Научная статья на тему 'Формирование эколого-географической культуры школьников'

Формирование эколого-географической культуры школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
592
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / "УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ" / "STABLE DEVELOPMENT" / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / EDUCATION / ENVIRONMENTAL CULTURE / ECOLOGIZATION OF EDUCATION / CONCEPTUAL MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сурайкина Елена Геннадьевна

В статье обсуждается необходимость формирования экологической культуры школьников в связи с переходом общества к стратегии «устойчивого развития». Предъявляются формы и методы обучения, направленные на повышение уровня экологической культуры учащихся в рамках реализации концептуальной модели. Впервые отражены результаты проведенного эксперимента на базе МБОУ СОШ № 88 г. Красноярска по реализации данной модели

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ENVIRONMENTAL-GEOGRAPHICAL CULTURE OF PUPILS

The work describes the necessity of formation of pupils' environmental culture due to the society's transfer to the strategy of “stable development”. The teaching forms and methods aimed at the improvement of the level of pupils' environmental culture within the frames of the implementation of the conceptual model are shown. The work is the first to present the results of the conducted experiment on this model's implementation on the basis of the Municipal Budgetary Educational Institute “Secondary School. 88” in Krasnoyarsk

Текст научной работы на тему «Формирование эколого-географической культуры школьников»

Е.Г. СУРАЙКИНА. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКОИ

КУЛЬТУРЫ школьников

FORMATION OF ENVIRONMENTAL-GEOGRAPHICAL CULTURE OF PUPILS

Е.Г. Сурайкина

Образование, «устойчивое развитие», экологическая культура, экологизация образования, концептуальная модель.

В статье обсуждается необходимость формирования экологической культуры школьников в связи с переходом общества к стратегии «устойчивого развития». Предъявляются формы и методы обучения, направленные на повышение уровня экологической культуры учащихся в рамках реализации концептуальной модели. Впервые отражены результаты проведенного эксперимента на базе МБОУ СОШ № 88 г. Красноярска по реализации данной модели.

Зкологическое образование в большинстве современных школ направлено на ознакомление детей с живыми организмами, их разнообразием, приспособлением к среде обитания, взаимосвязями между собой. Такой подход не отражает в полной мере современные проблемы загрязнения окружающей среды, которые непосредственно влияют на состояние всего живого. Обострение экологической ситуации, низкий уровень экологической культуры обучающихся требуют уделять более пристальное внимание вопросам сохранения окружающей среды, способности предвидеть последствия своих действий, обучению элементарным правилам безопасного поведения в природе. Экологическая культура должна стать мировоззрением человека.

Формирование экологической культуры, прежде всего детей, является актуальной задачей общества, так как без нее невозможной будет реализация программы экологического развития общества, принятой Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992) и обозначившей принципы перехода всех стран к устойчивому развитию.

Понятие «устойчивое развитие»-этотакое развитие, которое удовлетворяет потребности челове-

E.G. Suraikina

Education, "stable development", environmental culture, ecologization of education, conceptual model. The work describes the necessity of formation of pupils' environmental culture due to the society's transfer to the strategy of "stable development". The teaching forms and methods aimed at the improvement of the level of pupils' environmental culture within the frames of the implementation of the conceptual model are shown. The work is the first to present the results of the conducted experiment on this model's implementation on the basis of the Municipal Budgetary Educational Institute "Secondary School № 88" in Krasnoyarsk.

ка настоящего времени и осуществляется без ущерба для будущих поколений.

A.B. Вершаков называет достижение встраивания производственной деятельности человечества в протекающие в природе процессы и разумного (неразрушительного) их преобразования совместимостью [Вершаков, 2012, с. 186]. В.Д. Бондарен-ко утверждает, что культура в общении с природой не возникает сама по себе, она становится результатом целенаправленной просветительской, воспитательной, организованной работы [Бондаренко, 1987, с. 17].

Экологическая культура предполагает знание закономерностей развития природы и общества, понимание необходимости беречь природу, умение прогнозировать, предвидеть последствия своего вмешательства в природные взаимосвязи, сознательно соблюдать нормы воздействия на природу. Человек, владеющий экологической культурой, правильно ориентируется в вопросах взаимоотношений общества и природы, не допускает действий, приводящих к загрязнению и разрушению природной среды, подчиняет свои потребности и деятельность требованиям рационального природопользования. Экологическую культуру характеризуют сознательность, убежденность, осозна-

ние природы как общественного достояния [Бонда-ренко, 1987, с. 22].

Интеграция экологических идей в различные предметы, а также виды детской деятельности, преемственность в деятельности педагогов, использование потенциала дополнительного образования помогают решать вопрос формирования экологической культуры.

Содержание экологического образования комплексно. Оно включает идеологические, научные, нравственно-эстетические, правовые, личностно-мировоззренческие и практические аспекты. Для их реализации в школьном курсе географии сложились более благоприятные условия, чем в других предметах. Последнее объясняется прежде всего тем, что цели и задачи географического и экологического образования тесно взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга, более того, именно география создает базу для экологического образования. В общем виде экологизация преподавания географии включает: ознакомление учащихся

с различными видами природных богатств, их значением и ценностью в жизни человека; необходимостью их охраны и рационального использования; конкретизацию географических знаний о взаимосвязи компонентов природы для целей рационального использования, охраны и улучшения окружающей среды; знакомство с правовыми основами бережного отношения к природе; выяснение влияния человека на различные объекты природы и природный комплекс в целом, раскрытие благоприятных и вредных результатов обмена между природой и обществом; вычленение экологически благоприятных факторов для жизни человека [Экологическое образование школьников, 1983, с. 47].

В процессе исследования автором проведен анализ различных моделей экологического образования. По нашему мнению, удачную концептуальную модель эколого-географического образования, направленную на формирование экологического образования школьника, предлагает A.B. Флеенко [Флеенко, 2008, с. 170-171] (рис. 1).

XI

с; си =Г

i— го I-

.0 >

со ш

СL

Рис. 1. Концептуальная модель формирования экологического образования школьников

Концептуальная модель формирования экологического образования школьников должна быть непрерывной, комплексной. Учитель, поставив названную цель, с помощью различных педагогических технологий и широких возможностей интеграции содержания предметов «Экология» и «География», используя разнообразные методы, средства и формы работы во время взаимодействия обучающихся с учителем как в урочной, так и внеу-

рочной деятельности получает определенный результат. Последний должен быть проанализирован, в случае необходимости подкорректирован и, вполне возможно, усовершенствован. После чего, исходя из полученного результата, возможна постановка новой цели. Следует отметить, что апробация элементов данной концептуальной модели начата и ведется в течение 2012/13 учебного года в школе № 88 г. Красноярска. Процесс апробации концеп-

Е.Г. СУРАИКИНА. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКОИ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

туальнои модели позволил выделить следующие ключевые моменты и этапы для практической работы учителя:

- анализ литературных источников, посвященных экологическому образованию и экологической культуре;

- выявление уровня экологической образованности обучающихся параллели 8 классов (2012/13 уч. г.);

- осуществление мониторинга, направленного на выявление динамики уровня готовности к экологически обоснованной деятельности обучающихся;

- разработка и апробация интегрированных уроков и внеклассных мероприятий по географии и экологии;

- разработка и внедрение в практику программы дополнительного образования кружка «Краеведение»;

- создание условий для участия детей в конкурсах различного уровня;

-оформление результатов исследования.

Ниже рассмотрим основные принципы и методы эколого-географического образования, а также результаты, полученные при реализации концептуальной модели.

Достижение высокого уровня экологического образования обучающихся и формирование в результате этого их экологической культуры - одна из ведущих задач нашего исследования.

На начало исследования (сентябрь 2012 г.) было проведено первое анкетирование учащихся 8 классов. Анализ результатов анкетирования показал, что у большинства из них слабо сформирована готовность к экологически обоснованной деятельности, а следовательно, низкий уровень экологической культуры (рис. 2).

20%

16%

□ высокий

64%

Рис. 2. Уровень готовности учащихся к экологически обоснованной деятельности

В опросе приняли участие учащиеся 8-х классов МБОУ СОШ № 88 г. Красноярска (всего 71 человек).

Основными формами работы в вопросах формирования экологического образования и воспитания, по нашему мнению, можно считать интегрированные уроки и внеурочную деятельность, Рассмотрим более подробно на конкретных примерах каждое из этих направлений.

Одним из средств повышения экологической образованности являются интегрированные уроки географии и экологии. На интегрированных уроках у учащихся появляется возможность проследить взаимосвязи между содержанием учебных дисциплин, рассмотреть вопросы или проблемы многогранно, как единое целое, что делает урок интереснее, а знания ребят богаче и глубже.

Примерами уроков, на которых компьютер используется в демонстрационном режиме, могут являться: «Моря, омывающие берега России», «Растительные сообщества России», «Озеро Байкал» и др. Эти уроки преимущественно сопровождаются слайдовыми презентациями, некоторые слайды помогают проиллюстрировать проблемную ситуацию. Уроки по данным темам были проведены в 8 классах.

Одной из форм, расширяющих и углубляющих экологические знания, должна быть хорошо спланированная работа учителя во внеурочное время.

Согласно Л.С. Литвиновой и О.Е. Жиренко, существует три основных типа внеклассных занятий: индивидуальные, групповые и массовые [Литвинова, Жиренко, 2007]. Индивидуальная работа тесно связана с приобщением учащихся к чтению и реферированию научно-популярной и специальной литературы, с выполнением наблюдений, проведением эксперимента. Групповая и массовая внеклассная работа успешно протекает в кружке, научно-экологическом обществе, успех ее зависит от сочетания различных видов деятельности обучающихся.

Автором данной работы на базе МБОУ СОШ № 88 г. Красноярска проводилась работа по трем названным направлениям:

- индивидуальная, суть которой заключается в работе с отдельным ребенком, например, подготовка работ экологической направленности и их

защита на научно-практических конференциях разного уровня;

- групповая - это работа в объединениях, кружках и т. п Результатом такой деятельности можно считать разработанную автором программу кружка «Краеведение», рассчитанную на учащихся 6-8 классов, в которой затрагиваются вопросы экологического воспитания школьников;

- массовая, предполагающая систематическое проведение праздников, посвященных важным экологическим датам, например «День птиц», а также различных игр, конференций, викторин и т. п.

Разработка и проведение различных уроков, внеклассных мероприятий должны быть системными и осуществляться с целью формирования экологического образования, уровень которого отслеживается автором эксперимента.

Мониторинг осуществлялся посредством анкетирования. Основные вопросы анкеты: что такое экология? Нужно ли изучать экологию? Высаживаете ли вы деревья? Знаете ли вы способы очистки рек, скверов, парков и применяете ли вы их в повседневной жизни? Помогаете ли вы птицам зимой? Убираете ли вы мусор после похода на природу? Анкетирование проводилось с учащимися 8 классов средней школы № 88 города Красноярска: входной контроль- в сентябре, итоговый -мае 2013 года. Анализ результатов анкетирования показал, что обучающихся с низким уровнем экологически обоснованной деятельности становится меньше, а число ребят со средним и высоким уровнем растет (рис. 3).

14%

20%

□ высокий ■ средний

□ низкий

66%

Рис. 3. Уровень готовности учащихся к экологически обоснованной деятельности, итоговый контроль> май 2013 г.

В результате проведенного исследования в соответствии с поставленной целью показаны воз-

можности экологического образования и формирования экологической культуры на уроках и внеурочных мероприятиях по географии в средней общеобразовательной школе. Автором реали-зовывалась концептуальная модель эколого-географического образования на уроках и внеурочных мероприятиях по географии в общеобразовательной школе

Педагогический эксперимент по реализации названной модели показал:

1. Экологическое образование выступает залогом устойчивого развития, именно поэтому важно обращать внимание школьников на экологические проблемы.

2. Мы утверждаем, что школьная география обладает высоким потенциалом в реализации экологического образования, поскольку данный предмет отличается от других учебных дисциплин комплексным подходом к изучению природы, общества и характера их взаимоотношений.

3. Показана роль учителя в процессе экологического образования как основного связующего звена между субъектом (учеником) и содержанием предметных областей географии и экологии.

5. Рассмотрены методы и способы формирования экологического образования и экологической культуры при изучении школьной географии.

6. Разработан ряд циклов уроков и внеурочных мероприятий по географии, имеющих практическую и определенную научную значимость.

Библиографический список

1. Бондаренко В.Д. Культура общения с природой. М.: Агропромиздат, 1987. 174 с.

2. Вершаков A.B. Совместимость природы и общества // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2012. № 3. С. 184-188.

3. Литвинова Л.С., Жиренко O.E. Нравственно-экологическое воспитание школьников. М.: 5 за знания, 2007. 208 с.

4. Флеенко A.B. Возможности педагогического эксперимента в экологизации школьной географии // Инновационные практики в деятельности педагога: материалы II! Областного Форума инноваторов, 8 окт. 2008 г. Томск, 2008.

5. Экологическое образование школьников / под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной. М.: Педагогика, 1983.160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.