УДК 378.14:001.89:372.857.4
ББК Ч25+Ч448.04+Ч426.20 ГСНТИ 14.09.25 Код ВАК 13.00.01
Моисеева Людмила Владимировна,
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой естествознания и методики его преподавания в начальной школе, Институт педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; е-mail: [email protected].
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА - ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА УРАЛЬСКОЙ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: экологическая педагогика, цели и задачи экологической педагогики.
АННОТАЦИЯ. Статья посвящена рассмотрению теоретических основ экологической педагогики и экологического образования на философском, методологическом, общенаучном и конкретно-научном уровнях, что позволяет уточнить определение категорий, понятий и терминов. Развитие идей проявляется в расширении круга проблем, решаемых научной школой. В соответствии со сформированной исследовательской научной позицией экологическая педагогика определена как отрасль педагогической науки, изучающая закономерности формирования экологически здоровой личности, характеризующейся экологической воспитанностью, экологическим мировоззрением, экологическим сознанием, экологическим мышлением, экологическим менталитетом и экологической культурой.
Научная школа служит научно-методическим центром развития исследований по экологической педагогике, в рамках которого организуются ежегодные научно-практические конференции, семинары, круглые столы с привлечением ведущих ученых РФ, ближнего и дальнего зарубежья. Развивает ресурсное обеспечение подготовки магистров. Результаты Школы использованы для повышения уровня теоретической и практической подготовленности педагогов-практиков и молодых ученых по вопросам разработки и применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в целях реализации одного из направлений национального проекта «Наша новая школа» - укрепления и сохранения здоровья всех участников образовательного процесса.
Moiseeva Lyudmila Vladimirovna,
Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Department of Natural Science and Methods of Its Teaching in Primary School, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
ENVIRONMENTAL PEDAGOGY - THEORETICAL BASIS
OF THE URAL SCIENTIFIC SCHOOL OF ENVIRONMENTAL EDUCATION
KEYWORDS: environmental pedagogy, goals and objectives of environmental pedagogy. ABSTRACT. The article is devoted to the theoretical foundations of environmental pedagogy and environmental education at philosophical, methodological, General scientific and specifically-scientific levels, which allows for a more precise definition of the categories, concepts and terms. Development of ideas is manifested in the extension of the range of problems solvable by the scientific school. In accordance with the defined research position of environmental pedagogy is defined as the branch of pedagogical science that studies the patterns of formation of healthy personality, characterized by environmental education, ecological Outlook, ecological consciousness, ecological thinking, ecological mindset and ecological culture. Scientific school of is scientific-methodical center of development of researches on environmental pedagogy, which organizes annual scientific-practical conferences, seminars, round tables with participation of leading scientists of Russia, CIS and far abroad. Develops resource support for the training of masters. The School's results used to improve the level of theoretical and practical training of practicing teachers and young scientists on the development and application of health-saving technologies in the educational process in order to implement one of the directions of the national project "Our new school" - the strengthening and preservation of health of all participants of educational process.
Уральская научная школа экологи- привлечением ведущих ученых РФ, ближ-
ческого образования была осно- него и дальнего зарубежья. вана в 1987 г. как результат проведения на В 2004 г.на бюро УрО РАО официально
базе кафедры естествознания и методики признана как Уральская научная школа
его преподавания в начальных классах Ин- экологического образования. В решении
ститута педагогики и психологии детства Бюро записано: "В Уральском регионе ве-
Уральского государственного педагогиче- дутся научные исследования в области эко-
ского университета Всероссийской научно- логической педагогики, имеющее большое
практической конференции по экологиче- значение для развития системы образова-
скому образованию. Кафедра послужила ния на современном этапе, обеспечивающее
научным и научно-методическим центром соответствие содержания образования фор-
развития исследований по экологической мирующейся новой научной картине мира,
педагогике, в рамках которого организуют- в которой экология играет интегрирующую
ся ежегодные научно-практические конфе- роль, объединяя традиционно разделенные
ренции «Экологическое образование в пе- естественнонаучные и гуманитарные под-
риод детства», семинары «Педагогика и системы образования." Основателем науч-
психология здоровья», круглые столы с ной школы была признана профессор, док-
© Моисеева Л. В., 2015
тор педагогических наук Людмила Владимировна Моисеева.
Миссия Уральской научной школы экологического образования - содействие развитию непрерывного экологического образования в регионе, создание в этой сфере единого информационно-методического пространства, объединение творческого потенциала преподавателей. Инициировать разработку новых педагогических средств, современных образовательных технологий, диагностических инструментов, призванных обеспечить формирование экологической культуры в сфере формального и неформального образования и просвещения широких слоев населения. Организовать консультационную поддержку всех участников эколого-образо-вательного процесса с помощью современных информационных технологий (компьютерный форум, дистанционное консультирование, сетевые проекты). Проводить регулярные научно-практические конференции по проблемам регионального экологического образования. Осуществлять подготовку и издание популярной, учебно-методической, научной литературы по экологическому образованию, охране окружающей среды, экологической культуре.
Российское экологическое образование имеет давние традиции формирования знаний о взаимоотношениях человека и природы. В последующем экологическое образование и воспитание в нашей стране существенно эволюционировали. Новое звучание экологическое образование получает с начала 90-х годов. Построение системы экологического образования базировалось на ряде методологических принципов, сформулированных еще в 8о-х годах такими учеными, как С. Н. Глазачев, А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Н. Н. Моисеев, Е. С. Сластенина, И. Т. Сураве-гина, И. Н. Пономарева.[1, 2]. Встала острая необходимость в разработке научно - методологических основ новой отрасли педагогического знания - экологической педагогики.
1-3 ноября 2012г. в г.Екатеринбург, на базе ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» проведена научно-практическая конференция «Экологическая педагогика и психология здоровья: проблемы, перспективы развития» В результате проведенной научно-исследовательской и опытно внедренческой работы определены основные теоретико-методологические подходы к формированию научного аппарата экологической педагогики и методические подходы к организации системы экологического образования на различных ступенях образования: от дошкольного до пост дипломного образования.
Таким образом, экологическое образование оформилось в самостоятельную область педагогической теории и практики. В то же время она является составной частью педагогической науки в широком понимании.
Экологическая педагогика это отрасль педагогической науки, изучающей закономерности формирования экологичной личности, характеризующейся экологической воспитанностью, экологическим мировоззрением, экологическим сознанием, экологическим мышлением, экологической культурой.
Объектом экологической педагогики является процесс экологического образования. Предмет экологической педагогики -факты, механизмы, закономерности формирования экологичной личности, обладающей экологическими знаниями, умениями, отношениями на основе закона о коэволюционном развитии как оптимальном взаимодействия Человека и изменяемой им природной среды.
Как педагогическая наука экологическая педагогика должна определить методологические подходы к экологическому образованию. Экологическое образование как самостоятельное направление в теории и практике общеобразовательной школы стало развиваться на рубеже 60-70-х гг. и характеризовалось включением экологических и природоохранительных знаний в учебные программы по биологии. С течением времени целью экологического образования становится не столько формирование экологических знаний, экологических компетенций, сколько развитие экологической культуры личности и общества.
Это особенно актуально в условиях новой парадигмы образования, согласно которой образованию придается приоритетная функция культуры, и гуманистической парадигмы общественного сознания, содержащей идею благоговения перед жизнью как явлением.
Задачами экологической педагогики будут являться:
1) установление законов и закономерностей, позволяющих прогнозировать будущее состояние экологического образования, экологической культуры;
2) разработка объективных методов исследования, создание учебно-методической базы развития системы непрерывного экологического образования;
3) разработка методологических подходов и принципов развития экологического образования и экологичной личности. Определение интегрирующей и системообразующей роли экологического образования в системе общего образования;
4) закономерности экологизации среды образовательных учреждений.
Задачами экологического образования являются:
1. Формирование системы экологических знаний. Системы представлений о мире природы как совокупности конкретных природных объектов. Понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества.
2. Формирование экологического отношения (положительного, бережного, ответственного) к природе. Формирование потребности общения с ней.
3. Формирование навыков природоохранительной деятельности. Освоение стратегий и технологий взаимодействия с природной и социальной окружающей средой.
4. Развитие альтернативного и прогностического мышления, экологического сознания, экологического менталитета, экологической культуры при анализе природных объектов и деятельности в природе.
Специалисты многих стран концентрируют усилия на реализации концептуальных положений экологического образования. Важно идентифицировать подходы к осуществлению экологического образования в соответствии с теми, которые признаются в качестве ведущих в международной практике. Это особенно касается принципов экологической педагогики: междис-циплинарности, непрерывности, краеведческого подхода к изучению и решению экологических проблем, единства интеллектуального и эмоционального восприятия окружающей среды.
Для решения этих задач необходимо опираться на следующие принципы:
• Принцип гуманизации исходит из права человека на благоприятную среду жизни и выражает идею формирования человека, способного к экологически целесообразной деятельности, с установкой на сохранение жизни на Земле, спасение человечества от экологических катастроф.
• Принцип научности предполагает достаточный уровень достоверной учебной информации об организованности биосферы как среды жизни человечества, раскрытие объективных законов и закономерностей устойчивого развития природных и природно-социальных экосистем.
• Принцип взаимосвязанного раскрытия глобальных, региональных и локальных аспектов экологии позволяют затронуть как чувства, так и интеллект обучаемых, развить способность мыслить глобально, действовать локально.
• Принцип прогностичности актуализирует проблему формирования у школьников чувства предвидения и заботы о будущем, способности прогнозировать возможные пути развития жизни и человечества,
проектировать условия сохранения генофонда биосферы и здоровья человеческих популяций.
• Принцип интеграции естественнонаучных социально-экономических, правовых аспектов экологических взаимодействий обеспечивает взаимодействие всех сфер теоретического и практического сознания и различных видов деятельности учащейся молодежи.
• Принцип непрерывности вытекает из постепенности формирования экологической ответственности личности. Он предписывает организацию обучения, воспитания и развития подрастающего поколения по вопросам окружающей человека среды на всех этапах дошкольного, школьного и после школьного образования в их преемственной связи и развитии.
• Принцип систематичности обеспечивает системную организацию экологического образования на основе всех его компонентов: целей, содержания, методов и приемов, средств обучения, форм организации различных видов деятельности.
• Принцип единства познания, переживания, действия.
Рассмотрение теоретических основ экологической педагогики и экологического образования на философском, методологическом, общенаучном и конкретно-научном уровнях, позволяет уточнить определение категорий, понятий и терминов: «экологическая педагогика» «природоохранительное просвещение», «экологическое воспитание», «образование в области окружающей среды (инвайронменталь-ное)», «экологическое образование», «экологичная личность», «экологическое мировоззрение», «экологическое сознание», «экологическое мышление», «экологическая культура» и их категориальный аппарат (цели, задачи, принципиальные положения ) с учетом мировых процессов, оказывающих влияние на развитие современной педагогической науки в целом, а также насущных национально-региональных природных, социокультурных и экономических проблем геополитического значения.
В нашем понимании: экологическое образование есть непрерывный процесс обучения, воспитания и развития экологичной личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социопри-родной среды.
Нами принято следующее определение: «экологическое образование - система социальных норм, правил, знаний, навыков
и институтов, направленных на обеспечение долгосрочных интересов человека в биосфере». Экологическое образование -это не узкая частная область общего образования, ограниченная рамками классической биоэкологии, а привносящая новый смысл и цель в современный образовательный процесс. В отличии от образования в области окружающей среды экологическое образования осуществляется по законам педагогики, а точнее по законам экологической педагогики.
Трактовка сущности понятия экологической культуры как цели экологического образования, представленная И. Д. Зверевым, несет следующие четыре качественные характеристики: - обогащение положительного научного и практического опыта взаимодействия человека с социоприрод-ной средой; - формирование ответственного отношения личности и общества к природе, к материальным, социальным и духовным ценностям; - осознание и утверждение приоритета всех форм жизни как условие существования человека; -обеспечение всестороннего развития человека, его склонностей и творческих способностей; благополучия его здоровья в условиях оптимизации системы "природа - человек". Более того, экологическая культура становится ведущим компонентом общей культуры, развития материальных и духовных ценностей. В качестве важнейшего элемента экологической культуры педагоги выделяют усвоение аксеологических и де-онтологических знаний.[3].
Под экологической культурой мы понимаем систему знаний, умений, ценностных ориентаций в области науки, искусства, верований, законов, обычаев и традиций, активной деятельности по сохранению и улучшению окружающей среды.
Таким образом, экологическая культура представляет собой систему, состоящую из ряда взаимосвязанных элементов: экологических знаний: естественнонаучных, гуманитарных, технических, нормативных, практических и др.; экологического мышления, включающего установление причинно-следственных, вероятностных, прогностических и других видов связей; выяснение причин, сущностей и путей решения проблем, принятия решений в ситуациях нравственного выбора и прогноза; культуры чувств: "эмоционального резонанса", сочувствия, сопереживания, чувства гражданственности, патриотизма и др.; экологически оправданного поведения, характеризующегося реализацией экологических знаний, мышления, культуры чувств и деятельности личности, осознавшей свое космопланетар-ное предназначение.
Экологическая культура развивается при условии системного взаимодействия всех сфер сознания: научной, художественной, правовой, экономической, эмоциональной и др. Профессор И. Т. Суравегина отмечает, что интеграция всех сфер сознания "есть категорический императив интеграции всех областей науки и искусства". Экологическая культура включает в себя новые регулятивы человеческой деятельности. От установок на беспредельный экономический рост, неограниченный прогресс происходит переход к ориентации на стабильность, равновесность, устойчивое развитие с учетом пределов роста. Это влечет за собой трансформацию доминирующих отношений людей друг с другом, с природой: от отношений преодоления, господства, подчинения происходит движение к сотрудничеству, согласию, созиданию, со-развитию, диалогу человека и природы [4].
Таким образом, экологическая культура, по нашему мнению, должна явиться целью экологического образования и главной задачей экологической педагогики. Отсюда можно вывести стратегическую цель экологической педагогики и экологического образования - это воспитание ответственного сознания, экологической ответственности как меры свободы человека в условиях экологической необходимости.
На Урале основные достижения в области экологического образования и развития экологической культуры горожан связаны с развитием Уральской научной школы экологической педагогики определившей систему общего и профессионального экологического образования, обращением к проблемам экологии и охраны окружающей среды на основе закономерностей экологической педагогики, которые предусматривают получение обучающимися специальных знаний и освоение норм поведения в природной среде.
В результате проведенной научно-исследовательской и опытно внедренческой работы определены основные теоретико-методологические подходы к формированию научного аппарата экологической педагогики и методические подходы к организации системы экологического образования на различных ступенях образования: от дошкольного до пост дипломного образования.
Изучено социально-экологическое развитие личности ребенка в условиях гуманистического дошкольного образования. Предложены педагогические условия развития одаренных детей в процессе экологического образования дошкольников. Определены психолого-педагогические условия становления экологического мышления у
детей в процессе ознакомления с природой. Изучены педагогические условия организации процесса развития экологически направленной деятельности дошкольников при взаимодействии с природой (Ворошилова В. М. ). Выявлен экологический компонент трудовой, игровой, продуктивной, познавательной деятельности дошкольников, который отличает экологически направленную деятельность обязательным установлением простейших экологических связей, объективно существующих в природе, от просто труда в природе, игр с ее объектами и предметами, от изготовления художественных произведений из природного материала, ознакомления с природой. Разработана диагностическая методика, позволяющая определить уровни развития детской экологически направленной деятельности на основе выделенных показателей и критериев их оценки. Спроектирован алгоритм включения детей в экологически направленную деятельность, который представляет собой ряд последовательных этапов: эмоционально-мотивационный, информационно-содержательный, практический. Разработана технология формирования экологических представлений дошкольников средствами компьютера, создан электронный учебник «Путешествие на планету Земля» по экологическому образованию старших дошкольников. Определены методические условия использования электронного учебника в процессе экологического образования старших дошкольников.
Коллективом авторов изучен феномен экологической субкультуры детства (Моисеева Л. В., Зебзеева В. А., Михеева Е. В. ) Экологическая субкультура Детства - это экологическая культура, свойственная детскому сообществу; отличающаяся собственными экологическими ценностями и приоритетами; обладающая специфическими и самобытными законами дошкольного Детства, в которой происходит присвоение личностью ребенка новых норм и ценностей; которая проявляется в личностных качествах ребенка через самосознание; отражается в действиях, поступках и внешних поведенческих образцах за счет накопления личного экологического опыта в процессе выстраивания собственной модели мира под влиянием экологической культуры взрослых [1].
В исследовании Л. Л. Кшснясевой дано определение понятия «личностно значимое отношение к природе». Разработаны педагогические условия развития у детей дошкольного возраста личностно значимого отношения к природе. Предложены педагогические доминанты экологического образования дошкольников, рассматриваемые в
качестве приоритетных направлений педагогического взаимодействия: развитие эмоционально-чувственного восприятия детьми природы, развитие ценностных ориен-таций и самосознания детей в отношении к природному окружению.
Сажиной С. Д. сформулирована система элементарных знаний, отношений и способов познания окружающего мира, социокультурного и творческого опыта на принципах концентричности и систематизации в целях приведения объема содержания в соответствие с возможностями детей и временем, отведенным для его освоения.
На уровне начальной школы обоснована познавательная модель экологической картины мира, как интегрирующей основы естественнонаучной и обществоведческой составляющих содержания курса «Окружающий мир», обеспечивающей целостность образования. Разработаны диагностические методики и дидактические материалы: граф-схемы образно-понятийного моделирования экологической картины мира. «педагогический мониторинг экологической картины мира», как процесса включающего отслеживание, оценивание и прогнозирование изменения индивидуальной экологической картины мира у старших дошкольников и младших школьников с целью раннего предупреждения нежелательных событий, коррекции и оказания ребенку адресной и предметно направленной помощи в процессе обучения; описаны и изучены механизмы и этапы формирования представлений об экологической картине мира.
Формирование экологической картины мира средствами сезонных экскурсий в природу в процессе обучения естествознанию Кривских.
Обосновано приоритетное значение экологической компетенции как целевого ориентира системного обновления начального общего образования. На основе сис-темно-деятельностного подхода и концепции УУД сформулировано понятие «экологическая компетенция детей младшего школьного возраста», под которой понимается способность и опыт младшего школьника самостоятельно переносить и применять универсальные учебные действия, сформированные на уроках окружающего мира и во внеучебной экологической деятельности, в новой жизненной ситуации. Определена структура экологической компетенции, компонентами которой являются: общекультурный, учебно-познавательный, поведенческо-волевой и коммуникативный. Универсальные учебные действия, формируемые в рамках курса «Окружающий мир» и содержательное наполнение компонентов,
составляющих структуру экологической компетенции, находятся в тесном взаимодействии. Экологическая деятельность основывается на универсальных учебных действиях. Освоенные УУД в рамках курса «Окружающий мир» обеспечивают овладение экологической компетенцией [6; 7; 8].
В старших классах решена задача интеграции экологического и валеологического содержания естественнонаучного образования старшей школы. Разработана методика диагностики (методы, контрольно-измерительные материалы, категории показателей, шкала оценивания и уровни развития эколого-валеологической компетентности старшеклассников), позволяющая осуществлять педагогический мониторинг качества образования в данной области [10]. Т. Ку-зовковой представлена проектная организация школьного естественнонаучного образования как средство реализации эколо-го-аксиологического подхода [15].
На уровне высшего образования разработана научная концепция актуализации педагогического потенциала экологической деонтологии в образовательном процессе и методологическая основа методической системы преобразования естественнонаучного образования студентов вуза, теоретически обосновывающая его содержание. Одним из исходных оснований концепции и
инструментов ее практического воплощения является компетентностный подход, позиции которого соответствуют целям и задачам «образования для устойчивого развития»; важнейший результат практической реализации концепции - сформиро-ванность эколого-правовой компетентности, неотъемлемой составляющей культуры современного человека, развитие которой рассматривается как процесс взаимообусловленных позитивных приращений естественнонаучных знаний и социально-личностных качеств обучающихся [9, 11].
Формирование эколого-социальной ответственности у студентов в процессе естественнонаучного образования. [13]. В 2010 г. издано две монографии, которые участвовали в конкурсе, объявленном РАО на лучшую научную книгу года и заслужили дипломы Российской академии Образования . По проблематике научной школы «Экологическая педагогика» защищены более 30 диссертационных исследований.
Уральская научная школа экологического образования оказывает консультационную поддержку всех участников эколого-образовательного процесса с помощью современных информационных технологий, таких как: компьютерный форум, вебина-ры, дистанционное консультирование, сетевые образовательные проекты.
ЛИТЕРАТУРА
1. Моисеева Л. В. Стратегия развития экологического образования в регионах Большого Урала / / Образование и наука. 2000. № 1. С. 101.
2. Моисеева Л. В. Теоретико-методологические основы экологической педагогики // Успехи современного естествознания. 2004. № 7. С. 67-69.
3. Моисеева Л. В. Уральская научная школа экологической педагогики // Педагогическое образование и наука. 2013. № 6. С. 114-118.
4. Моисеева Л. В. Развитие идей экологической и здоровьесберегающей педагогики // Экологическая педагогика и психология здоровья: проблемы, перспективы развития : материалы Междунар. науч.-практ. конф., по-свящ. Всемирному дню здоровья (7 апреля). USA : Primedia E-launch LLC, 2014. 190 с.
5. Моисеева Л. В., Зебзеева В. А., Михеева Е. В. Экологическая субкультура детства: проблемы становления и развития : моногр. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2009. 340 с.
6. Никитина Ю. Г., Моисеева Л. В. Формирование экологической компетентности младших школьников // Педагогическое образование в России. 2011. № 2. С. 203-210.
7. Никитина Ю. Г. «Природа в городе». Урок окружающего мира в условиях ФГОС НОО // Начальная школа. 2013. № 9. С. 19-21.
8. Никитина Ю. Г., Моисеева Л. В. Экологическая компетенция как новый результат экологического образования в условиях внедрения ФГОС НОО / / Психология труда и профессиональное развитие педагога: актуальное состояние, проблемы и перспективы : материалы 2-й Междунар. науч.-практ. конф. (Бирск, 5 окт. 2013 г.) / Башкир. гос. ун-т. Бирск, 2013. С. 65-70.
9. Игнатов С. Б. Формирование эколого-правовой компетентности студентов // Профессиональное образование. Столица. 2014. № 3. С. 40-41.
10. Дядюн Т. В., Дубинина Т. Н. Развитие эколого-валеологической компетентности старшеклассников в условиях инновационного пространства гимназии // Проблемы радиохимии и химической технологии в атомной промышленности : материалы Всерос. науч.-техн. конф. (Екатеринбург, 28-29 окт. 2008 г.) / Урал. гос. техн. ун-т. Екатеринбург, 2008. С. 109-115.
11. Игнатов С. Б. Профилактика экологической девиантности молодежи в условиях образовательного учреждения // Теория и практика общественного развития. 2012. № 2. С. 134-137.
12. Моисеева Л. В., Мартыненко А. Г. формирование экологической культуры в культурно-информационном пространстве библиотеки / / Астрахан. вестн. экологического образования. 2012. № 1. С. 36-45.
13. Моисеева Л. В., Самарина Е. Ф. Проектирование модели формирования эколого-социальной ответственности студентов на основе кластерного метода // Образование и саморазвитие. 2008. Т. 1, № 7. С. 187-190.
14. Моисеева Л. В., Файрушина С. М. Экологическая педагогика: современный аспект : моногр. Казань : Учебная книга, 2010. 345 с.
15. Моисеева Л. В. Экологический подход в психолого-педагогическом образовании как основа достижения устойчивого развития / / Педагогическое образование в России. 2012. № 2. С. 49-54.
REFERENCES
1. Moiseeva L. V. Strategiya razvitiya ekologicheskogo obrazovaniya v regionakh Bol'shogo Urala / / Obrazovanie i nauka. 2000. № 1. S. 101.
2. Moiseeva L. V. Teoretiko-metodologicheskie osnovy ekologicheskoy pedagogiki // Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya. 2004. № 7. S. 67-69.
3. Moiseeva L. V. Ural'skaya nauchnaya shkola ekologicheskoy pedagogiki // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2013. № 6. S. 114-118.
4. Moiseeva L. V. Razvitie idey ekologicheskoy i zdorov'esberegayushchey pedagogiki // Ekologicheskaya pedagogika i psikhologiya zdorov'ya: problemy, perspektivy razvitiya : materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvyashch. Vsemirnomu dnyu zdorov'ya (7 aprelya). USA : Primedia E-launch LLC, 2014. 190 s.
5. Moiseeva L. V., Zebzeeva V. A., Mikheeva E. V. Ekologicheskaya subkul'tura detstva: problemy stanovleniya i razvitiya : monogr. / Ural. gos. ped. un-t. Ekaterinburg, 2009. 340 s.
6. Nikitina Yu. G., Moiseeva L. V. Formirovanie ekologicheskoy kompetentnosti mladshikh shkol'nikov // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2011. № 2. S. 203-210.
7. Nikitina Yu. G. «Priroda v gorode». Urok okruzhayushchego mira v usloviyakh FGOS NOO // Nachal'naya shkola. 2013. № 9. S. 19-21.
8. Nikitina Yu. G., Moiseeva L. V. Ekologicheskaya kompetentsiya kak novyy rezul'tat ekologicheskogo obrazovaniya v usloviyakh vnedreniya FGOS NOO / / Psikhologiya truda i professional'noe razvitie pedagoga: aktual'noe sostoyanie, problemy i perspektivy : materialy 2-y Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Birsk, 5 okt. 2013 g.) / Bashkir. gos. un-t. Birsk, 2013. S. 65-70.
9. Ignatov S. B. Formirovanie ekologo-pravovoy kompetentnosti studentov // Professional'noe obrazovanie. Stolitsa. 2014. № 3. S. 40-41.
10. Dyadyun T. V., Dubinina T. N. Razvitie ekologo-valeologicheskoy kompetentnosti starsheklassnikov v usloviyakh innovatsionnogo prostranstva gimnazii // Problemy radiokhimii i khimicheskoy tekhnologii v atomnoy promyshlennosti : materialy Vseros. nauch.-tekhn. konf. (Ekaterinburg, 28-29 okt. 2008 g.) / Ural. gos. tekhn. un-t.Ekaterinburg, 2008. S. 109-115.
11. Ignatov S. B. Profilaktika ekologicheskoy deviantnosti molodezhi v usloviyakh obrazovatel'nogo uchrezhdeniya / / Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2012. № 2. S. 134-137.
12. Moiseeva L. V., Martynenko A. G. formirovanie ekologicheskoy kul'tury v kul'turno-informatsionnom prostranstve biblioteki / / Astrakhan. vestn. ekologicheskogo obrazovaniya. 2012. № 1. S. 36-45.
13. Moiseeva L. V., Samarina E. F. Proektirovanie modeli formirovaniya ekologo-sotsial'noy otvetstvennosti studentov na osnove klasternogo metoda / / Obrazovanie i samorazvitie. 2008. T. 1, № 7. S. 187-190.
14. Moiseeva L. V., Fayrushina S. M. Ekologicheskaya pedagogika: sovremennyy aspekt : monogr. Kazan' : Uchebnaya kniga, 2010. 345 s.
15. Moiseeva L. V. Ekologicheskiy podkhod v psikhologo-pedagogicheskom obrazovanii kak osnova dostizheniya ustoychivogo razvitiya / / Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2012. № 2. S. 49-54.
Статью рекомендует д-р пед.наук, проф. Л. В. Воронина.