4. Тарасова С.А. Творческий подход в формировании прогностической компетентности у студентов медицинского вуза // Современная педагогика, 2016. № 12. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pedagogika.snauka.ru/2016/12/6477/ (дата обращения: 28.02.2017).
ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ
ФГОС
Лагода О.А.1, Литвинова Т.В.2 Email: [email protected]
'Лагода Ольга Александровна—учитель;
2Литвинова Татьяна Владимировна — заместитель директора по учебной работе, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Школа № 38, г. Рязань
Аннотация: в современных условиях перед российским образованием поставлена новая задача: воспитать личность, готовую к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию, обучению в течение всей жизни. Технологией, закладывающей основы этого, по мнению авторов, является технология формирующего оценивания. В статье рассмотрены вопросы внедрения в школьную практику технологии формирующего оценивания, алгоритм взаимодействия учителя и учащихся и значение этой технологии для всех участников образовательного процесса.
Ключевые слова: формирующее оценивание, оценка, метапредметные умения, обратная связь.
FORMATIVE ASSESSMENT AS A CONDITION OF IMPLEMENTATION
OF FSES Lagoda OA.1, Litvinova T.V.2
'Lagoda Olga Aleksandrovna — teacher;
2Litvinova Tatyana Vladimirovna - Deputy of Headteacher on educational work, MUNICIPAL BUDGET GENERAL EDUCATION INSTITUTION «SCHOOL № 38», RYAZAN
Abstract: in modern conditions before the Russian education posed a new challenge: to educate a person ready for self-change, self-development and self-education throughout the whole life. Technology that lays the foundation of that, according to the authors, is the technology of formative assessment. The article discusses the implementation of formative assessment techniques into school practice, the algorithm of interaction of teachers and students and the value of this technology for all participants of the educational process.
Keywords: formative assessment, evaluation, metasubject skills, feedback.
УДК: 373
Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения выдвигают в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию, готовности обучаться в течение всей жизни.
В соответствии с этими требованиями учитель должен стать организатором познавательной деятельности, в которой главным действующим лицом на уроке становится ученик.
На протяжении нескольких лет ещё до введения ФГОС нового поколения коллектив школы под руководством кафедры педагогических технологий РИРО осваивал технологию формирования метапредметного содержания образования. Созданные в процессе работы этой площадки материалы активно используются в работе педагогического коллектива.
В школе была создана творческая группа учителей, работа которых была направлена на нахождение возможности разрешения противоречий между функциями оценки и невозможностью их реализации в полной мере в действующей системе оценивания, между непрерывностью образовательного процесса и эпизодичностью и фрагментарностью процесса оценивания, между необходимостью развития УУД учащихся и отсутствием теоретических
основ системы оценивания как условия их развития, между дискретностью, предметным характером оценивания и невозможностью на его основе выстроить целостный прогноз развития личности учащегося по разным показателям и сделать рекомендации по формированию индивидуального маршрута, т.е. отсутствие прогнозности и формирующего характера оценки.
На первом этапе группой были изучены теоретические основы вопроса оценивания в зарубежной и отечественной педагогике. Было установлено, что понимание значимости системы оценивания и необходимости её совершенствования отнюдь не являются достижением нашего времени.
Обучение, центрированное на ученике, создающее для него возможность свободы и инициативы за счет реализации проектных, исследовательских, творческих форм учебной работы, предполагающее его партнерство и сотрудничество с учителем, т.е. такое обучение (или учение), в котором ученик становится его субъектом, упирается в традиционную систему оценивания. Для нее школьник по-прежнему остается объектом контроля и оценки, а учитель - доминирующей и абсолютно самодостаточной их инстанцией. То есть старая форма оценивания идет вразрез с новой практикой обучения и учения и не вмещает их изменившегося содержания.
Технологией, обеспечивающей ученику доступ к оцениванию, т.е. объясняющей ему основания, или критерии, по которым производится оценивание, и дающей возможность воспользоваться результатами оценивания в своих интересах, является технология формирующего оценивания.
При формирующем оценивании анализируются знания, умения, ценностные установки, а также коммуникативные умения. Основная цель такого оценивания - мотивировать учащегося на дальнейшее обучение, планирование целей и путей их достижения. Согласно мнению зарубежных исследователей в области формирующего оценивания, его основной чертой является применение такие приемов и методов, которые приводят к улучшению качества знаний обучающихся. Формирующее оценивание является инструментом обратной связи и для учителя, и для ученика, который позволяет оценить текущее состояние обученности и определить перспективы дальнейшего развития. Формирующее оценивание будет являться таковым только в том случае, если его результаты могут быть немедленно использованы для определения новых путей и форм обучения. Для проведения формирующего оценивания не важно, какие формы, приемы и методы мы используем. Это могут быть тесты, опросы, проекты, выступления и т.д. Формирующим его делает не набор определенных заданий, а цель проведения. Оценивание будет являться формирующим, если выполнены следующие условия: задания для оценивания соответствуют по содержанию пройденному материалу, используются знакомые для учащихся и соответствующие их возрасту формы заданий, составленные таким образом, чтобы выявить возможные проблемы у каждого ученика и показать очевидность процесса размышления, приведшего к данному результату. Результаты проведенного формирующего оценивания должны быть сразу же доступны для учителя и ученика, учитель и ученик будут иметь возможность по результатам оценивания планировать определенные действия, направленные на повышение качества знаний. Так как процесс обучения является непрерывным, процесс формирующего оценивания также должен быть непрерывным. Оно проводится не только по итогам прохождения определенного блока, но и в процессе обучения. В ходе формирующего оценивания оцениваются достижения учащихся в их развитии. Результаты оценивания сравниваются с предыдущими результатами данного ученика. Суммативное оценивание проводится с целью определения соответствия знаний учащихся нормам и требованиям стандартов обучения и констатирует факт обученности учащихся. Если формирующее оценивание проводится самими участниками образовательного процесса и с той частотой, которая необходима учителю и учащимся для достижения целей, то суммативное оценивание осуществляется, как правило, внешними органами согласно тем или иным нормативным документам. При формирующем оценивании шкала оценивания может быть разработана самим учителем или группой учителей, при суммативном оценивании используется общепринятая государственная шкала оценивания [2].
При этом важно отметить широкие возможности, которые дает применение формирующего оценивания для проявления индивидуального и дифференцированного подходов. Сегодня в одном классе обучаются дети с разным культурным прошлым, с разными способностями и интересами. Именно формирующее оценивание, как ни одна другая образовательная технология, позволяет учитывать в процессе обучения познавательные интересы и запросы разных групп обучающихся, способствует получению не усредненной, а индивидуально-личностной информации о продвижении каждого ученика в процессе обучения, помогает разрабатывать и реализовывать индивидуальные стратегии обучения обучающихся, создает
благоприятные условия для эффективного усвоения учебного материала, познавательного развития и формирования личности обучающихся с различными познавательными возможностями и потребностями.
Являясь, прежде всего, инструментом оценивания, технология формирующего оценивания является ещё и действенным средством планирования, проектирования процесса обучения, его поэтапной диагностики и коррекции результатов.
Ведь все наши ученики - самые талантливые и творческие, самые любознательные и позитивные, самые искренние и жизнерадостные, самые старательные и самостоятельные, самые, самые, самые...
Ну, в общем-то, такие же, как и в любой другой школе.
Именно ради таких детей хочется искать, творить и создавать лучшее.
Список литературы / References
1. Новые формы оценивания. Начальная школа / М.А. Пинская, И.М. Улановская. 2-е изд. М.: Просвещение, 2014.
2. Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. пособие / М.А. Пинская. М.: Логос, 2010. 264 с.
3. Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: Методическое пособие. Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. 244 с.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ Табалдиева Ч.Б. Email: [email protected]
Табалдиева Чынара Бейшенкариевна — аспирант, лаборатория естественно-математических предметов, Кыргызская академия образования, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: в статье рассматривается роль географии в формировании экологической культуры школьников. Развитие и становление экологической культуры общества является одним из актуальных вопросов современного Кыргызстана. Географическая наука создает условия для лучшего восприятия природных и общественных явлений. Знание предмета географии способствует экологическому воспитанию школьников через создание экологического мировоззрения и экологической культуры для становления экологически грамотной личности. Формирование экологической культуры в системе среднего образования включает ряд элементов: систему экологических знаний, экологическое мышление, культуру чувств (сочувствие, чувство патриотизма и др.); культуру экологически оправданного поведения, характеризующуюся степенью превращения экологических знаний в повседневную норму поступка.
Ключевые слова: экологическая культура, географическое знание, экологическое воспитание.
FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE OF THE STUDENTS CLASSES OF GEOGRAPHY Tabaldieva Ch.B.
Tabaldieva Chynara Beyshenkarievna — graduate student, LABORATORY OF SCIENCE AND MATHEMATICS, KYRGYZ ACADEMY OF EDUCATION, BISHKEK, REPUBLIC OFKYRGYZSTAN
Abstract: the article considers the role of geography in shaping the ecological culture of pupils. Formation and development of ecological culture of the society is one of the topical issues of modern Kyrgyzstan. Knowledge of the geography subject contributes to the ecological education of pupils through the formation of ecological worldview and ecological culture for the development of an environmentally literate individual. Geographical science creates conditions for a better perception of natural and social phenomena. Forming of ecological culture in the system of secondary education