Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ И КОЛЛЕКТИВНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ'

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ И КОЛЛЕКТИВНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
иностранный язык / ИКТ / Google Classroom / Google-формы / сайты / foreign language / ICT / Google Classroom / Google forms / websites

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Д В. Агальцова, Ю Е. Валькова

В статье рассмотрены возможности ИКТ для организации коллективной и самостоятельной работы студентов по иностранному языку в вузе, проведен анализ цифровых ресурсов, определены средства контроля успеваемости. Описан междисциплинарный проект – организация студентами-экономистами своих сайтов по изучаемой теме с использованием специально созданных видео, таймлайнов, глоссария, ментальных карт, инфографики, опросов и иного контента. Сделан вывод об эффективности такой работы для формирования жестких и мягких навыков, а также повышения мотивации студентов. Организация проектов и управление работой будущих экономистов имеет решающее значение для интеграции новых специалистов в международное пространство, так как при подготовке своих групповых проектов студенты взаимодействовали с зарубежными специалистами (для сбора комментариев и прохождения опроса), а также научились работать с научными источниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF INDIVIDUAL AND COLLECTIVE STUDENTS’ WORK IN FOREIGN LANGUAGE STUDIES AT A UNIVERSITY WITH THE HELP OF ICT

The article examines possibilities of information and communication technologies for organizing collective and individual work of students for foreign language classes in higher educational institutions. The authors give a comparative analysis of ready-made digital resources, identify opportunities for monitoring and evaluating the students’ progress. The article describes a practical interdisciplinary project – creation of websites by third-year economics students. For the topic studied students created special videos, timelines, glossaries, mental maps, infographics, surveys and other multimedia content to place it on their site. It is concluded that such project work is effective in forming hard and soft skills as well as in improving students’ motivation. Organising and managing the project work of future economists is crucial to integrating new professionals into the international space, as students got the practical experience of interaction with foreign experts (while collecting comments and holding surveys) and learned how to work with academic sources.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ И КОЛЛЕКТИВНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ»

ской обороны и мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций [1].

Таким образом, на основании изложенного мы полагаем, что к основным направлениям системы профессиональной ориентации для кандидатов в пожар-но-спасательные подразделения МЧС России возможно отнести:

- подбор и подготовку кандидатов для пожарно-спасательных подразделений осуществлять кадровыми органами с привлечением сотрудников подразделений пожарной охраны различного ранга;

Библиографический список

- при проведении отбора кандидатов учитывать специфические особенности деятельности пожарно-спасательных формирований;

- необходимость в подготовке ведомственных положений по организации мероприятий по проведению профессионального ориентирования;

- увеличение методов осуществления профессионального ориентирования среди обучающихся выпускных классов школ за счет создания профильных кадетских классов, проведения спортивных соревнований пожарно-спасательно-го профиля.

1. Официальный сайт МЧС России. Available at: http://www. mchs.gov.ru>ministerstvo/kadrovoe-obespechenie

2. Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Приказ МЧС России от 27.03.2020 № 217 (зарегистрирован в Минюсте России 20.07.2020 N 59030). Available at: http://www. consultant.ru

3. Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации. Постановление Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г № 1. Available at: Consultant.ru>document/cons_doc_LAW_12217/

4. OECD and European Commission, Career guidance: A handbook for policy makers, Organisation for Economic Cooperation and Development. Paris, 2004.

5. Чистякова С.Н., Ходусов А.Н., Антопольская Т. А., Сарычев С.В. Современные проблемы и перспективы развития профессиональной ориентации учащейся молодежи. Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014; № 3 (31): 26 - 34.

6. Журавлев А.В. Организационные основы системы отбора кандидатов для обучения в образовательных организациях высшего образования МЧС России. Молодой ученый. 2017; № 35 (169): 88 - 91.

7. Об утверждении Порядка и условий приема на обучение в образовательные организации высшего образования, находящиеся в ведении МЧС России. Приказ МЧС России от 05.12.2018 № 571. Available at: http://www.consultant.ru

References

1. Oficial'nyjsajt MChS Rossii. Available at: http://www. mchs.gov.ru>ministerstvo/kadrovoe-obespechenie

2. Ob utverzhdenii Polozheniya o territorial'nom organe Ministerstva Rossijskoj Federacii po delam grazhdanskoj oborony, chrezvychajnym situaciyam i likvidacii posledstvij stihijnyh bedstvij. Prikaz MChS Rossii ot 27.03.2020 № 217 (zaregistrirovan v Minyuste Rossii 20.07.2020 N 59030). Available at: http://www.consultant.ru

3. Ob utverzhdenii Polozheniya o professional'noj orientacii i psihologicheskoj podderzhke naseleniya v Rossijskoj Federacii. Postanovlenie Mintruda RF ot 27 sentyabrya 1996 g. № 1. Available at: Consultant.ru>document/cons_doc_LAW_12217/

4. OECD and European Commission, Career guidance: A handbook for policy makers, Organisation for Economic Cooperation and Development. Paris, 2004.

5. Chistyakova S.N., Hodusov A.N., Antopol'skaya T.A., Sarychev S.V. Sovremennye problemy i perspektivy razvitiya professional'noj orientacii uchaschejsya molodezhi. Uchenye zapiski. 'Elektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014; № 3 (31): 26 - 34.

6. Zhuravlev A.V. Organizacionnye osnovy sistemy otbora kandidatov dlya obucheniya v obrazovatel'nyh organizaciyah vysshego obrazovaniya MChS Rossii. Molodoj uchenyj. 2017; № 35 (169): 88 - 91.

7. Ob utverzhdenii Poryadka i uslovij priema na obuchenie v obrazovatel'nye organizacii vysshego obrazovaniya, nahodyaschiesya v vedenii MChS Rossii. Prikaz MChS Rossii ot 05.12.2018 № 571. Available at: http://www.consultant.ru

Статья поступила в редакцию 05.05.21

УДК 372.881.111.1, 37.026.9

Agaltsova D.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia),

E-mail: darya_agaltsova@mail.ru

Valkova Yu.E, Cand. of Sciences (Philology), senior teacher, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia),

E-mail: julyvalkova@gmail.com

ORGANIZATION OF INDIVIDUAL AND COLLECTIVE STUDENTS' WORK IN FOREIGN LANGUAGE STUDIES AT A UNIVERSITY WITH THE HELP OF ICT.

The article examines possibilities of information and communication technologies for organizing collective and individual work of students for foreign language classes in higher educational institutions. The authors give a comparative analysis of ready-made digital resources, identify opportunities for monitoring and evaluating the students' progress. The article describes a practical interdisciplinary project - creation of websites by third-year economics students. For the topic studied students created special videos, timelines, glossaries, mental maps, infographics, surveys and other multimedia content to place it on their site. It is concluded that such project work is effective in forming hard and soft skills as well as in improving students' motivation. Organising and managing the project work of future economists is crucial to integrating new professionals into the international space, as students got the practical experience of interaction with foreign experts (while collecting comments and holding surveys) and learned how to work with academic sources.

Key words: foreign language, ICT, Google Classroom, Google forms, websites.

Д.В. Агальцоеа, канд. пед. наук, доц., Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: darya_agaltsova@mail.ru

Ю.Е. Валькоеа, канд. филол. наук, ст. преп., Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: julyvalkova@gmail.com

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ И КОЛЛЕКТИВНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ

В статье рассмотрены возможности ИКТ для организации коллективной и самостоятельной работы студентов по иностранному языку в вузе, проведен анализ цифровых ресурсов, определены средства контроля успеваемости. Описан междисциплинарный проект - организация студентами-экономистами своих сайтов по изучаемой теме с использованием специально созданных видео, таймлайнов, глоссария, ментальных карт, инфографики, опросов и иного контента. Сделан вывод об эффективности такой работы для формирования жестких и мягких навыков, а также повышения мотивации студентов. Организация проектов и управление работой будущих экономистов имеет решающее значение для интеграции новых специалистов в международное пространство, так как при подготовке своих групповых проектов студенты взаимодействовали с зарубежными специалистами (для сбора комментариев и прохождения опроса), а также научились работать с научными источниками.

Ключевые слова: иностранный язык, ИКТ, Google Classroom, Google-формы, сайты.

Средства информационных и коммуникационных технологий, активно вошедшие в нашу повседневную жизнь в связи с переходом на дистанционный формат обучения в феврале 2020 года, признаны способствовать как эффективному усвоению учебного материала, индивидуализации учебного процесса,

так и успешной самостоятельной работе студентов. Такой быстрый и внезапный переход на онлайн-формат обучения потребовал от преподавателей адаптироваться к новым условиям образования и функционировать в них. Такие способности и означают ИКТ-компетентность педагога, которую можно определить

не только как совокупность знаний, умений, навыков, формируемых в области современных информационных и коммуникационных технологий, но и личност-но-деятельную характеристику специалиста сферы образования, способного самостоятельно находить, отбирать, проводить анализ, видоизменять под свои требования цифровые приложения, средства обучения с целью совершенствования форм, методов и содержания обучения, а также автоматизации контроля знаний обучающихся. По сути, это умение эффективно преподавать свою дисциплину с применением всего многообразия цифровых инструментов. Кроме того, педагоги, умеющие использовать цифровые технологии в образовательной деятельности, будут способствовать развитию этого навыка как у студентов за счет проведения занятий с помощью новых учебных платформ и сервисов, так и у коллег, обмениваясь с ними опытом, выбирая тот или иной инструмент для своей методики преподавания.

Существует несколько подходов к использованию средств ИКТ в образовательном процессе. Некоторые авторы [1; 2 и др.] указывают на широкие возможности использования уже существующих цифровых образовательных ресурсов для применения в качестве средства обучения тренажеров, автоматизации контроля, моделирования учебных процессов, способов геймификации и пр.

Однако уже разработанные ресурсы могут не подходить преподавателю иностранного языка по разным причинам, так как они разработаны для учащихся с другим уровнем подготовки, могут быть слишком «детскими» для использования студентами вуза, их контент не соответствует рабочей программе обучения и т.д. Авторы второго подхода [3; 4 и др.] считают необходимым для педагога разрабатывать собственные авторские приложения (например, интерактивные задания, рабочие листы, тренажеры и т.д.) для внедрения в свою методику преподавания учебной дисциплины. При этом особенную важность приобретают знания различных видов цифровых образовательных ресурсов, которые позволяют разрабатывать авторские приложения, отвечающие требованиям учебного плана, и программы обучения. Выделим следующие типы цифровых образовательных ресурсов для преподавателя иностранных языков:

1. Демонстрационные, позволяющие «транслировать», показывать учебный материал. К таким ресурсам относятся различные программы-приложения, а также сервисы для создания презентаций, интеллектуальных карт, таймлайнов. К данному типу сервисов также отнесем онлайн-доски, классные комнаты и различные платформы, предполагающие совместную онлайн-работу преподавателя и студентов, позволяющие структурировать учебный материал по «папкам», хранить и упорядочить работы студентов, групп студентов и т.д.

2. Тренажерные, предполагающие отработку умений и навыков говорения, чтения, аудирования и письма. К таким сервисам относятся те, которые позволяют преподавателю создавать рабочие листы, интерактивные упражнения и прочие задания, которые студенты могут выполнять непосредственно на своем компьютере или планшете/мобильном устройстве.

3. Контролирующие, позволяющие автоматизировать процесс проверки контрольных работ, тестов. К данному типу отнесем те платформы, которые позволяют преподавателю создавать несколько вариантов тестов, отправлять их группе студентов, получать аналитику по наиболее часто встречающимся ошибкам в тесте, по количеству правильных/неправильных ответов, просматривать автоматически подсчитанные баллы студентов за работу и пр.

Рассмотрим возможности некоторых сервисов Google, которые подходят для внедрения в учебный процесс за счет использования как в качестве самостоятельной работы студента, так и в совместной деятельности с преподавателем.

Google Classroom. Сервис для интерактивного взаимодействия преподавателя с обучаемыми. Для успешной работы в дистанционном режиме, с целью проверки домашнего задания, публикации учебного материала и пр. данный сервис очень удобен, так как позволяет делать это в разных курсах-папках для каждой группы отдельно. Подключив группу к созданному преподавателем курсу, можно публиковать задания, проверять их, открывать и просматривать задание каждого отдельного студента, оценивать их, устанавливать сроки его выполнения. Добавить студентов на курс можно двумя способами: отправив приглашение по электронной почте (оно формируется автоматически с электронной почты Google преподавателя), либо скопировав/ показав код курса студентам. Также сервис очень удобен для организации рассылок электронных писем. К примеру, преподавателю необходимо отправить разные варианты письменного теста по электронной почте в день зачета, за пять минут до его начала. Для этого можно заранее определить, кому из студентов, какой вариант отправлять, выбрать студентов, которые будут писать один вариант, прикрепить файл нужного варианта теста и запланировать отправку, задав определенный день и время, когда письмо должно быть отправлено. Во вкладке «Лента» преподаватель может публиковать новости, вопросы для обсуждения с группой. Также в «ленте» видны все последние публикации заданий преподавателем. Во вкладке «Задания» преподаватель может публиковать задание (например, домашнее задание для студентов), задание с тестом (это задание в виде теста, созданного в Google Forms), вопрос для обсуждения (ответы студенты смогут писать в письменном виде в виде комментариев к вопросу с возможностью просмотра ответов других студентов либо выбирать вариант ответа из списка, созданного преподавателем), учебный материал, прикрепив файл любого формата (аудио-, видео-, текстового, презентация и др.). В случае если преподавателю необходимо повторно использовать уже опубликованный материал или задание в другом курсе,

для других студентов, есть функция «использовать повторно». Также есть возможность структурировать весь материал во вкладке «Задания», распределяя их по разным папкам, темам. Когда студент присылает выполненное задание, преподаватель управляет данной опцией с присланным заданием следующим образом: проверяет его, выставляя отметку и «возвращая» его студенту (за счет чего студент видит выставленную преподавателем отметку); комментирует выполненное задание в специальном диалоговом окне, отправляет комментарии студенту; отслеживает, кто из студентов выполнил задание в установленный срок, кто выполнил с опозданием, кто не выполнил задание. Таким образом, «открыв» определенное опубликованное задание, преподаватель может увидеть три папки: во-первых, папка «сдано», в которую попадают те студенты, кто выполнил и прислал работу на проверку (уложившись в срок или с опозданием, но данные работы еще не проверены преподавателем), во-вторых, папка «назначено», тех участников курса, которым было назначено выполнение данного задания, но они его не выполнили; в-третьих, папка «Поставлена оценка», здесь студенты, чьи работы уже оценены (с отметкой или без). Выставленные отметки автоматически попадают в журнал Google Classroom, где можно также увидеть среднюю отметку студента, его успеваемость, среднюю отметку группы курса за определенное задание. Можно также задавать определенные критерии оценивания различных заданий, публикуя их для обучающихся курса. Во вкладке «Задания» преподаватель имеет возможность опубликовать задание и назначить его не всем студентам курса, а определенным обучающимся. Эта функция удобна тогда, когда кто-то из студентов уже выполнил задание и еще раз задавать его не нужно. Во вкладке «Пользователи» отображаются преподаватель/преподаватели курса (их может быть несколько), а также список студентов, которых можно добавлять на курс, игнорировать их, отправлять им письма, организовывать рассылку писем по электронной почте. Для отслеживания успеваемости студентов можно выбрать папку «Оценки» или на главной странице, где отображаются все курсы, нажать на стрелочку справа внизу папки курса. Открыв журнал, можно увидеть столбцы со всеми заданиями, тестами и вопросами, которые были опубликованы преподавателем, а также все баллы, полученные студентами за эти задания. В таком журнале есть функция автоматического подсчета среднего балла для каждого студента, а также среднего балла всей группы за определенное задание. Более того, в Google Classroom есть очень удобная опция отображения успеваемости каждого отдельного студента. Для этого необходимо выбрать студента в журнале успеваемости, кликнув на «Имя/Фамилия» студента, после чего открывается окно со всей статистикой по выбранному студенту, а именно: средний балл за все задания, а также за все задания курса. Автоматически открываются все задания курса и статистика студента по ним, но, нажав на кнопку «сдано», можно увидеть все сданные студентом задания, на кнопку «возвращено» - все задания, за которые студент получил баллы, на кнопку «пропущен срок сдачи» - все задания, по которым студент пропустил сроки сдачи соответственно. При отображении данной статистики по каждому отдельному студенту можно также отправить ему письмо со всеми баллами из журнала успеваемости, выбрав кнопку «конверт», включив опцию «Включить сводку успеваемости учащегося». Журнал успеваемости не нужно заполнять: все баллы попадают туда автоматически, когда преподаватель оценивает работы студентов. Он хранится в сервисе Google - на Google Диске, где можно увидеть все сданные работы студентов, все опубликованные материалы преподавателем.

Google Forms. В настоящее время данный сервис получил широкое распространение для проведения опросов, анкетирования, тестирования и заполнения регистрационных форм. Данный сервис позволяет преподавателю создавать тесты с возможностью включения в них следующие типы вопросов и заданий:

- ввод ответа (слово, фраза, предложение, объем которых помещается в одной строке) с клавиатуры;

- ввод ответа в виде абзаца, текста;

- один из допустимых ответов предложенного списка;

- несколько ответов из предложенного списка;

- раскрывающийся список (с необходимостью выбора необходимого варианта ответа в различные части абзаца или текста).

Данный сервис удобен и тем, что позволяет автоматизировать процесс проверки тестов, предоставляя аналитику по каждому студенту, выполнявшему тест, показывая его ошибки и заработанные баллы за тест, а также статистику наиболее частых ошибок в конкретных вопросах/ заданиях по каждому отдельному заданию. Создав тест в сервисе Google Формы, преподаватель может автоматически разослать его отдельным студентам по электронной почте со своей Google почты. Более того, преподаватель может отправить результаты автоматической проверки теста также по электронной почте.

Есть потребность находить такие платформы, на которых можно в структурированной форме собирать весь материал по изучаемому курсу, в настоящее время именно платформы Google являются бесплатными (в отличие от Coreapp с красивым дизайном), простыми в использовании для новичка (в отличие от LMS) и общедоступными, то есть создаваемыми на них проектами можно делиться, например, создавая Google-сайты, где возможно разместить весь материал по изучаемой теме. Такие сайты могут создаваться и самими студентами, использоваться студентами младших курсов в качестве образца.

Самостоятельная работа студентов должна опираться на внутреннюю мотивацию, которую можно эффективно улучшить в долгосрочной перспективе пу-

тем привлечения к проектным заданиям. Такие проектные задания должны иметь четко поставленную цель, задачи (распределенные по времени), определенные сроки выполнения, назначенных исполнителей (у каждого своя понятная роль), конечный результат, то есть отвечать всем требованиям проекта. При обучении иностранному языку в неязыковом вузе желательно, чтобы проект был междисциплинарный, то есть студенты создавали свои проекты во имя приобретения не языковой компетенции, но профессиональной. Создавая свои проекты, студенты приобретают и мягкие навыки или же совершенствуют их (при подготовке проекта преподаватель может объявить, каким мягким навыкам должны обучиться студенты, задавая им нацеленность на формирование нужного поведения). К таким мягким навыкам может быть причислено не только самоочевидное умение работать в команде, договариваться, вести переговоры со сторонними лицами (при сборе информации), делегировать полномочия, но и умение организовывать свое рабочее время, навык критического мышления, менеджерские способности, готовность принять на себя роль лидера или исполнителя, творческое мышление при отсутствии жестких условий в той или иной конкретной задаче. Неплохо идти от интересов студентов и добавлять в содержание проекта то, чем они пользуются для образования, а именно полезный и яркий контент соцсетей, мотивирующие или объясняющие сложные концепты видео-ролики.

Примером коллективного проекта, выполняемого в течение всего семестра (3,5 месяца) может послужить создание студентами собственных сайтов. В зависимости от языковой подготовленности группы, количества часов, выделяемых на самостоятельную работу, а также от курса обучения, требования к проекту разнятся и позволяют применять индивидуализацию и персонализацию обучения. В начале семестра (две недели, некоторое время в конце или начале обычного занятия) проходит подготовительная работа: преподаватель объявляет задание, требования, показывает примеры уже реализованных проектов, рассказывает про технические ресурсы, про возможные сложности, как их избегать (на примере опыта предыдущих групп), демонстрирует инфографику по мягким навыкам; студенты делятся на мини-группы (2 - 4 человека) и выбирают тему для сайта либо в соответствии с предлагаемыми учебным пособием в качестве тем для презентаций, либо в соответствии с собственными профессиональными запросами, изучают подобные сайты, формируют информационное поле группы для обмена информацией. За две недели подготовки студенты могут поменять тему, если они сочтут ее слишком широкой или узкой или решат, что она им неинтересна или малопонятна. Затем начинается работа над сайтом, за каждый этап которой вся группа получает равное количество баллов, даже если исполнитель был один, поэтому студенты учатся договариваться о справедливом распределении, а преподаватель контролирует это исполнение (раз в неделю на текущем занятии). На выполнение каждого этапа студентам дается примерно две недели, так как у них есть достаточный объем и других домашних заданий. Преподаватель также следит за обновлениями на сайте, при необходимости (при тиражи-руемости недочетов) идет разбор какого-либо сайта со всей группой. Финальный этап представляет собой групповую презентацию и оценивание презентации и сайта другими одногруппниками, приглашенными преподавателями. Оценочный лист представляет список из 9 - 10 пунктов по наличию того или иного компонента сайта, его соответствия раскрытию темы; также такой чек-ап помогает оценить общее впечатление от сайта, креативность его создателей и способность работать с информацией. После выступления студентов с сайтами докладчикам задаются вопросы, а преподаватели играют роли экспертов. На основе заполненных оценочных листов рассчитывается среднее арифметическое значение для каждого сайта, определяются победители, которые поощряются баллами в дополнение к уже полученным в ходе текущей работы.

Какие элементы должны быть на сайте, определяется задачами цифрови-зации образования. Поскольку студенты должны уметь наглядно представлять информацию, критически отбирать источники, вычленять суть из потока данных, то задача гуманитарных дисциплин - помочь студентам структурировать информационный поток, используя популярные на сегодняшний день цифровые ресурсы, без знания которых студенты не смогут обойтись. Рассмотрим подробнее этапы работы над сайтом.

1. Создание оболочки сайта на Tilda, Google, Wix, предпочтительнее первые два варианта, так как на Wix идет выравнивание текста по центру, что не смотрится очень хорошо. Студенты знакомятся с инструкциями и функционалом бесплатной версии сайта, продумывают стилистику оформления, также добавляют логотипы (при необходимости) и информацию о себе как о создателях сайта. Некоторые группы в графе «контакты» также помещают карту с обозначением корпуса университета в роли своей компании. Кроме того, можно создать возможность для сбора обратной связи с посетителей сайта или для подписки на рассылку.

2. Наполнение сайта базовой информацией по изучаемой теме, исходя из того, что целевая аудитория - студенты с достаточным уровнем английского языка, не являющиеся специалистами в данной теме. Добавление инструментов аналитики для просмотра посетителей сайта (наиболее эффективно работает для Google-сайтов).

3. Создание ментальной или концепт-карты на стороннем ресурсе (Coggle, MindMup, MindMeister и др.) и добавление ее на сайт либо в виде рисунка, либо в виде ссылки, если карта предполагает интерактивность или сменяемость планов. Эта карта задает структуру другим разделам сайта, так как помогает орга-

низовать компоненты контента. По возможности группы, которые сомневаются в правильности создания своей карты, могут представить ее на общее обсуждение и, получив отклик, переделать структуру.

4. Создание и добавление инфографики по теме. Преподаватель дает ориентиры, на каких ресурсах можно посмотреть инфографику (пример - https:// www.ecpi.edu/blog/20-of-best-tax-accounting-infographics) и создать ее (шаблоны -https://www.freepik.com/free-vector/accounting-infographic-template-set_4661222. htm). Студенты вольны выбрать свой ресурс для создания (самые популярные -Canva и Pictochart).

5. Создание и добавление таймлана по теме. Как правило, технические обзоры студенты читают на английском, но здесь было сделано исключение: студенты читали информацию на сайте известного журналиста Оксаны Силантьевой, которая работает со студентами-журналистами над созданием сайтов: https://sila.media/freetimelines/. На этом сайте студенты могли ознакомиться с дополнительными статьями по сайтам и маркетинговым журналистским проектам для студентов и приобрести новые идеи для своего сайта. Популярные ресурсы для составления таймлайнов - Sutori, Venngage, Timetoast, TIki-toki и др.).

6. Создание и добавление глоссария на сайт (понятие - объяснение на английском - пример - перевод).

7. Добавление свежих новостей по теме с указанием источников и дат.

8. Создание и добавление видео по отдельному аспекту темы. Поскольку студенты были на самоизоляции, некоторые видео представляли собой анимиро-ванные презентации, но они создавались именно группой, поэтому должно было быть добавлено аудио каждого участника. Часто презентации делались с помощью приложений (например, InShot, iMovie, на платформах Vyond, Renderforest, Movavi и т.д.).

9. На следующем этапе студентам было предложено найти студентов из зарубежных стран, посмотреть их сайт и оставить свой комментарий на сайт и представление темы. Некоторые комментарии оказались довольно критичными, что свидетельствует о добросовестности выполненного задания. Студенты искали собеседников через социальные сети, среди своих знакомых, а также с помощью специальных приложений для поиска собеседников типа Tandem.

10. Самая трудоемкая часть работы представляла проведение опроса. Студенты определяли целевую аудиторию (ЦА), составляли вопросы для опроса и присылали преподавателю на проверку. Затем в течение двухнедельного периода шел опрос (вопросы были либо на самом сайте, либо в Google-фор-мах из-за удобной аналитики на этом ресурсе). Затем аналитика добавлялась на сайт, на групповой презентации сайта она представлялась, и делались выводы о правильности или неправильности определения ЦА, о знании ЦА той или иной информации (например, о знании студентами Финансового университета международных стандартов финансовой отчетности). Многие студенты проводили опрос впервые и узнали, как составлять репрезентативную выборку, какие вопросы задавать для оценивания знания, таким образом примерив на себя роль преподавателей.

11. Студенты 1 курса не проводили опрос и не делали некоторые другие трудоемкие работы, но добавляли на сайт задачи по презентуемой теме (например, по монополиям). Задачи создавались на ресурсе ThingLink, позволяющем создавать мультимедийные ресурсы. Пример задачи по теме монополии: https:// www.thinglink.com/scene/1321835485831626754. Задача оснащена аудио-разъяснением, расшифровкой обозначений, отдельным вынесением формул, ответом (в виде аудио, но можно было добавить и видео). Весь метатекст скрыт за интуитивно понятными тегами, например, микрофон символизирует аудио, раскрытая книжка - глоссарий. Таким образом, те студенты, которым объяснения не нужны, будут решать задачу, не отвлекаясь на них. Студенты брали реальные задачи для подготовки к одному из экзаменов, что способствовало междисциплинарному характеру проекта.

Примеры сайтов одной из группы 3 курса (зимний семестр 2020 - 2021 уч. г.) можно посмотреть здесь:

1. https://gtreswert.wixsite.com/bazdylyatin - Financial Statements

2. http://progectifrs-fu.tilda.ws/ - IFRS

3. http://careersinaccounting.tilda.ws/2020 - Careers in Accounting

4. http://eurozone.tilda.ws/ - Eurozone

5. http://greenfinances.tilda.ws/ - Green finances

6. http://project3022729.tilda.ws/ - Profit and loss accounts

7. http://project3024501.tilda.ws/ - Application of accounting

Как видно, студенты выбрали темы, которые соответствуют программе (бухгалтерия), а также темы, по которым они пишут курсовые («зеленые финансы»), или общие, которые им интересны (экономика Еврозоны). Преподаватель использовал методы скаффолдинга, поэтому критерии и требования, предъявляемые к разным мини-группам, разнились так, чтобы студенты формировались в своей зоне ближайшего развития. Если студенты аргументированно возражали против некоторых предложений преподавателя (например, создать общую Wiki по всем проектам), то это требование или исключалось или модифицировалось в ходе совместных обсуждений. Скаффолдинг (букв.: значение «строительные леса») - стратегии в обучении постепенно убирались, когда они становились не нужны, чтобы учащиеся брали на себя большую ответственность за учебный процесс, понимая необходимость самостоятельного и непрерывного обучения [5, с. 133].

Итак, проектная работа над сайтом позволяет студентам проявить самостоятельность и глубоко изучить выбранную тему, организованно ее представить, получить представление о создании сайтов для бизнеса и добавить это как достижение в свое портфолио. Подобная работа вызывает больший интерес у аудитории, чем традиционные презентации, в процессе оценивания - сорев-

Библиографический список

нования каждый студент посещает все сайты (так как за заполненный листок оценивания студент также получает дополнительный балл) и анализирует чужие работы в сравнении со своей, исходя из представлений о маркетинговой привлекательности сайтов. Все аудиторные обсуждения ведутся на английском языке, поэтому дополнительно тренируется умение вести дискуссию.

1. Сысоев П.В. Информационные и коммуникационные технологии в лингвистическом образовании: учебное пособие. Москва, 2013.

2. Burke L. Educational and Online Technologies and the Way We Learn. International Schools Journal. 2013; Vol. XXXII, № 2: 57 - 65.

3. Денисова С.А. Методика формирования учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции студентов на основе информационных и коммуникационных технологий: английский язык, направление подготовки «Лингвистика». Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2015.

4. Siemens G. Connectivism: A Learning Theory for the Digital Age. International Journal of Instructional Technology and Distance Learning. 2014; Vol. 2, № 1: 1 - 8.

5. Калинина Т.Л. Принципы положительного подкрепления в скаффолдинг-стратегиях освоения иностранного языка. Самоуправление. 2019; Т. 2, № 3 (116): 133 - 135.

References

1. Sysoev P.V. Informacionnye i kommunikacionnye tehnologii v lingvisticheskom obrazovanii: uchebnoe posobie. Moskva, 2013.

2. Burke L. Educational and Online Technologies and the Way We Learn. International Schools Journal. 2013; Vol. XXXII, № 2: 57 - 65.

3. Denisova S.A. Metodika formirovaniya uchebno-poznavatel'nogo komponenta inoyazychnoj kommunikativnoj kompetencii studentov na osnove informacionnyh i kommunikacionnyh tehnologij: anglijskij yazyk, napravlenie podgotovki «Lingvistika». Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2015.

4. Siemens G. Connectivism: A Learning Theory for the Digital Age. International Journal of Instructional Technology and Distance Learning. 2014; Vol. 2, № 1: 1 - 8.

5. Kalinina T.L. Principy polozhitel'nogo podkrepleniya v skaffolding-strategiyah osvoeniya inostrannogo yazyka. Samoupravlenie. 2019; T. 2, № 3 (116): 133 - 135.

Статья поступила в редакцию 04.05.21

УДК 378

Vahitov D.R., Cand. of Sciences (Economics), Head of Department of Economics, Russian State University of Justice, Kazan branch, Professor of Kazan Cooperative Institute (Kazan, Russia), E-mail: vahitov1972@gmail.com

Grineveczkaya T.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Pedagogy and Psychology, Novosibirsk State Medical University; Professor, Novosibirsk Military Institute n.a. I. K. Yakovlev (Novosibirsk, Russia), E-mail: tanita973@list.ru

Biymyrsayeva E.M., Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Russian-Kyrgyz Institute of Management and Business Automation of the International University of Innovative Technologies (Bishkek, Kyrgyz Republic), E-mail: bijmyrsaeva.erke@mail.ru

Astrakhantseva E.A., Cand. of Sciences (Economics), Vice-Rector for Research of Kazan Cooperative Institute, Branch of the Russian University of Cooperation (Kazan, Russia), E-mail: astrahanzeva_kki@mail.ru

ANALYSIS OF SOME PROBLEMS OF MODERN ONLINE LEARNING. The article analyzes some problems of modern online learning: the significantly increased intensity of training; the content of the lesson and the features of its perception by students; self-discipline; technical features of training; the need to distribute the time of access to computers of several people; the problem of cybercrime, etc. In addition to the negative aspects, the advantage in the mobility of students and teachers is shown, which makes territorial binding to the place of study an optional condition. It is concluded that the level and scale of technical problems is such that students or individual educational institutions can't solve them themselves. It is necessary to develop and implement a state policy to ensure equal rights of access to online learning.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: two-level system, education, information technology, online learning, learning process, self-discipline, learner, cybercrime.

Д.Р. Вахитое, д-р экон. наук, зав. каф. экономики Казанского филиала «Российского государственного университета правосудия», проф. Казанского кооперативного института, г. Казань, Е-mail: vahitov1972@gmail.com

Т.Н. Гриневецкая, канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики и психологии Новосибирского государственного медицинского университета, проф. Новосибирского военного института имени И.К. Яковлева, г. Новосибирск, Е-mail: tanita973@list.ru

Э.М. Биймырсаееа, канд. экон. наук, доц., Российско-Кыргызский институт автоматизации управления и бизнеса МУИТ (Международный университет инновационных технологий), г. Бишкек, Е-mail: bijmyrsaeva.erke@mail.ru

Е.А. Астраханцееа, канд. экон. наук, проректор по науч. работе Казанского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации, г. Казань, Е-mail: astrahanzeva_kki@mail.ru

АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ

В статье проанализированы некоторые проблемы современного онлайн-обучения: значительно возросшая интенсивность обучения; содержание занятия и особенности его восприятия обучающимися; самодисциплина; технические особенности обучения; необходимость распределения времени доступа к компьютерам нескольких человек; проблема киберпреступлений и др. Помимо отрицательных моментов показано преимущество в мобильности обучающихся и преподавателей, что делает территориальную привязку к месту обучения необязательным условием. В заключение делается вывод, что уровень и масштаб технических проблем таков, что решить их силами самих обучающихся или отдельных учебных заведений невозможно. Требуется выработка и претворение в жизнь государственной политики по обеспечению равных прав по доступу к онлайн-обучению.

Ключевые слова: двухуровневая система, образование, информационные технологии, онлайн-обучение, учебный процесс, самодисциплина, обучающийся, киберпреступления.

Сфера образования традиционно относится к числу наиболее обсуждаемых тем в среде ученых, специалистов в этой области, в межличностных контактах обычных граждан и на уровне чиновников и депутатов. Это неудивительно, учитывая то значение, которое играет образование для обеспечения необходимых в конкурентной борьбе темпов научно-технического прогресса (с точки зрения субъектов экономики - предприятий и корпораций), достижения индивидуальных целей в жизни и карьере (с точки зрения отдельных граждан), а также для обеспечения сохранения и укрепления экономического и политического суверенитета государства, в чем заинтересовано все общество в целом [1]. Эта сфера жизнедеятельности подвергается постоянным изменениям в силу своей специфики, нацеленной на поиск новых решений в постоянно меняющемся мире, что

можно было наблюдать на протяжении истории человечества. Однако в настоящее время темп трансформаций, внедряемых нововведений ускорился настолько, что вызывает неоднозначную реакцию среди всех заинтересованных лиц, к которым можно отнести практически все население, и, соответственно, получает противоположные по характеру оценки эффективности проводимой политики. На выбор вектора развития образовательной сферы оказывают влияние множество факторов внешнего и внутреннего характера, к которым можно отнести социально-экономическую ситуацию, политические противоречия, административные барьеры (использование различных образовательных стандартов), а также темпы и направления научно-технического прогресса, порой кардинально меняющие актуальность стратегии развития государства, и национальную специфику, ба-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.