Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ИМПЛИЦИТНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В МЕТОДИКЕ ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНОГО КУРСА ФИЗИКИ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ИМПЛИЦИТНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В МЕТОДИКЕ ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНОГО КУРСА ФИЗИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательная робототехника / внеурочная деятельность / имплицитный / практико-ориентированный / урок физики / educational robotics / extracurricular activities / implicit / practice-oriented / physics lesson

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н. Ф. Искандеров, О. Г. Бойчук, О. Н. Конюченко

В статье рассматривается интеграция имплицитного метода обучения с практикоориентированным подходом, применяемым в кружке образовательной робототехники во внеурочной деятельности, ориентированной на повышение мотивации обучения при изучении школьного курса физики. Приводится примерная схема реализации программы кружка с использованием имплицитного подхода. Описывается влияние проектной деятельности через эксперимент, позволяющий более глубоко заглянуть в процессы, протекающие в окружающем мире, подробно понять физические процессы и явления. Выделяется принцип метапредметности в обучении, позволяющий с набором имплицитных приемов во внеурочной деятельности более эффективно раскрыть интеллектуальный и творческий потенциал обучающихся, используя более тесные связи с математикой и информатикой при изучении школьного курса физики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL ROBOTICS IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES AS AN IMPLICIT COMPONENT IN THE METHODOLOGY OF STUDYING THE SCHOOL PHYSICS COURSE

The article considers the integration of the implicit method of teaching with the practice-oriented approach used in the school club of educational robotics in extracurricular activities aimed at increasing the motivation of learning when studying a school physics course. An approximate scheme of the school club program implementation using an implicit approach is given. It describes the impact of project activity through an experiment that allows a deeper look into the processes taking place in the surrounding world, and a more detailed understanding of physical processes and phenomena. The principle of meta-subject in teaching is highlighted, which allows using a set of implicit techniques in extracurricular activities to more effectively reveal the intellectual and creative potential of students, using closer ties with mathematics and computer science when studying a school course of physics.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ИМПЛИЦИТНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В МЕТОДИКЕ ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНОГО КУРСА ФИЗИКИ»

- партнерство с другими организациями, реализующими концепцию «B2B и B2C образования».

Применение технологии блокчейн в образовании

Блокчейн - распределенная система хранения данных, где устройства хранения не подключены к общему серверу. Эта база данных хранит постоянно растущий список упорядоченных записей, называемых блоками, каждый блок содержит метку времени и ссылку на предыдущий блок. Благодаря шифрованию пользователь может изменять только ту часть базы данных, которой он владеет, от которой у него есть «закрытые ключи», без них запись в файл невозможна. Также шифрование обеспечивает синхронизацию всех копий базы данных у всех пользователей, таким образом, при редактировании цепочки блоков, все изменения сразу отображаются у других пользователей.

Безопасность в технологии блокчейн обеспечивается через децентрализованный сервер, проставляющий метки времени, и одноранговые сетевые соединения. В результате формируется база данных, которая управляется автономно, без единого центра. Это делает цепочки блоков очень удобными для регистрации событий и операций с данными, управления идентификацией и подтверждения подлинности источника.

Технология блокчейн достаточно серьезно рассматривается для применения в сфере образования. Подтверждение этому доклад «Блокчейн в образовании» Объединённого исследовательского центра Европейской комиссии. Исследователь Kafka Alexander C. (2018) указывают на полезность блокчейн-тех-нологии в научной и издательской деятельности. В частности, с помощью «умных контрактов» возможно кодировать текст статьи, подробности рецензирования, методологии и данные исследования, что снизит риск мошенничества с научными публикациями, копирования, плагиата и других манипуляций [6].

Автор Pelletier Stephen (2018) соглашается в том, что исследователи охотнее будут делиться своими научными достижениями, сохраняя контроль над ними посредством блокчейн. В конечном счете это приведет к укреплению доверия и междисциплинарного сотрудничества [7].

Исследователь Layne Melissa (2019) подчеркивает, что технология блокчейн упростит работу приемной комиссии вуза. Перечень услуг, оказываемых

Библиографический список

приемными комиссиями и деканатами, широк, охватывает как первичную работу с абитуриентами, так и организационное сопровождение студентов, включая академические поездки. В зависимости от размера и структуры вуза перечень может включать как традиционные задачи, так специфические обязанности (учет кредитов в связи с переводом студентов из другого учебного заведения, языковое и культурное сопровождение, обучение тайм-менеджменту, финансовая помощь и т.д.). Блокчейн еще на этапе приема вуз сможет пресечь факты мошенничества, связанные с фальсификацией оценок, законностью спортивных и иных достижений, оснований для получения льгот, искажением личных данных и т.д. [8].

Кроме того, блокчейн будет способствовать популяризации и легитимизации онлайн-обучения, что значительно уменьшит безработицу по всему миру: подарит шанс получить онлайн-образование тем людям, у которых нет возможности получить оффлайн, а в дальнейшем поможет с устройством на работу, так как все дипломы и сертификаты, содержащиеся в блокчейне, официальны и достоверны, поскольку блокчейн позволяет стандартизировать сертификаты и дипломы, полученные при онлайн-обучении, из чего следует, что технология позволит в будущем легитимировать онлайн-обучение во всех странах мира.

Подводя итог, еще раз кратко обозначим основные тренды высшего образования в России и в мире.

1. Индивидуализация. Предполагает индивидуальный подход к целепола-ганию студента, выбор траектории, сопровождение.

2. Мобилизация, ускорение. Включает развитие модульного образования, формирование смежных навыков, применение мобильных образовательных приложений.

3. Коллаборация оффлайн-образования с онлайн-площадками.

4. Soft skills (общечеловеческие навыки) - ключевой инструмент.

В любом случае цифровизация образования должна стать не бременем, а облегчением работы преподавателя. Не так важны технологии (онлайн-курсы, геймификация, блокчейн, нейротехнологии и т.п.), применяемые в образовательном процессе, как мотивация учащегося.

1. Docebo: Elearning market trends and forecast 2017 - 2021. Docebo: Elearning E-Learning trends 2019. Available at: https://www.docebo.com/resource/elearning-market-trends-and-forecast-2017-2021/

2. Исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий. Available at: http://files.runet-id.com/2017/rif/presentations/19apr.rif17-2.3--dreval. pdf

3. Future of Jobs Report, World Economic Forum, 2016. Available at: http://www3.weforum.org/docs/WEF_Future_of_Jobs.pdf

4. J'son & Partners Consulting: Рынок онлайн-образования в России и мире: сегмент массовых онлайн-курсов, 2014. Available at: http://json.tv/ict_ telecom_analytics_view/ rynok-onlayn-obrazovaniya-v-rossii-i-miresegment-massovyh-onlayn-kursov-20141209065340

5. J'son & Partners Consulting: Рынок онлайн-образования в России и в мире, 2016. Available at: http://json.tv/ict_telecom_analytics_view/rynok-onlayn-obrazovaniya-vrossii-i-mire-20161206051155

6. Kafka A.C. Will Blockchain Revolutionize Scholarly Journal Publishing? The Chronicle of Higher Education. 2018. Available at: https://www.chronicle.com/article/Will-Blockchain-Revolutionize/245073

7. Pelletier S. Blockchain in Higher Education. Published, 2018. https://www.vaughn.edu/wp-content/uploads/2018/12/Blockchain_0racle_Explainer_In_Higher_Education.pdf

8. Layne M. Higher Education and the Blockchain Ecosystem: Using Blockchain in Admissions. The Evolllution, 2018. Available at: https://evolllution.com/technology/tech-tools-and-resources/higher-education-and-the-blockchain-ecosystem-using-blockchain-in-admissions/

References

1. Docebo: Elearning market trends and forecast 2017 - 2021. Docebo: Elearning E-Learning trends 2019. Available at: https://www.docebo.com/resource/elearning-market-trends-and-forecast-2017-2021/

2. Issledovanie rossijskogo rynka onlajn-obrazovaniya iobrazovatel'nyh tehnologij. Available at: http://files.runet-id.com/2017/rif/presentations/19apr.rif17-2.3--dreval.pdf

3. Future of Jobs Report, World Economic Forum, 2016. Available at: http://www3.weforum.org/docs/WEF_Future_of_Jobs.pdf

4. J'son & Partners Consulting: Rynok onlajn-obrazovaniya v Rossii i mire: segment massovyh onlajn-kursov, 2014. Available at: http://json.tv/ict_ telecom_analytics_view/rynok-onlayn-obrazovaniya-v-rossii-i-miresegment-massovyh-onlayn-kursov-20141209065340

5. J'son & Partners Consulting: Rynok onlajn-obrazovaniya v Rossii i v mire, 2016. Available at: http://json.tv/ict_telecom_analytics_view/rynok-onlayn-obrazovaniya-vrossii-i-mire-20161206051155

6. Kafka A.C. Will Blockchain Revolutionize Scholarly Journal Publishing? The Chronicle of Higher Education. 2018. Available at: https://www.chronicle.com/article/Will-Blockchain-Revolutionize/245073

7. Pelletier S. Blockchain in Higher Education. Published, 2018. https://www.vaughn.edu/wp-content/uploads/2018/12/Blockchain_0racle_Explainer_In_Higher_Education.pdf

8. Layne M. Higher Education and the Blockchain Ecosystem: Using Blockchain in Admissions. The Evolllution, 2018. Available at: https://evolllution.com/technology/tech-tools-and-resources/higher-education-and-the-blockchain-ecosystem-using-blockchain-in-admissions/

Статья поступила в редакцию 27.03.20

УДК 371.3(07.06):53(07.06)

Iskanderov N.F., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Orenburg State Pedagogical University (Orenburg, Russia), E-mail: nailfi@mail.ru

Boychuk O.G., teacher of physics and mathematics, Mayskaya Secondary General Eeducation Sschool (Adamovsky district, Orenburg Region, Russia),

E-mail: vcabra @ mail.ru

Konichenko O.N., senior teacher, Orenburg Branch of REU n.a. G.V. Plekhanov (Orenburg, Russia)

EDUCATIONAL ROBOTICS IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES AS AN IMPLICIT COMPONENT IN THE METHODOLOGY OF STUDYING THE SCHOOL PHYSICS COURSE. The article considers the integration of the implicit method of teaching with the practice-oriented approach used in the school club of educational robotics in extracurricular activities aimed at increasing the motivation of learning when studying a school physics course. An approximate scheme of the school club program implementation using an implicit approach is given. It describes the impact of project activity through an experiment that allows a deeper look into the processes taking place in the surrounding world, and a more detailed understanding of physical processes and phenomena. The principle of meta-subject in teaching is highlighted, which allows using a set of implicit techniques in extracurricular activities to more effectively reveal the intellectual and creative potential of students, using closer ties with mathematics and computer science when studying a school course of physics.

Key words: educational robotics, extracurricular activities, implicit, practice-oriented, physics lesson.

Н.Ф. Искандеров, канд. пед. наук, доц., Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, E-mail: nailfi@mail.ru

О.Г. Бойчук, учитель физики и математики МБОУ «Майская средняя общеобразовательная школа» Адамовского района Оренбургской области,

E-mail: vcabra@mail.ru

О.Н. Конюченко, ст. преп., Оренбургский филиал ФГБОУ ВО «РЭУ имени Г.В. Плеханова», г. Оренбург

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ИМПЛИЦИТНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В МЕТОДИКЕ ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНОГО КУРСА ФИЗИКИ

В статье рассматривается интеграция имплицитного метода обучения с практико- ориентированным подходом, применяемым в кружке образовательной робототехники во внеурочной деятельности, ориентированной на повышение мотивации обучения при изучении школьного курса физики. Приводится примерная схема реализации программы кружка с использованием имплицитного подхода. Описывается влияние проектной деятельности через эксперимент, позволяющий более глубоко заглянуть в процессы, протекающие в окружающем мире, подробно понять физические процессы и явления. Выделяется принцип метапредметности в обучении, позволяющий с набором имплицитных приемов во внеурочной деятельности более эффективно раскрыть интеллектуальный и творческий потенциал обучающихся, используя более тесные связи с математикой и информатикой при изучении школьного курса физики.

Ключевые слова: образовательная робототехника, внеурочная деятельность, имплицитный, практико-ориентированный, урок физики.

Внеурочная деятельность, прописанная в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования (далее -ФГОС) [1], является образовательной деятельностью, отличной от классно-урочной и направленной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Перед каждой школой ставится задача воспитать гражданина, который будет соответствовать требованиям современного общества: общительного, целеустремленного, неординарного в своих умственных способностях и способного правильно ориентироваться в предоставляемой ему информации.

Определяющим звеном ФГОС являются требования к результатам освоения образовательной программы. Стандарт ориентируется на личностные, предметные и метапредметные результаты обучающегося. В Федеральном государственном образовательном стандарте делается акцент на необходимость использования более современных и более эффективных образовательных технологий в образовательной деятельности.

Такой образовательной технологией обладает внеурочная деятельность -кружок образовательной робототехники, в котором общеинтеллектуальное, общекультурное и социальное направления являются основными.

Образовательная робототехника - это современный и необходимый социальный заказ в рамках развивающегося информационного и технологического общества. С помощью образовательной робототехники решается ряд задач по формированию привлекательной учебной среды через имплицитный подход:

- выявление одаренных детей из разных социальных групп;

- через проблемный подход создание ситуации заинтересованности и эффекта открытия;

- установка неявно выраженных межпредметных связей в физике, математике, ИКТ;

- более глубокое изучение учебного материала и эффективное освоение образовательной программы.

Под термином имплицитный (implicit) будем понимать «выраженный неявно, несущий скрытый смысл, подразумеваемый в понимании» [2, с. 8].

Образовательная робототехника совмещает в себе как теоретический, так и практический уровни различных школьных дисциплин, является междисциплинарной и политехнически ориентированной образовательной деятельностью.

В реализации программы образовательной робототехники во внеурочной деятельности, используя имплицитный подход, реализуются практико-ориенти-рованные методы, построенные по долгосрочной схеме (в течение учебного года) и позволяющие обучающимся пройти весь цикл - от теории до работающего устройства, углубляя свои знания в межпредметной области (физика, математика, информатика).

Программа кружка образовательной робототехники может быть разбита на три ступени, каждая из которых включает имплицитные методы обучения. На первых двух ступенях происходит неосознанное восприятие терминологии физического познания, которая преподносится в пропедевтической форме. Третья ступень подразумевает проектную деятельность, так как обучающиеся подготовлены к более сложной самостоятельной творческой работе. В процессе реализации проекта происходит сверка имеющихся знаний и вынужденный поиск дополнительной информации по тем или иным физическим процессам и явлениям, которые затрагиваются и изучаются в ходе выполнения проекта, происходит вынужденная связка с математикой и информатикой. Используется математика в расчетах, информатика в алгоритмизации и программировании. Все вместе дает значительный сдвиг в понимании тех или иных физических процессов и явлений, подтягиваются математические знания, а порой приобретаются на более высоком уровне [3].

Предлагаемая программа внеурочной деятельности представляет хорошие условия для изучения школьного курса физики через имплицитные технологии [4, с. 94] (табл. 1).

В программу заложен компетентно-ориентированный подход и лежащие в его основе педагогические технологии:

- проблемно-ориентированные;

- взаимообучающие;

- проектные.

Концепция рассматриваемой программы внеурочной деятельности по образовательной робототехнике с применением имплицитных технологий строилась с целью сделать уклон бессознательного приобретения знаний для дальнейшего их использования на уроках физики.

Так как в данной программе затрагивается большинство разделов школьного курса физики, то и на каждой ступени должны быть явно выраженные маркеры

Таблица 1

Структура реализуемой программы образовательной робототехники во внеурочной деятельности

№ ступени Реализуемая программа Пропедевтический этап физического познания Класс обучения Задействованные разделы школьного курса физики

1 Сборка электронно-механической платформы, включающая ультразвуковой модуль, инфракрасный приемник, колеса с мотор-редуктором, драйвер двигателя, плата расширения для датчиков, серводвигатель и отладочную плату с микроконтроллером АТтеда328. Знакомство со средой разработки. Путь, скорость, прямолинейное и криволинейное движения, редуктор, звуковая волна, свет, электромагнитная волна, ультразвук, инфракрасный диапазон, электродвигатель, электричество, полупроводник. 5 - 6

2 Модернизация электронно-механической платформы путем расширения функционала с помощью дополнительных датчиков и модулей (ИК-датчики препятствий, ВЮеШ^модуль, акселерометр, датчики температуры и влажности, ИК лазерный дальномер). Ускорение, сила тока, напряжение, сопротивление, температура, влажность, атмосферное давление, длина электромагнитной волны. 7 - 8 Механика. Термодинамика и МКТ. Электродинамика. Оптика.

3 Проектная деятельность в зависимости от желания обучающихся по разделам школьного курса физики: механика, термодинамика и МКТ, электродинамика, оптика. 9 - 11 Механика. Термодинамика и МКТ. Электродинамика. Оптика.

и фреймы этих разделов, оставляя, однако, место для эффекта открытия, развития абстрактного мышления и творческого разнообразия. Подобного эффекта можно добиться тогда, когда ученик отчетливо видит всю детализацию используемого материала и предоставленную информацию о нем, будь то какие-либо отдельные механические и электронные узлы. При реализации программы по образовательной робототехнике не преследовалась цель применения готовых модульных конструкторов, использующих унифицированные блоки и визуальную среду программирования (составление готовых графических блоков без текстового кода), так как подобный «учебный материал» ведет к игрофикации обучающихся, а не к расширению и углублению знаний [5, 6].

Если на первых двух ступенях имплицитные приемы выражены в фиксации терминологии физического познания на пропедевтическом уровне, то на третьей ступени программы происходит связка имеющихся знаний физики, полученных на уроках, и знаний, которые лежат за пределами школьной программы, но столь необходимых для проекта. Это порождает удивительные психоэмоциональные и интеллектуальные сдвиги, меняет мышление ученика в лучшую сторону. При поэтапном решении задачи от проекта до устройства создается эффект открытия чего-то нового, ученик видит, что теоретические знания приобретают вполне конкретное практическое применение, и скучное решение задач на уроках физики превращается в поиск неизвестного и действительно нужного компонента [7].

Ученики, постоянно посещающие кружок образовательной робототехники, проявляют на уроках физики больший интерес к предмету, с другой точки зрения рассматривают решения физических задач (задачи приобретают более практическое значение). Уровень знаний за счет неосознанной познавательной деятельности в определенных разделах физики становится выше, чем прописанный в школьной программе.

Основными средствами, с которыми обучающиеся работают на кружке, являются аппаратные и программные средства. Аппаратные средства - это отладочные платы на базе микроконтроллеров ATmega328 (аналоги Arduino UNO и Nano), ESP8266 (NodeMCU, Wemos D1 mini), ESP32. Используются различные модули и датчики, необходимые в том или ином проекте, а также пассивные и активные электронные компоненты. В качестве программных средств используется среда разработки Visual Studio Code с расширением PlatformIO для написания, отладки программного кода и программирования самих микроконтроллеров. Различные физические симуляторы для моделирования и визуализации цифровых интерактивных моделей (ЦИМ), которые, в свою очередь, участвуют в эмуляции или проверке расчетов в проектах обучающихся [8]. К дополнительным программным средствам, используемых в кружковой деятельности, относятся свободно распространяемые системы автоматизированного проектирования для создания 3D-моделей и печати на 3D-принтере элементов, используемых в проектной деятельности.

Отличным источником тем для проектов является литература школьного демонстрационного эксперимента. Как известно, учебный физический эксперимент в виде демонстрационных опытов является неотъемлемой частью физики средней школы. Удачное сочетание теоретического материала и эксперимента дает, как показывает практика, наилучший педагогический результат [9].

Особого внимания заслуживают обучающиеся 9 - 11 классов. Привлекая их к проектной деятельности по учебной робототехнике, мы тем самым мотивируем их к возобновлению интереса к физике. Ребята до 9 класса проявляют больший интерес через демонстрационный эксперимент и новизну предмета. В старших классах изучение физики становится более математизированным, и интерес к физике как школьному предмету снижается.

Библиографический список

Выбирая тему проекта, требуется подобрать соответствующую информационную базу для него. Как правило, информации для реализации проекта в виде действующей, пусть и элементарной, демонстрационной установки со сбором данных в школьном учебнике недостаточно. Обучающийся вынужден использовать дополнительную литературу, имеющуюся у более опытных ребят или руководителя. Через сборку модели и написания кода (алгоритма) для нее происходит оттачивание знаний, требуется постоянное повторение эксперимента, сравнение полученные данные с уже имеющимися. При выполнении проектной деятельности, а с ней и эффектных опытов, учитель ставит перед учащимися проблему, предназначенную для проверки ошибочности суждений. Такой дидактический подход предназначен для привлечения интереса учащихся к миру физических явлений [10].

Включая эксперимент в проектную деятельность в качестве необходимого элемента имплицитную составляющую, обеспечиваем учащимся бессознательное усвоение школьного курса физики, а также расширяем знания по математике и информатике. Уровень качества приобретенных знаний в кружке образовательной робототехники зависит от содержания программы, атмосферы в кружке и его методической наполненности. Занятия с обучающимися должны проходить в рамках деятельностного метода. Основной задачей при таком методе является подведение учащихся к самостоятельному «открытию» знания, которое для них еще ново. Создавая атмосферу «открытия», учитель развивает у учащихся умение самостоятельно мыслить. Предлагая творческие проекты, руководитель направляет учащихся на получение предметных, метапредметных и личностных результатов. Обучающиеся не должны получать знания в готовом виде, деятельность в кружке должна быть организованна таким образом, чтобы было приложено некоторое усилие, осуществлен некий поиск решения, для которого потребуется думать и размышлять.

Образовательная робототехника во внеурочной деятельности является хорошим дополнением к уроку физики. Практико-ориентированный подход обучения совместно с имплицитными приемами, позволяет подготовить обучающихся младшей ступени программы к использованию терминологии физического познания. У обучающихся второй и третей ступени программы обеспечивается переход от адаптивной формы активности к креативной. Прослеживается формирование готовности к инновационной деятельности и творческой реализации. Через условно-самостоятельный принцип, активируется возможность самостоятельного поиска требуемой информации, неосознанно приобретается информация сверх требуемого учебного материала. В случае сниженной мотивации на уроках физики посещающие кружок образовательной робототехники с уклоном на физический эксперимент приобретают дополнительный учебный импульс через современные информационные технологии. Через самостоятельную практическую и исследовательскую деятельность осуществляется принцип свободы. Обучающиеся самостоятельно осваивают информационный материал, требуемый в собственном проекте. Равноправное участие руководителя и обучающихся определяет принцип сотрудничества, когда руководитель и обучающиеся ведут активное участие в образовательной деятельности, а не механически воспринимают предоставленную информацию.

Физическая картина мира становится более содержательной, так как присутствует эксперимент, позволяющий более глубоко заглянуть в процессы, протекающие в окружающем мире, более подробно понять физические явления, быстро провести вычисления определенных величин и сделать анализ на базе полученных данных с помощью вычислительных возможностей микроконтроллеров.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования: Available at: Нйр://минобрнауки.рф/документы/2365

2. Пономарева Е.А., Искандеров Н.Ф. Теория и практика имплицитного обучения физике в школе. Оренбург: Издательство ОГПУ, 2016.

3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Москва: Аркти, 2005.

4. Пономарева Е.А., Искандеров Н.Ф. Имплицитная составляющая в технологии обучения физике. Казань: Бук, 2018.

5. Гребнева Д.М. Достоинства и недостатки использования программируемых конструкторов Lego при обучении робототехнике. Наука и перспективы. 2017; № 2. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/dostoinstva-i-nedostatki-ispolzovaniya-programmiruemyh-konstruktorov-lego-pri-obuchenii-robototehnike

6. Игрофикация в робототехнике, плюсы и минусы. Новатор. Available at: https://novator.team/post/545

7. Бабаева Ю.Д. Психология одаренности детей и подростков: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. Москва. Издательский центр «Академия», 2000.

8. Искандеров Н.Ф., Бойчук О.Г. Методические возможности физического симулятора Algodoo как помощника в изучении раздела «Механика» школьного курса физики. Молодой ученый. 2019; № 39. Available at: https://moluch.ru/archive/277/62600/

9. Буров В.А. Демонстрационный эксперимент по физике в старших классах средней школы: пособие для учителей. Москва: Просвещение, 1967.

10. Шахмаев Н.М. Физический эксперимент в средней школе: Механика. Молекулярная физика. Электродинамика. Москва: Просвещение, 1989.

References

1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego (polnogo) obschego obrazovaniya: Available at: <http://minobrnauki.rf/dokumenty/2365>

2. Ponomareva E.A., Iskanderov N.F. Teoriya ipraktika implicitnogo obucheniya fizike v shkole. Orenburg: Izdatel'stvo OGPU, 2016.

3. Pahomova N.Yu. Metod uchebnogo proekta v obrazovatel'nom uchrezhdenii. Moskva: Arkti, 2005.

4. Ponomareva E.A., Iskanderov N.F. Implicitnaya sostavlyayuschaya v tehnologii obucheniya fizike. Kazan': Buk, 2018.

5. Grebneva D.M. Dostoinstva i nedostatki ispol'zovaniya programmiruemyh konstruktorov Lego pri obuchenii robototehnike. Nauka i perspektivy. 2017; № 2. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/dostoinstva-i-nedostatki-ispolzovaniya-programmiruemyh-konstruktorov-lego-pri-obuchenii-robototehnike

6. Igrofikaciya v robototehnike, plyusy i minusy. Novator. Available at: https://novator.team/post/545

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Babaeva Yu.D. Psihologiya odarennosti detej i podrostkov: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih i srednih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva. Izdatel'skij centr «Akademiya», 2000.

8. Iskanderov N.F., Bojchuk O.G. Metodicheskie vozmozhnosti fizicheskogo simulyatora Algodoo kak pomoschnika v izuchenii razdela «Mehanika» shkol'nogo kursa fiziki. Molodoj uchenyj. 2019; № 39. Available at: https://moluch.ru/archive/277/62600/

9. Burov V.A. Demonstracionnyj 'eksperiment po fizike v starshih klassah srednej shkoly: posobie dlya uchitelej. Moskva: Prosveschenie, 1967.

10. Shahmaev N.M. Fizicheskij 'eksperiment v srednej shkole: Mehanika. Molekulyarnaya fizika. 'Elektrodinamika. Moskva: Prosveschenie, 1989.

Статья поступила в редакцию 25.03.20

УДК 37.013.42

Karchakin A.N., postgraduate, Kostroma State University (Kostroma, Russia), E-mail: karchakin-sanya@rambler.ru

FEATURES OF SOCIALIZATION OF A PERSON IN CONDITIONS OF MILITARY-PROFESSIONAL ENVIRONMENT. The article observes a question of the role of socialization of cadets at a military university in the process of developing the personality of a future officer and his entry into the army profession. The author proceeds from the fact that the socialization of military personnel is a complex, multi-level process and requires a deep theoretical understanding. The work is based on the analysis of a number of works by modern scientists in the field of pedagogy, sociology, psychology and discusses possible organizational and pedagogical approaches to solving the issues of socialization and professionalization of future specialists in higher education, and determines their significance in the learning process. The main attention in the study is aimed at determining the specifics of the educational process in a military university and the characteristics of the socialization of the personality of cadets. As a result of the study, an integrative strategy for the socialization of future military professionals was outlined, promising tasks for working in this direction were identified, and the main organizational and pedagogical conditions for successful personality socialization in the military professional environment were identified.

Key words: personality, military university, socialization, organizational and pedagogical conditions, professional activities, military professional environment.

А.Н. Карчакин, аспирант, Костромской государственный университет, г. Кострома, E-mail: karchakin-sanya@rambler.ru

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ

Статья посвящена рассмотрению вопроса о роли социализации курсантов военного вуза в процессе развития личности будущего офицера и его вхождения в армейскую профессию. Автор исходит из того, что социализация военных кадров является сложным, многоуровневым процессом и требует глубокого теоретического осмысления. В статье на основе анализа ряда работ современных ученых в сфере педагогики, социологии, психологии рассматриваются возможные организационно-педагогические подходы к решению вопросов социализации и профессионализации будущих специалистов в высшей школе, определяется их значимость в процессе обучения. Основное внимание в исследовании направлено на определение специфики образовательного процесса в военном вузе и особенностей социализации личности курсантов. В результате исследования намечена интегративная стратегия социализации будущих военных профессионалов, определены перспективные задачи работы в указанном направлении и выделены основные организационно-педагогические условия успешной социализации личности в военно-профессиональной среде.

Ключевые слова: личность, военный вуз, социализация, организационно-педагогические условия, профессиональная деятельность, военно-профессиональная среда.

Модернизация содержания военного образования требует полного ответа на основные вопросы, которые связаны с обеспечением оптимальных условий развития личности военнослужащего. Очевидно, что для этого необходимо продолжение теоретических и экспериментальных изысканий по выяснению особенностей социализации курсанта и возможностей влияния на его личность в военно-профессиональной среде. В данном аспекте осмысление современных научных трудов в сфере исследования процесса социализации молодежи в условиях высшей школы является актуальным и востребованным практикой, тем более - с целью выявления особенностей социализации обучающихся в достаточно закрытом образовательном пространстве военного вуза.

Обратимся к основному понятию нашего исследования - «социализация». Что мы понимаем под этим? Если изначально педагогическая наука для описания процесса становления личности использовала категорию «воспитание», то сегодня ряд авторов избегает употреблять дефиницию «воспитание», замещая её понятием «социализация»; иные стараются дифференцировать категории «социализация», «образование», «воспитание»; третьи считают социализацию непедагогическим понятием, поскольку понимают под ней только стихийные влияния на человека. И.Ю. Тарханова видит в социализации процесс формирования личности, который кроме сознательного освоения готовых видов социальной жизни содержит приобретение собственного социального опыта и жизненных ценностей [1].

Что же представляют собой организационно-педагогические условия социализации? Как считает «Новая философская энциклопедия», «условие - это существенный компонент комплекса объектов, вещей, их состояний, взаимодействий, из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления» [2].

В своей работе мы опираемся на исследования Л.И. Саввы и ее коллег, где педагогические условия предстают «как совокупность внешних объектов и внутренних обстоятельств, определяющих существование, функционирование и развитие, эффективное решение поставленной проблемы» [3].

Организационно-педагогические условия рассматриваются в нашем исследовании как компонент социализации будущих офицеров в военном вузе. Конкретизируя понятие «организация», подчеркнем, что мы имеем ввиду внешние и внутренние сознательно создаваемые явления и используемые в образовательном военно-профессиональном пространстве для обеспечения наиболее эффективной подготовки специалистов, верных присяге и умеющих высокопро-

фессионально работать с современной военной техникой и технологиями, что и является целью образовательного процесса.

Организационно-педагогические условия призваны обеспечить социально значимый результат образовательного процесса, который способствует достижению педагогической стратегии, где основной компонент - социализация будущих офицеров [4].

В высшей школе тесно переплетаются процессы социального и профессионального становления личности, причем ввуз (военный вуз) в этом плане имеет специфические особенности по сравнению с любым гражданским вузом. Профессионализация будущего офицера начинается еще с момента профориентации и поступления, то есть «здесь и сейчас», что предполагает ускоренное прохождение всех этапов адаптации и социализации в целом.

Материалы исследования М.П Волковой убедительно доказывают: около 90% курсантов-первокурсников, поступающих в военный вуз после окончания средней школы, слабо адаптированы в обществе, практически не имеют жизненного опыта и должного уровня мотивационно-профессиональной направленности [5]. Следовательно, можно сделать вывод, что приспосабливаться им приходится не только к новым, но и к жестоко регламентированным армейским условиям образования, службы, казарменного положения. Именно эти особенности существования вызывают у большей части курсантов трудности социализации в условиях военно-профессиональной среды, чем и определяется значимость всестороннего изучения ее специфики в военном вузе, в том числе - и значимость влияния личностных характеристик и их структур на успешность вхождения в армейскую профессию.

В педагогических, психологических, социологических науках начальный этап профессионализации трактуется как определяющий весь ход дальнейшей жизни человека, поскольку он включает выбор следующие компоненты:

- выбор сферы деятельности в целом;

- нахождение своего места в профессии;

- социальную приспособляемость и самореализацию в качестве эффективного члена общества.

Период обучения в вузе - важная составляющая названного этапа: здесь будущий офицер получает необходимые знания и умения, знакомится с более опытными коллегами, расширяет свое представление о профессиональной деятельности по той или иной военной специальности.

В России требования к личности военнослужащего, его психологическому образу и социальным компетенциям всегда высоки. Сейчас обществу требуются

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.