Научная статья на тему 'Развитие научного отношения к проблеме формирования экологической культуры в системе школьного образования'

Развитие научного отношения к проблеме формирования экологической культуры в системе школьного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ENVIRONMENTAL EDUCATION / "УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ" / "SUSTAINABLE DEVELOPMENT" / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ENVIRONMENTAL CULTURE / ПРИРОДООХРАННОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ЭКОЛОГИЯ / ECOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сурайкина Елена Геннадьевна

В статье обсуждается необходимость формирования экологической культуры школьников как важного условия перехода общества к устойчивому развитию в связи со сложной экологической ситуацией в мире и в нашей стране. В историческом аспекте рассматривается развитие научной и методологической основы для становления школьного экологического образования. Предлагается установить формирование экологической культуры целью экологического образования в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF THE SCIENTIFIC ATTITUDE TO THE PROBLEM OF FORMATION OF ENVIRONMENTAL CULTURE IN THE SYSTEM OF SCHOOL EDUCATION

The article discusses the necessity of the formation of environmental culture of schoolchildren as an important condition for the transition of society towards sustainable development due to the difficult environmental situation in the world and in our country. In the historical perspective the author examines the development of the scientific and methodological basis for the formation of school environmental education. The author also proposes establishing the formation of environmental culture for the purpose of environmental education in schools.

Текст научной работы на тему «Развитие научного отношения к проблеме формирования экологической культуры в системе школьного образования»

РАЗВИТИЕ НАУЧНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

THE DEVELOPMENT OF THE SCIENTIFIC ATTITUDE TO THE PROBLEM OF FORMATION OF ENVIRONMENTAL CULTURE IN THE SYSTEM OF SCHOOL EDUCATION

Е.Г. Сурайкина

Экологическое образование, «устойчивое развитие», экологическая культура, природоохранное просвещение, экология.

В статье обсуждается необходимость формирования экологической культуры школьников как важного условия перехода общества к устойчивому развитию в связи со сложной экологической ситуацией в мире и в нашей стране. В историческом аспекте рассматривается развитие научной и методологической основы для становления школьного экологического образования. Предлагается установить формирование экологической культуры целью экологического образования в школе.

E.G. Suraykina

Environmental education, «sustainable development», environmental culture, environmental education, ecology. The article discusses the necessity of the formation of environmental culture of schoolchildren as an important condition for the transition of society towards sustainable development due to the difficult environmental situation in the world and in our country. In the historical perspective the author examines the development of the scientific and methodological basis for the formation of school environmental education. The author also proposes establishing the formation of environmental culture for the purpose of environmental education in schools.

Все более мощное воздействие человеческого общества на окружающую среду, ухудшение экологического состояния планеты приводят к необходимости общества готовить экологически грамотных людей, ясно представляющих взаимосвязь в системе «природа - человек - производство», способных предвидеть последствия воздействия производства на природу и человека. Особенно актуальным становится формирование высокого уровня экологической культуры у подрастающего поколения. В сложившихся условиях именно экологическое образование является одним из путей оздоровления ситуации.

Развитие взглядов на проблемы образования в области охраны природы в России претерпело существенное изменение со второй половины XX в. и по настоящее время.

Целью проделанной работы является исследование развития научного отношения к проблеме формирования экологической культуры и определение ее как главной цели экологического образования в школе.

Достижению цели способствует решение следующих задач.

1. Рассмотреть основные этапы становления системы экологического образования в российской средней школе.

2. Установить формирование экологической культуры ведущей целью экологического образования в школе

Научная новизна представлена видением автора результата экологического образования на современном этапе.

Необходимо отметить, что работы в области экологического образования как специаль-

нои отрасли знании ведутся в отечественной науке и практике более 30 лет, хотя еще в начале XX в. многие прогрессивные ученые, общественные деятели России пропагандировали необходимость пересмотра отношений с природой. Среди них можно назвать Д.И. Менделеева, К.А. Тимирязева, В.В. Докучаева, И.П. Бородина, Д.Н. Анучина и др.

Становление системы экологического образования в российской средней школе с 1950-1960-х гг. происходило в процессе преодоления сложившегося стереотипа природоведческого образования утилитарного назначения в сторону природоохранного.

В России в середине 60-х гг. XX в. основы экологии были включены только в биологическое образование с целью развития у школьников элементарных экологических знаний. Это же вскоре произошло и в других школьных дисциплинах: физике, химии, географии [Смирнова, 2000, с.18].

В начале 70-х гг. по решению Академии педагогических наук СССР при Научно-исследовательском институте содержания и методов обучения создается специальное научное подразделение - Лаборатория природоохранного просвещения. Деятельность лаборатории положила начало целенаправленной работе по совершенствованию форм и методов природоохранительного просвещения в нашей стране. Разработкой теоретических основ проблемы в это время занимался А.Н. Захлебный, в работах И.Д. Зверева определялись цели природоохранительного просвещения, И.Т. Сура-вегина исследовала сущность понятия «охрана природы», Б.Г. Иоганзеном были рассмотрены основные принципы и формы природоохранительного просвещения. И.Т. Суравегина, И.С. Матрусов, Л.П. Салеева занимались исследованием общей структуры природоохранительных знаний в различных учебных предметах средней общеобразовательной школы - географии, биологии и др.

Усиление внимания к охране природы в конце 60 - начале 70-х гг. XX в. приводит к активной пропаганде экологических знаний. Появляется термин «природоохранительное просвеще-

ние». К концу 70-х гг. в науке широкое распространение получает понятие «комплексная, социальная, глобальная экология» как наиболее адекватно отражающее сущность исследований по взаимодействию человека и общества в целом с природой. В связи с этим стали говорить об экологическом образовании и воспитании [Гагарин, 2000, с. 46].

Процесс экологизации содержания общего образования в России более существенно развернулся в начале 80-х гг. Так, в 1981 г. в программах многих учебных предметов было расширено, а в ряде предметов (особенно в биологии и географии) углублено раскрытие вопросов взаимодействия общества и природы [Организация..., 1990, с. 54].

Если в начале 60-х гг. цель экологического образования понималась только как просвещение, то со второй половины 80-х гг. прошлого века -как формирование экологической культуры.

После конференции ООН по окружающей среде и устойчивому развитию (1992), проходившей в Рио-де-Жанейро, многие ученые попытались нащупать связь между устойчивым развитием и экологической культурой, являющихся, по их мнению, отражением различных аспектов одного и того же процесса - гармонизации социопри-родных отношений, происходящей в рамках глобализации современного мира (М.Н. Мамедов, А.Н. Захлебный и др.) [Чуйкова, 2011, с. 23].

В последние десятилетия все больше стран, в том числе и Россия, присоединяются к реализации концепции «устойчивого развития», по которой человечество должно согласовывать свою деятельность с законами природы, изменять потребительское отношение к природе на признание ее самоценности.

В 90-х гг. с принятием законов «Об охране окружающей природной среды» (1991), «Об образовании» (1992) и Конституции Российской Федерации (1993) была создана правовая основа для формирования системы всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования в Российской Федерации.

Следствием этих решений стало преподавание экологии как самостоятельного учебного

ч

с m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

о я

2S

W

н S о

Рч

W

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

X

н и

щ м

предмета во многих средних школах. С 1994 г. предмет «Экология» введен в ряде средних общеобразовательных учреждений.

Новый проект образовательного стандарта по экологии для базисного учебного плана разработан в 1998 г. под руководством И.Т. Сураве-гиной. С введением в действие нового базисного учебного плана (приказ Минобразования России от 09.02.98 № 322) экология была отнесена к предметам регионального компонента содержания образования, что существенно ограничило распространение этого учебного предмета в субъектах Российской Федерации.

Начало 2000-х гг. связано с инновационными процессами в разработке концептуальных подходов к экологическому образованию, попытками целостного и всестороннего научно-педагогического осмысления его сущности и происходящих в нем перемен с учетом мирового опыта.

Цели, ценности и механизмы передачи экологической культуры нашли отражение в принятой в 2000 г. «Национальной доктрине образования Российской Федерации», призванной обеспечить экологическую безопасность государства, общества и личности, которая определила формирование системы непрерывного экологического образования в Российской Федерации на несколько десятилетий вперед.

2002 г. вписан в историю России как год перемен в экологической политике страны. В этом году вышли в свет: «Экологическая доктрина Российской Федерации» - документ, разработанный совместными усилиями органов государственной власти РФ, органов местного самоуправления, общественных организаций, деловых и научных кругов России; Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ. Экологическая доктрина Российской Федерации определяет цели, направления, задачи и принципы проведения в стране единой государственной политики в области экологии на долгосрочный период.

В последние годы Россия взяла курс на присоединение к Европейскому образовательному сообществу (подписаны Болонское соглашение,

Европейская стратегия образования для устойчивого развития).

Общее экологическое образование для устойчивого развития (ЭОУР)-это современный этап развития экологического образования, базирующийся на ценностях устойчивого (сбалансированного) развития природы и общества; философско-политической стратегии образования для устойчивого развития; теоретических основаниях образования постиндустриального общества, заложенных в концепции Федеральных государственных стандартов общего образования нового поколения (ФГОС).

Однако, исследуя в своей работе теоретико-методологические основы экологического образования, A.A. Борискин проводит анализ различных концепций общего среднего экологического образования, представленных в последние десятилетия, и приходит к выводу, что нет «однозначного и общеприемлемого определения главной цели экологического образования». В одних случаях - это формирование экологически грамотного человека, в других - воспитание ответственного отношения к природе, в-третьих, это формирование экологического сознания, в-четвертых, формирование экологической культуры, в-пятых, формирование экологического мировоззрения, в-шестых, формирование экологического мышления [Борискин, 2002, с. 54].

Можно ли выделить какую-то из вышеназванных целей в качестве основной? Одна из задач нашего исследования заключается в том, чтобы выяснить, какое из этих качеств наиболее универсально и может являться результатом экологического образования на современном этапе.

На наш взгляд, именно экологическая культура является целью экологического образования, так как именно она включает в себя большую часть вышеперечисленных качеств. Данный вывод мы сделали, исходя из анализа авторских трактовок экологической культуры в различных концепциях экологического образования.

Так, в концепции формирования экологической культуры, разработанной Б.Т. Лихачевым, под экологической культурой автор понимает

систему специальных знании и усвоение способов деятельности, ориентированных на совместимость с природой. В этой трактовке одним из компонентов экологической культуры является система специальных знаний, формирование которой является функцией образования.

В работе Н.С. Дежниковой и И.В. Цветковой, посвященной воспитанию экологической культуры детей и подростков, авторы связывают ее с сознанием, отмечая, что наиболее существенным моментом в воспитании экологической культуры у детей и подростков является перевод их сознания в другую ипостась - из природопо-требительской в природосберегающую. Но при этом задача формирования экологической культуры представлена авторами как сугубо воспитательная, направленная на освоение подростками новой системы ценностей во взаимоотношениях с природой.

В диссертационном исследовании A.A. Бо-рискина дается следующее авторское определение понятию «экологическая культура» применительно к личности учащегося: «Экологиче-

ская культура представляет собой систему, состоящую из ряда взаимосвязанных элементов: экологических знаний (естественнонаучных, гуманитарных, технических и др.), экологического мышления, включающего установление причинно-следственных, вероятностных, прогностических и других видов связей; экологической культуры и культуры чувств, экологически оправданного поведения, характеризующегося реализацией экологических знаний, мышления, культуры чувств и деятельности личности, осознавшей свое космопланетарное предназначение» Несмотря на то что определение не совсем корректно, так как в понятие «экологической культуры», помимо системы знаний, мышления, автор опять включает «экологическую культуру», мы считаем, что A.A. Борискин дает определение результату экологического образования, который должен получить ученик [Борискин, 2002, с. 64].

Анализ и обобщение мнений исследователей позволили установить основные компоненты экологической культуры, которые отражены в схеме (рис.).

Рис. Структура экологической культуры личности

Таким образом, на основании вышесказанного можно сделать вывод, что экологическое образование в процессе становления в российской средней школе за вторую половину XX в. прошло прошло несколько этапов, которые характеризовались разными целями и результатами; на современном этапе нет единого мнения по поводу цели экологического образования, но мы считаем, что такой целью является формиро-

вание экологической культуры школьников, поскольку она является наиболее универсальным качеством личности.

Формирование экологической культуры, прежде всего детей, является актуальной задачей общества, так как без нее невозможна реализация программы экологического развития общества по окружающей среде и развитию, принятой Конференцией ООН (Рио-де-Жанейро,

О

i-H

о к к

W PQ Н

и

Рц <

>> ж и

<

PQ W Л

I %

С PQ

К

s

W

н К и

Рц

W PQ К

23]

5 &

Рн w

« С «

S

Я

н и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ш

PQ

1992) и обозначившей принципы перехода всех стран к устойчивому развитию [Сурайкина, 2014, с. 269].

История сохранила нам слова прусского короля Вильгельма, сказанные им после победоносной войны с Австрией: «Это победа не армии, это прусский учитель победил австрийского». Иными словами, прусская система образования победила австрийскую. Перефразируя эту мысль, можно сказать, что экологический кризис в конце концов «победят» не специалисты по охране окружающей среды, а специальная система экологического образования [Дерябо, Ясвин, 1996, 22-23].

Библиографический список

1. Борискин А.Ф. Проектирование содержания и реализация методического обеспечения экологического образования школьников в естествознании: дис.... канд. пед. наук / Екатеринбург; М.: РГБ, 2002. 174 с.

2. Гагарин A.B. Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического

образования и воспитания. М.: Моск. городской психолого-педагогический ин-т, 2000. 232 с.

3. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 480 с.

4. Организация экологического образования в школе: пособие для работников среднеоб-разовательных школ / И.Т. Суравегина и др.; ред. И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина; Акад. пед. наук СССР, Проблем, совет по эколог, образованию. Пермь, 1990. 148 с.

5. Смирнова Н.З. Экологическое образование: проблемы и решения (региональный компонент). Красноярск: РИО КГПУ, 2000. 147 с.

6. Сурайкина Е.Г. Формирование экологической культуры школьников // Вестник КГПУ. 2014. № 1. С. 269-272.

7. Чуйкова Л.Ю. Анализ моделей экологического образования, использующихся в системе школьного образования // Астраханский вестник экологического образования. 2011. № 1. С. 20-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.