устремленность в будущее (недооценка настоящего). Отстаивая свою самостоятельность, подросток формирует и развивает на основе рефлексии свое самосознание, образ «Я», соотношение реального и идеального «Я». На основе интеллектуализации психических процессов происходит их качественное изменение по линии все большей произвольности, опосредо-ванности.
Формирование самосознания подростка заключается в том, что он начинает постепенно выделять качества из отдельных видов деятельности и поступков, обобщать и осмысливать их как особенности своего поведения, а затем и качества своей личности. Предметом оценки и самооценки, самосознания и сознания являются качества личности,
А. В. Флеенко. Психолого-педагогические аспекты формирования экологической культуры подростков.
связанные прежде всего с учебной деятельностью и взаимоотношениями с окружающими [5].
Как субъект учебной деятельности подросток характеризуется тенденцией к утверждению своей позиции субъектной исключительности, «индивидуальности», стремлением (особенно проявляющимся у мальчиков) чем-то выделиться. Стремление к «исключительности» входит и в мотивацию достижения, проявляясь в таких ее составляющих, как «награда», «успех». Социальная активность подростка направляется на усвоение норм, ценностей и способов поведения, что, будучи представленным в содержании учебной деятельности и условиях ее организации, отвечает удовлетворению этих мотивов. Именно поэтому педагогическая психология подчеркивает важность реализации всех активизирующих интеллектуальную деятельность подростка принципов обучения: его про-блематизацию, диалогизацию, индивидуализацию, активно-действенные формы организации усвоения. Показательно для подросткового возраста и отношение к авторитету. С одной стороны, позиция подростка «я - взрослый» как бы противопоставляет его взрослым, с другой - их авторитет остается важным фактором в его жизни [4].
Формирование экологической культуры подростков тесно связано не только с овладением системой знаний, но и выработкой системы определенных привычек, умений и навыков. Они способствуют прочному закреплению знаний о взаимосвязях общества и природы, в них воплощается культура ответственного и активного отношения личности к природной среде, умение привлекать других людей к природоохранной деятельности. Все навыки и умения можно разделить на две группы. Первая - навыки и умения по изучению окружающей природной среды путем исследования и оценки ее достоинств, состояния возможностей. Вторая - навыки и умения соблюдать нормы поведения и выполнять общественно полезную деятельность по защите, уходу и улучшению природной среды, а также пропагандировать идеи охраны природной среды. Такое разделение на группы несколько условно, так как виды деятельности тесно взаимосвязаны между собой [6].
И. Д. Зверев и И. Т. Суравегина [7], изучавшие вопросы психолого-педагогических основ формирования ответственного отношения к природе, утверждают, что отношение к природе определяется как сознательные, избирательные связи с различными природными объектами и явлениями.
С. Д. Дерябо [8] отмечает, что в подростковом возрасте происходят кардинальные изменения субъективного отношения к природе. В этом возрасте уровень субъектификации природных объектов становится уже ниже среднего для школьников. Это
происходит на фоне существенного снижения числа школьников, для которых природные объекты являются «значимыми». Таким образом, начиная с подросткового возраста разрушается субъектное восприятие природных объектов, «субъектная установка» по отношению к ним, свойственная всем предыдущим периодам, сменяется «объектной». И хотя элементы субъектификации на этом этапе еще сохраняются, она перестает являться ведущим фактором, определяющим отношение к природным объектам. Подростки оказываются способными на жестокое обращение с животными и растениями. Но если детская жестокость является «жестокостью по непониманию» (дошкольники, в силу непреодоленного еще эгоцентризма, обычно просто не способны в достаточной мере сопереживать чужой боли), то жестокость по отношению к природным объектам в подростковом возрасте носит совершенно другой характер: часто на них выплескивается накопившийся из-за социальных трудностей данного периода заряд агрессивности, подросток как бы «отыгрывается» на животных и растениях. Но такая трансформация происходит только с теми, для кого на предыдущих этапах природные объекты недостаточно открывались как субъекты, у кого незначителен опыт субъектификации, непрагматического субъект-субъектного взаимодействия, т. е. общения с ними. Ребенок, который долго мечтал о собаке и, наконец, уговорил родителей завести ее, который несколько лет ухаживал за ней, гулял, играл, навряд ли будет склонен к жестокости и по отношению к другим животным и растениям. На основе механизма стереотипизации отношение, сформировавшееся к его любимой собаке, будет транслироваться и на других живых существ. В то же время, если собака заводилась родителями исключительно с прагматическими целями: престиж, продажа породистых щенков и т. п., и такая прагматическая система ценностей была усвоена ребенком, этого не произойдет. Для этого периода характерен самый низкий среди подростков и юношей уровень интенсивности отношения к природе непрагматического характера. Именно в подростковом возрасте происходит резкий рост степени выраженности экологических установок прагматического типа, когда природа - «объект пользы». Для подросткового возраста характерна и максимальная среди подростков и юношей склонность к выбору прагматического типа взаимодействия с природой, что, безусловно, является более экологически «опасным». В подростковом возрасте наряду с полным изменением сферы проявления отношения к природе свойственный подростку прагматизм наилучшим образом может реализоваться в практической сфере. Природа становится своего рода «полигоном» для социальных достижений. В основе деятельности, связанной
с природой, может лежать, во-первых, мотивация получения какого-либо «трофея», повышающего статус среди сверстников. Во-вторых, в ее основе может лежать подражание прагматической практической деятельности взрослых. И, в-третьих, мотивацией деятельности, связанной с природой, природными объектами, является возможность выхода компенсаторной агрессивности, обусловленной трудностями социализации в этом возрасте [8].
Б. А. Душков отмечает, что подлинное отношение к природе обусловлено не самой природой, а обществом, культурой, уровнем их развития. Говоря о глобальности проблем, следует отметить, что самым непосредственным образом они связаны с уровнем развития сознания человека к проблемам всего человечества. Главными среди задач, выступающих в качестве объективной закономерности развития социально-экологических, психологических и культурных отношений личности к природе, являются: развитие национальной и межнациональной экологической культуры личности; соединение социально-экологической и психологической культуры с повседневной жизнью, всеми видами деятельности; выработка правильного отношения к культурным традициям; формирование всесторонне развитой личности, обладающей развитым чувством социальной ответственности за сохранение и рациональное использование природных богатств нашей планеты [9].
В. А. Ясвин [10] выделяет ряд психологических функций взаимодействия людей с природой:
- эстетическая функция - возможность любоваться «красотой форм», наслаждаться «приятным запахом», мелодичными звуками и т. д.;
- познавательная функция - возможность «наблюдать за интересными процессами», узнавать новое и т. д.;
- функция реализации потребности в компетентности - овладение соответствующими технологиями;
- психотерапевтическая функция - «снятие стрессовых состояний», «снижение возбуждения» и т. д.;
- психофизиологическая функция - «снижение артериального давления», устранение бессонницы и т. д.;
- воспитывающая функция - «воспитывает доброту, любознательность» и т. д.
Знание вышеперечисленных психолого-педагогических особенностей подростков позволяет рассматривать значение каких-либо предметов в области формирования экологической культуры в преподавании географии. География - это наука, играющая большую роль в формировании экологической культуры обучающихся, поэтому не случайно в 80-х гг. XX в. на стыке географии и психологии
возникла новая дисциплина, которую условно назвали «географическая психология». Цель географической психологии - выявление и изучение связей и отношений, существующих между человеком, окружающей природной средой и обществом. Основные задачи географической психологии, направленные на решение психологических проблем в изучении разных аспектов взаимодействия человека и природы как целостной системы, заключаются в следующем: в физико-географической, экологической и социально-экономических областях отношений; выяснении основных психологических и экологических факторов, влияющих на гармонизацию взаимодействия человека и природы [7].
Автором данной работы с 2007 по 2014 г. на базе МАОУ СОШ № 31 г. Томска проводилось исследование уровня экологической культуры и его мониторинг у подростков с 5-го по 9-й классы. Мониторинг представляет собой анкетирование из 8 ситуационных вопросов, позволяющих выявить: спектр сформулированных норм и правил поведения в природе; повторяемость отдельных норм и правил; уровень рефлексии учащимися норм и правил поведения человека в природе; уровень личностного осознания учащимися норм и правил поведения; адекватность экологического сознания и поведения учащихся в природе. При анализе результатов к категории подростков с высоким уровнем экологической культуры относились обучающиеся, которые могли дать на предложенные вопросы 7-8 утвердительных ответов, к категории со средним уровнем - 5-7, с низким уровнем - 1-3.
В заключение отметим следующее: мониторинг сформированности экологической культуры подростков МАОУ СОШ № 31 г. Томска показывает рост числа обучающихся с высоким и средним уровнем экологической культуры, что свидетельствует о своевременной, непрерывной, хорошо продуманной системе урочной и внеурочной работы, в том числе и о правильном применении знаний психолого-педагогических особенностей подростков в ходе исследуемого вопроса (рисунок).
100 80 60 40 20
%
ШШЯ I ■ ■ I ■ I I I ■ ■ I ■ I
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
низкии уровень ■ средним уровень
высоким уровень
Уровень сформированности экологическом культуры подростков (2007-2014 гг .)
0
А. В. Флеенко. Психолого-педагогические аспекты формирования экологической культуры подростков...
Описок литературы
1. Ульянова Н . В . Экологическое сознание и экологическая культура // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2007 . Вып . 6 (69) . С . 57-61.
2 . Соколова И . Ю . , Грицкевич Н . К . Развитие и сохранение здоровья личности обучающихся в рамках реализации концепции природосоо-
бразного и культуросообразного образования // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2014 . Вып . 1 (142) . С . 45-51.
3 . Батюта М . Б . Возрастная психология . М .: Логос, 2014. 306 с.
4 . Зимняя И . А. Педагогическая психология . М .: Логос, 2002 . 384 с.
5 . Дарвиш О . Б . Возрастная психология . М .: ВЛАДОС-ПРЕСС, ИД КДУ, 2013. 264 с .
6 . Захлебный А. Н . Школа и проблемы охраны природы: содержание природоохранного образования . М .: Педагогика, 1981.184 с .
7 . Отношение школьников к природе / под ред . И . Д . Зверева, И . Т . Суравегиной . М . : Педагогика, 1988. 128 с.
8 . Дерябо С . Д. , Ясвин В . А. Экологическая педагогика и психология . Ростов н/Д .: Феникс, 1996 . 480 с .
9 . Душков Б . А. География и психология: подход к проблемам . М . : Мысль, 1987 . 285 с.
10 . Ясвин В . А. История и психология формирования экологической культуры . М .: Наука, 1999 . 100 с.
Флеенко А. В., кандидат географических наук, доцент, учитель географии. Национальный исследовательский Томский государственный университет. Пр. Ленина, 36, Томск, Россия, 634050. МАОУ СОШ № 31 г Томск. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 28.01.2015.
A. V Fleenko
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE OF TEENAGERS IN THE
PROCESS OF TEACHING GEOGRAPHY
The article considers psychological and pedagogical features of adolescence students, for which different kinds of activities, such as studing, scientific, sport, labour and art are characteristic. Special attention is paid to the importance of psycho-pedagogical peculiarities in the formation of ecological culture of adolescents, the relationship between nature and pupil. A huge value of degrees in ecological examples is staged in teenager age. The patriotic attitude to the nature is formed not only by the nature itself, but by society, culture and the level of their development also. In the relationship between nature and people estetic, psychologic, sensitive and educative functions are used. The paper presents the monitoring data of formation of ecological culture of teenagers of municipal autonomous educational institution of secondary school № 31 of Tomsk, which show an increase in the number of students with high and moderate level of ecological culture.
Key world: nature and man, age psychology, ecological culture, teenager, teacher.
References
1. Ul'yanova N . V. Ekologicheskoe soznanie i ekologicheskaya kul'tura [Ecological consciousness and ecological culture, problems and prospects] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2007, no . 6 (69), pp . 57-61 (in Russian) .
2 . Sokolova I . Yu . , Gritskevich N . K . Razvitie i sokhranenie zdorov'ya lichnosti obuchayushchikhsya v ramkakh realizatsii kontseptsii
prirodosoobraznogo i kul'turosoobraznogo obrazovaniya [The development and preservation of health of students' personality with the process of realization of the concept of nature and culture corresponding education] Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2014, no . 1 (142), pp . 45-51 (in Russian) .
3 . Batyuta M . B . Vozrastnaya psihologiya [Age psychology] . Moscow, Logos Publ ., 2014. 306 p . (in Russian) .
4 . Zimnyaya I . A . Pedagogicheskaya psihologiya [Educational Psychology] . Moscow, Logos Publ . , 2002 . 384 p . (in Russian) .
5 . Darvish O . B . Vozrastnaya psihologiya [Age psychology] . Moscow, VLADOS-PRESS, ID KDU Publ ., 2013. 264 p . (in Russian) .
6 . Zakhlebnyy A . N . Shkola iproblemy ohrany prirody: soderzhanie prirodoohrannogo obrazovaniya [School and problems of nature protection: the
content of environmental education] . Moscow, Pedagogika Publ . , 1981.184 p . (in Russian) .
7 . Zverev I . D ., Suravegina I . T. Otnoshenie shkol'nikov k prirode [The attitude of schoolchildren to nature] . Moscow, Pedagogika Publ ., 1988. 128 p .
(in Russian)
8 . Deryabo S . D ., Yasvin V. A. Ekologicheskaya pedagogika ipsihologiya [Environmental education and psychology] . Rostov-on-Don, Feniks Publ .,
1996 .480 p . (in Russian) .
9 . Dushkov B . A . Geografiya i psihologiya: podkhod k problemam [Geography and Psychology: An approach to the problem] . Moscow, Mysl' Publ .,
1987 .285 p . (in Russian) .
Вестник ^m (TSPUBulletin). 2015. 5 (158)
10 . Yasvin V. A. Istoriya i psihologiya formirovaniya ekologicheskoy kul'tury [History and psychology of Ecological Culture] . Moscow, Nauka Publ ., 1999 .100 p . (in Russian) .
National Research Tomsk State University.
Pr. Lenina, 36, Tomsk, Russia, 634050. MAOU SOSH № 31, Tomsk. E-mail: [email protected]