Научная статья на тему 'Организация коллективной работы студентов с применением информационных технологий и интерактивного метода обучения'

Организация коллективной работы студентов с применением информационных технологий и интерактивного метода обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА / GOOGLE DOCS В ОБУЧЕНИИ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАФИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ / КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Томилова О. В.

В данной статье рассмотрен опыт организации коллективной работы студентов с помощью облачных сервисов Google Docs для создания учебной презентации в рамках заданной темы по дисциплине «Инженерная графика». Представленный метод позволил реализовать компетентностный подход и мотивировал студентов на получение новых знаний с использованием информационных технологий. Представлены цели, задача, этапы реализации, результаты, анализ и выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Томилова О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация коллективной работы студентов с применением информационных технологий и интерактивного метода обучения»

- демонстрация и иллюстрация текстов, формул, фотографий при изучении нового материала;

- демонстрация анимационных экспериментов;

- иллюстрация методики решения сложных задач;

- проведение компьютерных лабораторных работ;

- контроль уровня знаний учащихся по методике дифференцированного обучения;

- моделирование физических процессов и явлений;

- организация проектной и исследовательской деятельности учащихся;

- составление собственных лекций и экспериментов;

- осуществление текущего контроля.

Внедрение новых образовательных технологий в учебный процесс меняет методику обучения, позволяет наряду с традиционными методами, приемами и способами использовать моделирование физических процессов, анимации, персональный компьютер, которые способствуют творческому развитию мышления, активизируя учебную деятельность учащихся.

Список литературы:

1. Румбешта Е.А. Обучение деятельности на уроках физики // Физика в школе. - Изд. Первое сентября, 2003. - № 7.

2. Ковтунович М.Г. Домашний эксперимент по физике: пособие для учителя. - М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2007.

3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 2000.

4. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа - 1997. - № 4.

ОРГАНИЗАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИНТЕРАКТИВНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ

© Томилова О.В.*

Санкт-Петербургский государственный технологический университет растительных полимеров, г. Санкт-Петербург

В данной статье рассмотрен опыт организации коллективной работы студентов с помощью облачных сервисов Google Docs для создания

* Старший преподаватель кафедры Инженерной графики и автоматизированного проектирования.

учебной презентации в рамках заданной темы по дисциплине «Инженерная графика». Представленный метод позволил реализовать компе-тентностный подход и мотивировал студентов на получение новых знаний с использованием информационных технологий. Представлены цели, задача, этапы реализации, результаты, анализ и выводы.

Ключевые слова инженерная графика, Google Docs в обучении, интерактивные методы при обучении графическим дисциплинам, коллективная работа студентов.

Эффективность обучения в высшем учебном заведении определяется многими факторами, и прежде всего, активизацией самостоятельной работы студентов, роль которой постоянно возрастает. В этих условиях особое значение приобретают педагогические методы и средства обучения.

В начале изучения раздела инженерной графики, дисциплины «Инженерная и компьютерная графика», учитывая слабую, а порой «нулевую» подготовку студентов по черчению, целесообразно проводить занятия направленные на выравнивание знаний, по темам: геометрические построения, виды, сечения, разрезы, резьбы и только после этого переходить к основному курсу. Таким образом, количество отстающих по дисциплине студентов сокращается.

Традиционно теоретические знания студенты получают на лекционных занятиях, закрепляя их во время выполнения графических работ в аудитории или дома. Для демонстрации теоретического курса могут быть применены различные мультимедийные технологии, наибольшее распространение получили - презентации [1], так как позволяют структурировать материал и задать порядок изложения, а так же включить в слайды статические и динамические объекты. Человек посредством увиденного и услышанного запоминает 50 % информации (Karnikau, McElroy, 1975). Посредством тестовой проверки уровня подготовки и своевременного выполнения заданий, этот процент можно повысить, но, как правило, сдача выполненных работ затягивается ввиду объективных и субъективных факторов. К объективным факторам отношу: общую загруженность студентов по всем дисциплинам. К субъективным причисляю: невнимательность на лекциях; слабую мотивацию на своевременное выполнение работ, неспособность запоминать большой объём графической информации, отсутствие навыков поиска графических файлов и работы с нормативной базой документов, неумение проводить логический анализ чертёжных работ.

Раздел инженерной графики можно разбить на пять дидактических единиц: аксонометрические проекции; изображения - виды, разрезы, сечения; конструкторская документация и оформление чертежей по ЕСКД; соединение деталей разъёмные и неразъёмные; рабочие чертежи и эскизы деталей, изображение сборочных единиц и сборочных чертежей изделий. При этом «разрезы» являются одной из важных составляющих раздела инженерной графики, на проработку которых уходит достаточно много времени.

С целью интенсификации процесса обучения отводимого на освоение большого объёма информации необходимо мотивировать студентов на самостоятельный поиск информации, организовать коллективную работу, обеспечить доступ к проекту и предоставить инструменты для его создания.

Проанализировав разные подходы, а также принимая во внимание уже имеющийся опыт применения интерактивных методов в обучении инженерной графике [2, с. 86; 3; 4] в качестве интерактивного метода был выбран метод проектов. Чтобы обеспечить самостоятельную коллективную деятельность студентов необходимо привлечение информационных технологий. В качестве поисковых систем в интернете студенты могут использовать: Yandex, Google, Rambler и другие. ВУЗ располагает компьютерными залами и общедоступной сетью Wi-Fi для осуществления поиска информации в интернете. Для создания коллективной презентации было рассмотрено следующее программное обеспечение: Power Point-Office, сервис Prezi, Google Docs, Realtime Board. Учитывая студенческий опыт работы в офисных программах компании Microsoft, наличие поддержки русского языка, возможности импорта и экспорта, возможность внедрения в LMS, безопасность ввода и хранения данных, а так же проведённый сравнительный анализ программ [5], выбор был сделан в пользу Google Docs. В качестве средств коммуникации использовались: Google-чат, почта, комментарии в Google Presentation. Работа над презентацией была предложена в качестве альтернативного задания взамен графических по соответствующей теме. Таким образом, студенты по тем или иным причинам не желающие работать с коллективом, выполняли чертежи деталей.

Перед студентами была поставлена задача: самостоятельно освоить материалы по теме «Разрезы» и результаты своей деятельности представить в форме общей презентации.

Процесс обучения заключался, прежде всего, в правильной организации работы студентов. В этом процессе можно выделить три этапа: подготовка, мониторинг, оценка.

Основной и самый трудоёмкий этап - подготовка. На этом этапе устанавливаются сроки выполнения задания. Преподаватель подготавливает площадку для вывода информации, определяет способы коммуникации и инструменты для создания презентации, разрабатывает требования и критерии оценки.

В качестве экспериментальной Web платформы, был использован сайт автора. Для организации доступа к презентациям были созданы в системе Google слайды с названием темы для каждой группы, которые послужили отправной точкой для размещения последующих страниц презентаций студентов. Для временного хранения материалов были подготовлены папки на диске Google, с соответствующими группам правами доступа. Составлена и размещена инструкция для студентов по регистрации в Google и совместной

работе над презентацией. Изложены рекомендации и требования к презентации. Опубликованы критерии оценки.

Второй этап - мониторинг. На этом этапе преподаватель отслеживает работу студентов и при необходимости координирует её, оставляя свои комментарии. Презентации «оживают» и начинают наполняться материалом. Динамика пополнения презентаций слайдами обеих групп отображается на странице сайта, что позволяет внести элемент конкуренции и способствует выполнению задания в более короткие сроки.

Обе группы вовлекаются в процесс, каждый студент старается внести свой индивидуальный вклад в общую работу, используются различные ресурсы для поиска информации и наполнения графическим материалом слайдов презентации, определяется дизайн проекта. Обучающиеся взаимодействуют между собой, и в результате совместной деятельности формируются общекультурные компетенции.

В программе презентаций Google, помимо инструментов для создания презентаций, предусмотрены следующие возможности: настройка доступа с разными правами (читатель, разрешено оставлять комментарии, редактор, владелец), вкладка для комментариев к слайдам, создание копии документа, импорт слайдов, публикация в интернете, отправка соавторам, отправка в качестве вложенного файла к сообщению, а так же хронология изменений. В хронологии указываются даты изменений, редакторы вносившие изменения. Можно пройтись по всем этапам хронологического древа и проследить последовательную работу участников, в случае каких-либо неприятностей, можно восстановить процесс на любой стадии его создания, что обуславливает безопасность и позволяет отслеживать активность конкретных студентов.

Заключительный этап - оценка. Презентация выводится на экран и демонстрируется всей аудитории студентов. Работа проходит стадию обсуждения, преподаватель определяет степень её готовности, соответствия указанным требованиям, утверждает завершение. Обсуждается вклад каждого участника. В соответствии с критериями, выставляются оценки.

Проведённый анализ на основании тестов предшествующих групп (гр. 1, не участвовала в эксперименте) и экспериментальных групп (гр. 2) показал, что успеваемость, после введения в учебный процесс коллективной работы над презентацией повысилась. Наибольший рост успеваемости на 11 %, в соответствии с показателями расчётов, наблюдается по теме теста: «Изображения - виды, разрезы, сечения». В таблице 1 приведены усреднённые показатели успеваемости по группам. График успеваемости приведён на рис 1.

На основании полученных результатов можно сделать выводы:

1. Введение в учебный процесс альтернативных проектных заданий повышает познавательную активность студентов.

2. Работы в форме презентаций пробуждают творческую активность обучаемых, что благоприятно сказывается и на уровне посещаемости занятий.

3. Структурирование материалов, анализ полученных и внесённых в проект данных, получение новых знаний с использованием современных информационных технологий, работа с нормативными базами, навыки работы в коллективе позволяют формировать не только профессиональные навыки, но также и общекультурные компетенции.

4. Для ускорения выполнения проекта, желательно внести в процесс обучения элемент конкуренции, разделив студентов на группы.

5. Подобная работа может быть актуальна и для организации обучения в дистанционной форме, т.к. хорошо интегрируется в Йт1-страницы.

Таблица 1

№ Дидактические единицы Результаты тестирований, % Рост успеваемости, %

гр.1 гр.2

1. Аксонометрические проекции 89 90 1

2 Конструкторская документация и оформление чер- 81 82 1

тежей по ЕСКД

3. Изображения-виды, разрезы, сечения 79 90 11

4. Соединение деталей разъёмные и неразъёмные. 79 83 4

5. Рабочие чертежи и эскизы деталей. Изображение сборочных единиц, сборочный чертёж изделий. 73 81 7

СРЕДНЕЕ ЗНАЧЕНИЕ 80 85 5

1 2 3 4 5

группа 1 > группа 2

Рис. 1. Успеваемость

Интерактивные методы обучения в комплексе с современными информационными технологиями побуждают познавательную активность, развивают личностный и творческий потенциал обучающихся; позволяют охватить большой объём учебной информации, при более детальном и качественном её рассмотрении, поскольку каждое действие студента сопряжено с работой целого коллектива.

С результатами выполненных презентаций можно ознакомиться на сайте автора [6].

Список литературы:

1. Чигарев А.В. Дидактические аспекты использования информационных технологий в преподавании и научных исследованиях / А.В. Чигарев и др. // Информатизация образования: интеграция информационных и педагогических технологий. - Минск: БГУ окт. 2008. - С. 582-585.

2. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы: учеб. Пособие / Ф.В. Шарипов. - М.: Логос, 2012. - 444 с.

3. Вехтер Е.В. Метод проектов при изучении дисциплины «Инженерная и компьютерная графика» [Электронный ресурс] / Е.В. Вехтер // Уровневая подготовка специалистов: государственные и международные стандарты инженерного образования. Сборник трудов научно-методической конференции, Томск, Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ), 10-11 марта 2011 г. - Томск: Изд-во ТПУУ 2011. - С. 174-175.

4. Двуличанская Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Электронное научно-техническое издание «Наука и образование» - апрель, 2011. - № 4.

5. Ипатов Ю.А., Иванова Н.С. и др. Использование облачных сервисов google документы для коллективного создания презентационных материалов по архитектурной тематике // Материалы седьмой всероссийской научно-практической конференции «Шолоховские чтения» - Стерлитамак, 2012, -С. 193.

6. Персональный сайт автора: Томиловой Ольги [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.tomilova.org/index/razrezy_prezentacii/0-105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.