УДК 378
Vahitov D.R., Doctor of Sciences (Economics), Head of Department of Economics, Russian State University of Justice, Kazan branch, Professor of Kazan Cooperative Institute (Kazan, Russia), E-mail: vahitov1972@gmail.com
Grineveczkaya T.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Pedagogy and Psychology, Novosibirsk State Medical University, Novosibirsk Military Institute n.a. I.K. Yakovlev of the National Guard of the Russian Federation, (Novosibirsk, Russia), E-mail: tanita973@list.ru Valeeva A.F., Doctor of Sciences (Social Sciences), Professor, Department of Social, Humanitarian and Economic Disciplines, Kazan Branch of All-Russian State University of Justice (Kazan, Russia), E-mail: alsval@mail.ru
Svechnikov K.L., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Accounting and Finance, Kazan Cooperative Institute (Kazan, Russia), E-mail: svechnikov_kki@mail.ru
THE PSYCHOLOGICAL COMPONENT OF THE HEALTH OF STUDENTS IN THE FRAMEWORK OF ONLINE TRAINING. The article analyzes some of consequences of modern online learning, namely, the change in the physical condition of students and its very important psychological component. Some aspects of the psychological impact of the changes that have occurred are described by the authors, based on personal experience and feedback from students. The majority of respondents noted the feeling of loneliness and lack of communication with fellow students as the main negative consequence of distance learning. At the same time, a small part of the students noted the positive moments of the transition to a distance learning format. For such students, the minimum of communication does not reflect so negatively on their daily schedule of study and life. During the analysis of the experience gained, the emphasis is placed on the following aspects: changing the method of communication and the interview procedure; transformation of the functions and purpose of home space; distribution of computer use time between family members; bullying of someone from classmates; training of disabled people, etc. It is concluded that the considered consequences do not fully complete the list of changes in the life of students and require further study.
Key words: education, school, university, information technologies, online training, educational process, self-discipline, student, communication, bulling, people with disabilities.
Д.Р. Вахитов, д-р экон. наук, зав. каф. экономики Казанского филиала Российского государственного университета правосудия, проф. Казанского кооперативного института, г. Казань, Е-mail: vahitov1972@gmail.com
Т.Н. Гриневецкая, канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики и психологии Новосибирского государственного медицинского университета, проф. Новосибирского военного института имени И.К. Яковлева войск национальной гвардии РФ, г. Новосибирск, Е-mail: tanita973@list.ru А.Ф. Валеева, д-р социол. наук, проф., Казанский филиал Всероссийского государственного университета юстиции, г. Казань, Е-mail: alsval@mail.ru
К.Л. Свечников, канд. пед. наук, доц., Казанский кооперативный институт, г. Казань, Е-mail: svechnikov_kki@mail.ru
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ
В статье проанализированы некоторые последствия современного онлайн-обучения, а именно - изменение физического состояния студентов и его очень важной психологической составляющей. Некоторые аспекты психологического воздействия произошедших изменений описаны авторами с опорой на личный опыт и отзывы студентов. Большинство респондентов отметили чувство одиночества и нехватку общения с однокурсниками как главное негативное последствие дистанционного формата обучения. В то же время немногочисленная часть студентов подчеркнули положительные моменты перехода на дистанционный формат обучения. Для таких слушателей минимум общения не отражается столь негативно на их повседневном графике учебы и жизни. В ходе анализа полученного опыта акцент сделан на следующих аспектах: изменение способа коммуникации и процедуры опрашивания; трансформация функций и назначения домашнего пространства; распределение времени использования компьютера между членами семьи; травля (буллинг) кого-либо из одноклассников/одногруппников; обучение инвалидов и др. В заключение делается вывод о том, что рассмотренные последствия не исчерпывают список изменений в жизни обучающихся и требуют дальнейшего изучения.
Ключевые слова: образование, школа, вуз, информационные технологии, онлайн-обучение, учебный процесс, самодисциплина, обучающийся, коммуникация, буллинг, люди с ограниченными возможностями.
Массовый переход на дистанционное обучение с использованием информационных технологий произошел практически мгновенно, поставив самых активных участников образовательного процесса (обучающихся) в сложные условия. Это повлекло за собой изменение их физического состояния и его очень важной психологической составляющей. Молодежь в силу своего юного возраста отличается оптимизмом, нацеленностью на общение с максимальным количеством собеседников, демонстрирует энергичность в действиях, но в то же время обладает рядом психологических особенностей. К их числу можно отнести быструю смену настроения, психологическую неустойчивость, склонность к импульсивным поступкам. Это связано с тем, что формирование и становление личности происходит у разных подростков с разной скоростью, однако в большинстве случаев требует длительного периода времени, включает в себя осознание полученного жизненного опыта, выработку собственных ценностных ориентиров при абсорбции внешнего воздействия - советов родителей, друзей, влияние школы или вуза. Поэтому большое значение имеет окружение обучающегося, та компания, в которой он или она находятся в конкретный момент Такая кардинальная трансформация социальных коммуникаций, как одновременный переход всех обучающихся на дистанционный формат, естественно, не могла не сказаться на психологическом состоянии слушателей, и воздействие это оказалось для многих отрицательным [1].
Как и в отношении физического здоровья, психологическое состояние обучающихся желательно тщательно изучить, причем применяя междисциплинарный подход, привлекая не только врачей разных специальностей, психологов, педагогов, но и обращаясь к опыту и знаниям профессионалов в области информационных технологий и социальных коммуникаций. Обязательно требуется обеспечить необходимую репрезентативность выборки респондентов, что сделать весьма непросто, учитывая огромное количество критериев дифференциации по уровню воспитания, образу поведения обучающихся в среде сверстников и в общении с взрослыми, и многое другое. Если одни ученики открыты к общению,
легко находят общий язык не только с одноклассниками/одногруппниками, но и с преподавателями, то другие испытывают в это же время неуверенность в собственных действиях, замкнутость. Это вполне преодолимо со временем, и процесс обучения в школе и вузе чрезвычайно важен в этом плане. Этап возмужания, взросления молодых людей происходит в сложной комбинации отношений, в которых участвуют и сверстники, и преподаватели, и родители, и учебные заведения, требующие соблюдения определенного регламента, правил поведения. Переход на дистанционную форму обучения сразу же лишил множества порой незаметных элементов общения, взаимодействия с окружающим миром.
Некоторые аспекты психологического воздействия произошедших изменений можно описать, опираясь на личный опыт авторов и отзывы студентов, обращавших внимание на тот или иной дискомфорт в собственном душевном состоянии [2]. Большинство респондентов отметили чувство одиночества или, во всяком случае, нехватку общения с однокурсниками как главное негативное последствие дистанционного формата. Студенты, формально находясь вместе во время занятий, на самом деле одиноки, так как разделены пространством. В аудитории общение происходит многообразными способами (визуально, акустически, вербально, тактильно), а мозг воспринимает множество информации от окружающих. Находясь в комнате, студент оказывается наедине с экраном и лишен огромного пласта ощущений, эмоций, сопровождающих человеческое общение. В вузе обучающиеся видят друг друга, преподавателей, сотрудников подразделений учебного заведения, а дома на экране - только преподавателей (многие обучающиеся ограничиваются аватарками), чьих усилий развеять одиночество обучающегося бывает недостаточно. Даже необходимость вставать рано утром, часто не выспавшись и не успев позавтракать, чтобы успеть на занятия в вуз, затем ехать в переполненном общественном транспорте, где пассажиры редко демонстрируют дружелюбие и благожелательность, воспринимается обучающимися уже не так негативно и даже с определенной ностальгией, так как дают те эмоции, ту смену обстановки, которой не хватает на удаленном обучении.
Изо дня в день, из месяца в месяц картина происходящего не меняется, у человека формируется чувство психологической подавленности однообразием окружающей обстановки. Психика требует смены обстановки, новых зрительных образов (даже дорогие и близкие люди начинают раздражать, если общаться только с ними). Таким образом, преодоление чувства одиночества находится в прямой корреляции с необходимостью смены окружающей обстановки в течение дня (дом - транспорт - вуз - отдых на природе - новые лица в общении и др.), но дистанционная форма обеспечить такого разнообразия не в состоянии. Когда каждый день молодой человек или девушка видят экран компьютера с изображением преподавателей (или же вовсе одного преподавателя, если расписанием предусмотрены только его занятия) в окружении собственной спальни или кухни, то это не может не действовать угнетающе. Справедливости ради отметим, что такая негативная реакция характерна для обучающихся общительных и коммуникабельных, полных энергии и предпочитающих активную жизнь. Для них ограничение движения и общения - однозначно отрицательный факт
В то же время часть студентов, пусть и немногочисленная, отмечают и положительные моменты перехода на дистанционный формат обучения. Для таких слушателей минимум общения не отражается столь негативно на их повседневном графике учебы и жизни (во всяком случае, с их слов), а вот экономия времени и денег на транспортные поездки и другие статьи ежедневных расходов являются приятным бонусом. Для них общение более привычно в Интернете, в социальных сетях и через мессенджеры, поэтому недостаток личного общения ощущают мало или же вовсе не испытывают нужды в нем. Психологическое состояние этой группы обучающихся не изменилось в худшую сторону, но малоподвижный образ жизни не может не сказаться отрицательно на физическом здоровье, как это было отмечено выше. Дом, привычная обстановка, которая воспринимаются как убежище, место отдыха и расслабления, во время дистанционной формы превращаются в место обучения и утрачивают свой позитивный ореол.
Процедура опрашивания также претерпевает изменения. Один и тот же вопрос воспринимается по-разному при нахождении в аудитории перед преподавателем и дома перед экраном компьютера. С одной стороны, это может способствовать развитию самостоятельности и повышению уровня знаний, но, с другой стороны, для многих студентов психологически легче отвечать, когда рядом находятся одногруппники. Если в аудитории вопрос прозвучал, а ответ не получен (распространенная ситуация в студенческой среде во все времена), то студент в поисках поддержки обращается взглядом (иногда весьма эмоционально) к товарищам по обучению. Те, в свою очередь, часто подсказывают, хотя преподаватели стараются (с разной степенью успешности) бороться с этим явлением. Конечно, не все одногруппники придут на помощь, тем более рискуя получить штрафные баллы или быть удаленными из аудитории. Тем не менее подсказка была и остается распространенным явлением в отечественном образовании, и на это имеются свои причины. Не способствуя росту знаний (человек может так и остаться невежественным по конкретному вопросу), такая практика позволяет вырабатывать чувства взаимовыручки, без чего жить в человеческом обществе очень трудно. Дистанционный формат снимает некоторые проблемы с подсказками, заставляет человека думать самостоятельно (что положительно), но лишает столь нужного опыта дружбы и взаимной поддержки (отрицательный эффект).
Не будем забывать и о многочисленных электронных помощниках, в том числе с элементами искусственного интеллекта (например, Алиса компании Yandex), с помощью которых отвечающий готов практически мгновенно найти любую интересующую информацию [3]. Зачем заучивать, когда в твоем распоряжении находятся способы нахождения и обработки огромного массива данных? Однако, когда речь идет о собственном мнении, формулировании собственной позиции по дискуссионному вопросу, то аудиторный формат выигрывает по всем статьям. Таким образом, обучение коллектива слушателей, находящихся в одном помещении, не только имеет большое значение для лучшего усвоения знаний, но и способствует развитию психологической устойчивости студентов, повышает вовлеченность их в выполнение командных заданий. Если один раз помогли тебе, то в другой раз именно твой ответ, уточнение, реплика могут посодействовать одногруппникам или решить общую задачу. Именно так и формируются коллективные навыки, коммуникативные связи, помогающие затем добиться карьерного роста и счастья в личной жизни. Постоянное нахождение в домашней обстановке без смены окружающего пространства, а главное, без взаимоотношений с другими людьми, в том числе посторонними, в реальности, напротив, могут формировать чувство подавленности и депрессии, что чрезвычайно опасно для молодежи, или создают условия для выработки у молодых людей и девушек индивидуалистических и даже эгоистических черт характера, что представляет угрозу уже для общества. Поэтому желание обучающихся даже во время учебных занятий поделиться тревогами по этому вопросу с преподавателем вполне понятно, тем более времени и другой возможности для снятия озабоченности не имеется. Добавим, что в штате многих учебных заведений работают психологи, оказывающие консультационные услуги, помогающие молодежи разобраться с реальными или мнимыми психологическими проблемами, правильно оценивать действия окружающих людей, но в дистанционном формате такой помощи нет, хотя потребность существует, более того, проблемы стали более массовыми и серьезными [4].
Достаточно длительный период реализации дистанционного формата показал, что компьютерные технологии, какими бы инновационными они не были, не
способны заменить живого человеческого общения, а пространственная замкнутость обучающихся является источником многочисленных угроз для физического и психологического здоровья человека. Проблемы физического и психологического здоровья взаимосвязаны, их очень сложно разделить. Можно говорить о неприемлемой для всех участников учебного процесса ситуации с нагрузкой, которая как раз и приводит к целому комплексу трудностей и физического, и психологического характера. Если рекомендованная врачами продолжительность периода нахождения перед экраном компьютера составляет 30 минут в день [5], то в условиях дистанционного обучения этот показатель многократно превышен. Следовательно, и негативное воздействие на организм школьников и студентов многообразно и велико. С этой точки зрения, дистанционная форма обучения может характеризоваться как негативное явление, ставящее под угрозу здоровье подрастающего поколения и, соответственно, будущее страны.
Еще одним важным последствием перехода на онлайн-обучение является трансформация функций и назначения домашнего пространства. Происходит размывание границ разных по формату пространственных локаций - места жительства и места работы. Для обучающегося они сливаются воедино, то есть там, где человек спит/ест, там он и учится. С аналогичной ситуацией сталкивается любой работающий на дому, в удаленном формате, так что подобная психологическая усталость от однообразия одного и того же места стала привычной проблемой для миллионов человек. Но если для взрослого человека с устоявшимися жизненными установками и опытом существует возможность смириться с необходимостью выдерживать однообразие обстановки (иначе альтернативой является безработица), то для молодежи, стремящейся к новому ежедневному восприятию и осознанию окружающего мира, такая пространственная локализация в одном месте становится серьезным психологическим испытанием. Ответной реакцией служит еще большая погруженность в виртуальный мир, в компьютеры и смартфоны и сокращение времени живого общения.
Каким образом могут возникнуть новые дружеские связи, если возможности увидеть и познакомиться с одногруппником или студентами других специальностей просто не имеется? Для значительной части населения вся семья оказалась сосредоточена в одном месте, причем на долгое время: взрослые работают удаленно, а дети учатся дистанционно в учебном заведении. Отдельной проблемой становится то, каким образом распределить время пользования компьютером, если он одновременно нужен нескольким членам семьи. Какими бы теплыми и близкими не были отношения, в результате постоянного нахождения в одном пространстве с одними и теми же собеседниками возникает чувство психологической усталости, а в некоторых случаях и раздражения. Любому человеку, а молодежи в особенности, необходима смена обстановки, общения с разными людьми (желательно приятными), после чего еще больше ценятся родственные связи. Но дистанционная форма обучения в сочетании с удаленным форматом работы для взрослых может создать условия для возникновения различного рода конфликтных ситуаций в семье. Причем возникают они именно в результате трансформации домашнего пространства.
В то время как учащийся пытается сосредоточиться на преподаваемом лекционном материале или готовится ответить на семинаре (например, защитить доклад), кто-нибудь из взрослых родных может зайти в комнату, попросить помочь с домашними делами или просто обратиться с вопросом. Происходит это не специально и уж точно не с желанием навредить собственному ребенку, просто в привычном домашнем раскладе комната воспринимается как часть квартиры, но не как учебная аудитория, посещение которой ограничено для других членов семьи. Так или иначе, но психологический настрой учащегося нарушен, как и целостность восприятия учебного занятия. Нужно принимать во внимание, что ребенок дома и в учебном заведении может использовать разные манеры поведения в зависимости от предъявляемых требований, иногда противоположных друг другу, а в дистанционном формате происходит их смешение между собой. В результате ребенок может быть психологически напряжен, скован определенными формальными требованиями, что мешает активно участвовать в процессе обучения и получать от этого удовольствие.
Еще более непонятная и в чем-то смешная ситуация складывается с домашними питомцами, которые не понимают, почему они оказались ограничены в перемещениях по привычному пространству дома, почему нельзя зайти в комнату к хозяину и поиграть с ним. Поэтому в некоторых случаях фоном для ответов обучающегося выступает лай собак, мяуканье кошек, стремящихся изо всех сил попасть в закрытое помещение. С другой стороны, дистанционный формат обладает и положительными моментами для ряда обучающихся: человек находится в привычной, комфортной обстановке, в удобной домашней одежде (а не в униформе), к тому же еще и рядом с любимыми питомцами. Так что психологическое восприятие перехода на другой формат обучения зависит от личности обучающегося и совокупности элементов домашней обстановки, которые помогают в учебе или же, напротив, мешают этому. Ясным является то, что привычный домашний уклад жизни претерпевает значительные изменения, особенно если обучающиеся с родителями проживают в небольших квартирах. Смена обстановки, когда кто-нибудь из родных уезжает на работу (учебу), помогает разгрузить пространство, позволяет сосредоточиться на восприятии преподаваемого учебного материала. Внешний контроль со стороны учебного заведения (требования соблюдать тишину во время занятий, не опаздывать на них, следовать иным правилам поведения) помогает не только лучше учиться, но и быстрее взрослеть
ребенку. В дистанционном формате в качестве учебного заведения становится комната обучающегося, а на первый план выходит самодисциплина, похвастаться наличием которой может отнюдь не каждый.
К следующему последствию рассматриваемого процесса обучения относится специфическая часть коммуникационных связей обучающихся, которая называется травля (буллинг) кого-либо из одноклассников или одногруппников. Это чрезвычайно опасное явление, которое зачастую приводит к печальным и даже трагическим последствиям, имеет, к сожалению, давнюю историю и распространено во всем мире. Неприятие мнения и действий отличающегося по каким-то параметрам человека внутри коллектива было и в Древнем мире, и в Средние века, и в современности. Например, знаменитый ученый Исаак Ньютон даже был сильно избит одноклассниками, потому что отставал в учебе. Правда, он воспринял это событие как вызов, в скором времени став лучшим учеником, и продолжил научную карьеру в университете. Но такое отношение стало, скорее, исключением, чем правилом. К чему приводит такая непримиримость, невосприятие чужого мнения, отсутствие внимания и сопереживания, даже элементарного уважения к другому человеку становится понятным, если обратиться к историческим примерам. Средневековая инквизиция, репрессивный аппарат тоталитарных (и не только) режимов, политика сегрегации по расовым и этническим признакам привели не только к горю конкретных людей, но и имели долговременные социальные последствия, которые оказывают влияние на современные процессы в обществе. Если этому не противостоять, то не только разрушается физическое и психологическое здоровье отдельно взятого обучающегося, подвергшегося травле, но и воспитывается целое поколение, привыкшее к насилию, причем безнаказанному, по отношению к находящимся рядом людям. Проблеме травли посвящено множество публикаций как ученых разных научных направлений, так и отдельных граждан, фильмы (можно вспомнить советскую картину «Чучело»), а в современную информационную эпоху - и высказывания в социальных сетях и на сайтах. Государственные органы не остаются в стороне, вырабатываются как административные, так и культурные механизмы противодействия распространению буллинга.
Переход на дистанционную форму обучения минимизировал объективные условия для травли: школьники не общаются друг с другом в непосредственном контакте, соответственно, нет и фона для издевательств. Конечно, имеется возможность для оскорблений, например, в чате или в группе социальной сети, но обучающийся может, во-первых, отключиться в любой момент и не читать обидные высказывания, а во-вторых, текст может быть затем предъявлен для доказательства травли и вынесения штрафных санкций. Школьники и студенты (вторые подвергаются буллингу в меньшей степени по ряду причин) получают возможность учиться со всеми на равных условиях, общаться с преподавателями в полной мере, но не вступать в коммуникацию с недружелюбно настроенными одноклассниками или одногруппниками, то есть стать обычным обучающимся, а не изгоем. Вполне естественно, что такая трансформация положительно сказывается и на результатах учебы, и на психофизиологическом состоянии обучающегося. Таким образом, позитивный момент в этом вопросе, несомненно, наблюдается, однако ситуацию, на наш взгляд, нельзя трактовать только с положительной точки зрения. Процесс социализации личности очень сложный, у разных детей он происходит по-разному и с разной скоростью, и конфликты играют в нем немаловажную роль. Практически каждому человеку приходилось проходить через чувство обиды, разочарования, и такая отрицательная оценка происходящего может положительно сказываться на росте личности, поскольку накапливается столь нужный жизненный опыт, который затем помогает человеку решать проблемы уже на взрослом уровне. Но для ряда людей психологические травмы, полученные во время учебы, затем мешают добиваться целей в личной жизни, делать карьеру, получать удовольствие от общения с другими людьми. Необходимо отметить, что неприятие коллективом ребенка не всегда связано лишь с негативным настроем окружающих, бывает и вина самого обучающегося, его неправильное общественное поведение, нарушение правил коммуникации. Без личного опыта непосредственного контакта у школьников не вырабатывается коммуникационный опыт, понимание действий собеседника, а также, что особо важно, стрессоустойчивость. Дистанционный формат такой возможности не предоставляет, и вероятна ситуация, при которой у молодого человека (девушки) не сформируются навыки реагирования на негативные эмоции окружающих, так как общения как такового нет. Следовательно, проблему буллинга решать необходимо, но территориальное разведение обучающихся друг от друга, лишение возможности коммуницировать в непосредственном контакте не является, на наш взгляд, панацеей, а всего лишь временной мерой. Бегство от проблемы не способствует ее решению, а иногда только усугубляет ее.
Еще одно важное направление организации дистанционного обучения касается той категории обучающихся, которые по объективным причинам,
Библиографический список
связанным со здоровьем, испытывают трудности при обучении в аудиторном формате - это люди, имеющие инвалидность. Для данной категории обучающихся дистанционная форма обладает практически только положительными характеристиками, поэтому и применяется вне зависимости от внешних факторов, будь то сложная эпидемиологическая обстановка или другая форс-мажорная ситуация. Развитие технологических устройств (девайсов) происходит настолько быстрыми темпами и по самому широкому спектру направлений, что превратилось в отдельный важный аспект научно-технической стратегии развития стран, более того, создает условия для серьезных изменений в структуре рабочей силы в будущем. Люди с ограниченными возможностями благодаря использованию информационных каналов, технических гаджетов, в перспективе - механизмов генетического редактирования уже сейчас могут успешно преодолевать собственные ограничения и наравне со здоровыми гражданами получать образование, работать, общаться и жить полноценной жизнью. Безусловно, пока это доступно отнюдь не всем, но прогресс в технологиях в сочетании с государственной политикой поддержки позволяет удешевить пользование новейшими разработками, способными существенно облегчить жизнь инвалидов. Роль государства состоит в том, чтобы обеспечить возможность доступа к этим технологиям максимального количества желающих. Результатом может стать не только решение социальных проблем, но и положительный экономический эффект в виде расширения категорий работающих граждан, тем самым обеспечивая базу для стабильного экономического роста страны. Если в настоящее время речь идет о преодолении физиологических недостатков, то в будущем прогресс в генетических исследованиях позволит расширить и когнитивные способности, а значит, пользователями подобных технологий может стать все человечество, готовое перейти на новый этап своего развития. Обучение в онлайн-формате для людей с ограниченными возможностями позволяет им лучше подготовиться к будущей работе, которая тоже может происходить в удаленном режиме через компьютерные устройства. Одним из недостатков дистанционного обучения, как было отмечено выше, является недостаток общения в реальности, и обучающиеся с ограниченными возможностями также подвержены этому процессу. Однако нужно заметить, что им и в реальной жизни сложно найти большое количество собеседников. Так что онлайн-коммуни-кация является для них привычной формой обмена мнениями и эмоциями с друзьями и сверстниками. В связи с вышеизложенным можно предположить, что будущее развитие онлайн-обучения именно для людей с ограниченными возможностями имеет очень хорошие перспективы и будет осуществляться как на основе государственных программ поддержки, так и в рамках коммерческой деятельности субъектов рынка.
Рассмотренные последствия не исчерпывают список изменений в жизни обучающихся в результате перехода от аудиторной к дистанционной форме обучения. Некоторые последствия, возможно, проявятся позднее. Требуется время и понимание того, что именно происходит со школьниками и студентами, которые не посещают учебные заведения. В этом случае применима аналогия с лекарственными препаратами, чье воздействие на человеческий организм становится понятным иногда только во втором или третьем поколении реципиентов. Однако определенные выводы можно сделать уже сейчас, пусть они и носят предварительный характер. Как показывает проведенный анализ, большинство школьников и студентов оценивают дистанционный формат с негативной точки зрения, обучающиеся скучают по общению с одногруппниками и преподавателями в реальной режиме, даже по студенческой столовой. Для тех, кто только приступил к обучению (школьники младших классов, студенты 1 курса), разочарование может быть настолько сильным, что вызовет отторжение самого образовательного процесса, необходимости получать знания и умения. Такое негативное отношение затем транслируется и на всю научную сферу, и на государственную социальную политику. Процесс обучения должен приносить положительные эмоции (хотя и не превращаться в сплошную игру и праздник), приятные воспоминания, которые помогают обучающемуся преодолевать трудности учебы, а еще прививать стремление к знаниям. В дистанционном формате таких позитивных моментов, по мнению обучающихся, гораздо меньше, чем негативных. Важно понимать, что недовольство происходящим проявляется и в падении качества усвоения учебного материала (обучающиеся перестают концентрировать внимание на лекциях и семинарах), и в требованиях снизить стоимость обучения (это касается тех студентов, кто обучается на коммерческой основе), и в разочаровании системой образования в целом (потраченное зря время). Данная тенденция, на наш взгляд, представляется весьма опасной, так как именно подрастающее поколение будет развивать нашу цивилизацию в будущем. Если дистанционный формат станет доминирующим, а отношение к нему, как отмечалось, в основном негативное, то перспективы человечества становятся туманными.
1. Вахитов Д.Р, Кондратьева Т.Н., Габдуллин Н.М. К вопросу о реформировании системы образования в РФ с целью сохранения суверенитета государства. Педагогический профессионализм в образовании: сборник научных трудов XII международной научно-практической конференции. Новосибирск: Издательство НГПУ 2016; Ч. 2: 19 - 28.
2. Вахитов Д.Р Сингулярность. Москва: РУСАЙНС, 2019.
3. Вахитов Д.Р, Гриневецкая Т.Н., Свечников К.Л., Нурова Л.Р К вопросу о публикациях в зарубежных научных изданиях. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 4 (83): 30 - 31.
4. Вахитов Д.Р, Гриневецкая Т.Н., Лапытов РА., Саитова РГ. Особенности реагирования системы образования на происходящие в мире изменения. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 227 - 230.
5. Какой вред наносит человеку компьютер. Available at: www.cgon.rospotrebnadzor.ru/content/62/1057/
References
1. Vahitov D.R., Kondrat'eva T.N., Gabdullin N.M. K voprosu o reformirovanii sistemy obrazovaniya v RF s cel'yu sohraneniya suvereniteta gosudarstva. Pedagogicheskij professionalism v obrazovanii: sbornik nauchnyh trudov XII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Novosibirsk: Izdatel'stvo NGPU, 2016; Ch. 2: 19 - 28.
2. Vahitov D.R. Singulyarnost'. Moskva: RUSAJNS, 2019.
3. Vahitov D.R., Grineveckaya T.N., Svechnikov K.L., Nurova L.R. K voprosu o publikaciyah v zarubezhnyh nauchnyh izdaniyah. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 4 (83): 30 - 31.
4. Vahitov D.R., Grineveckaya T.N., Lapytov R.A., Saitova R.G. Osobennosti reagirovaniya sistemy obrazovaniya na proishodyaschie v mire izmeneniya. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 227 - 230.
5. Kakoj vred nanosit cheloveku komp'yuter. Available at: www.cgon.rospotrebnadzor.ru/content/62/1057/
Статья поступила в редакцию 02.08.21
УДК 378
Vahitov D.R., Doctor of Sciences (Economics), Head of Department of Economics, Russian State University of Justice, Kazan branch, Professor of Kazan Cooperative Institute (Kazan, Russia), E-mail: vahitov1972@gmail.com
Grineveczkaya T.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Pedagogy and Psychology, Novosibirsk State Medical University, Novosibirsk Military Institute n.a. I.K. Yakovlev of the National Guard of the Russian Federation, (Novosibirsk, Russia), E-mail: tanita973@list.ru Yakhina L.T., Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Kazan Cooperative Institute (Kazan, Russia), E-mail: yahina_kki@mail.ru Minnegalieva V.Z., Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Kazan Cooperative Institute (Kazan, Russia), E-mail: avlyakulova_kki@mail.ru
THE IMPACT OF ONLINE LEARNING ON THE HEALTH OF MODERN YOUTH. The article analyzes some of the consequences of the influence of online learning on the health of modern youth. The transition to distance learning has created new conditions for the relationship between students and their mentors. Instead of exchanging opinions on the subjects studied, students found themselves in a closed, highly individualized environment, alone with a computer screen and with themselves, which caused problems with empathy in the younger generation. Communication between a teacher and a student in the conditions of distance learning is sometimes difficult for technical reasons (failures in Internet connection traffic, "floating" sound, fuzzy image, etc.), which leads to a decrease in academic performance due to circumstances beyond the control of the teacher and his students. Special attention is paid to the problem of visual impairment, physical inactivity and the general physical condition of students. It is concluded that for a full-fledged analysis, complex studies are required, both in relation to individual functions of the body and the scale of what is happening.
Key words: school, university, information technologies, Internet, online learning, educational process, youth, student, teacher, communication, WhatsApp, empathy, physical inactivity.
Д.Р. Вахитов, д-р экон. наук, зав. каф. экономики Казанского филиала Российского государственного университета правосудия, проф. Казанского кооперативного института, г. Казань, E-mail: vahitov1972@gmail.com
Т.Н. Гриневецкая, канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики и психологии Новосибирского государственного медицинского университета, проф. Новосибирского военного института имени И.К. Яковлева войск национальной гвардии РФ, г. Новосибирск, E-mail: tanita973@list.ru Л.Т. Яхина, канд. экон. наук, доц., Казанский кооперативный институт, г. Казань, E-mail: yahina_kki@mail.ru В.З. Миннегалиева, канд. экон. наук, доц., Казанский кооперативный институт, г. Казань, E-mail: avlyakulova_kki@mail.ru
ВЛИЯНИЕ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ НА ЗДОРОВЬЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
В статье проанализированы некоторые последствия влияния онлайн-обучения на здоровье современной молодежи. Переход на дистанционную форму обучения создал новые условия взаимоотношений между учениками и их наставниками. Вместо обмена мнениями по изучаемым дисциплинам учащиеся оказались в замкнутой, сугубо индивидуализированной обстановке, наедине с экраном компьютера и с самим собой, что вызвало проблемы с эмпатией у подрастающего поколения. Коммуникации между преподавателем и студентом в условиях дистанционного обучения порой затруднены по техническим причинам (сбои в трафике интернет-соединения, «плавающий» звук, нечеткое изображение и др.), что влечет за собой снижение успеваемости по независящим от преподавателя и его учеников обстоятельствам. Особое внимание в статье уделено проблеме ухудшения зрения, гиподинамии и общего физического состояния обучающихся. В заключение делается вывод, что для полноценного анализа требуется проведение комплексных исследований как в отношении отдельных функций организма, так и масштабности происходящего.
Ключевые слова: школа, вуз, информационные технологии, Интернет, онлайн-обучение, учебный процесс, молодежь, обучающийся, преподаватель, коммуникация, WhatsApp, эмпатия, гиподинамия.
Вопросы перехода на дистанционное обучение с использованием информационных технологий активно обсуждаются на страницах разных изданий в силу своей актуальности. Феномен удаленного обучения сам по себе не нов, однако в таком массовом формате и так продолжительно по времени он осуществляется впервые. Чтобы понять суть данного феномена и повысить качество онлайн-обучения, необходимо проанализировать те проблемы, с которыми столкнулись и педагоги, и учащиеся в непривычных для них условиях работы.
Одной из основных проблем учащихся при переходе к дистанционной форме обучения стало ограничение, а подчас и невозможность общения с одноклассниками/ одногруппниками. Переход на домашнее, удаленное обучение показал, насколько большое значение для учеников и студентов имеют личные и социальные контакты с обучающимися, даже несмотря на имеющиеся случаи социальных конфликтов, недовольства по отношению друг к другу. Однако, во-первых, это тоже играет важную роль в получении молодым человеком или девушкой жизненного опыта, а во-вторых, положительных, дарящих позитивные эмоции человеческих отношений между обучающимися, как правило, больше. Вместо обмена мнениями по изучаемым дисциплинам, знаниями, которые порой друг объяснит проще и доступнее, чем преподаватель, а также другой, не имеющей отношения к учебному процессу, но от этого не менее важной информации
(обсуждение новинок кино, литературы, игр, моды и т.д.), учащиеся оказались в замкнутой, сугубо индивидуализированной обстановке, наедине с экраном компьютера и с самим собой [1]. Безусловно, имеется разновидность в виде электронных коммуникаций через смартфон или компьютер, и молодежь этим активно пользуется, однако такой вариант, во-первых, еще больше увеличивает нагрузку на организм, и без того испытывающий ежедневное электромагнитное излучение, а во-вторых, и это особо важно, не является полноценной заменой личного общения, контакта с другими людьми.
Эмпатия, желание видеть и чувствовать чужие эмоции, сопереживать им двигают людей к общению друг с другом, благоприятствуют установлению дружеских, приятельских и романтических отношений, а для молодежи все вышеперечисленное еще более актуально в силу возраста и желания постигать окружающий мир. Люди посещают футбольные, баскетбольные и иные спортивные и культурные мероприятия (хотя возможности современного телевидения и Интернета позволяют сделать это из любой точки мира) для того, чтобы коллективно испытать эмоции радости, восхищения, разочарования и другие, что и дарит человеку радость жизни. Еще одним аргументом в пользу личного общения является современный тренд в виде огромной популярности настольных игр, несмотря на то, что существует колоссальный выбор компьютерных игр с многочисленны-