Научная статья на тему 'Реализация электронного образования в учебном процессе БГИИК'

Реализация электронного образования в учебном процессе БГИИК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
709
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБЛАЧНЫЙ СЕРВИС GOOGLE APPS / ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дунаев Р. А., Черняков А. Н.

Важнейшим трендом, определяющим развитие рынка электронного обучения, является растущая роль непрерывного обучения и его связь с эффективностью работы, а также возможностями доступа в сеть с различным коммуникационных устройств из любой точки мира. В контексте непрерывного обучения e-learning обретает особую важность, так как оно позволяет быстро давать студентам нужную подготовку, формировать кадровый резерв, и при этом строго контролировать бюджет на обучение. Одна из форм динамично развивающегося электронного образования массовый открытый онлайн-курс. Отмечены популярные платформы для массовых открытых онлайн-курсов Coursera, EdX, а также отечественная Универсариум. В статье рассматриваются этапы разворачивания электронного образования на облачном сервисе Google Apps, используемого в учебном процессе преподавателями и студентами направления подготовки 071900 «Библиотечно-информационная деятельность» кафедры информатики и информационно-аналитических ресурсов Белгородского государственного института искусств и культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дунаев Р. А., Черняков А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The implementation of E-learning in the educational process of BSIAC

The most important trend in determining the market development of e-learning is the increasing role of lifelong learning and its relationship with performance and capabilities of the access network with different communication devices from anywhere in the world. In the context of lifelong learning e-learning is becoming very significant, as it allows you to give students the necessary training to form the reserve very quickly, and to control the training budget strictly. One of the forms of dynamic e-learning is a massive open online course. The marked popular platforms for massive open online courses are Coursera, EdX, and russian Universarium. In the article the stages of deployment of e-learning on the cloud with Google Apps are discussed, they are used in the learning process by teachers and students in the areas of training 071900 "Library and information activities" of the Department of Informatics and analytical resources of the Belgorod state Institute of arts and culture.

Текст научной работы на тему «Реализация электронного образования в учебном процессе БГИИК»

140

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1(5) 2015

УДК 004.031.2

РЕАЛИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ БГИИК

Р.А. Дунаев1-*, А.Н. Черняков2)

Белгородский государственный институт искусств и культуры

1) e-mail: r_dunaev@bk.ru

2) e-mail: achernyakov@mail.ru

Важнейшим трендом, определяющим развитие рынка электронного обучения, является растущая роль непрерывного обучения и его связь с эффективностью работы, а также возможностями доступа в сеть с различным коммуникационных устройств из любой точки мира. В контексте непрерывного обучения e-learning обретает особую важность, так как оно позволяет быстро давать студентам нужную подготовку, формировать кадровый резерв, и при этом строго контролировать бюджет на обучение. Одна из форм динамично развивающегося электронного образования - массовый открытый онлайн-курс. Отмечены популярные платформы для массовых открытых онлайн-курсов -Coursera, EdX, а также отечественная - Универсариум.

В статье рассматриваются этапы разворачивания электронного образования на облачном сервисе Google Apps, используемого в учебном процессе преподавателями и студентами направления подготовки 071900 «Библиотечно-информационная деятельность» кафедры информатики и

информационно-аналитических ресурсов Белгородского государственного института искусств и культуры.

Ключевые слова: электронное обучение, облачный сервис Google Apps, открытые онлайн-

курсы.

История дистанционного образования (а позднее электронного обучения - Elearning) наглядно свидетельствует о его адекватности новым потребностям общества, связанным с образованием. Методы организации дистанционного обучения изменялись с появлением новых технологий. Стремление к непрерывному образованию и бурное развитие коммуникационных технологий привело к возрастанию внимания государства и увеличению вложений в образовательную сферу, а также готовности правительств разных стран обеспечивать финансирование новых методов обучения. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в статье 16 четко обозначает понятие «электронное обучение», под которым понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. А под дистанционными образовательными технологиями понимаются «образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников»1. *

Федеральный закон об образовании в Российской Федерации. URL:

http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=173432 (дата обращения: 22.01.2015).

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1(5) 2015

141

В законе также четко прописано, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение,

дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере образования. Да и переход на новые образовательные стандарты ФГОС обязывает обеспечивать возможность индивидуального доступа к сети Интернет для каждого обучающегося из любой точки, возможности пользоваться электронно-библиотечной системой.

Мобильность, массовый доступ и уменьшение издержек - основные движущие силы развития электронного обучения. Стремительность современного мира требует применения наиболее быстрых и дешёвых способов процессов генерации и передачи знаний, а электронное обучение является одним из возможных инструментов, позволяющих решать эту острую проблему современности.

Развитие электронного обучения тесно связано с такими трендами, как распространение Интернета и различных мобильных устройств. Согласно данным IDC, к 2017 году доля персональных компьютеров в общем объёме рынка персональных устройств сократится с 28.7% (показатель 2013 года) до 13%. Доля планшетов вырастет с 11.8% до 16.5%, а смартфонов - с 59.5% до 70.5%. Важнейшим трендом, который определяет развитие рынков корпоративного и электронного обучения, является растущая роль непрерывного обучения и его связь с эффективностью работы. В контексте непрерывного обучения e-learning обретает особую важность, так как оно позволяет быстро давать сотрудникам/студентам нужную подготовку, формировать кадровый резерв, и при этом строго контролировать бюджет на обучение персонала. Особое внимание в прогнозе уделяется облачным технологиям2.

Учитывая тенденции развития рынка образования, а также участие крупных мировых вузов в крупных проектах заслуживает внимания одна из форм динамично развивающегося электронного образования как массовый открытый онлайн-курс (англ. Massive open online courses, MOOC). В качестве дополнений к традиционным материалам учебного курса, таким как видео, чтение и домашние задания, массовые открытые онлайн-курсы дают возможность использовать интерактивные форумы пользователей, которые помогают создавать и поддерживать сообщества студентов и преподавателей.

С 2012 г. в США бурно возникают и разворачивают свою деятельность проекты, в основе которых массовые открытые онлайн курсы - это Udacity, Coursera, MTx (позже edX), к концу года присоединяется Canvas, UM's online high school, Udamy, Wedubox и др.

Видеозаписи лекций различных учебных заведений стали появляться в сети Интернет ещё в конце 1990-х годов, однако только массовые открытые онлайн-курсы дали возможность интерактивного общения студентов и преподавателей, а также сдачи экзаменов в режиме онлайн. Это одна из самых новых и прогрессивных форм дистанционного обучения, которая активно развивается в мировом образовании. Подобные сайты рассчитаны на студентов различных уровней подготовки - как на новичков, так и на опытных специалистов. Самые популярные

2 Духнич Ю. Тренды и прогноз по рынку электронного обучения 2014-2016. URL: http://www.smart-edu.com/docebo-e-learning-forecast-2014-2016.html (дата обращения: 20.01.2015).

142

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1(5) 2015

массовые онлайн-курсы собирают сотни тысяч студентов. Сегодня самые популярные платформы массовых открытых онлайн-курсов - Coursera и EdX.

Кратко рассмотрим данные платформы и их возможности. Coursera (https://www.coursera.org) - это образовательная платформа, предлагающая бесплатные онлайн-курсы для каждого, партнёрами которой являются ведущие университеты и организации мира. В проекте представлены курсы по физике, инженерным дисциплинам, гуманитарным наукам и искусству, медицине, биологии, математике, информатике, экономике и бизнесу. Продолжительность курсов примерно до десяти недель (с видеолекциями) и содержат задания, еженедельные упражнения и иногда заключительный проект или экзамен. Coursera работает на веб-сервере nginx на компьютерах на ОС Linux (в аренде Amazon Web Services). Данные хранятся в Amazon S3, а поиск по сайту осуществляется с помощью Amazon CloudSearch, в котором проиндексировано более 4,3 млн документов на сайте.

ЕЭХ (https://www.edx.org) - некоммерческое предприятие находящееся под управлением Массачусетского технологического института (MIT) и Гарвардского университета, предлагает онлайн-курсы университетского уровня в широком диапазоне дисциплин для международной аудитории на безвозмездной основе. В ходе работ планируется создать и апробировать программное обеспечение для онлайн обучения, которое выходит за рамки видеолекций. Платформа обучения будет развиваться как программное обеспечение с открытым исходным кодом и станет доступной для других высших учебных заведений, которые хотят сделать подобные проекты. Есть планы позволить другим образовательным учреждениям предлагать курсы на сайте EDX. В проекте поставлены дидактические цели: «наряду с предложением онлайн-курсов, институты будут использовать EDX чтобы исследовать, как студенты учатся, и как технология может преобразовать обучение, в кампусе и во всем мире»3 4.

В России в конце 2013 года состоялся старт проекта Универсариум. (http://universarium.org/#) - Российской системы электронного онлайн-образования, построенной по технологии массовых открытых онлайн-курсов. На первом этапе проекта преподавание предполагается на русском языке, позже - перевод курсов на основные европейские языки. В системе представлены бесплатные образовательные курсы преподавателей ряда университетов страны (МГУ им. Ломоносова, Российского экономического университета им. Плеханова, Московского Физикотехнического института и других), а также российских научных центров. Основные направления курсов - физика, математика, программирование, химия, экономика, астрономия, биология. Особое внимание уделено курсам, находящимся «на стыке» дисциплин.

В отличие от систем дистанционного обучения, использующихся в российских университетах, Универсариум предлагает полноценные бесплатные курсы, выполненные по образовательным стандартам электронного обучения, которые включают видеолекции (как базовый элемент введения в курс и представления знаний), домашние и самостоятельные задания, тесты, групповую работу и итоговую аттестацию. Проект реализуется при поддержке РИА Наука и Агентства

4

стратегических инициатив .

Тимкин С. Л., EDX - люди-Х из

http://www.omsu.ru/page.php?id=4138. (дата обращения: 22.01.2015).

4 URL: http://www.asi.ru/news/14658/?sphrase_id=51006

"университетов-Х"?. URL:

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1(5) 2015

143

В основе Универсариума лежит технологическая платформа, разработанная на открытом программном обеспечении с учётом анализа образовательных стандартов проектов Coursera, Udacity, eDX и др. и использующая интерактивные возможности электронного образования. Структурной единицей курса является модуль. В системе возможны два варианта использования платформы: прослушивание видеолекций, без выполнений дополнительных заданий (система фиксирует, что слушатель прослушал курс) и полноценное обучение с выполнением всех задач в рамках курса, а по окончанию выдается сертификат о прохождении обучения.

Основные методы и технологии деятельности инновационного учебного заведения, соответствующего новой образовательной парадигме в условиях рыночной экономики, вопрос о его эффективности ставит задачу вхождения в данного рода проекты либо на базе существующих либо ориентирует на создание собственной платформы на базе вуза (возможно с включением в более крупные системы).

Выбор варианта технологии на базе которой была реализована данная система электронного образования опирался на простые и проверенные жизнью критерии, а именно: минимальные финансовые и материальные затраты (оплата доменного имени, а на перспективу использование доменного имени образовательной организации БГИИК - http://bgiik.ru/), отсутствие необходимости привлечения технического персонала для администрирования данной системы. Один из таких сервисов от компании Google - Google Apps. Круглосуточная поддержка и возможность реализовать все вохможные элементы электронного образования, а также набор различных приложений позволяющих создать корпоративную электронную почту, учебный информационный ресурс и настройку доступа к нему, создавать формы контроля усвоенных знаний, составления расписания занятий, организаций видеоконференций.

В БГИИК облачный сервис Google Apps и его возможности5 используются преподавателями кафедры информатики и информационно-аналитических ресурсов и бакалаврами направления подготовки 071900 «Библиотечно-информационная деятельность» с 2014 года. Инструменты Google Apps поддерживаются самыми разными устройствами, поэтому являются общедоступной и универсальной IT-технологией для работы в образовательной среде. В дальнейшем планируется разворачивание полнофункциональной системы управления учебными курсами на базе Google Apps.

Для реализации элементов электронного образования необходимо было преодолеть несколько этапов - подключение доменного имени, настройка именования компонентов участников, создание главной страницы, разработка структуры хранилища файлов, реализация прав доступа участников к элементам курса разработка форм контрольных материалов. Рассмотрим далее более подробно отмеченные этапы.

После того как подключили доменное имя edume.su к облачному сервису Google Apps, следующей задачей стояло задание учетных записей преподавателей и студентов. Определим требования к учетным записям и их иерархическому списку хранения. Самый простой способ завести учетную запись по фамилии студента и первую букву поставить от имени либо завести списки по названию групп. В начале это вызвало некоторые проблемы - название групп в вузе динамические т.е.

5 Центр электронного обучения БГИИК. URL: http://www.edume.su (дата обращения: 02.02.2015).

144

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1(5) 2015

меняются у одной и той же группы каждый год. Выглядит этот так, первые цифры обозначают курс, а аббревиатура - первые буквы от названия профиля подготовки. В этой ситуации было принято решение учетные записи студентов унифицировать следующем образам: первые две цифры номера по списку в журнале, далее первые буквы от названия профиля подготовки и последние четыре цифры год поступления. Название группы определить первыми буквами от названия профиля подготовки и последние четыре цифры год формирования группы. Учетные записи сотрудников ВУЗа решено было заводить по фамилии сотрудника с первой буквой от его имени.

Следующем этапом в развёртывание системы необходимо было создать web-страницу для входа (представлена на рисунке 1). Это было сделано с помощью сервиса Сайты Google Apps. (есть возможность создания в режиме конструктора, а также с помощью скриптов). В нашем случае была создана обычная страничка.

Рисунок 1 - Главная страница входа в систему электронного образования

В Google Apps в 2014 году появился сервис Classroom - это виртуальный класс, который позволяет создать web-страницу с размещенными ссылками на необходимый материал. Обеспечивает организовать доступ к этим материалам студентов приглашенных в данный класс. Сервис Classroom обладает следующими возможностями, представленные в виде пунктов меню: «Лента», «Учащиеся», «О сервисе». В качестве примера на рисунке 2 представлен разработанный курс «Информационные технологии».

akcz8е7 0

ЗАДАНИЕ ~ос СРОКСДАЧИ: 30 ОКТ. 201А Г. ;

Рисунок 2 - Страница виртуального курса «Информационные технологии»

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1(5) 2015

145

Вкладка «Лента» предоставляет возможность размещать объявления и задания необходимые для выполнения. При размещении задания, нужно указать срок выполнения, написать название или тему. Имеется возможность загрузить необходимые файлы для выполнения. Можно загрузить видео с сервиса Youtube или разместить ссылку на информационный ресурс. Тут же расположено

информационное табло выполнения задания студентами.

Вкладка «Учащиеся», где располагается список студентов, имеющих возможность пользоваться материалами и выполнять задания. Основными командами данного пункта меню является «пригласить учащегося»/ «удалить из списка».

Вкладка «О сервисе» отражает информацию о курсе и материалах. В нашем случае, здесь размещены номера аудиторий, где проходят очные занятия, а также материалы лекций.

Надо отметить, что формат размещения материала не привязан к определенному типу докумкнтов. Можно использовать обычный файл с расширением doc. Подготовить такой документ можно с помощью Google Docs, включающий в себя текстовый, табличный процессор и сервис для создания презентаций, а также интернет-сервис облачного хранения файлов с функциями файлообмена.

Одним из элементов контроля знаний студентов является тестирование. Этот способ контроля организован в Google Apps - сервис Google Forms (можно указать как сроки сдачи так и провести автоматический подсчет баллов по результатам тестирования).

Еще одним, из многих сервисов, доступных в Google Apps и заслуживающих внимания - Google Hangouts - программное обеспечение для мгновенного обмена сообщениями и видеоконференций, а также для он-лайн трансляции через Youtube. В службах Google Apps можно подключить множество сервисов разработанных самой компанией Google, а также сервисы разработанные сторонними компаниями.

В будущем по прогнозу специалистам из American Educational Research Association, две трети всего обучения будет осуществляться дистанционно. Скорее всего, данный прогноз стоит считать слишком оптимистичным, но несомненно одно -электронное обучение стало альтернативой традиционному и в отдельных сферах, прежде всего в корпоративной и государственной, ему будут отдавать явное предпочтение, поскольку это единственный способ быстрого обучения при минимальных затратах.

В образовательной сфере, так же как и в коммерческих учебных центрах, elearning продолжит дополнять традиционный очный вариант обучения, и в большинстве случаев наиболее целесообразным останется смешанное обучение, когда одни курсы, в зависимости от их специфики, изучаются традиционным образом, а другие - дистанционно.

Список литературы

1. Google Apps. [Офиц. сайт]. URL: https://www.google.ru/intx/ru_ru/work/apps/business. (дата обращения: 22.01.2015).

2. Духнич Ю. Тренды и прогноз по рынку электронного обучения 2014-2016. URL: http://www.smart-edu.com/docebo-e-learning-forecast-2014-2016.htmI (дата обращения: 20.01.2015).

3. Ивойлова И. Курс на Курсеру. В России появился национальный электронный университет. URL: http://www.rg.ru/2014/05/27/universaruim.html (дата обращения: 22.01.2015).

146

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1(5) 2015

4. Тимкин С. Л., EDX - люди-Х из "университетов-Х"?. URL:

http://www.omsu.ru/page.php?id=4138. (дата обращения: 22.01.2015).

5. Центр электронного обучения БГИИК. URL: http://www.edume.su (дата обращения:

02.02.2015).

6. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации. URL:

http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=173432 (дата обращения: 22.01.2015).

the implementation of e-learning in the educational

process of bsiac

R.A. Dunaev 1), A.N Chernyakov2)

Belgorod state institute of arts and culture 1)e-mail: r_dunaev@bk.ru 2)e-mail: achernyakov@mail.ru

The most important trend in determining the market development of e-learning is the increasing role of lifelong learning and its relationship with performance and capabilities of the access network with different communication devices from anywhere in the world. In the context of lifelong learning e-learning is becoming very significant, as it allows you to give students the necessary training to form the reserve very quickly, and to control the training budget strictly.

One of the forms of dynamic e-learning is a massive open online course. The marked popular platforms for massive open online courses are Coursera, EdX, and russian - Universarium. In the article the stages of deployment of e-learning on the cloud with Google Apps are discussed, they are used in the learning process by teachers and students in the areas of training 071900 "Library and information activities" of the Department of Informatics and analytical resources of the Belgorod state Institute of arts and culture.

Keywords: e-learning, cloud-based Google Apps, open online courses.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.