причем как в среде преподавателей, так и среди учеников и их родителей. Даже в Соединенных Штатах значительное число ученых и педагогов обоснованно критикуют тестовую систему, указывая на то, что тесты являются формальным инструментом, не способствующим раскрытию потенциала обучающихся. Зато они устраивают чиновников, которые с помощью них могут «оценить» эффективность тех или иных учебных заведений. Например, после введения в 2002 г в США Закона «Ни одного отстающего ребенка» школы, в которых ученики показали плохие результаты тестирования по чтению и математике (кстати, это требование к начальным классам), были публично названы «слабыми», а некоторые из них закрыты [11]. Чтобы избежать такой участи, большинство учебных заведений стали изменять учебные планы, дабы успешно пройти тестирование. Формально средние показатели сдачи тестов по стране увеличились, то есть «отстающих» учеников стало меньше, однако это не означает, что уровень подготовки в школах вырос. Аналогичная тенденция наблюдается и в нашей стране после введения системы ЕГЭ. Если при оценке эффективности системы ваучеров применить только тесты, то реальную картину происходящего, на наш взгляд, получить будет нельзя. Тесты выступают одним из инструментов оценки знаний обучающегося (ученика, педагога), но отнюдь не единственным. Важным представляется привести мнение С.П. Капицы, знаменитого ученого и популяризатора науки, который 35 лет заведовал кафедрой общей физики в МФТИ. По его мнению, «мы
Библиографический список
должны добиваться не столько знаний, сколько понимания» [12]. Оценить такое понимание с помощью тестирования невозможно, необходимы люди, причем такие, кто не только разбирается в своем предмете, но и умеет донести информацию до слушателей. Однако, как показывает практика, государственные чиновники предпочитают формализованный, единообразный подход к оценке результатов внедрения каких-либо новшеств, так что вероятность того, что ваучерная система будет оцениваться индивидуально, к сожалению, невелика.
Таким образом, ваучерная система наилучшим образом может быть реализована в системе дополнительного образования, причем не только в отношении переподготовки педагогических кадров. С учетом того, что повышение квалификации является обязательным требованием для многих профессий, а учебные заведения различаются по уровню предоставляемых образовательных услуг, то ваучерная система позволит слушателям таких курсов выбрать тот вуз, где эффективность и качество переподготовки будут наиболее высокими. Кроме того, определенные перспективы внедрения ваучеров имеются в магистратуре, где происходит углубленная подготовка кадров. В то же время внедрение ваучерной системы в общем, среднем профессиональном образовании, а также в бакалавриате представляется рискованным из-за неоднозначных результатов такого эксперимента в мире, к тому же потребует больших финансовых и кадровых ресурсов.
1. Вахитов Д.Р Реформирование системы образования в Российской Федерации: последствия для экономики и общества. Москва: Компания КноРус, 2018. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37025569
2. Vakhitov D.R., Grinevetskaya T.N., Samovich Y.V., Magdeeva M.R., Gusarova L.V. Climate Change Infuenced by Technologies: Legal, Socialand Economic Implications. International Journal of Recent Technology and Engineering (IJRTE). 2019; Vol. 8: 4667 - 4672. DOI: 10.35940/ijrte.B3427.078219
3. Вахитов Д.Р Образовательные системы СССР и Запада: сравнительный анализ преимуществ и недостатков. Вестник ТИСБИ. 2015; № 1: 216 - 235. Available at: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=25584253
4. Вахитов Д.Р, Кондратьева Т.Н., Габдуллин Н.М. Значение сферы образования в процессе сохранения суверенитета государства. Философия образования. 2016; № 2 (65): 84 - 91. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26137049
5. Вахитов Д.Р Проблемы и тенденции развития российского образования на современном этапе: монография. Москва: Компания КноРус, 2016. Available at: https:// elibrary.ru/item.asp?id=36984758
6. Вахитов Д.Р, Гриневецкая Т.Н., Лаврентьева И.А. Об условиях двухуровневой системы образования и специалитета в России. Философия образования. 2018; № 3 (76): 42 - 1. Available at:: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36276948
7. Вахитов Д.Р, Мулюкова РР, Ибрагимов Л.Г, Гриневецкая Т.Н. Тестирование в системе среднего и высшего образования как элемент реформы образовательной сферы. Вестник Бурятского государственного университета. 2017; № 7: 10 - 15. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32606363
8. Вахитов Д.Р, Лукина М.А., Гриневецкая Т.Н. Влияние социально-экономических и природно-климатических аспектов на перспективы развития современного образования. Философия образования. 2018; № 1 (74): 90 - 96. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32844591
9. Латыпов РА., Гуляевская Н.В., Кондратьева Т.Н. Самосохранительное поведение как фактор повышения социальной адаптации студентов высшего учебного заведения к условиям современного российского общества. Философия образования. 2016; № 3 (66): 87 - 99. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26417027
10. Вахитов Д.Р, Зиннатуллин А.З., Кондратьева Т.Н. Анализ использования средств федерального бюджета по Росреестру за 2014 - 2015 гг. Научное обозрение. 2017; № 1: 64 - 69. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28434606
11. Тайер П. Вопрос выбора. В мире науки. 2017; № 10: 102 - 108. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=30450466
12. Капица С.П. Система Физтеха. В мире науки. 2018; № 5 - 6: 54 - 57. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=35233616
References
1. Vahitov D.R. Reformirovanie sistemy obrazovaniya v Rossijskoj Federacii: posledstviya dlya 'ekonomiki i obschestva. Moskva: Kompaniya KnoRus, 2018. Available at: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=37025569
2. Vakhitov D.R., Grinevetskaya T.N., Samovich Y.V., Magdeeva M.R., Gusarova L.V. Climate Change Infuenced by Technologies: Legal, Socialand Economic Implications. International Journal of Recent Technology and Engineering (IJRTE). 2019; Vol. 8: 4667 - 4672. DOI: 10.35940/ijrte.B3427.078219
3. Vahitov D.R. Obrazovatel'nye sistemy SSSr i Zapada: sravnitel'nyj analiz preimuschestv i nedostatkov. Vestnik TISBI. 2015; № 1: 216 - 235. Available at: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=25584253
4. Vahitov D.R., Kondrat'eva T.N., Gabdullin N.M. Znachenie sfery obrazovaniya v processe sohraneniya suvereniteta gosudarstva. Filosofiya obrazovaniya. 2016; № 2 (65): 84 - 91. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26137049
5. Vahitov D.R. Problemy i tendenciirazvitiya rossijskogo obrazovaniya na sovremennom 'etape: monografiya. Moskva: Kompaniya KnoRus, 2016. Available at: https://elibrary.ru/ item.asp?id=36984758
6. Vahitov D.R., Grineveckaya T.N., Lavrent'eva I.A. Ob usloviyah dvuhurovnevoj sistemy obrazovaniya i specialiteta v Rossii. Filosofiya obrazovaniya. 2018; № 3 (76): 42 - 1. Available at:: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36276948
7. Vahitov D.R., Mulyukova R.R., Ibragimov L.G., Grineveckaya T.N. Testirovanie v sisteme srednego i vysshego obrazovaniya kak 'element reformy obrazovatel'noj sfery. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. 2017; № 7: 10 - 15. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32606363
8. Vahitov D.R., Lukina M.A., Grineveckaya T.N. Vliyanie social'no-'ekonomicheskih i prirodno-klimaticheskih aspektov na perspektivy razvitiya sovremennogo obrazovaniya. Filosofiya obrazovaniya. 2018; № 1 (74): 90 - 96. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32844591
9. Latypov R.A., Gulyaevskaya N.V., Kondrat'eva T.N. Samosohranitel'noe povedenie kak faktor povysheniya social'noj adaptacii studentov vysshego uchebnogo zavedeniya k usloviyam sovremennogo rossijskogo obschestva. Filosofiya obrazovaniya. 2016; № 3 (66): 87 - 99. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26417027
10. Vahitov D.R., Zinnatullin A.Z., Kondrat'eva T.N. Analiz ispol'zovaniya sredstv federal'nogo byudzheta po Rosreestru za 2014 - 2015 gg. Nauchnoeobozrenie. 2017; № 1: 64 - 69. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28434606
11. Tajer P. Vopros vybora. Vmire nauki. 2017; № 10: 102 - 108. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=30450466
12. Kapica S.P. Sistema Fizteha. Vmire nauki. 2018; № 5 - 6: 54 - 57. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=35233616
Статья поступила редакцию 25.03.20
УДК 378.147
Guz N.A., Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
TRENDS IN DIGITALIZATION OF HIGHER EDUCATION. Digitalization is an instrument for the innovative development of universities, changing the request for the profession and competence of the graduate of the university. The digitalization of higher education is a global trend that will only increase after the growth of the educational services market in general and online education in particular. Russia is a driver for the development of this market. At the moment, in the world practice, there is no successful and proven university digitalization system. The objective of the article is to highlight key trends in the development of higher education in the digital economy. The article outlines possible ways of implementation of existing massive open online courses into the Russian system of higher education. Areas for the development of education based on a blockchain technology are suggested.
Key words: digitalization, higher education, university, MOOCs, Massive Open Online Courses, blockchain.
Н.А. Гузь, канд. экон. наук, доц., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: [email protected]
ТРЕНДЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Цифровизация выступает инструментом инновационного развития сферы высшего образования, меняя запрос на профессии и компетенции выпускника вуза. Цифровизация высшего образования - мировой тренд, который будет только нарастать вслед за ростом рынка образовательных услуг в целом и онлайн-образования в частности. Россия является драйвером развития этого рынка. На данный момент в мировой практике не существует успешной и доказавшей свою эффективность системы цифровизации университетов. Цель статьи - выделить тренды развития высшего образования в условиях цифровой экономики. В статье намечены возможные пути использования уже существующих массовых открытых онлайн-курсов в российской системе высшего образования. Предлагаются направления развития образования на основе технологии блокчейн.
Ключевые слова: цифровизация, высшее образование, университет, МООК, массовые открытые онлайн курсы, блокчейн.
Тенденции на рынке труда также меняются с каждым годом. Технологии развиваются быстро, как никогда, что приводит к изменению значимости разных профессий во всех трудовых сферах. Система образования не всегда может предоставить актуальные программы обучения, которые иногда устаревают ещё до получения дипломов выпускниками.
Прежде чем рассуждать о цифровых трендах в высшем образовании, следует упомянуть об общих трендах в образовании. В настоящее время высшее образование представляет собой процесс преподавания и научного руководства, но в скором времени произойдет переход от прямого обучения к наставничеству, а далее - к координации научных исследований. Общими трендами образования можно также считать:
- повышение его инклюзивности;
- индивидуализация образования;
- «укорочение» образовательных траекторий (предложение образовательных решений в компактном виде);
- возможности освоения студентом сразу нескольких модулей (макро-курсов);
- применение интердисциплинарных подходов в обучении, развитие междисциплинарного сотрудничества при разработке и реализации соответствующих образовательных программ.
К числу цифровых трендов в высшем образовании можно отнести:
- применение технологии виртуальной реальности в дополнение к существующим дистанционным технологиям;
- переход от формирования «жестких» (hard skills) навыков к «мягким» (soft skills), предполагающим развитие креативности мышления, желание развиваться, способность к самоорганизации (особенно у студентов технических специальностей);
- устранение на основе диджитализации препятствий в смежных областях знаний (экономики и юриспруденции и т.п.);
- применение онлайн-технологий в образовательном процессе, позволяющих «индивидуализировать» траектории обучения студентов, в особенности людей с ограниченными возможностями;
- проникновение элементов онлайн-образования в традиционную систему (оффлайн) образования [1]. Например, применение вузами образовательной среды Skyeng для обучения английскому языку
Цифровизация образования сегодня строится на принципах креативного мышления, воображения, желании развиваться. Задача высшего образования -способствовать формированию креативных навыков, что на сегодня важнее, чем формальные знания. Задача преподавателя (тьютора/ментора) - придать студенту импульс для развития.
Цифровизация процесса образования затрагивает и организационные аспекты деятельности вуза:
- повышение эффективности управления научными исследованиями;
- автоматизацию процессов управления в университете;
- применение технологий распределенного реестра (блокчейн) для безопасного хранения и быстрой передачи информации. В частности, на сайте Финансового университета при Правительстве Российской Федерации с использованием технологии блокчейн возможно проверить подлинность диплома выпускника (см. подробнее: http://www.fa.ru/checkdiploma_blockchain/Pages/Home. aspx).
Во многом технологии виртуальной и дополненной реальности, онлайн-у-правление образовательной организацией, технологии больших данных, позволяют собрать информацию о потребностях студентов на основе спроса/предложения, адаптировав образовательные программы.
Характеристика мирового и российского рынка образования
По данным на 2019 год, объем мирового рынка образования составляет порядка 6,5 трлн долл. и имеет тенденцию к увеличению. Доля онлайн-образова-ния в общем объеме составляет пока около 3%, или 205 млрд долл. Благодаря устойчивой динамике роста к 2023 году цифровая часть индустрии обещает преодолеть отметку 282 млрд долл., прибавляя более чем по 5% в год. А по более оптимистичному прогнозу достигнет величины 252 млрд долл. уже в 2020 году при среднегодовом приросте в 17% [2].
Приоритетными направлениями мирового рынка онлайн-образования являются:
- мобильное обучение;
- корпоративное обучение (B2B и B2C образование);
- обучение soft skills.
Топ-10 профессиональных навыков, которые будут востребованы в 2020 году, озвученный на Всемирном экономическом форуме в Давосе[3], состоит из следующих умений:
1. Комплексное многоуровневое решение проблем (Complex problem solving).
2. Критическое мышление (Critical thinking).
3. Креативность в широком смысле (Creativity).
4. Умение управлять людьми (People management).
5. Взаимодействие с людьми (Coordinating with others).
6. Эмоциональный интеллект (Emotional intelligence).
7. Формирование собственного мнения и принятие решений (Judgment and decision-making).
8. Клиентоориентированность (Service orientation).
9. Умение вести переговоры (Negotiation).
10. Гибкость ума (Cognitive flexibility).
Указанные навыки определят основные тенденции развития рынка труда, человека, общества и культуры.
По данным аналитического исследования J'son & Partners [4, 5], самым актуальным сегментом онлайн-образования в России является повышение квалификации ввиду того, что требования к профессиям постоянно повышаются. Например, на сегодняшний день весьма востребованной сферой потенциальной занятости становится «Интернет вещей». Государственным образовательным организациям необходимо перестроиться под цифровые запросы рынка труда.
Массовые открытые онлайн-курсы (MOOCs, Massive Open Online Courses)
Цифровизация в образовании предоставляет много возможностей, но, одновременно требует изменения методологии, подходов к обучению студентов. В частности, речь идет об открытом доступе к электронным образовательным ресурсам университетов, выполненным на высоком уровне. Например, использование образовательных платформ: Coursera, Национальная платформа открытого образования, Университет без границ (МГУ имени М.В. Ломоносова), открытая онлайн-академия Финансового университета при Правительстве Российской Федерации и др.
Упоминая массовые образовательные онлайн-курсы (МООК), можно отметить, что они по-разному встраиваются в профессиональные и образовательные программы. Можно выделить три сценария:
1. МООК как веб-поддержка для традиционной реализации ООП. Для интенсификации последней до 30% ресурсов допускается с применением МООК.
2. Смешанное обучение предусматривает частичную замену аудиторных занятий (преимущественно лекций) ресурсами МООК (до 80% онлайн).
3. Онлайн-обучение, предполагающее академическую свободу, замену традиционного обучения средствами МООК в сопровождении ментора/тьютора (до 90 - 100% онлайн).
Если говорить о МООК, то университеты неохотно используют чужие онлайн-образовательные платформы и сами не готовы полностью переходить на онлайн-формат.
Помимо университетских платформ, корпоративный сектор также готов предложить собственные образовательные платформы (Skillbox, MAXIMUM, Udemy и др.). Для корпораций онлайн-образование все меньше остается «вещью в себе», успешно встраиваясь в цепочку добавленной стоимости бизнеса, генерирует выручку, позволяя укрепить доверие клиентов.
Сегмент «B2B и B2C образования» нередко испытывает дефицит кадров, в частности методологов для разработки и реализации образовательных проектов. Корпоративные образовательные сервисы отличают следующие специфические черты:
- практико-ориентированность, ориентированность на потребителя;
- применение модели «эксперты учат экспертов»;
- эволюция от онлайн-образования к консалтингу, коучингу бизнеса;
- онлайн-образование встраивается в бизнес-процесс, содействует долгосрочной перспективе бизнеса;
- активное внедрение рекомендательных, адаптивных, поддерживающих сервисов;
- партнерство с другими организациями, реализующими концепцию «B2B и B2C образования».
Применение технологии блокчейн в образовании
Блокчейн - распределенная система хранения данных, где устройства хранения не подключены к общему серверу. Эта база данных хранит постоянно растущий список упорядоченных записей, называемых блоками, каждый блок содержит метку времени и ссылку на предыдущий блок. Благодаря шифрованию пользователь может изменять только ту часть базы данных, которой он владеет, от которой у него есть «закрытые ключи», без них запись в файл невозможна. Также шифрование обеспечивает синхронизацию всех копий базы данных у всех пользователей, таким образом, при редактировании цепочки блоков, все изменения сразу отображаются у других пользователей.
Безопасность в технологии блокчейн обеспечивается через децентрализованный сервер, проставляющий метки времени, и одноранговые сетевые соединения. В результате формируется база данных, которая управляется автономно, без единого центра. Это делает цепочки блоков очень удобными для регистрации событий и операций с данными, управления идентификацией и подтверждения подлинности источника.
Технология блокчейн достаточно серьезно рассматривается для применения в сфере образования. Подтверждение этому доклад «Блокчейн в образовании» Объединённого исследовательского центра Европейской комиссии. Исследователь Kafka Alexander C. (2018) указывают на полезность блокчейн-тех-нологии в научной и издательской деятельности. В частности, с помощью «умных контрактов» возможно кодировать текст статьи, подробности рецензирования, методологии и данные исследования, что снизит риск мошенничества с научными публикациями, копирования, плагиата и других манипуляций [6].
Автор Pelletier Stephen (2018) соглашается в том, что исследователи охотнее будут делиться своими научными достижениями, сохраняя контроль над ними посредством блокчейн. В конечном счете это приведет к укреплению доверия и междисциплинарного сотрудничества [7].
Исследователь Layne Melissa (2019) подчеркивает, что технология блокчейн упростит работу приемной комиссии вуза. Перечень услуг, оказываемых
Библиографический список
приемными комиссиями и деканатами, широк, охватывает как первичную работу с абитуриентами, так и организационное сопровождение студентов, включая академические поездки. В зависимости от размера и структуры вуза перечень может включать как традиционные задачи, так специфические обязанности (учет кредитов в связи с переводом студентов из другого учебного заведения, языковое и культурное сопровождение, обучение тайм-менеджменту, финансовая помощь и т.д.). Блокчейн еще на этапе приема вуз сможет пресечь факты мошенничества, связанные с фальсификацией оценок, законностью спортивных и иных достижений, оснований для получения льгот, искажением личных данных и т.д. [8].
Кроме того, блокчейн будет способствовать популяризации и легитимизации онлайн-обучения, что значительно уменьшит безработицу по всему миру: подарит шанс получить онлайн-образование тем людям, у которых нет возможности получить оффлайн, а в дальнейшем поможет с устройством на работу, так как все дипломы и сертификаты, содержащиеся в блокчейне, официальны и достоверны, поскольку блокчейн позволяет стандартизировать сертификаты и дипломы, полученные при онлайн-обучении, из чего следует, что технология позволит в будущем легитимировать онлайн-обучение во всех странах мира.
Подводя итог, еще раз кратко обозначим основные тренды высшего образования в России и в мире.
1. Индивидуализация. Предполагает индивидуальный подход к целепола-ганию студента, выбор траектории, сопровождение.
2. Мобилизация, ускорение. Включает развитие модульного образования, формирование смежных навыков, применение мобильных образовательных приложений.
3. Коллаборация оффлайн-образования с онлайн-площадками.
4. Soft skills (общечеловеческие навыки) - ключевой инструмент.
В любом случае цифровизация образования должна стать не бременем, а облегчением работы преподавателя. Не так важны технологии (онлайн-курсы, геймификация, блокчейн, нейротехнологии и т.п.), применяемые в образовательном процессе, как мотивация учащегося.
1. Docebo: Elearning market trends and forecast 2017 - 2021. Docebo: Elearning E-Learning trends 2019. Available at: https://www.docebo.com/resource/elearning-market-trends-and-forecast-2017-2021/
2. Исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий. Available at: http://files.runet-id.com/2017/rif/presentations/19apr.rif17-2.3--dreval. pdf
3. Future of Jobs Report, World Economic Forum, 2016. Available at: http://www3.weforum.org/docs/WEF_Future_of_Jobs.pdf
4. J'son & Partners Consulting: Рынок онлайн-образования в России и мире: сегмент массовых онлайн-курсов, 2014. Available at: http://json.tv/ict_ telecom_analytics_view/ rynok-onlayn-obrazovaniya-v-rossii-i-miresegment-massovyh-onlayn-kursov-20141209065340
5. J'son & Partners Consulting: Рынок онлайн-образования в России и в мире, 2016. Available at: http://json.tv/ict_telecom_analytics_view/rynok-onlayn-obrazovaniya-vrossii-i-mire-20161206051155
6. Kafka A.C. Will Blockchain Revolutionize Scholarly Journal Publishing? The Chronicle of Higher Education. 2018. Available at: https://www.chronicle.com/article/Will-Blockchain-Revolutionize/245073
7. Pelletier S. Blockchain in Higher Education. Published, 2018. https://www.vaughn.edu/wp-content/uploads/2018/12/Blockchain_0racle_Explainer_In_Higher_Education.pdf
8. Layne M. Higher Education and the Blockchain Ecosystem: Using Blockchain in Admissions. The Evolllution, 2018. Available at: https://evolllution.com/technology/tech-tools-and-resources/higher-education-and-the-blockchain-ecosystem-using-blockchain-in-admissions/
References
1. Docebo: Elearning market trends and forecast 2017 - 2021. Docebo: Elearning E-Learning trends 2019. Available at: https://www.docebo.com/resource/elearning-market-trends-and-forecast-2017-2021/
2. Issledovanie rossijskogo rynka onlajn-obrazovaniya iobrazovatel'nyh tehnologij. Available at: http://files.runet-id.com/2017/rif/presentations/19apr.rif17-2.3--dreval.pdf
3. Future of Jobs Report, World Economic Forum, 2016. Available at: http://www3.weforum.org/docs/WEF_Future_of_Jobs.pdf
4. J'son & Partners Consulting: Rynok onlajn-obrazovaniya v Rossii i mire: segment massovyh onlajn-kursov, 2014. Available at: http://json.tv/ict_ telecom_analytics_view/rynok-onlayn-obrazovaniya-v-rossii-i-miresegment-massovyh-onlayn-kursov-20141209065340
5. J'son & Partners Consulting: Rynok onlajn-obrazovaniya v Rossii i v mire, 2016. Available at: http://json.tv/ict_telecom_analytics_view/rynok-onlayn-obrazovaniya-vrossii-i-mire-20161206051155
6. Kafka A.C. Will Blockchain Revolutionize Scholarly Journal Publishing? The Chronicle of Higher Education. 2018. Available at: https://www.chronicle.com/article/Will-Blockchain-Revolutionize/245073
7. Pelletier S. Blockchain in Higher Education. Published, 2018. https://www.vaughn.edu/wp-content/uploads/2018/12/Blockchain_0racle_Explainer_In_Higher_Education.pdf
8. Layne M. Higher Education and the Blockchain Ecosystem: Using Blockchain in Admissions. The Evolllution, 2018. Available at: https://evolllution.com/technology/tech-tools-and-resources/higher-education-and-the-blockchain-ecosystem-using-blockchain-in-admissions/
Статья поступила в редакцию 27.03.20
УДК 371.3(07.06):53(07.06)
Iskanderov N.F., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Orenburg State Pedagogical University (Orenburg, Russia), E-mail: [email protected]
Boychuk O.G., teacher of physics and mathematics, Mayskaya Secondary General Eeducation Sschool (Adamovsky district, Orenburg Region, Russia),
E-mail: vcabra @ mail.ru
Konichenko O.N., senior teacher, Orenburg Branch of REU n.a. G.V. Plekhanov (Orenburg, Russia)
EDUCATIONAL ROBOTICS IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES AS AN IMPLICIT COMPONENT IN THE METHODOLOGY OF STUDYING THE SCHOOL PHYSICS COURSE. The article considers the integration of the implicit method of teaching with the practice-oriented approach used in the school club of educational robotics in extracurricular activities aimed at increasing the motivation of learning when studying a school physics course. An approximate scheme of the school club program implementation using an implicit approach is given. It describes the impact of project activity through an experiment that allows a deeper look into the processes taking place in the surrounding world, and a more detailed understanding of physical processes and phenomena. The principle of meta-subject in teaching is highlighted, which allows using a set of implicit techniques in extracurricular activities to more effectively reveal the intellectual and creative potential of students, using closer ties with mathematics and computer science when studying a school course of physics.
Key words: educational robotics, extracurricular activities, implicit, practice-oriented, physics lesson.